С момента присоединения Казахстана в 1998 году к «Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» и ратифицикации ее Факультативного протокола в 2008 году проводится работа по имплементации в национальное законодательство норм международного права.
Последовательно внедрены институты независимого мониторинга – Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) и Национальный превентивный механизм (НПМ), которые могут беспрепятственно посещать специальные учреждения без ограничения их количества, беседовать с лицами, содержащимися в специальных учреждениях, а также принимать обращения и жалобы по вопросам нарушения их прав и законных интересов.
Это важный элемент общественного контроля за соблюдением прав заключенных в местах лишения свободы.
Органы прокуратуры активно работают в сфере превенции пыток с гражданским обществом - в колониях проводятся совместные приемы осужденных с представителями НПМ и ОНК.
Это удобно тем, что прокурор на месте разрешает жалобы и обращения осужденных.
Принимаются меры по совершенствованию форм взаимодействия - практикуются совместные проверки прокуроров и НПМ по жалобам и публикациям в средствах массовой информации, участие в режимных мероприятиях (обысках).
Присутствие НПМ обеспечивает прозрачность таких мероприятий, гарантирует соблюдение защиты прав осужденных.
В настоящее время функционирует 63 учреждения УИС, в которых наказание в виде лишения свободы отбывают 28 тыс. заключенных и еще 6,1 тыс. содержатся в 16 следственных изоляторах, большинство из которых следственно-арестованные и лица, в отношении которых уголовные дела рассматриваются судом, а также ожидающие вступления приговора в законную силу.
При этом, основная масса в колониях осуждена за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также имеют 2 и более судимостей.
Надзор за колониями осуществляется на постоянной основе. Прокуроры закреплены за каждым учреждением. Посещение осуществляется как в плановом порядке, так и в любое время при наличии обращений или для проведения проверки. Для этого в каждом учреждении работают кабинеты прокурора.
Функционируют специальные почтовые ящики для подачи осужденными обращений на неправомерные действия должностных лиц. Ключи от ящиков только у прокуроров и они с периодичностью раз в неделю изымают от туда обращения.
Во всех учреждениях УИС установлено и подключено 243 терминала для подачи электронных обращений осужденными (в 2021г. установлен 121 терминал, в т.г. - 122, до конца 2025г. предусмотрено приобретение 608 терминалов на 716 млн. тенге).
С момента реализации проекта в органы прокуратуры подано более 3,5 тыс. обращений (из них 521 заявление в органы уголовного преследования, 869 ходатайств на УДО/ЗМН/КП).
Реализованы возможности биометрической авторизации осужденных посредством отпечатков пальцев, отслеживания в онлайн режиме стадии их рассмотрения и принятия решений. Установлено 122 терминала для подачи видеообращений.
Это исключает контакт осужденных с администрацией учреждения, укрытие обращений и является дополнительным рычагом превенции пыток, которые находятся в зоне пристального внимания прокуроров.
Каждый факт или сообщение о пытках расследуется органами уголовного преследования и проверяется прокурором.
С целью исключения утери доказательств и фиксации всех обстоятельств в первые сутки действует Указание Генерального Прокурора от 28 августа 2019 года «Об организации расследования фактов пыток, суицидов и членовредительств в пенитенциарной системе» за №4/1.
Следственно-оперативная группа и прокурор, получив сигнал о пытках, незамедлительно выезжают на место происшествия, где опрашивается возможная жертва пыток, проводится осмотр и изъятие вещественных доказательств, выявление лиц, причастных к пыткам.
Назначается судебно-медицинская экспертиза на предмет установления телесных повреждений.
Кроме того, в работе применяется разработанная Академией правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Методика расследования пыток на основе Стамбульского протокола (Руководство по выявлению пыток, применяемое в зарубежных правоохранительных органах).
Причины совершения пыток в колониях - подавление личности осужденных, наказание за неповиновение.
В определенной степени эту проблему поможет решить «сплошное видеонаблюдение», которое внедряется в настоящее время по предложению органов прокуратуры.
На эти цели выделены 6,3 млрд. тенге для приобретения и установки 25 тыс. камер в 63 колониях.
Планируется подключение колоний к сети, что позволит прокурорам проводить дистанционный видеомониторинг.
В настоящее время проводится законодательная работа над усилением уголовной ответственности за пытки путем перевода из категории тяжких в особо тяжкие.
Ранее уже введены запреты на применение амнистии или сроков давности за совершение пыток, освобождение от ответственности за деятельное раскаяние и примирение сторон.
Такие запреты действуют только в отношении экстремистов, террористов, педофилов и представителей ОПГ.
Прорабатывается исключение возможности назначения более мягкого наказания, условного осуждения, ужесточения ответственности за пытки, расширение субъектов, ответственных за их совершение, введение нового состава (Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение), а также определение подследственности по расследованию пыток за органами прокуратуры и ряд других поправок.
Предусмотрены и иные меры по повышению эффективности действующих механизмов обеспечения прав граждан на свободу от пыток.
В совокупности это позволит добиться эффективных изменений в искоренении пыток как системного явления, защиты прав человека в целом, повысит доверие населения к правоохранительным органам, будет способствовать получению поддержки общества в решении задач уголовного правосудия.
Ержан Жакупов
Старший прокурор
Управления надзора за законностью
в учреждениях пенитенциарной
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан