Меню
Страницы
Об агентстве
Контакты
Деятельность
Документы
Пресс-центр
Контакты
Пресс-центр
Документы
Деятельность
О департаменте
Все материалы
22 февраля 2024
РЫНОК ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСОКОКОНЦЕНТРИРОВАННЫМ С НЕРАЗВИТОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ

Агентством проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг предоставления доступа к электронным торговым площадкам в целях розничной реализации товаров.

Географическими границами определены - территория Республики Казахстан.

Деятельность электронных торговых площадок регулируется Законом «О регулировании торговой деятельности» (далее - Закон).

В соответствии с подпунктом 58 статьи 1 Закона электронная торговая площадка – это интернет-ресурс, обеспечивающий инфраструктуру участникам электронной торговли, в том числе заключение договоров между ними на оказание работ и услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии со значениями коэффициента концентрации исследуемый рынок услуг является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

В состав субъектов рынка вошли 9 электронных торговых площадок, оказывающие платные услуги розничным продавцам, расположенным в Республике Казахстан.

  • ТОО «Kaspi Магазин»;
  • ТОО «Halyk Finservice» (Halyk Market);
  • ООО «Интернет Решения (Ozon);
  • ТОО «INDEX» (Forte Market);
  • ТОО «Jusan Mart» (Jusan Market);
  • ООО «Купишуз» (Lamoda);
  • ТОО «ИМВБКЗ (Wildberries);
  • Амазон (Amazon);
  •  

          По итогам анализа установлено, что за первое полугодие 2023 года ТОО «Каспи Магазин» и «Wildberries» (ТОО ИМВБКЗ) занимают доминирующее положение по совокупной доле более чем 50%.

Подробнее с анализом можно ознакомиться здесь: https://www.gov.kz/memleket/entities/zk/documents/details/613231?lang=ru  

22 февраля 2024
ПРОБЛЕМА НЕДОЗАГРУЖЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ И ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ИМПОРТА АРМАТУРНОГО ПРОКАТА

Агентством по защите и развитию конкуренции проведен анализ состояния конкуренции на рынке проката арматурного для железобетонных конструкций, используемых в строительстве.

На умеренно концентрированном рынке осуществляют производство 7 отечественных предприятий с общей проектной мощностью – 1,8 млн. тонн в год. Вместе с тем, общая загруженность компаний не превышает половины возможного. TOO «Ferrum Vtor» при проектной мощности 200 тыс. тонн, загружено на 20%, ТОО «Sin Yuan Steel (Син Юань Стил)» при проектной мощности 250 тыс. тонн, загружено на 10%. АО «Qarmet» загружено полностью, ТОО «Евраз Каспиан Сталь» при проектной мощности 450 тыс. тонн, загружено на 86%. Приостановлена деятельность двух крупных субъектов рынка ТОО «Кастинг» и TOO «KSP Steel» с общей проектной мощностью – 500 тыс. тонн в год.

Импортозависимость внутреннего рынка составляет - 53%.

Низкая загруженность обусловлена экспортом лома в страны ближнего зарубежья, где стоимость выше на 30%. Вводимый запрет приводит к сокращению объема сбора лома, что в свою очередь, уменьшает загруженность предприятий.

В этой связи, для увеличения объема ломосбора Агентство предлагает стимулирование деятельности ломозаготовителей через инструменты Оператора РОП.

Соответствующие рекомендации и проект дорожной карты направлены в адрес Министерства промышленности и строительства.

Более подробно с анализом можно ознакомиться здесь: https://www.gov.kz/memleket/entities/zk/documents/details/613067?lang=ru 

21 февраля 2024
УТВЕРЖДЕН ПЛАН РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА НА 2024 ГОД

Общественный совет Агентства провёл свое первое заседание в новом составе. Оно состоялось в онлайн формате. Основной темой обсуждения стал проект Плана работы Совета на предстоящий год.

Благодаря активному участию и конструктивному обсуждению, члены Совета разработали и единогласно одобрили финальную версию. Важно отметить, что данное решение поддержал каждый член Общественного совета. План работы предусматривает возможность внесения изменений и дополнений, что позволит гибко реагировать на возникающие вызовы и адаптироваться к меняющимся условиям.

19 февраля 2024
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА ПРИНЯЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АГЕНТСТВА ПО ЗАЩИТЕ И РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ МАРАТА ОМАРОВА

Президент заслушал отчет об исполнении Агентством контрольных функций, в том числе о совместной работе с правоохранительными органами по демонополизации экономики.

Касым-Жомарт Токаев был проинформирован о работе, проведенной в рамках антимонопольных мер реагирования. Доля исполненных предписаний достигла 90,3%.

Марат Омаров рассказал о планах Агентства по развитию конкуренции на 2024 год.

Как сообщил председатель Агентства, на сегодняшний день разработана и запущена информационно-аналитическая система для анализа состояния конкуренции, оцифрованы государственные услуги, разрабатывается информационная система – база данных АЗРК, будут внедрены элементы искусственного интеллекта для выявления картельных сговоров.

По итогам встречи Президент дал ряд поручений Марату Омарову, связанных с развитием конкуренции в ключевых секторах экономики, проводимыми ведомством расследованиями, а также с подходами к защите и развитию малого и среднего бизнеса. 

15 февраля 2024
В АЗРК СОСТОЯЛАСЬ ОЧЕРЕДНАЯ ВСТРЕЧА С РЕЗЕРВИСТАМИ ПРЕЗИДЕНТСКОГО МОЛОДЕЖНОГО КАДРОВОГО РЕЗЕРВА

12 февраля 2024 года с участием руководителя аппарата Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан Исакова А. С. состоялась очередная встреча с резервистами Президентского молодежного кадрового резерва (далее - ПМКР).

На встрече приняли участие 10 резервистов ПМКР. Их ознакомили с деятельностью, целями и задачами Агентства, реализуемой политикой, влиянием принимаемых антимонопольных мер на развитие конкуренции, а также функциональными обязанностями предложенных должностей.

Отметим, что резервистам был предложен ряд ответственных руководящих должностей в центральном аппарате и территориальных департаментах Агентства.

По итогам проведенной встречи несколько резервистов проявили интерес к должностям в центральном и территориальном департаменте Агентства.

Добавим, что на сегодняшний день в структуре Агентства уже работают члены ПМКР, которые занимают руководящие государственные должности.

15 февраля 2024
ОПУБЛИКОВАН ПРОЕКТ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О РАСШИРЕНИИ ФУНКЦИЙ АЗРК

Проект Указа Президента Республики Казахстан разработан в реализацию Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса».

Проектом предусматривается расширение функций Агентства по защите и развитию конкуренции в части проведения анализа нормативных правовых актов, которые могут привести к ограничению или устранению конкуренции, разработки и утверждения правил формирования перечня видов деятельности, осуществляемых государственными предприятиями c более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированных с ними лиц, а также утверждения правил проведения анализа и мониторинга деятельности конгломератов.

Данные изменения направлены на улучшение функционирования товарных рынков и развитие конкуренции, пресечение антиконкурентных актов, действий (бездействия) государственных, местных исполнительных органов.

Проект Указа Президента Республики Казахстан доступен для ознакомления на портале «Открытые НПА» по ссылке: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14937244

 

13 февраля 2024
ВСТРЕЧА АЗРК И НПП "АТАМЕКЕН" ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

В рамках встречи между Агентством по защите и развитию конкуренции и Национальной палатой предпринимателей "Атамекен", представлены и обсуждены новые методы оценки воздействия регуляторных актов на конкурентную среду. Данная инициатива подчеркивает нацеленность на повышение эффективности и справедливости рыночных механизмов.

Были затронуты актуальные проблемы развития конкуренции и поддержки частного предпринимательства в критически важных секторах, включая строительство и транспорт. Уделено внимание необходимости устранения барьеров для бизнеса и создания условий для стимулирования здоровой конкурентной борьбы.

Особое внимание было направлено на эффективные меры по выявлению и пресечению антиконкурентных практик со стороны государственных органов, что демонстрирует приверженность Агентства к обеспечению равных условий для всех участников рынка.

В результате встречи, стороны скоординировали свои позиции по ключевым вопросам и сформировали план дальнейших совместных действий. Сотрудничество между Агентством по защите и развитию конкуренции и НПП "Атамекен" открывает новые возможности для укрепления конкурентной среды и поддержки предпринимательской инициативы, способствуя всестороннему развитию национальной экономики.

09 февраля 2024
АЗРК ВЫЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОСТАВЩИКОВ ПРОДУКЦИИ

В рамках анализа, проведенного Агентством по защите и развитию конкуренции, выявлены ключевые проблемы в сотрудничестве между крупными торговыми сетями и продуктовыми ритейлерами, а также перспективы развития цивилизованной торговли.

Изучение динамики за 2021-2022 годы показало высокую концентрацию рынка, что влечет за собой снижение числа крупных торговых точек в Республике Казахстан на фоне уменьшения общей торговой площади примерно на 10%. В частности, в 2022 году работало 269 субъектов внутренней торговли (с торговой площадью 1,112 млн. кв. м.), в 2021 году 281 субъект (с площадью 1,128 млн. кв. м.). Агентством охвачено более 125 крупных субъектов внутренней торговли, осуществляющих деятельность на данном рынке.

Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 35,6% непродовольственных товаров - 64,4%. Объем реализации продовольственных товаров уменьшился по сравнению с январем-декабрем 2021 года на 5.4%, непродовольственных товаров увеличился на 6,6%.

Наибольший удельный вес объема розничной и торговли продовольственных товаров по итогам 2022 года занимают в разрезе регионов: Карагандинская обл. - 42,8%. Улытау - 41.9%, Северо-Казахстанская обл. - 41,6%, Актюбинская обл. - 39,7%, Жамбылская обл. – 38,5%. Кызылординская обл. - 37,6%, г. Алматы - 34,6%.

Ключевые проблемы в отношениях между торговыми сетями и поставщиками заключаются в навязывании неравноправных условий сотрудничества, ограничивающих возможности производителей.

Основным источником дохода ритейлеров является торговая наценка, а также дополнительные услуги, включая продвижение товаров и продажу рекламных площадей, Также имеет место, превышении максимально допустимого законом размера торговой надбавки в 15% на СЗПТ со стороны торговых сетей, влияющее на конечную стоимость товара.

Агентством выявлено 27 фактов нарушения законодательства в сфере торговой деятельности.

В пределах компетенции антимонопольного органа, было вынесено 4 уведомления в отношении крупных торговых сетей по признакам нарушения законодательства в области защиты конкуренции.

Кроме того, поднимается проблема несвоевременной оплаты товаров, вынуждающая поставщиков работать в условиях, диктуемых торговыми сетями.

В заключение, анализ подчеркивает необходимость совершенствования законодательства РК для устранения дисбаланса между участниками рынка и способствования здоровой конкурентной среде.

Агентство активно взаимодействует с уполномоченными органами (МТИ)  по совершенствованию действующего законодательства о регулировании торговой деятельности. В настоящее время, уполномоченным органом вносятся соответствующие изменения.

Подробнее с анализом можно ознакомиться здесь: https://www.gov.kz/memleket/entities/zk/documents/details/610551?lang=ru 

08 февраля 2024
СОЗДАНИЕ РЕЕСТРА УЧАСТНИКОВ ГОСМОНОПОЛИИ И ОБЛАДАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ПРИВЕЛО К СОКРАЩЕНИЮ РАСХОДОВ НА 30 МЛРД ТЕНГЕ

В октябре 2022 года, по решению Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции, был утвержден перечень из 18 компаний, обладающих статусом государственных монополий, и 17 компаний с особыми правами.

В соответствии с законодательством, данные организации ограничены в своей деятельности, в том числе в производстве несвойственной продукции, участии в других юридических лицах, передаче прав и установлении цен без согласования с государством.

Агентство по защите и развитию конкуренции осуществляет прямой контроль за соблюдением установленных ограничений, в результате чего были привлечены к ответственности три субъекта госмонополии за нарушения. Это касается таких организаций, как РГП «Фитосанитария», РГКП «Казахское лесоустроительное предприятие», РГП на ПХВ «Национальный Центр аккредитации».

(Согласно статье 160 Кодекса об административных правонарушениях несоблюдение  субъектам предусмотренных ограничений влечет штраф в размере 300 МРП).

Помимо этого, было предотвращено создание новых монополий и предложено перевести шесть видов деятельности в сферу конкуренции.

В рамках Шестого антимонопольного пакета мер предусмотрено лишение пяти компаний статуса операторов, при этом соответствующий законопроект находится на стадии согласования и ожидается его представление в Парламент во втором квартале 2024 года.

Также по итогам проведенной работы, лишены специального права и исключены из реестра два оператора, это - ТОО «Kazimpex» (Казимпекс) и АО «Казпочта».

Агентством было выявлено еще 18 действующих операторов, закрепленных на законодательном уровне. На данный момент 13 из них находятся в стадии анализа, 2 уже признаны обладателями специальных прав, а 3 не соответствуют предусмотренным критериям.

Инициативой Агентства десять министерств получили полномочия по утверждению цен на услуги субъектов специального права по согласованию с антимонопольным органом.

Была проведена экспертиза более чем 1 000 услуг, предоставляемых 15 субъектами госмонополии. При этом в общей сложности оптимизированы от проектных затрат указанных субъектов на общую сумму более 30 млрд тенге.

02 февраля 2024
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АЗРК ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ МЕЖДУНАРОДНОМ ЦИФРОВОМ ФОРУМЕ «DIGITAL ALMATY 2024: «INDUSTRY X: ЦИФРОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ БУДУЩЕГО»

В ходе панельной сессии, озаглавленной «Качество связи и повышение тарифов», заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК, Б. Самбетов, поделился результатами проведенного анализа на рынке сотовой связи. По его словам, важным выводом анализа является высокая концентрация рынка, где присутствуют три оператора.  Среди них два являются государственными компаниями, а именно дочерними структурами АО «Казахтелеком» (группа компаний АО «Казахтелеком» с дочерними мобильными операторами АО «Kcell» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» с общей долей - 63%, и ТОО «Кар-Тел» с долей 37%).

Также Б. Самбетов выразил позицию Агентства относительно демонополизации рынка сотовой связи, подчеркнув необходимость вывода одного из мобильных операторов в конкурентную среду.

«Мы во всех выступлениях, во всех программных документах предлагаем вывести одного субъекта в конкурентную среду. Считаем, что чем больше будет операторов, конечно, в разумных количествах, и чем меньше будет участие государства, тем больше будет конкуренция. Там, где есть конкуренция, всегда будет присутствовать состязательность, а также качество и хорошая цена», - отметил заместитель Председателя.

Кроме того, Б. Самбетов отметил, что в 2023 году по тарифным планам для сотовых операторов зафиксирован значительный рост цен от 7,7% до 57,3%.

В этой связи Агентством в адрес сотовых операторов были направлены 5 уведомлений о прекращении признаков антимонопольного законодательства, а также начаты расследования.

Социальные сети
Instagram
Меню подвал
Национальный стандарт Республики Казахстан
Жизненные ситуации
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Новостной канал государственных органов
Концепция цифровой трансформации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК