Неприкосновенность достоинства человека гарантирована Конституцией Республики Казахстан.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 17 Конституции Республики Казахстан).
В 1998 году Республика Казахстан присоединилась к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Государством проведены реформы в уголовном процессе, приняты меры по имплементации основных элементов международных актов.
Законодательно введен запрет на освобождение от уголовной ответственности за пытки вследствие акта амнистии или сроков давности, а также в связи с деятельным раскаянием и примирением сторон.
В реализацию Послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» за прокурором с 1 января 2023 года установлена исключительная подследственность по расследованию уголовных дел о пытках.
На основе международных стандартов разработана и утверждена Инструкция «Об организации досудебного расследования дел о пытках в органах прокуратуры».
Инструкция предусматривает обязательное проведение быстрого и беспристрастного расследования по всем фактам применения пыток, а также обязательное проведение судебно-медицинской и психолого-психиатрической экспертизы.
Разработан алгоритм действий прокуроров при регистрации заявлений (сообщений) о пытках и проведении неотложных следственных действий. Данный документ содержит пошаговый порядок действий прокурора.
В городе Атырау прокуроры раскрыли факт применения пыток 5 полицейскими в отношении доставленного гражданина. Дело с обвинительным актом на рассмотрении в суде.
Безусловно, не менее пристальное внимание уделено превенции пыток.
В целях реализации предвыборной программы Главы государства «Справедливый Казахстан - для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» совершенствуются меры по противодействию пыткам.
Генеральной прокуратурой проанализированы основные причины и условия совершения пыток, на их основе 16 января 2023 года принят совместный приказ «Об утверждении Инструкции по обеспечению соблюдения конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе и при исполнении наказания». Он утвержден первыми руководителями правоохранительных органов.
Цель совместного приказа – повысить эффективность мер по противодействию пыткам и другим недозволенным методам расследования.
Для комплексного подхода к проблеме реализуется План первоочередных мер по противодействию пыткам. В нем предусмотрены краткосрочные и долгосрочные меры, в том числе мероприятия по обеспечению круглосуточного приема заявлений, проведение внезапных проверок законности доставления в органах уголовного преследования, внедрения оценки эффективности работы и другие меры превентивного характера.
В целях совершенствования работы прокурора принята отраслевая Инструкции по надзору за конституционными правами в уголовном процессе.
Между тем, прокуроры ежедневно проверяют изоляторы временного содержания и служебные помещений органов следствия.
В отделениях полиции по всей стране находятся 285 дежурных прокуроров.
Утвержден Стандарт их работы, который направлен на защиту прав граждан, выявления пыток и проведения неотложных следственных действий.
На системной основе проводятся внезапные проверки в зданиях органов уголовного преследования, особенно в ночное время, выходные и праздничные дни.
Во всех подразделениях правоохранительных органов введен электронный учет посетителей.
Как итог, в этом году прокурорами освобождено 531 граждан, незаконно задержанных и доставленных органами следствия.
Немаловажную роль в предупреждении пыток оказывает действующая система сплошного видеонаблюдения в зданиях правоохранительных органов.
В настоящее время в следственных органах функционирует порядка 22 000 камер видеонаблюдения.
Для нормативно-правового урегулирования вопросов функционирования систем видеонаблюдения 27 февраля 2023 года совместным приказом утверждены соответствующие Правила.
Правила содержат порядок организации работы системы видеонаблюдения, обеспечения круглосуточного мониторинга, оснащения автономными резервными источниками электропитания и дополнительными комплектами оборудования и другие технические вопросы, направленные на надлежащее хранение и защиту видеозаписей.
При поступлении сообщений о пытках обеспечивается оперативная выемка видеозаписей и их исследование.
В результате принятых мер, в этом году регистрация пыток снизилась на 60% (с 687 до 277), с обвинительным актом направлено в суд 8 уголовных дел.
Старший помощник Генерального Прокурора Службы по надзору за законностю досудебного расследования и уголовного преследования Бурбаев А.Б.
С момента обретения независимости Казахстан является участником более 70 многосторонних универсальных международных договоров в области прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека и 8 правозащитных конвенций Организации Объединенных Наций (ООН), все они являются ключевыми международными инструментами защиты прав человека.
В рамках тесного сотрудничества с ООН, Казахстан своевременно направляет периодические национальные доклады о проведенных реформах и достигнутых результатах в соответствующие договорные органы ООН.
Так, 2-3 мая 2023 года в Комитете ООН против пыток (г.Женева) Республикой Казахстан защищен Четвертый периодический доклад против пыток.
Комитет ООН проинформирован о проводимых конституционных реформах, совершенствовании национального законодательства, мерах по противодействию пыткам, семейно-бытовому насилию, торговле людьми.
Комитет ООН позитивно воспринял отчет Казахстана, отметил успешность проведенных конституционных реформ, закрепление в Конституции независимости Уполномоченного по правам человека, усиление роли НПМ, отмену смертной казни, передачу тюремного медицинского обслуживания в сферу гражданского здравоохранения и другие меры.
Органы прокуратуры в пределах возложенных задач осуществляют международное сотрудничество и заключение международных договоров в уголовно-правовой сфере.
Генеральной прокуратурой Республики Казахстан за годы независимости обеспечено заключение 73 двусторонних договора с 34 странами.
В этом году ратифицированы соглашения с Францией о правовой помощи и Узбекистаном о передаче осужденных. Договоры с Кипром о правовой помощи и выдаче лиц на рассмотрении Парламента.
21 августа т.г. оформлены взаимные обязательства по передаче осужденных с Вьетнамом.
Заключение международных соглашений такого рода обусловлено требованиями ст.11 Конституции Республики Казахстан, в соответствии с которой государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Как орган, осуществляющий высший надзор, прокуратура охраняет права и свободы граждан, участвующих в уголовном процессе, создает условия для их осуществления, принимает своевременные меры к удовлетворению законных требований участников уголовного процесса.
Для обеспечения принципа неотвратимости наказания из иностранных государств экстрадируем преступников, скрывшихся от правосудия.
За последние три года иностранными государствами приняты решения о выдаче Казахстану 115 разыскиваемых лиц по подозрению в совершении противоправных деяний.
К примеру, в феврале т.г. из Польши экстрадирован подозреваемый за руководство финансовой пирамидой «QI Trade Kazakhstan» в составе транснациональной организованной группы.
Он подозревался в том, что в период с 2018 по 2020 годы будучи одним из руководителей финансовой пирамиды обманул 1 300 вкладчиков и причинил им ущерб на сумму свыше 6,3 млрд. тенге.
После совершения преступлений он скрылся от органов уголовного преследования и был объявлен в международный розыск.
