В сентябре 2022 года Глава государства озвучил поручения по ужесточению ответственности за бытовое насилие в своём Послании. Согласно этим поручениям, МВД РК разработало законодательные изменения, которые предусматривают переход от заявительной к выявительной регистрации подобных правонарушений.
Согласно внесенным поправкам, теперь в случае бытового насилия можно возбудить административное дело даже без заявления потерпевшего.
В данном материале рассмотрим, что делать, куда обращаться в случае домашнего насилия?
Бытовое насилие может выражаться в виде физического, психологического, сексуального или экономического насилия.
Сегодня в Казахстане работает 41 кризисный центр, 14 из них – государственные.
В кризисных центрах и приютах женщинам оказывают юридическую, психологическую и другую помощь, соответственно стандарту оказания.
ОЮЛ «Союз кризисных центров» в рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при содействии Министерства информации и общественного развития РК реализовывает социальный проект «Организация комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности кризисных центров для жертв бытового насилия и работе с агрессорами».
Написать на сайте: https://www.telefon150.kz/aboutus
Цели и задачи Контакт центра Службы 111 является - оказание комплексной помощи по вопросам семьи, женщин и защиты прав детей. Предотвращение острых бытовых проблем.
Контакт центр Службы 111 будет работать на государственном уровне.
Если вы видите, что маленький ребенок остался без присмотра, что ему угрожает опасность, если вы знаете, что в отношении ребёнка или женщины может применятся жестокое обращение, насилие, нарушаются их права, просим вас позвонить на номер «111».
По каждому обращению заявителей на Службу 111 даются разъяснения, оказывается помощь либо предоставляется подробная информация по сути обращения.
При решении вопросов заявителей сотрудники Службы 111 взаимодействуют с государственными и местными исполнительными органами, сотрудниками акиматов, а также с региональными общественными приемными, с учетом Алгоритма взаимодействия.
Каждому обратившемуся обязательно будет предоставлена обратная связь о том, какие меры были приняты при решении обращения либо результат обращения.
Организация работы Контакт-центра 111 проводится с учетом развитой инфраструктуры и выстроенных процессов по аналогии действующей платформы Единого контакт-центра 1414 посредством образования НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Деятельность Контакт-центра 111 предоставит возможность:
№.1 Вызвать полицию через 102
Незамедлительно обратиться в полицию по телефону 102 с устным заявлением о насилии или через портал qamqor.gov.kz, на котором ваше онлайн-заявление будет зарегистрировано.
Ваше право вызвать сотрудников полиции с выездом на место совершения бытового насилия для принятия мер к правонарушителю, и потребовать от сотрудника полиции направление на судебно-медицинское освидетельствование.
Сотрудник полиции не имеет права отказать в принятии заявления.
№.2 Вызвать скорую помощь через 103
При обращении за медицинской помощью в случае избиения бригада "скорой" также вызывает полицию. Жертва семейно-бытового насилия пишет заявление в отношении агрессора, и далее процедура такая же, как описано выше.
№.3 Обратиться в кризисный центр или приют
В Казахстане работает круглосуточная национальная телефонная линия доверия 150 для детей, молодёжи и людей, подвергшихся насилию.
Служба Телефона Доверия 150 - это возможность позвонить бесплатно на легко запоминающийся трехзначный номер из любого уголка страны, в удобное для ребенка время 24/7, на казахском и русском языках.
Женщина может напрямую обратиться в кризисный центр или приют, специализирующиеся на защите жертв бытового насилия. Контакты можно найти в поисковике по ключевым словам с указанием города. Например, «кризисный центр», «бытовое насилие», «Алматы», «Астана». Либо на сайте.