Цифровая трансформация в Казахстане направлена на то, чтобы сделать государственные услуги более удобными, доступными и эффективными. Цифровизация упростила поступление в детские сады, школы, вузы и общежития, а также оптимизировала процессы в здравоохранении, социальной защите и регистрационных услугах. Были разработаны нормативные и методологические основы цифровой трансформации, сформирована экспертная база и запущены масштабные реформы в различных сферах.
Важнейшую роль в реализации цифровых проектов играет АО «Национальные информационные технологии» (АО «НИТ»). АО «НИТ» является оператором инфокоммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», искусственного интеллекта и единой транспортной системы государственных органов, а также осуществляет системно-техническое обслуживание информационных систем центральных и региональных государственных органов.
АО «Национальные информационные технологии» - это крупнейшая IT-компания в Казахстане, работающая в сфере цифровизации и информационных технологий для государства.
Компания была основана в 2000 году по решению Правительства Казахстана с целью создания единого информационного пространства в стране.
В 2016 году АО «НИТ» официально назначили оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» - то есть компания отвечает за работу и развитие цифровых сервисов, с помощью которых граждане и госорганы взаимодействуют онлайн.
Также в 2016 году к АО «НИТ» присоединилась другая государственная IT-компания - АО «НК Kazsatnet», что позволило укрепить позиции и расширить возможности АО «НИТ» в сфере телекоммуникаций и информационных технологий.
2. Основные направления деятельности
Основные направления деятельности АО «НИТ» включают:
3. Партнеры и сотрудничество
Партнёры и клиенты АО «НИТ»
АО «НИТ» сотрудничает с ведущими международными IT-компаниями и ключевыми государственными органами Казахстана.
Международные партнёры:
4. Достижения и реализованные проекты
АО «НИТ» добилось признания на международном и национальном уровнях за инновационные решения и развитие цифровых госуслуг.
Достижения:
Govtech Prize 2024
Future of Government Awards 2023
АО «НИТ» вошло в ТОП-3 премии Future of Government Awards 2023, которая вручается Всемирным правительственным саммитом. Награда выделяет инновационные и значимые инициативы правительств, направленные на улучшение управления, повышение качества государственных услуг и решение глобальных вызовов с помощью передовых решений, в категории «Open Source Adaptation».
Индекс онлайн-услуг ООН (OSI)
АО «НИТ» занимает 1-е место среди стран СНГ по Индексу онлайн-услуг ООН (OSI), который оценивает качество онлайн-услуг, предоставляемых правительствами с акцентом на доступность, содержание и уровень взаимодействия между государствами и гражданами.
Индекс развития электронного правительства ООН
АО «НИТ» занимает 24-е место среди 193 стран по Индексу развития электронного правительства ООН (EGDI), который оценивает развитие и эффективность электронного правительства с учетом онлайн-услуг, телекоммуникационной инфраструктуры и человеческого капитала.
Проект года - Smart Data Ukimet
Проект Smart Data Ukimet стал победителем международного конкурса «Проект года» в номинации Best Analytics and Big Data.
В сентябре 2024 года стартовал международный конкурс «Проект года», организованный профессиональным IT-сообществом Global CIO, в рамках которого проект Smart Data Ukimet одержал победу в номинации Best Analytics and Big Data.
Конкурс собрал рекордное количество заявок - в этом году на участие было подано 129 проектов. Проект Smart Data Ukimet стал лидером в своей номинации.
Индекс предоставления государственных услуг PSDI
АО «НИТ» заняло 6-е место по Индексу предоставления государственных услуг (PSDI), публикуемому Всемирным банком, который оценивает эффективность, доступность и качество государственных услуг, с акцентом на использование цифровых и инновационных решений.
Oxford Insights
АО «НИТ» входит в группу «А» по Индексу готовности правительств к искусственному интеллекту (Government AI Readiness Index), публикуемому Oxford Insights, который оценивает готовность стран внедрять искусственный интеллект в государственные услуги.
«The World Government Summit»
На международном правительственном саммите The World Government Summit, который проходил в Дубае в феврале 2017 года, за разработку и внедрение мобильного приложения электронного правительства mGov был награжден First World Govtechineers Race-2017. Как отметили организаторы саммита, мобильное приложение, запущенное в конце 2014 года, за такой короткий период успело зарекомендовать себя и доказать свою эффективность. Мобильное приложение Egov.kz реализовано на трех платформах (Android, iOS, Windows Phone). На сегодняшний день в нем доступно 83 услуг. Целью его является создание платформы мобильного правительства для оказания населению услуг посредством мобильной связи.
«WSIS Prizes-2017»
В мае 2017 года по итогам международного конкурса Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества WSIS Prizes-2017 три проекта признаны чемпионами - Электронное правительство, Открытое правительство, Единый контакт центр 1414. В престижном конкурсе WSIS Prizes-2017 приняли участие 345 проектов из разных стран мира, из них по результатам голосования и экспертной оценке жюри 90 проектов признаны чемпионами, вошедших в пятерку лучших каждой из категорий.
Международный конкурс проводился по 18 категориям. В категории «Электронное правительство» участвовали проекты «Электронное правительство Казахстана», «Открытое правительство», в категории «Роль органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития» участвовал проект «Единый контакт центр 1414».
Проекты:
Экосистема искусственного интеллекта:
Национальная платформа искусственного интеллекта (НПИИ) разрабатывается АО «НИТ» и представляет собой централизованную инфраструктуру, направленную на поддержку государственных учреждений Казахстана в использовании возможностей генеративного текстового ИИ.
Цели создания НПИИ включают формирование единой экосистемы для разработки ИИ, автоматизацию сбора и анализа данных, а также улучшение государственного управления. Проект нацелен на улучшение качества предоставления услуг и усиление позиций Казахстана на международной арене в области искусственного интеллекта.
Системы ЭЦП (Электронная Цифровая Подпись):
Национальный удостоверяющий центр РК - НУЦ РК
Предоставляет средства электронной цифровой подписи и регистрационные свидетельства физическим или юридическим лицам для формирования электронных документов в государственных и негосударственных информационных системах.
Удостоверяющий центр государственных органов РК - УЦ ГО РК
Удостоверяющий центр государственных органов РК - удостоверяющий центр, обслуживающий государственные органы, должностных лиц государственных органов в информационных системах и иных государственных информационных ресурсах государственных органов Республики Казахстан.
Корневой удостоверяющий центр РК - КУЦ РК
Корневой удостоверяющий центр РК - информационная система, предназначенная для выстраивания иерархической модели взаимодействия удостоверяющих центров Республики Казахстан, построение системы доверия к открытым ключам, используемым для проверки электронной цифровой подписи, защиты каналов связи (шифрование ключей) и аутентификации в системах электронного документооборота, электронной коммерции, торговли и т.д., требующих гарантированной защиты электронных транзакций и доступа к данным через Интернет и другие сети.
Доверенная третья сторона РК - ДТС РК
Это информационная система, осуществляющая в рамках трансграничного взаимодействия подтверждение подлинности иностранной электронной цифровой подписи и электронной цифровой подписи, выданной на территории Республики Казахстан.
Проекты электронного правительства:
Портал «электронного правительства» - eGov.kz
Портал электронного правительства (eGov.kz) - это государственный веб-портал, предоставляющий гражданам, бизнесу и гос органам Республики Казахстан доступ к широкому спектру электронных услуг. С его помощью можно онлайн получать справки, оформлять документы, подавать заявки, отслеживать статус обращений и взаимодействовать с различными государственными системами без необходимости посещать госучреждения.
Мобильное приложение электронного правительства - eGov mobile
Мобильное приложение Электронного правительства «eGov Mobile» представляет собой обновленную экосистему eGov.kz, которая обеспечивает доступ к государственным услугам и сервисам прямо с мобильных устройств. Благодаря мобильному приложению eGov Mobile граждане могут быстро и удобно получать государственные услуги и сервисы, не выходя из дома, используя все возможности цифрового правительства на своих смартфонах.
Портал «Электронного лицензирования» - eLicense
Информационная система «Государственная база данных «Е-лицензирование» создана с целью автоматизации процессов лицензирования, разрешительных документов и обеспечения эффективного, прозрачного механизма информационного взаимодействия между государственными органами - лицензиарами и бизнес - сообществом Республики Казахстан.
Открытое правительство - Ashyq
Основной целью Открытого правительства является создание прозрачного подотчетного государства, расширение прав и возможностей граждан в управлении государством, усиление борьбы с коррупцией, а также использование новых технологий для повышения эффективности государственного управления.
Открытое правительство состоит из таких компонентов как: открытые данные, открытые НПА, открытый диалог, открытые бюджеты, а также оценка эффективности деятельности государственных органов.
Шлюз «Электронного Правительства» - eGov gateway
Шлюз «Электронного Правительства» - это информационная система, предназначенная для интеграции государственных и негосударственных информационных систем (посредством внешнего шлюза «электронного правительства») в рамках «электронного правительства».
Платежный Шлюз «Электронного Правительства» - eGov pay
Платежный Шлюз «Электронного Правительства» - это информационная система, автоматизирующая процессы передачи информации о проведении платежей в рамках оказания возмездных услуг, оказываемых в электронной форме.
Единая нотариальная информационная система «Е-нотариат» - eNotary
Единая нотариальная информационная система - это программно-аппаратный комплекс созданный для обеспечения эффективной работы нотариусов и их взаимодействие с республиканской и территориальными нотариальными палатами, с Министерством юстиции Республики Казахстан, а также обеспечение населения качественными, правовыми нотариальными услугами.
Интегрированная информационная система Центров обслуживания населения - ИИС ЦОН
ИИС ЦОН предназначен для автоматизации процесса предоставления услуг населению (физическим и юридическим лицам) через Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан», а также соответствующими министерствами и ведомствами.
Базы данных:
Государственная база данных «Физические лица» - ГБД ФЛ
Государственная база данных «Физические лица» - это единая система регистрации и хранения информации о физических лицах Республики Казахстан, достаточной для идентификации и определения гражданского состояния.
Государственная база данных «Юридические лица» - ГБД ИЛ
Это информационная система, предназначена для ведения национального реестра бизнес-идентификационных номеров и обеспечивает присвоение БИН юридическим лицам, филиалам и представительствам во взаимодействии с ведомственными системами Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК и КГД МФ РК.
Информационная система ЗАГС - ИС ЗАГС
Информационная система ЗАГС - система предназначенная для регистрации актов гражданского состояния населения Республики Казахстан по определенным событиям (рождение, смерть, заключение/расторжение брака, усыновление/удочерение, установление отцовства и перемена ФИО), при этом, сведения о рождении и смерти физических лиц передаются в ГБД ФЛ.
Платформенные решения:
Национальная платформа искусственного интеллекта - НПИИ
Национальная платформа искусственного интеллекта (НПИИ) разрабатывается АО «НИТ» и представляет собой централизованную инфраструктуру, направленную на поддержку государственных учреждений Казахстана в использовании возможностей генеративного текстового ИИ.
Платформа - eOtinish
Платформа eOtinish предназначена для автоматизации процесса подачи и обработки обращений физических и юридических лиц, отслеживания истории и статусов поданных обращений, оценки качества, при необходимости подачи жалобы на исполнение гражданами в соответствующие государственные органы Республики Казахстан, а также подачи искового заявления в суд.
Платформа - Qaztech
Платформа QazTech обеспечивает единые стандарты на каждом этапе жизненного цикла государственных информационных систем. Это облачное решение с инструментами разработки, управления и обеспечения безопасности. Оно упрощает создание, модернизацию и улучшение информационных систем. Технологически Платформа QazTech состоит из 6 модулей: Модуль Cloud platform, модуль Development platform, модуль Qaztech UI components, модуль Identity platform, модуль Qaztech bus (интеграционная шина), модуль Security platform.
Единая платформа интернет-ресурсов госорганов - ЕПИР ГО (gov.kz)
Единая платформа интернет-ресурсов госорганов, объединившая в единую и удобную структуру все сайты местных исполнительных органов и центральных государственных органов, стала единым окном получения информации и взаимодействия населения с ними. Платформа представляет собой конструктор более 3400 сайтов, где сотрудник госоргана без навыков разработчика может разместить новость за 1 минуту и даже создать сайт за 15 минут через личный кабинет.
Информационно-аналитическая система - Smart Data Ukimet
Smart Data Ukimet - это информационно-аналитическая система, предназначенная для сбора, хранения и комплексного анализа данных, накапливаемых в информационных системах государственных органов.
Информационно-коммуникационная услуга - Smart Bridge
Smart Bridge - это информационно-коммуникационная услуга в виде платформы «Витрина сервисов», направленная на упрощение процессов интеграции информационных систем между государственными структурами и частным бизнесом, способствуя более эффективному обмену информацией и улучшению общей прозрачности и координации.
Оперативный центр информационной безопасности - ОЦИБ
Оперативный центр информационной безопасности - это сплоченная команда профессионалов, состоящая в основном из аналитиков, операторов и инженеров по информационной безопасности, которая независимо от времени суток, в режиме 24/7 обеспечивает информационную безопасность информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» и информационных систем государственных органов, подключенных к ОЦИБ.
Инфраструктура:
Региональные центры обработки данных - РЦОД
Региональные центры обработки данных введены в эксплуатацию в 2013-2014 годах. Был начат поэтапный процесс строительства, разработки и внедрения технологии виртуализации серверов и «облачных вычислений» для ГО и МИО. Основной задачей проекта является предоставление услуг Hosting и Colocation ГО и МИО. На текущий момент времени в Регионах функционирует 14 ЦОД Общества, где предоставляются услуги Hosting и Colocation ГО и МИО.
Видеоконференцсвязь и онлайн трансляция - ВКС ОТ
Видеоконференция - это сеанс «живой» связи между людьми, включающая в себя обычную речь, обмен текстовой и визуальной информацией в режиме реального времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники. Наша компания предоставляет услугу видеоконференцсвязи для высших должностных лиц РК, местных исполнительных и центральных государственных органов РК, предоставляет услугу видеоконференцсвязи с участием зарубежных стран, в рамках СНГ, Евразийской экономической комиссии, Евразийского банка развития и другие.
Центр обработки данных - ЦОД
Основной целью проекта является создание эффективной централизованной модели предоставления ИТ- сервисов для государственных органов, а также эффективное управление и развитие инфраструктуры электронного правительства.
Единая транспортная среда ГО - ЕТС ГО
В настоящее время ЕТС ГО имеет следующую инфраструктуру:
Наземный сегмент ЕТС ГО, охватывающий распределенную оптоволоконную сеть в г.Астана, а также городские сети в областных центрах РК и г. Алматы, г. Шымкент. Основной технологией сети передачи данных государственных органов выбрана технология MPLS, на базе которой каждый государственный орган получает распределенную изолированную сеть.
Спутниковый сегмент ЕТС ГО охватывает всю территорию Республики Казахстан. Удаленные терминалы Общества поддерживают пропускную способность обратных каналов от 512кбит/с до 8 Мбит/с. Поддерживаются современные стандарты спутникового вещания передачи данных DVB-S2X ACM. Спутниковые каналы защищены шифрованием с актуальной активной лицензией.
Беспроводной сегмент ЕТС ГО охватывают 179 районных центров и 11 городов областного значения Республики Казахстан, с пропускной способностью каналов передачи данных от 512кбит/с до 20 Мбит/с. Схема организации связи позволяет районным центрам иметь возможность осуществлять передачу данных, в направлении областного и республиканского узла.
1. Общая статистика
2. Популярные услуги за 2024 год
На портале eGov.kz:
В приложении eGov Mobile:
3. Цифровые документы
ЕПИР ГО (Единая платформа интернет - ресурсов государственных органов) - платформа запущенная в 2020 году. Проект направлен на интеграцию и улучшение доступности сайтов госорганов Казахстана. Это уникальная платформа для граждан, объединившая сайты акиматов, госорганов, в том числе подотчётные Президенту страны, в единую и удобную структуру. Платформа имеет удобный интерфейс и упрощённую навигацию, располагается на интернет странице: www.gov.kz.
Целью создания проекта ЕПИР ГО является реализация комплексной услуги по предоставлению площадки для публикации информационного контента государственных органов.
Также на платформе можно получить много полезной и нужной информации. На главной странице расположен блоком «О Казахстане», где можно узнать больше о своей родине, а иностранцы могут познакомиться с Казахстаном.
Стоит отметить блок «Жизненных ситуаций», который представляет собой свод полезной информации по определенной общей теме с разделением на шаги, написанные простым языком. Каждый материал по теме «Жизненной ситуации», помимо полного разъяснения процессов, может охватывать процедуры получения сразу нескольких государственных услуг, связанных между собой одной тематикой, содержать ссылки на справочную информацию, документы, НПА и онлайн-сервисы.
Укрепление и расширение сотрудничества в области развития цифровой инфраструктуры в различных странах странах (проект успешно экспортирован в Республику Таджикистан).
2. Преимущества проекта:
3. Ключевые вехи проекта ЕПИР ГО
- сайт «Паводки. Поддержка - GOV.KZ» (qoldau.gov.kz),
- автоматические оповещения СМИ,
- модуль «Антикоррупционное волонтерство»,
- интеграции с SDU и ИИС «Е-қызмет»,
- адаптация и экспорт решения в Таджикистан