В ВКО проживают 11283 (1900 дошкольного, 9383 школьного возраста) ребенка с особыми образовательными потребностями, из них 1857 детей относятся к категории инвалидов.
С целью создания качественных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями проводится работа в рамках реализации региональных программ и проекта «Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы».
В 2023 году Постановлением ВКО акимата от 24 октября 2023 года № 229 открыты психолого-медико-педагогическая консультация в г. Усть-Каменогорск (из расчета 1 на 50 тыс детского населения), кабинет психолого-педагогической коррекции в с.Акжар Тарбагатайского района.
В настоящее время для обучения, воспитания и реабилитации детей функционирует:
4 психолого-медико-педагогической консультации, 9 кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационный центр, Аутизм центр «Асыл Мирас», коррекционную помощь получают 730 детей.
13 специальных организаций образования (в том числе 6 общеобразовательных, 1 школа-комплекс-сад, 1 ЦПД, 5 дошкольных), кроме этого 1 частная специальная школа-сад и частный коррекционный сад «Мархабат», обучением по специальной программе охвачено 1707 детей.
В общеобразовательных организациях функционируют 80 логопедических пунктов, 52 кабинета поддержки инклюзии в школах (5 из которых являются опорными кабинетами поддержки в обучении детей с расстройствами аутистического спектра, 1 - в обучении детей с нарушением зрения (слабовидящих и незрячих), 1 - в обучении детей с нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих), 3 – в дошкольных учреждениях, на сегодняшний день психолого-педагогическим сопровождением охвачено 1841 ребенок.
В школах и дошкольных организациях, где отсутствует возможность открытия специального класса, групп или логопункта, но обучаются дети с особыми образовательными потребностями, введены 217 ставок дефектологов в школах и садах, 175 (в том числе 28 в детских садах) педагогов-ассистентов.
Охват детей инклюзивным образованием составил 6447 детей или 57% от общего количества детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, на сегодняшний день принятые меры позволили создать условия для инклюзивного обучения и воспитания в 85% общеобразовательных школ, 71% государственных детских садов.