Елтаңба

Меню

Мобильная связь
Интернет
Фиксированная связь
Почтовая связь
Проверка качества сотовой связи
Выдача разрешений на использование радиочастотного спектра Республики Казахстан
Развитие новых технологий и инфраструктуры в области связи
Государственная политика в области связи
Инновации

Общие сведения по развитию инновации в РК

В Казахстане на сегодняшний день проводится значительная работа по развитию инноваций и построению инновационной экосистемы, созданию наукоемкой экономики. Создание благоприятных условий для развития инноваций прямо или косвенно имеет широкую законодательную основу и предусмотрено различными нормативными правовыми актами и документами системы государственного планирования. Так, 26 февраля 2021 года Указом Президента Республики Казахстан № 520 Общенациональным приоритетом №8 установлено «Построение диверсифицированной и инновационной экономики».  Задачи по поддержке инноваций также предусмотрены в Национальном плане развития Республики Казахстан, Концепции цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы.

Законодательные основы, имеющие меры и инфраструктуру поддержки инновационной деятельности:

  1. Предпринимательский кодекс;
  2. Экологический кодекс;
  3. Закон «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий»;
  4. Закон «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности»;
  5. Закон «О государственно-частном партнерстве»;
  6. Закон «О промышленной политике»;
  7. Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»;
  8. Закон «Об информатизации»;
  9. Закон «О специальных экономических и индустриальных зонах».

При этом, основные меры государственной поддержки инновационной деятельности предусмотрены в Предпринимательском кодексе. К ним относятся софинансирование венчурных фондов и предоставление инновационных грантов, содействие в развитии бизнес-инкубирования и осуществление технологического прогнозирования.

В 2021 году в рамках закона Республики Казахстан «О промышленной политике» принят ряд законодательных норм, направленных на формирование технологической политики, включающие в том числе:

- создание Инновационной обсерватории (аналитический центр Think Tank), основной задачей которой является независимый мониторинг и прогнозирвание на основе эмпирических данных уровня инновационного развития страны;

- формирование сети отраслевых центров компетенций («мозговые центры»), задачей которых является разработка отраслевых технологических стратегий и обеспечение преемственности технологической политики;

- формирование технологических платформ, которые будут являться площадками взаимодействия науки, бизнеса и производства;

- создание Совета по технологической политике, как коодинирующего рабочего органа по выработке страновой инновационной политики.

Уровень инновационной активности предприятий в стране по итогам 2022 года продемонстрировал рост, составив 11%. Для сравнения, в 2021 году показатель был равен 10,5%.

По сравнению с 2021 годом в 2022 году объем инновационной продукции в Казахстане вырос и составил 1,9 трлн. тенге.

В международных рейтингах ситуация следующая. В рейтинге «Глобальный индекс инноваций» Казахстан из 132-х стран мира улучшил свои позиции до 81 место (83 место - 2022 году). По данным Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан в 2019 году по фактору «Инновационный потенциал» занял 95 место (с 2020 года оценка не проводилась).

При этом наиболее комплексный и целесообразный рейтинг является Глобальный индекс инноваций (ГИИ), на который Правительство на сегодня ориентируется. ГИИ состоит из 81 субфактора, затрагивающих все сферы, начиная от НИОКР, интеллектуальной собственности, патентного права, образования, торговли, зеленых технологий, промышленности заканчивая полиграфической деятельностью. Индикатор скомпонован в две основные группы – Input (инновационная среда и инвестиции в инновации) и Output (результативность и эффективность инноваций). 

При этом Казахстан по Input занимает 68 место, а по Output – 87 место. То есть, при сравнительно неплохих входных данных, требуется усилить работы по результативности.

В связи с чем, на первом заседании Совета по технологической политике при Премьер-Министре 27 октября 2022 года, ответственность по достижению индикаторов ГИИ была закреплена за каждым государственным органом. Разработана и утверждена Дорожная карта по улучшению каждого индикатора. Инновационной обсерваторией, созданной как независимый аналитический центр Правительства, на постоянной основе мониторятся реализуемые мероприятия.

В рамках данного заседания также поддержан новый подход проведения фокусной инновационной политики, основанный на зарубежном опыте передовых технологических стран и организаций.

Суть данного подхода заключается в приоритезации отдельных технологических направлений MedTech, AgriTech, GreenTech, которые носят кросс-отраслевой характер, а их реализация позволяет получить «якорный» эффект развития всех сопутствующих отраслей экономики.

Данный подход базируется на международной проверенной идее концентрации ключевых усилий страны на отдельных точках развития, что в перспективе оказывает положительный мультипликативный эффект на экономику. Механизм подхода заключается в следующем:

1) проведение технологического прогнозирования для определения перспективных и ключевых технологий и инноваций, требуемых для развития технологических направлений MedTech, AgriTech, GreenTech;

2) на основе технологического прогнозирования будет сформирована целевая технологическая программа, в которой указываются все требуемые технологии и инновационные продукты, мероприятия по их получению, источники финансирования и реализаторы, а также конкретные сроки;

3) ориентация мер государственной поддержки инноваций на реализацию разработанной целевой технологической программы;

4) будут реализованы все мероприятия целевой технологической программы для получения конкретных инноваций;

5) постоянный мониторинг реализации разработанной целевой технологической программы.

MedTech

Министерством совместно с АО «Национальное агентство по развитию инноваций «Qazinnovations» в рамках проведения технологического прогнозирования по направлению MedTech сформирована экспертная группа. Для проведения анализа сформирована обширная база различной аналитической литературы и справочных материалов. Запущен онлайн опрос среди представителей медицинской отрасли для определения проблемных вопросов. В опросе приняло участие 131 медицинское учреждение.

Проведено 41 интервью, в числе интервьюируемых: НПО, фармацевтические компании, стартапы, местные производители, изобретатели и др. По итогам проведенных интервью был выявлен ряд барьеров развития отрасли MedTech.

Было проведено 2 крупных стола по данному направлению с участием Министерства здравохранения, производителей, стартапов, ассоциаций и др. (более 80 человек)

Начата реализация второго этапа технологического прогнозирования – проведение технологического аудита для определения уровня технологической зрелости.

GreenTech

В рамках проведения первого этапа технологического прогнозирования по направлению GreenTech сформирована экспертная группа. Прогнозирование ведется по 7 направлениям: 

1.Чистый транспорт;

2.Чистый воздух и устойчивые зеленые насаждения; 

  1. Управление отходами;
  2. ВИЭ;
  3. Зеленое строительство и ЖКХ;
  4. Энергоэффективность;
  5. Устойчивое управление водой.

В августе 2023 года прошла первая панельная сессия по технологическому прогнозированию по направлению GreenTech с участием более 130 представителей сферы зеленых технологий. По итогам первой стратегической сессии были определены технологические тенденции в экологии и зеленых технологиях, а также основные барьеры, которые влияют на развитие GreenTech в РК.

В целях выработки приоритетов развития «зеленых» технологий в период в сентябре 2023 г. проведено 7 стратегических сессий по утвержденным направлениям в гг. Астана и Алматы.

Мероприятие собрало экспертов, ученых, представителей бизнеса, руководителей стартап проектов, неправительственного и квазигосударственного сектора. Приняло участие порядка 350 человек.

В ходе встреч участники поделились своим опытом в области «зеленой» экономики и высказали свои предложения по решению технологических задач.

В числе поднятых вопросов – интеграция возобновляемых источников энергии с действующими сетями электро- и теплоснабжения, необходимость развития технологий безопасного хранения и транспортировки водорода, альтернативная и водородная энергетика, управление твердо бытовыми отходами, утилизация медицинских отходов, рациональное использование водных ресурсов, увеличение производительности и эффективности производства чистых автомобилей, создание биотоплива из возобновляемых источников и др.

 

AgriTech

Проведена встреча с вице-министром сельского хозяйства, по итогам которой разработана дорожная карта по проведению совместной работы в рамках технологического прогнозирования, находится на стадии согласования и утверждения МСХ РК.

Сформирована экспертная группа для проведения анализа была сформирована обширная база различной аналитическоой литературы и справочных материалов. В августе т.г прошел первый круглый стол по направлению AgriTech. Более 80 стейкхолдеров участвовали в мероприятии как в формате онлайн и оффлайн. 