Следует отметить, несмотря на отсутствие двустороннего договора с Польшей, подозреваемое лицо выдано Казахстану на основе принципа взаимности.
Это подтверждает безусловное доверие к нам, как к ответственному субъекту международных отношений, так и правовой системе и правосудию Казахстана.
Сыздыков Серик
Старший прокурор
Управления экстрадиции и международно-правовой помощи
Службы международно-правового сотрудничества
Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
Вопрос оценки качества работы правоохранительного органа является актуальным и в определенной мере касается практически каждого члена общества.
Эффективность работы органов правопорядка напрямую влияет на ощущение безопасности, защищенности и состояние законности в целом.
Объективная оценка правоохранительной деятельности позволяет определить дальнейший вектор развития органа и корректировать текущую работу.
Как показывает международный опыт универсальные подходы и инструменты оценки работы органов правоворядка отсутствуют.
Это связано со сложностью определения объективных критериев оценки правоохранительных органов того или иного государства. Все зависит от наличия наработанного опыта, текущей криминогенной ситуации и уровня доверия к правоохранительным органам.
Тем не менее, существует ряд показателей, успешно применяемых в международной практике, начиная от криминальной статистики (уровень преступности на душу населения, раскрываемость и т.д.), результатов опросов общественного мнения и уровня коррупции до уровня снижения преступности при заданном бюджете расходов на защиту правопорядка (экономический фактор) и т.д.
Во исполнение поручения Главы государства Генеральной прокуратурой с учетом международного опыта пересматривается действующая система аудита качества правоохранительной деятельности.
На сегодняшний день органы правопорядка оцениваются по ряду количественных критериев, таких как уровень общеуголовной преступности, раскрываемость убийств, дорожная безопасность (для Министерства внутренних дел). Агентства по противодействию коррупции и финансовому мониторингу оцениваются по числу коррупционных правонарушений и доле ненаблюдаемой (теневой) экономики соответственно.
Оценка охватывает результаты опросов населения об уровне доверия к правоохранительным органам, ощущениях личной, имущественной, общественной безопасности, восприятии уровня коррупции.
Помимо этого, Агентство по финмониторингу, Министерство внутренних дел и Генеральная прокуратура оцениваются по качеству оказания услуг населению, рассмотрения обращений и открытости.
Таким образом, действующая система оценки правоохранительных органов содержит весьма широкий спектр количественных и качественных критериев оценки.
Между тем в международной практике для оценки деятельности органов правопорядка широко используется потенциал экспертного сообщества. Это связано с потребностью изучения мнения лиц, знающих специфику данной сферы. Если опросы населения позволяют выяснить мнение населения в целом о состоянии правопорядка, ощущениях защищенности и безопасности, то экспертный опрос может детально раскрыть имеющиеся (возможные) проблемы и пути их решения.
Например, рекомендации ОБСЕ по реализации концепции и стратегии эффективной оценки работы полиции включают в себя проведение исследования общественного мнения и опрос целевых групп по вопросу эффективности работы полиции и ситуации с безопасностью в жилых районах и мерами ее обеспечения.
Кроме того, методика экспертного опроса применяется в исследованиях Индекса Верховенства Закона (Rule of Law Index - World Justice Project), Доклада о демократии (Democracy Report – V-Dem Institute).
Опрос экспертов, наряду с опросом населения об уровне доверия расширит оценочные инструменты, будет способствовать полноте и объективности оценки деятельности правоохранительных органов.
Это, в свою очередь, соответствует Концепции «Слышащего государства», предполагающей создание эффективных площадок коммуникации с общественностью, для выяснения и обобщения мнений по отдельным вопросам.
Старший помощник
Генерального Прокурора
Республики Казахстан
А. Шолимов
С 2020 года изменен порядок отбора и подготовки кадров на правоохранительную службу.
Новшеством для поступления на службу является прохождение первоначальной профессиональной подготовки. Это касается лиц, впервые поступающих в органы прокуратуры. Профподготовку кандидаты проходят в Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре (далее –Академия).
Порядок отбора на профессиональную подготовку и условия ее прохождения утвержден Совместным приказом трех органов: это Генеральной прокуратурой, Антикоррупционной службой и Службой экономических расследований.
Приказом унифицированы критерии отбора:
- наличие высшего образования;
- соответствие морально-психологическим, медицинским требованиям;
- отсутствие компрометирующих сведений.
Отбор на профподготовку включает в себя 6 этапов.
Первый этап. Публикация объявления на интернет-ресурсах органов прокуратуры. Объявление содержит информацию об основных требованиях к кандидату, ограничениях, связанных с прохождением службы, сроке приема документов и другое.
Второй этап. Прием документов - проводится областными прокуратурами, прокуратурами столицы и городов республиканского значения, Главной транспортной прокуратурой.
До сдачи документов кандидату необходимо пройти тестирование на знание законодательства и оценку личных качеств в Агентстве по делам госслужбы.
Третий этап. Собеседование с кандидатами. Беседа с кандидатами проводится в областных и приравненных к ним прокуратурах.
Предварительно внутренней безопасностью проводится проверка в отношении кандидата, результаты которой учитываются на собеседовании.
Кандидаты, успешно прошедшие собеседование направляются для прохождения ВВК и полиграфологического исследования.
Заключительным этапом является экзамен в Академии.
Экзамен проводится в форме устных ответов на 3 вопроса. При этом членами комиссии могут задаваться дополнительные вопросы.
Окончательное решение о зачислении на профподготовку принимаются приемной межведомственной комиссией, которой также учитываются полиграфологическое исследование.
После зачисления между кандидатом и Академией заключается контракт.
В контракте устанавливаются взаимные обязательства и ответственность сторон, предусматриваются условия и сроки дальнейшего прохождения службы и др.
На весь срок прохождения профподготовки кандидаты будут обеспечиваться ежемесячной стипендией, а также бесплатным питанием и проживанием на период обучения в Академии.
Проживание в общежитии является обязательным.
Непосредственно профессиональная подготовка включает в себя 3 этапа:
- обучение в Академии;
- стажировку в районных подразделениях;
- выпускной экзамен.
Для кандидатов в органы прокуратуры срок профподготовки составляет один год (6 месяцев обучение и 6 месяцев стажировка).
В период обучения кандидат углубленно изучает «специальные дисциплины». Это предметы, которые не предусмотрены в программе бакалавриата.
К примеру, порядок расследования преступлений, проведения прокурорских проверок, составления официальных документов, использование информационных систем и т.д.
Стажировка проводится в районных прокуратурах. После стажировки кандидат в Академии сдает выпускной экзамен, который включает в себя тестирование и решение ситуационных задач.
