Также ежегодно до 25 января проводит актуализацию реестра (подтверждение статуса).
Заявление и документы, указанные в Правилах, подаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в Управление в бумажном виде или же по электронной почте 254095@bk.ru. Сведения, содержащиеся в заявлении и документах должны быть действительны по состоянию на день их подачи.
Преференции для субъектов социального предпринимательства, включенные в Реестр
- Включение в Реестр субъектов социального предпринимательства дает возможность предпринимателям участвовать в конкурсе по предоставлению грантов до 5,0 млн.тенге.
- Субсидирование и гарантирование по кредитам/финансированию осуществляются без отраслевых ограничений и с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 7 (семь) процентных пунктов, из которых 7 % оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством.
В 2023-2024 учебном году во всех школах Восточно-Казахстанской области внедрена Единая программа воспитания, целью которой является воспитание добросовестного гражданина на основе общечеловеческих и национальных ценностей. В рамках программы педагоги организаций образования ознакомлены на педсоветах с основными направлениями и приоритетами. На основании приказа Министерства просвещения Республики Казахстан от 19 сентября 2023 года № 294 разработан и утвержден план работы во всех организациях образования области.
Районными, городскими отделами образования и в областных организациях образования разработан план работы в соответствии с данной программой, проведены родительские собрания, где были разъяснены направления воспитательной работы на год. Региональным научно-методическим центром информатизации и развития образования «Örken» управления образования ВКО 10 октября 2023 года совместно с НАО «Национальный институт гармоничного развития человека» с целью дальнейшей реализация Единой воспитательной программы, методической помощи по Центру педагогической поддержки родителей проведен семинар - совещание для методистов районных (городских) отделов образования по воспитательной работе.
Во всех организациях образования Восточно-Казахстанской области регулярно проводится работа по Единой воспитательной программе.
С сентября 2023 года в образовательных организациях области начали свою работу Центры педагогической поддержки родителей (ЦППР). Их деятельность направлены на внедрение современных подходов к воспитанию детей и преодолению сложностей, с которыми сталкиваются семьи по всей стране.
Во всех учреждениях образования проведены родительские собрания. Изданы приказы во всех школах области о создании ЦППР, определен состав, проведены установочные заседания рабочих групп. Созданы клубы «Даналық мектебі». Во всех школах области открыли кабинеты педагогической поддержки родителей.
В целях подготовки специалистов, работающих в ЦППР, организованы курсы Национальным институтом гармоничного развития человека, в которых прошли обучение 342 педагоги области (заместители директора по ВР, соцпедагоги, психологи и классные руководители). В каждой школе была проведена методическая работа среди педагогов и родителей до 15 сентября. Данные мероприятия были освещены в социальных сетях на страницах школ области.
Управлением образования Восточно-Казахстанской области во исполнение поручения, данного Главой государства К. К. Токаевым на IV заседании Национального совета общественного доверия 22 октября 2020 года о повышении роли чтения в воспитании подрастающего поколения, в рамках республиканского проекта «Читающая школа», реализуется Комплексный план по развитию читательской грамотности учащихся на 2021-2025 годы.
В школах ВКО в 2023-2024 учебном году функционирует 326 библиотек в которых работают 361 библиотекарей.
2023-2024 учебном году общее количество книжного фонда библиотеки состовляет (основной фонд и учебный фонд) 3691794 экземпляров, в том числе основной фонд 1593812 экземпляров, учебный фонд 2097982, экземпляров, из них художественная литература 1022314 экземпляров. Пополнение художественной литературой в 2023 году состовляет 48816 экземпляров.
В 2023 году модернизировано 38 библиотек. В модернизированных библиотеках созданы комфортные пространства для чтения, приобретены модульные стеллажи, библиотечные оборудования, принтеры, сканеры, интерактивные доски, современная мягкая мебель и компьютерная техника, открыто 43 Covorking-центра.
Конкурсы воспитательно-методического отдела:
Руководствуясь методической Инструкцией о создании «Центра педагогической поддержки родителей по воспитанию и развитию детей в организациях среднего образования», утвержденной по согласованию с Министерством образования Республики Казахстан и научно-методическим советом НАО «Национальный институт гармоничного развития человека», во всех организациях образования Восточно-Казахстанской области открыты «Центры педагогической поддержки родителей.
Цель работы данного центра: укрепление взаимоотношений родителей школы в процессе обучения и воспитания детей и формирование культуры благополучной семьи.
