Как попасть на стажировку по программе «Болашак»?

Введение

АО «Центр международных программ» начался прием документов на прохождение стажировок по программе «Болашак», который будет осуществляться до 17 октября 2025 года. Согласно Правил отбора, претенденты могут пройти стажировку сроком до 12 месяцев в зарубежных организациях на базе ведущих зарубежных высших учебных заведений, входящих в список ведущих зарубежных высших учебных заведений, зарубежных организаций, рекомендуемых для обучения, прохождения языковых курсов победителями конкурса, а также признанных мировых, научно-исследовательских центрах, научных организациях в рамках исследовательских кампаний, отраслевых организациях и на производстве.

В данном материале рассмотрим, кто может претендовать на заграничную стажировку и как проходит конкурсный отбор?

 

 

Кто может претендовать на стажировку по программе «Болашак»?

В 2025 году для прохождения стажировки за рубежом утверждены следующие категории:

  • инженерно-технические работники,
  • работники сферы агропромышленного комплекса, специалисты по искусственному интеллекту;
  • педагоги организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального образования, педагоги и работники организаций высшего и (или) послевузовского образования;
  • медицинские работники;
  • Государственные служащие;
  • Работники средств массовой информации;
  • Работники сферы культуры, туризма и спорта;
  • Судьи и работники судов.

Перечень приоритетных специальностей для прохождения стажировки предусматривает 183 специальности.

 

Куда обратиться после получения стипендии?

После того как присудили стипендию, необходимо: 1) Обратиться в Управление претензионно-исковой работы и договорного обеспечения для заключения договора на прохождение стажировки. Консультации по процедуре заключения договоров по телефонам: 8 (7172) 76-90-76 (вн. 181, 183, 184);

После подписания договора Вам необходимо связаться с куратором:

Управление Америки, СНГ и Океании: тел. +7 (7172) 76 90 76 (вн. 120, 121, 122, 123);

Управление Европы и Азии: тел. +7 (7172) 76 90 76 (вн. 130, 131, 133, 134).

  1. Далее необходимо подать заявление на получение гарантийного письма (ГП) - официального документа, необходимого для подачи на визу и предоставления в зарубежное учебное заведение в качестве подтверждения спонсорства. Поскольку ГП является государственной услугой, заявление подается лично в Общество либо через доверенное лицо;
  2. До выезда за рубеж необходимо оформить мультивалютную платежную банковскую карту и направить в Управление финансового обеспечения сведения по карт-счету;
  3. После получения визы необходимо направить сканированную копию куратору и обратиться в Управление финансового обеспечения по телефону +7 (7172) 76 90 76 (вн. 200, 223) для возмещения расходов за визу, медицинскую страховку, авиабилеты, а также оформления авансирования;
  4. Начисление стипендии производится по нормам расходов фактического местонахождения и обучения, прохождения стажировки, языковых курсов в стране обучения согласно индивидуальному учебному плану Стипендиата. Выплаты ежемесячных сумм расходов на проживание и питание производятся с 25 числа предшествующего месяца по 5 число текущего;
  5. После приезда в страну обучения Стипендиату необходимо направить куратору Release Form (разрешение на предоставление информации о статусе и академической успеваемости в учебном заведении) и анкету с актуальными контактными данными в стране обучения;
  6. В течение 15 календарных дней с момента начала обучения необходимо встать на учёт в загранучреждении Республики Казахстан в стране пребывания и уведомить об этом Общество в течение 7 рабочих дней со дня регистрации;
  7. В течение 60 календарных дней с момента начала обучения Стипендиату необходимо предоставить в Общество индивидуальный учебный план для утверждения.
  8. В период обучения необходимо предоставлять в Общество выписку об академической успеваемости, промежуточный отчет и отзыв от руководителя стажировки по итогам каждого установленного Учебным заведением промежуточного учебного периода (семестра, триместра или учебного года).
  9. В течение 30 дней со дня завершения обучения вернуться в Республику Казахстан, предоставить Обществу копию паспорта с отметкой о въезде в Республику Казахстан, заявление о завершении обучения, а также нотариально заверенные переводы на государственный или русский язык диплома о присуждении степени и транскрипта за весь период обучения.

Что такое КАЗТЕСТ и как его получить?

КАЗТЕСТ – это система оценки уровня владения государственным языком гражданами Казахстана и иностранными гражданами, осуществляющими деятельность на территории Казахстана.

Содержательная структура КАЗТЕСТ включает 5 блоков:

  • Аудирование – это диалоги, монологи и 20 заданий по содержанию;
  • Лексика-грамматическая структура - 40 заданий на определение использования грамматики, лексики;
  • Чтение - тексты разного содержания и стиля, включает 40 заданий;
  • Письмо – это такие письменные работы, как диктант, изложение и эссе в зависимости от уровня. Количество заданий варьируется от 2-х до 3-х.
  • Говорение – продуктивная форма речевой деятельности. Количество заданий варьируется от 1-го до 2-х.

Для получение сертификата по каждому блоку необходимо набрать пороговые баллы - 60% (аудирование - 12, лексико-грамматическая структура – 24, чтение – 24, письмо – 30 баллов, говорение – 30 баллов).

Сертификационное тестирование по системе КАЗТЕСТ проходит в здании Национального центра тестирования МНВО РК. 8 263 тенге – столько стоит оценка уровня знаний государственного языка.

Как подать документы на участие в программе?

Приём документов на стажировку стартовал с 3 марта, заявки на них будут принимать до 17 октября 2025 года.

Для программы на прохождение стажировки имеется утвержденный перечень документов. Документы подаются через портал электронного правительства Egov.kz согласно следующему перечню:

  1. удостоверение личности и паспорт;
  2. документ, подтверждающий безусловное приглашение от зарубежной организации. В документе должны быть указаны: данные претендента, специальность, сроки стажировки, стоимость (с расшифровкой расчетов). Документ предоставляется с нотариально заверенным переводом на казахский или русский языки;
  3. заявка работодателя на подготовку специалиста с условием сохранения места работы;
  4. диплом бакалавра/специалиста с приложением. В случае обучения в зарубежной организации образования – удостоверение о признании и/или нострификации документа об образовании либо иной документ о признании документа об образовании;
  5. действительный официальный сертификат установленной формы о сдаче экзамена по иностранному языку с результатом, соответствующим установленным минимальным требованиям;
  6. действительный официальный сертификат установленной формы о сдаче экзамена по казахскому языку с результатом, соответствующим установленным минимальным требованиям;
  7. медицинская справка по форме 072/у для выезжающего за границу;
  8. документы, подтверждающие трудовую деятельность, а также выписка о перечисленных обязательных пенсионных взносах за требуемый период трудовой деятельности;
  9. программа прохождения стажировки, утвержденная направляющей и принимающей на стажировку организациями. Документ предоставляется с нотариально заверенным переводом на казахский или русский языки;
  10. мотивационное письмо – эссе, написанное в свободной форме, объемом не более 500 слов, в котором претендент обосновывает выбранное высшее учебное заведение и его преимущества в данной области, необходимость в получении данной стипендии и ожидаемые результаты полученных знаний по выбранному направлению и дальнейшее их применение на практике на казахском или русском языках. В конце мотивационного письма обязательно должны быть проставлены дата и подпись.

Основные требования к кандидатам

Претенденты на прохождение стажировки должны иметь:

  • наличие безусловного приглашения (за исключением финансовых условий) от принимающей на стажировку зарубежной организации;
  • общий стаж работы не менее 3 лет, в том числе последние 12 месяцев в выбранной области специализации;
  • наличие действительного официального сертификата о сдаче экзамена по государственному языку (КазТест или Qazaq Resmi Test) с результатом не менее уровня В1;
  • наличие сертификата о сдаче экзамена по иностранному языку с результатом, соответствующим установленным минимальным требованиям;
  • средний балл диплома бакалавра или специалиста не учитывается.

Важно! Стипендиаты не предоставляют в залог недвижимость. Достаточно поручений двух гарантов, которыми могут быть граждане Казахстана в возрасте до 50 лет и имеющие постоянный заработок в течение последних 12 месяцев.