11 сентября 2025 года Департамент электронной и биржевой торговли Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан провёл онлайн-встречу с представителями Департамента электронной торговли Министерства коммерции Китайской Народной Республики. В мероприятии также приняли участие представители Управления коммерции Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР).
В ходе переговоров стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в области электронной торговли в рамках Меморандума о взаимопонимании, подписанного в текущем году между Министерством торговли и интеграции РК и Министерством коммерции КНР.
Отмечено, что Казахстан демонстрирует устойчивый рост в данной сфере: по итогам 2024 года объём онлайн-продаж составил 3,2 трлн тенге, или 14,1% от общего объёма розничной торговли.
Стороны рассмотрели ключевые направления дальнейшего взаимодействия, включая развитие национальных павильонов Казахстана на китайских онлайн-площадках, использование складской инфраструктуры СУАР для стимулирования электронной торговли, изучение возможностей пилотных зон КНР, обучение и участие Казахстана в предстоящих международных выставках в Китае.
Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан подтверждает свою приверженность открытому диалогу и выражает готовность к дальнейшей совместной работе с китайскими партнёрами по развитию сотрудничества в сфере электронной торговли.
Информация об аккредитованных организациях в Экспертном совете по вопросам частного предпринимательства при Министерстве торговли и интеграции Республики Казахстан
|
№ |
Наименование |
|
1. |
Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» |
|
2. |
Объединение юридических лиц «Союз промышленников и предпринимателей «Национальная индустриальная палата Казахстана» |
|
3.
|
Объединение юридических лиц «Союз Торговых Сетей Республики Казахстан» |
|
4. |
Объединение юридических лиц «Ассоциация добросовестных производителей, импортеров и продавцов алкогольной и табачной продукции Казахстана «КазАлкоТабак» |
|
5. |
Объединение юридических лиц «Казахстанская ассоциация региональных экологических инициатив «EcoJer» |
|
6. |
Объединение юридических лиц «Ассоциация Цифровой Казахстан» |
|
7. |
Объединение юридических лиц «Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KazEnergy» |
|
8. |
Объединение юридических лиц «Союз пивоваров Казахстана» |
|
9. |
Объединение юридических лиц «Ассоциация Казахстанского АвтоБизнеса» |
|
10. |
Объединение юридических лиц «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» |
|
11. |
Объединение юридических лиц «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий» |
|
12. |
Республиканское объединение юридических лиц «Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана» |
|
13. |
Объединение юридических лиц |
|
14. |
Объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Ассоциация «Экономика простых вещей Северного Казахстана» |
|
15. |
Объединение юридических лиц |
|
16. |
Объединение юридических лиц «Ассоциация химической промышленности KAZХИМИЯ» |
|
17. |
Объединение юридических лиц и индивидуальных предпренимателей «Ассоциация «Институт оценки регуляторного и налогового воздействия на бизнес «Bastama» |
|
18. |
Объединение юридических лиц «Евразийская промышленная Ассоциация» |
|
19. |
Объединение юридических лиц «Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций «KAZLOGISTICS» (Союз транспортников Казахстана) |
|
20. |
Объединение юридических лиц «Национальная ассоциация экспортеров «KazGrain» |
|
21. |
Объединение юридических лиц «Союз обрабатывающей промышленности» |
|
22. |
Объединение юридических лиц «Ассоциация экспертных организаций в сфере технического регулирования и стандартизации» |
|
23. |
Объединение юридических лиц «Национальная Ассоциация пищевой промышленности Казахстана» |
|
24. |
Объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Национальная ассоциация информационных технологий Казахстана» |
|
25. |
Объединение юридических лиц в форме «Ассоциация поддержки и развития фармацевтической деятельности Республики Казахстан» |
|
26. |
Объединение юридических лиц «Ассоциация международных фармацевтических производителей в Республике Казахстан» |
|
27. |
Объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Национальная Ассоциация табачных и никотиносодержащих изделий» |
|
28. |
Объединение юридических лиц «Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Республики Казахстан» |
|
29. |
Объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Ассоциация владельцев региональной торговой недвижимости в РК» |
|
30. |
Общественное объединение «Сообщество казахстанских ИТ - менеджеров» |
|
31. |
Объединение юридических лиц «Саморегулируемая организация «Ассоциация казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков» |
|
32. |
Объединения юридических лиц «Ассоциация биржевого рынка Казахстана» |
|
33. |
Объединения юридических лиц «Национальная ассоциация переработчиков масличных культур» |
|
34. |
Объединения юридических лиц «Казахстанская ассоциация по управлению отходами «KazWaste» |
|
35. |
Объединения юридических лиц «Казахстанский Автомобильный Союз» |
|
36. |
Объединения юридических лиц «Ассоциация электромашиностроителей Казахстана» |
|
37. |
Объединения юридических лиц «Казахстанская Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой, компьютерной техники и сложных технических систем «КАТЭКС» |
|
38. |
Объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в форме Союза «Союз Автомобильных Перевозчиков и Экспедиторов Казахстана» |
6 августа текущего года в Министерстве торговли и интеграции Республики Казахстан под председательством директора Департамента электронной и биржевой торговли Г.Б.О. Мейрбаевой состоялось рабочее совещание с участием представителей электронных торговых площадок.
Главной темой встречи стало обсуждение актуальных вопросов правового регулирования электронной торговли, включая соблюдение требований национального законодательства, запрет на онлайн-продажу товаров, ограниченных к реализации, обеспечение прозрачности цифровых платформ, а также продвижение отечественных товаров под маркировкой «Сделано в Казахстане».
