В рамках проекта нового Закона о банках предусмотрены меры по совершенствованию банковского регулирования для повышения качества корпоративного управления и эффективности надзорных механизмов.
Об этом Председатель Агентства по регулирования и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова сообщила в ходе презентации в Мажилисе Парламента законопроектов «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка». Законопроекты разработаны в реализацию Посланий Главы государства 2024 и 2025 годов.
Изменения сгруппированы по трем направлениям: развитие корпоративного управления, совершенствование инструментов регулирования и оптимизация действующих норм.
«В Законопроекте предусматривается усиление института независимых директоров для обеспечения объективности и независимости его решений. Вводятся дополнительные требования к их независимости, а также установление максимального срока пребывания в совете директоров 9 годами», – сообщила Мадина Абылкасымова.
Одновременно расширяется перечень лиц, связанных с банком особыми отношениями, с учетом критериев, применяемых в международных стандартах финансовой отчетности.
Для ускорения возврата активов в экономический оборот, дополнительно вводится ограничение максимального срока нахождения взысканного имущества на балансе банковской группы до трех лет.
«Расширяется применение механизма мотивированного суждения. Устанавливаются требования к руководителям подразделений, курирующих риски, внутренний аудит и комплаенс», – добавила Глава АРРФР.
Кроме того, в рамках оптимизации нормативной базы исключаются устаревшие и дублирующие нормы, а требования к акционерам и руководящему составу унифицируются и переносятся в Закон РК «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций».
Новый Закон о банках учитывает технологические изменения, повышение роли банковского сектора в финансировании экономики, повышение конкуренции и привлечение на рынок новых участников, а также вопросы продвижения финтеха и либерализации оборота цифровых активов.
Управление внешних коммуникаций
В рамках нового Закона о банках предусматривается внедрение нового механизма урегулирования неплатежеспособных банков, соответствующего передовой международной практике.
Об этом Председатель Агентства по регулирования и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова сообщила в ходе презентации в Мажилисе Парламента законопроектов «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка». Законопроекты разработаны в реализацию Посланий Главы государства 2024 и 2025 годов.
«Ключевое отличие от действующего подхода заключается в переходе к четкой системе антикризисных режимов, которые будут применяться последовательно в зависимости от степени ухудшения финансового состояния банка. Механизм урегулирования состоит из трех антикризисных режимов: усиленного надзора, восстановления финансовой устойчивости и урегулирования неплатежеспособного банка. Переход между режимами будет осуществляться по заранее установленным триггерам, что обеспечит своевременное реагирование и предсказуемость действий регулятора», – сообщила Мадина Абылкасымова.
Стоит отметить, что данный подход является международным стандартом и внедрен большинством ведущих регуляторов, включая ЕС, США, Великобританию.
«В целях предотвращения ухудшения финансового состояния банков вводятся новые требования по разработке планов восстановления банков и планов урегулирования. Планы восстановления содержат детальные меры по выводу банка из кризисной ситуации и предотвращению наступления неплатежеспособности. Разработка и ежегодное обновление таких планов станет обязанностью банков», – добавила Председатель АРРФР.
Для системно значимых банков вводится требование поддерживать достаточный уровень способности к поглощению убытков, что позволит конвертировать их обязательства в капитал в случае наступления неплатежеспособности и снизит потребность во внешней поддержке.
Участие государства в поддержке банков будет допускаться только как крайняя мера – исключительно в отношении системно значимых банков и только при полном использовании акционерного капитала, а также конвертации обязательств в капитал.
«Единственной формой государственной поддержки станет прямое вхождение государства в капитал системно значимого банка для сохранения стабильности финансовой системы. Государственное участие будет носить временный и возмездный характер и осуществляться в минимально необходимом объеме. Оно будет сопровождаться сменой акционеров и руководства банка, запретом на выплату дивидендов и бонусов, ограничением рискованных операций и реализацией плана финансового оздоровления», – подчеркнула Глава финрегулятора.
После восстановления финансовой устойчивости банк будет подлежать продаже новому инвестору, а вложенные государственные средства возврату в бюджет.
Также четко разграничиваются полномочия государственных органов в сфере урегулирования деятельности банков. Закреплена компетенция Правительства и Национального Банка при урегулировании системно значимых банков. В компетенцию Агентства будет отнесен надзор за реализацией планов восстановления и урегулирования, а также применение антикризисных режимов в отношении всех банков. Ключевую координирующую роль будет выполнять Совет по финансовой стабильности, ответственный за принятие решений о применении мер урегулирования и об участии государства в процедурах поддержки.