Сформированы списки основных стейкхолдеров, изучается международный опыт. Определены приоритетные под-направления для технологического обзора (проводится анализ текущей ситуации, международные опыт и тренды анализируются). На сегодняшний день активно проводятся встречи акселерационных групп. Состав акселерационной группы включает в себя 80% представителей бизнеса и 20% представителей государственных органов. Мероприятие собрало экспертов, ученых, представителей бизнеса, руководителей стартап проектов, неправительственного и квазигосударственного сектора.

 

В рамках второго заседания Совета, который прошел 14 декабря 2022 года Совету продемонстрирован анализ инновационного развития регионов страны, одобрены предложения по их дальнейшему технологическому развитию, а также произведено закрепление индикаторов по инновациям за всеми регионами и отраслями.

Принято решение о создании информационной системы «Единое окно национальной инновационной системы» по инновациям по принципу Еgov. Данная информационная система, функционируя на базе микросервисной архитектуры, обеспечит оцифровку и унификацию точки входа по предоставлению мер господдержки инновационной деятельности и всех сопутствующих элементов поддержки.

В целом для того, чтобы системно масштабировать полученный опыт в сфере технологического развития на сегодняшний день функционируют такие институты развития государственной поддержки инноваций, как
АО «Национальное агентство по развитию инноваций «QazInnovations», Автономный кластерный фонд «Парк инновационных технологий», реализуется проект Всемирного банка «Стимулирование продуктивных инноваций».

АО «Национальное агентство по развитию инноваций «QazInnovations» в соответствии пунктом 1 статьи 241-9 Предпринимательского кодекса предоставляет инновационные гранты, которые в свою очередь делятся на три направления:

- гранты на коммерциализацию технологий (https://qazinn.kz/ru/granty/kommercializaciya-tehnologij-1);

- гранты на технологическое развитие действующих предприятий (https://qazinn.kz/ru/granty/tehnologicheskoe-razvitie);

- гранты на технологическое развитие отраслей (https://qazinn.kz/ru/granty/tehnologicheskoe-razvitie-otrasli).

Под инновационным грантом понимается бюджетные средства, предоставляемые субъектам инновационной деятельности на безвозмездной основе для реализации их инновационных проектов в рамках приоритетных направлений предоставления инновационных грантов.

За 2021 год профинансировано 15 проектов на сумму 251,7 млн тенге, а за 2022 год профинансировано 16 проектов на сумму 192,1 млн тенге. При этом, сумма софинансирования от бизнеса составляет 122 млн тенге.

В соответствии с пунктом 2 статьи 241-3 Предпринимательского кодекса АО «НАРИ «QazInnovations» участвует в создании, управлении и координации работ бизнес-инкубаторов.

В рамках поддержки и стимулирования региональных бизнес-инкубаторов АО «НАРИ «QazInnovations» (далее - QazInnovations) в 2022 году проведена работа услуги по участию в усилении кадрового, управленческого и производственного потенциала субьектов инновационной деятельности в 10 регионах РК (Семей, Павлодар, Актау, Кызылорда, Уральск, Талдыкорган, Тараз, Костанай, Актобе, Петропавловск):

- организовано рабочее пространство (коворкинг не менее 300 кв. м.) участникам бизнес-инкубирования для проведения инкубирования проектов.

- локальная команда состояла из 2 региональных менеджеров (1 менеджер от Qazinnovations, 1 менеджер от Astana Hub). В функционал региональных менеджеров QazInnovations входил поиск и привлечение инновационных проектов, организация встреч с заинтересованными лицами и организация мероприятия для презентаций проектов, проведение консультаций по видам инновационных программ, обучающих семинаров, осуществление менторства и трекерства.

- проводилась PR поддержка через информационные ресурсы Qazinnovations, Astana Hub, МИО, местные телеканалы, а также 120 интеграций с блогерами в социальных сетях.

Более 7 000 человек посетили семинары, были поданы более 700 заявок на участие в программе, более 500 команд получили сертификаты о прохождении инкубации, более 200 проектов приняли участие в Demo day и объявлены 100 победителей в 10 регионах.