Успешное завершение обучения гарантирует кандидату обязательное трудоустройство.
Решение о назначении на должность в тот или иной регион будет приниматься на основании итоговых оценок, т.е. у кого рейтинг выше будут выбирать регион по желанию.
Назначение осуществляется без испытательного срока с одновременным присвоением первого классного чина. Период профессиональной подготовки засчитывается в стаж правоохранительной службы.
На сегодняшний день уже выпущены 358 слушателей, которые назначены в районные и приравненные к ним прокуратуры.
Напоминаем, что в настоящее время проводится очередной отбор, прием документов по 23 февраля т.г.
Желающих работать в органах прокуратуры просим принять участие.
Телефоны для справок: 8-71651-68-139, 8-778-672-66-24
Время работы: с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:30 часов; обед 13:00 до 14:30 часов.
Начальник Управления
Департамента кадрового развития
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
старший советник юстиции
Сакен Толеуов
Как известно, 5 ноября 2022 года принят новый Конституционный закон «О прокуратуре», который возвысил наш статус среди правоохранительных органов и расширил полномочия.
В целях реализации подпункта 22 статьи 9 данного Конституционного закона приказом Генерального Прокурора №32 от 17 января 2023 года утверждены Правила назначения и проведения органами прокуратуры проверок, анализа состояния законности, а также осуществления оценки актов, вступивших в силу (разделены на 4 главы из 58 пунктов).
Этими Правилами определены 4 исчерпывающих основания для назначения прокурорской проверки:
1) поручения Президента;
2) поручения Генерального Прокурора;
3) решения заместителей Генерального Прокурора, Главных военного и транспортного прокуроров, прокуроров областей и городов республиканского значения и столицы, районных, городских, межрайонных, специализированных прокуроров, а также военных прокуроров регионов и гарнизонов, региональных транспортных прокуроров;
4) решения Председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (далее – КПСиСУ), начальников его территориальных органов (в пределах компетенции, установленной Конституционным законом «О прокуратуре», Законом «О государственной правовой статистике и специальных учетах» и другими законодательными актами).
Но здесь необходимо отметить, что проверки по решениям прокуроров, подчиненных Генеральному Прокурору, проводятся исключительно для защиты прав, свобод и законных интересов конкретных лиц и субъектов, разделенных на 5 категорий.
Первая – это лица, которые не могут самостоятельно осуществлять их защиту. К данной категории относятся лица:
- с ограниченными возможностями, обусловленными отклонением от нормального функционирования организма;
- находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также в специальных организациях и учреждениях, в т.ч. с особым режимом содержания, специальных центрах адаптации и реабилитации;
- с психическими, поведенческими расстройствами (заболеваниями);
- признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными и лица, по иным объективным причинам не способные самостоятельно осуществлять защиту своих прав.
Вторая категория – это несовершеннолетние, т.е. лица, не достигшие 18-летнего возраста, включая детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также, находящихся в специальных организациях образования (в т.ч. с особым режимом содержания), центрах адаптации и учебно-воспитательных учреждениях.
К третьей категории отнесен неограниченный круг лиц. Это те случаи, когда массово нарушаются права группы лиц, количественный состав которых невозможно либо затруднительно заранее определить.
Четвертая категория охватывает лиц, общество и государство, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности страны.
Пятая категория касается субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны госорганов.
При этом проверки прокуроров в деятельности самих субъектов бизнеса назначаются только при наличии поручений Президента или Генерального Прокурора либо по согласованию с ними.
Для согласования такой проверки прокуроры областного уровня должны направить в Генеральную прокуратуру соответствующее ходатайство (решения по ним принимаются в течение 7 рабочих дней, а при истребовании дополнительной информации – в течение 15 рабочих дней).
Основаниями для направления ходатайства могут служить исключительно защита прав и законных интересов вышеуказанных категорий лиц, а также необходимость проведения встречной проверки.
Постановление прокурора о проведении проверки до ее начала подлежит обязательной регистрации в органах КПСиСУ (за исключением проверок, проводимых в рамках УПК, УИК, КоАП, законодательства об исполнительном производстве, в сфере оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности).
Но если ее необходимость вызвана поручениями Президента или Генерального Прокурора, а также в целях предотвращения необратимых последствий (угроза жизни, здоровью человека, законным интересам субъектов бизнеса, интересам общества и государства, массового нарушения правопорядка, социально-экономической стабильности), то регистрация может быть произведена в течение следующего рабочего дня.
Проверки проводятся только теми лицами, которые указаны в постановлении. Их состав, а также предмет и период проверки могут изменяться или дополняться только в случае невозможности оценки состояния законности без этого либо выявления явных нарушений, не отнесенных к предмету или периоду проверки.
Срок проведения прокурорской проверки составляет не более 30 рабочих дней. Но в случае необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом он может быть продлен еще до 30 рабочих дней.
Также в Правилах предусмотрены возможные основания приостановления проверки: в случаях назначения экспертизы (до получения заключения эксперта), при необходимости получения сведений и документов от третьих лиц (до их получения), возникновении обстоятельств, препятствующих проведению проверки (болезнь лица, участвующего в проверке, форс-мажорные обстоятельства, розыск лиц, причастных к предмету проводимой проверки, уклонения субъекта проверки от вручения постановления либо непредоставления доступа на проверяемый объект, совершение процессуальных действий, направление требований о проведении проверки или даче заключения).
В этом случае исчисление срока продолжается со дня возобновления проверки.
При необходимости для дачи заключений к проверке привлекаются специалисты государственных и правоохранительных органов, а также организаций любой формы собственности.
По окончании проверки, как правило, составляется справка о ее результатах и вручается субъекту в течение 5 рабочих дней.
При наличии возражений к справке проверяемый вправе в течение 3 рабочих дней предоставить их письменно.
По результатам проверки принимаются следующие решения:
1) о внесении актов прокурорского надзора (протест, санкция, указание, представление, постановление) и реагирования (ходатайство, заявление (иск), обращение, разъяснение);
2) о проведении совещаний с обсуждением результатов проверки;
3) о направлении информационных писем;
4) о направлении в уполномоченные органы требований о проведении проверки;
5) о передаче материалов для регистрации фактов в ЕРДР;
6) о регистрации материалов в КУИ и иные меры, предусмотренные уголовным законодательством;
7) об инициировании обращения в Конституционный и (или) Верховный суды.
В случаях, не требующих отлагательств, эти решения (за исключением внесения актов надзора и реагирования) могут быть приняты прокурором до завершения проверки.
Кроме того, проверка может быть поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок.
Одним из действенных мер, предусмотренных в Правилах, является право прокурора приостановить акт или действие должностного лица на срок до 3 рабочих дней в целях предотвращения реальной либо потенциальной угрозы жизни и здоровью людей, а также для стабилизации ситуации либо недопущения обострения соцнапряженности.
Постановление о таком решении подлежит незамедлительному исполнению.
Что касается анализа, то он проводится по рапорту прокурора в целях оценки состояния законности по конкретному вопросу либо в сфере правоотношений или законодательства без посещения объектов.
Это делается путем изучения статистических данных, сведений государственных и международных организаций, СМИ, материалов уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях, а также иных источников информации.
В рамках проводимого анализа прокурор вправе:
- получать доступ к информации и материалам, связанным с анализируемыми вопросами;
- вызывать и получать пояснения от физических лиц и представителей юридических лиц;
- направлять им, в т.ч. госорганам, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности, обязательные для исполнения требования;
- назначать экспертизы.
Запрашиваемая в рамках анализа информация предоставляется в установленный прокурором срок, который не должен быть менее 3 рабочих дней.
Общий срок проведения анализа, как и по проверкам, составляет 30 рабочих дней, который также при необходимости (истребование дополнительных материалов, значительный объем анализа) может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней.
При его проведении:
1) устанавливаются проблемы состояния законности и их влияние на соблюдение прав физических и юридических лиц, а также интересов общества и государства;
2) оценивается деятельность уполномоченных госорганов;
3) предлагаются:
- механизмы устранения выявленных нарушений законности, причин и условий, способствующих им;
- приоритетные направления в работе для решения системных проблем.
По результатам анализа, которые оформляются в виде справки, может быть инициирована проверка либо приняты иные решения, аналогичные итогам проверок.
Оценка актов, вступивших в силу, как одна из форм прокурорского надзора, осуществляется в ходе анализов, проверок, рассмотрения обращений, а также по поручениям Президента и Генерального Прокурора.
Также она может быть реализована по поручениям заместителя Генерального Прокурора, руководителя самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, органов военной и транспортной прокуратуры и территориальных прокуратур.
Акты и решения государственных органов (за исключением судебных актов), учреждений и иных организаций и их должностных лиц изучаются на предмет соответствия законам, наличия компетенции и полномочий по их принятию, противоречий нормативным правовым актам, в т.ч. вышестоящих уровней, наличия госрегистрации и опубликования в установленном законом порядке (при необходимости).
При установлении таких фактов прокурором приносится протест.
Он направляется тому, кто принял незаконный акт, либо в вышестоящий орган или должностному лицу.
До принятия решения по протесту прокуроры вправе приостановить исполнение опротестованного акта.
Оценка вступивших в законную силу судебных актов по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренным УПК, ГПК, АППК и КоАП.
Начальник Службы по защите
общественных интересов
Нурпеисов Сапарбек Айтуович
Вопросы продовольственной безопасности и повышения урожайности казахстанской аграрной отрасли являются одними из приоритетов надзорной деятельности органов прокуратуры.
По поручению Генеральной прокуратуры в 1-ом квартале 2021 года прокуратурой Жамбылской области проведена проверка законности расходования средств, выделенных на субсидирование сельскохозяйственной отрасли.
В рамках нее выявлены хищения на сумму свыше 400 млн тенге, выделенных на закуп предпринимателями элитных семян.
Прокуроры выяснили, что фактически сельхозпроизводителями какие-либо семена не приобретались, их посевы не производились и заявки на выплату субсидий реализаторам семян в Управление сельского хозяйства не подавались.
Учитывая, что эти действия предусматривают уголовную ответственность, 13 марта 2021 года прокуроры Жамбылской области зарегистрировали дело по статье 190 части 2 пункту 4 Уголовного кодекса, а именно, по факту мошенничества, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием пользователя информационной системы.
Ввиду того, что государству причинён ущерб в особо крупном размере, Генеральным Прокурором принято решение о проведении досудебного расследования Службой специальных прокуроров Генеральной прокуратуры.
Специальные прокуроры выяснили, по какой схеме похищались бюджетные средства.
В 2019-2020 годах злоумышленники, воспользовавшись компьютерной неграмотностью и незнанием сельхозпроизводителей нового порядка получения субсидий, под различными предлогами (продажа семян по удешевлённой цене, оказание помощи при субсидировании и т.д.) получали у глав крестьянских хозяйств их электронные цифровые ключи (ЭЦП).
Более того, в сговоре с руководителями предприятий, состоящих в реестре реализаторов семян, подозреваемые от имени глав крестьянских хозяйств подавали в Управления сельского хозяйства ряда регионов фиктивные заявки на оплату субсидий поставщикам семян (картофель, кукуруза и др.) за якобы поставленные семена.
В то же время, поставщики выписывали фиктивные электронные счета-фактуры в адрес покупателей без подтверждающих бухгалтерских документов, договоров купли-продажи.
После рассмотрения этих заявок, подтвержденных в программе «Qoldau», Управлениями сельского хозяйства регионов производилась выплата.
Эти деньги поступали на счета аффилированных лиц, где сразу обналичивались.
В рамках расследования уголовного дела подобные факты хищений выявлены в Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Туркестанской, Костанайской и Павлодарской областях.
Общая сумма ущерба составила 1,2 млрд. тенге.
В апреле 2022 года специальным прокурором уголовное дело завершено и с обвинительным актом направлено в суд для рассмотрения по существу.
В результате, к уголовной ответственности привлечено восемь лиц (3 предпринимателей и 5 посредников) по пункту 2 части 4 статьи 190 (мошенничество в особо крупном размере, группой лиц, неоднократно) и части 2 статьи 385 (подделка официального документа группой лиц) Уголовного кодекса.
06 декабря 2022 года приговором Жуалынского районного суда Жамбылской области подсудимые признаны виновными в совершении инкриминируемых деяний и осуждены к различным срокам лишения свободы от 5 до 7 лет.
Судом с указанных лиц причиненный государству ущерб взыскан в полном объеме.
Приговор в законную силу не вступил.
Жанузаков Нурасыл Болатович -
Помощник Генерального Прокурора Службы специальных прокуроров ГП
Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының Кадрларды дамыту департаментінің бастығы, аға әділет кеңесшісі Мұрат Әжінұрұлы Тлеубердиевтің Заң және Заман журналына берген сұхбаты
Сапалы кадрлық қамтамасыз ету жүйесін құру құқық қорғау органдарының алдында тұрған негізгі міндеттердің бірі болып табылады.
Осыған байланысты, 2022 жылғы 11 шілдеде «Құқық қорғау қызметі туралы» Заңға қызмет өткеру тәртібін жетілдіруге бағытталған түзетулер енгізілді.
