В преддверии Нового года 18 семей из посёлка Осакаровка получили жильё. Среди новосёлов малообеспеченные и неполные семьи, дети-сироты и другие социально уязвимые категории граждан. Все квартиры предоставлены на условиях аренды с правом выкупа.
Поздравил с новосельем и вручил ключи аким Осакаровского района Руслан Нурмуханбетов. Он отметил, что это важное событие не только для новых владельцев жилья, но и для всего района.
– Это новый этап в вашей жизни, возможность создать комфорт и уют для себя и своих близких, – сказал он.
Гульжан Алтынбаева, одна из новосёлов, не скрывает своей радости:
– Наша семья очень счастлива, что Новый год мы встретим в новом доме. Особенно рады дети. Нам нравится здесь всё. Поздравляю всех с наступающим Новым годом, желаю мирного неба и благополучия. Пусть дети растут здоровыми!
В этом году в Осакаровском районе уже 44 семьи обрели крышу над головой. Строительство жилых домов продолжается.
В Казахстане предпринимаются масштабные меры по модернизации и реформированию системы высшего и послевузовского образования: от внедрения самых передовых методов обучения, развития современной инфраструктуры до всемерной поддержки студентов. Увеличивается объем выделяемых средств на развитие науки. Внедряются программы по поддержке и коммерциализации разработок отечественных ученых.
В целом система образования и сфера науки находится на стадии динамичного развития, что продиктовано запросами научно-технологического прогресса. Редакция сайта Primeminister.kz продолжает серию публикаций об итогах развития Казахстана в 2024 году.
Высшее и послевузовское образование
На сегодня в Казахстане функционируют 120 высших учебных заведений, из них национальные вузы – 11, государственные – 29, негражданские – 14, АОО (Автономная организация образования) – 1, международный – 1, акционированные – 16 и частные – 48. Контингент обучающихся составляет более 642,5 тыс. человек, по госзаказу обучается более 255,6 тыс. студентов.
Количество выпускников – 182,6 тыс. человек, из них на бакалавриате обучается – 157 тыс., в магистратуре – 21 тыс., докторантуре – более 1,8 тыс. и более 2,1 тыс. в резидентуре.
Общий профессорско-преподавательский состав насчитывает 37,4 тыс. человек, из них 46,5% имеют ученую степень (2023 г. - 44,5%). Число кандидатов наук – 10,5 тыс. (2023 г. - 10,4 тыс.) человек, докторов наук – более 2,7 тыс. (2023 г. – более 2,6 тыс.) человек, докторов PhD – более 4,1 тыс. человек (2023 г. – более 3,7 тыс.).
С каждым годом увеличивается объём госзаказа на подготовку кадров. На 2024–2025 учебный год выделено более 94,2 тыс. (2023 г. – более 88,2) грантов, из них более 78,2 тыс. на бакалавриат, 13,1 тыс. на магистратуру и 2,9 тыс. на докторантуру.
Ежегодно выделяется 5 тыс. целевых образовательных грантов для молодёжи из западных, густонаселённых и вновь созданных регионов (Абай, Ұлытау, Жетісу, Туркестанская, Мангистауская, Атырауская области и г. Шымкент).
По результатам конкурса 412 детей-сирот, 382 человека с инвалидностью, более 3,5 тыс. детей из многодетных семей, 933 ребенка из неполных семей, 437 детей из семей, воспитывающих детей с инвалидностью, получили гранты на обучение.
В этом году, в результате изменения процедуры приема, более 1,6 тыс. этнических казахов получили образовательные гранты (в 2023 году – 804).
Для обеспечения системы здравоохранения кадрами госзаказ в резидентуре увеличен с 1,5 до 2,5 тыс. грантов, то есть на 70%. Для обеспечения кадрами водной отрасли создан НАО «Казахский национальный университет водного хозяйства и ирригации».
В 2024–2025 учебном году реализуется пилотный проект по присуждению дифференцированных грантов с частичной платой за обучение. Впервые предусмотрены 300 дифференцированных грантов по педагогическим специальностям и социальным наукам. Государство покрывает 50% стоимости обучения, при этом студент получает полноценную стипендию.
Проект Закона «О внедрении единой добровольной накопительной системы «Келешек» одобрен во втором чтении Сената Парламента РК и будет направлен на подпись Президенту РК.
С сентября 2024 года повышен размер стипендии: по программам бакалавриата на 20% до 47,1 тыс. тенге (2023 г. – более 41,8 тыс. тенге), по педагогическим наукам до 75,6 тыс. тенге (2023 г. – 67,2 тыс. тенге); для магистрантов – на 15 % до 107 тыс. тенге (2023 г. – более 97 тыс. тенге), для докторантов до 240 тыс. тенге (2023 г. – 217,5 тыс. тенге).
Обеспеченность общежитиями
В республике по поручению Президента решается вопрос нехватки общежитий для студентов. В 2023 году введено 43 общежития на 10,3 тыс. мест. По состоянию на 26 декабря 2024 года введены 40 общежитий на 11 079 мест (для студентов вузов 32 общежития на 8996 мест, для студентов колледжей 8 общежитий на 2083 места).
Увеличен размер государственного заказа для национальных вузов гг. Алматы и Астаны с 92 МРП до 182 МРП после ввода объекта в эксплуатацию в течение 6 лет при реконструкции (проект НПА на стадии согласования с госорганами).
Международное сотрудничество
Проработано 23 стратегических партнёрства, из них 16 филиалов зарубежных вузов, в работе 10 стратегических партнёрств.
В международный рейтинг лучших университетов мира QS WUR вошёл 21 вуз (КазНУ им. аль-Фараби 163-е место). В рейтинге Times Higher Education приняли участие 29 казахстанских вузов, из них 4 вуза заняли позиции в списке.
Вузами реализуется около 245 совместных образовательных и двудипломных программ. Ежегодно выделяются средства на привлечение 200 зарубежных учёных для преподавания. В реестр включено более 8 тыс. образовательных программ, 57% из них обновлены.
Разработана модель цифровых университетов. С 2023 года данная модель запущена в пилотном режиме на базе двух вузов: КазНИТУ им. К. Сатпаева и ВКТУ им. Д. Серикбаева.
В целях развития сотрудничества и применения инновационных технологий обучения проведены переговоры и подписаны меморандумы с такими крупными компаниями, как Coursera, Huawei Technologies Kazakhstan, Binance Kazakhstan. Для предоставления сертифицированных курсов Huawei на базе 40 вузов созданы Huawei ICT Academy. По поддержке Binance Kazakhstan около 350 преподавателей ИКТ факультетов 22 вузов прошли обучение по блокчейн-технологиям. Проект Coursera охватил 93 университета по всей стране, предоставив доступ к онлайн-курсам по востребованным навыкам. 152 курса были переведены на казахский и русский языки, а 4 тыс. курсов получили машинный перевод на казахский язык. Более 70 тыс. учащихся получили более 140 тыс. сертификатов по различным дисциплинам. В каталоге Coursera 10 тыс. курсов от ведущих университетов и профессоров мира. На сегодня переведено около 102 курсов Coursera на казахский и русский языки. На 2024 год 40 тыс. лицензий выделено казахстанским студентам из 93 вузов. Студенты получили доступ к более 20 тыс. онлайн-курсам и 4,2 тыс. курсам по AI от ведущих университетов и профессоров мира. Программа способствовала развитию предпринимательства и инноваций среди студентов. Университеты начали интегрировать курсы Coursera в свои учебные планы и разрабатывать собственные онлайн-курсы.
В целях вовлечения студентов по IT-направлениям в проекте OpenSearch и приобретения опыта отраслевого уровня был подписан Меморандум о взаимопонимании между МНВО и компанией Amazon.
В сфере искусственного интеллекта (ИИ) принят межвузовский стандарт ИИ, 17 вузами разработана 21 образовательныя программа: «Прикладной искусственный интеллект», «Инженерия ИИ и блокчейн», «Кибернетика и ИИ», «ИИ в медицине», «Искусственный интеллект и анализ данных», «Смарт технологии и искусственный интеллект в транспортном машиностроении», «Компьютерная наука и искусственный интеллект» и другие.
Выпускники новых ОП будут обладать такими навыками, как программирование на Python, работа с библиотеками и фреймворками (TensorFlow, Keras, PyTorch), анализ данных и визуализация (Pandas, NumPy, Matplotlib, Seaborn), обработка естественного языка (NLP), работа с большими данными и базами данных (SQL, NoSQL), интеграция ИИ- решений в бизнес-процессы, разработка и внедрение нейронных сетей, автоматизация процессов с использованием ИИ и другими.
Совместно с Сеульским техническим университетом открыта Высшая школа ИИ и информатики на базе Кызылординского университета имени Коркыт Ата. Открыты филиал City University of Hong Kong на базе КазНИТУ им. К. Сатпаева (программы двойного диплома по искусственному интеллекту), Центр искусственного интеллекта на базе ВКТУ им. Д. Серикбаева совместно с Мастерской Лу Бань. Также проводится работа по открытию второй Мастерской Лу Бань на базе ЕНУ им. Л. Гумилева. Планируется открытие третьей Мастерской Лу Бань на базе Академии Логистики и транспорта имени М. Тынышпаева.
МНВО представлено Главе государства пилотная программа по ИИ AI-Sana, направленная на всестороннее развитие навыков в области ИИ среди студентов всех уровней. Она охватывает 100 000 участников, делая акцент на раскрытии потенциала ИИ в национальной экономике и поддержке технологического предпринимательства. Особое внимание уделено созданию DeepTech-стартапов, которые могут стать драйвером технологического и экономического роста Казахстана. Эта инициатива направлена на создание благоприятных условий для подготовки квалифицированных кадров и развития технологий ИИ, обеспечивая новый импульс для научно-технологического развития страны.
AI-Sana включает в себя интеграцию образовательных, исследовательских и прикладных подходов (формирование фундаментальных знаний и навыков в области ИИ, подготовка специалистов для внедрения ИИ в ключевые отрасли экономики, создание устойчивой экосистемы, способствующей генерации DeepTech-стартапов на базе вузов и научно-исследовательских институтов).
Программа разработана при участии международных экспертов. Ведущую роль в ее формировании сыграл Пол Ким, главный технологический директор и ассоциированный декан Стэнфордской высшей школы образования. При разработке также используется опыт экспертов из Stanford University, Imperial College London, King’s College London, Royal Academy of Engineering, а также инновационных платформ SETsquared и UKSPA.
Ключевую роль в реализации программы играют университеты Казахстана (КазНУ имени аль-Фараби, ЕНУ имени Л. Н. Гумилева, КазНИТУ имени К. И. Сатпаева).
15 отечественных вузов в 2024 году внедряют курсы Google по искусственному интеллекту. 5 тыс. студентов участвуют в проекте в рамках курса Generative AI. 2 вуза (КазНПУ им. Абая и АРУ им. Жубанова) участвуют в пилотном проекте Google for education.
По NVIDIA – 12 вузов участвуют в проекте DLI, 12 сертифицированных амбассадоров получат сертификаты NVIDIA, 2 преподавателя получили сертификат DLI от NVIDIA.
Министерством проводится работа по взаимному сотрудничеству с компанией 01 EduSystem по открытию инновационных школ программирования. Данный проект будет реализован в 20 региональных вузах. Пилотным проектом будет выступать Yessenov University. Усилена цифровая экосистема в вузах. Учебные заведения подключены к платформам LMS (Platonus, Univer, Moodle и др.).
Кадровое обеспечение и внедрение новых программ обучения
Для внедрения системы опережающего кадрового обеспечения, реализуется проект «Мамандығым–Болашағым». На сегодня в 20 регионах утверждены региональные дорожные карты по реализации проекта. В 9 регионах разработаны региональные карты потребности в кадрах: Павлодарской, Мангистауской, Карагандинской, Актюбинской, Жамбылской, Акмолинской областях и регионе Жетісу, гг. Астана и Алматы по 45 отраслям. В настоящее время осуществляется разработка региональных карт в 5 регионах – Алматинской, Атырауской, Костанайской, Туркестанской областях и регионе Ұлытау. Завершение планируется до конца 2025 года. В результате вузами актуализировано более 900 ОП с учётом региональных карт потребностей, в т. ч. в 50 вузах РК внедрили 440 новых ОП в рамках проекта.
