В Казахстане все чаще фиксируются случаи обмана при продаже товаров. Особенно участились случаи, когда товары сомнительного качества или по завышенной цене оформляются в кредит. В Комитете по защите прав потребителей рассказали Zakon.kz пару эпизодов.
Так, в Западно-Казахстанской области казахстанец принял участие в презентации массажной накидки.
Продавцы, конечно же, представили товар как высокотехнологичный продукт, который якобы оказывает значительное положительное воздействие на здоровье.
https://inbusiness.kz/ru/last/massazhnuyu-nakidku-za-million-tenge-priobrel-kazahstanec
https://azh.kz/ru/news/view/115409
https://alau.kz/kazahstancy-stali-chashhe-brat-kredity-na-pokupku-massazhnyh-nakidok/
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан заменить товар немедленно или в течение 30 дней, если необходима экспертиза. Кроме того, закон дает потребителю право требовать возврата уплаченной суммы, если товар ненадлежащего качества и это не было оговорено заранее.
— Покупатель направил продавцу официальную претензию, однако ответа в установленный срок не получил, — уточнили специалисты.
Недобросовестные предприниматели норовят всучить покупателям некачественный товар или выполнить работу спустя рукава? Что необходимо знать, чтобы не стать их жертвами, разбирался корреспондент YK-news.kz.
История одной сумки
Жительница Усть-Каменогорска Мария каждое лето летает в Российскую Федерацию, где живет и работает ее старший сын. Как всякая мать, Мария едет в гости не с пустыми руками: везет дары родной природы, мед, казахские деликатесы, которых не достать в далеком Питере. Для всего этого необходима достаточно большая и прочная сумка. Именно такую женщина приобрела несколько лет назад.
Возврат возможен — главное, действовать быстро
При содействии специалистов мужчина составил заявление, после чего продавец сам вышел с ним на связь и согласился вернуть все деньги.
Аналогичная история произошла и с другим покупателем — Н.
Он также приобрёл массажное устройство в кредит за миллион тенге и только потом выяснил, что его реальная стоимость куда ниже.
Ему тоже удалось добиться возврата средств благодаря помощи юристов.
В условиях активного развития онлайн-торговли и маркетплейсов, защита прав потребителей становится одним из важнейших аспектов. В последние годы всё больше людей сталкиваются с нарушениями своих прав при совершении покупок через интернет, что влечёт за собой необходимость вмешательства государственных органов. Примером такого случая стал инцидент с потребителем Т., который приобрёл телевизор через маркетплейс.
В начале текущего 2025 года потребитель Т. сделал заказ телевизора Samsung 109 см стоимостью 4 145 тенге в одном из магазинов маркетплейса. Оплата была произведена в полном объёме, что подтверждается соответствующим платёжным документом.
Однако уже на следующий день, заказ был в одностороннем порядке отменён продавцом. Причина отмены, указанная продавцом, - "не смогли дозвониться". При этом альтернативные способы связи, такие как электронная почта, СМС, уведомления в приложении или официальный отказ, не были предложены. Эта ситуация вызвала справедливые вопросы у потребителя, поскольку отмена заказа по формальной причине без предварительного уведомления нарушает его права.
Согласно статье 8-1 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» продавец обязан надлежащим образом исполнять обязательства по договору купли-продажи.
Согласно статье 24 Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей", продавец (или изготовитель) обязан продать товар по указанной стоимости, а потребитель вправе приобрести товар согласно указанной цене, которая должна быть зафиксирована в ярлыке цены на витринах торгового объекта. В данном случае цена была зафиксирована на маркетплейсе, и покупатель не должен сталкиваться с изменением этой цены или отменой заказа без должных причин.
Продавец не имеет права произвольным образом изменять условия договора, включая отмену заказа после оплаты, не предоставив убедительных и обоснованных причин для этого.
В связи с нарушением своих прав, потребитель Т. обратился в Департамент торговли и защиты прав потребителей МТИ по Акмолинской области (далее-Департамент). Департамент подтвердил, что действия продавца не соответствуют нормам законодательства и нарушают права потребителя. В ответ на заявления потребителя, Департамент в рамках своей компетенции провёл информационную работу с продавцом. В ходе, которой продавец был уведомлён о его обязанностях перед покупателями, в том числе о необходимости предоставлять полную информацию о товаре, исполнять обязательства по договору и соблюдать сроки поставки. В результате ситуация была разрешена: продавец исполнил свои обязательства и поставил товар, а потребитель Т. получил телевизор Samsung 109 см по первоначальной стоимости 4 145 тенге.
Важно, чтобы продавцы и маркетплейсы, обеспечивали надлежащую коммуникацию с покупателями и строго исполнили условия договоров купли-продажи, что поможет повысить доверие потребителей к электронной торговле и избежать подобных инцидентов в будущем.
За первые три месяца этого года в комитет защиты прав потребителей поступило 357 обращений в этой сфере. Тогда как за весь прошлый год зарегистрировали 877 подобных жалоб. Количество обращений выросло.
Жансая Дадын, главный эксперт комитета по защите прав потребителей: «В основном жалобы на некачественные онлайн и оффлайн курсы, низкую подготовку, отказ возврата средств за обучение, отсутствие лицензии у преподавателей. Данные жалобы направляются в уполномоченные органы в сфере образования министерство просвещения и науки и высшего образования».
https://finratings.kz/news/3127-kazakhstantsy-massovo-zhaluiutsia-na-kachestvo-onlain-kursov/
По итогам 2024 года выручка одного из крупнейших ритейлеров Казахстана, сети магазинов «Мечта» сократилась на 15%, составив 261 миллиард тенге против 308 миллиардов годом ранее, разберемся в деталях, передает Bizmedia.kz.
https://bizmedia.kz/2025-05-12-potrebiteli-stali-ekonomnee-vyruchka-mechty-snizilas/
С начала года в региональный департамент торговли и защиты прав потребителей поступило в общей сложности 677 жалоб. По словам заместителя руководителя управления торговли и защиты прав потребителей Нурбергена МАМУТОВА, 435 заявлений удовлетворили, по 107 провели разъяснительную работу.
https://time.kz/articles/territory/2025/05/09/a-kachestvo-hromaet
За первые четыре месяца 2025 года в департамент торговли и защиты прав потребителей Мангистауской области поступило 677 заявлений от жителей региона, которые остались недовольны оказанием услуг в различных сферах, передает Lada.kz со ссылкой на Центр общественных коммуникаций МО.
В Комитете по защите прав потребителей на наглядном примере рассказали, как можно вернуть деньги за услугу, которую потребитель купил, но не воспользовался ей, сообщает Zakon.kz.
В конце апреля 2025 года астанчанин приобрел услугу по трудоустройству за границей – в Литву, оформив рассрочку через банковское приложение на сумму 500 000 тенге и дополнительно оплатив 18 000 тенге за подготовку должности.
https://www.zakon.kz/finansy/6477178-kak-vernut-dengi-za-uslugu-kotoroy-vy-ne-vospolzovalis.html