Соңғы өзгерістер мен жаңалықтар туралы толығырақ Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының Кадрларды дамыту департаментінің бастығы, аға әділет кеңесшісі Мұрат Әжінұрұлы Тлеубердиевпен әңгімелестік.
«ЗжЗ»: Құрметті Мұрат Әжінұрұлы, журнал оқырмандарына «Құқық қорғау қызметі туралы» Заңға түзетулер енгізуге не себеп болғанын айтып беріңізші? Бұл қаншалықты маңызды және қажет болды?
М.Ә.: Құқық қорғау органдарын реформалаудың барлық кезеңдерінде кадр саясаты өзекті болып табылады.
Осыған байланысты Бас прокуратура құқық қорғау органдарымен бірлесіп, қызмет өткеру тәртібін қайта қарау бойынша кешенді жұмыс жүргізді.
Түзетулер енгізілгенге дейін «Құқық қорғау қызметі туралы» біздің салалық заңда (бұдан әрі-Заң) қызмет өткерудің негізгі ережелерін реттеу жөніндегі ведомстволық актілерді құқық қорғау органдары басшыларының қабылдау құқығы көзделген.
Яғни, қызметке конкурстық, конкурстан тыс қабылдау, кезектен тыс атақтар беру, қызметкерлерді көтермелеу, оларды тәртіптік жауаптылыққа тарту, қызметкерлердің қызметіне бағалау жүргізу және т.б. тәртібін әрбір орган өз қалауы бойынша айқындады.
Әрбір құқық қорғау органы бірдей кадрлық процестердің барлығын ведомстволық мүдделерін ескере отырып, өз бетінше реттеді.
Осылайша, Заңда көзделген құқық қорғау органдарында қызметті ұйымдастыруға деген көзқарастың біртұтастығы қағидаты жойылды.
Енгізілген түзетулер қызмет өткеру тәртібін бірізділікке келтіруге бағытталған.
Енді құқық қорғау қызметін өткерудің барлық негізгі ережелері Заңмен реттелетін болады.
Құқық қорғау, арнаулы мемлекеттік органдар қызметкерлерінің, сондай-ақ әскери қызметшілердің әлеуметтік қорғалуын күшейту бойынша түзетулердің қабылдануы – тағы бір өте маңызды өзгеріс.
«ЗжЗ»: Мурат Ажинурович, каким образом новые изменения решат вопросы, связанные с подбором кадров, и предотвратят риски поступления на службу непрофессионалов?
М.А.: Как было отмечено, качественный подбор кандидатов является одной из приоритетных задач эффективной работы правоохранительных органов.
Остановлюсь на ключевых моментах.
Сократили конкурсные процедуры.
Следует отметить, что по конкурсу поступают только на должности старшего начальствующего состава.
Это, как правило, должности областного и центрального звена.
В основном, принимаются кандидаты, имеющие опыт работы по специфическим направлениям и знания по определенным специальностям.
Ранее Закон обязывал их проходить стажировку и специальную проверку.
Полагаем, нет необходимости их стажировать. Они и без стажировки имеют нужный опыт и практику.
В этой связи, предложено стажировку из этапов конкурса исключить.
Спецпроверку вывели из этапов конкурса, поскольку ее проведение занимает порядка трех месяцев.
До получения результатов спецпроверки кандидат будет работать по трудовому договору.
Тем самым оптимизировали конкурсные процедуры для оперативного заполнения вакансий.
Во внеконкурсном порядке на службу могут быть приняты бывшие оперативные сотрудники, следователи, прокуроры, судьи в отставке, депутаты и политические госслужащие.
Здесь главное изменение – передача права приема на службу только первому руководителю. Данное право было у руководителей областного звена.
Еще один существенный момент. Ранее на службу вне конкурса могли быть приняты даже те, кто отслужил срочную службу, бывшие сотрудники с месячным стажем работы в органах.
Новыми изменениями ужесточили требования для категорий «бывших сотрудников».
Теперь бывшие сотрудники вне конкурса будут приниматься только при наличии трехлетнего стажа правоохранительной, специальной государственной либо воинской службы.
Из внеконкурсного отбора исключили лиц, отслуживших «срочную службу». Они будут поступать на общих основаниях.
Данные меры направлены на исключение приема на службу малоподготовленных людей.
Ввели порядок перевода действующих сотрудников специальных государственных органов и военнослужащих без дополнительных требований.
Ранее они должны были пройти все процедуры приема на службу. Это спецпроверка, военно-врачебная комиссия, полиграфологическое исследование, тестирование на знание законодательства, оценка личных качеств.
Теперь, действующие сотрудники специальных государственных органов и военнослужащие могут перевестись на правоохранительную службу без каких-либо барьеров.
«ЗжЗ»: Жеке құрамды нығайту бойынша қандай шаралар көзделген, құқық қорғау органдарында қызмет өткеріп жатқан қызметкерлерге қатысты өзгерістер болды ма?
М.Ә.: Жаңа түзетулермен жеке құрамның сапасын нығайтуға әсер ететін бірқатар шаралар көзделген.
Қызметті бағалау институты қайта қаралды.
Қызметі теріс бағаланған қызметкерлер енді аттестаттаудан өтеді, оның қорытындысы бойынша олардың атқаратын лауазымына сәйкестігі туралы мәселе шешілетін болады.
Бұрын жұмысы теріс бағаланған қызметкер үшін ешқандай құқықтық салдар анықталмаған болатын.
Бұл норма қызметкерлердің жұмысқа деген атүсті көзқарасын жояды және оларды кәсіби деңгейін көтеруге итермелейді деп ойлаймыз.
Түзетулермен әрбір құқық қорғау органында тәрбие, әлеуметтік-құқықтық, психологиялық және идеологиялық жұмыстарды жүргізу көзделген.
Бұл шара қызметкерлерде патриоттық сананы, конституциялық қағидаттарға, елдің ұлттық мүдделеріне адалдықты, өз міндеттерін орындауға психологиялық даярлықты және т.б. қалыптастыруға бағытталған.
Сондай-ақ түзетулер құқық қорғау органдары білім беру ұйымдарының профессорлық-оқытушылық құрамын күшейтуге бағытталған.
Қызметкерлердің кәсібилігі оларды оқыту мен біліктілігін арттырудан да байланысты екені белгілі.
Бұдан басқа, қазір қызметке қабылдау ведомстволық жоғары оқу орындары арқылы жүргізіледі, бұл оқыту сапасын арттыруды талап етеді.
Бұл үшін үлкен жұмыс тәжірибесі бар қызметкерлер, атақты профессорлар қажет.