Представители Министерства акцентировали внимание на необходимости строгого соблюдения норм действующего законодательства всеми участниками рынка. Особо отмечено, что развитие электронной торговли должно основываться на принципах ответственности, равного доступа и защиты прав потребителей.
По итогам совещания электронным торговым площадкам поручено:
•обеспечить соблюдение законодательства в части ограничения продажи запрещённых товаров;
•представить информацию о создании отдельного раздела «Сделано в Казахстане» с конкретными сроками запуска;
•представить поэтапный план внедрения государственного языка в интерфейсах платформ.
Министерством также будут инициированы рабочие встречи с профильными государственными органами с целью разъяснения норм законодательства, регулирующего деятельность онлайн-торговли.
Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан подтверждает готовность к открытому диалогу с участниками рынка и подчёркивает приоритет формирования прозрачной, справедливой и конкурентоспособной среды электронной торговли, способствующей продвижению отечественной продукции и защите интересов потребителей.
В рамках совместной работы с Генеральной прокуратурой, Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан под председательством вице-министра А.И. Нусупова 4 августа 2025 года состоялось совещание по вопросам противодействия кибермошенничеству в сфере электронной торговли.
На совещании приняли участие представители государственных органов (ГП, МВД, МЦРИАП) и крупнейших онлайн-платформ (маркетплейсов), отраслевых объединений. В ходе совещания обсуждались актуальные вызовы в сфере e-commerce, включая совершенствование законодательства об электронной торговле, вопросы усиления мер по защите прав потребителей и ответственности интернет-площадок, внедрения антифрод-систем для борьбы с кибермошенничеством.
Особое внимание было уделено необходимости выстраивания эффективного взаимодействия между государством и бизнесом для обеспечения прозрачности, доверия и устойчивого роста в сфере электронной торговли.
По итогам совещания даны конкретные поручения уполномоченным государственным органам, в том числе по разработке плана мероприятий по противодействию кибермошенничеству на онлайн-платформах.
Министерство выразило готовность к открытому диалогу с участниками рынка и обозначило приоритет — формирование безопасной и конкурентоспособной цифровой торговой среды в Казахстане.
1 августа 2025 года Департамент электронной и биржевой торговли Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан совместно с бизнес-сообществом на площадке НПП «Атамекен» провел обсуждение проекта национального стандарта Республики Казахстан «Фулфилмент-центры в сфере электронной торговли».
На фоне стремительного роста электронной торговли и увеличения объёмов онлайн-продаж особое значение приобретает развитие современной логистической инфраструктуры. Наличие эффективных логистических решений становится стратегически важным элементом для устойчивой работы маркетплейсов и интернет-магазинов, а также для обеспечения высокого качества сервиса потребителям.
В рамках реализации Национального плана стандартизации до 2025 года, по заказу Минторга, Казстандартом разработан проект стандарта, направленного на систематизацию и развитие фулфилмент-услуг в стране. Документ охватывает ключевые направления — логистику, складское хранение, обработку заказов, упаковку, доставку, реализацию, а также сопутствующие сервисы в электронной торговле.
Проект стандарта призван установить единые требования к организации и функционированию фулфилмент-центров, тем самым способствуя повышению прозрачности, стандартизации процессов и упрощению взаимодействия между всеми участниками рынка электронной коммерции.
Предлагаемый стандарт ориентирован на потребности интернет-магазинов, маркетплейсов, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере e-commerce, и призван стать важным шагом на пути к формированию устойчивой, конкурентоспособной и технологически развитой инфраструктуры цифровой торговли в Республике Казахстан.
Объем электронной торговли за 2024 год составил 3,2 трлн. тенге, доля ЭТ от розничной торговли более 14,1%.
Доля маркетплейсов (ЭТП) в общем объеме электронной торговли составляет 84,9%.
Наиболее популярными маркетплейсами и интернет-магазинами на территории РК являются: Kaspi.kz, OZON, Wildberries, Halyk Market, Forte Market, Jusan Market и другие.
Ассортимент товаров постоянно меняется с учетом потребностей населения. По данных БНС по итогам 2024 года наибольшая доля от общего объема розничной реализации товаров через маркетплейсы составили:
- телефоны и гаджеты – 27,4%;
- бытовая техника – 13,3%;
- одежда, обувь и спортивные товары – 10,4%;
- компьютерные товары, программное обеспечение – 5,7%,
- автотовары – 5,6%
- оставшиеся 37,6%: продукты питания, красота и здоровье (косметика, парфюмерия и т.д.), товары для дома и дачи, мебель, строительство и ремонт.
По данным Комитета государственных доходов МФ отечественными маркетплейсами произведена уплата налогов за 3 года на сумму 332,5 млрд. тенге (2022 год – 62,6 млрд. тенге, 2023 год – 119,3 млрд. тенге, 2024 год – 150,4 млрд. тенге).
Иностранными компаниями, осуществляющих электронную торговлю товарами, оказание услуг в электронной форме физическим лицам, введен так называемый налог на Google (импортный налог) – условную регистрацию прошли 108 иностранных компаний, сумма уплаченных ими налогов составила 91,4 млрд. тенге (2022 г. – 10,4 млрд. тенге, 2023 г. – 24,3 млрд. тенге, 2024 г. – 35 млрд. тенге, 4 мес. 2025 г. – 21,7 млрд. тенге).
Утвержден План развития электронной торговли до 2027 года (приказ и.о. Министра № 121 от 27.03.2025 года), который включает вопросы по совершенствованию законодательства по вопросам электронной торговли, запуску курсов обучения электронной торговле во всех регионах страны, по внедрению финансовых мер государственной поддержки для предпринимателей в электронной торговле и по взаимодействию с международными онлайн торговыми платформами для продвижения отечественных товаров на экспорт и другие.