
Бүгін Сіздердің қарауларыңызға орта мерзімді даму құжаттары – Алматы қаласының 2026-2030 жылдарға арналған даму жоспары мен Алматы қаласының 2026-2028 жылдарға арналған бюджетін ұсынамын.
Болашақ жоспарларды ұсынбас бұрын өткен бес жылдағы Алматы қаласының негізгі даму көрсеткіштерін атап өту қажет.
Соңғы 5 жыл ішінде Алматы қаласының халқы 18%-ға өсіп, 2,3 млн адамға жетті, экономиканың орташа жылдық өсімі 6,8% құрады, нақты жалақы орта есеппен жыл сайын 5,4%-ға өсті. Жұмыссыздық деңгейі 2025 жылдың 3-ші тоқсанында 5,2%-дан 4,4%-ға дейін төмендеді.
Бұл мәліметтер атқарылған жүйелі жұмысты, негізгі бағыттар бойынша өсімді көрсетеді және одан әрі стратегиялық дамудың негізін қалыптастырады.
Соңғы жылдардың оң нәтижелері Мемлекет басшысының Алматы қаласының дамуына көрсетіп отырған жүйелі қолдауы мен ерекше назарының арқасында мүмкін болды.
Алдағы бес жылға арналған қаланы дамыту жоспары мегаполистің ұзақ мерзімді стратегиялық даму басымдықтарына және Алматы қаласының кешенді дамуын одан әрі қамтамасыз етуге бағытталған Мемлекет басшысының тапсырмаларына негізделді.
Келесі бес жыл ішінде Алматы қаласының жалпы өңірлік өнім көлемін – 70 трлн теңгеге дейін екі есе ұлғайту мақсаты қойылды.
Бұл ретте, экономиканың нақты өсу қарқыны жыл сайын кемінде 6%-ды құрауы қажет.
Белгіленген мақсатқа қол жеткізу үшін тұрақты өсімнің негізі ретінде экономиканың дәстүрлі салаларын дамыту бағыты одан әрі жалғасын табады.
Сонымен қатар, жоғары әлеуетке ие және Алматының дамуының жаңа қозғаушы күшіне айналуы мүмкін туризмді, IT-секторды, креативті индустрияларды және өңдеуші өнеркәсіпті дамытуға ерекше назар аударылатын болады.
Шағын және орта бизнесті қолдау негізгі басымдық ретінде сақталады.
5 жыл ішінде қаланың жалпы өңірлік өніміндегі шағын және орта бизнестің үлесі қазіргі 60%-дан 65%-ға дейін өседі деп күтілуде.
Бұл үшін кәсіпкерлік белсенділікті нығайтуға және компаниялардың бәсекеге қабілеттілігін арттыруға бағытталған қаржылық және қаржылық емес қолдау шараларының кешені кеңейтіледі.
Кәсіпкерлікті қолдаудағы нақты қадамдардың бірі – жаңа жеңілдетілген режим бойынша жұмыс істейтін кәсіпкерлер үшін тиімді мөлшерлемені 4%-дан 3%-ға дейін төмендету туралы қабылданған шешім болды.
Осылайша, біз шамамен 160 мың кәсіпкер мен олардың отбасы мүшелеріне қолдау көрсеттік.
Заманауи көлік жүйесін дамыту қала дамуының маңызды стратегиялық басымдықтарының бірі болып табылады.
Тұрғындарға қолайлы, жылдам және қауіпсіз қатынауды қамтамасыз ететін қазіргі заманғы көлік инфрақұрылымын қалыптастыру бойынша жұмыстар жүргізілуде.
Жақын болашақтағы жоспарлар – метроны одан әрі дамыту, BRT және LRT бағыттарын іске қосу, сондай- ақ қоғамдық көліктің жаңа түрлерін енгізу.
Аталған жобаларды іске асыру 2030 жылға қарай қоғамдық көліктегі тәуліктік жолаушылар санын 1,7 миллионнан 3 миллион сапарға дейін арттыруға мүмкіндік береді.
Қала дамуының тағы бір маңызды басымдықтарының бірі – жайлы қалалық ортаны қалыптастыру.
Қаланың аумақтық дамуындағы алшақтықты азайту мақсатында әрқайсысы дербес тартымдылық орталығы ретінде қалыптасып, тұрғындарды қажетті әрі сапалы инфрақұрылыммен қамтамасыз ететін бес қалалық полицентр құру жұмыстары басталды.
Осы жобаларды іске асыру кеңістікте дамуды теңестіруге, тарихи орталыққа түсетін жүктемені азайтуға және барлық ауданда қалалық ортаның сапасын жақсартуға мүмкіндік береді.
Экологиялық күн тәртібі аясында атмосфералық ауаның сапасын жақсарту, жасыл аймақтарды кеңейту және тұрмыстық қатты қалдықтарды қайта өңдеуді арттыру бойынша жұмыстар жалғасады.
2026 жылдың соңына дейін №2 жылу электр орталығы табиғи газға көшіріледі.
