Судебные исполнители — это должностные лица, обеспечивающие принудительное исполнение судебных решений и других исполнительных документов. Их деятельность направлена на обеспечение верховенства закона, защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
Статус судебных исполнителей регулируется Законом Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». В Казахстане судебные исполнители делятся на два типа:
Судебные исполнители обеих категорий равны перед законом и имеют одинаковые права при выполнении своих полномочий.
Судебные исполнители выполняют следующие основные обязанности:
Кроме своих обязанностей, судебные исполнители имеют следующие права:
Судебные исполнители должны соблюдать законность в своей деятельности. Если в их действиях обнаруживаются нарушения закона, могут быть применены следующие меры:
Судебные исполнители — это важные должностные лица, обеспечивающие справедливость. Их деятельность направлена на защиту прав граждан и обеспечение исполнения судебных решений в соответствии с требованиями закона. Поэтому статус судебных исполнителей требует высокой ответственности и профессионализма.
Государственный судебный исполнитель
Филиала «Мунайлинского межрайонного
территориального отдела
принудительного исполнения»
Оңажбай Д.А.
В соответствии со статьей 15 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее – Закон), сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель.
После возбуждения исполнительного производства судебный исполнитель обязательно запрашивает всю информацию о должнике через автоматизированную информационную систему органов исполнительного производства (далее – АИС ОИП).
Если в запросе, полученном из АИС ОИП, информация о месте жительства должника, его имуществе или месте работы отсутствует или является недостоверной, судебный исполнитель обращается в органы розыска должника.
Когда местонахождение должника неизвестно, в соответствии со статьей 45 Закона, судебный исполнитель обязан обратиться в органы прокуратуры по месту исполнения исполнительного документа с постановлением о объявлении розыска должника через органы внутренних дел, антикоррупционную службу и службу экономических расследований. В случае объявления розыска должника и отсутствия у него имущества, на которое может быть обращено взыскание, исполнительное производство приостанавливается.
Постановление судебного исполнителя об объявлении розыска должника санкционируется прокурором.
При объявлении розыска должника, в соответствии с пунктом 14 статьи 42 Закона, исполнительное производство должно быть приостановлено в течение одного рабочего дня после того, как прокурор санкционирует постановление судебного исполнителя об объявлении розыска должника.
Расходы по розыску должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий и подлежат взысканию судом с должника в государственный бюджет.
Расходы по розыску должника определяются на основании заявления органов, осуществлявших розыск.
Однако нахождение должника в розыске не препятствует обращению взыскания на его имущество.
При определении местонахождение должника, в соответствии со статьей 46 Закона, судебный исполнитель выносит постановление о возобновлении исполнительного производства и возобновляет исполнительное производство.
Руководитель филиала
государственный судебный исполнитель
«Мунайлинского межрайонного
территориального отдела
принудительного исполнения»
Жетимекова А.К.
В обществе необходимо формировать антикоррупционную культуру, и бороться с коррупцией могут не только все государственные органы и должностные лица, но и любой гражданин нашей страны. Это означает, что любой человек может сообщить о фактах коррупционных правонарушений, предоставить информацию о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление, а также иными способами содействовать выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений.
Любой гражданин может сообщить о фактах коррупции, позвонив бесплатно с мобильного или стационарного телефона на номер 1424 в Call-центр антикоррупционной службы. Там консультанты объяснят, какие дальнейшие шаги необходимо предпринять, или оперативно примут меры для пресечения коррупционных правонарушений. Прием сообщений о коррупционных правонарушениях и предполагаемых преступлениях осуществляется круглосуточно.
Коррупция – одна из самых сложных социальных проблем, угрожающих устойчивому развитию любого государства. Она ослабляет систему государственного управления, приводит к экономической и политической нестабильности. Поэтому борьба с коррупцией является важным условием процветания любой страны.
Коррупция – это незаконное использование должностными лицами своих служебных полномочий в личных интересах.
Чтобы бороться с этим злом, поразившим весь мир, необходима решимость всего народа Казахстана, а также принципиальная позиция каждого гражданина страны. Только объединив усилия, мы сможем добиться конечного результата в борьбе с коррупцией.
Коррупция – одно из главных препятствий на пути развития общества. Несмотря на проводимую в Казахстане борьбу с этим явлением, его окончательное искоренение возможно только при активной гражданской позиции каждого человека. Справедливость, открытость и верховенство закона – основа по-настоящему развитого общества. Поэтому снижение уровня коррупции – общая задача ради будущего страны.
Филиал «Мунайлинский межрайонный территориальный
отдел принудительного исполнения»
Права и обязанности сторон исполнительного производства
Исполнительное производство – процесс принудительного исполнения судебных актов, актов административных органов (должностных лиц) и других исполнительных документов. Данный процесс регулируется Законом Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее – Закон).
Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.
Стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, в том числе в электронной форме, делать из них выписки, снимать копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против доводов и ходатайств других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) или решения судебного исполнителя по вопросам исполнительного производства, обращаться в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения.
Стороны исполнительного производства обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им правами, а также выполнять требования настоящего Закона.
Должник обязан письменно в течение трех рабочих дней сообщать судебному исполнителю об изменении места работы, места жительства и нахождения, а также о появлении новых источников доходов и имущества с момента возникновения указанных обстоятельств.
Должник обязан до окончания исполнительного производства один раз в месяц, а также в случаях вызова являться к судебному исполнителю. Неявка влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Кроме того, в исполнительном производстве могут участвовать судебный исполнитель, третьи лица, правоохранительные органы и другие заинтересованные стороны. Судебные приставы являются основными исполнителями этого процесса и действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законом.
Исполнительное производство является важным процессом, направленным на обеспечение правопорядка, исполнение судебных актов и защиту законных интересов граждан и организаций.
Государственный судебный исполнитель
Филиала «Мунайлинского межрайонного
территориального отдела
принудительного исполнения»
Эльмухаммедов Р.С.
Сыбайлас жемқорлықтың алдын алу
Сыбайлас жемқорлықтың алдын алу – қоғамның әділдігін, адалдығын және тұрақты дамуын қамтамасыз ету үшін күрделі және қажетті міндет.
Сыбайлас жемқорлықтың алдын алуда тәуелсіз және тиімді құқық қорғау органдары, соттар және сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрес органдары маңызды рөл атқарады.
Сыбайлас жемқорлық — бұл қоғамның дамуына теріс әсер ететін, заң мен моральға қарсы әрекет. Ол мемлекеттік қызметте, бизнесте, білім беру мен денсаулық сақтау салаларында кеңінен таралған және халықтың сенімін бұзады. Сыбайлас жемқорлықтың алдын алу — бұл тек қана мемлекеттік органның емес, қоғамның барлық деңгейіндегі маңызды міндет.
Сыбайлас жемқорлықтың салдарынан қоғамда теңсіздік, әділетсіздік және халықтың мемлекеттік институттарға деген сенімсіздігі қалыптасады. Мәселен, мемлекеттік қызметкерлердің жеке мүдде үшін қызметін пайдаланып, ақша алу әрекеттері адамдардың құқықтарының бұзылуына әкеледі. Бұл жағдай өз кезегінде экономикаға, білімге және денсаулық сақтау саласына теріс әсер етеді.
Сыбайлас жемқорлықтың алдын алу үшін ең алдымен заңнамалық шараларды күшейту қажет. Сонымен қатар, қоғамдық бақылауды арттыру, тәуелсіз БАҚ-тың рөлін күшейту де үлкен маңызға ие. Тұрғындардың сыбайлас жемқорлықпен күресуге деген ынтасын арттыру үшін, қоғамның барлық мүшелері арасында құқықтық сауаттылықты көтеру маңызды. Сыбайлас жемқорлықтың алдын алу үшін ақпараттық технологияларды пайдалану да тиімді әдіс болып табылады. Электрондық үкімет пен цифрландыру процесі жемқорлықтың кең таралуына жол бермейді. Электронды жүйелер арқылы мемлекеттік қызметтерді алу мен қаржылық операцияларды жүргізу ашық әрі бақылауға оңай болады, бұл өз кезегінде сыбайлас жемқорлықтың азаюына әкеледі.
Мемлекеттік органдар мен кәсіпорындар арасында ашықтықты қамтамасыз ету де сыбайлас жемқорлықтың алдын алу жолындағы тағы бір қадам болып табылады. Ашық есеп беру жүйелері, электронды қызметтер мен ақпараттың қолжетімділігі, мемлекеттік сатып алулардағы ашықтық сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрестің тиімділігін арттырады.
Сонымен қатар, сыбайлас жемқорлыққа қарсы мәдениетті қалыптастыру үшін білім беру саласында да үлкен жұмыс жүргізілуі қажет. Жастар арасында адалдық, әділдік, құқықтық тәртіп сияқты құндылықтарды насихаттау, болашақ ұрпақтың жемқорлыққа қарсы тұру қабілетін дамытуға бағытталған маңызды қадам.
Қорытындылай келе, сыбайлас жемқорлықтың алдын алу тек қана заңнамалық шаралармен шектелмейді, ол қоғамның әрбір мүшесінің адалдыққа, әділдікке негізделген өмір сүру салтына, азаматтық жауапкершілікке деген көзқарасын өзгерту арқылы жүзеге асады. Бұл ұзақ мерзімді, бірақ өте маңызды процесс болып табылады.
Маңғыстау облысы
Әділет департаментінің
әкімшілік бөлімінің бас маманы
Аманқосқызы Гүлдана
Борышкерді белгілі бір әрекеттерді жасауға немесе оларды жасаудан тартынуға міндеттейтін атқарушылық құжаттарды орындау тәртібі
Маңғыстау облысы Әділет департаментінің «Жаңаөзен ауданаралық аумақтық мәжбүрлеп орындату бөлімі» филиалы және Жаңаөзен қаласы бойынша жеке сот орындаушылары азаматтық және әкiмшiлiк iстер бойынша сот шешiмдерiнің, ұйғарымдардың, әкімшілік құқық бұзушылық туралы істер бойынша нұсқамалар мен қаулылардың, мүлiктiк өндiрiп алу бөлiгiнде қылмыстық iстер бойынша үкiмдер мен қаулылардың, сондай-ақ өзге де органдар қаулыларының негізінде берілетін атқарушылық құжаттарды мәжбүрлеп орындатуға бағытталған шараларды мiндеттi және уақтылы қолдану атқарушылық iс жүргiзудің мiндеттерi болып табылады.
Сот орындаушысының атқарушылық құжаттарды орындауда,борышкерлердің мүліктік жағдайы туралы ақпараты электрондық форматта алу және олар бойынша қамтамасыз ету шараларын қабылдау бойынша мүмкіндіктерін кеңейту үшін мүдделі мемлекеттік органдармен интеграциялау жүргізілді.
Атқарушылық құжаттың орындалуының бірі, ол борышкерді белгілі бір әрекеттер жасауға немесе оларды жасаудан тартынуға міндеттейтін атқарушылық құжат болып табылады. Сот орындаушы борышкерді тек өзi ғана жасай алатын әрекеттi жасауға немесе оларды жасаудан тартынуға мiндеттейтiн атқарушылық құжатты орындау кезiнде сот орындаушысы борышкерге мерзiм белгiлей отырып, осындай әрекет жасау туралы хабарлама немесе оларды жасаудан тартыну қажеттiгi туралы хабарлама жiбередi. Борышкер сот орындаушысының талаптарын белгiленген мерзiмде орындамаған жағдайда сот орындаушысы борышкерден мемлекет кірісіне мерзімі өткен әрбір күн үшін жеке адамдардан екі айлық есептік көрсеткіш және заңды тұлғалардан он айлық есептік көрсеткіш мөлшерінде өсімпұл өндіріп алу туралы ұсыныспен сотқа жүгінеді. Өндіріп алынатын өсімпұлдың шекті мөлшерін жеке тұлғалар үшін үш жүз алпыс айлық есептiк көрсеткiштен, заңды тұлғалар үшiн тоғыз жүз айлық есептiк көрсеткiштен асыруға болмайды. Шағын және орта кәсіпкерлік субъектілері үшін өндіріп алынатын өсімпұлдың мөлшері алты жүз айлық есептік көрсеткіштен, ал «Тұрғын үй қатынастары туралы» Қазақстан Республикасының Заңына сәйкес халықтың әлеуметтік осал топтарына жататын борышкер үшін он бес айлық есептік көрсеткіштен аспауға тиіс. Борышкер сот орындаушысының талаптарын белгiленген мерзiмде орындамаған жағдайда және егер борышкерді белгілі бір әрекеттерді жасауға міндеттейтін атқарушылық құжатты орындау үшін борышкердің қатысуы міндетті болмаса және бұл әрекеттерді өндіріп алушы жасай алатын болса, сот орындаушысы осы Заңмен өзіне берілген құқықтарға сәйкес өндіріп алушының атқарушылық құжатты орындауын ұйымдастырады делінген.
Маңғыстау облысы Әділет департаментінің «Жаңаөзен ауданаралық аумақтық мәжбүрлеп орындату бөлімі» филиалы сот актілерін орындау мақсатында Заңға сәйкес борышкер сот шешімін орындамаған жағдайда Қазақстан Республикасының әкімшілік құқық бұзушылық туралы Заңының 669 бабымен, Қазақстан Республикасы Қылмыстық кодексінің 430 бабымен және алимент төлемеген жағдайда Қазақстан Республикасы Қылмыстық кодексінің 139 бабымен қылмыстық жауапкершілік көзделгенін түсіндіреді.
Мемлекеттік сот орындаушысы
Худайбергенова К.
Согласно статье 76 Конституции Республики Казахстан, статье 21 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы являются одинаково обязательными для всех государственных органов, общественных объединений, другими юридическими лицами, должностными лицами и гражданами и должны быть реализованы в полном объеме на всей территории Республики Казахстан.
Согласно ст.7 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее – Закон), на судебных исполнителей возлагаются меры воздействия по исполнению исполнительных документов. В случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, исполнительные меры по исполнению исполнительных документов осуществляются с привлечением сотрудников органов внутренних дел, помощников частных судебных исполнителей и других государственных органов.
Неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа, а равно воспрепятствование их исполнению влечет предусмотренную законом ответственность.
В частности, в соответствии со статьей 125 закона должник может быть привлечен к административной либо уголовной ответственности за неисполнение исполнительного документа.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 126 Закона судебный исполнитель в установленном законом порядке вправе вносить в орган уголовного преследования представление о привлечении к уголовной ответственности лиц, злостно уклоняющихся от исполнения судебных актов.
В соответствии со ст.139 УК РК неисполнение обязанностей более трех месяцев родителем по уплате средств по решению суда на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо уклонение более трех месяцев совершеннолетнего трудоспособного лица от уплаты по решению суда средств на содержание своего нетрудоспособного родителя, либо уклонение более шести месяцев трудоспособного лица от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособного и нуждающегося в материальной помощи супруга (супруги) – наказывается привлечением к общественным работам на срок до шестисот часов либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно статистике за 10 месяцев 2024 года в системе ЕРДР зарегистрировано уголовное дело в отношении 80 должников по статье 139 УК РК по Мангистауской области. Из них в суд направлено 59 уголовных дел, вынесены приговоры.
Так же предусмотрена уголовная ответственность на основании ст. 430 УК РК. Неисполнение вступивших в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа более шести месяцев, а равно воспрепятствование их исполнению – наказываются привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи двухсот часов либо ограничением свободы на срок от трех до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Согласно ст. 430 УК РК в отношении 5 должников уголовное дело зарегистрировано в системе ЕРДР. Из них 4 уголовных дела прекращены по реабилитационным основаниям.
Филиал «Мунайлинский межрайонный
территориальный отдел принудительного
исполнения»
Оказание правовой помощи по взысканию алиментов на территории другого иностранного государства регламентированы международными договорами и Конвенциями о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ратифицированными Республикой Казахстан.
Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» принятая в городе Минске от 22 января 1993 года (Минская конвенция).
Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», принятая в городе Кишиневе от 7 октября 2002 года (Кишиневская конвенция).
Гаагская Конвенция «О международном обеспечении получения алиментов и других формах поддержки семьи», принятая в Гааге 23 ноября 2007 года (Австралия, Бельгия, Китай, Франция, Германия, Греция, Италия, Япония, Люксембург, Голландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швейцария, Турция).
Конвенции от 22 января 1993 года, 7 октября 2002 года предусматривают порядок признания судебных актов на территории отдельных государств - стран СНГ.
Согласно вышеуказанным Конвенциям при оказании правовой помощи страны-участницы договоров взаимодействуют друг с другом через центральные органы. Для исполнения решения суда о взыскании алиментов, лицо в пользу которого вынесено решение, необходимо оформить ходатайство о признании решения и разрешения его исполнения, адресованное в судебное органы иностранного государства, со ссылкой на международный договор. К ходатайству прилагают:
- решение суда или его заверенная копия;
- справка о вступлении решения в законную силу, если это не следует из самого решения суда;
-справка, подтверждающая частичное исполнение или неисполнение решения на момент его пересылки;
-справка о надлежащем извещении ответчика о дне и месте судебного разбирательства.
Также для направления судебных документов и для исполнения на территории иностранного государства установлен соответствующий порядок обращения, предусмотренный Протоколом о праве, применимом к алиментным обязательствам, совершенный в Гааге 23 ноября 2007 года (далее - Протокол).
Согласно статье 9 Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи, заявления должны подаваться в Центральный орган запрашиваемого государства, через Центральный орган того Договаривающегося государства, в котором проживает заявитель.
Все заявления должны включать:
1) изложение сути заявления или заявлений;
2) имя и контактные данные, включая адрес и дату рождения заявителя;
3) имя и, если известно, адрес и дату рождения ответчика;
4) имена и даты рождения лиц, в пользу которых запрашиваются алименты;
5) основания, на которых базируется заявление;
5) если заявление подано кредитором, то информацию, о том, куда алименты надлежит пересылать или перечислять в электронной форме;
6) за исключением заявлений признания или признания и исполнения решения, а также признания решения, или эквивалентная процедура, ведущая к приостановлению, или ограничивающая исполнение предыдущего решения, вынесенного в запрашиваемом государстве;
7) имя и контактные данные лица или подразделения Центрального органа запрашивающего государства, ответственного за обработку заявления.
С компетентными органами иностранных государств по вопросам организации исполнения поручений судов Республики Казахстан, судов иностранных государств, а также по ходатайствам об исполнении судебных решений и иных официальных документов судов, в установленном порядке взаимодействует Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан.
Заңдылықты қамтамасыз етудегі шаралардың бірі - бұл нормативтік құқықтық актілерге құқықтық мониторинг жүргізу болып табылады.
Құқықтық мониторинг қабылданған нормативтік құқықтық актілерде қолданыстағы заңнамаға қайшылықтарды, қайталануларды, олқылықтарды, тиімсіз іске асырылатын, ескірген және сыбайлас жемқорлықтық құқық нормаларын анықтау мақсатында жүргізіледі.
Жергілікті деңгейде құқықтық мониторинг объектілері болып мәслихаттың нормативтік құқықтық шешімдері, әкімдіктің нормативтік құқықтық қаулылары, әкімнің нормативтік құқықтық шешімдері, тексеру комиссиясының нормативтік құқықтық қаулылары (бұдан әрі - НҚА) танылады.
Өз кезегінде, қолданыстағы заңнамалармен мемлекеттік органдарға өздерi қабылдаған және (немесе) әзiрлеуші болған не өздерінің құзыретіне жататын нормативтiк құқықтық актiлердiң мониторингiн жүргізу және оларға өзгерiстер және (немесе) толықтырулар енгiзу не күшi жойылды деп тану жөнiндегi шараларды қабылдау нақты міндеттелген.
Дейтұрғанмен уәкілетті органдардың нормативтік құқықтық актілерге құқықтық мониторингі жөніндегі қызметін үйлестіру әдiлет органдарының құзырында екендігін атап өтеміз.
Осы мақсатта әділет департаментімен жергілікті мемлекеттік басқару органдарының нормативтік құқықтық актілерінің қолданыстағы заңнамаларға сәйкестігіне үнемі қосымша құқықтық мониторинг жүргізіліп отырады.
Осылайша, ағымдағы жыл ішінде қолданыстағы заңнамаларға сәйкес келтіруді талап ететін 40 НҚА анықталып, жергілікті мемлекеттік басқару органдарына қолданудың заңдылығын қамтамасыз ету бойынша шаралар қабылдау қажеттілігі туралы 23 хат және 17 заң бұзушылықты жою жөнінде ұсыныс жолданды. Нәтижесінде жергілікті мемлекеттік органдармен аталған нормативтік құқықтық актілер қолданыстағы заңнамаларға сәйкес келтіріліп, өзгерістер (толықтырулар) енгізу не күшін жою бойынша шешімдер қабылдануда.
Сондай-ақ, қызметтік міндеттерін тиісті деңгейде атқармағаны және нормативтік құқықтық актілерді сәйкес келтіру бойынша шараларды уақтылы қабылдамағаны үшін жергілікті меморгандармен 11 лауазымды тұлға тәртіптік жауапкершілікке тартылды.
Қорытындылай келе, нормативтік құқықтық актілердің заңдылығын қамтамасыз ету азаматтардың құқықтары мен бостандықтарын, заңды мүдделерін қорғауы, міндеттерін орындауы үшін маңызы зор екендігін айта келе, заңдылықты қамтамасыз ету мемлекеттік органдардың басты міндеті деп білемін.