Как защитить персональные данные

Введение

Утечки персональных данных, к большому сожалению, случаются регулярно. Персональные данные, привлекают мошенников, которые постоянно придумывают новые способы использовать их для получения наживы.

Из этого материала вы узнаете, как обезопасить информацию о себе и не стать жертвой киберпреступников.


Источник информации – обучающий сайт Fingramota.kz, реализуемый  Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка с целью повышения финансовой грамотности населения.

Если утечка произошла

На самом деле тех данных о вас, которые, скорее всего, можно свободно найти во всемирной сети недостаточно, чтобы всерьез навредить вам и вашему кошельку. Но они помогают тем мошенникам, которые используют методы социальной инженерии, чтобы ввести вас в заблуждение и попытаться заставить вас самих предоставить им недостающие фрагменты.

Многим известно, что мошенники представляются сотрудниками банков, чтобы узнать данные счетов и банковских карт. В этом им как раз и помогает та информация, которая находится в сети. Ведь когда вас называют по имени отчеству, знают дату рождения или даже номер удостоверения личности – это невольно способствует повышению доверия к звонящему.

Еще раз напомним, что сотрудники банков никогда не звонят клиенту без предварительных действий с вашей стороны, поэтому такие диалоги о подтверждении или уточнении чего-либо, лучше сразу прекращать.

Но мошенники могут использовать и другие способы. Если злоумышленник знает номер вашей карты и электронную почту, он может направить вам email сообщение из разряда «на вашу карту №__ поступила компенсация. Перейдите по ссылке и введите код из СМС, чтобы ее получить». Стоит ли говорить, что в этом случае вы просто откроете доступ к своим деньгам?

Легенды у мошенников бывают самые разные. Но неизменно одно – без вашей «помощи» ни один мошенник не сможет добраться до вашего счета. По статистике более 95% всех мошенничеств с банковскими картами происходят, когда пользователи под психологическим давлением самостоятельно раскрывают злоумышленникам недостающую информацию: коды из СМС, CVV-коды и срок действия карты, кодовое слово и пароли от личного кабинета. Таким образом, люди лишаются сбережений из-за собственной доверчивости.

Помните, в случае если клиент сам сообщил секретную информацию мошенникам или при его содействии третьи лица переводят деньги на чужие счета, банки не компенсируют потери. 

Как персональные данные оказываются в сети

Иногда злоумышленникам удается получить ваши данные путем взлома, например, торговых компаний, сервисных центров, даже отелей и перевозчиков. Их ресурсы защищены не так хорошо, чем банковские. Кроме того, даже взломав аккаунт в социальных сетях или электронную почту, можно узнать очень много, как о человеке, так и о его знакомых.

Некоторые потребители вводят свои данные, номера телефонов и реквизиты карт на страницах фейковых конкурсов, лотерей и опросов или на сайтах-двойниках финансовых организаций, магазинов и других компаний.

Мошенники могут использовать программное обеспечение для подделки документов и имитации различных уведомлений. Если ваша информация, каким-либо образом попала в руки злоумышленников, они могут сделать поддельное письмо, например, от налоговой или прокуратуры, выслать вам его по электронной почте или через мессенджеры, после чего мошенник будет уже лично звонить, угрожать, шантажировать и предлагать «договориться по хорошему».

Правила безопасности по защите персональных данных

Защитить свои данные помогут простые правила, которые важно соблюдать:

  • Не пишите ПИН-код на карте и не сообщайте его другим, не вводите его нигде кроме банкоматов и POS-терминалов;
  • Никому не сообщайте полные реквизиты своей карты и не выкладывайте ее фотографии в сети, не передавайте в мессенджерах знакомым и близким;
  • Никогда не озвучивайте и не отправляйте незнакомым людям свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность;
  • Не публикуйте свои личные и банковские данные в интернете, не теряйте из виду свою карту при проведении платежей в кафе/ресторане;
  • Воздержитесь от участия в сомнительных интернет-конкурсах и лотереях, в которых требуется вводить персональную информацию,  полные реквизиты карты;
  • Если вы собираетесь совершить онлайн-покупку, убедитесь, что сайт действительно принадлежит интернет-магазину и внимательно проверьте написание сайта в адресной строке, он должен начинается с HTTPS и символа закрытого замка;
  • Заведите отдельную карту, предназначенную только для покупок в интернете. Пополняйте ее только непосредственно перед проведением покупки;
  • Подключите сервис SMS/Push-уведомлений, чтобы оперативно получать данные транзакций по вашим картам;
  • Внимательно читайте содержимое SMS/Push - уведомлений, если пришло сообщение об операции, которую вы не совершали – не вводите пароль и оперативно позвоните в банк;
  • Никогда не вводите пароль для отмены или аннулирования операций – такие запросы формируют только мошенники;
  • Включите функцию 3D-Secure (VISA) или SecureCode (MasterCard) для своей платежной карты, узнайте в своем банке, как это можно сделать.
  • Используйте сложные пароли для своей электронной почты и личных кабинетов на сайтах. Пароли типа 12345 или Password не смогут вас защитить. Пароли должны быть разными, более 10 символов, с прописными и строчными буквами, цифрами и специальными символами. Старайтесь чтобы пароль имел для вас смысл, и вы могли его легко запомнить. Храните его в тайне;
  • Используйте возможности биометрической идентификации, если ваши мобильные устройства или финансовые сервисы предлагают такую опцию. Если вы ввели данные карты на сомнительном сайте или сообщили их по ошибке мошенникам, то позвоните в банк для немедленной блокировки карты;
  • Воздержитесь от установки на ваши электронные устройства сомнительных и нелицензионных программ. Не используйте публичные (открытые) wi-fi сети для доступа в интернет-банкинг, электронную почту и другие ресурсы, где размещена ваша персональная, финансовая и служебная информация;
  • Используйте лицензионное антивирусное программное обеспечение на устройствах, с которых подключаете сервисы интернет банкинга. И помните, что бдительность – это лучшая защита от мошенников!