|
Приложение 4-1 к приказу |
Правила оказания государственной услуги "Выдача лицензии на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения"
Сноска. Приказ дополнен приложением 4-1 в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 03.11.2022 № ҚР ДСМ-126 (порядок введения в действие см. п.4).
Глава 1. Общие положения
1) разрешительный контроль – деятельность разрешительных органов, направленная на проверку соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению, а также обеспечение соблюдения лицензиатами и владельцами разрешений второй категории законодательства Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях после их выдачи;
2) электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания;
3) веб-портал "электронного правительства" – информационная система, представляющая собой единое окно доступа ко всей консолидированной правительственной информации, включая нормативную правовую базу, и к государственным услугам, услугам по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услугам субъектов квазигосударственного сектора, оказываемым в электронной форме;
4) лицензия – разрешение первой категории, выдаваемое лицензиаром физическому или юридическому лицу, а также филиалу иностранного юридического лица, предметом деятельности которого является оказание финансовых услуг, на осуществление лицензируемого вида деятельности либо подвида лицензируемого вида деятельности, связанного с высоким уровнем опасности;
5) услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения – комплекс услуг по осуществлению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, а также приготовлению и хранению средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
6) дезинфекция – комплекс специальных мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний во внешней среде;
7) дезинсекция – комплекс профилактических и истребительных мероприятий по уничтожению насекомых и членистоногих в целях защиты от них человека, животных, помещений и территории;
8) дератизация – комплекс профилактических и истребительных мероприятий, направленных на уничтожение или снижение числа грызунов;
9) приготовление средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации – подготовка рабочих растворов средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации, необходимых для осуществления услуг по осуществлению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий;
10) хранение средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации – содержание средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации в специально оборудованных объектах (помещениях), соответствующих санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации", утвержденным приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 июля 2022 года № ҚР ДСМ-68 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 28977).
Глава 2. Порядок оказания государственной услуги "Выдача лицензии на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения"
Для получения лицензии на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения (далее – лицензия) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо (далее – услугополучатель), направляет услугодателю через портал заявление по форме, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 января 2015 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10195) (далее – приказ № 3). Услугополучателю в "личный кабинет" через портал направляется статус о принятии запроса на государственную услугу, а также уведомление с указанием даты и времени получения результата государственной услуги.
Мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления, подписанный ЭЦП руководителя услугодателя, направляется услугополучателю в форме электронного документа.
- осуществляет экспертизу представленных документов и сведений на соответствие квалификационным требованиям;
- проводит разрешительный контроль (до выдачи лицензии) административно-бытовых и производственных помещений (специально оборудованные для приготовления и (или) расфасовки приманок, ловушек, рабочих растворов с использованием средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации), объекта хранения средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации (далее – объекты разрешительного контроля) на соответствие квалификационным требованиям, по результатам которого оформляется заключение разрешительного контроля по форме согласно приложению 2 к настоящим правилам.
В ходе разрешительного контроля (во время посещения объектов разрешительного контроля) услугодателем проверяется соответствие услугополучателя квалификационным требованиям, в том числе по представленным документам и сведениям, согласно пункту 8 Перечня.
При несоответствии представленных документов и сведений, объекта разрешительного контроля квалификационным требованиям, услугодатель в течении 1 (одного) рабочего дня подготавливает и направляет уведомление услугополучателя о мотивированном отказе в оказании государственной услуги, а также о возможности выразить услугополучателю позицию по предварительному решению.
Уведомление направляется должностным лицом услугодателя не менее чем за 3 (три) рабочих дня до окончания услуги. Услугополучатель вправе предоставить или высказать возражение к предварительному решению услугодателя в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня получения уведомления.
По результатам проведения заслушивания услугодатель оформляет и выдает лицензию либо направляет мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.
При переоформлении лицензии услугополучатель направляет услугодателю через портал заявление по форме, утвержденной приказом № 3, и документы согласно пункту 8 Перечня. Услугополучателю в "личный кабинет" через портал направляется статус о принятии запроса на государственную услугу, а также уведомление с указанием даты и времени получения результата государственной услуги. Услугодатель осуществляет регистрацию заявления в день его поступления. При обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству, прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем.
Услугодатель в течении 3 (трех) рабочих дней рассматривает представленные услугополучателем документы и переоформляет лицензию либо в указанные сроки подготавливает и направляет услугополучателю мотивированный отказ в переоформлении лицензии.
Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес непосредственно оказывающего государственную услугу услугодателя, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона подлежит рассмотрению в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня ее регистрации.
Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, подлежит рассмотрению в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации.
При обращении через портал информацию о порядке обжалования получают по телефону единого контакт-центра по вопросам оказания государственных услуг.
Рассмотрение жалобы в досудебном порядке по вопросам оказания государственных услуг производится вышестоящим административным органом, уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг (далее – орган, рассматривающий жалобу).
Жалоба подается услугодателю, чье решение, действие (бездействие) обжалуется.
Услугодатель, чье решение, действие (бездействие) обжалуется, не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу.
При этом услугодатель, чье решение, действие (бездействие) обжалуется, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение 3 (трех) рабочих дней примет решение либо иное административное действие, полностью удовлетворяющие требованиям, указанным в жалобе.
Если иное не предусмотрено законом, то обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке.
