Меню
Страницы
Пресс-центр
Об Агентстве
Документы
Контакты
Деятельность
Финансовые рынки
Онлайн-приемная
Иные финансовые организации
Банковский сектор
Страховой сектор
Все материалы
Банковский сектор
10 октября 2025
Агентством согласован руководящий работник банка второго уровня

Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка была согласована Гао Ян на должность Председателя Совета директоров АО ДБ «Банк Китая в Казахстане» (протокол № 77/БВУ/П от 09.10.2025г.).

Повышение финансовой грамотности населения
09 октября 2025
Как обезопасить себя от кредитного мошенничества?

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка напоминает о необходимости соблюдения мер для защиты от кредитного мошенничества и рекомендует использовать доступные инструменты и следовать правилам безопасности при оформлении займов.

Для снижения риска оформления мошеннических кредитов:

  1. Подключите услугу «Stop кредит» на портале kz, в приложении eGov mobile или через кредитное бюро. Это позволит вам контролировать возможность оформления кредитов на свое имя.
  2. Храните свои коды в секрете. Никогда и никому не сообщайте СМС-коды, PIN-коды, одноразовые пароли (OTP) или Secure-коды – даже если звонящий представляется сотрудником банка, службы безопасности или госорганов.
  3. Не устанавливайте программы удалённого доступа к вашему телефону или компьютеру по просьбе неизвестных лиц.
  4. Не переходите по сомнительным ссылкам из СМС, мессенджеров или рекламных объявлений.
  5. Используйте двухфакторную аутентификацию для входа в онлайн-банкинг и другие важные сервисы.
  6. Регулярно проверяйте свой кредитный отчет в кредитных бюро – это поможет своевременно выявить несанкционированные займы.

Следуя этим рекомендациям, вы существенно уменьшите риск стать жертвой кредитного мошенничества.

 

Управление внешних коммуникаций

press@finreg.kz

Банковский сектор
09 октября 2025
О состоянии банковского сектора Казахстана на 1 сентября 2025 года

По состоянию на 1 сентября 2025 года банковский сектор Республики Казахстан представлен 23 банками второго уровня, из которых 15 банков с иностранным участием, в том числе 10 дочерних банков.

Активы банковского сектора на 1 сентября 2025 года составили 66,6 трлн тенге, увеличившись за август текущего года на 2,4% (с начала 2025 года рост на 8,3%), в основном за счет роста ссудного портфеля на 2,7% до 40,9 трлн тенге.

Высоколиквидные активы банков второго уровня составили 19,5 трлн тенге или 29,3% от активов, что позволяет банкам обслуживать свои обязательства в полном объеме.

Кредиты экономике, выданные банками второго уровня, за август 2025 года увеличились на 2,4% до 38,0 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 12,7%). При этом кредиты в национальной валюте выросли на 2,6% до 34,8 трлн тенге, в иностранной валюте – на 1,1% до 3,2 трлн тенге.
В итоге удельный вес кредитов в тенге на 1 сентября 2025 года составил 91,6% (на 01.01.2025г. – 91,2%).

Кредиты субъектам бизнеса за август 2025 года увеличились на 1,4% до 14,3 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 9,4%) в основном за счет роста займов, выданных на инвестиции и приобретение ценных бумаг на 1,5% до 3,7 трлн тенге. В том числе, в результате досрочных погашений займы крупному бизнесу снизились на 1,6% до 5,1 трлн тенге, займы субъектам МСБ увеличились на 2,0% до 6,3 трлн тенге. Кредиты индивидуальным предпринимателям за месяц увеличились на 5,6%
до 2,9 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 26,3%).

В отраслевой разбивке за 8 месяцев текущего года рост кредитов наблюдается практически во всех отраслях: промышленность – на 1,1% до 4,7 трлн тенге, торговля – на 3,4% до 3,9 трлн тенге, сельское хозяйство – на 5,0% до 526 млрд тенге, строительство – на 1,1% до 756 млрд тенге, информация и связь – на 1,5% до 193 млрд тенге.

В августе 2025 года субъектам бизнеса выданы новые займы на сумму 1,7 трлн тенге. При этом за 8 месяцев 2025 года данный показатель составил 12,1 трлн тенге, что на 8,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам, выданным субъектам бизнеса в национальной валюте, по итогам августа 2025 года составила 21,5%. Средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым кредитам крупному бизнесу составила 18,9%, субъектам МСБ – 19,0%, ИП – 31,3%.

Кредиты населению составили 22,7 трлн тенге, увеличившись за месяц на 3,1% (с начала 2025 года рост на 14,7%). В структуре кредитов населению потребительские займы выросли на 2,1% до 16,0 трлн тенге.

Ипотечные кредиты за месяц увеличились на 2,5% до 6,6 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 9,0%) в связи с увеличением портфеля ипотечных займов, выданных на рыночных условиях на 3,8% до 2,1 трлн тенге.

В августе 2025 года выдача новых займов населению составила 1,8 трлн тенге. При этом за 8 месяцев 2025 года данный показатель составил 12,9 трлн тенге, что на 13,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам населению, выданным в национальной валюте в августе 2025 года, составила 19,3%. Средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым ипотечным займам составила 8,6%, потребительским займам – 21,5%.

Качество кредитного портфеля сохраняется на высоком уровне. По состоянию на 1 сентября 2025 года уровень займов с просроченной задолженностью свыше 90 дней (NPL90+) по банковскому сектору составил 3,5% от ссудного портфеля или 1,4 трлн тенге, сохранившись на уровне предыдущего месяца.