Сонымен қатар заңда көзделген жасына, денсаулығына байланысты шектеулер мұндай адамдарды қызметке қабылдауға кедергі болды, өйткені оқытушылардың барлық штаттық лауазымдары жедел құрамға жатады.
Осыған байланысты ғылыми және профессорлық-оқытушылық құрам лауазымдарына жедел құрамның жалақысын белгілей отырып, адамдарды еңбек шарты бойынша қабылдауға бірінші басшының құқығын көздедік.
Басқа да түзетулер бар, мысалы, құқық қорғау органдарының қызметкерлері үшін бірыңғай Әдеп кодексін қабылдау. Ол құжатта қызметкерлерге қызмет өткерудің неғұрлым жоғары талаптары көзделеді.
«ЗжЗ»: Мурат Ажинурович, в Закон также включены поправки по укреплению социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Расскажите о них, пожалуйста.
М.А.: Да, усиление социальной защищенности сотрудников является одной из задач, поставленных Главой государства перед правоохранительными органами.
Особенно тех, кто погиб или получил увечья при исполнении. Семьи и дети таких сотрудников не должны оставаться без опеки государства.
Для этого семьям погибших сотрудников при исполнении будут выплачиваться ежемесячные денежные выплаты.
Такие выплаты будет получать сотрудник, который в связи с полученным увечьем не сможет продолжить службу в органах.
Получить компенсацию теперь смогут также члены семьи умершего сотрудника вследствие заболевания.
Ранее по Закону единовременная компенсация выплачивалась только в случае смерти сотрудника вследствие травмы.
Еще одна важная норма – государственные гранты для детей сотрудников, погибших или ставших инвалидами.
Дети таких сотрудников смогут бесплатно получать высшее образование в вузах страны.
Предусмотрены нормы по возмещению ущерба, причиненного здоровью и имуществу сотрудника при исполнении им своих обязанностей.
Также новыми изменениями устанавливается запрет на выселение членов семьи погибших (умерших) сотрудников из занимаемого ими жилья.
Восстанавливается право на пенсию по выслуге лет отдельной категории бывших сотрудников органов внутренних дел.
Это основные моменты, с которыми я бы хотел поделиться с читателями журнала.
Вместе с тем, работа по совершенствованию Закона в сторону улучшения условий прохождения службы в правоохранительных органах продолжается.
«ЗжЗ»: Мурат Ажинурович, спасибо большое за интервью, полагаем, что принятые нововведения повысят эффективность деятельности правоохранительных органов и будут способствовать качественному выполнению возложенных на сотрудников задач.
Редакция журнала «Заң және заман»
С момента присоединения Казахстана в 1998 году к «Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» и ратифицикации ее Факультативного протокола в 2008 году проводится работа по имплементации в национальное законодательство норм международного права.
Последовательно внедрены институты независимого мониторинга – Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) и Национальный превентивный механизм (НПМ), которые могут беспрепятственно посещать специальные учреждения без ограничения их количества, беседовать с лицами, содержащимися в специальных учреждениях, а также принимать обращения и жалобы по вопросам нарушения их прав и законных интересов.
Это важный элемент общественного контроля за соблюдением прав заключенных в местах лишения свободы.
Органы прокуратуры активно работают в сфере превенции пыток с гражданским обществом - в колониях проводятся совместные приемы осужденных с представителями НПМ и ОНК.
Это удобно тем, что прокурор на месте разрешает жалобы и обращения осужденных.
Принимаются меры по совершенствованию форм взаимодействия - практикуются совместные проверки прокуроров и НПМ по жалобам и публикациям в средствах массовой информации, участие в режимных мероприятиях (обысках).
Присутствие НПМ обеспечивает прозрачность таких мероприятий, гарантирует соблюдение защиты прав осужденных.
В настоящее время функционирует 63 учреждения УИС, в которых наказание в виде лишения свободы отбывают 28 тыс. заключенных и еще 6,1 тыс. содержатся в 16 следственных изоляторах, большинство из которых следственно-арестованные и лица, в отношении которых уголовные дела рассматриваются судом, а также ожидающие вступления приговора в законную силу.
При этом, основная масса в колониях осуждена за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также имеют 2 и более судимостей.
Надзор за колониями осуществляется на постоянной основе. Прокуроры закреплены за каждым учреждением. Посещение осуществляется как в плановом порядке, так и в любое время при наличии обращений или для проведения проверки. Для этого в каждом учреждении работают кабинеты прокурора.
Функционируют специальные почтовые ящики для подачи осужденными обращений на неправомерные действия должностных лиц. Ключи от ящиков только у прокуроров и они с периодичностью раз в неделю изымают от туда обращения.
Во всех учреждениях УИС установлено и подключено 243 терминала для подачи электронных обращений осужденными (в 2021г. установлен 121 терминал, в т.г. - 122, до конца 2025г. предусмотрено приобретение 608 терминалов на 716 млн. тенге).
С момента реализации проекта в органы прокуратуры подано более 3,5 тыс. обращений (из них 521 заявление в органы уголовного преследования, 869 ходатайств на УДО/ЗМН/КП).
Реализованы возможности биометрической авторизации осужденных посредством отпечатков пальцев, отслеживания в онлайн режиме стадии их рассмотрения и принятия решений. Установлено 122 терминала для подачи видеообращений.
Это исключает контакт осужденных с администрацией учреждения, укрытие обращений и является дополнительным рычагом превенции пыток, которые находятся в зоне пристального внимания прокуроров.
Каждый факт или сообщение о пытках расследуется органами уголовного преследования и проверяется прокурором.
С целью исключения утери доказательств и фиксации всех обстоятельств в первые сутки действует Указание Генерального Прокурора от 28 августа 2019 года «Об организации расследования фактов пыток, суицидов и членовредительств в пенитенциарной системе» за №4/1.
Следственно-оперативная группа и прокурор, получив сигнал о пытках, незамедлительно выезжают на место происшествия, где опрашивается возможная жертва пыток, проводится осмотр и изъятие вещественных доказательств, выявление лиц, причастных к пыткам.
Назначается судебно-медицинская экспертиза на предмет установления телесных повреждений.
Кроме того, в работе применяется разработанная Академией правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Методика расследования пыток на основе Стамбульского протокола (Руководство по выявлению пыток, применяемое в зарубежных правоохранительных органах).
Причины совершения пыток в колониях - подавление личности осужденных, наказание за неповиновение.
В определенной степени эту проблему поможет решить «сплошное видеонаблюдение», которое внедряется в настоящее время по предложению органов прокуратуры.
На эти цели выделены 6,3 млрд. тенге для приобретения и установки 25 тыс. камер в 63 колониях.
Планируется подключение колоний к сети, что позволит прокурорам проводить дистанционный видеомониторинг.