Также в городах Астана, Караганда, Алматы реализованы инкубационные программы, в рамках проводимых мероприятий по усилению кадрового, управленческого и производственного потенциала субъектов инновационной деятельности. На мероприятие «Demo day» были подготовлены 46 стартап идей.

Проведены обучения (повышение квалификации) по организации и проведению инкубационных программ, по завершению которого 155 человек получили соответствующие сертификаты.

По итогам 2022 года были внесены изменения в Правила оказания услуг по содействию в развитии бизнес-инкубирования, а также определения стоимости таких услуг, за исключением услуг, оказываемых международным технологическим парком «Астана Хаб» от 26 мая 2022 года № 187/НҚ.

После внесения изменений в Правила проведены конкурсные процедуры по отбору бизнес-инкубаторов,принято 37 заявок. По итогам конкурса заключены договора с 19 бизнес-инкубаторами:

Планируемые результаты:

- не менее 38 бесплатных программ бизнес-инкубирования/акселерации;

- более 570 проектов, большинство из которых могут в будущем могут принять участие в конкурсах на получение мер государственной и частной поддержки;

- более 38 Demoday (финальная презентация проекта с возможностью получения финансирования) с привлечением не менее 95 потенциальных инвесторов - более 950 публикации в СМИ и социальных сетях с целью популяризации инновационной деятельности;

- более 200 привлеченных высококвалифицированных спикеров, менторов и трекеров.

Также Министерство в рамках соглашения о займе №8463-KZ от 09 июня 2015 года (далее - Соглашение) между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции Развития реализует проект «Стимулирование продуктивных инноваций» (http://fpip.kz/index.php/ru/).

Цель Проекта - Стимулирование проведения высококачественных, актуальных для страны исследований и коммерциализации технологий.

В рамках проекта проведена следующая работа:

-   в период с 2015 по 2023 гг. проведено 14 конкурсов по данным грантовым программам;

-   профинансировано 77 инновационных стартапов, на сумму 12,1 млрд. тенге;

-   привлечено 2,8 млрд. тенге инвестиций, что составляет 21%;

-   сумма по продажам продукции составила около 15 млрд. тенге;

-   создано более 400 рабочих мест;

-   заключено 8 лицензионных соглашений между авторами интеллектуальной собственности и предприятиями, использующими научные разработки;

-   общий доход ученых от роялти по лицензионным соглашениям (авторское вознаграждение ученым) составил 20 млн. тенге.

- по всем профинансированным подпроектам достигнута коммерциализация в виде продаж на сумму 16,5 млрд. тенге;

- поступления в государственный бюджет в виде налогов за указанный период превысили 2 млрд. тенге. 

Кроме того, для стимулирования частного венчурного капитала на посевных стадиях, продлены договоренности со Всемирным банком для создания отечественного венчурного фонда раннего финансирования, общая сумма которого составит около 20 млн. долларов США.

В целях государственной поддержки системы финансирования технологических предприятий, а именно формирование венчурного фонда раннего финансирования 15 декабря 2021 года был создан венчурный фонд раннего финансирования Tumar Ventures Fund под юрисдикцией (получена лицензия) МФЦА, где МЦРИАП  и частный инвестор являются ограниченными партнерами,  а Генеральным партнером является Управляющая компания White Hill Capital, которая ведет операционную деятельность Фонда. Соглашение о партнерстве с Управляющей компанией подписано 13 декабря 2021 г.  Фонд направлен на развитие венчурной экосистемы страны  и привлечение частных инвестиций в инновационные проекты.

С апреля 2022 года Фонд активно ведет работу по отбору стартап-компаний в целях формирования инвестиционного портфеля.

На сегодняшний день, Генеральным партнером подписаны Инвестиционные соглашения (SAFE, SPA, CLA) с шестью стартапами (Zypl.ai; CodiPlay; iTulek; ZanBar Pro; JobCannon; Daryn.Online) на общую сумму в размере 5,6 млн. долларов США.

В Соглашении о займе также предусмотрено создание Инновационной обсерватории, основной целью которой является содействие улушению координации между ключевыми заинтересованными сторонами, а также заинтересованными государственными органами путем разработки и запуска платформы по отслеживанию процесса внедрения инноваций в государственном и частном секторах экономики.

Выполненная работа:

Сформирован годовой отчет инновационной обсерватории: анализ НИС за 2022 год. На основании проведенного анализа текущей ситуации по НИС РК, анализа мировых трендов, мер государственной поддержки, а также рекомендаций по улучшению национальной инновационной системы, в том числе по улучшению позиций Казахстана в международных рейтингах сформирована Методика расчета индекса по инновационному развитию РК.

В соответствии с концепцией на информационно-аналитическую систему Инновационной обсерватории разработано техническое задание на информационную систему «Единое окно национальной инновационной системы».

Также стоит отметить, что при поддержке МЦРИАП автономный кластерный фонд «Парк инновационных технологий», действующий под брендом Tech Garden (далее – АКФ) с целью развития экосистемы Индустрии 4.0 в Казахстане проводит работу по следующим направлениям:

  1. Формирование целевого фонда из обязательств недропользователей по финансированию проектов инновационного кластера «ПИТ» в размере не менее 1% СГД/ЗНД (согласно Закону РК от 10.06.2014 г. № 207-V «Об ИК «ПИТ»);
  2. Финансирование проектов участников Инновационного кластера «Парк инновационных технологий» (далее – ИК «ПИТ») по приоритетным направлениям;
  3. Реализация программ развития эко-системы;
  4. Развитие портфельных проектов АКФ. 

В рамках формирования целевого фонда из обязательств недропользователей в период 2015 – по сентябрь 2023 гг. недропользователи РК заключили с АКФ 295 договоров на общую сумму 36,2 млрд. тенге, в 2023 году 16 договоров на сумму 2,1 млрд. тг. 

АКФ профинансировано 209 проектов участников ИК «ПИТ» на сумму 19,8 млрд тенге, в т.ч. по направлению Индустрия 4.0 - 67 проектов (32% от общего числа) на сумму 8,2 млрд тенге.

Документы
Отчет
18 ноября 2022
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
Финансовая отчётность по проекту «Проект стимулирования продуктивных инноваций»
Решение
30 марта 2022
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
Ішкі конкурс қатысушыларын әңгімелесуге жіберу туралы 2022 жылғы 30 наурыздағы ШЕШІМ/
Закон
04 июля 2018
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам венчурного финансирования
Новости
Полезные материалы
Медиагалерея
1
Пресс-конференция по итогам отчетной встречи министра Аскара Жумагалиева перед населением
1
Отчетная встреча министра Аскара Жумагалиева перед населением
События
31 января
Международный форум «Digital Almaty: цифровое будущее глобальной экономики»
24 октября
Международный технологический форум «Digital Bridge»
Реализуемые проекты
Проект «Международный технопарк IT-стартапов Astana Hub»
Перейти
Проект «Smart Data Ukimet»
Перейти
Услуги
Предоставление инновационных грантов на коммерциализацию технологий
Организации
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
АО «Национальное агентство по развитию инноваций «QazInnovations»
АО «Национальные информационные технологии»
Часто задаваемые вопросы
Нужно ли находиться в г. Нур-Султан участнику Astana Hub?

Все документы подаются в онлайн-режиме, а договор и сертификат участника, при необходимости, можно передать по почте, поэтому приезжать в город г. Нур-Султан не нужно.

Льготный налоговый режим для участников технопарка предоставляется по принципу экстерриториальности внутри Казахстана. Другими словами, для получения преференций необязательно находиться на территории Astana Hub или столицы. Более подробную информацию можно найти здесь.

Что получает участник во время инкубации проекта?

Инкубация - это комплексная программа инкубационного развития молодых IT-проектов. Здесь участникам доступны: единый коворкинг, содействие в привлечении инвестиций, доступ к базе знаний, консультации с экспертами и продвижение в СМИ. По окончании этой стадии, участники проекта могут попасть в следующий этап – программу акселерации

Чем занимается Astana Hub?

Astana Hub – международный технопарк IT-стартапов, который занимается созданием благоприятных условий для свободного развития казахстанских и зарубежных технологических компаний и стартапов

Социальные медиа

Facebook

Меню подвал

Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Сайт Премьер-Министра РК
Государственные символы РК
Послания Президента РК
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Концепция цифровой трансформации
Новостной канал государственных органов
Цели устойчивого развития
Термины и обозначения