|
Приложение 1 |
Перечень основных требований к оказанию государственной услуги
"Выдача лицензии на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения"
1 |
Наименование услугодателя |
Территориальные департаменты Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан |
||
2 |
Способы предоставления государственной услуги |
веб-портал "электронного правительства" www.egov.kz, www.elicense.kz (далее - Портал) |
||
3 |
Срок оказания государственной услуги |
при выдаче лицензии – 15 (пятнадцать) рабочих дней; при переоформлении лицензии – 3 (три) рабочих дня. |
||
4 |
Форма оказания |
электронная (полностью автоматизированная) |
||
5 |
Результат оказания государственной услуги |
лицензия на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги |
||
6 |
Размер оплаты |
Платно, в соответствии со статьей 554 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" |
||
7 |
График работы услугодателя и объектов информации |
1) услугодатель – с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.30 часов с перерывом на обед с 13.00 до 14.30 часов, кроме выходных и праздничных дней; 2) портал – круглосуточно, за исключением технических перерывов, связанных с проведением ремонтных работ (при обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем). |
||
8 |
Перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги |
1) для получения лицензии: - заявление по форме, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 января 2015 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10195) (далее - приказ № 3); - форма сведений о соответствии квалификационным требованиям к лицензируемому виду деятельности на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № ҚР ДСМ-101 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 29825) (далее – квалификационные требования); - электронная копия санитарно-эпидемиологического заключения на административно - бытовые и производственные помещения (специально оборудованные для приготовления и (или) расфасовки приманок, ловушек, рабочих растворов с использованием средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации), а также объект хранения средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации, при отсутствии сведений в ШЭП; - электронная копия диплома о высшем и (или) техническом и профессиональном (среднее специальное, среднее профессиональное) медицинском образовании санитарно-эпидемиологического профиля (для инструкторов-дезинфекторов услугополучателя, окончивших обучение до 2015 года); - электронная копия свидетельства о сертификационном курсе по вопросам дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения (для дезинфекторов и инструкторов-дезинфекторов услугополучателя); 2) при переоформлении лицензии: - заявление по форме, утвержденной приказом № 3; - электронные копии документов, содержащих информацию об изменениях, послуживших основанием для переоформления лицензии, за исключением документов, информация из которых содержится в государственных информационных системах. |
||
9 |
Основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законодательством Республики Казахстан |
1) занятие видом деятельности запрещено законами Республики Казахстан для данной категории физических или юридических лиц; 2) не внесен лицензионный сбор; 3) заявитель не соответствует квалификационным требованиям; 4) в отношении заявителя имеется вступившее в законную силу решение (приговор) суда о приостановлении или запрещении деятельности или отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию; 5) судом на основании представления судебного исполнителя временно запрещено выдавать заявителю-должнику лицензию; 6) установлена недостоверность документов, представленных заявителем для получения лицензии, и (или) данных (сведений), содержащихся в них. |
||
10. |
Иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе оказываемой в электронной форме и через Государственную корпорацию |
1. Адреса мест оказания государственной услуги размещены на интернет-ресурсе gov.egov.kz. 2. Услугополучатель имеет возможность получения государственной услуги в электронной форме через портал при условии наличия ЭЦП. 3. Услугополучатель имеет возможность получения информации о статусе оказания государственной услуги в режиме удаленного доступа посредством "личного кабинета" портала, а также единого контакт-центра по вопросам оказания государственных услуг. 4. При оказании государственной услуги через портал доступна версия для слабовидящих. 5. Контактные телефоны справочных служб по вопросам оказания государственной услуги указаны на интернет-ресурсе: gov.egov.kz. Единый контакт-центр по вопросам оказания государственных услуг: 1414, 8 800 080 7777. |
||
|
|
|||
|
Приложение 2 |
|
||
|
Форма |
|
||
Заключение разрешительного контроля
Наименование услугодателя: ______________________________________________
Данные специалиста, проводившего разрешительный контроль:
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ___________________________________
Место работы, должность _________________________________________________
Данные объекта контроля:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
(адрес места нахождения, бизнес идентификационный код или индивидуальный
идентификационный код, уполномоченное лицо услугополучателя)
Информация по всем пунктам квалификационных требований к лицензируемому виду
деятельности на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области
здравоохранения, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра
здравоохранения Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № ҚР ДСМ-101
(зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых
актов за № 29825) (далее - квалификационные требования):
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Заключение разрешительного контроля: соответствует /
не соответствует квалификационным требованиям
(нужное подчеркнуть)
_____________________ _____________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Пищевое отравление- это острое (реже хроническое) заболевание, возникающее в результате употребления пищевых продуктов, загрязненных микробами, токсинами и немикробными веществами, оказывающими токсическое действие на организм человека. Симптомы пищевого отравления: тошнота, сильная рвота, расстройство желудка, диарея.
Физические и юридические лица, осуществляющие питание на объектах образования, в целях предотвращения регистрации случаев пищевых отравлений среди школьников должны обеспечить соблюдение требований санитарных правил предъявляемых к объектам общественного питания в организованных коллективах а именно:
Не допускать к работе персонал не прошедший медицинский осмотр и гигиеническое обучение.
Содержать в исправном состоянии технологическое и холодильное оборудование, холодильники и морозильники должны быть оснащены термометрами, использовать промаркированный разделочный инвентарь.
Соблюдать последовательность и поточность технологического процесса, правила мытья столовой и кухонной посуды, условия хранения пищевой продукции.
Осуществлять прием сырья и пищевых продуктов только при наличии сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность продукции.
Ежедневно перед раздачей проводить органолептическую оценку качества блюд и кулинарных изделий с внесением записей в журнал.
Ежедневно оставлять суточные пробы и хранить их в специально отведенном в холодильнике месте или холодильнике при температуре от +2 °C до +6 °C; в течение 48 часов.
Не допускать приготовление и реализацию запрещенных блюд и продуктов.
Создать условия для соблюдения персоналом пищеблока производственной и личной гигиены.
Проводить ежедневный контроль за состоянием здоровья персонала.
Ежедневно проводить влажную уборку в производственных помещениях с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Обеспечить пищеблок достаточным запасом моющих и дезинфицирующих средств.
Содержать в чистоте все помещения, оборудование и инвентарь столовой школы.
Главный специалист Мурзалина А.К.
24 мая 2024 года приняли участие в Республиканском семинаре в онлайн-режиме для специалистов территориальных Департаментов санитарно-эпидемиологического контроля Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан по вопросам соблюдения санитарных требований в детских оздоровительных организациях и профилактике пищевых отравлений.
В ходе семинара рассмотрены вопросы организации безопасного отдыха и оздоровления детей, организации рационального и сбалансированного питания детей, подготовки к летнему сезону детских оздоровительных объектов и профилактики пищевых отравлений.
В семинаре приняла участие руководитель отдела контроля и надзора за объектами образования и воспитания Департамента санитарно-эпидемиологического контроля Костанайской области Таженова Р.Ж. В своем выступлении обратила внимание на итоги проверок загородных лагерей в 2023году по Костанайской области. Озвучила основные нарушения и принятые меры по итогам проверок по графику и по требованию прокуратуры. Были обозначены существующие проблемы на оздоровительных объектах области и пути решения. О проведенной работе по подготовке объектов к новому сезону и работе межведомственной мониторинговой группы.
По итогам Республиканского семинара даны рекомендации специалистам территориальных Департаментов санитарно-эпидемиологического контроля о необходимости усиления контроля за соблюдением санитарных требований при организации работы детских оздоровительных объектов, профилактике пищевых отравлений, своевременному получению разрешительных документов. Особое внимание уделено медицинскому обеспечению на объекте, обеспечению должного контроля за соблюдением санитарных требований на объектах в ходе проверок, а также активизации информационно-разъяснительной работы по профилактике пищевых отравлений на подконтрольных объектах в летний период.
О биологической безопасности Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан от 21 мая 2022 года № 122-VII ЗРК.
Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст. 32
Вниманию пользователей!
Для удобства пользования ИЗПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ
Настоящий Закон определяет правовые основы государственного регулирования в области биологической безопасности Республики Казахстан и направлен на предотвращение биологических угроз.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) восприимчивый организм – организм человека, животного, растения, который реагирует на патогенный биологический агент развитием инфекционного и (или) паразитарного заболевания или становится его носителем;
2) социальное дистанцирование – оптимальное расстояние между людьми, необходимое для снижения уровня риска инфицирования;
3) биологическая безопасность – состояние защищенности людей и отдельных компонентов природной среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земной поверхности и почвенного слоя, растительного и животного мира и иных организмов (далее – отдельные компоненты природной среды) от опасных биологических факторов, в том числе обеспечиваемое мерами биологической защиты;
4) требования в области биологической безопасности – нормы, регулирующие вопросы обеспечения биологической безопасности, содержащиеся в законодательстве Республики Казахстан, а также нормативных технических документах, национальных и (или) межгосударственных стандартах, включенных в перечень, утверждаемый в соответствии с подпунктом 11) статьи 9 настоящего Закона;
5) уполномоченный орган в области биологической безопасности – государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области биологической безопасности;
6) биологическая защита – комплекс мер по обеспечению биологической безопасности, реализуемый посредством физической защиты от неправомерного использования патогенных биологических агентов (совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий по их охране), контроля, учета и обеспечения безопасного обращения с патогенными биологическими агентами, принятия мер по предотвращению их утери, хищения, несанкционированного доступа к ним или обращения с ними, а также актов терроризма и (или) диверсий с использованием патогенных биологических агентов и (или) в отношении потенциально опасных биологических объектов;
7) биологический риск – вероятность причинения вреда здоровью людей, животных, растениям патогенными биологическими агентами, а также вероятность их попадания в отдельные компоненты природной среды;
8) вспомогательный персонал – работники субъектов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами, выполняющие вспомогательную функцию при обращении с патогенными биологическими агентами;
9) опасный биологический фактор – событие, условие, свойство и (или) процесс, влекущие повышение рисков негативного воздействия патогенных биологических агентов и содержащих их объектов, носителей и переносчиков на здоровье людей, животных, растения, а также попадания патогенных биологических агентов в отдельные компоненты природной среды;
10) штамм микроорганизма – однородная культура вида микроорганизма с определенными биологическими свойствами;
11) патогенный биологический агент – микроорганизмы, яды биологического и растительного происхождения (токсины), гельминты, нематоды, способные вызывать инфекционный и (или) паразитарный процесс в организме человека, животного или растения;
12) обращение с патогенными биологическими агентами – процессы (стадии) работы с патогенными биологическими агентами, непосредственно направленные на выделение (обнаружение), разработку (создание), производство (изготовление), оборот (в том числе ввоз (вывоз), хранение, транспортировку) патогенных биологических агентов в целях их исследования, уничтожения и (или) разработки иммунобиологических препаратов;
13) специалист, осуществляющий обращение с патогенными биологическими агентами (далее – специалист), – физическое лицо, имеющее техническое и профессиональное и (или) послесреднее образование и (или) высшее и (или) послевузовское образование, и (или) ученую степень и допущенное в установленном порядке к обращению с патогенными биологическими агентами;
14) субъект, осуществляющий обращение с патогенными биологическими агентами, – юридическое лицо, осуществляющее обращение с патогенными биологическими агентами в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом;
15) химиопрофилактика – назначение человеку, животному химических препаратов для предупреждения инфекционных и (или) паразитарных заболеваний;
16) потенциально опасный биологический объект – недвижимый (стационарный) или развертываемый мобильный объект, на котором осуществляется деятельность по обращению с патогенными биологическими агентами.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области биологической безопасности
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий закон регулирует общественные отношения, связанные с обращением с патогенными биологическими агентами, в целях обеспечения биологической безопасности.
Статья 4. Принципы обеспечения биологической безопасности
Биологическая безопасность обеспечивается на основе следующих принципов:
1) обращение с патогенными биологическими агентами исключительно в невоенных целях: запрещается обращение с патогенными биологическими агентами в целях разработки (создания), производства (изготовления) и (или) накопления запасов, использования бактериологического (биологического) и токсинного оружия;
2) заблаговременность распознавания биологических угроз: государственные органы при реализации полномочий в области биологической безопасности должны в приоритетном порядке руководствоваться необходимостью профилактики биологических угроз, анализировать и прогнозировать биологические угрозы на основании данных учета и мониторинга в области биологической безопасности;
3) подконтрольность обращения с патогенными биологическими агентами: обращение с патогенными биологическими агентами осуществляется в соответствии с требованиями в области биологической безопасности, соблюдение которых обеспечивается в рамках управления биологическими рисками, применения разрешительного порядка обращения с патогенными биологическими агентами, учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности, государственного контроля и надзора за соблюдением требований в области биологической безопасности;
4) соразмерность мер государственного регулирования: меры профилактики в области биологической безопасности должны быть соразмерны степени опасности биологических факторов, в том числе в соответствии с критериями и классификацией в области биологической безопасности;
5) приоритетность национальных интересов Республики Казахстан: не допускается принятие обязательств в рамках международного сотрудничества, не соответствующих национальным интересам Республики Казахстан, способных нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан или ведущих к утрате независимости Республики Казахстан.
Статья 5. Основные биологические угрозы
1) возникновение чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера (далее – чрезвычайная ситуация), воздействующей на потенциально опасные биологические объекты;
2) случай особо опасного инфекционного заболевания человека и (или) животных;
3) превышение среднестатистического уровня инфекционной заболеваемости населения, животных;
4) превышение среднестатистического уровня смертности (летальности) от инфекционных болезней;
5) распространение болезней растений выше экономического порога вредоносности;
6) распространение карантинных болезней растений, включенных в единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза и (или) перечень карантинных объектов и чужеродных видов, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются мероприятия по карантину растений;
7) ситуация, возникшая при обращении с патогенными биологическими агентами, которая создает реальную или потенциальную возможность возникновения биологического риска;
8) нарушение требований по обращению с патогенными биологическими агентами, в том числе сокрытие информации по обращению с патогенными биологическими агентами;
9) несанкционированный доступ к патогенным биологическим агентам;
10) нерегулируемое свободное обращение с патогенными биологическими агентами;
11) акты терроризма и (или) диверсии с использованием патогенных биологических агентов и (или) в отношении потенциально опасных биологических объектов, применение биологических технологий и иных смежных технологий для разработки (создания), производства (изготовления) и использования патогенных биологических агентов в качестве бактериологического (биологического) и токсинного оружия;
12) формирование устойчивости (резистентности) патогенных биологических агентов к воздействию лекарственных, химических и (или) биологических средств;
13) низкая квалификация специалистов, недостаток кадров в области биологической безопасности;
14) перемещение населения и изменение среды обитания животных и растений, являющихся переносчиками и (или) носителями особо опасных инфекционных и (или) паразитарных заболеваний;
15) военные действия на территории Республики Казахстан, воздействующие на потенциально опасные биологические объекты и (или) связанные с применением патогенных биологических агентов.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 6. Государственное регулирование в области биологической безопасности
1) реализации единой государственной политики в области биологической безопасности;
2) введения разрешительного порядка обращения с патогенными биологическими агентами;
3) проведения государственного контроля и надзора за соблюдением требований в области биологической безопасности;
4) управления биологическими рисками;
5) учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности.
Статья 7. Межведомственная координация
Планы действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций глобального, регионального и местного масштабов, разрабатываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите, должны включать также протоколы (сценарии) реагирования в области биологической безопасности, предусматривающие алгоритмы действий государственных органов, организаций, межведомственного взаимодействия в области биологической безопасности.