Келесі кезеңде №3 жылу электр орталығын бу-газ
|
технологиясына |
көшіру |
арқылы қайта |
жаңғырту |
|
жүргізіледі. |
|
|
|
|
Бұл жалпы |
алғанда |
жылу көздерінен |
шығатын |
шығарындыларды 92%-ға азайтуға мүмкіндік береді.
Жеке сектордың газдандыру деңгейі қазірдің өзінде 99,6% жетті. 2027 жылға дейін газбен қамтамасыз етуді 100% жеткізу жоспарлануда.
***
На фоне роста экономики города поступления в местный бюджет демонстрируют устойчивую положительную динамику.
Сегодня бюджет Алматы практически формируется
Город сохраняет статус одного из основных доноров республиканского бюджета, обеспечивая более пятой части всех поступлений.
На 2026 год доходы местного бюджета
запланированы в объеме 2,5 трлн тенге.
Объем бюджетных изъятий для города увеличен в два раза: с 250 млрд тенге в 2025 году до 491 млрд тенге в 2026 году.
В целом, за 3 года в республиканский бюджет будет перечислено порядка 1,8 трлн тенге – в 2,6 раза больше по сравнению с предыдущим трехлетним периодом.
Несмотря на возросшую финансовую нагрузку, мы приступим к реализации масштабных инвестиционных проектов за счет средств местного бюджета.
Расходы местного бюджета на 2026 год предусмотрены в объеме 2,8 трлн тенге, из которых 850 млрд тенге, или 30%, направляются на стимулирование экономического роста.
Необходимо отметить, что проведена работа по оптимизации текущих расходов, что позволило переориентировать средства на бюджет развития.
На развитие транспортной системы в 2026 году будут направлены значительные средства.
Они предусмотрены на начало работ по запуску линий BRT и LRT, а также на введения других видов общественного транспорта.
По поручению Главы государства продолжатся работы по строительству стадиона международного уровня на 45 тыс. зрителей, завершение которого запланировано на 2027 год.
Также проводится модернизация катка «Медеу» с полной заменой инженерных коммуникаций.
В ходе реализации Комплексного плана развития Алматинского горного кластера на 2025-2029 годы будут осуществлены проекты по строительству туристической, транспортной и инженерной инфраструктуры .
Бюджеттік саясаттың негізгі басымдықтарының бірі –
Қала бюджетінің шамамен 33% әлеуметтік салаларды дамытуға бағытталған.
Мектептер, ауруханалар және әлеуметтік объектілердің қарқынды құрылысын жалғастыру жоспарлануда.
Бюджет жобасын тұрақты комиссияларда қарау кезінде Сіздер бұл жағдайға куә болған шығарсыздар деп ойлаймын.
Қаланың барлық әлеуметтік және басқа да бюджеттік міндеттесі толық орындалатын болады.
***
күн тәртібіндегі мәселелерді қолдауларыңызды сұраймын. Толығырақ ақпаратты Экономика және қаржы басқармасының басшысы – Құдайбергенов Бауыржан Әлібекұлы ұсынады.
Назарларыңызға рақмет!
Құрметті Дархан Амангелдіұлы!
Құрметті Мейіржан Батырбекұлы!
Құрметті депутаттар!
Бүгін Сіздердің назарларыңызға Алматы қаласының
2026-2030 жылдарға арналған даму жоспары ұсынылады.
5 жылдық жоспарды әзірлеу барысында қолданыстағы стратегиялық құжаттарға кешенді талдау жүргізілді, халықаралық тәжірибе мен қазіргі әлеуметтік-экономикалық даму динамикасы, сондай-ақ қаланың дамуына әсер ететін негізгі сын-қатерлер зерделенді.
Слайды 2 и 3. Алматы сегодня и Вызовы
Бүгінде Алматы – елдің ең ірі іскерлік, қаржылық, ғылыми және мәдени орталығы.
Қала елдің жалпы ішкі өнімінің 23%-ін және мемлекеттік бюджет кірістерінің 26%-тін қалыптастырады.
Қазіргі таңда қаламызда бірқатар өзекты проблемалар да бар, қаланың оңтүстік бөлігінде мәдениет нысандарының
90%-тен астамы және денсаулық сақтау объектілерінің
82%-і шоғырланған.
Халық өсімінің үштен екісіне сырттан келушілер құрап отыр. Алдағы 5 жылда қала тұрғындарының ресми саны 2,7 млн адамға дейін ал миграцияны есепке адғанда 3,3 млн адамға дейін өсуі мүмкін.
Күн сайын 650 мыңнан астам автокөлік қала жолдарына салмақ түсіріп, экологиялық жағдайды күрделендіруде.
Слайд 4. Приоритеты развития Алматы
С учётом текущих вызовов и трендов, в рамках Плана развития определены 7 приоритетов развития города:
(1) Устойчивый экономический рост, (2) Комплексное развитие транспортной системы, (3) Комфортная городская среда,
(4) Социальная устойчивость и стабильность, (5) Зелёный Алматы, (6) Смарт сити, (7) и Безопасный город.
Слайд 5. Устойчивый экономический рост
В рамках направления «Устойчивый экономический рост» мы ставим перед собой амбициозную задачу – при ежегодном темпе экономического роста не ниже 6% удвоить ВРП города до 70 трлн тенге в ближайшие 5 лет.
ВРП на душу населения увеличится на 33% –
до 39 тысяч долларов.
Инвестиции в основной капитал вырастут в 3,5 раза –
с 2 трлнов до 7 трлнов тенге в 2030 году, а прямые иностранные инвестиции составят 7 млрд долларов.
Для обеспечения интенсивного роста в Алматы будет реализован ряд крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов.
Слайд 6. Устойчивый экономический рост. Поддержка и развитие МСБ
В течение 5 лет доля МСБ в структуре ВРП будет доведена до 65%, а доля среднего бизнеса увеличится
с 11,5% до 23% в 2030 году.
Будет расширен комплекс мер финансовой и нефинансовой поддержки, в том числе за счет местного бюджета.
Планируется поэтапное расширение Индустриальной зоны: до конца 2026 года на 194 гектара, до 2028 года еще на 440 гектаров.
Это позволит дополнительно разместить свыше 100 новых промышленных предприятий и создать порядка
15 тысяч рабочих мест.
В 2027 году завершается действие особого режима
Специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий». С учетом актуальности данной зоны будет проработан вопрос расширения территории СЭЗ
и продления преференций до 2050 года.
В результате таких мер экспорт продукции обрабатывающей промышленности вырастет на 40% –
до 7 млрд долларов в 2030 году.
Слайд 7. Устойчивый экономический рост. Раскрытие потенциала туризма и экономики впечатлений
В рамках Комплексного плана развития Алматинского горного кластера на 2025-2029 годы предусмотрена реализация масштабных проектов по строительству туристической, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Действующая пропускная способность горнолыжной инфраструктуры будет расширена в 5 раз.
К 2030 году в городе Алматы будет построено
60 объектов размещения общей емкостью 7 тысяч номеров,
в целом, номерной фонд города увеличится до 19 тысяч номеров.
Одним из ключевым фактором роста станет и модернизация Международного аэропорта Алматы. Пропускная способность аэропорта увеличится до 19 млн пассажиров к 2030 году
В целом ожидается рост общего количества туристов
до 2,8 млн человек к 2030 году, включая увеличение числа иностранных туристов до 1,1 млн человек.
Слайд 9. Комплексное развитие транспортной системы
В рамках развития дорожной инфраструктуры реализуются 14 крупных проектов по пробивке улиц,
со сроком завершения в 2027 году.
В южных и западных районах города ведется расширение улично-дорожной сети общей протяженностью более 100 км.
Для поддержания доли дорог в хорошем состоянии
на уровне 95% ежегодно будет проводиться средний ремонт 250 км дорожной сети.
Слайд 10. Комплексное развитие транспортной системы. Развитие общественного транспорта и микромобильной инфраструктуры
В числе ключевых приоритетов городского развития – расширение сети метро, запуск линий BRT и LRT, а также введение новых видов общественного транспорта.
На сегодня ведется работа по реализации новой линии LRT, которая соединит ТПУ «Барлык» и «Восточные ворота», проект будет реализован поэтапно до 2028 года
Расширяется и сеть метрополитена: в течение 3-х лет будет построена первая линия – от станции «Калкаман» до рынка «Барлык». Так же предусмотрена начало второй линии метро - от станции «Жибек Жолы» до аэропорта, а также третьей линии – от станции «Сайран» до города Алатау.
В течении 2 лет планируется создание 42 БРТ коридоров. Параллельно будет расширена инфраструктура микромобильности: велодорожки, пешеходные маршруты и удобные пути для индивидуальных средств передвижения.
Реализация этих проектов позволит увеличить к 2030 году ежедневный пассажиропоток общественного транспорта
до 3 млн поездок.
Слайд 11. Комфортная городская среда. Полицентричное развитие
Қолайлы қалалық орта қалыптастыру қала дамуының негізгі басымдықтарының бірі. Құрылатын 5 қалалық полиорталық өз алдына дербес тартылыс нүктелері ретінде қалыптасып, тұрғындарды тұрақты инженерлік және әлеуметтік инфрақұрылыммен қамтамасыз етеді.
Негізгі басым бағыттар «Шығыс» қақпасы және «Батыс» полиорталықтарын дамыту болады. Мұнда халықты тартатын маңызды нысандардың құрылысы жоспарлануда.
Слайд 12. Комфортная городская среда. Развитие общественных пространств
Полиорталықтың дамуымен бірге Алматы жасыл және орнықты мегаполиске айналады. Көріктендіру стандарттарын тиімді іске асыру мақсатында қалалық урбанистика орталығы құрылды. 2026-2027 жылдары 38 қоғамдық кеңістікті құру және жаңғырту жоспарланған. Олардың қатарында: Тұңғыш Президент саябағы, әуежай, көл жағалауы, «Есентай», «Үлкен алматы» өзендері және басқа да маңызды демалыс аймақтары қарастырылған.
«Қасбеттен қасбетке дейін» қағидаты бойынша 68 көше жаңғыртылады.
Қаланың тазалығын сақтау және жасыл қорды жүйелі дамыту үшін «Алматы Тазалық» мекемесінің жұмысы күшейтіліп, «Жасыл Алматы» бірыңғай операторы құрылды.
Слайд 13. Комфортная городская среда. Модернизация инженерной инфраструктуры
2026 жылдың соңына дейін қала тұрғындарын орталықтандырылған сумен 100%-ке қамту жоспарлануда.
Жыл сайын кемінде 10 км су бұру желілерін жаңарту жоспарланған.
Жылумен қамту саласында да жыл сайын кемінде 39 км жылу желісі жаңартылатын болады.
Сондай-ақ 7 қосалқы станцияны қайта жаңғырту және 300 км-ден астам электр желілерін жаңарту жоспарланған.
Жүйелі жүргізілетін жұмыстардың нәтижесінде 2030 жылға қарай инженерлік желілердің тозу деңгейі:
– сумен жабдықтау бойынша – қазіргі 50%-тен 40%-ке дейін;
– жылумен жабдықтау бойынша – 56%-тен 39%-ке дейін;
– кәріз жүйесі бойынша – 49%-тен 40%-ке дейін төмендейді.
Слайд 14. Социальная устойчивость и стабильность. Качественное образование
Қалада білім беру мен сауықтыру мекемелерінің желісін кеңейту жұмыстары жалғасатын болады.
5 жылда 16 балабақша пайдалануға тапсырылып, жекеменшік балабақшаларға 10 мың қосымша орынға мемлекеттік тапсырыс беріледі.
Бұл 2030 жылға қарай балаларды мектепке дейінгі біліммен қамтуды 99 %-ке дейін арттыруға мүмкіндік береді.
5 жыл ішінде оқушы орындарының тапшылығын
кезең-кезеңімен төмендету үшін «Алматы мектептерінің стандарты» негізінде 16 мектеп
және мектептерге жапсарлас 8 қосымша құрылыс салынады.
Слайд 15. Социальная устойчивость и стабильность. Доступная и качественная медицина для каждого
Денсаулық сақтау саласында 2030 жылға дейін қаланың 470 мың тұрғынын медициналық қызметпен қамтамасыз ететін
11 медициналық-санитарлық алғашқы көмек нысаны салынады.
3 перзентхана, 2 заманауи стационар, сондай-ақ,
250 орындық СПИД орталығы бар Хоспис салу жоспарлануда.
Медициналық инфрақұрылымды жаңғырту мақсатында
4 негізгі стационарға ауқымды жаңарту жүргізіліп,
2 клиникалық аурухана қайта жөндеуден өтеді.
1,5 млн тұрғынды қамтитын 16 жаңа жедел жәрдем қосалқы станциясы салынады, бұл шұғыл медициналық көмектің сапасын айтарлықтай жақсартады.
Кешенді жұмыстардың арқасында 2030 жылы алматылықтардың өмір сүру ұзақтығы 81 жасқа дейін артады.
Слайд 16. Социальная устойчивость и стабильность. Алматы – культурная столица
2028 жылға дейін Қазақ мемлекеттік циркі, Алматы зоопаркі, Сац атындағы мемлекеттік академиялық балалар театры және Қазақстан Жазушылар одағының ғимараты толық жаңғыртудан өтіп, заман талабына сай жаңа келбетке ие болады.
Сонымен қатар 2027 жылға қарай Жастар театры мен инклюзивті Мәдениет үйі ашылады.
2030 жылға дейін қалада 20 жаңа кітапхана іске қосылады.
Жыл сайын кемінде 40 ірі мәдени-көпшілік іс-шара өткізіліп, тұрғындарды мәдени өмірге кеңінен тарту жоспарланып отыр.
Осы бастамалардың нәтижесінде Алматыда біртұтас мәдени кеңістік қалыптасып, 2030 жылға қарай алматылықтардың мәдени өмір сапасы қазіргі 42 %-тен 55 %-ке дейін артады.
Слайд 17. Социальная устойчивость и стабильность. Физическая культура и спорт
Қала алдында 2030 жылға қарай жүйелі түрде спортпен шұғылданатын тұрғындардың үлесін 52%-ке дейін арттыру міндеті тұр.
Салауатты өмір салтын дамыту үшін біз спорттық инфрақұрылымды жаңғыртуды жалғастырамыз.
2027 жылға дейін «Медеу» биік таулы спорт кешенін жаңғырту жоспарланған.
Спорт саласындағы басты жобалардың бірі – жаңа стадион салу жобасы. Стадионның құрылысы 2027 жылы аяқталады деп жоспарлануда.
Сонымен қатар, 2030 жылға дейін «Алматы Арена», «Халық Арена», Балуан Шолақ атындағы Спорт сарайы, Орталық стадион және «Сұңқар» халықаралық трамплиндер кешені жаңартудан өтеді.
Слайд 18. Зелёный Алматы. Зелёный фонд города
Слайд 19. Зелёный Алматы. Улучшение качества атмосферного воздуха
Экология мәселелерін шешу үшін жылу көздері жаңғыртылып, газдандыру жұмыстары жүргізіледі, ал қалалық көлік кезең-кезеңімен экологиялық таза форматқа көшеді.
Сонымен қатар 2026 жылдан бастап қалада ағаш отырғызуды көбейту, заманауи суару жүйелерін енгізуді көздейтін ауқымды көгалдандыру бағдарламасы іске асырылады.
Нәтижесінде 2030 жылға қарай тұрғындардың экологиялық өмір сапасына қанағаттану деңгейі 65%-ке дейін өседі.
Слайд 20. Смарт сити
Цифрландыру Алматының орнықты дамуының басты бағыттарының бірі. 2030 жылға қарай қала жасанды интеллектке негізделген «ақылды қала» тұжырымдамасы негізінде заманауи басқару моделіне көшеді.
Осы мақсатты үдерістерді дәл модельдеуге инженерлік желілерге түсетін жүктемені болжауға және апаттардан келетін шығынды 20 пайызға азайтуға мүмкіндік беретін қаланың цифрлық егізі жасалады.
Сондай-ақ қозғалысты басқарудың зияткерлік көлік жүйелері, қоғамдық көлік бағыттарын ақылды жоспарлау жүйесі енгізіледі.
Тұрғындардың өзара байланысы үшін біріңғай Super App қосымшасы іске қосылып, өтініштерге жауап беру уақыты 25 пайызға қысқарып, қала халқының кемінде 80 пайызы төтенше жағдайлар мен маңызды қалалық ақпарат бойынша дербес хабардар етіледі.
Слайд 21. Безопасный город. Правопорядок
Қауіпсіздік саласында әлеуметтік нысандар 100 % кешенді қауіпсіздік жүйесімен қамтылады.
2030 жылға қарай 100 мың бейнебақылау және 4,5 мың жол қозғалысын бақылау камерасы Бірыңғай мониторинг жүйесіне қосылады.
Бұл шаралар 2030 жылға қарай қылмыс деңгейін әр 10 мың тұрғынға шаққанда 140 жағдайға дейін төмендетуге мүмкіндік береді.
Слайд 22. Безопасный город. Готовность к ЧС
Алматы үшін төтенше жағдайларға дайындық ерекше өзекті мәселе болып табылады.
Алдағы 5 жыл ішінде энергия-, су-, жылумен қамтамасыз ету жүйелерінің кемінде 150 маңызды нысанына, 400 әлеуметтік объектіге және 200 көпқабатты тұрғын үйге сейсмикалық күшейту жұмыстары жүргізіледі.
2030 жылға дейін 15 жаңа өрт депосы салынып,
5 қолданыстағы депо жаңғыртылады, сондай-ақ қосымша
39 бірлік құтқару және өртке қарсы техника сатып алу жоспарлануда.
***
Құрметті депутаттар!
Бүгін біз Алматының даму жоспарын таныстырдық –
бұл құжат қазіргі жағдайдағы қаланы жаңғыртудың стратегиялық бағытын айқындайды және тұрғындардың негізгі сұраныстарына жауап беруге бағытталған.
Қолдауларыңызды сұраймын!
Алматы қаласы мәслихатының отырысында Алматы қаласы Қоғамдық денсаулық сақтау басқармасының басшысының баяндамасы
Құрметті депутаттар!
Ең алдымен Алматы қаласы мәслихатының шешім жобасын бірлесіп әзірлеуге атсалысқан барлық депутаттарға алғысымды білдіремін. Аталған жоба Алматы қаласында тіркелген Қазақстан Республикасы азаматтарының жекелеген санаттарын амбулаториялық ем алу кезінде қосымша кепілдендірілген көлемдегі тегін медициналық көмектің, соның ішінде дәрілік заттардың, арнайы емдік өнімдердің және медициналық мақсаттағы бұйымдардың қамтамасыз етілуін көздейді.
Бүгінгі отырыс аясында сіздердің қарауларыңызға жергілікті бюджет есебінен қаржыландырылатын аурулар мен дәрілік заттар тізбесін кеңейту мәселесі ұсынылады. Бұл 3 түрлі нозологиясы бар 6 пациентке қатысты болып отыр. Жалпы қаржыландыру сомасы 128 млн теңгені құрайды.
Ұсынылып отырған нозологиялар әлеуметтік маңызы бар, ал кейбір жағдайларда – сирек әрі ауыр дерттер қатарына жатады. Мұндай патологияларға шалдыққан науқастар үшін заманауи дәрілік препараттарды қолдану – тек медициналық қажеттілік қана емес, аурудың барысын тұрақтандырудың, еңбекке қабілеттілікті сақтаудың және мүгедектіктің алдын алудың жалғыз жолы болып табылады.
Әрбір ұсынылған бастама – өңіріміз тұрғындарының нақты қажеттіліктеріне негізделген. Әрбір көрсетілген санның артында өте күрделі өмірлік жағдайға тап болған нақты адамдардың және олардың отбасыларының тағдырлары тұр.
Сондықтан Алматы қаласы мәслихатының VII шақырылымының XI сессиясының 2021 жылғы 18 қыркүйектегі № 94 шешіміне өзгерістер енгізуді ұсынамыз.
Касательно новых позиции лекарственных средств планируемых для внесения в решение маслихата:
По данной нозологии пациенты за счет местного бюджета обеспечиваются лекарственными средствами «Ритуксимаб» и «Белимумаб», однако лекарственное средство «Белимумаб» в 2025 году не был закуплен ввиду отсутствия поставщика и по предварительным данным на территории РК поставляться больше не будет, в связи с чем Формулярной комиссией Управления принято решение о внесении нового препарата путем исключения препарата «Белимумаб».
Согласно заключению Экспертного комитета по взрослой и детской гастроэнтерологии Республиканского центра орфанных заболеваний пациенту было назначено лекарственное средство «Тедуглутид» в необходимом в количестве 31 флакон в месяц = 372 флакон за год.
По данной нозологии ребенок обеспечивается за счет местного бюджета медицинскими изделиями.
Основные эффекты препарата:
Ритуксимаб используется при оптикомиелоневрите (болезни Девика) — тяжелом аутоиммунном заболевании, приводящем к воспалению зрительных нервов и спинного мозга; препарат целенаправленно снижает число B-клеток, участвующих в аутоагрессии, что уменьшает частоту тяжелых рецидивов, предотвращает развитие стойких неврологических нарушений и значительно снижает риск утраты зрения и инвалидизации.
Также на основании протокола Формулярной комиссии Управления № 1 от 3 октября 2025 года просим исключить следующие лекарственные средства/медицинские изделия из решения Маслихата:
Тезисы Кудайбергенова Б.А.
по уточнению бюджета 28 ноября 2025 год
на сессию Маслихата г. Алматы
Уважаемый Олжас Мухтарович!
Уважаемый Меиржан Батырбекович!
Уважаемые депутаты!
На Ваше рассмотрение вносим проект крайнего уточнения бюджета города Алматы на 2025 год.
Данное уточнение является завершающим этапом корректировки бюджетных параметров и направлено на обеспечение эффективного распределения средств по итогам года.
Прежде всего хочу выразить благодарность депутатам маслихата и членам Общественного совета за проделанную совместную работу.
Все расходы бюджета, представленные администраторами программ, были рассмотрены
и обсуждены на заседаниях отраслевых комиссий.
В рамках данного уточнения предусматривается уменьшение расходов бюджета.
Это связано в первую очередь, с образованием экономии от проведенных государственных закупок в сумме 19,5 млрд. тенге.
Также с учётом поэтапной реализации отдельных проектов и переноса части мероприятий на следующий год, предлагается перераспределить 200 млрд. тенге.
Это не означает сокращение расходов. Напротив, финансирование осуществляется исключительно на основании подтверждённых актами выполненных работ, что позволяет обеспечить наиболее эффективное, целевое и качественное освоение бюджетных средств.
Также имеется дополнительная потребность в сумме 73,4 млрд. тенге для обеспечения своевременной оплаты проектов с опережением графика.
В рамках поручения Премьер-Министра по удвоению финансирования стабилизационных фондов и расширению ключевых социально продовольственных товаров необходимо выделить из местного бюджета 8 млрд. тенге для кредитования организаций, стабилизирующих цены на продукты. Средства направлены на продовольственную безопасность, снижение инфляции и поддержание доступных цен.
Для продолжения строительства поликлиники в
мкр. «Курамыс» из бюджета необходимо предусмотреть 700 млн. тенге. Средства необходимы для своевременного ввода объекта в эксплуатацию в августе 2026 года.
Также для продолжения строительства дорог в микрорайонах «Рахат-Мадениет» и «Боралдай» необходимо 1,8 млрд. тенге.
Для субсидирования пассажирских перевозок по внутренним маршрутам предлагается выделить 10 млрд. тенге, что продолжает позволять поддерживать доступность транспорта для жителей.
***
Уважаемые депутаты!
Прошу поддержать проект крайнего уточнённого бюджета.
Особо хочу отметить, что работа по подготовке проекта бюджета на 2026 год ведётся на высоком уровне и тщательно прорабатывается.
Все предусмотренные средства будут направлены на закрытие текущего года с учётом поручений Глава Государства и плана развития города.
Благодарю за внимание!
Тезис выступления Руководителя
Управления предпринимательства
и инвестиций города Алматы
Мандибаева Б.Ш.
Уважаемые председатель, депутаты и участники заседания!
В 2026 году вступает в силу новый Налоговый кодекс, которым предусматривается объединение режимов упрощённого налога и розничного налога в единый специальный налоговый режим со ставкой в 4%. При этом маслихатам предоставлено право изменять ставку налога в пределах ±50%, то есть снижать её до 2% или увеличивать до 6%. Это делает вопрос определения оптимальной ставки для нашего города стратегически важным.
В адрес Акимата города Алматы систематически поступают письма от депутатов Маслихата и обращения предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим (СНР), которые выражают обеспокоенность возможным ростом нагрузки в связи с установлением базовой ставки в 4%. Предприниматели справедливо отмечают, что действующая ставка по упрощённому режиму составляет 3%, и подавляющее большинство малого бизнеса Алматы работает именно в этом режиме.
Новый режим ориентирован прежде всего на предпринимателей, работающих в секторе B2C: магазины шаговой доступности, бытовые услуги, парикмахерские, ремонтные мастерские и др. Одновременно вводится ограничение: компании на общеустановленном режиме больше не смогут относить в вычет расходы по товарам и услугам от предпринимателей, применяющих СНР. Это создаёт дополнительные риски для субъектов малого бизнеса, так как крупные партнёры могут отказаться работать с ними из-за невозможности зачёта НДС.