«Таким образом, формируется современная система урегулирования неплатежеспособных банков, соответствующая международным стандартам и обеспечивающая баланс между устойчивостью финансового сектора и защитой интересов клиентов», – заключила Мадина Абылкасымова.
Новый Закон о банках учитывает технологические изменения, повышение роли банковского сектора в финансировании экономики, повышение конкуренции и привлечение на рынок новых участников, а также вопросы продвижения финтеха и либерализации оборота цифровых активов
Управление внешних коммуникаций
29 сентября 2025 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут ТОО «Эрнст энд Янг - консультационные услуги» (далее - EY) при поддержке Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка и Ассоциации финансистов Казахстана проведут семинар в онлайн формате.
Тема семинара - «Управление ESG-/климатическими рисками в рамках ВПОДК/ICAAP».
Структура семинара:
Для участия в семинаре необходимо заполнить форму по ссылке.
По всем вопросам просим обращаться по электронной почте: madina.orazalina1@kz.ey.com.
Распоряжением Главы государства Салимбаев Даурен Ниязбекович назначен заместителем Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
До назначения на должность Салимбаев занимал позицию директора одного из ключевых подразделений Агентства – Департамента методологии и пруденциального регулирования финансовых организаций с 2020 года. Курировал вопросы определения подходов и методов регулирования финансового рынка, обеспечения равных условий для функционирования финансовых организаций, а также противодействия злоупотреблениям на финансовом рынке.
Также Салимбаев принимал непосредственное активное участие в подготовке и разработке пруденциальных нормативов, «Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года» и значимых законопроектов, в том числе нового Закона «О банках и банковской деятельности», направленного на модернизацию и повышение устойчивости банковской системы Казахстана.
В 2002 году окончил Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова по специальности «Финансы и кредит». В 2004 году в том же университете получил степень MBA в области делового администрирования. В 2019 году получил степень магистра делового администрирования в Nazarbayev University.
Трудовую деятельность начал в 2004 году с должности ведущего специалиста департамента надзора за субъектами страхового рынка и другими финансовыми организациями Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
С 2006 по 2011 годы занимал различные должности в Агентстве, в том числе работал начальником управления пруденциального регулирования, руководил управлениями дистанционного надзора и развития страхового рынка.
С 2011 по 2016 годы руководил управлением методологии пруденциального надзора Департамента финансовой стабильности, управлением методологии контроля и пруденциального надзора Департамента методологии контроля и надзора Национального Банка.
С 2016 по 2018 годы занимал позицию заместителя директора Департамента надзора за банками Национального Банка.
С 2018 по 2019 годы руководил департаментом методологии и регулирования финансовых организаций Национального Банка.
Управление внешних коммуникаций
В Алматы состоялась очередная встреча руководства Агентства по регулированию и развитию финансового рынка и Национального Банка с руководителями Ассоциации финансистов Казахстана, а также банков второго уровня.
Участники встречи обсудили актуальные вопросы развития финансового сектора, в том числе предложения участников рынка по проекту нового Закона о банках и банковской деятельности.
Кроме того, обсуждены темпы потребительского кредитования, меры по недопущению долговой нагрузки и стимулированию кредитования экономики.
Стороны отметили важность внедрения цифровых финансовых активов и подробно остановились на механизмах использования цифрового тенге.
Представители финансового сектора тажке рассмотрели принятые меры по предупреждению мошенничества на финансовом рынке, основания для внесудебного и судебного списания мошеннических займов.
Управление внешних коммуникаций
В целях усиления защиты прав потребителей финансовых услуг планируется переход на модель поведенческого надзора и создание единого офиса финансового омбудсмана.
Об этом Председатель Агентства по регулирования и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова сообщила в ходе презентации в Мажилисе Парламента законопроектов «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка». Законопроекты разработаны в реализацию Посланий Главы государства 2024 и 2025 годов.
«В рамках Законопроекта предусмотрен переход на модель поведенческого надзора. В отличие от пруденциального надзора, который обеспечивает финансовую стабильность, поведенческий надзор фокусируется на снижении рисков для потребителей.
Цели поведенческого надзора включают защиту прав потребителей, развитие добросовестной конкуренции и создание эффективных механизмов досудебного урегулирования споров, а также контроль полноты и достоверности раскрываемой информации», – сообщила Глава Агентства.
Стоит отметить, что предлагаемые подходы основаны на 12 Принципах ОЭСР по защите прав потребителей финансовых услуг. Указанные международные стандарты одобрены Советом по финансовой стабильности, который устанавливает мировые стандарты в финансовой сфере.
Принципы охватывают весь спектр регулирования финансовых услуг, включая формирование нормативной базы, справедливое и равное отношение к потребителям, защиту от мошенничества, защиту персональных данных и создание эффективных механизмов рассмотрения жалоб. Для обеспечения внедрения поведенческого надзора в Законопроекте установлены требования к управлению финансовыми продуктами, раскрытию полной и достоверной информации, недопущению недобросовестных практик, а также принятию финансовыми организациями ответственности за деятельность уполномоченных агентов и посредников.
«Законопроектом также предусмотрено создание единого офиса финансового омбудсмана по банковским, страховым и микрофинансовым услугам, что позволит обеспечить единообразие и независимость рассмотрения обращений граждан.
Для эффективной защиты прав потребителей вводится трехуровневая система досудебного урегулирования споров. Так, предусматривается первичное рассмотрение жалоб внутри финансовой организации, последующее обращение к финансовому омбудсману и в уполномоченные органы в случае выявления системных нарушений», – подчеркнула Председатель АРРФР.
Новый Закон о банках учитывает технологические изменения, повышение роли банковского сектора в финансировании экономики, повышение конкуренции и привлечение на рынок новых участников, а также вопросы продвижения финтеха и либерализации оборота цифровых активов
Новый Закон о банках создаст условия для дальнейшего развития финтех-сектора и регулирования цифровых финансовых активов.
Об этом Председатель Агентства по регулирования и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова сообщила в ходе презентации в Мажилисе Парламента законопроектов «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка». Законопроекты разработаны в реализацию Посланий Главы государства 2024 и 2025 годов.
В настоящее время активно развиваются новые модели предоставления финансовых услуг, включая оказание финансовых услуг через маркетплейсы и различные формы взаимодействия банков с финтех-компаниями.
«Законом о банках предусмотрено расширение возможностей банков по инвестированию в капитал финтех-компаний, работающих в сферах цифровых технологий, электронной коммерции, кибербезопасности, биометрии, искусственного интеллекта и телекоммуникаций. При этом для таких инвестиций будут установлены лимиты по размеру и доле участия банков в капитале указанных компаний», – сообщила Председатель Агентства.
По ее словам, при осуществлении банковской деятельности путем предоставления банком своей технологической инфраструктуры иной организации, банк будет нести самостоятельную ответственность перед клиентами этой организации за надлежащее оказание банковских услуг.
«Ключевой новеллой законопроекта является введение регулирования цифровых финансовых активов (ЦФА) как нового класса активов. Законопроектом предусмотрено три вида ЦФА: первый, это цифровые активы, удостоверяющие права требования на деньги - стейблкоины, второй – цифровые финансовые активы, обеспеченные базовым активом, и третий - финансовые инструменты, эмитируемые в цифровой форме», – отметила Мадина Абылкасымова.
Национальный Банк будет регулировать выпуск и обращение стейблкоинов. Вводятся полномочия Агентства по установлению требований к выпуску и обращению цифровых активов, обеспеченных базовым активом, и финансовых инструментов, эмитируемых в цифровой форме.
«Выпуск цифровых финансовых активов будет осуществляться операторами цифровых платформ. Это новые субъекты финансового рынка, деятельность которых будет лицензироваться Национальным Банком», – добавила Глава финрегулятора.
К цифровым финансовым активам будут применяться требования, сопоставимые с установленными для традиционных финансовых инструментов, включая требования к управлению рисками, раскрытию информации и защите прав инвесторов. Это позволит обеспечить прозрачность и надежность их обращения.
«Значительный блок поправок Законопроекта направлен на модернизацию национальной финансовой инфраструктуры. Законодательно закрепляется статус цифрового тенге как новой формы национальной валюты. Порядок обращения и использования цифрового тенге будет определяться Национальным Банком», – заявила Глава АРРФР.
Кроме того, предусматривается усиление регулирования деятельности платежных организаций. Планируется установить дополнительные требования к их капиталу и системе управления рисками.
Новый закон о банках учитывает технологические изменения, повышение роли банковского сектора в финансировании экономики, повышение конкуренции и привлечение на рынок новых участников, а также вопросы продвижения финтеха и либерализации оборота цифровых активов.
Агентством согласован руководящий работник на рынке ценных бумаг:
Ергазиева Асель Муратовна на должность члена органа управления-независимого директора АО «Дочерняя организация Народного Банка Казахстана «Halyk Finance» (Протокол № 269/РЦБ от 17 сентября 2025 года).
Новый Закон о банках направлен на создание условий для развития исламского финансирования.
Об этом Председатель Агентства по регулирования и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова сообщила в ходе презентации в Мажилисе Парламента законопроектов «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка». Законопроекты разработаны в реализацию Посланий Главы государства 2024 и 2025 годов.
На сегодня осуществление исламской банковской деятельности в Казахстан допускается исключительно через создание отдельного исламского банка. В настоящее время в Казахстане работают два исламских банка – иностранный банк «Коммерческий банк Абу-Даби» и казахстанский банк «Заман Банк». Их совокупная доля в активах и кредитном портфеле банковской системы составляет менее 0,5%.
«Законопроектом предусматривается предоставление универсальным банкам права осуществлять исламские банковские операции в формате «исламских окон» в рамках имеющейся лицензии. Для этого предлагается использовать модель «исламских окон», которая широко применяется в ОАЭ, Малайзии, Пакистане, Бахрейне, Катаре и Индонезии», – сообщила Мадина Абылкасымова.
Стоит отметить, что модель «исламских окон» позволяет банкам создавать внутри своей структуры специализированные подразделения, предлагающие исламские продукты без необходимости создания отдельного банка.
«Учитывая специфику исламских финансов, предусмотрено организационное обособление исламской деятельности, раздельный учет и управление активами и обязательствами, выделение отдельного персонала, а также обязательное наличие совета по соответствию шариату, который утверждает финансовые продукты и проводит аудит», – добавила Глава Агентства.
Новый закон о банках учитывает технологические изменения, повышение роли банковского сектора в финансировании экономики, повышение конкуренции и привлечение на рынок новых участников, а также вопросы продвижения финтеха и либерализации оборота цифровых активов
В Казахстане планируется внедрение двух видов лицензий для банков второго уровня – базовая и универсальная лицензии.
Об этом Председатель Агентства по регулирования и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова сообщила в ходе презентации в Мажилисе Парламента законопроектов «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка». Законопроекты разработаны в реализацию Посланий Главы государства 2024 и 2025 годов.
«Целью данного подхода является формирование устойчивой и конкурентной среды, обеспечивающей развитие не только крупных банков, но и новых участников рынка. Международная практика показывает, что банковская деятельность может осуществляться на основе различных видов лицензий. Так, в России, Литве, Сингапуре и США предусмотрена отдельная базовая лицензия для небольших банков. В Европейском союзе, Великобритании, Швейцарии и Японии предусмотрены пропорциональные требования в рамках единой лицензии», – отметила Глава Агентства.
Учитывая международный опыт, в проекте Закона о банках предлагается ввести два вида банковской лицензии – базовая и универсальная. Базовая лицензия будет отличаться от универсальной по объему разрешенных операций и уровню регуляторных требований.
«Для банков с базовой банковской лицензией проектом Закона устанавливаются ограничения по максимальному размеру активов и минимальному размеру собственного капитала. При этом конкретные пороговые значения будут определяться подзаконными актами. На текущем этапе планируется ограничение размера активов до 500 млрд тенге и минимального размера капитала не менее 10 млрд тенге», – сообщила М.Абылкасымова.
Глава финрегулятора отметила, что банкам с базовой лицензией будет запрещено кредитовать нерезидентов и аффилированных лиц. Это позволит обеспечить устойчивость небольших банков.
В части пруденциальных нормативов и надзорных требований по ряду показателей будут установлены пониженные пруденциальные нормативы.
«Надзор за банками с базовой лицензией будет упрощен. Предусматривается применение облегченного процесса ежегодной надзорной проверки и оценки, сокращение периодичности проведения инспекций и предоставляемой отчетности», – добавила Председатель АРРФР.
Новый закон о банках должен учитывать технологические изменения, повышение роли банковского сектора в финансировании экономики, повышение конкуренции и привлечение на рынок новых участников, а также вопросы продвижения финтеха и либерализации оборота цифровых активов.