Уполномоченный орган в области биологической безопасности и государственные органы в пределах своей компетенции оказывают содействие по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воздействующих на потенциально опасные биологические объекты и (или) вызванных воздействием патогенных биологических агентов, в том числе посредством реализации протоколов (сценариев) реагирования в области биологической безопасности.
Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области биологической безопасности
К компетенции Правительства Республики Казахстан относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в области биологической безопасности и организация их осуществления;
2) утверждение правил формирования, ведения и содержания национальных коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов и перечня организаций, уполномоченных на их формирование, ведение и содержание;
3) утверждение критериев отнесения патогенных биологических агентов к вызывающим особо опасные инфекционные заболевания и перечня патогенных биологических агентов с учетом классификации патогенных биологических агентов по патогенности и степени опасности;
4) выполнение иных функций, возложенных на него настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа в области биологической безопасности
К компетенции уполномоченного органа в области биологической безопасности относятся:
1) согласование проектов нормативных правовых актов, нормативных технических документов, национальных и (или) межгосударственных стандартов, связанных с вопросами обеспечения биологической безопасности;
2) ведение государственной информационной системы в области биологической безопасности;
3) разработка и утверждение правил ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности;
4) мониторинг за осуществлением учета субъектов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами, потенциально опасных биологических объектов, патогенных биологических агентов I и II групп патогенности и специалистов, осуществляющих обращение с ними;
5) разработка правил формирования, ведения и содержания национальных коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов и перечня организаций, уполномоченных на их формирование, ведение и содержание;
6) согласование типовых программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области биологической безопасности;
7) разработка критериев отнесения патогенных биологических агентов к вызывающим особо опасные инфекционные заболевания и перечня патогенных биологических агентов с учетом классификации патогенных биологических агентов по патогенности и степени опасности;
8) разработка и утверждение правил формирования кадрового резерва специалистов для осуществления обращения с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности;
9) разработка и утверждение правил обеспечения биологической защиты;
10) согласование методик управления биологическими рисками;
11) разработка и утверждение перечня нормативных технических документов, национальных и (или) межгосударственных стандартов в области биологической безопасности;
12) разработка и утверждение правил проведения мониторинга эффективности внешней оценки биологических рисков;
13) мониторинг эффективности внешней оценки биологических рисков, проводимой государственными органами, указанными в пункте 3 статьи 10 настоящего Закона;
14) анализ и прогнозирование биологических угроз;
15) согласование целевых научных, научно-технических проектов и программ в области биологической безопасности;
16) представление Республики Казахстан в международных организациях по вопросам обеспечения биологической безопасности;
17) информирование общественности о состоянии биологической безопасности Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан о доступе к информации;
18) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 10. Компетенция государственных органов в области биологической безопасности
1) государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) уполномоченный орган в области ветеринарии;
3) уполномоченный орган по карантину растений;
4) уполномоченный орган в области защиты растений;
5) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;
6) уполномоченный орган в сфере гражданской защиты;
7) уполномоченный орган в области науки;
8) Министерство обороны Республики Казахстан;
9) органы государственных доходов;
10) уполномоченный орган в области здравоохранения;
11) органы национальной безопасности Республики Казахстан;
12) органы внутренних дел Республики Казахстан;
13) Служба государственной охраны Республики Казахстан.
1) участия в реализации государственной политики в области биологической безопасности;
2) информирования общественности о ситуациях, влекущих риски биологических угроз, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о доступе к информации;
3) предоставления статистической информации и иной учетной и отчетной документации (информации) в области биологической безопасности в соответствии с правилами ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности;
4) согласования с уполномоченным органом в области биологической безопасности проектов нормативных правовых актов, нормативных технических документов, национальных и (или) межгосударственных стандартов, связанных с вопросами обеспечения биологической безопасности;
5) разработки и утверждения методик управления биологическими рисками;
6) осуществления иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
1) ведение реестров субъектов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами, потенциально опасных биологических объектов;
2) ведение реестров патогенных биологических агентов I и II групп патогенности, специалистов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности;
3) проведение профилактических мероприятий в области биологической безопасности в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан;
4) учет и мониторинг в области биологической безопасности в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан;
5) государственный контроль и надзор за соблюдением требований в области биологической безопасности;
6) разработку и утверждение типовых программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области биологической безопасности;
7) разработку и утверждение типовой системы оплаты труда специалистов и вспомогательного персонала государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, осуществляющих обращение (выполняющих вспомогательную функцию при осуществлении обращения) с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности;
8) организацию научных исследований в области биологической безопасности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
9) внешнюю оценку биологических рисков;
10) учет и мониторинг коллекционной деятельности;
11) разработку и утверждение правил осуществления и допуска к осуществлению референтных (референс-) исследований;
12) обеспечение деятельности организаций, уполномоченных на формирование, ведение и содержание национальных коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов, за счет бюджетных средств.
Функции, предусмотренные подпунктами 2) и 7) части первой настоящего пункта, не осуществляются уполномоченными органами по карантину растений и в области защиты растений.
Статья 11. Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы в области биологической безопасности
Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции:
1) принимают меры и организуют работу по обеспечению биологической безопасности;
2) обеспечивают меры по предотвращению биологических угроз и ликвидации их последствий в рамках оперативных штабов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите, при чрезвычайных ситуациях местного масштаба;
3) осуществляют межрегиональное сотрудничество и взаимодействие в области биологической безопасности;
4) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 12. Международное сотрудничество в области биологической безопасности
1) защита национальных интересов Республики Казахстан в области биологической безопасности;
2) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарно-санитарной безопасности, благоприятной фитосанитарной обстановки Республики Казахстан;
3) применение международного опыта в области биологической безопасности.
1) участие в международных инициативах в области биологической безопасности;
2) привлечение и оказание технической помощи в области биологической безопасности на межгосударственном уровне;
3) внедрение международных инновационных технологий и модернизация системы биологической безопасности и биологической защиты;
4) предотвращение актов терроризма и (или) диверсий с использованием патогенных биологических агентов и (или) в отношении потенциально опасных биологических объектов и ликвидация их последствий;
5) интеграция Республики Казахстан в межгосударственные и международные системы обеспечения биологической безопасности и иные международные интеграционные объединения, участие в международном научном обмене;
6) представление интересов Республики Казахстан в международных организациях по вопросам обеспечения биологической безопасности;
7) участие в международном депонировании штаммов микроорганизмов в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
8) участие в локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций международного характера, воздействующих на потенциально опасные биологические объекты и (или) вызванных воздействием патогенных биологических агентов;
9) межгосударственное взаимодействие в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области биологической безопасности;
10) регулирование трансграничного перемещения патогенных биологических агентов;
11) обмен информацией в соответствии с международными договорами в целях предотвращения биологических угроз.
Глава 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 13. Критерии и классификации в области биологической безопасности
1) I группа патогенности – патогенные биологические агенты, вызывающие особо опасные инфекционные заболевания людей и (или) животных с высоким уровнем смертности (летальности), легко распространяющиеся от инфицированного организма к здоровому, как правило, в отношении которых отсутствуют вакцины и эффективные средства терапии;
2) II группа патогенности – патогенные биологические агенты, вызывающие инфекционные и (или) паразитарные заболевания людей и (или) животных, легко распространяющиеся от инфицированного организма к здоровому, в отношении которых доступны эффективные средства и способы лечения и профилактики, включая вакцины. Данная группа подразделяется на патогенные биологические агенты, вызывающие:
особо опасные инфекционные заболевания;
инфекционные и (или) паразитарные заболевания;
3) III группа патогенности – патогенные биологические агенты, вызывающие инфекционные и (или) паразитарные заболевания людей и (или) животных либо способные причинить значительный вред растениям, характеризующиеся минимальным распространением от инфицированного организма к здоровому, в отношении которых доступны эффективные средства и способы лечения и профилактики, включая вакцины;
4) IV группа патогенности – патогенные биологические агенты, вызывающие инфекционные и (или) паразитарные заболевания людей и (или) животных либо способные причинить вред растениям, как правило, не распространяющиеся от инфицированного организма к здоровому, в отношении которых доступны эффективные средства и способы лечения и профилактики, включая вакцины.
Аттенуированные (ослабленные) штаммы микроорганизмов, являющиеся патогенными биологическими агентами III группы патогенности, относятся к патогенным биологическим агентам IV группы патогенности.
Статья 14. Управление биологическими рисками
Оценка биологических рисков подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Для проведения внешней оценки биологических рисков государственные органы вправе привлекать свои подведомственные организации.
Статья 15. Осуществление деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами
1) получить разрешение на обращение с патогенными биологическими агентами и приложение к нему;
2) соблюдать требования в области биологической безопасности;
3) проходить процедуру аккредитации в области оценки соответствия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия;
4) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан при работе с информацией ограниченного доступа;
5) предоставлять статистическую информацию и иную учетную и отчетную документацию (информацию) в области биологической безопасности в соответствии с правилами ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности;
6) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению биологической защиты потенциально опасных биологических объектов с учетом уровня биологических рисков в соответствии с правилами обеспечения биологической защиты;
7) осуществлять контроль за безопасным обращением с патогенными биологическими агентами на всех стадиях обращения с ними;
8) содействовать уполномоченному органу в области биологической безопасности, государственным органам, указанным в статье 10 настоящего Закона, по вопросам обеспечения биологической безопасности;
9) незамедлительно информировать территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченных органов в области ветеринарии, защиты растений, по карантину растений, в сфере гражданской защиты, уполномоченный орган в области науки о фактах аварий (возникновения чрезвычайной ситуации), заражения работников инфекционными заболеваниями в процессе обращения с патогенными биологическими агентами;
10) организовывать в соответствии с законодательством Республики Казахстан прохождение периодических медицинских осмотров и обследований, проведение обучения, проверку знаний по вопросам обеспечения биологической безопасности и охрану труда руководителей, специалистов и вспомогательного персонала;
11) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан об экспортном контроле при импорте, экспорте, реэкспорте либо транзите через территорию Республики Казахстан патогенных биологических агентов, подлежащих экспортному контролю.
1) обеспечить наличие подготовленных специалистов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности;
2) обеспечить режим ограниченного доступа на потенциально опасные биологические объекты в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) в порядке, определенном правилами ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности:
интегрировать информационные системы, применяемые при осуществлении деятельности, с государственной информационной системой в области биологической безопасности;
предоставить информацию о специалистах, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности, в государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченные органы в области ветеринарии, науки для включения в соответствующий реестр.
1) в диагностически сложных и экспертных случаях;
2) в целях идентификации патогенных биологических агентов, включая проведение исследований в особо сложных случаях;
3) в целях изучения вновь выявленных патогенных биологических агентов;
4) для выдачи экспертного заключения при сомнительных или спорных случаях.
Статья 16. Учет и мониторинг в области биологической безопасности
1) ведения реестров:
субъектов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами;
потенциально опасных биологических объектов;
патогенных биологических агентов I и II групп патогенности;
специалистов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности;
2) сбора и анализа статистической информации и иной учетной и отчетной документации (информации);
3) проведения обследования территории, отдельных компонентов природной среды, переносчиков и носителей особо опасных инфекционных и (или) паразитарных заболеваний (в том числе продуктов их жизнедеятельности), веществ и материалов, установления причин и условий возникновения инфекционных и (или) паразитарных заболеваний населения, животных, растений;
4) межведомственного обмена информацией;
5) обмена информацией в рамках международного сотрудничества;
6) сбора, обобщения и анализа информации из открытых источников.
Статья 17. Государственная информационная система в области биологической безопасности
Статья 18. Права и обязанности физических и юридических лиц в области биологической безопасности
1) защиту от воздействия опасных биологических факторов;
2) получение информации о потенциальных биологических рисках, связанных с планируемым посещением зарубежных стран и эндемичных по инфекционной и (или) паразитарной заболеваемости регионов Республики Казахстан, и мерах по их профилактике;
3) получение достоверной и своевременной информации о санитарно-эпидемиологической и ветеринарно-санитарной ситуациях, а также принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану отдельных компонентов природной среды от воздействия опасных биологических факторов, предотвращение биологических угроз, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) обращение по вопросам обеспечения биологической безопасности в соответствующие государственные органы;
5) участие в мероприятиях, направленных на обеспечение биологической безопасности, с учетом выполнения требований к индивидуальной защите в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;
6) иные права в соответствии с законами Республики Казахстан.
1) сообщать обо всех известных фактах противоправного (несанкционированного) использования патогенных биологических агентов либо свободного их обращения государственным органам, предусмотренным пунктом 1 статьи 10 настоящего Закона, в соответствии с их компетенцией;
2) не допускать распространения заведомо ложной информации, связанной с обращением с патогенными биологическими агентами;
3) в случае принятия ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан о доступе к информации, выполнять требования в отношении информации ограниченного доступа, связанной с обращением с патогенными биологическими агентами;
4) не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других физических и юридических лиц на защиту от воздействия опасных биологических факторов.
Деятельность по обращению с патогенными биологическими агентами без наличия разрешения на обращение с патогенными биологическими агентами и приложения к нему, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях", запрещается.
1) своевременно обращаться в медицинские организации по месту нахождения по факту ухудшения состояния здоровья, сопровождающегося характерными для инфекционной и (или) паразитарной болезни признаками;
2) в случае обращения за медицинской помощью по поводу инфекционного и (или) паразитарного заболевания сообщить о предшествующем этому обращению пребывании за рубежом и (или) на эндемичной по инфекционной и (или) паразитарной заболеваемости территории Республики Казахстан;
3) в случае диагностирования инфекционного и (или) паразитарного заболевания, представляющего опасность для окружающих, своевременно сообщать в медицинские организации по месту нахождения информацию о контактах, предшествующих такому диагностированию.
Статья 19. Профилактика в области биологической безопасности
Государственными органами профилактические мероприятия в области биологической безопасности осуществляются в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.
1) общие;
2) направленные на источник биологической угрозы;
3) направленные на опасный биологический фактор;
4) направленные на восприимчивый организм.