В кредитах бизнесу доля займов NPL90+ составила 2,2% или 364 млрд тенге (на 01.01.2025г. – 2,1% или 304 млрд тенге). Доля проблемной задолженности по кредитам населению за август 2025 года составила 4,5% или 1 071 млрд тенге (на 01.01.2025г. – 3,8% или 790 млрд тенге).

Покрытие провизиями неработающих займов сохраняется высоким и составляет 65,4% (на 01.01.2025г. – 67,0%).

Обязательства банковского сектора за август 2025 года увеличились на 2,3% до 56,9 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 8,0%) в основном в результате роста вкладов физических лиц на 0,8% до 26,1 трлн тенге и операций репо на 22,5% до 2,5 трлн тенге.

Депозиты резидентов в депозитных организациях в августе 2025 года увеличились на 1,0% до 42,8 трлн тенге в основном в результате роста депозитов в национальной валюте на 1,0% до 33,3 трлн тенге.

Депозиты в иностранной валюте увеличились на 0,8% до 9,5 трлн тенге. В результате уровень долларизации на 1 сентября 2025 года составил 22,2% (на 01.01.2025г. – 22,5%).

Депозиты юридических лиц в августе 2025 года увеличились на 0,8% до 18,7 трлн тенге, в основном в результате роста депозитов в иностранной валюте на 2,1% до 5,1 трлн тенге. Депозиты физических лиц выросли на 1,1% до 24,1 трлн тенге из-за увеличения депозитов в национальной валюте на 1,5% до 19,7 трлн тенге.

Средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным депозитам в национальной валюте небанковских юридических лиц в августе 2025 года составила 15,4% (на 01.01.2025г – 14,0%), по депозитам физических лиц – 14,3% (на 01.01.2025г – 13,2%).

Собственный капитал банков в августе 2025 года увеличился на 3,1% до 9,8 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 10,1%) в основном в результате увеличения нераспределенной чистой прибыли текущего года. По состоянию на 1 сентября 2025 года коэффициент достаточности основного капитала (к1) составил 19,7% (на 01.01.2025г. – 20,4%), коэффициент достаточности собственного капитала (к2) – 21,1% (на 01.01.2025г. – 22,0%), что существенно превышает установленные законодательством нормативы и обеспечивает покрытие потенциальных рисков в банковском секторе.

За январь-август 2025 года чистая прибыль банков составила 1 864 млрд тенге, что на 14,7% больше по сравнению с соответствующим периодом 2024 года. Рентабельность банковских активов (ROA) на 1 сентября 2025 года составила 4,5% (на 01.08.2025г. – 4,6%), рентабельность капитала (ROE) – 30,8% (на 01.08.2025г. – 31,5%).

 

Управление внешних коммуникаций

press@finreg.kz

Страховой сектор
09 октября 2025
О состоянии страхового сектора Казахстана на 1 сентября 2025 года

По состоянию на 1 сентября 2025 года страховой сектор Республики Казахстан представлен 25 страховыми организациями, из которых 10 – по страхованию жизни.

Активы страховых (перестраховочных) организаций по итогам августа 2025 года увеличились на 2,9% до 3,7 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 17,8%), в основном в результате роста доходов по страховой деятельности и инвестиций в ценные бумаги.

На 1 сентября 2025 года в структуре активов наибольшую долю занимают ценные бумаги – 73,1% (2,7 трлн тенге), денежные средства и вклады в банках второго уровня – 6,9% (254 млрд тенге), страховая дебиторская задолженность – 4,6% (169 млрд тенге).

Обязательства страховых (перестраховочных) организаций за август 2025 года увеличились на 2,6% до 2,6 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 19,2%).

Собственный капитал страховых (перестраховочных) организаций за август 2025 года увеличился на 3,7% до 1,1 трлн тенге в основном за счет роста чистой прибыли за отчетный период (с начала 2025 года рост на 14,4%).

Чистая прибыль по страховому рынку в августе 2025 года составила 33,5 млрд тенге (с начала 2025 года – 188,6 млрд тенге).

Количество заключенных договоров страхования по физическим и юридическим лицам с начала 2025 года составило 17,2 млн договоров, что на 16,2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Основной рост приходится на договоры по страхованию жизни (107,9%).

Страховые премии, принятые по договорам страхования (перестрахования), за август 2025 года составили 146,3 млрд тенге. С начала 2025 года страховые премии составили 1,1 трлн тенге, что на 14,9% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Основным драйвером роста страховых премий являются классы добровольного имущественного страхования, объем страховых премий, по которым за август 2025 года составил 47,4 млрд тенге, с начала 2025 года – 387,9 млрд тенге, что на 19,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост в основном обусловлен в основном увеличением суммы собранных премий по страхованию от прочих финансовых убытков на 91,0% и страхованию имущества от ущерба на 14,7%.

По добровольному личному страхованию объем страховых премий за август 2025 года составил 73,4 млрд тенге, с начала 2025 года - 542,2 млрд тенге, что на 15,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост в основном обусловлен увеличением премий по пенсионному аннуитетному страхованию на 10,9% до 227,5 млрд тенге и страхованию жизни на 19,3% до 160,3 млрд тенге.

По обязательному страхованию за август 2025 года собрано страховых премий на сумму 25,5 млрд тенге, с начала года – 180,1 млрд тенге, что на 5,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличение произошло в основном по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств на 19,3% до 68,4 млрд тенге.

Страховые выплаты за август 2025 года составили 37,0 млрд тенге (по 130,8 тыс. выплатам). С начала 2025 года страховые выплаты составили 282,0 млрд тенге, что на 39,0% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Прирост в основном обусловлен увеличением страховых выплат по добровольному имущественному страхованию на 59,7% до 92,0 млрд тенге.

Управление внешних коммуникаций

press@finreg.kz

Рынок ценных бумаг и управление пенсионными активами
09 октября 2025
О состоянии рынка ценных бумаг Казахстана на 1 сентября 2025 года

Капитализация рынка акций на 1 сентября 2025 года составила 39,6 трлн тенге, увеличившись за август 2025 года на 5,1% (с начала 2025 года рост на 20,4%) в основном за счет роста цен на акции, входящих в представительский список Индекса KASE, АО «Kaspi.kz» (+6,6%), АО «НАК «Казатомпром» (+8,7%) и АО «ForteBank» (+15,5%).

Индекс KASE в августе 2025 года увеличился на 9,0% до 6 993,05 пунктов (с начала 2025 года рост на 25,4%).

Объем торгов акциями в августе 2025 года составил 24,8 млрд тенге, снизившись за месяц на 12,2% в основном за счет снижения объема торгов акциями АО «ForteBank» и АО «НАК «Казатомпром».

По состоянию на 1 сентября 2025 года в торговых списках АО «Казахстанская фондовая биржа» (далее – KASE) находились акции 89 наименований 76 эмитентов, из них акции 2 наименований 2 эмитентов допущены к обращению в секторе «Нелистинговые ценные бумаги».

В секторе «KASE Global» по состоянию на 1 сентября 2025 года находились акции 47 наименований, 18 ETF 59 иностранных эмитентов. Объем торгов в секторе «KASE Global» в августе 2025 года составил 17,7 млрд тенге, увеличившись за месяц на 30,1% в основном за счет роста объема торгов акциями акциями ProShares Trust, Intel Corporation, NVIDIA Corp., Advanced Micro Devices, Inc.

Объем торгуемого на KASE корпоративного долга в августе 2025 года уменьшился на 0,3% до 14,0 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 1,9%).

Объем торгов корпоративными облигациями на KASE в августе 2025 года увеличился на 34,0% до 496,8 млрд тенге по сравнению с предыдущим месяцем, в основном за счет роста объема торгов на вторичном рынке. На 1 сентября 2025 года в торговых списках KASE находились 609 выпусков корпоративных облигаций 137 эмитентов.

Объем первичного рынка корпоративных облигаций в августе 2025 года составил 339,9 млрд тенге, что на 8,1% больше показателя в июле 2025 года.

Государственный долг, торгуемый на KASE, в августе 2025 года увеличился на 1,6% до 30,0 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 11,1%).

Совокупный объем торгов государственными ценными бумагами на KASE по итогам августа 2025 года увеличился на 7,5%, составив 791,2 млрд тенге. Объем торгов на первичном рынке ГЦБ уменьшился на 8,2% до 671,6 млрд тенге. Из них 81,0 млрд тенге привлечены акиматами двенадцати областей в рамках реализации государственных программ. Министерство финансов РК привлекло 590,6 млрд тенге с доходностью к погашению 16,75-17,00% годовых, разместив 8 выпусков облигаций.

На рынке коллективного инвестирования на 1 сентября 2025 года действовали 58 паевых инвестиционных фондов, из которых 24 интервальных, 33 закрытых и 1 открытый.

Активы под управлением на рынке паевых инвестиций на 1 сентября 2025 года составили 381,2 млрд тенге, увеличившись за август 2025 года на 0,9%. На 1 сентября 2025 года 320,1 млрд тенге или 84,0% от совокупных активов паевых инвестиционных фондов составил портфель ценных бумаг.

Институциональная структура рынка ценных бумаг на 1 сентября 2025 года представлена 42 брокерами и дилерами (16 банков и 26 небанковских организаций), 11 банками-кастодианами, 21 управляющим инвестиционным портфелем, 4 трансфер-агентами, а также 3 инфраструктурными организациями: KASE, Клиринговым центром KASE и Центральным депозитарием ценных бумаг, также выполняющим функции единого регистратора и торгового репозитория.

В августе 2025 года количество счетов в системе номинального держания Центрального депозитария увеличилось на 3,0% до 4 459,6 тыс., из них:

- количество субсчетов клиентов депонентов увеличилось на 1,3 тыс. или 0,2% до 694,3 тыс. субсчетов (с начала 2025 года увеличение на 8,9 тыс. или 1,3%);

- количество лицевых счетов, открытых брокерами и учитываемых через агрегированные омнибус-счета, увеличилось на 128,5 тыс. или 3,5% до 3 765,3 тыс. (с начала 2025 года рост на 949,9 тыс. или 33,7%).

Активы профессиональных участников рынка ценных бумаг на 1 сентября 2025 года составили 585,0 млрд тенге, увеличившись за август 2025 года на 4,1% в основном за счет операций РЕПО (с начала 2025 года снижение на 24,0%). Обязательства выросли на 7,0% до 151,6 млрд тенге в связи с ростом операций репо (с начала 2025 года снижение на 37,1%). Собственный капитал увеличился на 3,1% до 433,4 млрд тенге в результате роста нераспределенной прибыли (с начала 2025 года снижение на 18,0%).

 

Управление внешних коммуникаций

press@finreg.kz

Защита прав потребителей финансовых услуг
09 октября 2025
Об итогах работы в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг на 1 сентября 2025 года

В августе 2025 года деятельность Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) по вопросам защиты прав потребителей в основном была связана с рассмотрением обращений заемщиков по мошенническим действиям, об оказании содействия в реструктуризации задолженности по потребительскому займу и принятием мер для снижения долговой нагрузки.

В августе 2025 года Агентством рассмотрено 11 167 обращений физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций и коллекторских агентств, что на 19,7% меньше, чем в июле 2025 года.

Наибольшая доля обращений приходится на банковский сектор – 50,1% от общего количества обращений. Обращения по вопросам деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, составили 35,5% от общего количества, коллекторских агентств – 8,4%, субъектов страхового рынка – 1,9%, иных организаций –0,8%, без указания наименования финансовой организации – 3,3%.

В августе 2025 года по выявленным нарушениям законодательства в действиях финансовых организаций и коллекторских агентств Агентством применены 7 рекомендательных мер надзорного реагирования и 1 письменное предписание, в том числе, по следующим вопросам:

- начисление вознаграждения по займам, выданным мошенническим путем;

- начисление пени свыше 90 дней просрочки;

- несвоевременное представление ответа на обращения заявителей.

Из них в отношении:

- банков второго уровня – 5 рекомендательных мер надзорного реагирования;

- коллекторских организаций – 1 письменное предписание;

- страховых организаций – 2 рекомендательные меры надзорного реагирования.

Агентством по трем направлениям реализуется Программа рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов), направленная на сохранение единственного жилья и снижение долговой нагрузки (далее – Программа).

В рамках первой части Программы, направленной на сохранение единственного жилья заемщиков, получивших ипотечные займы в период с 2004 по 2009 годы, по состоянию на 1 сентября 2025 года банками рефинансировано 33,0 тыс. займов на сумму 209,5 млрд тенге.

В рамках второй части Программы, направленной на конвертацию/рефинансирование валютных ипотечных займов выданных до 01.01.2016г., банками проведена конвертация/ рефинансирование 15,9 тыс. валютных ипотечных займов на сумму 114 млрд тенге. Конвертация/рефинансирование валютных займов будет проводиться до 31 декабря 2025 года.

В рамках третьей части Программы банками проводится работа по оказанию дополнительных мер финансовой поддержки ипотечным заемщикам, относящимся к СУСН, займы которых ранее были рефинансированы в рамках Программы. Меры поддержки оказываются в виде уменьшения задолженности заемщика, установления льготных графиков погашения, а также возврата в собственность заемщика единственного жилья, числящегося на балансе банка. На 01.09.2025г. дополнительные меры поддержки оказаны 10,6 тыс. заемщикам на сумму 98,6 млрд тенге. Срок оказания помощи ипотечным заемщикам продлен до 31 декабря 2025 года.

 

Управление внешних коммуникаций

press@finreg.kz

Банковский сектор
08 октября 2025
Представители регуляторов и банков обсудили новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков

Агентством по регулированию и развитию финансового рынка организован круглый стол по обсуждению с участниками рынка нового механизма по урегулированию неплатежеспособных банков в рамках проекта нового Закона о банках и банковской деятельности, разработанного по поручению Главы государства.

В мероприятии приняли участие руководство Агентства, Национального Банка, Ассоциации финансистов Казахстана, банков второго уровня, международных организаций и эксперты.

В ходе приветственного слова Первый заместитель Председателя Агентства Тимур Абилкасымов отметил, что новый Закон о банках вводит современную систему урегулирования неплатежеспособных банков, которая соответствует международным стандартам и учитывает особенности финансового рынка Казахстана. Данная реформа направлена на защиту интересов вкладчиков, снижение системных рисков и минимизацию использования бюджетных средств в кризисных ситуациях.

В новом проекте Закона закрепляется трехуровневая архитектура управления кризисами, направленная на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение финансовой стабильности.

«Основное бремя восстановления банка ложится на акционеров, что создает справедливую и более устойчивую модель. Чтобы эти принципы работали на практике, в законе улучшена система раннего реагирования. Это значит, что регулятор получает больше инструментов для работы с банком еще на стадии первых трудностей. Если показатели начинают ухудшаться, усиливается надзор и банк обязан принять меры для исправления ситуации. Каждый банк обязан иметь согласованный с регулятором план восстановления, где ясно указано, какие меры акционеры и руководство примут для укрепления финансовой устойчивости. Если они не смогут выполнить взятые обязательства по восстановлению устойчивости, то будет запущен механизм урегулирования, чтобы защитить интересы вкладчиков», - сказал Т.Абилкасымов.

Он подчеркнул, что такой механизм снижает риск внезапных кризисов и повышает предсказуемость для всего рынка.

В своем докладе заместитель Председателя Агентства Даурен Салимбаев представил инструменты урегулирования. Для системно значимых банков закрепляется требование по формированию запаса прочности – механизма TLAC (Total Loss Absorbing Capacity). Это означает, что банк должен иметь достаточный объем капитала и долговых инструментов, заранее подготовленных к возможному списанию или преобразованию в капитал в случае серьезных убытков. Таким образом, потери в первую очередь покрываются за счет акционеров и инвесторов без привлечения средств бюджета.

Прямое участие государства в урегулировании станет возможным только в самых крайних случаях – если использование всех рыночных инструментов оказалось недостаточным, а банк несет системный риск для финансовой стабильности страны. Причем даже в таких случаях государственная помощь допускается только при соблюдении строгих условий. Должна быть обеспечена прозрачность решений, минимальное вмешательство в рыночные механизмы и обязательное соблюдение принципа NCWO – No Creditor Worse Off. Это означает, что ни один кредитор не должен понести убытков в процессе урегулирования больше, чем понес бы при обычной процедуре банкротства. Тем самым исключается возможность произвольного перераспределения убытков и гарантируется защита прав добросовестных кредиторов.

«Новая система полностью исключает автоматическое или политически мотивированное предоставление государственной помощи. Подход к урегулированию стал предсказуемым, экономически обоснованным и справедливым. Это фундаментальное изменение направлено на устранение морального риска, повышение ответственности собственников банков и защиту интересов вкладчиков и налогоплательщиков», - подчеркнул Д.Салимбаев. 

При разработке данных механизмов, учитывался опыт таких юрисдикций как Европейский союз, Великобритания, Южная Корея, Канада и др., в основе которых лежат единые международные принципы, закрепленные в документах G20 и Базельского комитета.

В свою очередь, международные эксперты поделились опытом возмещения участия государства в процессе урегулирования неплатежеспособного банка. В частности, они отметили, что в ряде стран применяется модель, при которой государственные средства могут быть использованы лишь как крайняя мера, при этом обязательным условием является их последующее возмещение за счет акционеров и самой банковской системы. Такой подход позволяет минимизировать нагрузку на бюджет и сохранить доверие общества к финансовым институтам.

Эксперты подчеркнули, что внедрение аналогичных механизмов в Казахстане повысит устойчивость финансового сектора и обеспечит баланс между интересами государства, вкладчиков и инвесторов.

 

Управление внешних коммуникаций

press@finreg.kz  

Повышение финансовой грамотности населения
07 октября 2025
Агентство поддержало проведение Недели финансовой грамотности

Фото: Sputnik.kz / Ертай Сарбасов 

6 октября 2025 года при поддержке Агентства по регулированию и развитию финансового рынка на площадке Казахстанской фондовой биржи (KASE) состоялась церемония открытия Ring the Bell for Financial Literacy, которая ознаменовала старт Недели финансовой грамотности (Financial Literacy Week).

Инициатива проводится в рамках глобального проекта World Investor Week 2025, организованного Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), и объединяет финансовые организации по всему миру, включая ведущие биржи различных стран.

В течение недели Академия KASE при содействии проекта Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Fingramota.kz проведет серию онлайн-вебинаров. Эксперты расскажут о ключевых аспектах инвестирования, инструментах фондового рынка и практических подходах к управлению личными финансами.

Почетная миссия удара в гонг была предоставлена директору Департамента социальных проектов и повышения финансовой грамотности Агентства Александру Терентьеву. Он подчеркнул, что устойчивое развитие финансовой системы невозможно без комплексного подхода, включающего образование, доступность сервисов и защиту интересов граждан, и это три важных опоры устойчивого развития.

«Агентство усиливает защиту прав инвесторов, вводит разделение их по уровню подготовки и уточняет ответственность брокеров и организаций. Сегодня знание инвестпродуктов становится таким же необходимым, как и навыки пользования другими финансовыми инструментами. За последние 5 лет количество инвестсчетов выросло в 12 раз. И только вместе - рынок, биржа и регулятор - мы сможем обучить новых инвесторов и защитить их интересы. В прошлом году нами была успешно завершена реализация Концепции повышения финансовой грамотности, которая была утверждена на правительственном уровне. В настоящий момент совместно с экспертным сообществом и участниками рынка разработан новый стратегический документ, который будет принят в ближайшее время», - отметил А.Терентьев.

Первый вебинар в рамках Недели финансовой грамотности открыл заместитель директора Client Relations Office KASE Нуркен Болатбек. Он рассказал об истории и функциях биржи, а также о её роли в развитии рынка капитала.

 

Управление внешних коммуникаций

press@finreg.kz

Банковский сектор
07 октября 2025
Реформирование системы урегулирования неплатежеспособных банков: почему это стало необходимостью

Статья заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Даурена Салимбаева

Необходимость реформирования системы урегулирования неплатежеспособных банков в Казахстане стала очевидной после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. Тогда крах Lehman Brothers и целого ряда крупных банков в США и Европе привел к беспрецедентному объему государственной поддержки. Правительства были вынуждены тратить миллиарды долларов на спасение частных финансовых институтов, чтобы не допустить коллапса всей финансовой системы.

Кризис показал, что сама архитектура урегулирования банковской неплатежеспособности во многих странах оказалась не готова к масштабным потрясениям. Одним из главных изъянов стало отсутствие четких и заранее определенных процедур урегулирования. До 2008 года большинство юрисдикций применяли к банкам стандартные механизмы банкротства, не учитывающие их системное значение. Когда крупные финансовые институты оказывались на грани краха, решения принимались в быстром режиме, запоздало и без четкой стратегии.

Еще одной серьезной проблемой стал так называемый эффект домино. Падение одного крупного банка мгновенно порождало недоверие к другим финансовым институтам и распространялось по всей системе. Крах Lehman Brothers в сентябре 2008 года стал триггером глобальной паники – остановились межбанковские расчеты, ликвидность практически исчезла, и даже финансово устойчивые банки оказались под давлением.

Главным болезненным последствием кризиса стало перекладывание убытков на налогоплательщиков – «моральный риск». Правительства направляли огромные суммы на спасение частных банков, тогда как их акционеры и менеджмент, извлекавшие прибыль в докризисные годы, зачастую не несли соразмерной ответственности. Это подорвало доверие общества к финансовой системе.

Ключевой вопрос общественного договора тех лет формулировался следующим образом. Насколько оправдано использование публичных средств для покрытия потерь, возникающих в частном секторе, когда доходы остаются в частном распоряжении? Именно эта асимметрия стала стимулом для глобальной реформы урегулирования неплатежеспособности банков, нацеленной на то, чтобы большая часть последствий рискованных решений приходилась на акционеров и инвесторов, а не на налогоплательщиков.

