ОТЧЕТ
о деятельности ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области»
по оказанию государственных услуг за 2024 год
1) Сведения об услугодателе.
ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области» (далее - Управление) в соответствии с Реестром государственных услуг оказывает разрешительные функции в сфере оказания государственных услуг в сфере архитектуры, градостроительства и строительства по 5-ти видам государственных услуг.
2) Информация о государственных услугах:
Управление оказывает 5 видов государственных услуг:
- «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы» (услуга платная, 10 МРП);
- «Выдача лицензии на проектную деятельность» (услуга платная, 10 МРП);
- «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность» (услуга платная, 10 МРП);
- «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (услуга бесплатная);
- «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» (услуга бесплатная, полностью автоматизированная).
Услуги оказываются исключительно через электронный портал «Е-лицензирование».
Государственных услуг, оказываемых через Государственную корпорацию "Правительство для граждан" не имеется.
Услуг оказываемых в бумажном виде не имеется.
Перевод государственных услуг в электронный формат – 100 %. Результат услуги выдается в электронном виде и размещается в государственной базе данных «Е-лицензирование» и в личном кабинете заявителя.
Все виды государственных услуг Управлением оказываются в соответствии с Законом «О государственных услугах», утвержденными стандартами и правилами государственных услуг.
Количество утвержденных подзаконных нормативных правовых актов, определяющих порядок оказания государственных услуг – 3.
3) Информация о наиболее востребованных государственных услугах. Наиболее востребованные государственные услуги - «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы»; «Выдача лицензии на проектную деятельность»; «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность»; «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Всего за 2024 год в Управление поступило 530 заявлений на оказание государственных услуг (на 8 % больше чем в 2023 – 492), из них добровольно отозвано заявителями по причине некорректного заполнения, ошибочно приложенных документов и др. – 228 заявок (250- в 2023 году), рассмотрено – 302 заявки, оказано - 203 государственные услуги (67 % от рассмотренных заявок).
По государственным услугам в части лицензирования – оказано 148 государственных услуг (на 32 % больше чем в 2023 – 100 услуг), в том числе: выдана - 61 лицензия, переоформлено – 75 лицензий, выдано приложений к лицензии (дополнительных видов работ) - 12 заявителям.
По государственной услуге «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» заявителям оказано - 53 государственные услуги (на 12 % больше чем в 2023 – 47), в том числе выдан– 51 аттестат, переоформлено 2 аттестата.
По государственной услуге «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» выдано в атоматизированном режиме в 2024 году – 2 свидетельства. Услуга полностью автоматизирована с выдачей результата государственной услуги в течение 20 – 40 минут.
В целом общее количество оказанных услуг в 2024 году по сравнению с 2023 годом увеличилось на 35% с 150 до 203.
При соответствии заявки Стандарту государственной услуги и выполнении предъявляемых квалификационных требований, результат государственной услуги размещается на сайте «Е-gov» и в личном кабинете заявителя.
Отрицательный результат в оказании государственной услуги оформляется мотивированным отказом с указанием причин отказа и ссылкой на действующее законодательство.
Кроме того, с улугополучателями на постоянной основе ведется консультационная работа. Телефон для консультаций по получению государственных услуг – 8 7162 50-32-07.
1) Сведения об источниках и местах доступа к информации о порядке оказания государственных услуг.
Управлением на постоянной основе размещаются разъяснительные и информационные материалы по вопросу оказания государственных услуг через социальные сети, СМИ, функционируют страницы и аккаунты в социальных сетях Facebook (управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области; Управление ГАСК Акмолинской области) и Instagram (upr_gask_aqmola). Ссылка на официальный сайт Управления https://gask.akmo.gov.kz.
За 2024 год на страничках социальных сетей размещено 35 публикаций на государственном и русском языках. Проведено 7 прямых эфиров с участием сотрудников Управления, размещено 7 ссылок на информационный материал.
На официальном сайте Управления опубликовано 14 публикаций и статей на государственном и русском языках.
2) Информация о публичных обсуждениях проектов стандартов государственных услуг.
Стандарты государственных услуг «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы», «Выдача лицензии на проектную деятельность», «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность», «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», а также «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» прошли публичное обсуждение 20 августа 2020 года. Изменений в действующем законодательстве в части стандартов в 2024 году не было.
3) Мероприятия, направленные на обеспечение прозрачности процесса оказания государственных услуг (разъяснительные работы, семинары, встречи, интервью и иное).
Отчет о деятельности Управления по оказанию государственных услуг ежегодно для публичного обсуждения размещается на официальном сайте Управления, в социальных сетях и в средствах массовой печати. При размещении отчетов у целевой аудитории имеется возможность размещать комментарии и предложения.
В рамках повышения эффективности качества оказания государственных услуг и недопущения снижения уровня удовлетворенности услугополучателей, Управление на постоянной основе проводится консультативная работа с заявителями.
Вместе с тем сообщаем, что при оказании государственных услуг в активном режиме проводится разъяснительная работа по установлению обратной связи с заявителями (объясняются причины отказа, разъясняются права заявителя, а также доводится, что при устранении причин отказа заявитель имеет право обратиться повторно).
За 2024 год выдано 99 отказов. По данному показателю Управления прослеживается устойчивая динамика на снижение за последние 4 года (2021 г. - 230, 2022 г. – 158, 2023 г. – 92).
С каждым заявителем проводится разъяснительная работа. Результатами данной работы за последние 5 лет (2019-2024 гг.) является отсутствие жалоб и обращений по качеству оказания государственных услуг в Управление и уполномоченные органы.
1) Результаты оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг.
В результате оптимизации и автоматизации государственных услуг, сокращен пакет документов для подачи заявления на оказание государственной услуги, были сокращены сроки рассмотрения документов до 5-ти рабочих дней, услуги перерведены полностью в электронный формат, позволяющий заявителю подавать заявку не выходя из дома (по всем видам лицензирования - «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы»; «Выдача лицензии на проектную деятельность»; «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность»).
В целях исключения коррупционных рисков при оказании государственных услуг исключен живой контакт при выдаче лицензий. При аттестации внедрена функция тестирования экспертов по технадзору, техобследованию и экспертизе в единой системе аттестации на платформе «E-gov», где исключена возможность подмены аттестуемого и влияние на результаты тестирования.
В настоящее время уполномоченным органом ведется работа по переводу государственных услуг по разрешительным документам в сфере лицензирования в полностью автоматизированный режим. Ведется работа в данном направлении.
2) Мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников в сфере оказания государственных услуг.
Сотрудники Управления на постоянной основе проходят курсы повышения квалификации в сфере оказания государственных услуг.
Дата прохождения последних курсов по данной тематике руководителя Отдела лицензирования и аттестации Уалиевой А.Т. - март 2024 года, главного специалиста отдела Тогайбек Б.С. - сентябрь 2024 года.
3) Нормативно-правовое совершенствование процессов оказания государственных услуг.
Управлением периодически направляются предложения в вышестоящие и уполномоченные органы по совершенствованию оказания государственных услуг.
Одно из таких предложений - необходимость интеграции электронных баз данных и обеспечению доступа сотрудников Управления к базе данных по социальным отчислениям при проверке достоверности сведений по трудовому стажу при лицензировании и аттестации (интеграция ГБД ИС «Е-лицензирование» и систем: 1) Информационная система «Единая система управления высшим образованием» и 2) Информационная система «Государственный центр выплаты пенсий»).
Также, имеется правовой пробел. В Реестре государственных услуг, утвержденном Приказом и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 31 января 2020 года № 39/НҚ (с поправками в редакции приказа Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 18.05.2022 № 170/НҚ) полностью отсутствует подвид государственной услуги – Переоформление лицензии при реорганизации юридического лица-лицензиата в форме слияния, реорганизации юридического лица-лицензиата в форме преобразования, реорганизации в форме присоединения юридического лица-лицензиата к другому юридическому лицу». При формировании отчетных данных государственные услуги по данному подвиду деятельности не могут быть отражены в отчетности, что приводит к искажению отчетности.
Отсутствует техническая возможность для оказания государственной услуги (переоформление). Государственной услугой «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» предусмотрено переоформление действующих аттестатов эксперта по различным основаниям. Однако в системе «Е-лицензирование» функционал для этой процедуры не предусмотрен.
Заявители не могут подать на переоформление установленным для этого способом. Для того чтобы осуществить данную услугу заявителю приходится заново подавать заявку на получение аттестата как впервые получающему с приложением скана рукописного заявления на переоформление, что не соответствует Стандарту услуги.
Предложения направлены и находятся на рассмотрении в уполномоченном органе – Комитете по делам строительства и ЖКХ МИИР РК.
1) Информация о жалобах услугополучателей по вопросам оказания государственных услуг.
Жалоб и обращений на качество оказания государственных услуг за 2024 год в Управление и уполномоченный орган не поступало.
2) Результаты внутреннего контроля за качеством оказания государственных услуг.
Нарушений не выявлено.
3) Результаты контроля за качеством оказания государственных услуг, проведенного уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг.
В период с 04.11. по 29.11.2024 г. уполномоченным органом -Департаментом Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области проведена проверка деятельности Управления в сфере оказания государственных услуг за последние 3 года (2021-01.11.2024 гг,).
Согласно Представления Департамента Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области по устранению нарушений, грубых нарушений порядка и сроков оказания не выявлено.
По результатам проверки выявлены факты субъективного характера (5 фактов за 2023 год) по нарушениям по времени оказания государственных услуг в системе «Е-лицензирование» в нерабочее время после 18.30 ч. (начиная с 18.41 ч. до 19.01 ч.).
29 ноября 2024 года в Управлении проведено совещание, где до всех сотрудников, в том числе Отдела лицензирования и аттестации, были доведены требования неукоснительного соблюдения трудовой дисциплины, а также законодательства в сфере оказания государственных услуг, в том числе по нарушениям выявленным в ходе плановой проверки Департамента. Сотрудникам допустившим вышеуказанные нарушения были сделаны устные замечания.
4) Результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг.
Результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг за 2024 год опубликованы на официальном сайте Управления, в социальных сетях и интернет-ресурсах опубликованы ссылки.
Мониторингом государственные услуги оказываемые Управлением не охвачены.
Перспективы дальнейшей эффективности и повышения удовлетворенности услугополучателей качеством оказания государственных услуг.
Управлением и в дальнейшем будут приниматься меры по повышению удовлетворенности услугополучателей качеством оказания государственных услуг, такие как размещение в средствах массовой печати разъяснительной информации по получению услуг, на сайте Управления и участие в проводимых ярмарках государственных услуг.
Для удобства услугополучателей на официальном сайте размещена пошаговая иллюстрированная Памятка по получению государственной услуги «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы», от начала регистрации на сайте «Е-лицензирования» до конечной отправки заявки услугодателю.
В рамках повышения эффективности качества оказания государственных услуг и недопущения снижения уровня удовлетворенности услугополучателей, Управление на постоянной основе проводится консультативная работа с заявителями и обеспечивается обратная связь с заявителями.
Предложения, замечания, рекомендации по обсуждению отчета за 2024 год о деятельности ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области» по вопросам оказания государственных услуг принимаются в разделе “комментарии” и по электронному адресу gask@aqmola.gov.kz.
Руководитель
Управления государственного
архитектурно-строительного контроля
Акмолинской области Б. Оспанбеков
ОТЧЕТ
о деятельности ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области»
по оказанию государственных услуг за 2023 год
1) Сведения об услугодателе.
ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области» (далее - Управление) в соответствии с Реестром государственных услуг оказывает разрешительные функции в сфере оказания государственных услуг в сфере архитектуры, градостроительства и строительства по 5-ти видам государственных услуг.
2) Информация о государственных услугах:
Управление оказывает 5 видов государственных услуг:
- «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы» (услуга платная, 10 МРП);
- «Выдача лицензии на проектную деятельность» (услуга платная, 10 МРП);
- «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность» (услуга платная, 10 МРП);
- «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (услуга бесплатная);
- «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» (услуга бесплатная, полностью автоматизированная).
Услуги оказываются исключительно через электронный портал «Е-лицензирование».
Государственных услуг, оказываемых через Государственную корпорацию "Правительство для граждан" не имеется.
Услуг оказываемых в бумажном виде не имеется.
Перевод государственных услуг в электронный формат – 100 %. Результат услуги выдается в электронном виде и размещается в государственной базе данных «Е-лицензирование» и в личном кабинете заявителя.
Все виды государственных услуг Управлением оказываются в соответствии с Законом «О государственных услугах», утвержденными стандартами и правилами государственных услуг.
Количество утвержденных подзаконных нормативных правовых актов, определяющих порядок оказания государственных услуг – 3.
3) Информация о наиболее востребованных государственных услугах. Наиболее востребованные государственные услуги - «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы»; «Выдача лицензии на проектную деятельность»; «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность»; «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услугв сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Всего за 2023 год Управлением рассмотрено 492 заявок на оказание государственных услуг, из них добровольно отозвано заявителями по причине некорректного заполнения, ошибочно приложенных документов и др. – 250 заявок, рассмотрено – 242 заявки, оказано - 150 государственных услуг (61% от рассмотренных заявок).
По государственным услугам в части лицензирования – оказано 100 государственных услуг, в том числе: выдано - 38 лицензий, переоформлено – 55 лицензий, выдано приложений к лицензии (дополнительных видов работ) - 7 заявителям.
По государственной услуге «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» оказано - 47 государственная услуга, в том числе выдано заявителям – 40 аттестатов, переоформлено 7 аттестатов.
По государственной услуге «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» выдано в атоматизированном режиме в 2022 году – 3 свидетельства. Услуга полностью автоматизирована с выдачей результата государственной услуги в течение 20 – 40 минут.
В целом общее количество оказанных услуг в сравнении с 2022 годом в 2023 году снизилось на 10%, за счет снижения количества заявок на получение госуслуг с 534 до 492.
При соответствии заявки Стандарту государственной услуги и выполнении предъявляемых квалификационных требований, результат государственной услуги размещается на сайте «Е-gov» и в личном кабинете заявителя.
Отрицательный результат в оказании государственной услуги оформляется мотивированным отказом с указанием причин отказа и ссылкой на действующее законодательство.
1) Сведения об источниках и местах доступа к информации о порядке оказания государственных услуг.
Управлением на постоянной основе размещаются разъяснительные и информационные материалы по вопросу оказания государственных услуг через социальные сети, СМИ, функционируют страницы и аккаунты в социальных сетях Facebook (управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области; Управление ГАСК Акмолинской области) и Instagram (upr_gask_aqmola). Ссылка на официальный сайт Управления https://gask.akmo.gov.kz.
За 2023 год на страничках социальных сетей размещено 23 статьи и 4 объявления на государственном и русском языках, итого 27 публикаций. Проведено 6 прямых эфиров с участием сотрудников Управления, размещено 3 ссылки на информационный материал, проведено 3 технические учебы.
2) Информация о публичных обсуждениях проектов стандартов государственных услуг.
Стандарты государственных услуг «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы», «Выдача лицензии на проектную деятельность», «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность», «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», а также «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» прошли публичное обсуждение 20 августа 2020 года. Изменений в действующем законодательстве в части стандартов в 2023 году не было.
3) Мероприятия, направленные на обеспечение прозрачности процесса оказания государственных услуг (разъяснительные работы, семинары, встречи, интервью и иное).
Отчет о деятельности Управления по оказанию государственных услуг ежегодно для публичного обсуждения размещается на официальном сайте Управления, в социальных сетях и в средствах массовой печати. При размещении отчетов у целевой аудитории имеется возможность размещать комментарии и предложения.
В рамках повышения эффективности качества оказания государственных услуг и недопущения снижения уровня удовлетворенности услугополучателей, Управление на постоянной основе проводится консультативная работа с заявителями. Телефон для консультаций по получению государственных услуг – 8 7162 50-32-07.
Вместе с тем сообщаем, что при оказании государственных услуг в активном режиме проводится разъяснительная работа по установлению обратной связи с заявителями (объясняются причины отказа, разъясняются права заявителя, а также доводится, что при устранении причин отказа заявитель имеет право обратиться повторно).
За 2023 год выдано 92 отказа (на 42 % меньше по сравнению с предыдущим годом - 158). По данному показателю Управления прослеживается устойчивая динамика на снижение за последние 3 года (2021 г. - 230, 2022 г. – 158, 2023 г. – 92).
С каждым заявителем проводится разъяснительная работа. Результатами данной работы за 2019-2023 годы является отсутствие жалоб и обращений по качеству оказания государственных услуг в Управление и уполномоченные органы.
1) Результаты оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг.
В результате оптимизации и автоматизации государственных услуг, сокращен пакет документов для подачи заявления на оказание государственной услуги, были сокращены сроки рассмотрения документов до 5-ти рабочих дней, услуги перерведены полностью в электронный формат, позволяющий заявителю подавать заявку не выходя из дома (по всем видам лицензирования - «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы»; «Выдача лицензии на проектную деятельность»; «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность»).
В целях исключения коррупционных рисков при оказании государственных услуг исключен живой контакт при выдаче лицензий. При аттестации внедрена функция тестирования экспертов по технадзору, техобследованию и экспертизе в единой системе аттестации на платформе «E-gov», где исключена возможность подмены аттестуемого и влияние на результаты тестирования.
В настоящее время уполномоченным органом ведется работа по переводу государственных услуг по разрешительным документам в сфере проведения экспертизы и экспертных работ (лицензирование, аттестация, аккредитация) в саморегулирование с введением обязательного страхования.
2) Мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников в сфере оказания государственных услуг.
Сотрудники Управления на постоянной основе проходят курсы повышения квалификации в сфере оказания государственных услуг.
Дата прохождения последних курсов по данной тематике руководителя Отдела лицензирования и аттестации Уалиевой А.Т.: с 1 по 5 февраля 2021 г., главного специалиста отдела Тогайбек Б.С.: с 14-15 февраля 2022 г. Плановая дата прохождения очередных курсов – март/сентябрь 2024 года.
3) Нормативно-правовое совершенствование процессов оказания государственных услуг.
Управлением периодически направляются предложения в вышестоящие и уполномоченные органы по совершенствованию оказания государственных услуг.
Одно из таких предложений - необходимость интеграции электронных баз данных и обеспечению доступа сотрудников Управления к базе данных по социальным отчислениям при проверке достоверности сведений по трудовому стажу при лицензировании и аттестации (интеграция ГБД ИС «Е-лицензирование» и систем: 1) Информационная система «Единая система управления высшим образованием» и 2) Информационная система «Государственный центр выплаты пенсий»).
Также, отсутствует техническая возможность для оказания подвида государственной услуги «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» - «Переоформление аттестата при изменении фамилии, имени, отчества (при его наличии) физического лица, при переводе бумажного аттестата на электронный аттестат без указания срока действия». В системе «Е-лицензирование» функционал для этой процедуры не предусмотрен. Заявители не могут подать на переоформление установленным для этого способом.
Предложения направлены и находятся на рассмотрении в уполномоченном органе – Комитете по делам строительства и ЖКХ МИИР РК.
1) Информация о жалобах услугополучателей по вопросам оказания государственных услуг.
Жалоб и обращений на качество оказания государственных услуг за 2023 год в Управление и уполномоченный орган не поступало.
2) Результаты внутреннего контроля за качеством оказания государственных услуг.
Нарушений не выявлено.
3) Результаты контроля за качеством оказания государственных услуг, проведенного уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг.
Проверка качества оказания государственных услуг уполномоченным органом в 2023 году не проводилась.
4) Результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг.
Результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг за 2023 год не опубликованы.
Управлением и в дальнейшем будут приниматься меры по повышению удовлетворенности услугополучателей качеством оказания государственных услуг, такие как размещение в средствах массовой печати разъяснительной информации по получению услуг, на сайте Управления и участие в проводимых ярмарках государственных услуг.
Для удобства услугополучателей на официальном сайте размещена пошаговая иллюстрированная Памятка по получению государственной услуги «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы», от начала регистрации на сайте «Е-лицензирования» до конечной отправки заявки услугодателю.
В рамках повышения эффективности качества оказания государственных услуг и недопущения снижения уровня удовлетворенности услугополучателей, Управление на постоянной основе проводится консультативная работа с заявителями. Телефон для консультаций по получению государственных услуг – 87162 50-32-07.
Предложения, замечания, рекомендации по обсуждению отчета за 2023 год о деятельности ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области» по вопросам оказания государственных услуг принимаются в разделе “комментарии” и по электронному адресу gask@aqmola.gov.kz.
И.о. руководителя
Управления государственного
архитектурно-строительного контроля
Акмолинской области У. Макенов
ОТЧЕТ
о деятельности ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области»
по оказанию государственных услуг за 2022 год
1) Сведения об услугодателе.
ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области» (далее - Управление) в соответствии с Реестром государственных услуг оказывает разрешительные функции в сфере оказания государственных услуг в сфере архитектуры, градостроительства и строительства по 5-ти видам государственных услуг.
2) Информация о государственных услугах:
Управление оказывает 5 видов государственных услуг:
- «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы» (услуга платная, 10 МРП);
- «Выдача лицензии на проектную деятельность» (услуга платная, 10 МРП);
- «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность» (услуга платная, 10 МРП);
- «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (услуга бесплатная);
- «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» (услуга бесплатная, полностью автоматизированная).
Услуги оказываются исключительно через электронный портал «Е-лицензирование».
Государственных услуг, оказываемых через Государственную корпорацию "Правительство для граждан" не имеется.
Услуг оказываемых в бумажном виде не имеется.
Перевод государственных услуг в электронный формат – 100 %. Результат услуги выдается в электронном виде и размещается в государственной базе данных «Е-лицензирование» и в личном кабинете заявителя.
Все виды государственных услуг Управлением оказываются в соответствии с Законом «О государственных услугах», утвержденными стандартами и правилами государственных услуг.
Количество утвержденных подзаконных нормативных правовых актов, определяющих порядок оказания государственных услуг – 3.
3) Информация о наиболее востребованных государственных услугах. Наиболее востребованные государственные услуги - «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы»; «Выдача лицензии на проектную деятельность»; «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность»; «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услугв сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Всего за 2022 год Управлением рассмотрено 534 заявок на оказание государственных услуг, из них добровольно отозвано заявителями по причине некорректного заполнения, ошибочно приложенных документов и др. – 211 заявок, оказано - 165 государственных услуг (51% от рассмотренных заявок).
По государственным услугам в части лицензирования – оказано 110 государственных услуг, в том числе: выдано - 38 лицензий, переоформлено – 64 лицензий, выдано приложений к лицензии (дополнительных видов работ) - 8 заявителям.
По государственной услуге «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» оказано - 51 государственная услуга, в том числе выдано заявителям – 38 аттестатов, переоформлено 13 аттестатов.
По государственной услуге «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» выдано в атоматизированном режиме в 2022 году – 4 свидетельства. Услуга полностью автоматизирована с выдачей результата государственной услуги в течение 20 – 40 минут.
При соответствии заявки стандарту государственной услуги и выполнении предъявляемых квалификационных требований, результат государственной услуги размещается на сайте «Е-gov» и в личном кабинете заявителя.
Отрицательный результат в оказании государственной услуги оформляется мотивированным отказом с указанием причин отказа и ссылкой на действующее законодательство.
1) Сведения об источниках и местах доступа к информации о порядке оказания государственных услуг.
Управлением на постоянной основе размещаются разъяснительные и информационные материалы по вопросу оказания государственных услуг через социальные сети, СМИ, функционируют страницы и аккаунты в социальных сетях Facebook (управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области; Управление ГАСК Акмолинской области) и Instagram (upr_gask_aqmola). Ссылка на официальный сайт Управления https://gask.akmo.gov.kz.
За 2022 год на страничках социальных сетей размещено 12 статей и объявлений на государственном и русском языках, итого 24 публикации. Проведено 2 прямых эфира с участием сотрудников Управления и 2 ярмарки онлайн с услугополучателями, 1 техническая учеба.
2) Информация о публичных обсуждениях проектов стандартов государственных услуг.
Стандарты государственных услуг «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы», «Выдача лицензии на проектную деятельность», «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность», «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», а также «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» прошли публичное обсуждение 20 августа 2020 года. Изменений в действующем законодательстве в части стандартов в 2022 году не было.
3) Мероприятия, направленные на обеспечение прозрачности процесса оказания государственных услуг (разъяснительные работы, семинары, встречи, интервью и иное).
Отчет о деятельности Управления по оказанию государственных услуг ежегодно для публичного обсуждения размещается на официальном сайте Управления, в социальных сетях и в средствах массовой печати. При размещении отчетов у целевой аудитории имеется возможность размещать комментарии и предложения.
В рамках повышения эффективности качества оказания государственных услуг и недопущения снижения уровня удовлетворенности услугополучателей, Управление на постоянной основе проводится консультативная работа с заявителями. Телефон для консультаций по получению государственных услуг – 8 7162 50-32-07.
Вместе с тем сообщаем, что при оказании государственных услуг в активном режиме проводится разъяснительная работа по установлению обратной связи с заявителями (объясняются причины отказа, разъясняются права заявителя, а также доводится, что при устранении причин отказа заявитель имеет право обратиться повторно).
За 2022 год выдано 158 отказов (на 31 % меньше по сравнению с предыдущим годом). С каждым заявителем проведена разъяснительная работа. Результатами данной работы является отсутствие за 2019-2022 годы жалоб и обращений по качеству оказания государственных услуг в Управление и уполномоченные органы.
1) Результаты оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг.
В результате оптимизации и автоматизации государственных услуг, сокращен пакет документов для подачи заявления на оказание государственной услуги, были сокращены сроки рассмотрения документов до 5-ти рабочих дней, услуги перерведены полностью в электронный формат, позволяющий заявителю подавать заявку не выходя из дома (по всем видам лицензирования - «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы»; «Выдача лицензии на проектную деятельность»; «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность»).
В целях исключения коррупционных рисков при оказании государственных услуг исключен живой контакт при выдаче лицензий. При аттестации внедрена функция тестирования экспертов по технадзору, техобследованию и экспертизе в единой системе аттестации на платформе «E-gov», где исключена возможность подмены аттестуемого и влияние на результаты тестирования.
В настоящее время уполномоченным органом ведется работа по переводу государственных услуг по разрешительным документам в сфере проведения экспертизы и экспертных работ (лицензирование, аттестация, аккредитация) в саморегулирование с введением обязательного страхования.
2) Мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников в сфере оказания государственных услуг.
Сотрудники Управления на постоянной основе проходят курсы повышения квалификации в сфере оказания государственных услуг.
Дата прохождения последних курсов по данной тематике руководителя Отдела лицензирования и аттестации Уалиевой А.Т.: с 1 по 5 февраля 2021 г., главного специалиста отдела Тогайбек Б.С.: с 14-15 февраля 2022 г.,
3) Нормативно-правовое совершенствование процессов оказания государственных услуг.
Управлением периодически направляются предложения в вышестоящие и уполномоченные органы по совершенствованию оказания государственных услуг.
Одно из таких предложений - необходимость интеграции электронных баз данных и обеспечению доступа сотрудников Управления к базе данных по социальным отчислениям при проверке достоверности сведений по трудовому стажу при лицензировании и аттестации (интеграция ГБД ИС «Е-лицензирование» и систем: 1) Информационная система «Единая система управления высшим образованием» и 2) Информационная система «Государственный центр выплаты пенсий»).
Также, отсутствует техническая возможность для оказания подвида государственной услуги «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» - «Переоформление аттестата при изменении фамилии, имени, отчества (при его наличии) физического лица, при переводе бумажного аттестата на электронный аттестат без указания срока действия». В системе «Е-лицензирование» функционал для этой процедуры не предусмотрен. Заявители не могут подать на переоформление установленным для этого способом.
Предложения направлены и находятся на рассмотрении в уполномоченном органе – Комитете по делам строительства и ЖКХ МИИР РК.
1) Информация о жалобах услугополучателей по вопросам оказания государственных услуг.
Жалоб и обращений на качество оказания государственных услуг за 2022 год в Управление и уполномоченный орган не поступало.
2) Результаты внутреннего контроля за качеством оказания государственных услуг.
Нарушений не выявлено.
3) Результаты контроля за качеством оказания государственных услуг, проведенного уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг.
По результатам проверки качества оказания государственных услуг в декабре 2022 года нарушений не выявлено.
4) Результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг.
Результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг за 2022 год не опубликованы.
Управлением и в дальнейшем будут приниматься меры по повышению удовлетворенности услугополучателей качеством оказания государственных услуг, такие как размещение в средствах массовой печати разъяснительной информации по получению услуг, на сайте Управления и участие в проводимых ярмарках государственных услуг.
Для удобства услугополучателей на официальном сайте размещена пошаговая иллюстрированная Памятка по получению государственной услуги «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы», от начала регистрации на сайте «Е-лицензирования» до конечной отправки заявки услугодателю.
В рамках повышения эффективности качества оказания государственных услуг и недопущения снижения уровня удовлетворенности услугополучателей, Управление на постоянной основе проводится консультативная работа с заявителями. Телефон для консультаций по получению государственных услуг – 87162 50-32-07.
Предложения, замечания, рекомендации по обсуждению отчета за 2022 год о деятельности ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области» по вопросам оказания государственных услуг принимаются в разделе “комментарии” и по электронному адресу gask@aqmola.gov.kz.
СПРАВКА
по итогам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Управления государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области
г. Кокшетау 25 мая 2022 года
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12, на основании приказа Руководителя Управления государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области (далее - Управление) за№ 50-н/қ от 16 мая 2022 года, был проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности Управления по направлению:
Общий период проведения анализа: с 16 мая по 25мая 2022 года.
Анализируемый период: 2021 год.