1) мониторинг и анализ биологических рисков, в том числе прогнозирование инфекционной и (или) паразитарной заболеваемости, мониторинг отдельных компонентов природной среды, нейтрализацию или снижение уровня биологических угроз;
2) обеспечение готовности соответствующих служб к проведению мероприятий, направленных на выявление и локализацию источника биологической угрозы, управление ситуацией, формирование протоколов (сценариев) реагирования в области биологической безопасности в рамках планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций глобального, регионального и местного масштабов;
3) соблюдение требований в области биологической безопасности лицами, осуществляющими в рамках своей деятельности взаимодействие с патогенными биологическими агентами;
4) соблюдение требований в области биологической безопасности при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, проведении технического перевооружения, расширения, капитального ремонта и вводе в эксплуатацию объектов, размещаемых на территории и в непосредственной близости от потенциально опасных биологических объектов, природных очагов инфекционных заболеваний и (или) очагов распространения болезней растений;
5) мобилизацию кадровых ресурсов из кадрового резерва специалистов для осуществления обращения с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности;
6) мобилизацию резервов лекарственных средств и медицинских изделий, перепрофилирование объектов под нужды профилактических мероприятий в области биологической безопасности;
7) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований в области биологической безопасности;
8) мероприятия, направленные на повышение уровня информированности населения и его готовности к реагированию на воздействие опасных биологических факторов;
9) включение изучения вопросов биологической безопасности в общеобразовательные учебные программы.
1) своевременное выявление инфицированных и контактировавших с ними людей, животных, выявление поврежденных (зараженных) растений, их учет и регистрацию, изоляцию (обсервацию), диагностику, лечение, а также изъятие, уничтожение растений и животных;
2) выявление, локализацию, обследование и ликвидацию очагов инфекций и (или) очагов распространения болезней растений;
3) предупреждение возникновения, ввоза, распространения на всей территории Республики Казахстан инфекционных и (или) паразитарных заболеваний людей и животных, болезней растений;
4) разработку и совершенствование методик раннего выявления (экспресс-диагностики) биологических угроз, в том числе путем использования коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов;
5) государственную регистрацию лекарственного средства или медицинского изделия по ускоренной процедуре проведения экспертизы в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения";
6) обеспечение мер биологической защиты на потенциально опасных биологических объектах в соответствии с правилами обеспечения биологической защиты;
7) межведомственное взаимодействие, в том числе в целях оперативного реагирования на возникновение биологических угроз, включая принятие мер по предотвращению незаконного (несанкционированного) обращения с патогенными биологическими агентами, их утери, хищения, сокрытия (непредоставления) информации о незаконном обращении с ними, а также актов терроризма и (или) диверсий с использованием патогенных биологических агентов и (или) в отношении потенциально опасных биологических объектов.
1) введение ограничительных мероприятий, в том числе карантина;
2) соблюдение индивидуальной и общественной мер защиты, включая применение средств индивидуальной защиты, соблюдение личной гигиены, социальной дистанции;
3) проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обработки средствами защиты растений;
4) санитарно-профилактические мероприятия и улучшение социально-бытовых условий;
5) проведение противоэпидемических, противоэпизоотических и фитосанитарных мероприятий, мероприятий по карантину растений.
1) проведение профилактических медицинских осмотров населения;
2) содействие в формировании здорового образа жизни и здорового питания населения;
3) иммунопрофилактику и химиопрофилактику в целях предотвращения распространения инфекций человека и (или) животного, применение средств защиты растений;
4) обеспечение средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями в области биологической безопасности лиц, осуществляющих в рамках медицинской, ветеринарной и научной деятельности взаимодействие с патогенными биологическими агентами, вызывающими особо опасные инфекционные заболевания.
Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 20. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований в области биологической безопасности
Объекты высокой эпидемической, эпизоотической, эпифитотической степени риска делятся на две группы:
1) потенциально опасные биологические объекты, на которых осуществляется обращение с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности;
2) потенциально опасные биологические объекты, на которых осуществляется обращение с патогенными биологическими агентами III и (или) IV групп патогенности.
Отнесение объектов государственного контроля и надзора к указанным группам осуществляется на основании критериев отнесения патогенных биологических агентов к вызывающим особо опасные инфекционные заболевания и перечня патогенных биологических агентов с учетом классификации патогенных биологических агентов по патогенности и степени опасности.
Статья 21. Порядок применения мер оперативного реагирования
1) непредоставление, сокрытие и (или) предоставление недостоверной информации по обращению с особо опасными патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности;
2) нарушение требований по физической защите потенциально опасных биологических объектов, на которых осуществляется обращение с особо опасными патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности, предотвращению несанкционированного перемещения патогенных биологических агентов и их выноса за пределы данных объектов;
3) нарушение требований по защите персонала потенциально опасных биологических объектов от вредного воздействия патогенных биологических агентов, включая отсутствие либо недостаточное количество средств индивидуальной защиты персонала;
4) неисправное состояние вентиляционной системы либо системы кондиционирования воздуха во время работы с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности на объектах, осуществляющих обращение с ними;
5) несоблюдение требований по обеззараживанию сточных вод (септика, ямы), неисправное состояние канализационной сети на объектах, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности;
6) нарушение требований по утилизации отходов, образуемых в результате обращения с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности;
7) грубые нарушения требований по поточности движения патогенных биологических агентов I и (или) II групп патогенности и потенциально инфицированного материала;
8) отсутствие, неисправное либо нерабочее состояние технологического оборудования (контейнеров и низкотемпературных шкафов для хранения патогенных биологических агентов, вытяжного шкафа, автоклава, термостата, водяной бани), необходимого для осуществления деятельности, связанной с обращением с патогенными биологическими агентами;
9) осуществление обращения с патогенными биологическими агентами персоналом, не имеющим в установленном порядке допуск;
10) нарушение требований транспортировки и (или) хранения патогенных биологических агентов I и (или) II групп патогенности.
1) отсутствие разрешения на обращение с патогенными биологическими агентами и приложения к нему;
2) отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на объект высокой эпидемической степени риска;
3) отсутствие отдельных изолированных помещений (боксов) с тамбуром (предбоксником) для "заразной" зоны, предназначенных для работы с каждым из видов патогенных биологических агентов I и (или) II групп патогенности, вызывающих особо опасные инфекционные заболевания;
4) отсутствие вентиляционной системы либо системы кондиционирования воздуха на объектах, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности;
5) неустранение в установленные сроки обстоятельств, причин, послуживших основанием для приостановления осуществления деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами либо отдельных ее видов.
1) дата, время и место составления предписания (акта, постановления);
2) наименование органа контроля и надзора;
3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверку;
4) наименование или фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) субъекта (объекта) контроля и надзора, должность представителя физического или юридического лица, присутствовавшего при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
5) дата, место и период проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
6) перечень выявленных нарушений в соответствии с проверочным листом с обязательным указанием степени тяжести нарушения в соответствии с критериями оценки степени риска;
7) мера оперативного реагирования (приостановление со сроками его действия или запрет деятельности);
8) рекомендации и указания на возможные действия по устранению выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием (актом, постановлением) представителя субъекта контроля и надзора (руководителя юридического лица либо его уполномоченного лица), лиц, привлеченных к проведению профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, их подписи или отказ от подписи;
10) должность, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и подпись руководителя органа контроля и надзора.
