АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности
Департамента Комитета государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Западно – Казахстанской области
г.Уральск 27 июня 2025 года
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции», а также с «Типовыми правилами внутреннего анализа коррупционных рисков», утверждёнными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12, и на основании приказа руководителя Департамента Комитета государственной инспекции труда по Западно-Казахстанской области (далее - Департамент) от 16 июня 2025 года № 45 НҚ, в период с 16 по 27 июня 2025 года проведены работы по внутреннему анализу коррупционных рисков.
Цель анализа – борьба с коррупцией и её искоренение в деятельности Департамента.
Задачи анализа – выявление обстоятельств и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также устранение их последствий.
Направления анализа:
1) выявление коррупционных рисков в нормативно-правовых актах, затрагивающих деятельность Департамента;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента.
В соответствии с пунктом 15 Правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, к источникам информации относятся:
1) правовые акты, внутренние документы, регулирующие деятельность Департамента;
2) ведомственная статистическая отчетность о деятельности Департамента;
3) данные информационных систем государственных и правоохранительных органов о деятельности Департамента;
4) результаты проверок, ранее проведенных государственными органами в отношении Департамента;
5) результаты контрольных мероприятий служб внутреннего аудита;
6) результаты антикоррупционного мониторинга;
7) публикации в средствах массовой информации;
8) обращения физических и юридических лиц в отношении Департамента;
9) сведения о выявлении и привлечении к ответственности работников объекта анализа за совершение коррупционных правонарушений;
10) результаты ранее проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков;
11) результаты опроса (интервью) служащих, работников Департамента;
12) иные сведения, представление которых не запрещено законодательством Республики Казахстан.
1.1. Проведение специальных расследований, связанных с трудовой деятельностью.
Отраслевые правовые акты: Трудовой Кодекс РК от 23.11.2015 года (далее – ТК РК), Кодекс об административных правонарушениях РК от 05.07.2014 года (далее – КоАП РК).
В соответствии с ТК РК специальное расследование несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, проводится комиссией, создаваемой в течение 24 часов территориальными подразделениями уполномоченного государственного органа по труду с момента получения заключения о степени тяжести производственной травмы, в котором государственный инспектор труда является председателем комиссии.
Если при расследовании несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью установлено, что грубая неосторожность явилась причиной возникновения или увеличения вреда, то комиссия применяет смешанную ответственность сторон и произвольно определяет степень вины работника и работодателя в процентах.
Вместе с тем, трудовым законодательством и другими нормативными и правовым актами, вопрос определения степени вины работника и работодателя в процентах при смешанной вине ответственности сторон, не урегулирован, т.е., решение специальной комиссией по итогам специального расследования принимается по своему усмотрению (основываясь на собранных материалах при проведении специального расследования).
Коррупционные риски: возможность несистемного применения процентного распределения вины сторон государственными инспекторами труда при специальных расследованиях несчастных случаев с трудовой деятельностью, в связи с правовыми коллизиями ТК РК.
Рекомендации: направить в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан письмо с предложением внедрить механизм расчёта процента вины сторон при специальных расследованиях несчастных случаев с трудовой деятельностью, с целью устранения коррупционных рисков.
1.2. Самостоятельное решение о направлении или не направлении материалов в суд для принуждения к исполнению предписаний по устранению нарушений трудового законодательства.
При выявлении нарушений выносится предписание с указанием срока для исполнения. В случае неисполнения должностное лицо обязано направить материалы в суд для привлечения к административной ответственности.
Однако в ТК РК отсутствует право государственных трудовых инспекторов обращаться в суд для принуждения к исполнению предписаний.
Коррупционные риски: поскольку государственные трудовые инспекторы имеют право выдавать предписания, а при их неисполнении предприятие привлекается к административной ответственности, при этом отсутствуют законодательные механизмы принудительного исполнения предписаний со стороны трудовой инспекции, предприятия могут систематически игнорировать эти предписания.
Рекомендации: направить в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан письмо с предложением внести в статью 193 ТК РК дополнение с формулировкой: «В случае неисполнения предписания по устранению нарушений трудового законодательства направлять материалы судебным исполнителям для принудительного исполнения».
2.1. Управление персоналом.
Отраслевые правовые акты: Трудовой кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О государственной службе», Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 152 «О некоторых вопросах государственной службы».
Движение кадров.
Кадровое обеспечение – 15 государственных административных служащих, фактически – 13, имеется 2 вакантных должности. По одной вакансии проводится конкурс, по другой – вакансия не объявлена в связи с изменениями в структуре сотрудников Департамента.
Кадровое обеспечение централизованное и осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Дисциплинарная практика: с 1 сентября 2024 года по настоящее время 5 административных государственных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности (1 – строгий выговор, 1 – выговор, 3 – предупреждение).
Рекомендуется продолжать проведение правовых обучений с привлечением представителей уполномоченных органов для предупреждения нарушений и строгого контроля за соблюдением законодательства.
Коррупционные риски: не выявлены.
2.2. Конфликт интересов
В ходе анализа не выявлено фактов конфликта интересов, родственных связей (супруги, близкие родственники и лица, находящиеся на прямом подчинении) среди сотрудников Департамента. Все сотрудники ознакомлены с антикоррупционными ограничениями.
Публикаций в СМИ о сотрудниках с негативной информацией не зафиксировано.
Коррупционные риски: не выявлены.
2.3. Государственные услуги не оказываются Департаментом.
2.4. Цифровизация процессов. Документооборот.
Отраслевые правовые акты: Постановление Правительства РК от 31.10.2018 года №703 «Об утверждении Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях».
Документооборот ведётся в электронной форме с использованием системы Documentolog, ответы на письма направляются также по электронной почте.
Коррупционные риски: не выявлены.
2.5. Рассмотрение обращений физических и юридических лиц.
Отраслевой нормативный акт: Административный процедурно-процессуальный кодекс РК (далее – АППК РК).
С 1 сентября 2024 года по настоящее время поступило 848 обращений, ответы направляются через платформу E-otinish в соответствии с требованиями АППК РК.
Коррупционные риски: не выявлены.
3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ ФУНКЦИЙ
Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан осуществляется 15 государственными инспекторами труда.
Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ), оптимальное соотношение – 1 государственный инспектор труда на 10 000 работников.
В Западно-Казахстанской области на 1 государственного инспектора труда приходится 15 759 работников (по данным областного департамента статистики, численность работников в организациях и предприятиях составляет 236 399 человек).
Учитывая нагрузку на государственных инспекторов труда, связанную с проведением проверок, специальных расследований, привлечением работодателей к административной ответственности, повторными проверками по предписаниям, профилактическим контролем, декларированием деятельности работодателей, приёмом граждан и работодателей, а также работой с документами, необходимо увеличить штатную численность Департамента как минимум на 8 государственных инспекторов труда.
Коррупционные риски: несоответствие численности штата рекомендациям Международной организации труда.
Рекомендация: направить в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан предложение об увеличении численности сотрудников Департамента до 23 государственных инспекторов труда.
Согласно поступившим из судов уведомлениям, государственные инспекторы труда участвуют в судебных разбирательствах в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, и предоставляют мнения по материалам дела.
Коррупционные риски: коррупционные риски не выявлены.
Согласно данным антикоррупционного мониторинга, среди сотрудников Департамента не выявлено лиц, привлечённых судом к уголовной или административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В период с 23 апреля по 5 мая текущего года Департаментом Комитета правовой статистики и специальных учётов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по Западно – Казахстанской области был проведён анализ и проверка соблюдения требований законодательства по регистрации и учёту проверок в деятельности Департамента за период с сентября 2024 года по текущий момент 2025 года.
В ходе проверки было установлено, что государственные инспекторы труда не в полной мере соблюдают требования законодательства, регулирующего порядок назначения и проведения проверок.
По результатам проверки в целях недопущения аналогичных нарушений в будущем был внесён акт прокурорского надзора.
Указанный акт был обсуждён с ответственными специалистами Департамента Комитета правовой статистики и специальных учётов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по Западно – Казахстанской области, и государственный инспектор труда, допустивший нарушения, был привлечён к дисциплинарной ответственности.
Государственным служащим настоятельно рекомендовано строго соблюдать требования соответствующего законодательства в будущем, держать вопросы под постоянным контролем, а также продолжить проведение правовых обучений с привлечением представителей уполномоченных органов в целях профилактики правонарушений.
В ходе анализа информации о фактах коррупционных правонарушений со стороны уполномоченных лиц Объекта анализа, из правоохранительных органов, а также от представителей неправительственных организаций, граждан не поступало.
Согласно данным мониторинга СМИ, с 1 сентября 2024 года по настоящее время не зафиксировано публикаций о коррупционных фактах или негативных материалах в отношении сотрудников Департамента. Анализ информации в социальных сетях, блог-платформах и других интернет – ресурсах также не выявил указанных сообщений.
В Департаменте государственные закупки не осуществляются.
Следует отметить, что данная функция централизована и осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
В Департаменте платные услуги не предоставляются.
В Департаменте государственные услуги не оказываются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента были выявлены следующие виды коррупционных рисков:
- возможность несистемного применения процентного распределения вины сторон государственными инспекторами труда при специальных расследованиях несчастных случаев с трудовой деятельностью, в связи с правовыми коллизиями ТК РК.
- отсутствие законодательных рычагов у государственной инспекции труда для принудительного исполнения предписаний;
- явное несоответствие между лимитом штатной численности государственных трудовых инспекторов и рекомендациями Международной организации труда (МОТ).
РЕКОМЕНДАЦИИ:
На основании вышеизложенного предлагаем следующее:
Заместитель руководителя А. Туйгинбетов
Члены рабочей группы: А. Батыров
М. Мырзаш
М. Сапарғалиев
Т. Асылбеков
Г. Рыскалиева
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. руководителя РГУ «Департамент Комитета государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Западно-Казахстанской области»
____________ А. Туйгинбетов
«30» июня 2025 года
План мероприятий
по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности РГУ «Департамента Комитета государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Западно-Казахстанской области»
№ п/п |
Рекомендация |
Мероприятие |
Форма завершения мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения мероприятия |
1. |
В целях устранения возникновения коррупционных рисков необходимо внести в соответствующие нормативно-правовые акты механизм расчета процента вины сторон при проведении специальных расследований несчастных случаев, связанных с производством |
Направление предложения в уполномоченный государственный орган по труду о необходимости внесения изменений в НПА механизма расчета процента вины сторон при проведении специальных расследований
|
Соответствующее изменение в ТК РК |
Отдел контроля безопасности и охраны труда |
Июль 2025 года |
2. |
Поскольку государственные инспекторы труда могут выдавать предписания, и в случае их неисполнения предприятие привлекается к административной ответственности, при этом в дальнейшем может продолжать не исполнять предписания, так как у государственной инспекции труда отсутствуют законодательные рычаги для принудительного исполнения предписаний
|
Направление предложения в уполномоченный государственный орган по труду о внесении дополнений в статью 193 Трудового кодекса Республики Казахстан с включением формулировки «в случае неисполнения предписания по устранению нарушений требований трудового законодательства Республики Казахстан направлять материалы судебным исполнителям для принудительного исполнения предписания» |
Соответствующее изменение в ТК РК |
Отдел контроля трудовых отношений |
Июль 2025 года |
3 |
Для объективного и всестороннего выполнения функциональных обязанностей государственных инспекторов труда, в соответствии с рекомендациями МОТ, необходимо нормативно установить лимит численности государственных инспекторов труда (1 государственный инспектор труда на 10 000 работников), таким образом, рекомендуется увеличить штат Департамента как минимум на 8 государственных инспекторов труда |
Направление предложения в уполномоченный государственный орган по труду о необходимости увеличения численности государственных инспекторов труда |
Соответствующее изменение в ТК РК |
Отдел контроля и анализа трудовой сферы |
Июль 2025 года |
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель РГУ «Департамент Комитета государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан по Западно-Казахстанской области»
______________А. Досжанов
«» ___________ 2024 года
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по предупреждению коррупционных правонарушений на 2025 год
РГУ «Департамент Комитета государственной инспекции трудаМинистерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Западно-Казахстанской области»
№ |
Мероприятия по предупреждению коррупционных правонарушений |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
Учитывая индивидуальные потребности государственных служащих, совершенствование методов мотивации в их профессиональной деятельности |
в течение года |
Руководство, |
2 |
Проведение мониторинга негативных публикаций в СМИ о деятельности государственных инспекторов труда |
в течение года |
Отдел контроля и анализа трудовой сферы |
3 |
Систематическое размещение и актуализация всех антикоррупционных мероприятий на интернет-ресурсах и страницах в социальных сетях |
в течение года |
Отдел контроля и анализа трудовой сферы |
4 |
Организация общего правового обучения по основам законодательства в сфере предупреждения коррупции |
ежеквартально |
Отдел контроля и анализа трудовой сферы |
5 |
Проведение внутреннего анализа коррупционных рисков |
в течение года |
Руководство, Отдел контроля трудовых отношений, Отдел контроля безопасности и охраны труда, |
6 |
Контроль работы «Телефона доверия» и ящика для обращений и предложений физических и юридических лиц |
в течение года |
Руководство, |
7 |
Организация и контроль своевременного представления ежегодных деклараций о доходах и имуществе сотрудниками |
до 15 сентября |
Отдел контроля и анализа трудовой сферы |
8 |
Обеспечение планового повышения квалификации и переподготовки государственных служащих. |
в течение года |
Отдел контроля и анализа трудовой сферы |
9 |
Мониторинг административных и уголовных правонарушений государственных служащих в специальной базе данных |
ежеквартально |
Отдел контроля и анализа трудовой сферы |
10 |
Использование государственными инспекторами труда видеорегистраторов и своевременная передача записей ответственному лицу, ознакомление с журналом в письменной форме с подписью перед выходом на проверку или сдачей экзамена в связи с ограничениями, связанными с государственной службой |
в течение года |
Руководство, Отдел контроля трудовых отношений, Отдел контроля безопасности и охраны труда, |
Согласно статьи 17 Трудового кодекса Республики Казахстан в компетенцию инспекции труда входит проведение анализа причин производственного травматизма и принятия мер по их профилактике.
В І полугодии 2021 года (в І полугодии 2020 года) зарегистрировано 28 (31) несчастных случаев связанные с производством, в том числе 2 (2) групповых
В несчастных случаях всего пострадало 32 (34) человек, из них:
4 (2) человек со смертельным исходом;
22 (27) человек с тяжелым исходом;
6 (5) человек получили травмы в групповых НС.
По выявленным нарушениям по охране труда и технике безопасности выдано 5 (2) предписаний.
Проведено 40 (43) специальных расследований несчастных случаев, из них 28 (31) связанные на производстве. В правоохранительные органы направлено 28 (31) материалов.
В целях обеспечения безопасных условий труда:
- 16 предприятий провели аттестацию производственных объектов по условиям труда;
- 889 руководителей и специалистов предприятий прошли проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда.
- на предприятиях области созданы и действуют свыше 600 производственных советов, в задачи которых входит предупреждение производственного травматизма, а также организация проведения проверок условий труда на рабочих местах.
- на сегодняшний день в целях поддержки данной концепции 75 организации области зарегистрировались на официальном сайте «Vizion Zero» в качестве «Компании».
Также, в целях снижения уровня травматизма и улучшения условий труда реализуется «Республиканская Дорожная карта по снижению производственного травматизма и рабочих мест с вредными условиями труда на 2019-2023 годы», совместно с социальными партнерами на предприятиях области в рамках реализации поручения Главы государства внедрятся проект «Народный контроль» (внедрено в 4 предприятиях) и международные, национальные стандарты по безопасности и охране труда (внедрено в 121 предприятиях).
Вопросы по защите трудовых прав граждан находятся на особом контроле местных исполнительных органов.
Работа в данном направлении осуществляется в соответствии Совместного приказа государственных органов «О мерах по взаимодействию в сфере защиты трудовых прав граждан, взыскания задолженности по заработной плате и порядке обмена информацией» путем принятия центральными и местными исполнительными органами комплекса скоординированных мероприятий по выявлению и устранению нарушений законодательства и оперативному обмену информацией.
На постоянной основе проводится мониторинг социальной напряженности и рисков возникновения трудовых конфликтов.
Проблемные вопросы социально-трудовых отношений по результатам мониторинга на постоянной основе рассматриваются на заседаниях Антикризисного штаба, трехсторонних комиссий по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений.
Также, мероприятий по предупреждению и урегулированию социальной напряженности и рисков возникновения трудовых конфликтов осуществляется в рамках «Алгоритма принятия мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов».
Рост заболеваемости «Covid-19» и строгие ограничительные меры по его предотвращению оказывал негативное влияние на экономическое положение многих предприятий области, в результате чего отмечались спад деловой активности, разрывались производственные связи, снижались спросы на производимую продукцию, услугу и т.д.
В связи с этим работодатели принимали непопулярные оптимизационные меры, ограничивающие объем социальной поддержки своих работников.
В совокупность отмеченных условий формирует предпосылки к росту социальной напряженности в коллективах:
Поэтому вопросы по предупреждению социальных конфликтов на объектах Карачаганакского и Чинаревского нефтегазоконденсатных месторождений, а также вопросы по основным операторам «КПО б.в.» и ТОО «Жаикмунай» 4, 14, 20 августа и 11 сентября 2020 года были рассмотрены на заседаниях трехсторонней комиссий по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений Бурлинского района, г.Уральска и областной комиссии.
Также в целях предупреждения непопулярных оптимизационных мер работодателя, инспекцией труда совместно с другими государственными органами был разработан «План мероприятий по снижению очагов напряженности и протестности в субъектах бизнеса наиболее пострадавших от распространении «Covid-19», которая охватывает следующие мероприятия:
- Осуществление сбора информации о состоянии субъектов крупного и среднего бизнеса, наиболее пострадавших от распространения «Covid-19»;
- Проведение комплексного анализа принимаемых работодателями мер по недопущению распространения КВИ и предпосылок к оказанию негативного влияния на социальное самочувствие трудовых коллективов
- Немедленное реагирование и принятие мер по защите трудовых прав работников (не выплата заработной платы, незаконное увольнение, принуждение работников по представлению отпуска без сохранения заработной платы).
- Проведение разъяснительной работы с работодателями по сохранению рабочих мест с максимальным применением действующих механизмов, предусмотренных трудовым законодательством (введения на предприятиях режима неполного рабочего времени, временного перевода на другую работу, прикомандирования в другие юридические лица и др.);
- и т.д.
Согласно Мониторингу социальной напряженности и рисков возникновения трудовых конфликтов, по состоянию на 31.12.2020 года задолженность составляет 33,236 млн. тенге в 2 предприятиях перед 96 работниками.
Справочно: банкрот:ТОО «Алатау-Альдан-Агро» – перед 3 работниками 3,3 млн. тенге, в мониторинг включен 17.03.20г.; реабилитация: ТОО «Бірлік» - перед 93 работником 29,936 млн.тенге, в мониторинг включен в 01.07.2020г.;
Проведенный анализ показал, что в основном задолженность в предприятиях возникает в результате отсутствия объемов работ и рынка сбыта продукции, которая является следствием низкого менеджмента и отсутствия ориентированности предприятия на потребности рынка.
В данных предприятиях в рамках действующего законодательства принимаются все необходимые меры по погашению задолженности по заработной плате.
В 2020 году с использованием действующих механизмов в рамках АКШ, трехсторонней комиссии и Совместного плана обеспечено погашение задолженности по зарплате на сумму свыше 93,542 млн. тенге перед 444 работниками (39 предприятия), что позволило снизить очаги социальной напряженности в регионе.
В целях предупреждения социально-трудовых конфликтов государственная инспекция труда совместно с работодателями и профсоюзами регулярно проводит разъяснительную, консультационную работу по основам трудового законодательства.
На основании рекомендации Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, были разработаны и разосланы памятки разъяснительного содержания «Особенности трудовой деятельности в период проведения мер по профилактике коронавирусной инфекции».
Во время чрезвычайного положения, инспектора труда в составе Колл-центра при акимате г.Уральска, ежедневно проводили разъяснительные работы по особенностям трудовых отношений в период ограничительных мер.
Также при территориальном объединении профсоюзов «Профсоюзный центр ЗКО» в марте 2020 года была создана и действует рабочая группа переговорщиков в состав которой вошли представители Профсоюзного центра ЗКО, ЗКО филиала партии «Nur Otan» и инспекции труда ЗКО.
В целом, на сегодняшний день по разъяснению основ трудового законодательства сотрудниками инспекции труда проведено 98 встреч в трудовых коллективах с охватом 1527 работников и представителей работодателей.
В целях информационного сопровождения 22 раз инспекторами труда проведена разъяснительная работа по наиболее востребованным социально-значимым вопросам через территориальные СМИ.
Работы в данном направлений продолжаются.
В 2020 году поступило 779 обращений, из них от физических лиц 738 и от юридических лиц 41.
На основании поступивших обращений граждан, а также по требованиям правоохранительных и государственных органов государственными инспекторами труда проверено 103 предприятий и организаций.
В ходе проверок выявлено 118 (в т.ч. 2 – по представлению прокуратуры) нарушений, из них:
По выявленным нарушениям выдано 78 (в т.ч. 2 – по представлению прокуратуры) предписаний и наложено 23 штрафов на сумму 3,201 млн. тенге и 3 предупреждение.
Следует отметить, что Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года №229 центральным государственным и местным исполнительным органам постановлено прекратить с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства (введен в действие со дня его первого официального опубликования).
Данный мораторий распространяется и на проверки (внеплановые проверки, профилактический контроль и надзор), осуществляемые государственной инспекцией труда по обращениям работников в деятельности работодателей.
Таким образом, если работодатель является субъектом микро или малого предпринимательства, то провести внеплановую проверку в отношении данного работодателя, по фактам обращения граждан не представляется возможным.
Для защиты своих трудовых прав, граждани может обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
«Батыс Қазақстан облысының еңбек инспекциясы бойынша басқармасы» мемлекеттік мекемесінің сыбайлас жемқорлық тәуекелдеріне ішкі талдау жүргізу нәтижелері бойынша талдамалық АНЫҚТАМА
Батыс Қазақстан облысының еңбек инспекциясы бойынша басқармасында (әрі қарай - Басқарма) Қазақстан Республикасы Мемлекеттік қызмет істері және сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігі Төрағасының 2016 жылғы 19 қазандағы № 12 бұйрығын басшылыққа ала отырып, Басқармада сыбайлас жемқорлық тәуекелдеріне ішкі талдау жүргізу мақсатында 12.04.2021 жылы № 51-НҚ бұйрығымен жұмыс тобы құрамы құрылды.
Аталған бұйрықтың негізінде Басқарманың бөлімдеріне сыбайлас жемқорлық тәуекелдеріне ішкі талдау жұмыстары жүргізілді.
Талдау:
Жүргізу мерзімі: 12-16 сәуір 2021 жыл.
Жүргізілетін кезең: 2018 жылдың 1 қаңтарынан 2021 жылдың 1 қаңтарына дейін.
Басқарма 21.12.2017 жылғы Батыс Қазақстан облысы әкімдігінің «Батыс Қазақстан облысы әкімдігінің еңбек инспекциясы басқармасы» мемлекеттік мекемесі туралы қаулысы негізінде қызмет атқарады.
Басқарма 4 бөлімнен, яғни еңбек қатынастарын бақылау, еңбек қауіпсіздігін бақылау және еңбекті қорғау, ақпараттық-талдамалық, Қаржы, кадр және құжаттамалық қамтамасыз ету бөлімдерінен тұрады.
Басқарма Қазақстан Республикасы еңбек заңнамасының, оның ішінде еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау жөніндегі талаптардың сақталуын мемлекеттік бақылауды жүзеге асырады.
Басқармада бағынысты ведомстволары жоқ.
І. НОРМАТИВТІК ҚҰҚЫҚТЫҚ АКТІЛЕРДЕГІ СЫБАЙЛАС ЖЕМҚОРЛЫҚ ТӘУЕКЕЛДЕРІН АНЫҚТАУ
1.1.Еңбек кодексі мен Әкімшілік құқық бұзушылық кодексі арасындағы қарама-қайшылық
ҚР Еңбек кодексіне сәйкес, еңбек шарттарына сәйкес барлық өндіріс орындары аттестациялаудан өтуі қажет.
Қазақстан Республикасының 2014 жылдың 5 шілдедегі Әкімшілік құқық бұзушылық туралы кодексінің 94-бабына сәйкес, жұмыс берушінің ҚР еңбек заңнамасында белгіленген өндірістік объектілерді еңбек жағдайларының жай-күйі бойынша аттестаттауды жүргізу жөніндегі заңнама талаптарын бұзуы – ескерту жасауға немесе шағын кәсiпкерлiк субъектiлерiне немесе коммерциялық емес ұйымдарға – жиырма, орта кәсіпкерлік субъектілеріне – отыз бес, iрi кәсiпкерлiк субъектiлерiне елу айлық есептік көрсеткіш мөлшерiнде айыппұл салуға әкеп соғады.
Мемлекеттік еңбек инспекторларының ескерту немесе айыппұл түріндегі әкімшілік жазаның біреуін таңдауда сыбайлас жемқорлықтың тәуекелдігін арттырады.
Осыған сәйкес, ҚР Әкімшілік құқық бұзушылық туралы кодексінің 94-бабына өзгеріс енгізу туралы 2020 жылы ҚР Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігі БҚО бойынша департаментіне және облыс әкімі аппаратына ұсыныстар жолданған болатын.
Қазіргі уақытта, Сыбайлас жемқорлық тәуекелдеріне сыртқы талдау ҚР сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігінің (Сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызмет) БҚО бойынша департаментімен бірлескен 2021 жылдың 1-31 наурызы аралығында өткізілген сыртқы талдау қорытындысының ұсынысы негізінде Министрліктің тиісті комитетіне заңнама талаптарын бірінші рет бұзған жағдайда ескерту беріледі деген өзгерістерді 94-бапқа енгізу туралы ұсыныс хат жолдау туралы жұмыстар атқарылуда.
1.2.Басқарманың орналасқан мекен-жайының Ережемен сәйкес келмеуі.
Сыбайлас жемқорлық тәуекелдеріне сыртқы талдау ҚР сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігінің (Сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызмет) БҚО бойынша департаментімен бірлескен 2021 жылдың 1-31 наурызы аралығында өткізілген сыртқы талдау нәтижесінде Басқарманың Ережесіндегі мекен-жайы Достық-Дружба даңғылы, 188-үй деп көрсетілуі Басқарманың орналасқан жерін іздеуде қиыншылықтар туғызатындығы анықталып, Ережеге өзгерістер енгізу туралы ұсыныс берілген болатын.
Қазіргі уақытта, Әділет департаментіне Басқарманың орналасқан жері бойынша көше атауының ауысуы бойынша Ережеге өзгерістер енгізу процесін түсіндіру бойынша хат жолданып, жұмыстар атқарылуда.
1.3.Еңбек кодексі мен ҚР Денсаулық сақтау және әлеуметтік даму министрінің 2015 жылғы 25 желтоқсандағы №1019 бұйрығымен бекітілген Қызметкерлерді еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау мәселелері бойынша оқыту, оларға нұсқама беру және білімдерін тексеру қағидасы арасындағы қарама-қайшылықтар
ҚР Еңбек Кодексіне 04.05.2020 жылы енгізілген өзгерістерге сәйкес, Еңбек инспекциясы жөніндегі жергілікті органның құзыретінен «жұмыс берушілердегі еңбек қауіпсіздігін және еңбекті қорғауды қамтамасыз етуге жауапты адамдардың білімін тексеруді жүргізу» алынып тасталған.
Басқарма ережесіне БҚО әкімдігінің 27.07.2020ж. №175 Қаулысымен енгізілген өзгерістер енгізіліп, аталған функция Басқарманың құзыретінен алынып тасталған болатын.
Алайда, Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау және әлеуметтік даму министрінің 2015 жылғы 25 желтоқсандағы №1019 бұйрығымен бекітілген Қызметкерлерді еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау мәселелері бойынша оқыту, оларға нұсқама беру және білімдерін тексеру қағидасына сәйкес Басқарма қызметкерлері Емтихан комиссиясының құрамына кіреді және сонымен қатар, Еңбек Кодексінің 193-бабына сәйкес Мемлекеттік еңбек инспекторларының еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау жөніндегі білімді тексеруге қатысуға құқығы көрсетілген.
Қазіргі уақытта, бірлескен 2021 жылдың 1-31 наурызы аралығында өткізілген сыртқы талдау қорытындысының ұсынысы негізінде Министрлікке Қағидаға өзгерістер енгізу, аталған қайшылықтарды түсіндіру туралы жоғары тұрған органға хат жолдау жұмыстары жүргізілуде.
Қазақстан Республикасының 2015 жылдың 23 қарашадағы Еңбек кодексінің 193-бабының 12-тармағына сәйкес, мемлекеттік еңбек инспекторларының еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау жөніндегі білімді тексеруге қатысуға құқығы бар деп көрсетілген, яғни бұл жерде мемлекеттік еңбек инспекторларының сыбайлас жемқорлық тәуекелділігін арттырады.
Қызметкерлердің білімін тексеру нәтижелері хаттамамен рәсімделеді. Хаттамаға емтихан комиссиясының төрағасы мен мүшелері қол қояды. Еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау бойынша білім сынағынан өткен басқарушы және жауапты қызметкерлерге сертификат беріледі.
Ережеге сәйкес, еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау жөніндегі білімді тексеру мен оқыту күндізгі және «онлайн» режимінде өткізіледі.
Алайда, ережеде сертификаттарды беру және тіркеу тәртібі нақты көрсетілмген, тіпті арнайы тексеру нәтижесінде оқу орындарымен сертификаттар оқытуды өткізбей, күні бұрын беріліп, сот негізінде шешуге әкеп соққан фактілер анықталды.
Осыдан бұрын мемлекеттік еңбек инспекторларына қатысты сыбайлас жемқорлық тәуекелдерін азайту және оқытудың сапасын арттыру мақсатында аталған функцияны меншік түріне қарамастан, облыстағы оқу орындарына беру, цифрландыру, оқытуды «онлайн» режимінде жүргізудің тәртібін белгілеу, сертификаттарды берудің бірыңғай тізілімін енгізіп, жұмыс берушілерге 2-3 ж.к. ішінде сертификаттарды еңбек инспекциясында тіркеуін, еңбек инспекциясының сертификаттарды беруге мониторинг жасауды міндеттеу бойынша ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігіне, облыс әкімі аппаратына ұсыныстар жолданған болатын.
Сонымен қатар, 2021 жылдың 1-31 наурызы аралығында өткізілген сыртқы талдау қорытындысының ұсынысы негізінде қазіргі уақытта бейнетіркегіштерді қолдану, ондағы бейнежазбалардың сақталуы бойынша Ереже дайындалып, жазбаларды сақтау бойынша жауапты тұлға Бұйрықпен бекітілді.
Сонымен қатар:
4.Сертификаттар нөмірін беруге жауапты тұлғаны Бұйрықпен бекіту бойынша жұмыстар атқарылуда.
ІІ.ҰЙЫМДАСТЫРУШЫЛЫҚ-БАСҚАРУШЫЛЫҚ ҚЫЗМЕТІНДЕ СЫБАЙЛАС ЖЕМҚОРЛЫҚ ТӘУЕКЕЛЕРІН АНЫҚТАУ
Басқарманың штаттық саны -17 адам, нақты саны – 15 адам, бос орын -2.
1.1. Қызметкердің негізсіз басқа елді-мекенде болуы.
Сыртқы талдау жүргізу кезінде Басқарманың бас маманы Е.С.Сиражевтің Бөрлі ауданы Ақсай қаласында қызмет жасап жүргені анықталды. Е.С.Сиражевтің Бөрлі ауданына жауапты етіп бекіту немесе іссапарға жіберу туралы 2018-2021 жылдар аралығына бұйрық тіркелмеген.
Сонымен қатар, Басқарманың Ережесінде Бөрлі ауданы Ақсай қаласында өкілдігі, филиалы, бөлімшесі бар туралы ақпарат жоқ. Сәйкесінше, Е.С.Сиражевтің Бөрлі ауданында ұзақ уақыт бойы қызмет етіп жүруі қолданыстағы заң талаптарына сәйкес келмейді.
Қазіргі уақытта, сыртқы талдау қорытындысының ұсынысы негізінде қызметтік тексеру жүргізіліп, тексеру нәтижесі бойынша лауазымдық нұсқаулығына тиісті өзгертулер енгізілетін болады.
1.2. Қолданыстағы заңнама талаптарын сақтамау
2021 жылдың 1-31 наурыз аралығында бірлесіп жүргізілген сыртқы талдау нәтижесінде Басқарма басшысы еңбекке жарамсыздық уақытында Басшының орынбасарына Басқарма басшысының міндетін атқару облыс әкімі аппаратымының келісімінсіз жүктелгені анықталды.
Ұсыныстың негізінде БҚО әкімі аппаратына Басқарма басшысы еңбекке уақытша жарамсыздығы уақытында, соның ішінде міндетін атқару туралы бұйрыққа қол қоюы мүмкін болмаған жағдайда, оның міндетін атқаруды Басшының орынбасарына жүктеу бойынша лауазымдық нұсқаулығына өзгерістер енгізу туралы хат жіберілді.
1.3. Бұйрық шығару кезінде талаптардың сақталмауы.
Басқармамен шығарылған бұйрықтарды қарау кезінде қызметкерлердің еңбек демалысына шығу, жалақысы сақталмайтын демалыс алу бойынша өтініштері жоқ екендігін анықталды.
2021 жылдың 1-31 наурыз аралығында бірлесіп жүргізілген сыртқы талдау ұсынысын орындау мақсатында, болашақта бұндай сыбайлас жемқорлық тәуекелдерінің алдын алу мақсатында, қазіргі уақытта 2021 жылдың 1-тоқсаны бойынша еңбек демалыстарын беру кезінде қолданыстағы заң талаптарының сақталуын зерделеу мақсатында қызметтік тексеру жүргізілді.
1.4. Тәртіптік жазаларды мерзімінен бұрын алып тастау
2021 жылдың 1-31 наурыз аралығында бірлесіп жүргізілген сыртқы талдау нәтижесінде мамандарға сыйақылар беру алдында тәртіптік жазаны мерзімінен алып тастау фактілері орын алған.
Аталған сыртқы талдау анықтамасында көрсетілген тәртіптік жазаны мерзімімен бұрын алып тастау тәжірибесін тоқтату, тек ерекше көрсеткіштерге қол жеткізген жағдайларда ғана және нақты кімді алмастырғаны, нақты қандай қосымша жұмыстар атқарғанын қызметтік жазбада көрсете отырып тәртіптік жазаны алу ұсынысы басшылыққа алынып, хаттамамен рәсімделді.
1.5. Қосымша ақы төлеу мәселелері
2018 -2020 жылдары қызметкерлердің қосымша жұмыстары үшін бірнеше көтермеленуі және әртүрлі пайызда белгіленуі сыбайлас жемқорлық тәуекелдерін тудырады.
Аталған сыртқы талдау анықтамасында көрсетілген ұсынысы негізінде Қызметкерлерге қосымша ақы төлеу бойынша Бұйрық бекітілді.
Аталған бағыттағы талдау нәтижесінде Басқармада мүдделер қақтығысы анықталмады.
Ескерту: тоқсан сайын басқарма қызметкерлеріне ҚР «Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл туралы» Заңына жемқорлықтың алдын алу, мүдделер қақтығысы бойынша енгізілген соңғы өзгерістер туралы құқықтық оқыту өткізіліп тұрады.
Басқармамен мемлекеттік қызмет көрсетілмейді.
Басқарма Еңбек Кодексінің 17-бабына сәйкес жұмыс берушілер ұсынған ұжымдық шарттарға мониторингті жүргізеді.
Жұмыс берушілердің өкілдері тікелей Басқармаға келу арқылы ұжымдық шарттарды алып келеді. Басқарманың жауапты қызметкерлері ұжымдық шарттарды қарап, қолданыстағы заңнамаға сәйкестігін қарайды. Қажет болған жағдайда өзгерістер мен толықтырулар енгізеді.
Алайда, ұжымдық шарттарды мониторингілеу қандай да бір нұсқаулықпен реттелмеген. Сонымен қатар, жұмыс берушілердің өкілдерінің Басқармаға келу тікелей байланыс түріндегі сыбайлас жемқорлық тәуекелін тудырады.
Аталған сыртқы талдау анықтамасында көрсетілген ұсынысы негізінде ұжымдық шарттарды мониторингілеу тәртібі туралы (қарау мерзімдері, талаптар т.с.с.) нұсқаулық бекіту және ұжымдық шарттарды мониторингілеуді электронды түрде жүзеге асыру мүмкіндігін қарастыру бойынша қазіргі уақытта жұмыстар атқарылуда.
Басқармамен әкімшілік істерді электронды түрде және құқық бұзушылық орын алған жерде толтыру үшін 5 планшет сатып алынған.
Алайда, күні бүгінге тексеру субьектілері мен обьектілерінің бірыңғай тізілімі ақпараттық жүйесіне қосылмағандықтан планшеттер қолданылмауда. Тек бір планшет қана Басқарманың әлеуметтік желідегі жұмысына қолданылады.
Қазіргі уақытта аталған сыртқы талдау анықтамасында көрсетілген ұсынысы негізінде ҚР Бас прокуратурасының Құқықтық статистика және арнайы есепке алу жөніндегі комитетінің БҚО бойынша басқармасына планшеттерге ақпараттық жүйені енгізу бойынша хат жолданған болатын, жүйе қолданылысқа енгізілгеннен кейін планшеттердің мақсатты қолданылуына жауапты тұлға бекітілетін болады.
2020 жылдың 11 мамырында Басқармамен «Сауда-Интер» ЖШС қатысты жоспардан тыс тексеру тағайындалған.
«Жеке және заңды тұлғалардың өтініштерін қарау тәртібі туралы» ҚР Заңының 6-бабына сәйкес өтінішке жеке тұлғаның немесе заңды тұлғаның өкілінің қолы қойылады.
Алайда жоспардан тыс тексеру тағайындауға негіз болған шағымға өтініш берушінің қолы қойылмаған. «Жеке және заңды тұлғалардың өтініштерін қарау тәртібі туралы» ҚР Заңына сәйкес иесi бүркемеленген өтiнiш - ол бойынша авторын белгiлеу мүмкiн емес, қолтаңбасы, оның iшiнде электрондық цифрлық қолтаңбасы, арыз берушiнiң почталық мекен-жайы жоқ өтiнiш.
Кәсіпкерлік Кодексінің 144-бабына сәйкес Жоспардан тыс тексерулер анонимдік өтiнiштер болған жағдайларда жүргiзiлмейдi.
Аталғандарды ескере келіп, арыздарды қарау кезінде қолданыстағы заң талаптары сақталмайтын сыбайлас жемқорлық тәуекелдері бар екендігі анықталды.
Қазіргі уақытта сыртқы талдау қорытындысы негізінде арыздардың жан-жақты қаралуын қамтамасыз ете отырып, жоғарыда көрсетілген жағдайға ұқсас арыздарды қабылдау, қарау бойынша нұсқаулық қабылдау жұмыстары жүргізілуде.
Қызметкерлер тарапынан әкімшілік және қылмыстық құқықбұзушылықтарға жол беру фактілері
Басқарма қызметкерлері тарапынан қызметтен тыс уақытта қолданыстағы заң және құқықтық актілер талаптарын сақтамайтындығы анықталды.
01.01.2018ж.-01.01.2021ж. аралығында Басқарманың қызметкерлерімен 7 әкімшілік құқық бұзушылық тіркелген. Оның ішінде, мемлекеттік қызметшімен – 1, азаматтық қызметшілермен – 6.
Жол ережелерін сақтамау бойынша – 6;
Көші-қон заңнамасын сақтамау – 1.
Қазіргі уақытта, сыртқы талдау қорытындысы бойынша мемлекеттік еңбек инспекторлары әр тексеріске шығу және емтиханға бару алдында шектеулермен танысып отырады.
Басқармада мемлекеттік сатып алуды «электрондық мемлекеттік сатып алу» порталымен жүзеге асырылады.
Тексеру жұмыстарын жүргізу кезінде заң бұзушылық фактілері орын алмаған.
2018-2020 жылдары 11 мыңнан астам жұмыс беруші өкілдерін және жұмысшыларды қамтыған еңбек заңнамасын түсіндіру бойынша 384 кездесулер, жергілікті бұқаралық ақпарат құралдары арқылы 84 түсіндіру жұмыстары жүргізілді.
Басқарманың сайтында атқарылған сыбайлас жемқорлыққа қарсы ақпараттар жариялануда.
ҚР заңнамаларына енгізілген өзгерістер туралы Басқарма қызметкерлері арасында құқықтық оқытулар, түсіндірме жұмыстары тұрақты жүргізілуде.
Басқармада сенім телефоны (50-04-86) бар және арыз-шағымдар жәшігі орнатылған.
За 1 квартал 2021года в базу «Обращения граждан» Управления по инспекции труда Западно-Казахстанской области поступило 201 обращений, увеличилось количество поступивших обращений с портала электронного правительства 26 обращений, даны устные разъяснения в ходе личного приема – 13, повторно – 3 обращения.
178 обращений поступило от физических лиц, в том числе коллективных – 26, и 23 обращений от юридических лиц.
С заявлениями обратилось – 173, жалобой – 9, прочие – 19.
69 обращений поступило на государственном языке, наибольшее количество обращений – 132 составляют обращения на русском языке. Ответы заявителям в соответствии с действующим законодательством направлялись на языке обращения.
Среди обратившихся 201 юридических и физических лиц составляют: граждане – 137, коллективы – 26, 1- государственный служащий, 1- осужденный и 2 безработных, 12 – адвокаты и неправительственные организации, общества – 23. За 3 месяца всего рассмотрено 135 обращений, из них по которым 5 удовлетворено, по 122 даны соответствующие разъяснения, прекращено 8 обращений. Перенаправлено в другие государственные органы 34 обращений.
Анализ обращений по характеру вопросов показывает, что большая часть из них затрагивают следующие вопросы: 96 обращений относятся к вопросам оплаты труда (политика, выплата заработной платы, задолженности по зарплате) и к социальному обеспечению, 33 – нарушение трудового законодательства, 10 обращений относятся к общим вопросам труда и занятости населения, 30 - трудовые отношения (прием на работу, трудовой отпуск, трудовая дисциплина, временное исполнение должностных обязанностей), 10 – по охране труда, техники безопасности, производственный травматизм, 18 – общие вопросы повышение квалификации кадрового обеспечения.
В Управление было перенаправлено в общем 52 заявлений, из них: с аппарата акима Западно-Казахстанской области – 14 обращения, с областной прокуратуры, районов и г.Уральска – 22, Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан – 3, других областей управлений по инспекции труда – 3 обращения, государственных учреждений – 10. Службой документационного обеспечения Управления на постоянной основе ведется контроль за сроками рассмотрения обращений. По результатам анализа нарушений сроков рассмотрения обращений не выявлено. Все обращения рассмотрены своевременно, граждане и юридические лица получали исчерпывающие ответы в установленные сроки в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
Касательно информационно-разъяснительной работы среди населения. На официальном инетернет-ресурсе Управления функционирует раздел «Блог руководителя». За первый квартал поступило 11 вопросов по трудовым отношениям по которым были даны соответсвующие ответы. Вместе с тем, посредством сопроводительных писем в ЕСЭДО, были даны 18 разъяснений организациям по различным вопросам трудового законодательства.
Ежедневно на рабочие телефоны государственных инспекторов труда поступают устные обращения граждан по различным вопросам реализации трудового законодательства, по которым работниками Управления даются устные разъяснения.
Перечень государственных функций
поддержанные местными исполнительными органами ЗКО
к передаче в конкурентную среду
Перечень функций, предлагаемые к передаче в конкурентную среду
|
|
1 |
Проводить проверку знаний у руководящих работников и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда у работодателей |