Также утверждён запретительный перечень из 44 видов деятельности. Все остальные виды ОКЭД будут разрешены для применения в упрощённом режиме,
С учётом изложенных обстоятельств вопрос о снижении ставки до 3% для всех предпринимателей, работающих по упрощённому режиму в 2026 году, вынесен на сегодняшнюю повестку сессии Маслихата и представлен на ваше рассмотрение.
На сегодняшний день большинство регионов Казахстана уже воспользовались правом снижения ставки. 19 регионов установили ставку на уровне 2–3%, среди них: Карагандинская, Кызылординская, Жамбылская, Актюбинская, Алматинская, Костанайская, Восточно-Казахстанская области, города Астана и Шымкент и другие. Это показывает, что снижение ставки – не исключение, а общенациональная тенденция, направленная на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса.
В условиях изменения налогового законодательства перед нами стоит задача обеспечить баланс между интересами бюджета и устойчивостью предпринимательского сектора города. Установление ставки 3% по специальному налоговому режиму является оптимальным решением, которое:
- поддерживает малый бизнес;
- снижает административную нагрузку;
- соответствует практике других регионов страны.
Предлагается поддержать вынесение вопроса на заседание Маслихата и принять решение о снижении ставки по СНР до 3% в 2026 году.
Доклад руководителя Управления коммунальной инфраструктуры и жилищной инспекции по утверждению программы «Алматы Жастары»
Уважаемый Меиржан Батырбекович!
Уважаемый Олжас Мухтарович!
Уважаемые депутаты!
На ваше рассмотрение выносится вопрос обеспечения молодежи города жильем путем предоставления льготных жилищных займов в рамках программы «Алматы жастары».
Данная программа предусмотрена пунктом 22 Дорожной карты по реализации предвыборной программы партии «AMANAT» по г. Алматы на 2023-2027 годы, а также включена в план мероприятий по реализации поручений Главы государства в части социально-экономического развития города Алматы.
В рамках программы ежегодно заключаются соглашения о сотрудничестве и кредитные договора между акиматом города Алматы и АО «Отбасы банк», однако сама программа до настоящего времени не утверждена решением маслихата города Алматы.
В этой связи, уважаемые депутаты!
Поскольку согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении» утверждение социальных программ относится к компетенции маслихата, просим поддержать и утвердить программу «Алматы жастары» решением маслихата города Алматы.
Центр прогнозирования преступных угроз и рисков общественной безопасности Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан предупреждает об активизации преступников в сфере трудоустройства.
По данным зарубежных источников (Мир 24-https://mir24.tv/news/16649356/obman-s-trudoustrojstvom.-kak-raspoznat-moshennikov-pri-poiske-raboty, Рамблер-https://www.rambler.ru/pro/rabota/55487558-novye-shemy-obmana-rabotnikov-i-soiskateley-5-stsenariev-nazhivy/, РИА новости-https://ria.ru/20251018/moshenniki-2049030356.html, 48RU-48Thttps://48.ru/text/world/2025/10/12/76071048/, Известия-https://iz.ru/1962442/2025-09-27/rossiianku-obmanom-uvezli-iz-tailanda-v-mianmu-dlia-raboty-v-call-tcentre, Новые известия-https://newizv.ru/news/2025-10-16/poehala-za-mechtoy-okazalas-v-lovushke-kak-ne-popast-v-rabstvo-pri-poiske-raboty-438072) интернет - мошенники публикуют объявления о трудоустройстве на популярных платформах и в социальных сетях, предлагая высокие доходы при минимальных требованиях.
После отклика, соискателям направляют ссылки на поддельные сайты, анкеты для сбора персональных данных или предлагают установить «мобильное приложение для работы», содержащее вредоносное программное обеспечение, открывая доступ злоумышленникам к банковским данным, мессенджерам и контроль над устройством.
Также актуальными остаются ложные предложения о работе за границей, преимущественно в странах Юго-Восточной Азии (Тайланд, Мьянма и д.р.).
Под видом трудоустройства в сфере IT, модельного, отельного бизнеса или в call-центры, граждан вербуют для вывоза за границу, где они могут оказаться в трудовом и сексуальном рабстве, подвергаться эксплуатации и насилию. В отдельных случаях пострадавших используют в схемах принудительного обмана других граждан или трансплантации органов.
Чтобы не стать жертвой преступников рекомендуется:
- проверять легальность работодателя и адрес сайта перед отправкой документов или скачиванием приложений;
- не переводить средства за оформление на работу, обучение или визу;
- устанавливать приложения только из официальных магазинов Google Play, App Store;
- не предоставлять копии и данные документов, удостоверяющие личность, банковские карты до заключения официального договора;
- убедиться в легальности посредника или агентства, оказывающего услуги по подбору персонала - запросить регистрационные данные агентства, договор с иностранным работодателем;
- при малейших сомнениях сообщать в полицию.
Проверьте не стал ли Ваш родственник или друг жертвой торговцев людьми:
- при обычном звонке, предложите перейти на видеосвязь. Если отказывается, прерывает связь, говорит, что «не может» - это тревожный сигнал, рекомендуем обратиться в полицию;
- при видеозвонке задайте следующие вопросы: «Покажи, где ты живёшь-хочу посмотреть, как у тебя там уютно; А кто рядом с тобой, Можно их увидеть; Ты сейчас где, это квартира, общежитие, дом?; Что у вас сегодня на завтрак/обед/ужин?; А где ты заряжаешь телефон?; У тебя есть розетка рядом?; Ты можешь выйти на улицу, какой вид из окна?; Ты сегодня отдыхал(а), Когда у тебя выходной?; Ты зарплату уже получил(а)?; Где хранишь документы?».
Обратите внимание на фон и окружение, где находится человек (комната, склад, общежитие), наличие посторонних людей рядом, контролирующих разговор, звучание подсказок, тон голоса, выражение лица (выглядит испуганным, избегает смотреть в камеру),
Если человек отказывается показывать окружение, боится говорить, говорит коротко или монотонно, взгляд напряжённый - возможно его контролируют, рекомендуем сообщить в полицию.
Система «Mass Alert»
В г. Алматы с мая 2024 года одними из первых по республике принята система «Mass Аlert» — система экстренного оповещения для оперативного информирования населения о ЧС, таких как землетрясения, наводнения или техногенные катастрофы.
Mass Alert использует технологию Cell Broadcast, которая позволяет отправлять текстовые уведомления всем абонентам мобильной связи в определённой географической зоне, независимо от оператора и состояния сети. Это обеспечивает мгновенное и массовое оповещение без дополнительной нагрузки на мобильные сети.
Постановлением акимата города Алматы Утвержден План действий использования системы массового оповещения «Mass Alert», где ДЧС г. Алматы является единым координатором информационного взаимодействия при ЧС, экстренных ситуациях и оператором системы.
Система классифицирует направления информационных (в виде текста, с звуковым сопровождением) предупреждений на мобильные устройства по трем категориям: национальное, экстренное и важное оповещения. Кол-во символов при отправке сообщения: 1395 символов на латинице.
Систему Mass Alert в г.Алматы можно использовать при различных ситуационных моментах:
▪ Исчезновении людей (взрослых и детей);
▪ Погодных катаклизмах (вместе с рекомендациями);
▪ Авариях ЖКХ;
▪ Безопасности массовых мероприятий;
▪ Опровержении слухов госорганами;
▪ Оборонных учениях и тренировках;
▪ Авариях на электростанциях и плотинах;
▪ Введении комендантского часа или ЧП;
▪ Мобилизационных мероприятиях.
В городе Алматы система массового оповещения «Mass Alert» применяется во всех общегородских сейсмотренировках. В этом году система была продемонстрирована 30 апреля, 24 июля 2025 года при проведенных сейсмотренировках.
Данная система интегрирована с 28 сейсмостанциями Автоматизированной системы раннего оповещения, и после поступления сигналов обеспечивает массовое оповещение.
В настоящее время оказание государственных услуг является важной и стратегической задачей деятельности государственных органов, так как качественное оказание государственных услуг является одним из показателей экономического и социального развития страны.
За 1 полугодие 2025 года по городу Алматы оказано 7 702 068 млн. государственных услуг (за целый год: в 2024 г – 14,9 млн., в 2023 г. – 14,8 млн., в 2022 г. – 14,5 млн., в 2021 г. – 13,3 млн., в 2020 г. – 13 млн., в 2019 г. – 10 млн., в 2018 г. – 6.6 млн., в 2017 г. – 5.7 млн.).
За 1 полугодие 2025 года по городу Алматы в рамках местных исполнительных органов оказано 7 702 068 млн. государственных услуг, из них:
1) Оказанных услугодателями через канцелярию (за исключением оказанных через Государственную корпорацию) в бумажной форме – 20 228 государственных услуг;
2) Оказанных услугодателями на альтернативной основе в бумажной форме через канцелярию, но которые могли быть оказаны через веб-портал «электронного правительства» и (или) Государственную корпорацию – 93 397 государственных услуг;
3) Оказанных в электронном виде через информационные системы услугодателя без прямого контакта с услугополучателем (за исключением веб-портала «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz) –7 193 594 млн. государственных услуг;
4) Оказанных через информационные системы услугодателя путем прямого контакта с услугополучателем и ручного ввода заявки в информационную систему (за исключением веб-портала «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz) – 79 537 государственных услуг;
5) Оказанных через веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz – 315 312 государственных услуг.
В соответствии с Реестром госуслуг, для местных исполнительных органов города Алматы предусмотрено оказание 165 видов государственных услуг, в том числе:
156 видов услуг доступны через «Портал электронного правительства»;
7 видов услуг – безальтернативно «бумажные»;
2 вида услуг – бумажная, оказываемая по принципу «одного заявления».
С 9 по 10 сентября 2025 года в аппарате акима Бостандыкского района города Алматы был проведен периодический контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан О языках.

В ходе работы сотрудникам районного акимата была проведена разъяснительная работа по статьям Конституции Республики Казахстан и Закона Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» и оказана методическая помощь.
https://www.facebook.com/share/v/14KAPeSBQXo/