Формы предписания (акта, постановления) о применении мер оперативного реагирования утверждаются государственными органами, указанными в пункте 3 статьи 10 настоящего Закона.
В случае отказа от принятия предписания (акта, постановления) о применении меры оперативного реагирования в него вносится соответствующая запись и составляется протокол, который подписывается должностным лицом, осуществляющим государственный контроль и надзор, и руководителем субъекта контроля и надзора либо его уполномоченным лицом. Предписание (акт, постановление) о применении меры оперативного реагирования считается врученным с момента составления протокола.
Орган контроля и надзора осуществляет контроль за исполнением предписаний (актов, постановлений) о применении меры оперативного реагирования в порядке, предусмотренном Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Глава 5. КОЛЛЕКЦИИ МИКРООРГАНИЗМОВ
Статья 22. Коллекционная деятельность
Статья 23. Национальные коллекции патогенных и промышленных микроорганизмов
Порядок отнесения штаммов патогенных и промышленных микроорганизмов к национальным коллекциям по признакам их патогенности, степени опасности и предназначению определяется правилами формирования, ведения и содержания национальных коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов.
Статья 24. Рабочие коллекции патогенных и промышленных микроорганизмов
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СПЕЦИАЛИСТОВ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА
Статья 25. Социальная защита специалистов и вспомогательного персонала, осуществляющих обращение (выполняющих вспомогательную функцию при осуществлении обращения) с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности
1) оплату труда с учетом уровня биологических рисков;
2) охрану здоровья и условия работы, отвечающие требованиям в области биологической безопасности;
3) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью при исполнении должностных обязанностей, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Лицам, предусмотренным частью первой настоящего пункта, при выполнении в полевых условиях задач по отбору и исследованию переносчиков и носителей инфекционных и (или) паразитарных заболеваний (в том числе продуктов их жизнедеятельности), потенциально опасных веществ и материалов, в том числе из отдельных компонентов природной среды, в целях обнаружения патогенных биологических агентов и их фрагментов при невозможности представления документов, подтверждающих затраты по найму жилища, возмещение затрат по найму жилища осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Казахстан, без подтверждающих документов.
Статья 26. Кадровый резерв специалистов для осуществления обращения с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности, условия их мобилизации
Глава 7. НАУЧНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 27. Приоритетные направления науки в области биологической безопасности
1) разработку и реализацию целевых научных, научно-технических проектов и программ;
2) внедрение передовых международных инновационных технологий;
3) разработку и внедрение национальных стандартов в области биологической безопасности в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации;
4) разработку и производство иммунобиологических, лекарственных и диагностических препаратов для профилактики, лечения и диагностики инфекционных и (или) паразитарных заболеваний.
Статья 28. Обучение в области биологической безопасности
Статья 29. Государственная поддержка научно-технического потенциала и ресурсов в области биологической безопасности
1) поддержка отечественных научных исследований, направленных на обеспечение биологической безопасности Республики Казахстан, включая предупреждение биологических угроз и управление биологическими рисками;
2) поддержка развития производства иммунобиологических, лекарственных и диагностических препаратов, средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации, защиты растений и индивидуальной защиты, лабораторного оборудования в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) обеспечение трансферта результатов научно-исследовательских работ в области биологической безопасности для практического применения.
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области биологической безопасности
Нарушение законодательства Республики Казахстан в области биологической безопасности влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 31. Переходные положения
Статья 32. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан |
К. ТОКАЕВ |
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан
В летний период текущего года по Костанайской области планируется работа 11 загородных оздоровительных лагерей.
На 25 июня санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии объектов требованиям нормативно правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения получили - 9 лагерей, но оздоровительный сезон начат в 8 лагерях, где в 3-х лагерях 1 сезон завершен, оздоровлено в них- 971 ребенка, в остальных лагерях продолжают оздоровление -1369 детей.
* Детские оздоровительные центры «Орленок» и «Чайка» КГКП «Детский воспитательно-оздоровительный комплекс» отдела образования города Рудного».
* База отдыха им. генерала Бакирова КГУ "Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации города Рудного" Управления образования акимата Костанайской области.
* Летний оздоровительный лагерь «Лесная сказка» КГУ «Центр поддержки детей с особыми образовательными потребностями города Рудного» Управления образования акимата Костанайской области.
*Детский центр отдыха и спорта "Строитель" Товарищество с ограниченной ответственностью "АЛЮМИНСТРОЙ".
* «Оборонно-спортивный оздоровительный лагерь «Алый парус» КГКП
«Центр детского и юношеского творчества" отдела образования города Лисаковска» Управления образования акимата Костанайской области.
* Детский оздоровительный лагерь «Болашак» Товарищество с ограниченной ответственностью "Детский квартал".
* "Детский оздоровительный лагерь "Достык" КГУ "Детский оздоровительный лагерь "Достык" отдела образования Карабалыкского района" Управления
образования акимата.
*Оздоровительный лагерь «Алтынгуль» КГУ «Костанайский специальный комплекс «детский сад-школа-интернат» для детей с особыми образовательными потребностями №2» Управления образования акимата Костанайской области
В текущем году в регионе планируется охватить отдыхом и оздоровлением 103 725 детей, в том числе 9 196 детей в загородных лагерях. Охват составил оздоровлением на пришкольных площадках 29,3%, в загородных лагерях -10,5%.
В Казахстане на сегодняшний день реализуются стартовые шаги по созданию условий для развития производства и экспорта органической продукции. Государственное регулирование органического сельского хозяйства в Казахстане предусмотрено в рамках Закона РК от 27 ноября 2015 года "О производстве органической продукции", а также приказом министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 мая 2016 года № 230 "Об утверждении правил производства и оборота органической продукции".
Органические продукты - это сельскохозяйственные продукты, продукты аквакультуры и рыболовства, продукты дикорастущих растений и их переработки.
Органические продукты производятся без использования достижений химической промышленности, без применения минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов. При производстве органической продукции контролируется весь процесс, от сырья до упакованной продукции, поставляемой на полки магазинов.
Как выбрать органические продукты?
Органическая продукция перед ее выпуском на рынок должна пройти оценку подтверждения соответствия, то есть иметь сертификат соответствия. На такой продукции проставляется национальный знак соответствия органической продукции и обозначения «био», «эко», «органика».
Потребитель вправе потребовать у продавца сертификат соответствия. Также стоит обратить внимание на маркировку и состав продукции. Маркировка органической продукции должна содержать дополнительные сведения о месте производства сырьевых сельскохозяйственных материалов, составляющих продукцию, и наименование организации, проводившей инспекцию производителя органической продукции. Обратите внимание на национальный знак соответствия сертифицированных органических продуктов.
Зачем нужно покупать органические продукты?