Во всех организациях образования проведены родительские собрания, во всех школах изданы приказы о создании ЦППР, утвержден состав рабочей группы, проведены заседания рабочих групп. Во всех школах области открыты кабинеты педагогической поддержки родителей. На основании методических рекомендаций разработано и утверждено расписание занятий родителей, определены преподаватели из числа опытных педагогов, имеющих соответствующие категории.
В целях подготовки педагогов, выполняющих работу центров педагогической поддержки родителей, организованы курсы повышения квалификации Национального института гармоничного развития человека. По области курсы прошли 342 педагога (заместители директора по ВР, социальные педагоги, психологи и классные руководители).
С 15 сентября 2023 года районными, городскими отделами образования области проведены информационные семинары на темы: «О деятельности центра педагогической поддержки родителей», «Организация работы клуба «Даналық мектебі». Во всех организациях образования области состоялись общешкольные установочные встречи с родителями по организации деятельности ЦППР, прошли занятия 0, 1-4 классах по теме «Проект жизни родителей – счастливый человек» и т.д., в 5-9 классах по теме «Новые условия обучения: как ребенку пройти адаптацию» и т.д., в 10-11 классах по теме «Личность как результат саморазвития на основе нравственных ценностей» и т.д..
Восточно-Казахстанский региональный научно - методический центр информатизации и развития образования «Örken» управления образования ВКО 10 октября 2023 года совместно с ведущим специалистом Национального института гармоничного развития человека Аязбаевым Е. М. провели семинар-совещание для методистов районных (городских) отделов образования по дальнейшей реализаций работы центров педагогической поддержки родителей в школах.
Региональный научно-методический центр информатизации и развития образования «Örken» управления образования ВКО 3 ноября 2023 года провел онлайн семинар-практикум «Роль «Даналық мектебі» в воспитании учащихся». В мероприятии приняли участие 100 педагогов (заместители директоров по воспитательной работе, классные руководители, педагоги-организаторы, старшие наставники).
5 декабря 2023 года в целях оказания методической помощи в реализации Единой воспитательной программы и работе Центра педагогической поддержки родителей в КГУ «Лицей №44 имени О. Бокея» прошел семинар-практикум на тему «Воспитание ребенка-дело каждого»
В рамках плана работы центра педагогической поддержки родителей с 2023 года во всех школах проводятся семинары «Родительская поддержка: счастливый ребенок - светлое будущее», «Семейные ценности», «Способы мотивирование детей для более успешного обучения», «Причины капризов и упрямство детей», «Профилактика психоэмоционального напряжения у школьников», конкурсы «Самая читающая семья», круглые столы «Учусь быть хорошим родителем», форум отцов на тему «Отцовское воспитание - большая школа», родительские пед. чтения «Каждый ребенок - яркая звезда» спортивные соревнования, ярмарки, благотворительные акции, день открытых дверей, тренинги. Учителя области проводят онлайн –консультации для родителей (по восполнению пробелов в знаниях), индивидуальные беседы по темам: «Как преодолеть неуспеваемость», «Как помочь ребёнку учиться?», «Развитие памяти и внимания младших школьников», «Как выявить и развить способности детей?».
За данный период в Центре педагогической поддержки родителей проведены 17201 занятие в разных возрастных группах, занятия посетили 58624 родителя.
При центрах педагогической поддержки родителей во всех школах создана клуб «Даналық мектебі». В работе клуба «Даналық мектебі» учитываются конкретные потребности родителей и предусмотрен обмен положительным опытом использования родителями национальных ценностей и педагогических традиций.По клубу «Даналық мектебі» работают 4 секции: «Ата өсиеті», «Әже даналығы», «Аға қамқорлығы», «Жеңге кеңесі».
В рамках работы клуба «Даналық мектебі» с родителями проводятся семинары – тренинги на темы: «Роль семьи в воспитании школьника», «Ағасы бардың жағасы бар», «Школа бабушек – источник национального воспитания», «Ата көрген оқ жонар», «Қыз ғұмырдың құпиялары» и.т.д. дни открытых дверей для родителей, неделя родителей «Мама, папа и я – спортивная семья!» веселые старты. В клубе «Даналық мектебі» проведено 11238 занятий, охвачено 19856 родителей.
Все проведенные мероприятия размещены в социальных сетях с хэштегами #центр педагогической поддержки родителей и логатипом ЦППР.
В ВКО проживают 11283 (1900 дошкольного, 9383 школьного возраста) ребенка с особыми образовательными потребностями, из них 1857 детей относятся к категории инвалидов.
С целью создания качественных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями проводится работа в рамках реализации региональных программ и проекта «Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы».
В 2023 году Постановлением ВКО акимата от 24 октября 2023 года № 229 открыты психолого-медико-педагогическая консультация в г. Усть-Каменогорск (из расчета 1 на 50 тыс детского населения), кабинет психолого-педагогической коррекции в с.Акжар Тарбагатайского района.
В настоящее время для обучения, воспитания и реабилитации детей функционирует:
4 психолого-медико-педагогической консультации, 9 кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационный центр, Аутизм центр «Асыл Мирас», коррекционную помощь получают 730 детей.
13 специальных организаций образования (в том числе 6 общеобразовательных, 1 школа-комплекс-сад, 1 ЦПД, 5 дошкольных), кроме этого 1 частная специальная школа-сад и частный коррекционный сад «Мархабат», обучением по специальной программе охвачено 1707 детей.
В общеобразовательных организациях функционируют 80 логопедических пунктов, 52 кабинета поддержки инклюзии в школах (5 из которых являются опорными кабинетами поддержки в обучении детей с расстройствами аутистического спектра, 1 - в обучении детей с нарушением зрения (слабовидящих и незрячих), 1 - в обучении детей с нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих), 3 – в дошкольных учреждениях, на сегодняшний день психолого-педагогическим сопровождением охвачено 1841 ребенок.
В школах и дошкольных организациях, где отсутствует возможность открытия специального класса, групп или логопункта, но обучаются дети с особыми образовательными потребностями, введены 217 ставок дефектологов в школах и садах, 175 (в том числе 28 в детских садах) педагогов-ассистентов.
Охват детей инклюзивным образованием составил 6447 детей или 57% от общего количества детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, на сегодняшний день принятые меры позволили создать условия для инклюзивного обучения и воспитания в 85% общеобразовательных школ, 71% государственных детских садов.
В школах области функционирует 13 кабинетов профориентации, оснащенные необходимой справочной литературой, стендами о профессиях, о колледжах и ВУЗах области, сведения о предприятиях региона и потребностях в кадрах для экономики региона, также в 295 школах размещены уголки.
Все 318 основные и общеобразовательные средние школы области обеспечены педагогами-профориентаторами.
В рамках заключенного Меморандума о сотрудничестве между НАО «ВКУ имени С. Аманжолова» с Управлением образования ВКО проводится целый ряд мероприятий, одним из которых является стенд-моб «Моя профессия – залог процветания страны!», в рамках циклограммы профориентационной работы высших учебных заведений и учебных заведений системы ТиПО.
В настоящее время университет применяет следующие методы привлечения абитуриентов для поступления:
- предметные олимпиады среди выпускников школ ВКО;
- привлечение школьников к участию в научно-практических конференциях (по всем направлениям подготовки), проводимых вузом;
- организация и проведение мероприятий «День университета»;
- Дни открытых дверей факультетов;
- чтение лекций по профилирующим дисциплинам в школах ведущими преподавателями вуза;
- организация и проведение подготовительных курсов «Жас талап» по подготовке к ЕНТ для выпускников школ из районов области;
- проведение обзорных онлайн экскурсий в музеи, научно-исследовательские лаборатории и научно-образовательные центры университета;
- презентация магистерских образовательных программ (для педагогов школ);
- участие менеджеров-профориентаторов в родительских собраниях;
- информирование родителей учащихся о последующем содействии в трудоустройстве;
- разработка специальных профориентационных выпусков университетской газеты «Имидж ВКУ»;
- разработка и проведение профдиагностики среди учащихся школ;
- подготовка информационно-справочных, аудио- и видеоматериалов для выпускников по выбору профильных предметов и группы образовательных программ;
- работа по разъяснению правил поступления в ВУЗ, сдачи творческих экзаменов, разъясняется процедура подачи документов в режиме онлайн, особое внимание при консультировании абитуриентов уделяется формату проведения ЕНТ.
Последние 4 года университет принимает активное участие в областном фестивале профессий MY PRO для учащихся 7-11 классов школ, организованном Управлением образования ВКО, Центром ТиПО и ПК, с целью популяризации рабочих профессий среди молодежи региона.
Для определения прогнозного количества потенциальных абитуриентов, университетом проводится анкетирование учащихся 8-11 классов. Так, по результатам проведенного опроса школьников задумываются о выборе специальности уже с 9-го класса – 44,2%, в 10-ом классе делают выбор специальности 27,6%, и только 28,2% определяются с выбором профессии в 11-ом классе. Этот важный аспект университетом активно используется для проведения профориентационной работы с 7-го класса, которая продолжается на протяжении пяти лет обучения учащегося в школе.