В рамках поручения Главы государства МНВО с 1 сентября т. г. начата подготовка «индустриального РhD» совместно с крупными производственными компаниями. Выделено 100 грантов. В подготовке задействованы 8 вузов, 132 предприятия. Научные исследования, инженерные школы в связке с опытно-конструкторскими работами будут способствовать внедрению новаторских решений в производство. Разработана Концепция инженерного образования.
Подготовка педагогических кадров
На сегодняшний день 54 вуза имеют лицензии по педагогическим направлениям. Поэтапно повышаются требования к поступлению абитуриентов на педагогические специальности. Отмечается положительная динамика поступающих на педагогические направления из числа талантливой молодёжи. В 2024 году было присуждено более 1,7 тыс. грантов обладателям нагрудного знака «Алтын белгі».
В т. г. средний балл ЕНТ, поступающих на педагогические программы, составил 105 баллов (в 2023 г. – 102,5). Ежегодно растёт количество грантов на педагогические направления. Если в 2023–2024 учебном году было выделено 15 923 гранта, то в 2024–2025 учебном году – 15 973 гранта.
Педагогические вузы продолжают работу по обновлению образовательных программ (ОП). В Реестр образовательных программ внесено более 1,7 тыс. программ, из них 89,7% обновлено на основе профстандарта «Педагог».
Завершён проект Всемирного банка «Модернизация среднего образования». В рамках проекта разработаны 30 инновационных образовательных программ.
Кроме того, обучение прошли 67 преподавателей по методике ранней диагностики аутизма ADOS-2, коррекционной поддержке детей с ООП. На сегодня кабинетами инклюзивного образования оснащены 14 вузов, осуществляющих подготовку кадров по направлению «Специальная педагогика». Закуплены принтеры для печати шрифтом Брайля. Принята Концепция педагогического образования.
В рамках программы «Болашак» в лучших вузах мира подготовлено более 12,6 тыс. человек, из них по категории «Научно-педагогические работники» – более 1, 9 тыс человек.
Обновление ректорского корпуса
Внедрена новая система назначения ректоров путём проведения конкурса. Обновлено более 50% ректорского корпуса. Привлечены молодые управленцы из числа выпускников ведущих зарубежных вузов, стипендиатов программы «Болашақ».
Приняты меры по созданию центров академического превосходства. В этом году 6 вузов заключили договоры.
В дальнейшем планируется, что 7 вузов будут принимать участие в конкурсах на программно-целевое финансирование научных исследований на 2025–2027 годы для создания ЦАИП.
Разработана программа развития КазНИТУ им. К. Сатпаева на 2022–2026 годы с созданием на его базе научно-исследовательского хаба новых технологий в инженерном образовании и науке.
Пяти вузам присвоен статус исследовательского университета (Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, Карагандинский университет им. Е. А. Букетова, КазНИТУ им. К. И. Сатпаева, ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, КазНУ им. аль-Фараби).
Развитие науки
Увеличено государственное финансирование прикладной науки на 2024–2026 годы до 476,9 млрд. тенге (из них ПЦФ – 211 млрд тенге, ГФ – 198 млрд тенге, ГФ коммерциализации – 67,9 млрд тенге). Число организаций, занимающихся научными исследованиями, выросло до 425, что на 11 единиц больше, чем в 2022 году. Численность научного персонала достигла 25,4 тыс. человек (+13% к предыдущему году).
В целях привлечения молодёжи в науку между МНВО и АО «Отбасы банк» подписано соглашение о сотрудничестве по программе льготного кредитования для молодых учёных на 2023–2027 гг. АО «Отбасы банк» в рамках соглашения 1 декабря 2023 года запустило программу ипотечного кредитования для молодых учёных. Максимальная сумма кредита составит 20 млн тенге, срок займа – 19 лет. По итогам 8 месяцев 2024 года выдано 290 квартир. Это создаёт дополнительные стимулы для молодых учёных оставаться в Казахстане и развивать науку в стране. На безвозмездной основе молодым учёным передано 20 квартир.
В 2023 году 809 учёным присуждены гранты на прохождение научных стажировок в ведущих центрах мира. На данный момент по итогам двух заседаний Республиканской комиссии 80 претендентам одобрено прохождение научных стажировок.
Особое внимание уделяется созданию условий в подготовке научных кадров (докторов PhD), увеличен госзаказ в докторантуру до 1,9 тыс. мест.
Принят Закон «О науке и технологической политике», направленный на развитие науки и реализацию технологической политики, внедрение результатов научных достижений для обеспечения конкурентоспособности страны, а также на решение стратегических, профессиональных и социальных вопросов научной деятельности.
Подписан Закон «О государственных закупках», предусматривающий нормы, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, приобретаемых НИИ и вузами, необходимых для выполнения научных исследований и научных работ без общей бюрократической процедуры государственных закупок. Порядок закупки будет определён МНВО по согласованию с уполномоченным органом в сфере государственных закупок.
Должностные оклады работников научных организаций увеличены на 18%, а с января 2025 года планируется увеличение на 17%.
Кроме того, в рамках норм, предусмотренных Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам науки», увеличен размер доплат научным работникам за наличие учёных званий. К примеру, размер доплат увеличен до 25-кратного МРП для ассоциированного профессора (доцента) с учёной степенью кандидата наук, доктора философии и доктора по профилю (ранее – 17 МРП); до 42-кратного МРП для ассоциированного профессора (доцента) с учёной степенью доктора наук (ранее – 34 МРП); до 50-кратного МРП для профессора с учёной степенью кандидата наук, доктора философии, доктора по профилю и доктора наук (ранее – 17 МРП).
Укрепляется институциональная роль Национальной академии наук, решены вопросы бюджетного финансирования НАН РК. 250 научных организаций пользуются базами данных Web of Science, Scopus и Wiley.
В текущем году реализуются 2297 научных проектов, 299 научно-технических программ, 206 проектов коммерциализации. Молодыми учёными реализуется 1055 научных проектов. К примеру, учёные Казахского национального исследовательского технического университета им. К. Сатпаева изобрели метод по выработке химического элемента селена с чистотой 99,5%, который широко применяется в медицине, электронике и производстве стекла.
На 2024–2026 гг. предусмотренный бюджет науки составил 703,6 млрд тенге, что по сравнению с предыдущим трёхлетним периодом больше на 9 %. В 2024 году из республиканского бюджета (после 11-й корректировки РБ) на развитие науки было выделено 177,3 млрд тенге, в том числе ПЦФ – 66,2 млрд тенге, грантовое финансирование – 75,2 млрд тенге, финансирование фундаментальных научных исследований – 3,1 млрд тенге, грантовое финансирование проектов коммерциализации – 22,9 млрд тенге, базовое финансирование – 9,9 млрд тенге.
В 2024 году доля внутренних затрат на НИОКР в ВВП выросла с 121 млрд до 173 млрд тенге (с 0,13% до 0,14% от ВВП).
Министерство науки и высшего образования РК активно поддерживает партнёрство между казахстанской наукой и приоритетами крупной промышленности. Примером успешного взаимодействия служат научно-технологические сессий. В 2024 году было проведено 7 научно-технологических сессий (хакатонов) в разных городах Казахстана. На каждом из них решались научно-производственные задачи, разрабатывались прототипы решений и формировались технические задания на программно-целевое финансирование. Общее число участников варьировалось от 50 до 100 человек, включая учёных и экспертов предприятий. Научно-технологические сессии были организованы в сотрудничестве с ведущими предприятиями страны, что обеспечило актуальность и практическую ценность решаемых задач.
Основные направления задач, решаемых на научно-технологических сессиях, включали добычу и переработку ценных металлов, экологию и переработку отходов, цифровизацию и автоматизацию процессов, повышение эффективности производств, улучшение обработки почв и ирригацию в агропромышленном комплексе, а также обеспечение технической безопасности и защиту здоровья сотрудников.
Таким образом, на научно-технологические сессии было привлечено более 400 учёных и экспертов, сформулировано более 100 научно-технических решений под задачи компанией. На заседании ВНТК представлено 11 технических заданий по итогам научно-технологических сессий с Казахмысом, ERG и КазАтомПром. Таким образом, 10% общего объёма научно-технических заданий в этом году основаны на результатах реальной работы с крупными предприятиями. Остальные решения будут вынесены на ВНТК по конкурсу программно-целевого финансирования на 2026–2028 гг.
В Балхаше построили современную школу на 900 мест по национальному проекту «Комфортные школы». Для детей с особыми образовательными потребностями здесь создана инклюзивная среда, которая делает школу доступной для каждого ученика.
Обучение будет вестись на государственном языке.
Школа № 12 расположена по адресу мкр-н К. Нуржанова, 24/1, и готова принять учеников. В ней 36 учебных кабинетов. Есть тут и интерактивные классы, оснащённые мультимедийным оборудованием для более эффективного усвоения учебного материала, и классы робототехники, где ученики смогут разбираться в технологиях будущего.
Особенность школы – наличие передовых STEM-лабораторий для изучения и практического применения знаний в области науки, технологии, инженерии и математики.
Для занятий и отдыха в школе есть библиотека, медиацентр, коворкинг.
На территории обустроены спортивные площадки, футбольное поле и игровые зоны, чтобы дети могли активно проводить время.
Новое учебное заведение решает проблему дефицита ученических мест в Балхаше, создавая современную и комфортную образовательную среду.
Стартап-экосистема «Терриконовая долина» создала в этом году отдел Terricon Venture. Главная задача – инвестировать в стартапы и создать собственный венчурный фонд для поддержки инноваций в регионе.
В результате симбиоза частные инвесторы получают дополнительный доход и деловые связи, а стартаперы – финансирование и экспертную поддержку.
– Отдел Terricon Venture организовывает мероприятия, которые помогают владельцам бизнеса освоить основы венчурного инвестирования, минимизировать риски благодаря совместным вложениям и внести вклад в развитие технологических решений. При этом стартапы получат не только материальные ресурсы, но и доступ к компетенциям опытных предпринимателей, – отмечает СЕО «Терриконовой долины» Сабир Ниязов.
За последние четыре месяца команда Terricon Venture провела уже две школы бизнес-ангелов, где приглашёнными спикерами выступили признанные эксперты венчурного бизнеса. Для предпринимателей были организованы встречи с ведущими бизнес-ангелами и инвесторами республики. Со стартаперами своим опытом построения бизнеса поделились основателями успешных стартапов.
Важным шагом в развитии проекта стало совместное с бизнес-ангелами инвестирование в четыре перспективных стартапа, которые прошли акселерационную программу «Терриконовой долины». Это 22AI, Zantech, Renda и Teleport 3D.
– С момента запуска новых потоков программы «Акселератор» в июне этого года мы совместно с бизнес-ангелами вложили больше 50 млн тенге в четыре стартапа и выдали гранты на развитие ещё нескольких проектов. Это лишь начало, но уже сейчас видно, что объединение усилий бизнес-ангелов и стартапов даёт ощутимые результаты, – говорит руководитель отдела Terricon Venture Мария Жиркова.
– Если у вас есть хорошая идея, но вы не знаете, как её реализовать, приходите в бизнес-программы «Терриконовой долины». Лучшие эксперты помогут вам создать продукт, который позволит не только зарабатывать, но и приносить пользу обществу, – обращается к карагандинцам основатель платформы Zantech Сауле Кусаинова.
В планах отдела Terricon Venture официальное открытие клуба бизнес-ангелов. Он станет площадкой для обмена опытом, поиска перспективных стартапов и поддержки предпринимателей, заинтересованных в участии в технологичных и инновационных проектах.
По информации IT-хаба «Терриконовая долина»
В Карагандинской области минувшим летом в отрядах «Жасыл ел» получили работу почти пять тысяч молодых людей. Число бойцов увеличилось на две тысячи. Благодаря зелёному движению смогли заработать подростки из малообеспеченных и многодетных семей. Глава региона Ермаганбет Булекпаев предложил в следующем году в трудовые отряды набрать ещё больше человек.
– На две тысячи был увеличен охват молодёжи в отрядах «Жасыл ел». При этом уделили внимание подросткам, нуждающимся в особой поддержке. Это хорошая поддержка семьям. В следующем году по возможности по всем городам и районам необходимо увеличить занятость в трудовых отрядах, – сказал аким области на заседании совета по делам молодёжи.
Об итогах года доложил руководитель управления по вопросам молодёжной политики Нұржан Ілияш.
Он отметил, что в области каждый четвёртый житель – представитель молодого поколения. В регионе действуют 14 молодёжных ресурсных центров, 71 молодёжное НПО.
Один из наиболее важных вопросов – жильё. В 2022 году в области запустили льготную ипотеку для молодых специалистов. В этом году к Караганде и Темиртау присоединилась Сарань. В программе смогли принять участие молодые специалисты по десяти категориям. По молодёжной ипотеке было предоставлено 113 квартир.
Реализуется комплексный план обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Другое актуальное направление – снижение безработицы. По информации руководителя управления, в этом году было трудоустроено почти 13,5 тыс. молодых человек, ещё около тысячи направлено на молодёжную практику. Активизирована адресная работа с молодёжью категории NEET. На развитие предпринимательства предоставляются государственные гранты.
Победителями конкурса Zhas Project стали 14 человек, которые получили гранты на открытие своего дела.
Для поддержки творческих и креативных инициатив молодёжи в Караганде открылся комьюнити-центр. В нём оборудованы тематические зоны для записи подкастов, мобилографии, уголок управления дроном, коворкинг, студия дизайна и другое. Все услуги бесплатные. Также работают службы психологической, юридической помощи. Можно получить информацию по вопросам профориентации и трудоустройства.
В городах и районах действуют девять коворкинг-центров.
В области 73 волонтёрские организации, в которые входит молодёжь – порядка 4,5 тыс. человек.
Был утверждён план работы совета по делам молодёжи при акимате области на 2025 год.
В Карагандинской области на трезвый образ жизни перешли свыше 60 аулов. Результат показательный: за год там не зарегистрировано ни одного преступления.
О положительном опыте рассказал первый заместитель начальника департамента полиции Жаскайрат Каиров на совете по делам молодёжи при акимате области. На заседании обсуждалась профилактика преступности среди молодёжи.
– В области реализуется проект «Ішімдіксіз ауыл». Уже в 63 населённых пунктах жители полностью отказались от продажи алкоголя и проведения торжественных мероприятий со спиртными напитками. Контроль за соблюдением принятого решения осуществляют старейшины и аксакалы аулов. Проект дал положительный эффект. С начала года в этих населённых пунктах преступлений не допущено, – сообщил Жаскайрат Каиров.
По его словам, «трезвые сёла» имеются во всех семи районах области. Больше всего их в Актогайском, Каркаралинском и Осакаровском районах.
Спикер предложил масштабировать этот опыт по региону.
Отмечено, что чаще всего правонарушения совершаются в пьяном состоянии. Но алкоголь не единственная причина бед. Поэтому важны социальные меры: содействие занятости, поддержка предпринимательства, организация досуга.
Жаскайрат Каиров также рассказал об участии граждан и общественности в охране правопорядка. По его словам, в вузах действуют шесть студенческих отрядов дружинников, а в сельской местности 14 отрядов помогают участковым инспекторам. В области 144 общественных формирования правоохранительной направленности.
В этом году за активное участие в обеспечении охраны общественного порядка денежное вознаграждение получили более 30 человек.
Аким области Ермаганбет Булекпаев отметил, что нужно использовать все эффективные проекты и меры по профилактике молодёжной преступности.
– Профилактика преступности среди подростков и молодёжи – одно из приоритетных направлений государственной молодёжной политики. К этой работе следует привлекать молодёжные организации и НПО, – подчеркнул глава региона.
Новый физкультурно-оздоровительный комплекс на 320 мест открыли в посёлке имени Габидена Мустафина Бухар-Жырауского района. Здесь дети смогут заниматься не только спортом, но и творчеством. Это долгожданный ФОК, о строительстве которого просили жители. Объект построен по спецпроекту «Ауыл – Ел бесігі».
Во время рабочей поездки в Бухар-Жырауский район новый комплекс осмотрел аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев. Он поздравил местных жителей с завершением строительства и отметил, как важно развивать спорт и творчество в сельской местности.
– Сегодня мы стали свидетелями реализации важной инициативы Президента – проекта «Ауыл – Ел бесігі». Искренне поздравляю жителей посёлка с открытием нового объекта. Здесь в районе строим три комфортные школы. Одна из ключевых задач – завершение строительства моста через Нуру. Впереди много работы, и вместе мы сможем достичь ещё больших успехов, – отметил глава региона.
На первом этаже здания просторные залы для занятий спортом для детей и взрослых. Игровой зал для волейбола, баскетбола и мини-футбола, залы для бокса и борьбы.
Откроются секции дзюдо, карате и казакша курес. Есть отдельная тренажёрная зона, раздевалки.
На втором этаже зона творчества. Дополнительные помещения отданы местной детской музыкальной школе.
Тут будут учить не только вокалу, традиционному пению и игре на музыкальных инструментах, а также будет работать кружок изо и декоративно-прикладного искусства. Для массовых мероприятий есть актовый зал на 120–150 человек.
Завершения строительства ждали жители. Теперь есть где заниматься детям и проводить время пенсионерам.
– Моя внучка уже 8 лет занимается в хореографическом ансамбле. Я рада, что у нас появилось такое современное здание, – говорит жительница посёлка Надежда Алексеева. – Живу недалеко и всё это время наблюдала за строительством. Для нашей молодёжи это действительно большое счастье. Теперь у детей есть возможность заниматься в комфортных условиях и развивать свои таланты.
Это уже четвёртый по счёту ФОК в области, открытый в этом году. Ранее в эксплуатацию были сданы физкультурно-оздоровительные комплексы в посёлке Топар Абайского района, в селе Каракудук Бухар-Жырауского района и в посёлке Сарышаган Актогайского района. В 2025 году планируется открытие ещё трёх ФОКов и стадиона.
– В рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» проходит не только строительство ФОКов. У нас, к примеру, строятся три ДК, два из них будут сданы в эксплуатацию в этом году, а один проект переходящий. Кроме того, в районе возводятся 15 объектов здравоохранения. Все эти проекты существенно повлияют на развитие сельских населённых пунктов, – отметил аким Бухар-Жырауского района Ерлан Кусайын.
Ермаганбет Булекпаев побывал и на открытии новой школы на 150 мест в селе Атамекен.
Учебное заведение построено взамен аварийного.
Теперь дети смогут учиться в современных и просторных классах.
Всего в этом году в области открыли шесть школ, четыре из них комфортные.
Аким области также проверил, как продвигается реконструкция моста через реку Нуру.
В будущем он по самому короткому пути свяжет посёлок имени Габидена Мустафина с Темиртау и позволит обеспечить дополнительный проезд по другим направлениям.
Редакция сайта Primeminister.kz продолжает серию публикаций об итогах развития Казахстана. 2024 год стал важным этапом в развитии системы образования. На стадии реализации стратегические цели, направленные на повышение качества образования на всех уровнях – от дошкольного до технического и профессионального.
Сегодня в 11,6 тыс. организациях дошкольного образования воспитывается около 1 млн детей. По итогам 2024 года в регионах страны открыто 627 дошкольных организаций на 75,5 тыс. мест. Это позволило обеспечить дошкольным обучением и воспитанием 93,1% детей в возрасте от 2 до 6 лет, состоящих в очереди.
Для обеспечения прозрачности в распределении мест в дошкольных организациях в текущем году в пилотном режиме внедрена система ваучерного финансирования в четырёх городах Казахстана – Таразе, Шымкенте, Туркестане, Уральске. В дальнейшем её планируется масштабировать по всей стране.
При дошкольных организациях функционирует более 4,2 тыс. консультационных пунктов для родителей детей, не посещающих дошкольные организации. Эти пункты оказывают важную помощь в воспитании и развитии детей, обеспечивая равные стартовые условия для их обучения и подготовки к школе. В текущем году методическую и педагогическую поддержку получили более 328 тыс. родителей и детей. Кроме того, для поддержки этой группы родителей разработано мобильное приложение «Беске дейін үлгер». В пилотном режиме оно протестировано в регионе Абай, а также в Актюбинской, Карагандинской, Кызылординской областях и получило положительные отзывы от родителей.
Кроме того, ведётся работа по синхронизации дошкольного и начального образования, в рамках которой оцифрована индивидуальная карта развития ребёнка.
На основе национальных ценностей разработана программа «Тәрбие бесігі». Для погружения детей в языковую среду с раннего возраста в сентябре запущен пилотный проект «Тілге бойлау», направленный на создание социальной среды в организациях образования. Он основан на международном инновационном опыте. Одной из особенностей метода является то, что он не ограничивает, а наоборот, развивает творчество детей. Это положительно влияет на уровень их связной речи и словесно-логического развития. На сегодня проект реализуется в пяти регионах страны.
Также министерством разработана программа подготовки для будущих первоклассников «Балақайлар мектебі». Она обеспечивает преемственность между детскими садами и начальной школой, даёт возможность педагогам и родителям подготовить детей к системе среднего образования по всем направлениям. Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта. В этом году её прошли 115 тыс. детей.
Среднее образование
Сегодня в системе среднего образования функционирует 7964 школы, в которых обучаются более 3,9 млн детей и трудятся 406 тыс. педагогов.
Одним из крупных достижений этого года стало то, что каждый второй участник международной олимпиады от нашей страны вернулся с призовыми местами. На самой престижной Международной олимпиаде по химии IChO и мировом чемпионате по робототехнике «First Global Challenge» казахстанские школьники обогнали представителей 190 стран, став трёхкратными чемпионами мира на двух олимпиадах. Всего копилка сборной нашей страны пополнилась 563 медалями, из которых 77 золотых, 201 серебряная и 285 бронзовых. 26 казахстанских школьников, завоевавших призовые места на топ-7 престижных олимпиадах, получили денежные премии: за золото – 1500 МРП, серебро – 1000 МРП и бронзу – 500 МРП.
Ещё одним значимым событием стало проведение самой престижной Международной олимпиады по биологии IBO-2024 в Казахстане в июле этого года. В ней приняли участие 305 юных биологов и 275 учёных из 81 страны. Сборная нашей страны ещё раз подтвердила высокий международный имидж казахстанского образования, показав 100% медальный зачёт.
Второй год подряд проводится республиканская предметная олимпиада для учащихся сельских школ. По её итогам количество сельских школьников, занявших призовые места, увеличилось почти в 10 раз, что открыло новые возможности для тысяч ребят.
Впервые в истории страны сразу два педагога удостоились звания «Қазақстанның Еңбек ері» с вручением знака особого отличия – Золотой звезды и ордена «Отан». Это высокая оценка, уважение и доверие, оказанные Президентом, труду педагогов нашей страны. Кроме того, из рук Главы государства 27 педагогов удостоились звания «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». Ещё 64 педагога завоевали статус «Лучший педагог» по итогам республиканского конкурса. Всем 93 педагогам предусмотрена государственная премия в размере 1000 МРП (3,9 млн тенге).
Значительно увеличилось число молодых людей, желающих стать педагогами. Если в прошлом году 1500 обладателей «Алтын белгі» выбрали путь педагога, то в 2024-м их число возросло до 1800. По итогам этого года в школы страны пришли трудиться более 8 тыс. педагогов.
Качественное образование и целенаправленное воспитание тесно связано с профессиональным потенциалом руководителей образовательных организаций. Их подготавливают в рамках инициированного Главой государства проекта «1000 лидеров изменений в образовании». Кроме того, в этом году сертифицировано 376 педагогов дошкольного, среднего, технического и профессионального образования. Помимо этого, более 80 тыс. учителей прошли бесплатные курсы повышения квалификации, организованные АО НПЦК «Өрлеу». Из них сельских педагогов 57,8%.
На сегодня 67% школ находятся в сёлах. В целях нивелирования разницы в качестве образования между городскими и сельскими учебными заведениями разработан проект «Ауыл мектебі – сапа алаңы». Он реализуется в рамках других региональных инициатив: «Развитие потенциала малокомплектных сельских школ с использованием цифровых технологий» в Актюбинской области, «Повышение качества образования по предметам естественно-математического направления» в Алматинской области и «Развитие сети опорных школ «Отпан» в Мангистауской области, «Ustaz Ulytau» в регионе Ұлытау. В целом результаты проекта показали, что по сравнению с 2023 годом качество образования в малокомплектных сельских школах повысилось в среднем на 7–9%.
Для оказания социальной поддержки детям из социально уязвимых семей в подготовке обучающихся к выпускным экзаменам в сентябре 2024 года в 3180 школах страны стартовал новый проект «Цифровой учитель». Учащимся предоставляется доступ к электронным платформам и цифровым образовательным ресурсам. Дополнительными занятиями по основным предметам охвачена 21 114 обучающихся.
По поручению Главы государства Минпросвещения РК совместно с МЦРИАП РК, международным технопарком Astana hub и АО НЦПК «Өрлеу» запустили пилотный проект образовательной онлайн-платформы по обучению основам программирования для школьников и педагогов. Более 300 учителей и тренеров повысят свою квалификацию по двум направлениям: «Искусственный интеллект» и Game Development. Кроме того, более 27 тысяч школьников обучатся навыкам программирования.
Техническое и профессиональное образование
Сегодня в стране функционируют 772 организации технического и профессионального образования, в которых обучаются 565 тыс. студентов, из них 177 тыс. приняты в этом году.
Дуальным обучением охвачено 94 тыс. студентов. По итогам 2024 года объем государственного образовательного заказа в колледжах страны увеличился на 143 тыс. мест, что на 10 тыс. больше по сравнению с прошлым годом. Охват студентов бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям составил 90%. По поручению Главы государства 65% госзаказа направлено на технические специальности, включая машиностроение, транспорт, энергетику, IT, строительство и инженерию. Показатель трудоустройства выпускников колледжей в Казахстане составляет 79%.
В целях поддержки студентов колледжей в два раза увеличены размеры стипендиальных выплат: 2023 г. – 50%, 2024 г. –50% с охватом более 300 тыс. студентов. Более 87% из числа нуждающихся студентов обеспечены местами в общежитиях. В этом году в эксплуатацию сдано 4 общежития на 1,2 тыс. мест.
Впервые в истории страны Национальная сборная добилась значительных результатов на 47-м международном чемпионате WorldSkills в Лионе, Франция, завоевав 6 медальонов отличия и номинацию «Лучший в нации».
Подготовка кадров в колледжах осуществляется с учётом региональной экономики. На сегодня начата работа по профилизации и укрупнению 195 колледжей.
В колледжах запущено 160 стартап-проектов, обновлена материально-техническая база 104 колледжей. С учетом требования профстандартов, ГОСО и стандартов WorldSkills разработано около 8 тыс. образовательных программ. В целях распространения эффективных передовых методик и подходов в обучении определены локомотивы-колледжи, на базе современных колледжей созданы 3 IT-центра.
Инклюзивная среда
Сегодня 90% школ страны создали условия для получения инклюзивного образования, а охват детей специальной психолого-педагогической поддержкой до 85%.
В этом году внедрена трёхуровневая модель психолого-педагогического сопровождения, разработаны новые требования к кабинетам поддержки и индивидуальным программам для работы с детьми с особыми потребностями.
В школах введена должность педагога-ассистента, которая позволила увеличить число специалистов с 1 тыс. до 2,5 тыс. за год. На 10% увеличена квота приёма при поступлении на учёбу в организации технического и профессионального образования для инвалидов I, II групп, инвалидов с детства, детей-инвалидов.
Открыто 96 кабинетов поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Разработано более 600 специальных учебных программ.
Охрана прав детей
Для оперативного реагирования на случаи нарушения прав детей внедрены внеплановые проверки без предупреждения субъектов контроля. С этого года расширены функции Комитета по охране прав детей в части увеличения перечня объектов, подлежащих контролю, расширены полномочия по привлечению к административной ответственности. Законодательно закреплён статус и полномочия регионального уполномоченного по правам ребёнка.
В рамках принятого Закона РК по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей в июне этого года введены нормы, ужесточающие ответственность за любые проявления насилия в отношении детей. Законодательно закреплена функция контакт-центра «111».
В стране более 330 человек стали наставниками детей-сирот. До 692 единиц увеличена штатная численность специалистов органов опеки и попечительства. 36 организаций для детей-сирот трансформированы в центры поддержки детей.
Государством оказана поддержка более 510 тыс. детям из социально уязвимых семей из фонда «Всеобуч» на сумму свыше 22,2 млрд тенге для приобретения одежды и школьных принадлежностей. Помощь адресована школьникам из семей, получающих адресную социальную помощь, с доходом ниже прожиточного минимума, детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, а также школьникам из семей, требующих экстренной помощи в результате чрезвычайных ситуаций.
В 20 регионах страны открыты центры психологической поддержки. За несколько месяцев в центрах оказана помощь около 240 тыс. наших граждан.
Реализуется проект «Медиативные школы Казахстана», направленный на создание безопасной и поддерживающей образовательной среды. В рамках инициативы во всех школах страны начнут функционировать службы школьной медиации. В их состав вошли старшеклассники, педагоги, психологи, социальные педагоги, родители, а также представители неправительственных организаций, попечительских советов и старшего поколения.
Воспитательная работа. Дополнительное образование
Впервые в сентябре прошлого года министерством разработана и принята программа «Біртұтас тәрбие». В этом году программа обновлена согласно общенациональным ценностям, озвученным Главой государства на третьем заседании Национального курултая «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» по шести ценностным группам и 77 пошаговым действиям.
В рамках программы во всех школах страны функционируют центры педагогической поддержки родителей. Их приоритет – усиление работы по взаимодействию семьи и школы в обучении и воспитании детей, развитие культуры позитивного родительства. Благодаря нововведению вовлеченность родителей выросла с 40% до 60%. Согласно результатам опроса среди педагогов, 82% респондентов отметили положительное влияние программы на профессиональное развитие классных руководителей, 84% опрошенных выделили положительное воздействие «Біртұтас тәрбие» на рост активности обучающихся, а также 71% педагогов отметили усиление взаимодействия между школой и семьей.
В рамках проекта «Читающая школа» охват учащихся превысил 30%, а фонд школьных библиотек увеличился на 1,3 млн книг в этом году, составив в общей сложности 4,8 млн экземпляров. Улучшилась материально-техническая база библиотек организаций образования за счет создания 1717 coworking-центров.
Президентом страны поставлена задача по возобновлению деятельности детских кружков. В этом году охват детей дополнительным образованием увеличен до 86,3% – это 3,3 млн детей, а сеть организаций дополнительного образования с 1625 до 1713. В целом дополнительное образование реализуется по трём направлениям: внешкольные организации, школьные кружки и спортивные секции. Всего в стране функционирует 1625 внешкольных организаций и предлагается 380 видов кружков по разным направлениям.
Наряду с этим ведётся строительство организаций дополнительного образования. Только в этом году открыто 8 центров допобразования, 3 детских оздоровительных центра, 779 комьюнити-центров в сельских школах, а также модернизировано 190 организаций дополнительного образования.
Впервые в этом году разработаны единые требования к каждому виду лагерей, привлечены к работе волонтёры и педагоги дополнительного образования, создан республиканский мониторинг приёмки лагерей и проведения инструктажа. Создан реестр детских оздоровительных центров. Для удобства детей и их родителей разработан информационный пакет «Балаларға базарлық» и «Безопасное лето». Для формирования у детей культуры летнего отдыха и обеспечения их безопасности министерством просвещения разработаны Guidebook «Твоё увлекательное лето». Проведена специальная подготовка 120 тыс. педагогов-организаторов. В регионах реализованы уникальные проекты по организации летнего отдыха: «Ұлы Дала кереметі», «Jas galym», «Гастро туризм», «Бір күн қалада», «Гостевая семья».
По итогам лета 2024 года отдыхом и оздоровлением в 11 287 детских оздоровительных центрах охвачено 3,1 млн школьников или 93,4%, в том числе 600 тыс. детей из социально уязвимых семей и более 5 тыс. из пострадавших от паводков регионов.
Инфраструктура, безопасность, цифровизация
В стране завершено строительство 254 школ на 375 тыс. ученических мест. Из них за счёт Фонда поддержки инфраструктуры образования 23 объектов. За счёт средств республиканского и местного бюджетов, а также привлечения инвестиций –126 школ.
На сегодня в рамках Национального проекта «Комфортная школа» завершено строительство 105 школ.
Беспрецедентные меры по строительству школ значительно сократили существующие проблемы с трёхсменкой. На сегодня около 3 тыс. школ в стране работают в одну смену. Наряду с этим капитально отремонтировано 254 средних учебных заведения, приобретён 1621 современный предметный кабинет (робототехники, химии, биологии, физики, STEM) для 967 школ. Проведена модернизация 1 тыс. сельских школ. Повышена техническая оснащённость системами безопасности более 10 тыс. организаций образования.
С сентября текущего года для 1,7 млн учащихся школ организовано бесплатное питание и 97 тыс. воспитанников детских садов из социально уязвимых семей.
По поручению Главы государства проведена комплексная работа по ускорению процесса цифровизации образования. По итогам 2024 года скорость интернета увеличена с 19% до 90% школ. Показатель качественного интернета в казахстанских школах увеличен в 3 раза. При этом 100% школьных учебников переведены в цифровой формат и доступны на 11 платформах.
В 215 школах Астаны, Мангистауской, Акмолинской и Западно-Казахстанской областей реализуется пилотный проект «Социальный кошелек» для бесплатного питания детей соответствующих категорий.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал Указ «Об объявлении Года рабочих профессий».
«В целях повышения престижа рабочих профессий и осуществления реформы системы технического и профессионального образования постановляю:
1. Объявить 2025 год Годом рабочих профессий.
2. Правительству Республики Казахстан принять необходимые меры по проведению Года рабочих профессий.
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
4. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания», – говорится в правовом акте.
Напомним, о важности реформы профессионального образования Глава государства заявил в Послании народу Казахстана в сентябре 2024 года. Президент подчеркнул, что Год рабочих профессий будет содействовать продвижению в нашем обществе идеи трудолюбия и профессионализма.
В Темиртау подвели итоги конкурса «Еңбек адамы – 2024». В нём участвовали представители рабочих профессий: электрики, строители, автомеханики и др. Определены победители в пяти номинациях.
Самая главная номинация – «Верность профессии». Её обладателем стал ветеран-металлург Юрий Ивашин. Он награждён за добросовестный труд и вклад в общество.
Юрий Ивашин трудился много лет на металлургическом комбинате. Был заместителем начальника механического цеха по станкам ЧПУ и робототехнике. Преподавал студентам технические дисциплины. Благодаря энтузиазму ветерана в Темиртау возрождается техническая библиотека. В её фонд он отдал личные книги, которые собирал больше 40 лет.
Номинации «Лучший молодой специалист» удостоен автомеханик автоцентра «Вольво» Нурдаулет Машбаев. Его наградили за мастерство в работе с современной техникой.
Лучшим мастером признан специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики АО «Qarmet» Бекжан Алдабергенов.
Обладателем номинации «Новатор» стал инструктор пожарной службы «Семсер» Кумарбек Куаныш.
В номинации «Народный выбор» награда досталась представительнице строительной профессии Кулянде Анзабековой. Она трудится специалистом по отделке. Завоевала признание клиентов за качество работы.
Стоит отметить, что конкурс прошёл в преддверии Года рабочих профессий, объявленного Главой государства. Инициатива направлена на повышение статуса человека труда.