ГП

Меню

Страницы

Статья

О проводимых мерах по превенции пыток в учреждениях УИС

С момента присоединения Казахстана в 1998 году к «Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» и ратифицикации ее Факультативного протокола в 2008 году проводится работа по имплементации в национальное законодательство норм международного права.

Последовательно внедрены институты независимого мониторинга – Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) и Национальный превентивный механизм (НПМ), которые могут беспрепятственно посещать специальные учреждения без ограничения их количества, беседовать с лицами, содержащимися в специальных учреждениях, а также принимать обращения и жалобы по вопросам нарушения их прав и законных интересов.

Это важный элемент общественного контроля за соблюдением прав заключенных в местах лишения свободы.

Органы прокуратуры активно работают в сфере превенции пыток с гражданским обществом - в колониях проводятся совместные приемы осужденных с представителями НПМ и ОНК.

Это удобно тем, что прокурор на месте разрешает жалобы и обращения осужденных.       

Принимаются меры по совершенствованию форм взаимодействия - практикуются совместные проверки прокуроров и НПМ по жалобам и публикациям в средствах массовой информации, участие в режимных мероприятиях (обысках).

Присутствие НПМ обеспечивает прозрачность таких мероприятий, гарантирует соблюдение защиты прав осужденных.

В настоящее время функционирует 63 учреждения УИС, в которых наказание в виде лишения свободы отбывают 28 тыс. заключенных и еще 6,1 тыс. содержатся в 16 следственных изоляторах, большинство из которых следственно-арестованные и лица, в отношении которых уголовные дела рассматриваются судом, а также ожидающие вступления приговора в законную силу.

При этом, основная масса в колониях осуждена за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также имеют 2 и более судимостей.

Надзор за колониями осуществляется на постоянной основе. Прокуроры закреплены за каждым учреждением. Посещение осуществляется как в плановом порядке, так и в любое время при наличии обращений или для проведения проверки. Для этого в каждом учреждении работают кабинеты прокурора.

Функционируют специальные почтовые ящики для подачи осужденными обращений на неправомерные действия должностных лиц. Ключи от ящиков только у прокуроров и они с периодичностью раз в неделю изымают от туда обращения.

Во всех учреждениях УИС установлено и подключено 243 терминала для подачи электронных обращений осужденными (в 2021г. установлен 121 терминал, в т.г. - 122, до конца 2025г. предусмотрено приобретение 608 терминалов на 716 млн. тенге).

С момента реализации проекта в органы прокуратуры подано более 3,5 тыс. обращений (из них 521 заявление в органы уголовного преследования, 869 ходатайств на УДО/ЗМН/КП).

Реализованы возможности биометрической авторизации осужденных посредством отпечатков пальцев, отслеживания в онлайн режиме стадии их рассмотрения и принятия решений. Установлено 122 терминала для подачи видеообращений.

Это исключает контакт осужденных с администрацией учреждения,  укрытие обращений и является дополнительным рычагом превенции пыток, которые находятся в зоне пристального внимания прокуроров.

Каждый факт или сообщение о пытках расследуется органами уголовного преследования и проверяется прокурором.

С целью исключения утери доказательств и фиксации всех обстоятельств в первые сутки действует Указание Генерального Прокурора от 28 августа 2019 года «Об организации расследования фактов пыток, суицидов и членовредительств в пенитенциарной системе» за №4/1.

Следственно-оперативная группа и прокурор, получив сигнал о пытках, незамедлительно выезжают на место происшествия, где опрашивается возможная жертва пыток, проводится осмотр и изъятие вещественных доказательств, выявление лиц, причастных к пыткам.

Назначается судебно-медицинская экспертиза на предмет установления телесных повреждений.

Кроме того, в работе применяется разработанная Академией правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Методика расследования пыток на основе Стамбульского протокола (Руководство по выявлению пыток, применяемое в зарубежных правоохранительных органах).

Причины совершения пыток в колониях - подавление личности осужденных, наказание за неповиновение.

В определенной степени эту проблему поможет решить «сплошное видеонаблюдение», которое внедряется в настоящее время по предложению органов прокуратуры.

На эти цели выделены 6,3 млрд. тенге для приобретения и установки 25 тыс. камер в 63 колониях.

Планируется подключение колоний к сети, что позволит прокурорам проводить дистанционный видеомониторинг.

В настоящее время проводится законодательная работа над усилением уголовной ответственности за пытки путем перевода из категории тяжких в особо тяжкие.

Ранее уже введены запреты на применение амнистии или сроков давности за совершение пыток, освобождение от ответственности за деятельное раскаяние и примирение сторон.

Такие запреты действуют только в отношении экстремистов, террористов, педофилов и представителей ОПГ.

Прорабатывается исключение возможности назначения более мягкого наказания, условного осуждения, ужесточения ответственности за пытки, расширение субъектов, ответственных за их совершение, введение нового состава (Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение), а также определение подследственности по расследованию пыток за органами прокуратуры и ряд других поправок.

Предусмотрены и иные меры по повышению эффективности действующих механизмов обеспечения прав граждан на свободу от пыток.

В совокупности это позволит добиться эффективных изменений в искоренении пыток как системного явления, защиты прав человека в целом, повысит доверие населения к правоохранительным органам, будет способствовать получению поддержки общества в решении задач уголовного правосудия.

 

Ержан Жакупов

Старший прокурор

Управления надзора за законностью

в учреждениях пенитенциарной

Генеральной прокуратуры

Республики Казахстан

Дата публикации
04 ноября 2022
Дата обновления
04 ноября 2022
Тип
Аналитическая статья

Сейчас читают

10 февраля 2025
Берик Асылов: «Каждый ребенок должен расти в безопасности»
Аналитическая статья
23 января 2025
О криминогенной ситуации за 2024 год
Аналитическая статья
19 сентября 2024
О вопросах профилактики повторной преступности, среди подучетных пробации

Социальные медиа

facebook
telegram
youtube

Меню подвал

Экранный диктор
Термины и обозначения
Политика конфиденциальности
Правила размещения информации на интернет-портале открытых данных
Концепция развития искусственного интеллекта на 2024 – 2029 годы
Концепция цифровой трансформации
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК