Меню

Страницы

Статья

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента Комитета государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Западно – Казахстанской области

                                                   АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности

Департамента Комитета государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Западно – Казахстанской области

 г.Уральск                                                                                                                                       27 июня 2025 года

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции», а также с «Типовыми правилами внутреннего анализа коррупционных рисков», утверждёнными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года    № 12, и на основании приказа руководителя Департамента Комитета государственной инспекции труда по Западно-Казахстанской области (далее - Департамент) от 16 июня 2025 года № 45 НҚ, в период с 16 по 27 июня 2025 года проведены работы по внутреннему анализу коррупционных рисков.

  1. Цель и задачи анализа.

Цель анализа – борьба с коррупцией и её искоренение в деятельности Департамента.

Задачи анализа – выявление обстоятельств и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также устранение их последствий.

Направления анализа:

1) выявление коррупционных рисков в нормативно-правовых актах, затрагивающих деятельность Департамента;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента.

  1. Источники информации, используемые при анализе

В соответствии с пунктом 15 Правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, к источникам информации относятся:

1) правовые акты, внутренние документы, регулирующие деятельность Департамента;

2) ведомственная статистическая отчетность о деятельности Департамента;

3) данные информационных систем государственных и правоохранительных органов о деятельности Департамента;

4) результаты проверок, ранее проведенных государственными органами в отношении Департамента;

5) результаты контрольных мероприятий служб внутреннего аудита;

6) результаты антикоррупционного мониторинга;

7) публикации в средствах массовой информации;

8) обращения физических и юридических лиц в отношении Департамента;

9) сведения о выявлении и привлечении к ответственности работников объекта анализа за совершение коррупционных правонарушений;

10) результаты ранее проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков;

11) результаты опроса (интервью) служащих, работников Департамента;

12) иные сведения, представление которых не запрещено законодательством Республики Казахстан.

  1. КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В НПА.

  1.1. Проведение специальных расследований, связанных с трудовой деятельностью.

Отраслевые правовые акты: Трудовой Кодекс РК от 23.11.2015 года (далее – ТК РК), Кодекс об административных правонарушениях РК от 05.07.2014 года (далее – КоАП РК).

В соответствии с ТК РК специальное расследование несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, проводится комиссией, создаваемой в течение 24 часов территориальными подразделениями уполномоченного государственного органа по труду с момента получения заключения о степени тяжести производственной травмы, в котором государственный инспектор труда является председателем комиссии.     

Если при расследовании несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью установлено, что грубая неосторожность явилась причиной возникновения или увеличения вреда, то комиссия применяет смешанную ответственность сторон и произвольно определяет степень вины работника и работодателя в процентах.

Вместе с тем, трудовым законодательством и другими нормативными и правовым актами, вопрос определения степени вины работника и работодателя в процентах при смешанной вине ответственности сторон, не урегулирован, т.е., решение специальной комиссией по итогам специального расследования принимается по своему усмотрению (основываясь на собранных материалах при проведении специального расследования).

Коррупционные риски: возможность несистемного применения процентного распределения вины сторон государственными инспекторами труда при специальных расследованиях несчастных случаев с трудовой деятельностью, в связи с правовыми коллизиями ТК РК.

Рекомендации: направить в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан письмо с предложением внедрить механизм расчёта процента вины сторон при специальных расследованиях несчастных случаев с трудовой деятельностью, с целью устранения коррупционных рисков.

1.2. Самостоятельное решение о направлении или не направлении материалов в суд для принуждения к исполнению предписаний по устранению нарушений трудового законодательства.

При выявлении нарушений выносится предписание с указанием срока для исполнения. В случае неисполнения должностное лицо обязано направить материалы в суд для привлечения к административной ответственности.

Однако в ТК РК отсутствует право государственных трудовых инспекторов обращаться в суд для принуждения к исполнению предписаний.

Коррупционные риски: поскольку государственные трудовые инспекторы имеют право выдавать предписания, а при их неисполнении предприятие привлекается к административной ответственности, при этом отсутствуют законодательные механизмы принудительного исполнения предписаний со стороны трудовой инспекции, предприятия могут систематически игнорировать эти предписания.

Рекомендации: направить в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан письмо с предложением внести в статью 193 ТК РК дополнение с формулировкой: «В случае неисполнения предписания по устранению нарушений трудового законодательства направлять материалы судебным исполнителям для принудительного исполнения».

  1. 2. КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Управление персоналом.

Отраслевые правовые акты: Трудовой кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О государственной службе», Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 152 «О некоторых вопросах государственной службы».

Движение кадров.

Кадровое обеспечение – 15 государственных административных служащих, фактически – 13, имеется 2 вакантных должности. По одной вакансии проводится конкурс, по другой – вакансия не объявлена в связи с изменениями в структуре сотрудников Департамента.

Кадровое обеспечение централизованное и осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

Дисциплинарная практика: с 1 сентября 2024 года по настоящее время 5 административных государственных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности (1 – строгий выговор, 1 – выговор, 3 – предупреждение).

Рекомендуется продолжать проведение правовых обучений с привлечением представителей уполномоченных органов для предупреждения нарушений и строгого контроля за соблюдением законодательства.

Коррупционные риски: не выявлены.

2.2. Конфликт интересов

В ходе анализа не выявлено фактов конфликта интересов, родственных связей (супруги, близкие родственники и лица, находящиеся на прямом подчинении) среди сотрудников Департамента. Все сотрудники ознакомлены с антикоррупционными ограничениями.

Публикаций в СМИ о сотрудниках с негативной информацией не зафиксировано.

Коррупционные риски: не выявлены.

2.3. Государственные услуги не оказываются Департаментом.

2.4. Цифровизация процессов. Документооборот.

Отраслевые правовые акты: Постановление Правительства РК от 31.10.2018 года №703 «Об утверждении Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях».

Документооборот ведётся в электронной форме с использованием системы Documentolog, ответы на письма направляются также по электронной почте.

Коррупционные риски: не выявлены.

2.5. Рассмотрение обращений физических и юридических лиц.

Отраслевой нормативный акт: Административный процедурно-процессуальный кодекс РК (далее – АППК РК).

С 1 сентября 2024 года по настоящее время поступило 848 обращений, ответы направляются через платформу E-otinish в соответствии с требованиями АППК РК.

Коррупционные риски: не выявлены.

 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ ФУНКЦИЙ

Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан осуществляется 15 государственными инспекторами труда.

Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ), оптимальное соотношение – 1 государственный инспектор труда на 10 000 работников.

В Западно-Казахстанской области на 1 государственного инспектора труда приходится 15 759 работников (по данным областного департамента статистики, численность работников в организациях и предприятиях составляет 236 399 человек).

Учитывая нагрузку на государственных инспекторов труда, связанную с проведением проверок, специальных расследований, привлечением работодателей к административной ответственности, повторными проверками по предписаниям, профилактическим контролем, декларированием деятельности работодателей, приёмом граждан и работодателей, а также работой с документами, необходимо увеличить штатную численность Департамента как минимум на 8 государственных инспекторов труда.

Коррупционные риски: несоответствие численности штата рекомендациям Международной организации труда.

Рекомендация: направить в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан предложение об увеличении численности сотрудников Департамента до 23 государственных инспекторов труда.

  1. АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Согласно поступившим из судов уведомлениям, государственные инспекторы труда участвуют в судебных разбирательствах в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, и предоставляют мнения по материалам дела.

Коррупционные риски: коррупционные риски не выявлены.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МОНИТОРИНГА

Согласно данным антикоррупционного мониторинга, среди сотрудников Департамента не выявлено лиц, привлечённых судом к уголовной или административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

  1. ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРОК КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

В период с 23 апреля по 5 мая текущего года Департаментом Комитета правовой статистики и специальных учётов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по Западно – Казахстанской области был проведён анализ и проверка соблюдения требований законодательства по регистрации и учёту проверок в деятельности Департамента за период с сентября 2024 года по текущий момент 2025 года.

В ходе проверки было установлено, что государственные инспекторы труда не в полной мере соблюдают требования законодательства, регулирующего порядок назначения и проведения проверок.

По результатам проверки в целях недопущения аналогичных нарушений в будущем был внесён акт прокурорского надзора.

Указанный акт был обсуждён с ответственными специалистами Департамента Комитета правовой статистики и специальных учётов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по Западно – Казахстанской области, и государственный инспектор труда, допустивший нарушения, был привлечён к дисциплинарной ответственности.

Государственным служащим настоятельно рекомендовано строго соблюдать требования соответствующего законодательства в будущем, держать вопросы под постоянным контролем, а также продолжить проведение правовых обучений с привлечением представителей уполномоченных органов в целях профилактики правонарушений.

  1. ИНФОРМАЦИЯ О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ, НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ГРАЖДАНАХ

        В ходе анализа информации о фактах коррупционных правонарушений со стороны уполномоченных лиц Объекта анализа, из правоохранительных органов, а также от представителей неправительственных организаций, граждан не поступало.

  1. МОНИТОРИНГ СМИ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Согласно данным мониторинга СМИ, с 1 сентября 2024 года по настоящее время не зафиксировано публикаций о коррупционных фактах или негативных материалах в отношении сотрудников Департамента. Анализ информации в социальных сетях, блог-платформах и других интернет – ресурсах также не выявил указанных сообщений.

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

В Департаменте государственные закупки не осуществляются.

Следует отметить, что данная функция централизована и осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

  1. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

В Департаменте платные услуги не предоставляются.

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

В Департаменте государственные услуги не оказываются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента были выявлены следующие виды коррупционных рисков:

- возможность несистемного применения процентного распределения вины сторон государственными инспекторами труда при специальных расследованиях несчастных случаев с трудовой деятельностью, в связи с правовыми коллизиями ТК РК.

- отсутствие законодательных рычагов у государственной инспекции труда для принудительного исполнения предписаний;

- явное несоответствие между лимитом штатной численности государственных трудовых инспекторов и рекомендациями Международной организации труда (МОТ).

РЕКОМЕНДАЦИИ:

На основании вышеизложенного предлагаем следующее:

  1. В целях устранения коррупционных рисков направить в уполномоченный государственный орган по труду предложение о внесении соответствующих изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих механизм расчета процентов вины сторон при проведении специальных расследований несчастных случаев на производстве.
  2. В целях устранения коррупционных рисков направить в уполномоченный государственный орган по труду предложение о внесении дополнений в статью 193 Трудового кодекса Республики Казахстан следующего содержания: «В случае неисполнения предписания об устранении нарушений требований трудового законодательства Республики Казахстан материалы направляются судебным исполнителям для принудительного исполнения».
  3. С целью приведения в соответствие с рекомендациями Международной организации труда направить предложение в уполномоченный государственный орган по труду об увеличении штатной численности Департамента до 23 государственных инспекторов труда.
  4. Продолжить ознакомление государственных служащих Департамента с антикоррупционным законодательством.
  5. Продолжить проведение разъяснительной работы в коллективе с привлечением представителей областных департаментов Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и других уполномоченных, и заинтересованных органов.
  6. Опубликовать аналитическую справку и её результаты по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков на интернет-ресурсе Департамента.

         

  Заместитель руководителя                           А. Туйгинбетов

         Члены рабочей группы:                           А. Батыров

                                                                                   М. Мырзаш

                                                                                   М. Сапарғалиев

                                                                                   Т. Асылбеков

                                                                                   Г. Рыскалиева

                                                                            

Дата публикации
30 июня 2025
Дата обновления
30 июня 2025
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
30 июня 2025
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента Комитета государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Западно – Казахстанской области
Информация
30 июня 2025
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности РГУ «Департамента Комитета государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Западно-Казахстанской области»
Информация
27 июня 2025
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по предупреждению коррупционных правонарушений на 2025 год РГУ «Департамент Комитета государственной инспекции трудаМинистерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Западно-Казахстанской области»

Социальные медиа

Instagram
facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации