Что делать если возникла просрочка по кредиту?

Введение

Получить кредит легче, чем погасить. Поэтому, прежде чем идти в банк за заемными деньгами, возьмите паузу. Нужно четко оценить свое финансовое положение!

Составьте детальный финансовый план, чтобы точно прогнозировать свои расходы и доходы. Необходимо учесть не только свои зарплату, премии, пособия, но также и дополнительный доход, накопления на случай потери трудоустройства вследствие болезни, например, или иного форс-мажора. Вариант, подходящий для тех, кто привык держать все под контролем, – это застраховаться от потери трудоспособности и работы.

Также помните о коэффициенте долговой нагрузки: ежемесячный платеж заемщика не должен превышать половины его официального дохода. А размер финансовой подушки безопасности должен быть равен не менее шести ваших официальных окладов.

Очень важно – читать внимательно кредитный договор перед его подписанием. Обратите особое внимание на: срок предоставления займа/микрокредита; вид ставки вознаграждения: фиксированная или плавающая; размер годовой эффективной ставки вознаграждения; размер ежемесячного платежа и метод погашения; информацию об ответственности и возможных рисках заемщика в случае невыполнения обязательств по договору.

 

 

 

Когда заемщикам нужно обратиться к кредитору?

Заемщики-физлица, имеющие просроченную задолженность, могут решить вопросы по реструктуризации своих кредитов или микрозаймов напрямую с кредиторами, которых обязали рассматривать заявления граждан в рамках правового поля.

С 1 октября 2021 года введён единый правовой режим урегулирования кредитными организациями (банком или микрофинансовой организацией) проблемной задолженности заёмщиков – физических лиц. В соответствии с этим режимом кредиторы обязаны уведомить заёмщика о возникшей просрочке в течение 20 календарных дней с момента её наступления.

В уведомлении кредиторы должны сообщить заёмщику о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться к ним и последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам.

 

Куда обращаться при просрочке кредита?

Если у заёмщика есть просроченная задолженность по кредиту, ему необходимо в течение 30 календарных дней с даты наступления просрочки обратиться в кредитную организацию, в которой он обслуживается, для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре. 

В заявлении заёмщику необходимо указать:

  • причину неисполнения обязательств (важно иметь на руках документы, которые подтверждают ухудшение финансового положения)
  • свои варианты по исполнению обязательств. Заёмщик может предложить кредитору, к примеру: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения, отсрочку платежа, изменение срока действия договора, изменение валюты займа, метода погашения, прощение просроченного основного долга и вознаграждения, отмену неустойки (штрафы, пени), создание нового графика платежа с учётом своего финансового положения или самостоятельную реализацию залогового имущества.

После этого финансовая организация в течение 15 дней рассмотрит предложения заемщика и ответит в письменной форме. Кредитор может согласиться с вашими предложениями, рассмотреть альтернативные варианты либо отказать.

Как банки второго уровня должны информировать заемщика о просрочке кредита?

Банки и МФО (микрофинансовые организации) обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления.

В уведомлении кредиторы должны также проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться к ним и последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам.

Что делать если не удалось достичь согласия с кредитором?

Если потребителю не удалось достичь согласия с кредитором, то он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом нужно обязательно предоставить подтверждение своего обращения в кредитную организацию и недостижения взаимоприемлемого решения.

Агентство на основании обращения заявителя в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий банку или МФО касательно всестороннего рассмотрения вопроса и принятого решения кредитором.

В этот период кредитор не вправе начинать процедуры взыскания заложенного имущества должников, относящихся к социально уязвимым слоям населения.

В Агентство можно обратиться с официальным обращением:

  • - письменно, через курьера, по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21;
  • - через портал электронного правительства gov.kz
  • - информационной системы «e-Otinish».

Важно! При подаче обращения необходимо в обязательном порядке указать ФИО, ИИН, контактный телефон для связи, адрес проживания, суть обращения, а также приложить к нему подтверждающие документы. Обращения, не содержащие данную информацию, а также те обращения, по которым не удается идентифицировать заявителя, не будут рассмотрены.

Также вы можете получить консультации через:

-  Call-центр Агентства по номеру: 1459. Время работы Call-центра: в будние дни с 10.00 по 17.00 часов, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30 часов;

-  Мобильное приложение «Fingramota Online», которое представляет собой своего рода «виртуальную приемную». В приложении представлено 14 тематических разделов, где можно задать соответствующие вопросы и получить ответы от регулятора.

Отметим, что ответы, предоставляемые через социальные сети, электронную почту, call – центр и мобильное приложение «Fingramota Online», носят исключительно консультативно – разъяснительный характер и не являются официальными ответами Агентства.