Что делать, если продавец или сервис отказывается вернуть деньги?

Введение

Каждый гражданин Казахстана имеет право вернуть товар ненадлежащего качества, обменять его или получить обратно деньги, если товар или услуга не соответствует заявленным характеристикам.

Однако на практике встречаются случаи, когда продавец или сервис отказывается принимать товар обратно или возвращать деньги.

В таких ситуациях важно знать свои права и понимать, куда обращаться, чтобы получить законную защиту.

Нормативно-правовая база

Право потребителя на возврат и обмен товара закреплено в следующих документах:

  1. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей»
  2. Гражданский кодекс РК (договор купли-продажи, сроки предъявления требований)
  3. Закон РК «О регулировании торговой деятельности»
  4. Об административных правонарушениях(ответственность продавца за нарушение прав потребителя)
  5. Правила розничной торговли

Обратиться в Комитет по защите прав потребителей (при Министерстве торговли и интеграции)

Если нарушение серьёзное (например, систематический отказ продавца):

  • можно обратиться в территориальный департамент;
  • жалоба рассматривается комиссией;
  • продавец может быть привлечён к ответственности по КоАП РК.

Если продавец или сервис отказывается возвращать деньги, гражданин имеет полное право требовать защиту своих интересов.

Какие товары НЕ подлежат возврату?

Согласно Постановлению Правительства РК утверждён перечень товаров, которые не подлежат возврату и обмену, например:

  • лекарственные средства и медицинские изделия;
  • нательное бельё;
  • чулочно-носочные изделия;
  • животные и растения;
  • метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки;
  • абонентские устройства сотовой связи.

Если товар из этого перечня, продавец имеет право отказать.

В каких случаях деньги должны вернуть?

Гражданин имеет право на возврат, если:

  • товар не соответствует качеству;
  • в товаре обнаружен дефект, который невозможно устранить;
  • оказанная услуга выполнена ненадлежащим образом;
  • продавец предоставил недостоверную информацию (о составе, характеристиках, сроках годности и т. д.);
  • товар не был использован, сохранён его товарный вид (для товаров надлежащего качества, подлежащих обмену или возврату);
  • срок обмена/возврата не истёк.

Пошаговый порядок действий, если продавец отказывается вернуть деньги

Подготовить доказательства

В случае отсутствия чека необходимо предоставить любые доказательства приобретения товара (переводы, выписка с банковской карты, электронный чек, гарантийный талон с отметками магазина, фото или видеоматериалы, а также свидетельские показания).

Обратиться к продавцу письменно

Составьте краткую претензию:

  • что купили;
  • когда и где;
  • в чём проблема;
  • что хотите: обмен, ремонт или возврат денег.

Продавец обязан рассмотреть претензию в течение 10 календарных дней