Органические продукты положительно влияют на здоровье потребителя, содержат полезные и питательные вещества, богаты витаминами, минералами, антиоксидантами и другими биологически активными веществами, не содержат вредных веществ (остатки пестицидов, тяжелых металлов, гормонов, ветеринарных препаратов, микотоксинов).
В целях разработки стандартной методологии с системным и последовательным подходом к выявлению, расследованию и реагированию на пищевые отравления и обеспечения своевременного принятия мер по ликвидации очага, а также подготовки рекомендаций по вопросам коммуникации во время расследования пищевых отравлении по случаям, которые потенциально могут привести к массовой угрозе жизни и здоровью населения, необходимо руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями.
В соответствии со статьей 105 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс), все случаи инфекционных заболеваний и (или) отравлений подлежат регистрации субъектами здравоохранения по месту их выявления, государственному учету и ведению отчетности государственными органами и организациями санитарно-эпидемиологической службы.
Случаи инфекционных заболеваний и (или) отравлений населения подлежат расследованию специалистами государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Регистрация, ведение учета и отчетности случаев инфекционных заболеваний и (или) отравлений производятся порядке, определяемом уполномоченным органом.
По итогам проведения расследования устанавливаются причины нарушения требований законодательства Республики Казахстан, определяются субъекты (объекты) контроля и надзора, допустившие нарушения требований законодательства Республики Казахстан, ставшие основанием для проведения расследования.
По результатам расследования составляется акт о результатах расследования, в котором в том числе отражаются выявленные нарушения, указания по их устранению, сроки устранения выявленных нарушений.
Итоги проведения расследования, за исключением сведений, составляющих государственные секреты либо иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну, публикуются в течении 10 рабочих дней после дня окончания расследования на интернет-ресурсе.
Пищевые отравления – это острые (реже хронические) неконтагиозные заболевания, возникающие в результате употребления пищи, массивно обсемененной определенными видами микроорганизмов или содержащей токсичные для организма вещества микробной или немикробной природы.
При многообразии факторов пищевых отравлений, можно отметить ряд общих признаков:
- как правило, острое, внезапное начало заболевания;
- одновременность начала заболевания у группы лиц;
- наличие двух или более случаев аналогичного заболевания пищевого происхождения в результате приема общей пищи
- для большинства пищевых отравлений характерно острое короткое течение заболевания;
- связь заболевания с употреблением какого-то одного пищевого продукта или блюда;
- территориальная ограниченность заболевания местом потребления или приобретения пищевого продукта;
- прекращение возникновения новых случаев заболевания после изъятия продукта, послужившего причиной пищевого отравления;
- микробные пищевые отравления не передаются от больного к здоровому и этим принципиально отличаются от инфекционных заболеваний.
Вместе с тем, для ряда пищевых отравлений (микотоксикозы, отравления свинцом, ртутью, кадмием, пестицидами и т.д.) не характерны острое начало и короткое течение заболевания. Их клиническая картина характеризуется длительным хроническим течением.
Наиболее часто встречающийся признак пищевого отравления - острый гастроэнтерит, характерен не для всех форм заболевания. Так, при ботулизме, микотоксикозах, отравлениях ртутью, рядом дикорастущих растений он встречается не часто.
По этиологическому принципу пищевые отравления подразделяются на микробные, немикробные и неустановленной этиологии.
Микробные пищевые отравления делятся на токсикоинфекции, токсикозы и отравления смешанной этиологии.
Токсикоинфекции – это острые заболевания, возникающие при употреблении пищи, содержащей массивные количества живых клеток возбудителя (105-106 и более на 1 г или на 1 мл продукта). Токсикоинфекции вызываются потенциально-патогенными микроорганизмами (энтеропатогенные серотипы кишечной палочки, протеи, энтерококки, V.parahaemolyticus, микроорганизмы, относящиеся к родам Citrobacter, Yersinia, Klebsiella, Hafnia, и другие). В число возбудителей токсикоинфекции не вошли шигеллы и сальмонеллы, хотя при определенных условиях они также способны обильно размножаться в пищевых продуктах и вызывать заболевания, протекающие по типу пищевых токсикоинфекций.
Токсикозы – это острые или хронические (микотоксикозы) заболевания, возникающие при употреблении пищи, содержащей токсин, накопившейся в ней в результате жизнедеятельности определенных видов микроорганизмов, при этом жизнеспособные клетки самого возбудителя в пище могут отсутствовать или обнаруживаться в небольших количествах.
Токсикозы могут быть бактериальные (стафилококковый, ботулизм) и микотоксикозы (афлотоксикозы и др.).
Токсикоинфекции смешанной этиологии вызываются содружеством 2-3 возбудителей (B.cereus и S.aureus; E.coli и S. Aureus и т.д.).
Немикробные пищевые отравления подразделяются на 3 группы. К первой группе относятся отравления ядовитыми растениями (ядовитые грибы и растения, которые ошибочно иногда принимают за съедобные продукты: дурма, белена, аконит и др.).
Вторая группа немикробных пищевых отравлений вызывается съедобными продуктами растительного происхождения, но которые при определенных условиях принимают ядовитые свойства (солонин в проросшем картофеле, фазин в сырой фасоли, органы некоторых рыб в период нереста и т.д.).
Третья группа немикробных отравлений – отравления примесями химических веществ (пестицидами, солями тяжелых металлов, пищевыми добавками, введенными в количествах превышающих допустимые и т.д.).
К пищевым отравлениям неустановленной этиологии отнесена гаффская (юксовская) болезнь, которая связана с употреблением в пищу озерной рыбы некоторых районов мира в отдельные годы.
24 мая 2024 года приняли участие в Республиканском семинаре в онлайн-режиме для специалистов территориальных Департаментов санитарно-эпидемиологического контроля Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан по вопросам соблюдения санитарных требований в детских оздоровительных организациях и профилактике пищевых отравлений.
В ходе семинара рассмотрены вопросы организации безопасного отдыха и оздоровления детей, организации рационального и сбалансированного питания детей, подготовки к летнему сезону детских оздоровительных объектов и профилактики пищевых отравлений.
В семинаре приняла участие руководитель отдела контроля и надзора за объектами образования и воспитания Департамента санитарно-эпидемиологического контроля Костанайской области Таженова Р.Ж. В своем выступлении обратила внимание на итоги проверок загородных лагерей в 2023году по Костанайской области. Озвучила основные нарушения и принятые меры по итогам проверок по графику и по требованию прокуратуры. Были обозначены существующие проблемы на оздоровительных объектах области и пути решения. О проведенной работе по подготовке объектов к новому сезону и работе межведомственной мониторинговой группы.
По итогам Республиканского семинара даны рекомендации специалистам территориальных Департаментов санитарно-эпидемиологического контроля о необходимости усиления контроля за соблюдением санитарных требований при организации работы детских оздоровительных объектов, профилактике пищевых отравлений, своевременному получению разрешительных документов. Особое внимание уделено медицинскому обеспечению на объекте, обеспечению должного контроля за соблюдением санитарных требований на объектах в ходе проверок, а также активизации информационно-разъяснительной работы по профилактике пищевых отравлений на подконтрольных объектах в летний период.