Если при приобретении какого – либо товара, с ним возникают проблемы (он может не подойти по размеру, фасону, расцветке, комплектации и тд.), то для этих случаев существует Закон РК «О защите прав потребителей», позволяющий осуществить возврат товара. Закон четко регулирует порядок и сроки такой процедуры и направлен на усиление защиты интересов потребителя.
В данном материале подробно рассмотрим, как можно вернуть товар и какие существуют условия для его возврата.
Потребители по вопросам защиты своих потребительских прав, могут обратиться в Комитет по защите прав потребителей МТИ РК.
Сообщить о нарушении потребительских прав в уполномоченный государственный орган можно через:
- Телеграмм-бот (kzpp_bot)
- портал электронного правительства (https://www.gov.kz/services/3130?lang=ru)
Консультацию можно получить по номерам Комитета,
+7 (7172) 75-06-49, 74-98-32, 74-98-36.
Телефон для консультации потребителей
Время работы: Пн,Вт,Ср,Чт,Пт
с 09-00/18-30 с перерывом на обед с 13-00 по 14-30
Также у населения есть возможность подать обращение в общественные объединения, субъектам досудебного урегулирования, субъектам бизнеса через Единую информационную систему защиты прав потребителей - e-tutynushy.kz.
ЕИС ЗПП - платформа, предназначенная для оперативного рассмотрения обращений по защите прав потребителей и разъяснений норм законодательства.
Покупатель вправе вернуть непродовольственную продукцию, если ему не подошла расцветка, размеры, комплектация или фасон. Чтобы вернуть продавцу товар (будь он качественный или некачественный), необходимо доказать факт его покупки именно у этого продавца. Для этого необходимо чтобы:
Если у покупателя нет ни одного из перечисленных документов, он также может обратиться к продавцу с требованием возврата. Но доказательство покупки предоставить все равно придется. Согласно закону, покупатель может предъявить:
Чтобы осуществить возврат товара надлежащего качества, покупателю нужно обратиться в место покупки в течение 14 дней с ее момента (срок обмена может быть более длительным, если это объявлено изготовителем или продавцом).
Продавец должен заменить товар на подходящий потребителю (например, с другой комплектацией или габаритами). Если цена отличается, продавец производит перерасчет. Но в случае если подходящего товара в наличии нет, покупатель может требовать обратно уплаченную сумму.
Чаще всего покупатели совершают ошибку: они обращаются с жалобой к продавцу устно. При этом бывают продавцы, которые преднамеренно затягивают с решением данной проблемы, а по истечении срока (14 дней) потребитель уже не сможет доказать, что своевременно обратился к продавцу по возврату денег или обмену товара, и по закону продавец вправе отказать в этом.
Потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с претензией об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) в добровольном порядке.
Претензия потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю) вручается 3 способами:
- нарочно (необходимо получить подпись продавца с датой о принятии данного документа)
- направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении
- по адресу электронной почты продавца (изготовителя, исполнителя), если такой адрес ранее был указан продавцом (изготовителем, исполнителем).
С этого момента продавцу дается 10 календарных дней на ответ.
Далее, если продавец отказал в удовлетворении требований либо не предоставил ответ в указанный срок, то потребитель вправе обратиться в Департамент торговли и защиты прав потребителей соответствующего региона.
После чего потребитель либо самостоятельно, либо через своего представителя вправе подать исковое заявление в суд.
Через суд он также имеет право потребовать возмещение морального вреда и неустойку за каждый день просрочки со дня предъявления претензия до дня удовлетворения требования от стоимости.
Чтобы вернуть продавцу товар (будь он качественный или бракованный), необходимо доказать факт его покупки именно у этого продавца.
- товарный или фискальный чек;
- договор, заключенный при приобретении товара.
Требуйте чек у продавца, когда оплачиваете товар.
Если товар оплатили картой, то для возврата средств передайте ее номер продавцу. Средства возвратят только на ту карту, с которой происходила оплата.
Когда получаете товар с доставкой или по почте, желательно осмотреть на месте и зафиксировать наличие недостатков.
Срок гарантии в таком случае будет исчисляться с момента доставки (передачи) продукции покупателю.
Невозможно установить день передачи? Эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Важный нюанс: если производитель указал лишь месяц и год производства, то днем изготовления считается последний день указанного месяца.
Товар надлежащего качества - его качество соответствует всем необходимым параметрам и не имеет недостатков. Но он может не подойти по размеру, по фасону, по расцветке, по комплектации. В этом случае в соответствии со ст.14 Закона РК «О защите прав потребителей» в течение 14 дней вы можете обменять товар на аналогичный, но уже подходящий по всем параметрам. В том случае, когда подобного товара не нашлось, потребитель может вернуть вещь и получить обратно уплаченную сумму.
Товар ненадлежащего качества. Согласно ст. 15 Закона РК «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Товар несоответствующий требованиям законодательства. К таким товарам относятся продукты, проданные с истекшим сроком годности, товары не соответствующие требованиям, установленным техническими регламентами, нормативным документам по продукции, в том числе выпущенным с нарушением прав интеллектуальной собственности.
Если товар надлежащего качества. Возврат и обмен для непродовольственных товаров, которыми не пользовались, возможны в течение 14 дней с момента покупки при наличии чека или подтверждения факта покупки.
Товар с обнаруженным недостатком можно вернуть в течение более длительного срока. Когда покупатель может вернуть некачественный товар:
В соответствии с п. 1-1. ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей» потребитель можете обменять или вернуть товар несоответствующий требованиям законодательства независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение 30 календарных дней со дня приобретения товара. И продавец обязан по вашему желанию или обменять товар или вернуть уплаченную вами сумму.