Статья 5 Закона Республики Казахстан «О коллекторской деятельности» устанавливает правила осуществления коллекторской деятельности, включая допустимые способы взаимодействия с должником и (или) его представителем, требования к частоте и времени взаимодействия, по ознакомлению должника и (или) его представителя с их правами и обязанностями, по фиксации процесса взаимодействия и защите персональных данных.
Также указанной статьей предусмотрены запреты на недобросовестные действия со стороны коллекторского агентства при его взаимодействии с должником и (или) его представителем, за нарушение которых предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Так, административная ответственность за совершение коллекторским агентством недобросовестных действий предусмотрена частью первой статьи 211-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
В этой связи, в целях конкретизации уголовно наказуемых деяний при осуществлении коллекторской деятельности внесены изменения в статьи 251 и 252 Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК) с включением в круг субъектов, на которых распространяется уголовная ответственность, работников коллекторского агентства.
Так, использование работником коллекторского агентства, взаимодействующим с должником и (или) его представителем своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред, наказывается штрафом либо исправительными работами до 4000 МРП, общественными работами до 1000 часов, ограничением либо лишением свободы до 4-х лет, с конфискацией имущества или без таковой, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет (часть 1 статьи 251 УК РК).
За превышение работником коллекторского агентства, взаимодействующим с должником и (или) его представителем, и (или) третьим лицом, полномочий предусмотренных законодательством о коллекторской деятельности, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или угрозой его применения, угрозой уничтожения или повреждения имущества, подлогом документов, шантажом, с установлением штрафа либо исправительными работами до 5000 МРП, привлечением к общественным работам на срок до 1200 часов, ограничением либо лишением свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового (часть 1 статьи 252 УК РК).
Указанные поправки внесены Законом Республики Казахстан от 16 июля 2025 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан» и вводятся в действие с 16 сентября 2025 года.
Управление внешних коммуникаций
press@finreg.kz
Банки второго уровня, микрофинансовые организации и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций (БВУ, МФО и иные организации) включают наличие договора страхования в качестве обязательного условия для предоставления займов, одновременно выступая страховыми агентами. За такие услуги страховые организации оплачивали им комиссионные вознаграждения.
В соответствии с подписанным Главой государства Законом Республики Казахстан от 30 июня 2025 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития финансового рынка, защиты прав потребителей финансовых услуг, связи и исключения излишней законодательной регламентации» предусмотрено ограничение размера комиссионного вознаграждения страховых агентов до 10% от суммы страховой премии по договорам страхования, связанным с займами и микрокредитами БВУ, МФО и иных организаций. Закон вступает с 31 августа 2025 года.
Данное нововведение усилит защиту прав потребителей финансовых услуг и повысит прозрачность и доступность страхования.
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка напоминает, что банки, МФО и иные организации не должны навязывать условия страхования, а также не вправе ограничивать заемщика в выборе страховой организации. Это добровольный страховой продукт и его условия определяются в договоре страхования по соглашению сторон.
Поэтому при оформлении страховки, связанной с кредитом, потребитель должен внимательно изучить его условия, в том числе размер страховой премии и агентского вознаграждения. В случае несогласия с предложенными условиями заемщик вправе обратиться в другую страховую организацию по собственному выбору.
Управление внешних коммуникаций
По состоянию на 1 июля 2025 года банковский сектор Республики Казахстан представлен 22 банками второго уровня, из которых 14 банков
с иностранным участием, в том числе 10 дочерних банков.
Активы банковского сектора на 1 июля 2025 года составили
64,8 трлн тенге, увеличившись за июнь текущего года на 2,3% (с начала 2025 года рост на 5,3%), преимущественно за счет роста ссудного портфеля банков на 3,3% до 39,1 трлн тенге.
Кредиты экономике, выданные банками второго уровня, за июнь 2025 года увеличились на 2,3% до 36,3 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 7,6%). В структуре кредитов экономике по итогам июня 2025 года кредиты в национальной валюте увеличились на 2,0% до 33,4 трлн тенге,
в иностранной валюте – на 6,4% до 2,9 трлн тенге.
Кредиты субъектам бизнеса за июнь 2025 года выросли на 2,7%
до 13,7 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 5,1%) в основном за счет роста займов, выданных на приобретение оборотных средств на 4,8% до 5,4 трлн тенге. В структуре кредитов бизнесу займы крупному бизнесу увеличились на 2,3% до 5,1 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 17,3%), субъектам МСБ – увеличились на 2,9% до 6,0 трлн тенге
(с начала 2025 года снижение на 7,1%). Кредиты индивидуальным предпринимателям выросли на 2,8% до 2,7 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 16,2%).
В отраслевой разбивке в июне 2025 года рост кредитов бизнесу наблюдается практически во всех отраслях, за исключением транспорта, информации и связи. В промышленности кредиты увеличились на 3,9% до 4,5 трлн тенге, торговле – на 3,5% до 3,8 трлн тенге, строительстве – на 5,7% до 0,7 трлн тенге, сельском хозяйстве на 1,3% до 0,5 трлн тенге.
В отраслях информации и связи наблюдается снижение – на 9,0% до 0,2 трлн тенге, транспорта – на 1,7% до 1,0 трлн тенге в результате плановых погашений.
В июне 2025 года субъектам бизнеса выдано новых займов на сумму 1,7 трлн тенге, что на 17,6% больше по сравнению с соответствующим месяцем 2024 года. С начала 2025 года объем выдачи новых кредитов бизнесу составил 8,8 трлн тенге, что на 7,4% больше по сравнению
с аналогичным периодом 2024 года.
По итогам июня 2025 года средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам, выданным субъектам бизнеса в национальной валюте незначительно увеличилась, составив 21,7% (в мае 2025 года – 21,3%) за счет роста ставки по займам крупному бизнесу до 19,0% (в мае 2025 года – 18,6%).
Кредиты населению составили 22,6 трлн тенге, увеличившись
за июнь 2025 года на 2,1% (с начала 2025 года рост на 9,1%) в результате увеличения потребительских займов на 2,6% до 15,3 трлн тенге
и ипотечных займов на 1,3% до 6,3 трлн тенге.
В июне 2025 года средневзвешенная ставка вознаграждения
по кредитам, выданным населению в тенге, сократилась на 1,5 п.п. составив 18,4% (в мае 2025 года – 19,9%) из-за снижения ставки по потребительским займам до 19,5% (в мае 2025 года – 21,4%).
Качество ссудного портфеля банков остается на высоком уровне. Так, на 1 июля 2025 года доля кредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней в общем объеме кредитного портфеля сохранилась на уровне мая 2025 года, составив 3,4% или 1,3 трлн тенге.
Доля займов NPL90+ по кредитам населения на 1 июля 2025 года составила 4,3% или 976 млрд тенге, по кредитам бизнеса – 2,2% или
343 млрд тенге. Уровень покрытия провизиями кредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней составил 65,9% (на 01.01.2025г. – 67,0%).
Обязательства банковского сектора за июнь 2025 года увеличились на 2,2% до 55,5 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 5,4%) в основном за счет увеличения вкладов клиентов на 1,6% и выпущенных в обращение ценных бумаг на 8,5%. В структуре обязательств банковского сектора преобладают вклады клиентов – 79,5% или 44,1 трлн тенге.
Депозиты резидентов в депозитных организациях в июне 2025 года увеличились на 1,8% до 42,2 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 2,1%) в основном в результате роста депозитов в национальной валюте
на 3,4% до 33,1 трлн тенге. Депозиты в иностранной валюте сократились на 3,8% до 9,1 трлн тенге. В результате уровень долларизации депозитов на 1 июля 2025 года составил 21,6%, снизившись с 22,9% месяцем ранее.
Депозиты юридических лиц в июне 2025 года выросли на 0,9%
до 18,7 трлн тенге, физических лиц – на 2,4% до 23,5 трлн тенге.
Средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным депозитам небанковских юридических лиц и депозитам физических лиц в национальной валюте в июне 2025 года сохранилась на уровне мая 2025 года, составив 15,4% и 14,2%, соответственно.
Собственный капитал банков в июне 2025 года увеличился на 2,9% до 9,3 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 5,1%) в основном
в результате увеличения нераспределенной чистой прибыли.
По состоянию на 1 июля 2025 года коэффициент достаточности основного капитала (к1) составил 19,5% (на 01.01.2025г. – 20,4%), коэффициент достаточности собственного капитала (к2) – 21,0% (на 01.01.2025г.
– 22,0%), что существенно превышает установленные законодательством нормативы и обеспечивает покрытие потенциальных рисков в банковском секторе.
За январь-июнь 2025 года чистая прибыль банков составила
1,4 трлн тенге, что на 19,2% больше по сравнению с соответствующим периодом 2024 года. Рентабельность банковских активов (ROA) на 1 июля 2025 года составила 4,6% (на 01.06.2025г. – 4,6%), рентабельность капитала (ROE) – 31,7% (на 01.06.2025г. – 31,6%).
Управление внешних коммуникаций,
press@finreg.kz
Капитализация рынка акций на 1 июля 2025 года составила 34,0 трлн тенге, увеличившись за июнь 2025 года на 9,5% (с начала 2025 года рост на 3,4%), в основном за счет роста цен акций, входящих
в представительский список Индекса KASE, АО «НК «КазМунайГаз» (+11,9%), АО «НАК «Казатомпром» (+18,1%) и АО «Kaspi.kz» (+3,6%).
Индекс KASE в июне 2025 года увеличился на 8,2% до 6 018,56 пунктов (с начала 2025 года рост на 7,9%).
Объем торгов акциями в июне текущего года составил 27,2 млрд тенге, увеличившись за месяц на 13,8% в основном за счет роста объема торгов акциями АО «ULMUS BESSHOKY (УЛМУС БЕСШОКЫ)», АО «НК «КазМунайГаз» и АО «KEGOC».
По состоянию на 1 июля 2025 года в торговых списках KASE находились акции 95 наименований 80 казахстанских эмитентов.
В секторе «KASE Global» по состоянию на 1 июля 2025 года находились 47 наименований акций и 18 ETF 59 иностранных эмитентов. Совокупный объем сделок, заключенных в секторе «KASE Global», в июне 2025 года составил 9,4 млрд тенге, увеличившись за месяц на 37,8% в основном за счет роста объема торгов акциями SPDR Series Trust, ProShares Trust, Intel Corporation.
Объем торгуемого на KASE корпоративного долга за июнь 2025 года увеличился на 1,1% до 13,7 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 0,3%).
Объем торгов корпоративными облигациями на KASE в июне 2025 года уменьшился по сравнению с предыдущим месяцем на 20,6% до 589,9 млрд тенге в основном за счет снижения объема торгов на первичном рынке.
На 1 июля 2025 года в торговых списках KASE находилось 564 выпуска корпоративных облигаций 131 эмитента (на 01.01.2025г. – 511 выпусков корпоративных облигаций 126 эмитентов).
Государственный долг, торгуемый на KASE, в июне 2025 года увеличился на 2,3% до 30,0 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 11,3%). Совокупный объем торгов государственными ценными бумагами на KASE по итогам июня 2025 года уменьшился на 1,7%, составив 766,1 млрд тенге.
Объем торгов на первичном рынке ГЦБ в июне 2025 года уменьшился на 8,4% до 630,0 млрд тенге. Из них Министерство финансов РК привлекло 615,3 млрд тенге, разместив 14 выпусков облигаций с доходностью к погашению 14,30-16,88%, акиматами семи областей в рамках реализации государственных программ привлечено 14,8 млрд тенге.
На рынке коллективного инвестирования на 1 июля 2025 года действовали 58 паевых инвестиционных фондов, из которых
24 интервальных, 33 закрытых и 1 открытый.
Активы под управлением на рынке паевых инвестиций на 1 июля 2025 года составили 367,4 млрд тенге, увеличившись за июнь 2025 года на 1,5% (с начала года рост на 7,5%). На 1 июля 2025 года 304,5 млрд тенге или 82,9% от совокупных активов паевых инвестиционных фондов составил портфель ценных бумаг.
Институциональная структура рынка ценных бумаг на 1 июля 2025 года представлена 42 брокерами и дилерами (16 банков и 26 небанковских организаций), 11 банками-кастодианами, 21 управляющим инвестиционным портфелем, 4 трансфер-агентами, а также 3 инфраструктурными организациями: KASE, Клиринговым центром KASE и Центральным депозитарием ценных бумаг, также выполняющим функции единого регистратора и торгового репозитория.
В июне 2025 года количество счетов в системе номинального держания Центрального депозитария увеличилось на 1,9% и составило
4 233,7 тыс. счетов, из них:
- количество субсчетов клиентов депонентов увеличилось на 0,2% до 691,9 тыс. субсчетов (с начала 2025 года увеличение на 6,5 тыс. или 1,0%);
- количество лицевых счетов, открытых брокерами и учитываемых через агрегированные омнибус-счета, увеличилось на 78,5 тыс. или 2,3% до 3 541,7 тыс. (с начала 2025 года рост на 726,4 тыс. или 25,8%).
Активы профессиональных участников рынка ценных бумаг на 1 июля 2025 года составили 556,3 млрд тенге, увеличившись за июнь 2025 года на 1,3% (с начала года снижение на 27,7% в основном за счет прекращения действия лицензии отдельного участника).
Обязательства сохранились на уровне мая 2025 года, составив 138,0 млрд тенге (с начала года снижение на 42,8%, в основном, за счет снижения обязательств по операциям РЕПО).
Собственный капитал увеличился на 1,9% до 418,3 млрд тенге в результате роста уставного капитала и нераспределенной прибыли на 5,0% до 127,2 млрд тенге.
Управление внешних коммуникаций,
press@finreg.kz
По состоянию на 1 июля 2025 года страховой сектор Республики Казахстан представлен 25 страховыми организациями, из которых 10 – по страхованию жизни, 15 компаний по общему страхованию.
Активы страховых (перестраховочных) организаций по итогам июня 2025 года увеличились на 2,3% до 3,4 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 10,6%) в результате роста доходов от страховой деятельности.
На 1 июля 2025 года в структуре активов наибольшую долю занимают ценные бумаги – 72,5% (2,5 трлн тенге), денежные средства и вклады в банках второго уровня – 7,1% (245,0 млрд тенге), страховая дебиторская задолженность – 4,4% (152,0 млрд тенге).
Обязательства страховых (перестраховочных) организаций за июнь 2025 года увеличились на 1,7% до 2,4 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 11,3%) в результате роста страховых резервов по заключенным договорам.
Собственный капитал страховых (перестраховочных) организаций увеличился на 3,8% до 1,0 трлн тенге (с начала 2025 года рост на 9,0%) в результате роста чистой прибыли за отчетный период.
В июне 2025 года страховыми организациями получена прибыль в размере 35,3 млрд тенге (чистая прибыль с начала 2025 года – 109,7 млрд тенге).
Количество заключенных договоров страхования по физическим и юридическим лицам с начала 2025 года составило 13,0 млн договоров, что на 24,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Основной рост приходится на договоры по страхованию жизни (рост на 70,5% или 1,3 млн договоров).
Страховые премии, принятые по договорам страхования (перестрахования), за июнь 2025 года составили 125,5 млрд тенге. С начала 2025 года страховые премии составили 800,1 млрд тенге, что на 19,5% больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Объем страховых премий по добровольному личному страхованию, за июнь 2025 года составил 65,0 млрд тенге, с начала 2025 года – 390,4 млрд тенге, что на 30,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Рост в основном обусловлен увеличением собранных премий по пенсионному аннуитетному страхованию на 35,4% до 152,1 млрд тенге и страхованию от несчастных случаев на 54,4% до 74,2 млрд тенге.
По добровольному имущественному страхованию страховые премии в июне текущего года составили 39,2 млрд тенге, с начала 2025 года – 279,6 млрд тенге, что на 12,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост в основном обусловлен увеличением собранных премий по классу страхования гражданско-правовой ответственности на 23,2% и страхования имущества от ущерба на 5,4%.
По обязательному страхованию за июнь 2025 года собрано страховых премий на сумму 21,3 млрд тенге, с начала 2025 года – 130,0 млрд тенге, что на 6,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Рост в основном связан с увеличением премий по страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (увеличение на 21,6% до 57,9 млрд тенге).
Страховые выплаты за июнь 2025 года составили 38,3 млрд тенге, с начала 2025 года – 205,1 млрд тенге, что на 41,4% больше, чем за аналогичный период 2024 года, всего осуществлено 132,5 тыс. выплат.
Управление внешних коммуникаций
В июне 2025 года деятельность Агентства по регулированию
и развитию финансового рынка (далее – Агентство) по вопросам защиты прав потребителей в основном была связана с рассмотрением обращений заемщиков по мошенническим действиям и об оказании содействия в реструктуризации задолженности по потребительским займам.
В июне 2025 года Агентством рассмотрено 14 962 обращения физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций и коллекторских агентств, что на 2,0% больше, чем в мае 2025 года.
Наибольшая доля обращений приходится на банковский сектор
– 51,8% от общего количества обращений. Обращения по вопросам деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, составили 34,4%, коллекторских агентств – 6,1%, субъектов страхового рынка – 2,0%, иных организаций – 5,2%, без указания финансовой организации – 0,5%.
В июне 2025 года Агентством применены 6 рекомендательных мер надзорного реагирования и 1 письменное предписание
в отношении:
- банков – 6 рекомендательных мер надзорного реагирования;
- микрофинансовых организаций – 1 письменное предписание.
Агентством продолжается реализация Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) (далее – Программа), целью которой является сохранение единственного жилья и снижение долговой нагрузки заемщиков.
В рамках первого направления Программы, предусмотрено рефинансирование ипотечных займов, выданных в период с 2004 по 2020 годы. По состоянию на 1 июля 2025 года банками рефинансировано 32,9 тыс. займов на сумму 208,1 млрд тенге.
По второму направлению Программы проведена конвертация/рефинансирование 15,9 тыс. валютных ипотечных займов физических лиц, выданных до 1 января 2016 года на сумму 114,0 млрд тенге. Срок реализации данного направления истекает 31 декабря 2025 года в связи с завершением всех запланированных мероприятий.
В рамках третьего направления Программы на 1 июля 2025 года меры поддержки оказаны 10,6 тыс. заемщикам – категории СУСН на сумму 97,0 млрд тенге. Дополнительная помощь будет оказываться
до 31 декабря 2025 года в виде уменьшения задолженности, а также возврата бывшим собственникам единственного жилья, числящегося на балансе банков.
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития финансового рынка, защиты прав потребителей финансовых услуг, связи и исключения излишней законодательной регламентации», подписанным Президентом Республики Казахстан К.К. Токаевым 30 июня 2025 года, предусмотрены новые механизмы защиты граждан при получении беззалоговых потребительских кредитов.
При оформлении потребительских беззалоговых онлайн-кредитов вводится период «охлаждения». Это срок между моментом подписания договора и фактической выдачей кредита. Теперь кредит может быть выдан только после истечения этого срока и получения согласия заемщика на его выдачу. Минимальный размер кредита, при превышении которого применяется период «охлаждения», а также порядок предоставления согласия заемщика на получение кредита будут определены нормативным правовым актом Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство).
Цель данной нормы – повышение защиты прав потребителей и снижение рисков вовлечения граждан в мошеннические схемы.
Для граждан, впервые обращающихся за получением беззалогового потребительского кредита, устанавливается требование обязательного личного присутствия в отделении банка или микрофинансовой организации. Минимальный размер кредита, при котором требуется личное присутствие, также будет определен нормативным правовым актом Агентства.
Для отдельных категорий граждан – лиц младше 21 года и старше 55 лет – выдача беззалоговых потребительских кредитов будет осуществляться только после получения их согласия. При обращении за получением кредита онлайн оформление согласия производится через портал «электронного правительства», кредитное бюро либо приложение кредитора, интегрированное с сервисами, размещенными на шлюзе «электронного правительства».
Закон также расширяет основания, при которых возможно внесудебное и судебное списание задолженности по мошеннически оформленным кредитам.
Внесудебное списание будет возможно при наличии постановления правоохранительных органов о признании заемщика потерпевшим по уголовному делу, связанному с мошенническим оформлением кредита, выданного с нарушением следующих требований:
- личное присутствие новых заемщиков в отделении кредитора при заключении договоров;
- получение согласия отдельных категорий граждан;
- «период охлаждения» при выдаче кредитов;
- проведение биометрической идентификации при заключении договора.
Судебное списание возможно в случае, если мошеннический кредит был оформлен вследствие:
- незаконного получения и использования третьим лицом идентификационных средств клиента, в том числе при оформлении кредита путем использования удаленного управления программным обеспечением дистанционного оказания услуг банка или микрофинансовой организации;
- нарушения банком, микрофинансовой организацией порядка проведения биометрической идентификации;
- нарушения установленных нормативным правовым актом Агентства требований по выявлению, фиксации и анализу фактов внутреннего и внешнего мошенничества.
Закон также предусматривает дополнительные полномочия банков.
Временное приостановление расходных операций по банковскому счету или электронному кошельку сроком до 5 рабочих дней при выявлении операций с признаками мошенничества;
Отклонение операций и ограничение обслуживания клиентов, в случае если они или их контрагенты включены в базу данных Антифрод-центра («черный список»).
Вышеуказанные требования вступает в силу по истечении 60 календарных дней после официального опубликования, за исключением требования по применению периода охлаждения, который вступает в силу по истечении 90 календарных дней.
Управление внешних коммуникаций
В соответствии с Приказом Заместителя Председателя Агентства от 28 июля 2025 года № Б-193, АО «Страховая компания «Alatau City Garant» переоформлена лицензия на право осуществления страховой (перестраховочной) деятельности по отрасли «общее страхование». Переоформление лицензии произведено в установленном порядке в связи с изменением наименования юридического лица — ранее компания осуществляла деятельность под наименованием АО «Страховая компания «Jusan Garant».
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка предупреждает напоминает, что мошенники используют различные психологические приемы, чтобы ввести граждан в заблуждение и получить доступ к их деньгам и личным данным.
В зоне риска представители всех социальных групп: студенты, пенсионеры, работающие граждане, инвесторы. Уровень образования или профессиональная подготовка не всегда защищают от мошеннических схем. Злоумышленники тщательно продумывают сценарии, подстраивают общение под конкретного человека и активно используют приемы социальной инженерии.
Один из распространенных методов – создание тревожной ситуации. Граждан просят немедленно принять решение: «срочно перевести деньги», «иначе вы упустите возможность», «нужно срочно подтвердить операцию». Из-за ощущения потери времени или так называемого «риска упущенной выгоды» человек теряет способность критически оценивать происходящее и действуют автоматически.
Другой часто используемый прием – давление на эмоции. Мошенники играют на страхе, сочувствии или доверии. Например, сообщают о несанкционированной банковской операции, нарушении законодательства вами или вашими близкими, просят помощи для «родственника в беде» или предлагают легкий заработок. Эмоциональное состояние мешает человеку сохранять рациональность.
Для того чтобы не стать жертвой важно сохранять бдительность, не доверять незнакомцам в интернете, не передавать личные данные и реквизиты карт, не переходить по сомнительным ссылкам и всегда проверять информацию через официальные каналы.
В случае любых сомнений необходимо прервать разговор, даже если собеседник представился официальным лицом – представителем правоохранительных органов, министерств или регулятора. Помните – никакие финансовые и правовые вопросы не решаются по телефону или через мессенджеры.
Спокойная оценка ситуации и отказ от эмоциональных решений – основа финансовой и цифровой безопасности.
Больше полезных материалов доступно на сайте Fingramota.kz.
Управление внешних коммуникаций
Агентством согласован руководящий работник банка второго уровня