Казахстан, как и многие другие страны, столкнулся с серьезными вызовами в банковском секторе после кризиса 2008 года. Ряд крупных банков оказался на грани неплатежеспособности, и государству пришлось предпринять масштабные стабилизационные меры. Использовались разные инструменты, включая докапитализацию за счет бюджетных средств, выкуп проблемных активов и предоставление финансирования через льготные субординированные облигации. Эти шаги позволили удержать системную стабильность, защитить вкладчиков и обеспечить непрерывность услуг, однако сопровождались заметной нагрузкой на бюджет.

В 2017-2020 годах подобные меры применялись вновь, в том числе в рамках Программы повышения финансовой устойчивости. В результате распределение рисков в системе сместилось в сторону государства, тогда как участие частных инвесторов в покрытии убытков оставалось ограниченным.

В ответ на кризис лидеры стран G20 в октябре 2011 года утвердили «Ключевые атрибуты эффективных режимов урегулирования финансовых организаций», разработанные Советом по финансовой стабильности (FSB). Этот документ стал обязательным стандартом для стран «двадцатки», задав базовые принципы и требования к тому, как государства должны действовать при угрозе неплатежеспособности банков. Его цель – предупредить системные кризисы, сохранить финансовую стабильность и обеспечить упорядоченное урегулирование проблемных банков.

В центре этой архитектуры – принцип, согласно которому убытки банка в первую очередь покрываются за счет его акционеров и инвесторов (механизм bail-in), а не за счет государственного бюджета. Документ предусматривает создание независимых органов урегулирования с четкими полномочиями, подготовку планов восстановления и планов урегулирования, а также наличие правового инструментария для быстрого и предсказуемого разрешения кризиса: продажа бизнеса и передача активов и обязательств, создание переходного банка (bridge bank), выделение проблемных активов.

Отдельно закреплен принцип NCWO (No Creditor Worse Off), по которому ни один кредитор не должен оказаться в худшем положении, чем при обычном банкротстве. Его дополняет стандарт TLAC (Total Loss Absorbing Capacity) FSB 2015 года для системно значимых банков. Под TLAC понимается заранее сформированный запас средств для покрытия убытков в виде капитала и долговых инструментов, которые при необходимости можно списать или конвертировать в капитал. В совокупности эти нормы формируют современную логику финансовой стабильности, где государственное вмешательство применяется лишь как крайняя и временная мера, а риски и убытки несут акционеры и инвесторы.

Особое место занимает глава 6 Ключевых атрибутов. Это раздел о финансировании урегулирования, который принципиально меняет распределение ответственности между государством и рынком. В соответствии с пунктом 6.1 национальная политика и право должны позволять органам урегулирования не полагаться на прямые бюджетные вливания и государственное владение как на стандартный способ разрешения банковских кризисов. Государственная поддержка рассматривается только как исключение.

Если для сохранения критически важных функций требуется временное государственное финансирование, пункт 6.2 предписывает обеспечить последующее возмещение всех расходов. В первую очередь за счет акционеров и необеспеченных кредиторов при соблюдении принципа NCWO, а при необходимости за счет финансового сектора в целом.

Пункт 6.3 ориентирует юрисдикции на развитие частных источников финансирования урегулирования и предлагает две модели.

В модели ex ante отрасль заранее формирует фонды урегулирования, включая фонды страхования вкладов, за счет регулярных взносов банков. Это дает предсказуемость и немедленный доступ к ресурсам в момент стресса, но создает постоянную нагрузку даже в спокойные периоды.

В модели ex post взносы собираются сразу после кризиса, при этой модели нагрузка в мирные годы ниже, однако повышается процикличность, а до поступления взносов часто требуется заимствование или кредитные линии. На практике часто применяется гибридный подход, умеренное накопление взносами ex ante дополняется механизмами ex post.

Базовая идея остается неизменной вся банковская индустрия финансирует риски, которые сама создает, не перекладывая их на налогоплательщиков.

Важным элементом практической готовности являются операционные плейбуки для участников сети финансовой безопасности. В нее обычно входят министерство финансов, центральный банк, орган по урегулированию, агентство по страхованию вкладов, пруденциальный надзор и другие ведомства. Плейбуки определяют роли и ответственность, порядок обмена информацией, шаблоны публичных сообщений и сценарии активации мер. Такие документы обеспечивают согласованность и скорость действий, сокращают время принятия решений и снижают коммуникационные риски в период стресса.

В 2012-2020 годах положения Ключевых атрибутов легли в основу национальных режимов урегулирования во всем Европейском Союзе с внедрением директив (BRRD и BRRD II) и созданием Единого механизма резолюции (SRM), в Соединенных Штатах с режимом Orderly Liquidation Authority и планами урегулирования по закону Dodd-Frank, в Великобритании со специальным режимом резолюции и правилами Prudential Regulation Authority и Банка Англии, в Японии через поправки к закону о страховании вкладов и требования к TLAC, в Китае через внедрение планов восстановления и урегулирования, а также в Канаде, Швейцарии, Австралии, Сингапуре, Гонконге, Южной Корее и других юрисдикциях.

Иными словами, сегодня весь Европейский союз, США, Великобритания, Китай, Япония и большинство развитых стран опираются на одну и ту же архитектуру, где убытки в первую очередь поглощаются частным сектором, критические функции сохраняются, а вмешательство государства применяется только как исключение.

Казахстан в эти годы также стремился приблизить свое регулирование к международным стандартам. В 2019 году в Закон о банках и банковской деятельности были внесены изменения, введена глава 7-2, задавшая базовую архитектуру урегулирования неплатежеспособных банков. Закон выделил две категории проблемных институтов: банк с неустойчивым финансовым положением и неплатежеспособный банк, установил триггеры и определил набор инструментов урегулирования.

В то же время ряд фундаментальных вопросов оставался нерешенным. Главный из них – это отсутствие четкой дифференциации между системно значимыми и обычными банками, из-за чего применялись схожие подходы вне зависимости от возможных последствий для финансовой стабильности. Ключевые решения принимались фактически в ручном режиме без заранее установленных критериев, сроков и последовательности действий. Недостаточно были проработаны механизмы предварительного планирования на случай стресса, а также рыночные процедуры передачи активов и распределения убытков.

Не существовало и прозрачной схемы участия государства – кто принимает решение о поддержке, в каком объеме и на каких условиях. В совокупности это снижало предсказуемость режима, повышало регуляторную неопределенность и оставляло пространство для влияния частных интересов.

В этих условиях реформирование становится неизбежным. Проект Закона о банках предлагает переход к принципиально иной модели урегулирования неплатежеспособности, согласованной с международными стандартами и отражающей уроки прошлых кризисов.

За последние два года Агентство совместно с МВФ проработало детальный механизм урегулирования. Казахстан участвует в Базельской консультативной группе при Базельском комитете по банковскому надзору, где подходы обсуждались и проходили внешнюю экспертизу с участием зарубежных партнеров.

Механизм включает три антикризисных режима: усиленный надзор, восстановление финансовой устойчивости и урегулирование неплатежеспособного банка. Переход между режимами осуществляется по заранее установленным триггерам, что обеспечивает своевременное реагирование и предсказуемость действий.

Для предотвращения ухудшения состояния банков вводится обязательная подготовка планов восстановления и планов урегулирования. Планы восстановления фиксируют конкретные меры по стабилизации банка и предотвращению наступления неплатежеспособности и подлежат ежегодному обновлению. Для системно значимых банков дополнительно вводится требование поддерживать достаточную способность к поглощению убытков (TLAC), чтобы при необходимости конвертировать отдельные обязательства в капитал и уменьшить потребность во внешней поддержке.

Участие государства сохраняется только как крайняя мера. Оно допустимо исключительно в отношении системно значимых банков и только после полного использования акционерного капитала и применения механизмов конвертации обязательств. Единственная форма такой поддержки, это прямое вхождение государства в капитал системно значимого банка по решению Совета по финансовой стабильности для сохранения стабильности финансовой системы.

Государственное участие строго ограничено по срокам и условиям. Оно носит возмездный характер, сопровождается сменой собственников и руководства, запретом на дивиденды и бонусы, ограничением рискованных операций и обязательной реализацией плана оздоровления. После восстановления устойчивости банк подлежит продаже новому инвестору, а средства, вложенные государством, возвращаются в бюджет. Если выручка от продажи не покрывает расходы, оставшаяся сумма возмещается за счет банковского сектора, а не средств налогоплательщиков.

Проект Закона одновременно устраняет прежние практики, не соответствующие международным стандартам и создававшие моральный риск. Исключаются выкуп проблемных активов по номиналу, выпуск льготных субординированных облигаций и предоставление специальных кредитов за счет бюджета.

Четко разграничиваются полномочия государственных органов. Компетенция Правительства и Национального Банка закрепляется в части урегулирования системно значимых банков. За Агентством закрепляются надзор за реализацией планов восстановления и урегулирования и применение антикризисных режимов ко всем банкам. Координирующую роль выполняет Совет по финансовой стабильности, который принимает решения о применении мер урегулирования и об участии государства.

В результате формируется современная система урегулирования, сопоставимая с лучшими практиками Европейского союза, Соединенных Штатов и других развитых стран. Процесс становится предсказуемым и экономически обоснованным. Меняется философия регулирования: государство не выступает постоянной страховкой, а основную ответственность за принятые риски несут акционеры и инвесторы. Это снижает моральный риск, дисциплинирует управление и уменьшает вероятность повторения кризисных сценариев.

Реформа системы урегулирования это не просто обновление законодательства. Это стратегический шаг, направленный на укрепление финансовой стабильности, защиту интересов вкладчиков и налогоплательщиков и повышение доверия к банковской системе. Прозрачные правила, четкие процедуры и приоритет рыночных механизмов создают прочную основу для устойчивого развития.

06 октября 2025
От реагирования к предотвращению: как Казахстан укрепляет устойчивость банков

Интервью для Forbes.kz.

 Новый Закон о банках и банковской деятельности вводит современную систему урегулирования неплатежеспособных банков, которая соответствует международным стандартам и учитывает национальные особенности финансового рынка Казахстана. Эта реформа направлена на защиту интересов вкладчиков, снижение системных рисков и минимизацию использования бюджетных средств в кризисных ситуациях.

Тимур Абилкасымов, первый заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, рассказывает, каким станет новый механизм урегулирования, как будет работать на практике и почему он важен для долгосрочной стабильности финансового сектора страны.

 

Тимур Бокейханович, Казахстан пережил несколько случаев проблемных банков в прошлом. Как новый закон поможет избежать повторения подобных ситуаций?

В прошлом наша финансовая система сталкивалась с ситуациями, когда отдельные банки теряли устойчивость и оказывались неплатежеспособными. Чтобы сохранить стабильность на рынке, государство вынуждено было выделять бюджетные средства на их поддержку. Я считаю, что такой подход был временной мерой и уверен, что не следует перекладывать ответственность за ошибки собственников и руководства банка на общество. Новый закон закрепляет иной принцип. Основное бремя восстановления банка ложится на его акционеров, что создает справедливую и более устойчивую модель.

Чтобы эти принципы работали на практике, в законе улучшена система раннего реагирования. Это значит, что регулятор получает больше инструментов для работы с банком еще на стадии первых трудностей. Если показатели начинают ухудшаться, усиливается надзор и банк обязан принять меры для исправления ситуации. Каждый банк обязан иметь согласованный с регулятором план восстановления, где ясно указано, какие меры акционеры и руководство примут для укрепления финансовой устойчивости. Если они не смогут выполнить взятые обязательства по восстановлению устойчивости, то будет запущен механизм урегулирования, чтобы защитить интересы вкладчиков. То есть новый закон закрепляет правило, что акционеры несут первоочередную ответственность за восстановление банка. Такой механизм снижает риск внезапных кризисов и повышает предсказуемость для всего рынка.

 

– Вы упомянули про усиление ответственности акционеров. Каким образом новый закон усиливает ответственность акционеров и руководства банков?

На мой взгляд, главное изменение в самой философии подхода. Если раньше при возникновении проблем основная нагрузка ложилась на государство, то теперь акционеры должны изменить свое отношение к потенциальным кризисам. Они должны не просто поддерживать капитализацию, но и постоянно подтверждать готовность поддерживать устойчивость в любых условиях. То есть акционер должен иметь реальный финансовый и управленческий план действий, а не ограничиваться формальными обещаниями.

Для крупных, системно значимых банков мы усилили требования к капиталу. Это то, что называется способностью поглощать убытки — или TLAC. Проще говоря, у таких банков должен быть запас прочности, который позволит им пережить сложные времена без помощи государства.

Мы также серьезно пересмотрели подход к корпоративному управлению. От членов советов директоров теперь ждем меньше формального участия, а больше реальной вовлеченности и профессионализма. Важно, чтобы в совете были независимые и компетентные люди, которые умеют задавать неудобные вопросы и принимать взвешенные решения. Для топ-менеджмента тоже установлены дополнительные требования к опыту, квалификации и пониманию рисков.

Отдельно отмечу надзорную практику. Мы расширяем применение мотивированного суждения, как одного из ключевых инструментов риск-ориентированного надзора. Такой подход сделает надзор более содержательным и ориентированным на предотвращение проблем.

В совокупности эти меры формируют более зрелую систему, в которой каждый участник понимает свою ответственность, а ключевые решения принимаются с учетом реальных рисков и интересов вкладчиков.

 

– Один из наиболее обсуждаемых элементов закона – механизм коллективных взносов банков в фонд, который будет использоваться при урегулировании системно значимых банков. На рынке опасаются, что это может стать «страховкой» для недобросовестных владельцев. Зачем понадобилось создавать такой фонд?

         Нужно понимать, что речь не идет о создании нового фонда в привычном смысле. Идея совершенно иная. Мы хотим выстроить механизм, при котором банки участвуют в покрытии убытков лишь в том случае, если государство понесет реальные потери в процессе урегулирования.

         Это нужно, чтобы закрепить прозрачный и справедливый порядок действий на случай кризиса. Раньше подобные ситуации решались разово, зачастую за счет бюджета. Теперь государство участвует только в отношении системно значимых банков и только в исключительных обстоятельствах. Остальным банкам придется полагаться на себя и своих акционеров.

Если при урегулировании системно значимых банков возникают убытки, их компенсирует рынок, то есть сами банки, пропорционально своей доле. На практике такой сценарий крайне маловероятен, потому что новый закон строится на принципах раннего реагирования, усиленных требований к капиталу и ответственности акционеров. Все это делает ситуацию, когда бюджет страны несет убытки, крайне маловероятной.

При этом важно понимать, что такой механизм позволяет сохранять баланс между устойчивостью и развитием. Чтобы покрывать все риски, можно было бы постоянно повышать требования к капиталу и ликвидности, но это привело бы к чрезмерному ужесточению регулирования и ограничению кредитования. Например, сейчас для поддержки кредитования малого и среднего бизнеса мы ввели пониженное риск-взвешивание активов, хотя расчеты указывали на необходимость повышения. Подобные решения могут быть возможны именно потому, что в будущем будет действовать механизм, позволяющий системе компенсировать риски без привлечения бюджетных средств. Это создает пространство для более гибкой политики регулятора.

 

– Это только у нас такой подход к урегулированию банков, или в мире тоже есть похожие механизмы? На какие международные практики вы опирались при разработке закона и что учли из собственного опыта прошлых лет?

Такой подход не является чем-то уникальным. Подобные механизмы действуют во многих странах, например в Европейском союзе, Великобритании, Южной Корее, Канаде и других юрисдикциях. В их основе лежат единые международные принципы, закрепленные в документах G20 и Базельского комитета.

Мы на протяжении нескольких лет консультировались с международными экспертами, в том числе с представителями МВФ, ЕЦБ, Всемирного банка, ЕБРР и национальных регуляторов, которые прошли аналогичный путь реформ. Также с международными экспертами внимательно изучали собственный опыт и случаи урегулирования банков за последние годы. Совместная работа помогла определить, какие элементы зарубежных моделей действительно применимы в Казахстане, а какие требуют адаптации под нашу структуру рынка и масштабы банковской системы. В результате новый механизм урегулирования сочетает в себе лучшие международные практики и уроки, извлеченные из нашего опыта.

В целом, новый закон отражает наше видение последовательного развития и укрепления финансового сектора. Международные организации и рейтинговые агентства сходятся во мнении, что за последние годы качество банковского надзора в Казахстане заметно повысилось. Все это говорит о том, что банковская система готова вступить на новый этап развития и стать еще более эффективной, открытой к инновациям и, самое главное, устойчивой. Поэтому важно закрепить достигнутый прогресс и перейти к следующему этапу – формированию современной системы регулирования, которая сочетает устойчивость, развитие и доверие.

 

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Термины и обозначения
Концепция цифровой трансформации
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Цели устойчивого развития
Послания Президента РК
Государственные символы РК