В настоящее время проводится законодательная работа над усилением уголовной ответственности за пытки путем перевода из категории тяжких в особо тяжкие.
Ранее уже введены запреты на применение амнистии или сроков давности за совершение пыток, освобождение от ответственности за деятельное раскаяние и примирение сторон.
Такие запреты действуют только в отношении экстремистов, террористов, педофилов и представителей ОПГ.
Прорабатывается исключение возможности назначения более мягкого наказания, условного осуждения, ужесточения ответственности за пытки, расширение субъектов, ответственных за их совершение, введение нового состава (Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение), а также определение подследственности по расследованию пыток за органами прокуратуры и ряд других поправок.
Предусмотрены и иные меры по повышению эффективности действующих механизмов обеспечения прав граждан на свободу от пыток.
В совокупности это позволит добиться эффективных изменений в искоренении пыток как системного явления, защиты прав человека в целом, повысит доверие населения к правоохранительным органам, будет способствовать получению поддержки общества в решении задач уголовного правосудия.
Ержан Жакупов
Старший прокурор
Управления надзора за законностью
в учреждениях пенитенциарной
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Приоритетом государственной политики является обеспечение соблюдения прав человека. Гарантия защиты прав граждан должна обеспечиваться через совершенствование Закона, действующих правовых инструментов.
За 9 месяцев текущего года прокурорами по линии учреждений пенитенциарной системы защищены конституционные права 2 770 осужденных.
Например, по представлению прокуратуры Карагандинской области выплачена заработная плата и доплаты 640 осужденным на сумму свыше 24 млн тенге.
11 июня 2021 года Правительством Республики Казахстан утвержден План первоочередных мер в области прав человека, предусматривающий 27 мероприятий.
Принятие плана было положительно воспринято международным сообществом, что указывает на важный этап политической модернизации в реализации конкретных мер в области прав человека.
В частности, совершенствование механизмов взаимодействия с договорными органами ООН и специальными процедурами Совета ООН по правам человека, обеспечение прав жертв торговли людьми, прав человека в отношении граждан с инвалидностью, ликвидация дискриминации в отношении женщин.
Больше всего мер планируется принять по обеспечению прав человека в области уголовного правосудия, исполнения и предупреждения пыток и жестокого обращения.
В рамках данной работы в прошлом году принят закон «Об амнистии в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан», в целях обеспечения прав осужденных на охрану здоровья внесены поправки в законодательства о поэтапной передаче функций медицинского обеспечения осужденных и следственно-арестованных из системы Министерства внутренних дел в ведение Министерства здравоохранения, внесены изменения в закон о расширении условий для трудозанятости осужденных и их социальной адаптации.
Также актуализированы нормативные постановления Верховного Суда по вопросам назначения дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельности и соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека.
В текущем году данная работа продолжена, что предусматривает последовательное принятие законодательных и практических мер в области прав человека с учетом национальных интересов с внесением изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан.
А именно, поправки предусмотрены по вопросам:
- предоставления отсрочки отбывания наказания при тяжелом заболевании осужденного;
- незамедлительного исполнения постановления суда об освобождении или замене более мягким видом наказания вследствие тяжелой болезни;
- продления срока пребывания ребенка с матерью после достижения
им трехлетнего возраста в случае освобождения ее в течение года в связи с окончанием срока или условно-досрочного освобождения, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
- обеспечение видеозаписи допросов, а также судебных заседаний;
- уточнение определения понятия «пытки», а также введение определения «жестокое обращение» (социальные учреждения с детьми и лиц с инвалидностью);
- обеспечения раздельного содержания ранее судимых от впервые осужденных путем упразднения учреждений чрезвычайной безопасности.
Данные поправки прошли всесторонние обсуждение, в котором участвовали не только государственные органы, но и гражданское общество, правозащитные организаций и ученые.
Органы прокуратуры принимают активное участие в реализации данного плана, участвуют в рабочих группах всех уровней и представленные нами замечания и предложения учитываются при подготовке соответствующих законопроектов.
В настоящее время законопроект, подготовленный Министерством внутренних дел, находится на рассмотрении в Мажилисе.
В целом эти изменения и дополнения направлены на дальнейшую гуманизацию условий содержания заключенных в учреждениях, расширение сферы применения наказаний и эффективное воспитание осужденных в пенитенциарной системе.
Олег Морозов
Начальник Управления надзора
за законностью в учреждениях
пенитенциарной системы
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
История вопроса начиналась сразу после «январской трагедии» 11 января 2022 г., когда Президент открыто озвучил проблему вывода капитала финансово-промышленных групп из Казахстана. На заседании Мажилиса Токаев поручил «Нацбанку совместно с Агентством по финансовому мониторингу и регулированию финансовых рынков обеспечить четкое наблюдение, проверку и контроль всех транзакций и лиц, необоснованно выводящих средства из страны».
Ознакомившись с отчетами Нацбанка и АФМ, президент на расширенном заседании Правительства поставил задачу «в двухмесячный срок предоставить предложения по возврату в страну незаконно вывезенных за рубеж финансовых средств и приобретенных там активов». Данный период был использован ответственными ведомствами и министерствами для проработки правовой основы, изучения международного опыта и решения основных организационных вопросов.
5 июня 2022 г. указом президента К.К.Токаева была образована Комиссия по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов. Состав этой Комиссии был максимально «утяжелен» еще в момент создания, потому что председателем стал генеральный прокурор Берик Асылов, заместителем — заместитель генпрокурора Улан Байжанов, в постоянный состав вошли председатель Комитета национальной безопасности Ермек Сагимбаев, председатель Агентства по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) Олжас Бектенов, министр внутренних дел Мара Ахметжанов, а также председатель Национального банка Галымжан Пирматов, заместитель премьер-министра — министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди, заместитель премьер-министра — министр финансов, председатель Агентства по защите и развитию конкуренции, председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, председатель Агентства по финансовому мониторингу, председатель правления акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и министр юстиции.
Поскольку в состав изначально вошли первые руководители, то межведомственная конкуренция правоохранительных структур не позволит осуществить перекосы и лоббирование чьих-то отдельных интересов на любом уровне. Об этом сразу же станет известно в Акорде. И в этом был крайне дальновидный политический расчет и понимание механизмов настоящего системного реформирования.
Президент, в силу своего многолетнего опыта государственной службы и аппаратных игр, смог изменить вектор с имитации работы на полноценные изменения. Он с самого начала открыто обозначил задачу Межведомственной комиссии: «не количество переданных в суд уголовных дел, а реальное оздоровление экономики» и создал баланс интересов, обеспечивающих высокую состязательность противодействия коррупции на всех уровнях.
Поскольку президент Токаев последователен в реализации обещанных казахстанцам системных изменений, исполнительные органы максимально обстоятельно подошли к вопросам эффективности. Первые результаты МВК были озвучены уже через пару недель после публикации указа:
— в июне с.г. был удовлетворен протест Генпрокуратуры на судебный акт, по которому государство лишилось права собственности на санаторий «Казахстан» стоимостью 12 млрд тенге в пользу АО «Народный Банк». Причем, сумма невозвращенного кредита была в 6 раз меньше – 2,6 млрд.тенге
— начата ревизия объектов, которые ранее не были конфискованы, в т.ч. были установлены 36 объектов (коммерческая и жилая недвижимость, земельные участки). По инициативе госорганов были возбуждены исполнительные производства о конфискации 8 земельных участков семьи Виктора Храпунова, расположенных в Восточном Казахстане.
— в Алматы была выявлена реализация по заниженной в 5 раз цене доли в крупнейшем оптовом рынке («Барыс-4») одной из олигополий. В июле т.г. внесен иск в целях расторжения сделки и возврата объекта государству. В начале октября рынок был возвращен в государственную собственность.
— ранее согласно постановлению Правительства и решениям судов частная фирма безвозмездно получила 629 железнодорожных путей, что привело к 10-кратному росту тарифов для перевозчиков. Решения были опротестованы, 332 подъездных и магистральных ж/д пути возвращены государству (по остальным объектам ревизия продолжается).
— в рамках демонополизации государству были переданы денежные средства и акции таких компаний, как АО «Казахтелеком» (28,75%), АО «Центр Транспортного Сервиса» (100%), ТОО «Акмолит» (100%) и другие. Предварительная стоимость этих активов – порядка 200 млрд тенге.
Уже с лета суммы возвращенных средств исчислялись сотнями миллиардов народных тенге, которые поэтапно зачисляются в бюджет государства и будут направлены на развитие Казахстана, а не других стран. Также стал очевиден сигнал всем финансовым группам о необходимости вложения прибылей в процветание родной страны и значительном сокращении схем вывода денег за рубеж, в первую очередь, за счет активного взаимодействия Казахстана с иностранными финансовыми разведками.
Об этом направлении работы МВК стоит рассказать более детально. Каждое дело о возврате активов, с одной стороны, имеет свой трек расследования, но при этом организуется по схеме параллельных финансовых проверок и обмена информацией. Для всех вовлеченных в комиссию ведомств Генпрокуратура подготовила пошаговые алгоритмы, детальные методики и непосредственно образцы запросов по возврату похищенных активов в зарубежные ведомства и финансовые организации.
Казахстан крайне оперативно принимает меры по заморозке активов в целях их последующего ареста. Были подписаны соответствующие документы и активизировано сотрудничество с организациями финансовой разведки Евросоюза, Турции, ОАЭ, с Камденской межведомственной сетью по возврату активов и «Arin AP» (Азия и Океания), отработана информация по резидентам Казахстана и объемам задекларированных ими наличной иностранной валюты при въезде и активов.
Камденская межведомственная сеть возврата активов (CARIN) была создана в 2004 году направлена на выявление, арест, замораживание, конфискация и возврат активов, имеющих отношение к преступлениям. В настоящее время сеть имеет 54 зарегистрированных юрисдикции-члена, включая 28 государств-членов Европейского Союза и девять международных организаций. Камденская сеть (CARIN) связана с другими пятью региональными межведомственными сетями по возврату активов по всему миру.
Смысл работы в том, что подобные организации содействуют международному сотрудничеству в т.ч. через неофициальные каналы связи между запрашивающими и запрашиваемыми государствами и объединяют соответствующие компетентные органы, включая сотрудников правоохранительных органов, занимающихся вопросами возврата активов. Подобное взаимодействие позволит оперативно получать данные не только по расследуемым сейчас делам, но и в будущем на постоянном системном уровне. Для финансово-промышленных группировок организация работы правоохранительных органов Казахстана на подобном уровне означает крайнюю степень сложности вывода незаконных денежных потоков и окончание эпохи безнаказанности за коррупционные и иные преступления.
При этом, реализация новых стандартов ведения бизнеса в Казахстане позволяет обеспечить иной уровень доверия со стороны иностранных инвесторов, транспарентности сделок, значимых для укрепления казахстанской экономики и реального постепенного повышения качества жизни во всех регионах страны.
Президент настойчив в важности соблюдения баланса и недопущении злоупотребления полномочиями Комиссии по отношению к добросовестному бизнесу. Поскольку человеческий фактор все же остается и перегибы, сведение личных счетов на местах и другие дискредитирующие факторы могут быть реализованы под прикрытием на местах. Подобный подход и соблюдение всех современных стандартов следствия в полном соответствии с опытом развитых стран позволит повысить уровень доверия и со стороны казахстанского бизнеса.
Высококачественная работа Межведомственной комиссии, созданной по прямому поручению президента, уже позволяет изыскивать средства, необходимые для реализации ряда социально-значимых программ, но огромный пласт работы еще впереди.
Основной целью МВК является не только розыск украденных у народа денег, но и пресечение условий, способствовавших незаконной концентрации экономических ресурсов в руках узкого круга лиц. Поэтому Комиссия особую роль отводит организации аналитической работы. На данный момент Комиссия проводит анализ с целью выявления условий, создающих необоснованных преимуществ отдельным лицам для:
1) приватизации и приобретения государственных активов с высокой маржинальностью;
2) устранения или ограничения конкуренции, позволявших генерировать сверхдоходы в секторах экономики, в том числе в сфере закупок;
3) увеличения прибыльности отдельных компаний в сфере недропользования, тяжелой промышленности, финансовом секторе, строительстве и других отраслях экономики в ущерб интересам государства путём введения привилегий в виде льготного налогообложения, тарифной политики и т.д.
Работа подобного уровня является крайне сложной и требующей высокого уровня экспертизы во множестве сфер. Подобный уровень экспертности могут предоставить неправительственные организации и гражданские специалисты. С целью вовлечения гражданского сектора в разработку действенных механизмов и взаимодействия с казахстанцами в рамках концепции «Слышащего государства» было принято решение о разработке специального веб-сайта, на котором будет спецраздел, позволяющий каждому гражданину Казахстана внести предложение по вопросам деятельности Комиссии.
Реализация подобной работы происходит по поручению президента Токаева, реализующего свои обещания по созданию реальных инструментов управления государством для каждого казахстанца, осознающего свою ответственность за состояние общества и экономики страны.
источник:https://rezonans.asia/pochemu-mvk-dostijenie-tokaeva/