«Қазақстан - 2050» стратегиясында қазақ тілін латын қарпіне көшіру туралы мәселе көтеріліп, оның қазақ тілінің дамуына, тілді заманға сай үйлестіруге және жаңғыртуға көмектесетіні айтылған.
Әліпби мен жазу – адамзат тарихындағы құнды дүниелердің бірі, оны ұрпақтан-ұрпаққа мирас етіп қалдыратын байлығымыз. Латын әліпбиі – тек дамудың кілті ғана емес, рухани жаңғырудың басты бір баспалдағы, әлемдік ақпарат кеңістігіне жол ашатын мүмкіндік. Сонымен қатар, ол ана тіліміздің жаһандық ғылым мен білім жүйесіне кірігуіне және рухани тұтастығын қамтамасыз етуіне септігін тигізеді. Қазақ жазуының латын әріптеріне көшуі ел болашағы – жас ұрпақтың оқу-білім және ғылым жолындағы ізденістеріне де жаңа серпін береді. Сондықтан латын қарпіне көшу – өркениеттің талабы әрі өмірдің өзі талап етіп отырған қажеттіліктердің бірі.
Дүниежүзі елдерінің 80%-ы латын қарпін қолданады. Қазіргі жаһандану дәуірінде өмір сүріп, білім алу, еңбек ету, белгілі бір мамандықты игеру мемлекеттік тіл мен ағылшын тілінен, олардың жазу жүйесінен айналып өте алмайды.
Латын әліпбиі – әлемдік талаптарға сай жазу жүйесі, өркениеттің көрсеткіші.
Қорыта айтқанда, латын графикасы – қазақ жазуының болашағы. Латын графикасына негізделген қазақ әліпбиі мен жазуы елімізді жаңа белестерге жетелейді. Егер жаңа ғасырда жаңа әліпбиіміз бен жазу емлемізді меңгеріп, тіліміздің үндестік заңдылығына сай жазатын болсақ, тіліміздің де болашағы жарқын болмақ. Сондықтан латын негізді қазақ әліпбиі мен жазуын күнделікті қоғамдық өмірімізге тезірек енгізуге күш салуымыз керек.
Тілдің мұндай жаңа мүмкіндіктері еліміздің болашағына, мемлекеттік тілдің мәртебесін одан әрі көтеруге, жалпыұлттық бірлікті нығайтуға, ұлттық құндылықтарды сақтауға және көптілділіктің дамуына ықпал етіп қана қоймай, ұлтжанды және отансүйгіш тұлғалардың қалыптасуына да зор ықпал етеді.
Мемлекеттік сот орындаушысы
А. Каримжанов
Товарный знак – это ключевой элемент бренда, который отличает продукцию одного производителя от товаров конкурентов. В Казахстане защита товарных знаков становится все более актуальной, так как компании сталкиваются с недобросовестной конкуренцией, подделками и попытками незаконного использования брендов. В этой статье рассмотрим, как казахстанские товаропроизводители защищают свои знаки, какие вызовы они встречают и какие успешные кейсы существуют.
Нарушением исключительного права на товарный знак признается введение без согласия владельца товарного знака, сходных с ними до степени смешения, в оборот в отношении однородных товаров или услуг.
Нарушением исключительного права владельца товарного знака также признается использование товарного знака в средствах массовой информации.
За нарушения исключительного права на товарный знак, в том числе за их размещение либо размещение обозначения, сходного с ними до степени смешения, на товаре или его упаковке, виновные лица несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан (гражданская, административная, уголовная).
Владелец товарного знака имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему товарным знаком в отношении указанных в свидетельстве товаров и услуг. Никто не может использовать охраняемый в Республике Казахстан товарный знак без согласия владельца, т.е. при любом использовании (размещение товарного знака на товарах и при оказании услуг, в отношении которых они охраняются, на их упаковках, изготовление, применение, ввоз, хранение, предложение к продаже, продажа товара с обозначением товарного знака, применение в вывесках, рекламе, печатной продукции или иной деловой документации, а также иное введение их в оборот) товарного знака обязательно нужно согласие владельца.
Первый шаг к защите бренда – регистрация товарного знака в Национальном институте интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК (Казпатент).
Процедура включает:
Регистрация дает владельцу исключительные права на использование знака на территории Казахстана на 10 лет с возможностью продления.
Kaspi.kz — одна из крупнейших технологических компаний Казахстана, предоставляющая финансовые и цифровые услуги. Из-за популярности бренда компания неоднократно сталкивалась с киберсквоттингом, мошенничеством и незаконным использованием своего товарного знака.
В интернете появлялись сайты и мобильные приложения с названиями, схожими с Kaspi.kz, которые вводили пользователей в заблуждение. Злоумышленники создавали фальшивые страницы Kaspi в социальных сетях и мессенджерах, предлагая пользователям «выгодные» условия кредитования или переводы. Некоторые компании пытались зарегистрировать товарные знаки, напоминающие Kaspi, чтобы использовать репутацию бренда.
Kaspi.kz активно мониторит цифровое пространство, выявляет фальшивые ресурсы и добивается их блокировки. В 2022 году компания подала несколько исков против мошенников, незаконно использовавших бренд Kaspi. В частности, суд удовлетворил иск Kaspi о прекращении деятельности фирм, использовавших схожие названия и логотипы.
Kaspi.kz сотрудничает с правоохранительными органами и ведет разъяснительную работу среди клиентов, предупреждая о рисках мошенничества.
Компания сумела защитить свой товарный знак в суде, добиться удаления нескольких поддельных сайтов и повысить доверие пользователей к бренду, активно патрулирует рынок, подает жалобы в суд и требует удаления поддельных страниц в интернете.
Следующий пример, Raimbek Group — один из крупнейших производителей напитков, соков и молочной продукции в Казахстане (бренды Juicy, Palma, «Первым делом молоко» и др.). Из-за популярности продукции компания часто сталкивается с подделками.
На рынке начали появляться поддельные соки и молочные продукты с названиями и упаковками, похожими на бренды Raimbek Group. Контрафактная продукция не соответствовала стандартам качества, что подрывало доверие к бренду. Некоторые производители в соседних странах пытались зарегистрировать похожие товарные знаки.
Компания усилила юридическую защиту брендов, зарегистрировав товарные знаки не только в Казахстане, но и в странах ЕАЭС.
В суде Raimbek Group добилась запрета на продажу продукции с схожими названиями и упаковкой. Введена система защиты продукции, включая специальные маркировки, чтобы покупатели могли отличить оригинал от подделки.
Благодаря правовой защите Raimbek Group удалось снизить уровень контрафакта на рынке и укрепить позиции своих брендов.
Примеры казахстанских компаний показывают, что защита товарных знаков требует активных действий: своевременной регистрации, мониторинга нарушений и судебной защиты. Успешные кейсы Kaspi.kz, Raimbek Group демонстрируют, что юридическая борьба за бренд окупается, помогая компаниям сохранить репутацию, доверие клиентов и рыночные позиции.
Эти примеры демонстрируют, что казахстанские компании активно используют правовые механизмы для защиты своих товарных знаков, что способствует сохранению их репутации и доверия потребителей.
Чтобы минимизировать риски, казахстанским предпринимателям рекомендуется:
Защита товарного знака – это важный аспект ведения бизнеса в Казахстане. Несмотря на существующие вызовы, опыт казахстанских компаний показывает, что активная правовая защита, своевременная регистрация и мониторинг рынка позволяют эффективно бороться с нарушениями. В условиях роста конкуренции и цифровизации защита бренда становится не просто формальностью, а необходимостью для долгосрочного успеха.
Хусаинова Динара, руководитель отдела по правам интеллектуальной собственности Департамента юстиции Костанайской области
Коррупция подрывает авторитет государственного аппарата, дискредитирует его деятельность, содержит угрозу национальной безопасности, нарушает принцип построения правового государства и демократического развития. Сегодня коррупция превращается в качественно новый социальный феномен, в границах которого происходит сращивание административного ресурса государства и принципов организации криминального мира. Поэтому выявление причин функционирования параметров коррупции представляется важной задачей политики нашего государства. Об этом говорят также последние законодательные акты, в частности: Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции».
Любой человек по закону вправе активно участвовать в противодействии этому злу.
Лицо, оказывающие содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства (пункт 3 статьи 24 Закона РК «О противодействии коррупции»)
Информация о таком лице является государственным секретом.
Если Вы полагаете, что стали свидетелем либо жертвой коррупции, Вы можете сообщить об этом одним из следующих способов:
бесплатному номеру 1424 в Call-центр Антикоррупционной службы, консультанты которого дадут исчерпывающие разъяснение о дальнейших шагах либо обеспечат незамедлительное реагирование для пресечения фактов коррупции.
пр. Кабанбай – батыра, 19, блок «Б» Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба)либо территориальные Департаменты Агентства по месту проживания (пребывания).
правительства egov.kz (требуется наличие электронной цифровой подписи-ЭЦП).
диалог» или на сайте Агентства.
За предоставленную Вами информацию может быть выплачено вознаграждение (пункт 7 статьи 4 и пункт 3 статьи 24 Закона РК«О противодействии коррупции»).
Вознаграждение дается за:
совершившего коррупционное правонарушение (список лиц можно посмотреть на официальном сайте Антикоррупционной службы).
пресечения, раскрытия расследования коррупционного правонарушения.
Какую сумму можно получить?
От 30 МРП до 4000МРП.
Более подробно с условием поощрения можно ознакомиться в Правилах поощрения лиц,сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции (постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года №1131).
Для получения вознаграждения необходимо:
Искоренение коррупции – ключевое условие для укрепления фундаментальной ценности нашего народа и государства – независимости. Только в сотрудничестве со всеми секторами гражданского общества, со всеми государственными органами, представителями бизнеса и науки мы сможем решить эту труднейшую задачу и обеспечить создание процветающего Казахстана.
Уверен, что консолидация государства, общества и бизнеса на основе взаимного доверия, ответственности и партнерства, формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения и правового сознания позволят искоренить в нашей стране такое социальное зло, как коррупция.
Судебный исполнитель филиала
«Межрайонный территориальный
отдел принудительного исполнения
города Костанай» Кенбеисов Н.А.
Праворазъяснительная работа - одна из основных функций органов юстиции. Формирование правового государства неотделимо от процесса развития правовой культуры населения. Это, в свою очередь, способствует созданию развитого гражданского общества. В общественном сознании должно утвердиться отношение к праву как к непреходящей социальной ценности на основе социальной справедливости, гуманизма, свободы личности. Состояние правовой культуры граждан является одним из показателей его правовой системы. Повышение правовой культуры, развитие правового сознания населения - важные критерии формирования гражданского общества, которые способствуют построению независимого, демократического и правового государства.
В этой связи приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 13 декабря 2023 года №899 утвержден «План мероприятий по праворазъяснительной работе на 2024-2026 годы».
Целью плана является доступ к правовойинформации,открытиекабинетаправавсельских районаха также повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан.
Правовая культура является одной из важнейших составляющих общей культуры граждан.
Знание законов страны необходимо для каждого лично, ведь это позволит не только эффективно отстаивать свои права, гарантированные государством, решать многие проблемы социальной, экономической и других сфер, беспокоящие людей, но и повысит эффективность функционирования всей государственной системы.
Одним из инструментов повышения правовой культуры в сельских районах является создание «Кабинетов права».
Департаментом юстиции совместно с акиматами районов организована работа по запуску «Кабинетов права».
Гражданам сельской местности реализована возможность изучения и разрешения правовых ситуации в открытых «кабинетах права», таких кабинетов по области открыто более 210.
Кабинеты оснащены компьютерами (принтер, телефон, веб-камера) с доступом к ИПС «Әділет», БД «Закон» для ознакомления с действующими нормативными правовыми актами, а также доступом к информационным системам (е-Оtinish, egov, портал «Открытые НПА» и т.д.) государственных органов по взаимодействию с населением.
Образование «Кабинетов» способствует формированию привычки к самостоятельному изучению законов, выработке «критического мышления», поскольку на сегодняшний день перед органами юстиции задача стоит намного шире, чем просто правовое просвещение, а обучению граждан умению «отстаивать свои интересы в правовом поле».
Имидж государственной службы – это то, как люди воспринимают работу госорганов и сотрудников. От этого зависит уровень доверия граждан к власти. Если люди видят, что госслужба работает честно и эффективно, их доверие растёт. Формирование положительного имиджа госслужбы – одна из важных задач, так как от этого зависит стабильность и развитие общества.
Первое, что важно для хорошего имиджа, – это открытость и доступность. Граждане хотят знать, как работают госорганы, и видеть, что их проблемы решаются. Современные технологии, такие как «Электронное правительство», помогают упростить общение между государством и людьми. Через цифровые платформы можно быстро получить нужную услугу или задать вопрос, не теряя время на очереди. Это показывает, что госслужба стремится быть удобной и понятной для всех.
Другой важный момент – честность и профессионализм госслужащих. Люди больше доверяют тем, кто знает своё дело и делает его добросовестно. В Казахстане работают программы обучения для госслужащих, которые помогают им повышать квалификацию и быть компетентными в своей сфере. Но важно, чтобы профессионализм подтверждался реальными делами: качественной работой, вниманием к запросам граждан и быстрым решением проблем.
Особое внимание уделяется борьбе с коррупцией. Это главная проблема, которая разрушает доверие к госслужбе. Государством принимаются меры для предотвращения коррупции: внедряются жёсткие проверки, усиливается контроль, госорганы становятся прозрачнее. Люди видят, что государство серьёзно относится к этой задаче, и это укрепляет их уверенность в честности системы.
Не менее важен диалог между госслужбой и обществом. Людям важно чувствовать, что их мнение учитывается. Если госслужащие готовы слушать граждан, отвечать на их вопросы и помогать решать их проблемы, это создаёт атмосферу доверия. Социальные сети и горячие линии делают общение с государственными органами более удобным и быстрым.
Современный имидж госслужбы также зависит от её способности меняться и внедрять новые технологии. Сегодня граждане хотят видеть, что госорганы работают по-новому: быстрее, удобнее, эффективнее. Использование инновацийпоказывают, что госслужба движется вперёд вместе со временем.
Имидж госслужбы – это не просто красивая картинка, а реальные действия, которые укрепляют доверие людей. Прозрачность, честность, профессионализм и ориентация на нужды граждан – вот что делает государственную службу сильной и уважаемой. Развитие госслужбы направлено на то, чтобы граждане видели в ней поддержку и надёжного партнёра. Укрепление доверия – это общий успех, который создаётся благодаря усилиям каждого, кто работает на благо общества.
Исмагулова Г.Ж.
Главный специалист административного отдела
Согласно Административному процедурно-процессуальному кодексу Республики Казахстан, регистрация и рассмотрение обращений физических и юридических лиц осуществляется в информационной аналитической системе «Электронные обращения» на платформе сервиса «е-Otinish». Информационная система внедрена с целью контроля и позволяет анализировать данные, а также контролировать сам процесс рассмотрения обращений. «е-Otinish» – это система, позволяющая осуществлять обратную связь с заявителем и давать оценку работе государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц со стопроцентным участием государства (далее – административный орган). Вся история рассмотрения обращений сохраняется в информационной системе, административный орган видит ранее принятые решения и формирует административное дело. Подать обращение можно не выходя из дома через сервис «е-Otinish», либо через портал «Egov.kz». Также граждане могут прийти в филиал НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области, или в административный орган и оставить свое обращение. В филиалах для этого созданы специальные центры приема обращений «Нәтиже». Это отдельные кабинеты, в которых оператор филиала примет обращение и зарегистрирует его в системе «е-Otinish». Сотрудники административных органов также самостоятельно принимают обращения и регистрируют их в системе «е-Otinish». После регистрации обращения заявителю выдается талон, с указанием даты и времени, фамилии и инициалов, должности лица, принявшего обращение. Система позволяет заявителям контролировать ход рассмотрения своего обращения и оценивать качество предоставленного ответа. С помощью функционала треккинг заявители могут получать SMS-уведомления и знать, на каком этапе рассмотрения в том или ином административном органе находится обращение. Гражданам необходимо знать, что в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, отказ в приеме обращения запрещается.
Фрик В.
ведущий специалист
административного отдела
Одной из мер по предупреждению коррупции, является полный запрет на подарки, материальное вознаграждение и предоставление услуг государственным служащим и членам их семей за действия в пользу дарителя.
Действующим законодательством к госслужащим предъявляются особые требования и ограничения при прохождении государственной службы.
Также определены дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, ответственность за которых предусмотрена в виде: понижения в государственной должности, предупреждения о неполном служебном соответствии либо увольнения.
Какое же наказание может повлечь за собой предоставленный подарок госслужащему?
Согласно статьи 676 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», предоставление физическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет штраф в размере 200 месячных расчетных показателей.
Согласно статьи 677, получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом лично или через посредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет штраф в размере 600 месячных расчетных показателей.
В соответствии со статьей 678, предоставление юридическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет штраф в размере 750 месячных расчетных показателей.
Также сообщаем, что лицо, получившее подарок в течение 7 календарных дней со дня получения (обнаружения) подарка (поступившего без ведома лица; полученного лицом в связи с его должностным положением или исполнением служебных обязанностей; переданного (врученного) публично или во время официальных мероприятий в связи с его должностным положением или исполнением служебных обязанностей) сдают его в территориальные подразделения Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан (ГУ «Костанайский департамент государственного имущества и приватизации») или местные исполнительные органы.
Сдача подарка осуществляется по акту описи, оценки и (или) приема-передачи имущества, составляемому уполномоченным органом или МИО по
установленной форме, с приложением лицом письменного уведомления о выкупе либо об отказе в выкупе.
Также дополнительно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 472 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» за неполную и (или) несвоевременную передачу в уполномоченный орган имущества в виде подарков, если эти деяния не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административно-правовая ответственность.
Аитова С.
главный специалист
административного отдела
Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігі — еліміздің тарихындағы ең маңызды және шешуші кезеңдердің бірі. 1991 жылдың 16 желтоқсаны Қазақстанның өз еркіндігін жариялауы мен жаңа тәуелсіз мемлекеттің негізін қалаған сәт болып саналады. Осы тарихи қадам арқылы Қазақстан әлемдік саяси картада өз орнын тауып, жаңа даму жолына қадам басты.
Тәуелсіздіктің алғашқы жылдарында еліміз үшін саяси, экономикалық және әлеуметтік реформалар кезеңі басталды. Экономикада нарықтық қатынастарға өту, ұлттық валюта — теңгенің енгізілуі, әлемдік экономикамен интеграциялау үдерісі — бұлардың барлығы Қазақстанның тәуелсіздігінің арқасында жүзеге асқан маңызды өзгерістер. Сонымен қатар, Қазақстанның халықаралық аренадағы рөлі нығайып, әлем елдерімен экономикалық және мәдени байланыстар орнатылды. Астананың жаңадан бой көтеріп, халықаралық деңгейде танылуы — тәуелсіздіктің басты символы әрі Қазақстанның жетістіктерінің көрсеткіші болды.
Тәуелсіздік еліміздің мәдениеті мен ұлттық дәстүрлерінің жаңғыруына да үлкен мүмкіндіктер ашты. Мемлекеттік тілдің мәртебесінің арттырылуы, мәдени мұраларымызды сақтау мен дамыту іс-шаралары еліміздің өзіндік идентификациясына қосқан зор үлес болды. Көпұлтты қоғамның келісімі мен бірлігі еліміздің ерекше ерекшелігіне айналды. Қазақстанның түрлі этнос өкілдері бір шаңырақ астында бейбіт өмір сүруде, бұл тәуелсіздік жылдары қалыптасқан ең үлкен жетістік болып саналады.
Алайда, тәуелсіздік тек мемлекет үшін ғана емес, әрбір қазақстандық үшін аса маңызды құндылық. Себебі тәуелсіздік — ол тек ұлттық еркіндік, сонымен қатар жаңа мүмкіндіктерге жол ашатын сенім мен жауапкершілік. Қазақстанның даму жолында да, азаматтардың ұлт болашағына қосқан үлесі де тең дәрежеде бағаланады.
Қазақстан тәуелсіздік алған сәттен бері үлкен жолдан өтті. Болашақта еліміздің жаңа биіктерге көтеріліп, тұрақты даму жолынан таймай, Тәуелсіздіктің құндылықтарын ары қарай нығайта түсетініне күмән жоқ.
Қоғамдық қабылдау
бөлімінің меңгерушісі
Айтбаева Р.А.
Согласно статье 6 Закона Республики Казахстан “О борьбе с коррупцией”, борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы и должностные лица.
Одна из главных направлений государственной политики РК это борьба с коррупцией. На сегодняшний день, в Казахстане борьбе с коррупцией уделен общегосударственный статус, ведется широкомасштабная антикоррупционная компания совместно с общественными и политическими организациями по пресечению и ограничению проявлений коррупции. Борьба с коррупцией в Казахстане определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики.
Сегодня действует Закон РК «О противодействии коррупции». Он направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. Внесено множество поправок в процессуальное законодательство, ужесточена ответственность за коррупционное правонарушение. Введен пожизненный запрет на занятие любых должностей в государственных органах и организациях для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционного правонарушения. Все должны помнить, что совершившие какое-либо противоправное действие полностью лишаются всех привилегий.
Президент Республики Казахстана Касым-Жомарт Токаев, говоря о борьбе с коррупцией, неоднократно подчеркивал, что без участия общества нельзя победить коррупцию и для Казахстана преодоление коррупции является одним из главных направлений государственной политики, приоритетность которого четко обозначена главой государства.
К итогу хочу добавить, что для будущих поколений и процветаний нашей страны в котором не будет коррупции, необходимо провести работу в сторону масштабной антикоррупционной пропаганды в средствах массовой информации, с публикацией из наглядных жизненных примеров. А также, изучить мировой опыт в области анти коррупции.
Государственный судебный исполнитель
Филиала «Межрайонный территориальный
отдел принудительного исполнения
района Беимбета Майлина» Фролков И.
Противодействие коррупции является важнейшим стратегическим приоритетом государственной политики Казахстана. В Послании Президента Республики Казахстан Лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия-2050: новый политический курс состоявшегося государства» подчеркивается необходимость «.... резко усилить борьбу с коррупцией, в том числе посредством совершенствовния антикоррупционного законодательства, с тем чтобы достичь нашей конечной цели – искоренить коррупцию как явление».
Государство гарантирует защиту конституционных прав и свобод граждан от преступных посягательств с обеспечением неотвратимости реакции государства на любые правонарушения с привлечением виновных к установленной законом ответственности.
В соответствии с законодательством Республики Казахстан:
- лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства;
- информацияо лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является государственным секретом;
- в случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.
Уполномоченным органом в борьбе с коррупцией и коррупционной преступностью является Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) (в регионах – территориальные Департаменты), являющееся специальным государственным органом, осуществляющим правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией.
Профилактика и предупреждение коррупции
Правонарушения, создающие условия для коррупции:
- неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;
- использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;
- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной службе;
- оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;
- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;
- необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;
- требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этим лицам не предусмотрено законодательством;
- передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов;
- неоднократное нарушение установленного закономпорядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;
- дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества;
- явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
- делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею;
- передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;
- участие в азартых играхденежного или иного имущественного характера с вышестоящим или нижестоящим либо находящимся с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами.
Государственные служащие должны:
- противостоять проявлением коррупции, не допускать коррупционных правонарушений либо деяний, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции;
- пресекать факты коррупционных правонарушений со стороны других государственных служащих;
- если располагает достоверной информациейо коррупционном правонарушении, должен принять необходимые меры по предотвращению и прекращению такого правонарушения, в том числе незамедлительно в письменной форме информировать вышестоящего руководителя, руководство государственного органа, в котором он работает, уполномоченные государственные органы.
Руководство государственного органа обязано в месячный срок со дня получения информации принять меры по заявлениям государственного служащего о коррупционных правонарушениях, в случаях склонения его к совершению данных нарушений, в том числе путем организации проверок и направления обращений в уполномоченные органы.
Руководство государственного органа обязано принять меры по защите государственного служащего,сообщившего о достоверных случаях коррупционных правонарушений, склонения его к совершению данных нарушений, от преследования, ущемляющего его права, законные интересы.
Государственные служащие не должны допускать действия (бездействие), затрудняющие реализацию физическими юридическим лицам своих прав и законных интересов.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Получение взятки (статья 366 Уголовного кодекса РК) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, или лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо должностным лицом, а равно должностным лицом иностранного государства или международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера для себя или других лиц, за действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), равно за общее покровительство или попустительство – наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до пяти лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Руководитель-Старший судебный исполнитель
Филиала «Межрайонный территориальный
отдел принудительного исполнения
города Аркалык»
Каримжанов А.М.