В ходе проведенного анализа коррупционных рисков, рабочей группой установлено:
В соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан за 2021 год проведена 31 внеплановая проверка. Из них выявлены нарушения по 28 объектам, выдано 28 предписаний. По итогам года все замечания нарушителями устранены.
За 2021 год Управлением возбуждено 388 административных дел в отношении лиц, совершивших нарушения законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
По возбужденным административным делам наложено административных штрафов на сумму 51 700 000 тенге.
Направлено в суд 190 административных дел.
Справочно:по части 1 статьи 316 КРКоАП – 169; по части 2 статьи 316 КРКоАП – 1; по статье 320 КРКоАП – 2; по статье 319 КРКоАП – 5; по части 1 статьи 322 КРКоАП – 5; по части 1 статьи 463 КРКоАП – 169;по части 2 статьи 463 КРКоАП – 2; по статье 318 КРКоАП – 1; по части 1 статьи 317 КРКоАП – 1;по части 3 статьи 317 КРКоАП – 13;по части 1 статьи 312 КРКоАП – 15; по части 1 статьи 317-1 КРКоАП – 2; по части 2 статьи 317-1 КРКоАП – 1; по статье323 – 2.
Так, по части 1 статьи 316 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» за осуществление строительства без проектной документации или проектно-сметной документации не прошедшей экспертизу возбуждено 169 административных дел.
По статье 319 Кодекса «за незаконное строительство объекта без соответствующего права на землю» возбуждено 5 административных дел и направлено в суд для рассмотрения. По результатам рассмотрения наложены административные штрафы и по 4 объектам с принудительным сносом незаконно возведенного строения.
Следует отметить, что сумма штрафов отражена с учетом применения сокращенного производства по делам об административных правонарушениях, согласно которому лица, совершившие и признавшие совершение административного правонарушения имеют право оплатить штраф в размере пятидесяти процентов от указанной суммы в течение семи суток.
В ходе проведения мониторинга строящихся объектов, а также при проведении внеплановых проверок государственными строительными инспекторами выявляются нарушения норм нормативно-правовых актов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства и строительных норм.
Так, наиболее часто совершаемыми нарушениями являются строительство объектов без проектно-сметной документации, без уведомления органов осуществляющих государственный архитектурно-строительный контроль, а также без сопровождения технического и авторского надзоров.
Вместе с тем, допускаются случаи отклонения от утвержденной проектно-сметной документации.
За допущение нарушений на стадии реализации проекта в отношении лиц, осуществляющих технический и авторский надзоры, Управлением возбуждено и рассмотрено 14 административных дел с наложением административных штрафов и приостановлением действия аттестатов экспертов сроком на 6 месяцев.
Также, привлечены к административной ответственности 3 проектных и 12 подрядных организаций за нарушения при выполнении строительно-монтажных работ и применения несертифицированных строительных материалов.
По статье 322 Кодекса привлечены 5 физических лиц занезаконное переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилом доме без архитектурно-строительного проекта и разрешения уполномоченного органа.
Вместе с тем, в Правила организации застройки и прохождения разрешительных процедурв сфере строительства (далее – Правила) ранее были внесены изменения.
В частности, пунктом 23 Правил предусмотренно, что реконструкция (перепланировка, переоборудование) помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций, инженерных систем и оборудования (в рамках одного функционального назначения) осуществляется на основании технического проекта, выполненного лицами, имеющими лицензию. Получение решения МИО, проектирование и экспертиза проекта не требуется.
При этом, в соответствии с подпунктом 4 пункта 18) технический проект – вид предпроектной документации, разрабатываемый в целях проведения реконструкции, перепланировки, переоборудования помещений (отдельных частей) существующих зданий (сооружений). Какая именно необходима лицензия (либо аккредитация, аттестат эксперта и т.п.) на выполнение технического проекта не определено.
Ко всему этому, санкция статьи 322 Кодекса предусматривает наложение административного взыскания за незаконное переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилом доме без архитектурно-строительного проекта и разрешения уполномоченного органа, тогда как согласно Правил при проведении перепланировкине связанные с изменением несущих и ограждающих конструкций выполняются на основании технического проекта.
То есть, в настоящее время, привлечение к административной ответственности за незаконную перепланировку и переоборудование не представляется возможным, так как санкция статьи предусматривает ответственность за незаконную перепланировку без соответствующего решения МИО, тогда как согласно Правил получение решения МИО не требуется.
По части 1 статьи 463 Кодекса возбуждено и направлено в судебные органы 169 административных дела для принятия процессуального решения в пределах компетенции.
По результатам рассмотрения некоторые дела были прекращены судом по нижеследующим основаниям.
К примеру, в адрес Управленияпоступило письмо ГУ «Отдела архитектруы и градостроительство г.Кокшетау» №6231 от 8 декабря 2021 года, касательно строительства многоквартирного жилого домабез разрешительной документации. Застройщиком данного объекта является ТОО «КГС Сауда».
6 декабря 2021 года в адрес Управления поступает акт приемки вышеуказанного объекта в эксплуатацию.
Согласно базы поданных уведомлений о началепроизводства строительно-монтажных работ по данному объекту уведомление подано 27 октября, тогда как строительство объекта начато задолго до подачи уведомления.
Данный факт, а также факт производства строительно-монтажных работ на указанном объекте подтверждается объяснительной представителя ТОО «КГС Сауда».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 802 КОКоАП материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
Согласно пункта 2 статьи 802 КРКоАП — основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 741 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание изложенное и наличие достаточных оснований, предусмотренных статьей 802 КРКоАПгосударственным строительным инспектором составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 463 КРКоАП в отношении ТОО «КГС Сауда».
Хотелось отметить, что при составлении протокола Управлением никакие другие сведения и документы не запрашивались. Наличие нарушения выявлены в Информационной системе «Е-лицензирование», куда должностные лица Управления имеют прямой доступ, и отсутствовала необходимость в назначении и проведении проверки либо профилактического контроля.
Также следует отметить, что должностные лица Управления на протяжении нескольких лет в соответствии с пунктом 2 статьи 802 КРКоАПсоставляли протокола об административных правонарушениях и направляли собранные материалы в судебные органы районов, городов области для рассмотрения.
Тем самым сложилась практика возбуждения административных дел по части 1 статьи 463 КРКоАП, рассмотрения и принятия судебными органами решений о привлечении правонарушителей к административной ответственности с наложением административного штрафа.
Однако судьей Специализированного административного суда города Кокшетау при разъяснении решения суда указано, что им производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения ввиду не назначения и не проведения Управлением проверки либо профилактического контроля.
Вместе с тем на сегодняшний день действует мораторий на проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства и в большинстве случаев проведение проверки не представляется возможным.
Также с конца 2020 года сложилась судебная практика прекращения административных дел, возбужденных государственными строительными инспекторами по результатам рассмотрения актов приемки объектов в эксплуатацию.
Управление в порядке ст.75-1 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» проводит сверку на предмет соблюдения заказчиком норм и требований, установленных законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Органы государственного архитектурно-строительного контроля до истечения одного рабочего дня с момента получения документов от Государственной корпорации «Правительство для граждан» проводят сверку на предмет соблюдения заказчиком норм и требований, установленных законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
При выявлении нарушений в течение одного рабочего дня с момента получения документов от Государственной корпорации "Правительство для граждан" письменно информируют об этом регистрирующий орган и применяют меры ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В случае отсутствия нарушений в течение одного рабочего дня с момента получения документов также письменно информируют об этом регистрирующий орган.
В случае приемки объекта в эксплуатацию с нарушениями и строительными недоделками участники приемки объекта в эксплуатацию несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Основными причинами несоотвествия актов приемки объектов в эксплуатацию являются: не полный перечень необходимых документов; отсутствие уведомления о начале производства строительно-монтажных работ; не соответствие площадей указанных в акте.
Кроме того, по итогам сверки, зачастую обнаруживаютсяфакты производства строительно-монтажных работ без соответствующей экспертизы проекта, без предварительного направления уведомления о начале производства строительно-монтажных работ, приёмка объектов при не полной готовности,отсутствие ежемесячных отчётов технического надзора, эксплуатация объектов не введённых в установленном порядке в эксплуатацию, не своевременное направление актов ввода на сверку, отсутствие необходимых лицензий, аккредитации, аттестатов и т.д.
Однако, в связи со сложившейся административно-судебной практикой и требований статьи 802 Кодекса, принятие административных мер в отношении участников строительства (нарушителей) является не правоприменительным.
Установив факт совершения административного нарушения, имея все необходимые документы и сведения, указывающие на наличие состава административного правонарушения, руководствуясь также статьей 802 КоАП РК Управлением возбуждались административные производства и направлялись в суд для рассмотрения в пределах компетенции.
По результатам рассмотрения делпроизводства по делу прекращеныза отсутствием состава административного правонарушения ввиду не назначения и не проведения Управлением проверки либо профилактического контроля.
Однако, акт приемки объекта в эксплуатацию не является основанием для назначения и регистрации внеплановой проверки.
То есть, на сегодняшний день, по результатам рассмотрения акта приемки объекта в эксплуатацию, установив факт совершения административного правонарушения и признав акт приемки не соответствующим, принять меры административного воздействия, либо назначить внеплановую проверку не представляется возможным.
Кроме того, отказ заявителю, связанный с допущенными нарушениями учатников строительства (проектной организации, экспертной организации, подрядчика, технического и авторского надзоров) ущемляет права заявителя и ведёт к недовольству граждан, что в свою очерь приводит к социальному напряжению и не доверию граждан к госслужащим.
При этом нормативно правовой акт регулирующий порядок сверки актов приёмки объектов в эксплуатацию, а так же меры ответственности и сроки по устранению допущенных нарушений отсутствует.
Вместе с тем, сфера деятельности в области архитектуры, градостроительства и строительства подлежит государственному контролю и надзору (п.п.96) ст.138 и п.п.7) ст.139 Предпринимательского кодекса РК).
Согласно п.1-1 ст.31 Закона, осуществление архитектурно-строительного контроля и надзора возложено на местные исполнительные органы в пределах их контрольных функций.
Архитектурно-строительный контроль и надзор осуществляется в форме проверки и профилактического контроля и надзора (требование п.7 ст.31-1 Законом РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»(далее - Закон)).
Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом РК. Порядок организации и проведения профилактического контроля и надзора определяется Предпринимательским кодексом РК и Законом (требование п.8 ст.31-1 Закона).
Проверке субъекта (объекта) контроля и надзора подлежат только требования, установленные в проверочных листах (требование п.3 ст.143 Кодекса).
Совместным приказом Министра по инвестиции и развитию РК от 19.11.2018 года за №807 и Министра национальной экономики РК от 26.11.2018 года за №81 утверждены Критерии оценки степени риска и проверочные листы в области архитектуры, градостроительства и строительства за деятельностью субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Приложениями 2, 4, 5 и 6 данного Приказа, утверждены проверочные листы в отношении заказчика (застройщика), подрядчика (субподрядчика), лиц, осуществляющих авторский и технический надзор.
В указанных проверочных листах определен исчерпывающий перечень требований к субъектам, подлежащих контролю и надзору,
Вопрос проверки соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о долевом строительстве перечнем требований в проверочных листах не предусмотрен.
Тем не менее, постановлением акимаАкмолинской области от 20 апреля 2018 года № А-5/180 Управлению переданы полномочия по контролю за соблюдением требований законодательства о долевом участии в жилищном строительстве.
В связи с чем, для исполнения данной функции, возникает необходимость внесения измененийв проверочные листы в области архитектуры, градостроительства и строительства в отношении заказчика и организаций оказывающих инжиниринговые услуги по управлению проектами, пункты по контролю за соблюдением ЗРК «О долевом участии в жилищном строительстве», а именно законность привлечения денег дольщиков, наличие соответствующего разрешения на привлечение средств граждан РК, законность рекламы по продаже недвижимости в многоквартирных жилых домах не прошедших государственную регистрацию.
В рамках осуществления государственной услуги «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (аттестации) постоянно возникает вопрос о достоверности представленных документов и сведений заявителями (трудовые книжки, справки, выписки из актов работодателей). Сотрудниками управления рассматриваются представленные документы на соответствие квалификационным требованиям. Учитывая, что к рассмотрению допускаются трудовые книжки сканированные с оригинала с голубыми печатями, установить достоверность весьма проблематично. Нередко, заявители действительно не имеющие отношения к строительству, просто не проходят последующее тестирование на знание основ строительного производства.
За представление недостоверных данных несет ответственность сам заявитель. Проверить подлинность данных сверив их с данными из Системы информационного обмена правоохранительных и специальных органов, т.е. пенсионных отчислений не представляется возможным, так как доступа к этой программе у сотрудников УГАСК нет.
В данном случае возникает риск выдачи разрешительных документов заявителям фактичеси не соответсвующим установленным требованиям.
Для решения данного вопроса, Управлением неоднократно направлялись предложения о необходмости интеграции баз данных и доступа к сведениям Государственного центра по выплате пенсий ГЦВП.
Аналогичная ситуация имеется при осуществлении лицензирования. В соответствии со стандартом государственных услуг, заявителем должны быть представлены электронные копии документов, то есть сканированные в оригинала или фотокопии. Предоставлении черно-белых копий не допускается. Имеются факты, когда существующий уровень технического обеспечения дает заявителям возможность подделки печатей и подписей в документах. Наличие голубой печати на документе не гарантирует его достоверность и достоверность самой печати.
В случае возникновения сомнений в подлинности документов, например по договорам аренды на технику и оборудование, Управлением дополнительно запрашивается информация у третьих лиц – арендодателей. Данная практика была введена в 2020 году. Так, в настоящее время имеются официально подтвержденные факты подделки документов.
Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотена административная ответственность лицензиатов по предоставлению недостоверной информации согласно статьи 464 «Нарушение норм лицензирования».Однако, применение статьи 464 возможно только применительно к лицензиатамуже имеющим лицензию.
Данная норма не распространаяется на заявителей обращающихся за получением лицензии впервые.
Ввиду отсутствия у Управления законодательных рычагов воздействия в виде административных мер к заявителям данной категории, при выявлении фактов подделки документов, нами направляются соответствующие письма в Департамент полиции Акмолинской области для принятия мер.
Для осуществления лицензируемых видов работ в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, а именно, для занятия проектными работами, изыскательскими и строительно-монтажными работами требуется наличие у лицензиата минимального комплекта техники и оборудования.
В настоящее время, для предъявления требований к лицензиатам в соответствии с Едиными квалификационными требованиями и перечнем документов, подтверждающих соответствие им, для осуществления деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от «9» декабря 2014 года №136, утвержденного перечня минимального комплекта техники и оборудования нет.
Формирование и утверждение перечня входит в компетенцию уполномоченного органа, а именно Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства инноваций и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
Ранее, основываясь на строительные нормы и правила, основы строительного производства, Комитетом по делам строительства РК был сформирован определенный минимальный перечень техники и оборудования, который используется сотрудниками УГАСК Акмолинской области и ГАСКами других областей при выдаче лицензий более 10 лет. Он был направлен в рабочем порядке в период, когда Управления ГАСК входили в состав Комитета как территориальные департаменты.
Сотрудниками Управления, в целях соблюдения антикоррупционного законодательства, в части недопущения проявлений предпочтения при оказании государственных услуг, к лицензиатам всех категорий и претендентам на получение лицензий впервые, предъявляются одинаковые требования по перечню техники и оборудования, в зависимости от видов и подвидов запрашиваемых работ.
Лицензиаты, подавая заявку на получение лицензии указывают в форме сведений имеющийся перечень техники и оборудования. Зачастую, для выполнения тех или иных видов работ, претенденты на получение лицензии не имеют необходимой техники в соответствии с вышеуказанным перечнем. В связи с чем, получают мотивированный отказ. Далее сотрудники отдела объясняют каких видов техники не хватает.
В связи с тем, что мотивированный отказ должен содержать ссылку на действующее законодательство, в выдаваемый в настоящее время отказ включена формулировка из Единых квалификационных требований. Чтобы прописать в отказе какая техника не хватает, необходимо иметь на руках законодательно утвержденный перечень техники, которого нет, что противоречит действующему законодательству. Поэтому дальнейшие детальные разъяснения ведутся по телефону, после чего в итоге заявитель получает лицензию.
В связи с чем, необходимо внести в уполномоченный орган предложение о необходимости разработать соответстующий нормативно-правовой акт устанавливающий конкретный перечень необходиой техники и оборудования для получения лицензий по видам деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительтства.
На основании изложенного, рабочая группа рекомендует:
В части отсутствия информационного взаимодействия между информационными системами, необходимого для оказания государственных услуг: необходимо рассмотреть возможность интеграции баз данных и доступа к сведениям Государственного центра по выплате пенсий ГЦВП для возможности подтверждения и сверки соответствия стажа работ по представленным трудовым книжкам, а также фактического наличия в штате инженерно-технических работников на основе выплат социальных отчислений работодателем (проверка достоверности сведений по трудовому стажу при лицензировании и аттестации).
Габдулин Бауыржан Оралович |
|
руководитель отдела государственной архитектурно-строительной инспекции-государственный строительный инспектор
|
Уалиева Аина Тулегеновна |
|
руководитель отдела лицензии и аттестации
|
Жатаева Динара Курбанбековна |
|
главный специалист отдела административно-правовой работы
|
Сергазина Жулдыз Мухамедовна |
|
главный специалист службы управления персоналом
|
И.о. руководителя А. Уалиева
|
|
|
Вниманию жителей и представителей бизнеса
г.Кокшетау и Акмолинской области!
16 марта 2022 года с 10.00 до 11.00 ч. в режиме онлайн
состоится «Ярмарка государственных услуг» на официальной Instagram-странице ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области» (upr_gaska_aqmola)
Желающие могут получить консультацию о порядке получения государственных услуг в сфере архитектуры, градостроительства и строительства
Объявление!
Внимание жителей Акмолинской области!
18 марта 2022 года по адресу: г. Кокшетау, ул. Сатпаева 1 Б (каб. 251) с 09.00 до 13.00 часов состоится публичное обсуждение отчета о деятельности ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области» по вопросам оказания государственных услуг за 2021 год.
Желающие могут получить консультацию о порядке получения государственных услуг в сфере архитектуры, градостроительства и строительства. Телефон для связи 8 7162 50-32-07
ОТЧЕТ
о деятельности ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области»
по оказанию государственных услуг за 2021 год
1) Сведения об услугодателе.
ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области» (далее - Управление) в соответствии с Реестром государственных услуг оказывает разрешительные функции в сфере оказания государственных услуг в сфере архитектуры, градостроительства и строительства по 5-ти видам государственных услуг.
2) Информация о государственных услугах:
Управление оказывает 5 видов государственных услуг:
- «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы» (услуга платная, 10 МРП);
- «Выдача лицензии на проектную деятельность» (услуга платная, 10 МРП);
- «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность» (услуга платная, 10 МРП);
- «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (услуга бесплатная);
- «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» (услуга бесплатная, полностью автоматизированная).
Услуги оказываются исключительно через электронный портал «Е-лицензирование».
Государственных услуг, оказываемых через Государственную корпорацию "Правительство для граждан" не имеется.
Услуг оказываемых в бумажном виде не имеется.
Перевод государственных услуг в электронный формат – 100 %. Результат услуги выдается в электронном виде и размещается в государственной базе данных «Е-лицензирование» и в личном кабинете заявителя.
Все виды государственных услуг Управлением оказываются в соответствии с Законом «О государственных услугах», утвержденными стандартами и правилами государственных услуг.
Количество утвержденных подзаконных нормативных правовых актов, определяющих порядок оказания государственных услуг – 3.
3) Информация о наиболее востребованных государственных услугах. Наиболее востребованные государственные услуги - «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы»; «Выдача лицензии на проектную деятельность»; «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность»; «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услугв сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Всего за 2021 год Управлением рассмотрено 576 заявок на оказание государственных услуг, из них добровольно отозвано заявителями по причине некорректного заполнения, ошибочно приложенных документов и др. - 158 заявок, оказано - 188 государственных услуг (45% от всего объема заявок).
По государственным услугам в части лицензирования – оказано 92 государственные услуги, в том числе: выдана- 38 лицензий, переоформлено – 49 лицензий, выдано приложений к лицензии (дополнительных видов работ) - 5 заявителям.
По государственной услуге «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» оказано - 95 государственных услуг, в том числе выдано заявителям – 45 аттестатов, переоформлено 50 аттестатов.
По государственной услуге «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» выдано в атоматизированном режиме в 2021 году – 1 свидетельство. Услуга полностью автоматизирована с выдачей результата государственной услуги в течение 20 – 40 минут.
При соответствии заявки стандарту государственной услуги и выполнении предъявляемых квалификационных требований, результат государственной услуги размещается на сайте «Е-gov» и в личном кабинете заявителя.
Отрицательный результат в оказании государственной услуги оформляется мотивированным отказом с указанием причин отказа и ссылкой на действующее законодательство.
За 2021 годы было выдано 230 мотивированных отказа, из них:
- по лицензированию – 99 заявителям;
- по аттестации – 131 заявителю.
Отозвано добровольно заявителями – 158 заявок.
Основная причина отказов – несоответствие квалификационным требованиям, ненадлежащее заполнение документации, отсутствие лицензионного сбора, направление не по адресу.
1) Сведения об источниках и местах доступа к информации о порядке оказания государственных услуг.
Управлением на постоянной основе размещаются разъяснительные и информационные материалы по вопросу оказания государственных услуг через социальные сети, СМИ, функционируют страницы и аккаунты в социальных сетях Facebook (управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области; Управление ГАСК Акмолинской области) и Instagram (upr_gask_aqmola). Ссылка на официальный сайт Управления https://gask.akmo.gov.kz.
За 2021 год на страничках социальных сетей размещено более 14-ти статей и объявлений. Проведен 1 прямой эфир с услугополучателями.
В региональных газетах «Акмолинская правда» и «Арқа ажары» в первом и втором полугодии 2021 года размещены 2 статьи на государственном и русском языках по вопросам получения государственных услуг.
2) Информация о публичных обсуждениях проектов стандартов государственных услуг.
Стандарты государственных услуг «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы», «Выдача лицензии на проектную деятельность», «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность», «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», а также «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» прошли публичное обсуждение 20 августа 2020 года.
3) Мероприятия, направленные на обеспечение прозрачности процесса оказания государственных услуг (разъяснительные работы, семинары, встречи, интервью и иное).
Отчет о деятельности Управления по оказанию государственных услуг ежегодно для публичного обсуждения размещается на официальном сайте Управления, в социальных сетях и в средствах массовой печати.
В рамках повышения эффективности качества оказания государственных услуг и недопущения снижения уровня удовлетворенности услугополучателей, Управление на постоянной основе проводится консультативная работа с заявителями. Телефон для консультаций по получению государственных услуг – 8 7162 50-32-07.
Вместе с тем сообщаем, что при оказании государственных услуг в активном режиме проводится разъяснительная работа по установлению обратной связи с заявителями (объясняются причины отказа, разъясняются права заявителя, а также доводится, что при устранении причин отказа заявитель имеет право обратиться повторно).
За 2021 год выдано 230 отказов. С каждым заявителем проведена разъяснительная работа. Результатами данной работы является отсутствие за 2019-2021 годы жалоб и обращений по качеству оказания государственных услуг в Управление и уполномоченные органы.
1) Результаты оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг.
В результате оптимизации и автоматизации государственных услуг, сокращен пакет документов для подачи заявления на оказание государственной услуги, были сокращены сроки рассмотрения документов до 5-ти рабочих дней, услуги перерведены полностью в электронный формат, позволяющий заявителю подавать заявку не выходя из дома (по всем видам лицензирования - «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы»; «Выдача лицензии на проектную деятельность»; «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность»).
В целях исключения коррупционных рисков при оказании государственных услуг исключен живой контакт при выдаче лицензий. При аттестации внедрена функция тестирования экспертов по технадзору, техобследованию и экспертизе в единой системе аттестации на платформе «E-gov», где исключена возможность подмены аттестуемого и влияние на результаты тестирования. В текущем году планируется перевести данную услугу на полную автоматизацию.
В настоящее время уполномоченным органом ведется работа по переводу государственных услуг по разрешительным документам (лицензирование, аттестация, аккредитация) в саморегулирование с введением обязательного страхования.
2) Мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников в сфере оказания государственных услуг.
Сотрудники Управления на постоянной основе проходят курсы повышения квалификации в сфере оказания государственных услуг.
Дата прохождения последних курсов по данной тематике руководителя Отдела лицензирования и аттестации Уалиевой А.Т.: с 1 по 5 февраля 2021 г. На 2022 год намечено прохождение курса повышения квалификации в сфере оказания государственных услуг главного специалиста отдела Тогайбек Б.С.
3) Нормативно-правовое совершенствование процессов оказания государственных услуг.
Управлением периодически направляются предложения в вышестоящие и уполномоченные органы по совершенствованию оказания государственных услуг.
Одно из таких предложений - необходимость интеграции электронных баз данных и обеспечению доступа сотрудников Управления к базе данных по социальным отчислениям (проверка достоверности сведений по трудовому стажу при лицензировании и аттестации).
1) Информация о жалобах услугополучателей по вопросам оказания государственных услуг.
Жалоб и обращений на качество оказания государственных услуг за 2021 год в Управление и уполномоченный орган не поступало.
2) Результаты внутреннего контроля за качеством оказания государственных услуг.
Нарушений не выявлено.
3) Результаты контроля за качеством оказания государственных услуг, проведенного уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг.
Проверок в 2021 году не было.
4) Результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг.
Результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг за 2021 год не опубликованы.
Управлением и в дальнейшем будут приниматься меры по повышению удовлетворенности услугополучателей качеством оказания государственных услуг, такие как размещение в средствах массовой печати разъяснительной информации по получению услуг, на сайте Управления и участие в проводимых ярмарках государственных услуг.
Для удобства услугополучателей на официальном сайте размещена пошаговая иллюстрированная Памятка по получению государственной услуги «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы», от начала регистрации на сайте «Е-лицензирования» до конечной отправки заявки услугодателю.
Руководитель
Управления государственного
архитектурно-строительного контроля
Акмолинской области А. Ризанов
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Таблица 1
Наименование государственной услуги
|
2020 год |
2021 год |
- «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы»
|
51 |
74 |
- «Выдача лицензии на проектную деятельность»,
|
16 |
10 |
- «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность»
|
5 |
8 |
- «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» |
85 |
95 |
- «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» |
5 |
1 |
Итого: |
162 |
188 |
Отчет
о предоставленных государственных услугах
ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного
контроля Акмолинской области»
за 2020 год
Управлением государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области оказываются разрешительные функции в сфере оказания государственных услуг в сфере архитектуры, градостроительства и строительства.
Всего 5 видов государственных услуг:
1) «Выдача лицензии на строительно-монтажные работы»;
2) «Выдача лицензии на проектную деятельность»;
3) «Выдача лицензии на изыскательскую деятельность»;
4) «Аттестация экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»;
5) «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства».
Все виды государственных услуг Управлением оказываются в соответствии с Законом «О государственных услугах», утвержденными Стандартами и правилами государственных услуг. Услуги оказываются исключительно через электронный портал «Е-лицензирование». Перевод в электронный формат – 100 %.
Всего за 2020 год Управлением рассмотрено 527 заявок на оказание государственных услуг, из них отозвано заявителями - 102 заявки, оказано - 162 государственные услуги (38 % от всего объема).
В том числе, по видам деятельности:
по лицензированию – оказано - 72 государственные услуги, в том числе: выдана - 41 лицензия, переоформлено – 28 лицензий, выдано приложений к лицензии (дополнительных видов работ) – 3 заявителям. Срок рассмотрения завки – 5 рабочих дней.
При соответствии утвержденной форме заявления и квалификационным требованиям, предъявляемым к выдаче государственной услуги, результат государственной услуги размещается на сайте «Е-gov» и в личном кабинете заявителя.
Отрицательный результат в оказании государственной услуги оформляется мотивированным отказом с указанием причин отказа и ссылкой на действующее законодательство.
Основные причины мотивированного отказа в получении лицензии в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности: неполный пакет документов, несоответствие квалификационным требованиям, не внесен лицензионный сбор или внесен не в полном объеме.
Всего за 2020 год по данной государственной услуге по вышеуказанным основаниям отказано в выдаче лицензии - 130 заявителям.
По аттестации экспертов на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности оказано – 85 государственных услуг, в том числе выдано – 53 аттестата эксперта, переоформлено аттестатов 32 заявителям. Срок рассмотрения завки – 15 рабочих дней.
Основные причины мотивированного отказа в получении аттестата эксперта: несоответствие квалификационным требованиям, не прохождение порогового уровня тестирования, несоответствие заявки Стандарту государственной услуги.
Всего за 2020 год по данной государственной услуге по вышеуказанным основаниям отказано в выдаче аттестата эксперта - 133 заявителям.
По государственной услуге «Аккредитация организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства» выдано в атоматизированном режиме в 2020 году – 5 свидетельств. Срок действия свидетельства аккредитаци – 2 года.
Услуга полностью автоматизирована с выдачей результата государственной услуги в течение 20 – 40 минут.
В рамках повышения эффективности качества оказания государственных услуг и недопущения снижения уровня удовлетворенности услугополучателей, Управление на постоянной основе проводится консультативная работа с заявителями. Телефон для консультаций по получению государственных услуг – 87162 50-32-07.
Управлением на постоянной основе размещаются разъяснительные и информационные материалы по вопросу оказания государственных услуг через социальные сети, СМИ, функционируют страницы и аккаунты в социальных сетях Facebook (управление государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области; Управление ГАСК Акмолинской области) и Instagram (upr_gask_aqmola).