Такие семинары как «Психологические основы профориентационной работы с учащимися», «Единый день профориентации» позволяет выпускникам открыть перед ними многообразие мира профессий, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.
В области в целях качественного набора абитуриентов в колледжи и региональные ВУЗы, разработана Циклограмма профориентации, в рамках которой среди школьников и молодежи региона проводятся комплексные мероприятия:
- с целью предоставления учащимся 8-11 классов информации по направлениям: образование, сельское хозяйство, сфера услуг, медицина и т.д., Центром ПО ВКО в ноябре месяце 2022 года в 8 районах и 2 городах проводился стенд - моб «Старт Профи-Shygys», где приняли участие представители 29 колледжей и 2 высших учебных заведений. Профориентационная работа проведена в Уланском, Глубоковском, Шемонаихинском, Тарбагатайском, Зайсанском, Курчумском, Катон-Карагайском районах и в городах Алтай и Риддер с охватом 6000 учащихся из 188 школ;
- c целью оказания методической поддержки педагогов-профориентаторов школ области 6 января 2023 года проводился семинар «Современные подходы к организации профориентационной работы в общеобразовательных организациях». В мероприятии приняли участие 40 педагогов - профориентаторов в офлайн формате и 100 педагогов через платформу ZOOM;
- в целях оказания содействия в профессиональной ориентации выпускников 8-11 классов и обеспечения доступности информации об учебных заведениях, в период с 13 по 14 апреля текущего года проводился фестиваль профессий «My Pro». На данном фестивале приняли участие 3 ВУЗа и 15 колледжей области, с общим охватом более 2000 школьников г. Усть- Каменогорск.
Все участники Фестиваля получили подробную информацию о профессиях, стали участниками мини-квестов и мастер-классов, смогли в полной мере ознакомиться с интересующими профессиями. Результатом данного мероприятия стало правильное направление и ориентация учащихся в выборе профессии.
Также ведется работа по программе «Путеводитель», включающая в себя 80 курсов предпрофильной подготовки для учащихся 8-11 классов школ.
На сайте www.ctipo.kz во вкладке «Абитуриенту» школьники могут в онлайн режиме пройти профдиагностический тест, предназначенный для выявления предрасположенности человека к определенным типам профессий. По итогам теста выбирают специальность и учебное заведение, после - записываются на курсы предпрофильной подготовки на базе колледжей.
Также, ежегодно Восточно-Казахстанским техническим университетом им. Д. Серикбаева проводится ряд профориентационных работ. К примеру, в декабре 2022 года встреч в формате «школа+вуз+производство». В январе 2023 года проведен мастер класс преподавателями ВУЗ с профориентаторами школ области с охватом более 300 человек.
Проект «Білікті маман». В Восточно-Казахстанской области с 2017 года согласно поручения акима области УО ВКО в целях снижения оттока выпусников школ и колледжей региона в зарубежные вузы успешно реализуется проект «Білікті маман». В рамках данного проекта за счет средств местного бюджета ежегодно выделяются образовательные гранты с учетом потребности в кадрах для экономики региона (в 2017 году - 200, в 2018 году - 446, в 2019 году- 400, в 2020 году - 400, в 2021 году – 410, в 2022 году - 450 грантов). За шесть лет за счет средств местного бюджета было выделено 2306 образовательных грантов на востребованные специальности с учетом потребности рынка труда выпускникам Восточно-Казахстанской, Абайской области и г.Алматы.
Также, в этом году планируется выделение 270 образовательных грантов по таким направлениям, как, образование, искусство и гуманитарные науки, бизнес, менеджмент и право, естественные науки, информационно-коммуникационные технологии, инженерия, производственная и строительная промышленность, сельское хозяйство и биоресурсы, медицина.
Обладателей грантов определяет конкурсная комиссия согласно Правил присуждения образовательного гранта, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2008 года N 58.
Студент, поступивший в рамках данного проекта после окончания учебы должен отработать в области определенный срок, обозначенный в трехстороннем договоре, т.е., не менее трех лет.
В рамках данного проекта выпуск студентов составил 569 человек, показатель доли трудоустроенных и занятых – 100%, в том числе доля трудоустроенных -77%.
На сегодняшний день в рамках реализации данного проекта уже есть положительные результаты, т.е. мы видим что, отток выпускников школ в зарубежные вузы существенно снизился от 1800 до 298.
Управлением образования активно проводится профориентационная работа и с другими ВУЗами и колледжами РК.
С начало 2022-2023 учебного года для учащихся 8-11 классов школ области с охватом более 30 тыс. проведены встречи по профориентационной работе с представителями Назарбаев Университет, университет KIMEP, Академии логистики и транспорта, Международной образовательной корпорации, Казахского Национального женского педагогического университета, университета KAZGUU, Университет менеджмента г. Алматы и медицинского университета г. Семей и другими ВУЗами РК.
К примеру, 21 сентября 2022 года Альянс Студентов Казахстана для учащихся 9-11 классов с охватом более 2000 чел. проводил мастер-класс по теме: «Как не ошибиться при выборе профессии и ВУЗа?».
Вопрос профориентационной работы в школах области ежегодно рассматривается на расширенных совещаниях аппарата при акиме области, также на совещаниях с руководителями отделов образования городов и районов.
В области продолжается работа по проведению системного мониторинга постпуления в ВУЗы выпускников школ области и анализа трудоустройство выпускников организаций образования области.
На сегодняшний день в области в рамках заключенного Меморандума о сотрудничестве между «ВКУ имени С. Аманжолова» с управлением образования ВКО проводится целый ряд мероприятий для выпускников школ:
- предметные олимпиады среди выпускников школ ВКО;
- привлечение школьников к участию в научно-практических конференциях (по всем направлениям подготовки), проводимых вузом;
- организация и проведение мероприятий «День университета»;
- Дни открытых дверей факультетов;
- чтение лекций по профилирующим дисциплинам в школах ведущими преподавателями вуза;
- проведение обзорных онлайн экскурсий в музеи, научно-исследовательские лаборатории и научно-образовательные центры университета;
- презентация магистерских образовательных программ (для педагогов школ);
- участие менеджеров-профориентаторов в родительских собраниях;
- информирование родителей учащихся о последующем содействии в трудоустройстве;
- разработка специальных профориентационных выпусков университетской газеты «Имидж ВКУ»;
- разработка и проведение профдиагностики среди учащихся школ;
- подготовка информационно-справочных, аудио- и видеоматериалов для выпускников по выбору профильных предметов и группы образовательных программ;
- работа по разъяснению правил поступления в ВУЗ, сдачи творческих экзаменов, разъясняется процедура подачи документов в режиме онлайн, особое внимание при консультировании абитуриентов уделяется формату проведения ЕНТ.
Также, университетом для выпускников школ области ежегодно проводятся бесплатные подготовительные курсы «Жас талап» по подготовке к ЕНТ.
В 2023-2024 учебном году в период осенних, зимних каникул около 2000 учащихся 11 классов охвачены данными курсами.
Об утверждении Правил профилактики травли (буллинга) ребенка
Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 21 декабря 2022 года № 506. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 декабря 2022 года № 31180.
В соответствии с подпунктом 113) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.06.2023 № 186 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Утвердить Правила профилактики травли (буллинга) ребенка согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр просвещения Республики Казахстан А. Аймагамбетов
"СОГЛАСОВАН"
Министерство информации
и общественного развития
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
|
Утверждены приказом |
Правила профилактики травли (буллинга) ребенка
Глава 1. Общие положения
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.06.2023 № 186 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1) травля (буллинг) ребенка – систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций (кибербуллинг);
2) социальная реабилитация – комплекс мер, осуществляемый органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, направленных на правовое, социальное, физическое, психическое, педагогическое, моральное и (или) материальное восстановление несовершеннолетнего, нуждающегося в специальных социальных услугах;
3) социальная адаптация – процесс активного приспособления ребенка, нуждающегося в специальных социальных услугах, к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и (или) моральной травмы;
4) законные представители ребенка – родители, усыновители (удочерители), опекун, попечитель, патронатный воспитатель, приемные родители, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными приказом Министра просвещения РК от 29.06.2023 № 186 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 2. Порядок проведения профилактики травли (буллинга) ребенка
1) повышению осведомленности обучающихся и воспитанников, педагогов, законных представителей ребенка в вопросах профилактики травли (буллинга) и предупреждению травли (буллинга) путем проведения информационно-разъяснительной работы (беседа, правовой всеобуч, классные часы, родительские собрания, внеурочные мероприятия и другие) не противоречащих интересам обучающихся и воспитанников не реже 1 (одного) раза в четверть;
2) повышению профессиональной компетентности педагогов в учебно-воспитательной работе через их участие в обучающих семинарах (вебинарах), семинар-тренингах, мастер-классы, коучингах, конференциях, форумах, панельных дискуссия;
3) информированию (письменной и (или) устной форме) обучающихся и воспитанников, законных представителей ребенка, о недопустимости травли (буллинга) ребенка;
4) незамедлительному реагированию на признаки травли (буллинга) в отношении обучающихся и воспитанников в случае ее выявления;
5) оказанию обучающимся и воспитанникам социальной, психолого-педагогической помощи педагогами-психологами, социальными педагогами с регистрацией в журнале учета консультаций педагога-психолога в соответствии с формой в приложении 4 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 "Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20317);
6) проведению мониторинга воспитательного процесса и условий образовательной среды на предмет соблюдения прав и интересов обучающихся и воспитанников, обеспеченности ресурсами для их обучения, воспитания и безопасного нахождения в организациях образования;
7) рассмотрению на заседаниях коллегиальных органов управления организацией образования с привлечением родительского комитета вопроса предупреждения и профилактики травли (буллинга) среди обучающихся и воспитанников.
1) по подпунктам 1), 3), 4), 5) пункта 4 – заместителем директора по воспитательной работе организации образования первому руководителю;
2) по подпунктам 2), 6) и 7) пункта 4 – администрацией организации образования управлению образования области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) (далее – местный исполнительный орган в сфере образования).
Глава 3. Порядок приема информации о травле (буллинге) ребенка и действий по выявлению признаков травли (буллинга) ребенка и реагирования на них
1) формирует первичную информацию об участниках травли (буллинга) ребенка со дня поступления информации, включающую:
фамилию, имя, отчество (при его наличии) ребенка (членов семьи);
место проживания;
общую характеристику ребенка по месту учебы;
письменное пояснение классного руководителя, куратора, участников травли (буллинга) ребенка (педагога) и (или) законных представителей ребенка;
2) в течение 1 (одного) рабочего дня после поступления информации проводит беседу с ребенком, подвергшемся травле (буллингу), с инициатором/зачинщиком травли (буллинга), их законными представителями с привлечением классного руководителя, педагога-психолога;
3) принимает меры по мирному урегулированию конфликта, связанного с травлей (буллинга) ребенка;
4) при наличии медицинских показаний содействует оказанию медицинской помощи детям, пострадавшим от травли (буллинга), в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
5) в течение 1 (одного) рабочего дня после проведения беседы передает информацию о результатах проведенной работы руководителю организаций образования.
1) в течение 1 (одного) рабочего дня проводит регистрацию поступившей информации в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года;
2) на основе собранных данных в течение 2 (двух) рабочих дней принимает решение о признании или не признании травли (буллинга) ребенка;
3) при принятии решения о признании травли (буллинга):
по согласованию с законными представителями ребенка принимает решение о социальной реабилитации несовершеннолетнего, подвергшегося травле (буллингу), и о социальной адаптации несовершеннолетнего инициатора/зачинщика травли (буллинга);
в течение 1 (одного) рабочего дня информирует вышестоящий орган образования;
не позднее 2 (двух) дней передает информацию о принятом решении и данные о ребенке в организацию образования по месту его обучения;
4) принимает меры по урегулированию инцидента, связанного травлей (буллинга) ребенка, путем привлечения медиатора с согласия законных представителей ребенка, инициатора/зачинщика травли (буллинга), и ребенка, подвергшегося травле (буллингу);
5) принимает решение о прекращении травли (буллинга) ребенка при условии устранения нарушения его прав и законных интересов.
1) осуществляет психологическую поддержку участников травли (буллинга) ребенка через разработку индивидуального плана работы, который включает меры по социальной реабилитации ребенка, подвергшегося травле (буллингу), и социальной адаптации инициатора/зачинщика травли (буллинга) в соответствии с приказом и.о. министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 377 "Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29288);
2) осуществляет постановку на внутришкольный учет ребенка, инициатора/зачинщика травли (буллинга), и мониторинг его исправления;
3) при отсутствии положительных изменений в поведении ребенка в течение 6 месяцев со дня постановки на внутришкольный учет направляет материалы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН) для рассмотрения и вынесения рекомендаций.
1) регистрирует в соответствии с формой учетной документации в области здравоохранения, утвержденной приказом исполняющего обязанности министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года № ҚР ДСМ-175/2020;
2) проводит визуальный осмотр ребенка;
3) оказывает медицинскую помощь детям, пострадавшим от травли (буллинга), в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
1) местный исполнительный орган в сфере образования;
2) организацию образования по месту обучения ребенка;
3) органы внутренних дел (далее - ОВД).
1) рассматривают поступившее обращение и проводят проверку при наличии признаков административного либо уголовного правонарушения;
2) при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела или при его прекращении за отсутствием состава преступления, направляют сообщения о травле (буллинга) ребенка в орган, вышестоящий к организации образования, в которой произошел случай, для рассмотрения по существу и принятия решения;
3) оказывают содействия органам образования в правовом воспитании несовершеннолетних, их законным представителям;
4) привлекают представителя органа, осуществляющего функции по защите прав ребенка, педагогов или психологов, для проведения действий по рассмотрению факта травли (буллинга) и других мероприятий с участием несовершеннолетнего, его законных представителей, при отсутствии такового либо когда их присутствие противоречит интересам ребенка.
_________________________
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан
Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования
Приказ и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 377. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 августа 2022 года № 29288.
В соответствии с подпунктом 112) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.06.2023 № 186 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.
Исполняющий обязанности министра Ш. Каринова
Приложение к приказу
исполняющего обязанности
Министра просвещения
Республики Казахстан
от 25 08 2022 года № 377
Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования
Глава 1. Общие положения
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.06.2023 № 186 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Деятельность психологической службы направлена на выявление и диагностику трудностей в образовательной деятельности, консультирование, оказание психолого-педагогического сопровождения и поддержку в условиях образовательной среды, предусматривает сохранение и укрепление психологического благополучия у обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей или иных законных представителей.
1) на уровне начального образования – поддержка младшего школьника в развитии познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и саморегуляции при адаптации и формировании творческих способностей каждого обучающегося;
2) на уровне основного среднего образования - адаптация к новым условиям обучения, развитие познавательной и учебной деятельности обучающихся и воспитанников, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового саморазвития и самосознания, формирование устойчивости к познавательным процессам;
3) на уровне общего среднего образования – оказание помощи обучающемуся и воспитаннику в самоопределении и личностной идентичности, профильной ориентации, содействие развитию способности целеполагания и принятия самостоятельных решений, формированию устойчивого мировоззрения.
Деятельность психологической службы обеспечивается руководителем организаций среднего образования.
Состав психологической службы регулируется и утверждается приказом руководителя организации среднего образования.
Классные руководители, воспитатели, кураторы, педагоги-предметники, медицинские работники участвуют в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников и взаимодействуют с родителями и иными законными представителями в соответствии с должностными обязанностями.
Глава 2. Порядок деятельности психологической
службы в организациях среднего образования
1) выявление трудностей в обучении, развитии и воспитании обучающихся и воспитанников, обеспечивается путем проведения наблюдения, бесед, диагностики, а также устных или письменных обращений (запросов) от обучающихся и воспитанников, родителей или иных законных представителей и педагогов;
2) оказание обучающимся и воспитанникам индивидуального или группового социального и психолого-педагогического сопровождения;
3) организация и проведение мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению, включая интерактивные формы взаимодействия с обучающимися и воспитанниками, педагогами и родителями или иными законными представителями, педагогические советы, семинары и конференции;
4) обеспечение междисциплинарного взаимодействия педагогов и специалистов, оказывающих социальное и психолого-педагогическое сопровождение;
5) формирование условий для успешной социализации, осознанного выбора профессиональной направленности, профильной учебной траектории и индивидуального образовательного пространства обучающихся и воспитанников.
1) соблюдения профессиональной этики;
2) эмпатии и уважения к личности ребенка;
3) индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося и воспитанника;
4) интеграции психологических и педагогических знаний;
5) конфиденциальности информации с соблюдением прав и интересов ребенка;
6) исключение возможности нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, воспитанников, родителей или иных законных представителей, педагогов;
7) научности, комплексности, последовательности, поэтапности и непрерывности сопровождения обучающихся и воспитанников в образовательном процессе.
1) диагностическое направление предусматривает индивидуальную и групповую деятельность, психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение их индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
2) консультативное направление предусматривает индивидуальную и групповую деятельность, в форме оказания помощи участникам образовательного процесса: в осознании ими природы или причин возникающих затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии;
3) развивающее (коррекционное) направление предусматривает индивидуальную работу с обучающимися и воспитанниками по формированию мотивации к новым знаниям, навыкам и умениям, возможностям их приобретения, проявления в учебной и познавательной деятельности. Включает организацию работы с выявленными сложностями в обучении и проблемами поведения, выявляемые в процессе диагностики; в преодолении трудностей в усвоении учебного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами-предметниками, социальным и специальными педагогами, проведение коррекции психического и (или) физического состояния обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями;
4) психолого-педагогическое просвещение предусматривает содействие личностному профессиональному росту, самоопределению обучающихся и воспитанников, педагогов; содействие формированию потребности у педагогов, родителей и иных законных представителей в психолого-педагогических знаниях и желании использовать их для исключения затруднений в обучении, воспитании и развитии обучающихся и воспитанников (классные часы, семинары, родительские собрания, педагогические советы, интерактивные методы и лектории для педагогов и родителей и иных законных представителей);
5) организационно-методическое направление предусматривает проведение организационно-методической и научно-методической работы: мониторинг условий образовательной и развивающей среды, анализ результатов социального, психолого-педагогического сопровождения и разработка рекомендаций по его сопровождению, выработка междисциплинарного подхода в сопровождении обучающихся и воспитанников; изучение достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому, социальному сопровождению в организациях среднего образования, семинарах-практикумах, конференциях; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению технологиями психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся и воспитанников.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6 "Об утверждении правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 26513).
1) обучающийся или воспитанник по собственному желанию письменно либо устно обращается к классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, педагогам-предметникам, в администрацию организации среднего образования по вопросам своего личного состояния, поведения, сложностей, возникающих в процессе его обучения, воспитания и развития, а также ситуаций, причиняющих вред его социальному или психологическому благополучию и здоровью, нарушению его прав и интересов;
2) обращение обучающегося или воспитанника регистрируется и рассматривается специалистами психологической службы;
3) педагог-психолог письменно согласовывает с родителями или иными законными представителями график, формат оказания и проведения психологической помощи, необходимые для восстановления психологического благополучия обучающегося и воспитанника по психолого-педагогической диагностике, консультированию и коррекции;
4) по итогам проведенной диагностической работы педагог-психолог определяет причину сложившейся ситуации, составляет психолого-педагогическое заключение и рекомендации, совместно со специалистами психолого-педагогического сопровождения разрабатывает план индивидуальной работы, который утверждается первым руководителем организаций среднего образования;
5) выполнение рекомендаций и программы индивидуального плана осуществляются согласно установленному графику.
1) родитель или иной законный представитель в письменной или устной форме обращается по вопросу психологического состояния, поведения обучающегося или воспитанника в процессе его обучения, развития и воспитания, проблем детско-родительских отношений к классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, педагогам-предметниками, в администрацию организации среднего образования;
2) обращение родителя или иного законного представителя регистрируется и рассматривается специалистами психологической службы;
3) специалисты психологической службы совместно с классным руководителем изучают ситуацию, и информирует руководителя организации среднего образования, который определяет основного ответственного специалиста психологической службы;
4) на первичной встрече специалисты психологической службы проводят беседу c родителем или иным законным представителем, формируют представление о причинах возникновения или изменения состояния, или поведения обучающегося или воспитанника, определяют формы и методы востребованной социальной, психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции, поддержки или сопровождения;
5) специалистом психологической службы составляется индивидуальный план социального или психолого-педагогического сопровождения, который утверждается первым руководителем организаций среднего образования;
6) индивидуальный план социального и психолого-педагогического сопровождения составляется в 2-х экземплярах, письменно заверяется родителем или иным законным представителем, один экземпляр которого передается родителю или иному законному представителю, другой остается в организации среднего образования;
7) при выявлении рисков психологического состояния или поведения, правовых, социальных или семейно-бытовых проблем, обучающийся или воспитанник направляется на консультацию к специалистам соответствующего профиля (в органы и организации здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав).
1) педагоги организаций среднего образования при обнаружении эмоционально-волевых, поведенческих рисков и трудностей в обучении и развитии у обучающихся и воспитанников, а также собственных проблем профессионального выгорания письменно или устно обращаются к специалисту психологической службы;
2) обращение педагога регистрируется и рассматривается специалистами психологической службы;
3) специалисты психологической службы изучают ситуацию, и информирует руководителя организации среднего образования, который определяет основного ответственного специалиста психологической службы;
4) специалист психологической службы определяет формы и методы оказания социального, психолого-педагогического сопровождения.
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан