АО «ЕНПФ» исполнил порядка 1,9 миллиона заявлений на жилье и лечение
Порядка 1,9 млн заявлений казахстанцев на приобретение жилья и (или) лечение исполнено АО «ЕНПФ» (далее - ЕНПФ, Фонд) по состоянию на 1 октября 2023 года, согласно которым переведено около 3,7 трлн тенге на специальные счета, открытые в банках-уполномоченных операторах. Как известно, пенсионные накопления могут быть использованы гражданами многократно в пределах суммы пенсионных накоплений в ЕНПФ, доступной для изъятия на жилье, лечение или перевод управляющим компаниям.
На жилье
В период с января по сентябрь 2023 года ЕНПФ исполнено более 1,4 млн заявлений вкладчиков (получателей) в целях использования пенсионных накоплений для улучшения жилищных условий. На специальные счета казахстанцев ЕНПФ перевел около 3,3 трлн тенге. Средняя сумма единовременных пенсионных выплат - около 2,3 млн тенге.
Самыми активными стали жители г. Алматы (23,12% от общей суммы, переведенной уполномоченным операторам), Мангистауской области (16,28%), г. Астаны (13,86%). На сайте www.enpf.kz в разделе «Показатели» можно ознакомиться с подробной информацией о том, на какие цели казахстанцы планируют использовать единовременные пенсионные выплаты и в разрезе регионов (подразделы «Единовременные пенсионные выплаты на улучшение жилищных условий по целям» и «Единовременные пенсионные выплаты на улучшение жилищных условий» соответственно).
Цели, на которые вкладчики (получатели) используют свои накопления, следующие: 34,94% от всех заявлений – это приобретение жилища в собственность по гражданско-правовым сделкам (окончательный расчет), 21,18% заявлений – в целях пополнения вклада в жилищные строительные сбережения для дальнейшего накопления, 15,77% заявлений – на частичное погашение задолженности по ипотечному жилищному займу (в том числе в рамках финансирования исламским банком), 15,19% – на частичное погашение задолженности по ипотечному займу по системе жилищных строительных сбережений.
Уполномоченными операторами, принимающими заявления на использование части пенсионных накоплений, являются АО «Жилищный строительный сберегательный банк «Отбасы банк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Altyn Bank», АО «Банк ЦентрКредит» и АО «Банк Фридом Финанс Казахстан».
При этом 488,86 млрд тенге возвращено на индивидуальные пенсионные счета (ИПС) вкладчиков (получателей) от уполномоченных операторов в связи с тем, что единовременные пенсионные выплаты казахстанцами не были использованы в установленные сроки, по заявлению заявителя и иным причинам.
На лечение
ЕНПФ исполнено 457 513 заявлений на лечение на сумму 391,79 млрд тенге. Средний размер изымаемой суммы составляет порядка 0,86 млн тенге. Свыше 96% заявлений казахстанцев исполнены в целях оказания стоматологических услуг, 2,5% заявлений - офтальмологических услуг. На остальные медицинские направления использовано менее 1% пенсионных сбережений.
При этом на ИПС вкладчиков (получателей) в ЕНПФ возвращена сумма в размере 35,13 млрд тенге, данные средства не были использованы в установленные сроки по заявлению заявителя и иным причинам.
Ознакомиться с актуальной статистикой по использованию пенсионных накоплений на лечение можно на сайте www.enpf.kz в разделе «Показатели» – «Единовременные пенсионные выплаты на лечение».
В частное управление
Управляющим инвестиционным портфелем (УИП) по состоянию на 1 октября текущего года с 18.02.2021 г. переведено свыше 12,7 млрд тенге, ЕНПФ исполнены 9 240 заявлений. Средняя сумма перевода составляет порядка 1,4 млн тенге. Подробная статистика по передаче пенсионных накоплений в доверительное управление также доступна на сайте enpf.kz в разделе «Показатели» - «Передача пенсионных накоплений управляющим компаниям».
На данный момент ЕНПФ заключены договоры о доверительном управлении пенсионными активами с пятью УИП. Ознакомиться с информацией о них и изучить их инвестиционные декларации можно на сайте enpf.kz в разделе «Услуги» - «Реестр управляющих инвестиционным портфелем». Отметим, из суммы порядка 12,7 млрд тенге – 39,4% или 5 млрд тенге переведено в АО «Jusan Invest», 22,6% или 2,9 млрд тенге в АО «Halyk Global Markets», 16,7% или 2,1 млрд тенге в АО «BCC Invest», 13,3% или 1,7 млрд тенге - в АО «Halyk Finance», 8% или чуть более 1 млрд тенге в АО «Сентрас Секьюритиз».
Напомним, с 1 июля 2023 года вкладчики имеют возможность передавать УИП до 50% своих накоплений за счет обязательных видов взносов (ОПВ и ОППВ) без учета порога достаточности. Накопления, сформированные за счет добровольных пенсионных взносов, можно передать УИП в размере 100%. За июль-сентябрь 2023 г. этим правом воспользовались 2 479 казахстанцев, переведя управляющим портфелем 3,8 млрд тенге согласно 3 240 заявлений на перевод.
После первоначальной передачи пенсионных активов в доверительное управление УИП вкладчик имеет право не чаще одного раза в год предоставлять заявление в ЕНПФ на передачу своих пенсионных накоплений в доверительное управление от одного УИП к другому. За период с 16 марта 2022 года по 30 сентября 2023 года поменяли УИП 122 заявителя согласно 173 заявлениям на перевод из одного УИП в другой на общую сумму 403 млн тенге.
С 01.07.2023 года сократился срок возврата пенсионных накоплений из доверительного управления УИП в доверительное управление НБРК с двух лет до одного года. С 15 марта по 30 сентября 2023 года ЕНПФ исполнены 693 заявления от 418 казахстанцев по переводу средств в НБРК из УИП на сумму порядка 2,5 млрд тенге. В результате под управлением УИП с учетом инвестиционного дохода находится порядка 11,8 млрд тенге.
Напомним, что после получения пенсионных активов от ЕНПФ УИП инвестирует их в разрешенные финансовые инструменты, указанные в Правилах осуществления деятельности по управлению инвестиционным портфелем, утвержденных постановлением Правления Национального Банка РК от 3 февраля 2014 года №10, и предусмотренные в Инвестиционной декларации УИП.
В период нахождения пенсионных накоплений под управлением Национального Банка РК до достижения вкладчиком пенсионного возраста действует гарантия сохранности пенсионных накоплений с учетом уровня инфляции. При переводе пенсионных накоплений под управление УИП гарантия государства заменяется гарантией управляющей компании по обеспечению минимального уровня доходности пенсионных активов, который рассчитывается исходя из средневзвешенной доходности пенсионных активов, переданных в управление УИП, действующим на рынке.
Президент FIAP Гильермо Артур об особенностях и перспективах развития пенсионной системы Чили
В рамках первой панельной сессии международного круглого стола высокого уровня «Перспективы развития обязательных накопительных и смешанных пенсионных систем», который состоялся 28 сентября 2023 г., на тему «Старение населения и пенсионная реформа», модерируемой Григорием Марченко, выступил Президент Международной федерации администраторов пенсионных фондов (FIAP) Гильермо Артур (Сантьяго, Чили).
Тема его доклада: «Пенсионная система Чили: результаты, вызовы, перспективы дальнейшего развития».
В нем он подчеркнул, что модель пенсионной системы Чили послужила основой для реформ, проводимых во многих странах, включая Казахстан.
Докладчик выделил основные характеристики пенсионной системы Чили, вот некоторые из них:
Пенсионная чилийская реформа была проведена из-за неустойчивости прежней распределительной системы с установленными выплатами (defined benefit system), когда все меньшее количество действующих работников должно было обеспечивать пенсионные выплаты растущей массе пенсионеров. Неустойчивость распределительных систем демонстрируют следующие факты за последние 27,5 лет (с 1995 по июнь 2023 года): 82 страны повысили ставку взносов; 66 – повысили пенсионный возраст; 66 – заморозили или сократили суммы предоставляемых пособий.
За последние десятилетия число стран, имеющих распределительные системы и при этом внедряющих механизмы индивидуальных накоплений в различных формах, увеличилось с 17 в 1999 году до 51 в 2022 году.
Говоря о результатах, Гильермо Артур отметил, что за 40 лет функционирования накопительной пенсионной системы инвестиционная доходность пенсионных фондов составила в среднем 7,2% в год, а это означает, что средства, накопленные первыми поколениями работников, увеличились в четыре раза. В других странах Латинской Америки, где применялась чилийская система, рентабельность была аналогична чилийской.
Освещая перспективы развития пенсионной системы, докладчик отметил, что, учитывая фактор роста продолжительности жизни в мире наряду с развитием новых форм работы населения (самозанятость, удалённый формат), для успешного функционирования пенсионной системы необходимо предпринять следующие шаги:
Резюмируя доклад, Гильермо Артур отметил, что для достижения успеха пенсионной реформы нужно учитывать следующие факторы:
Независимый эксперт Брайан Ли-Арчер об искусственном интеллекте в сфере пенсионного и социального обеспечения
Одна из актуальных тем современности «Будущее систем социального и пенсионного обеспечения: перспективы и ключевые драйверы развития» стала фокусом дискуссии на панельной сессии в рамках международного круглого стола высокого уровня «Перспективы развития обязательных накопительных и смешанных пенсионных систем», который состоялся 28 сентября 2023 г. в г. Алматы.
Модератором сессии стал казахстанский финансист Анвар Сайденов.
Спикер сессии Брайан Ли-Арчер, независимый эксперт (Канберра, Австралия), выступил на тему одной из самых перспективных технологий последних десятилетий «Искусственный интеллект – друг или враг для пенсионного и социального обеспечения».
Докладчик отметил, что искусственный интеллект стал важной составляющей 4-й промышленной революции и включает в себя обширный спектр развивающихся и разнообразных технологий, направленных на повышение автоматизации, производительности, рост охвата и масштабируемость, создание новых бизнес-моделей.
В докладе он выделил термин «оцифровка», т.е. перевод бизнес-процесса или его части в цифровой вид, как правило, без существенных изменений конечных целей. Примерами оцифровки процессов стали подача пенсионных заявлений, решения по которым принимаются с минимальным человеческим контролем, осуществление пенсионных взносов, платежей, регистрации, обмена данными и т.д. в режиме онлайн.
По мнению докладчика, другой термин «цифровизация» - это несколько иное понятие, цифровизация позволяет добиться новых и лучших результатов в процессе внедрения существенных изменений в бизнес-процессы, основанных на понимании и знаниях, полученных в результате анализа цифровых данных. Например, это обмен информацией между работодателями и органами пенсионного и социального обеспечения, сопровождающий плавный переход от трудовой деятельности к выходу на пенсию.
Искусственный интеллект позволяет эффективно использовать метаданные (данные, которые описывают другие данные), облачные хранилища данных, обладающие масштабом, глубиной и долговременным характером, с помощью облачных вычислений моделировать оптимальные решения. Оцифровка и автоматизация в системе управления социальным обеспечением - это непрерывный путь открытий и повышения производительности.
В ходе доклада Брайан Ли-Арчер проанализировал такие явления, как «цифровое отчуждение» и «социальная изоляция», которые взаимосвязаны. Несмотря на глобальную цифровизацию, часть населения не имеет навыков работы с цифровыми технологиями и не пользуется интернетом. Люди, попадающие в эту категорию, оказываются под угрозой изоляции. Таким образом цифровой разрыв становится новым фактором социального неравенства и дискриминации. Интернет предоставляет возможность для приобретения ресурсов и знаний, однако отсутствие доступа усугубляет бедность и другие проблемы людей. Таким образом искусственный интеллект может как помогать, так и усугублять проблемы.
Описывая бесспорные преимущества и потенциал искусственного интеллекта Брайан Ли-Арчер отметил, что он может нанести и непоправимый ущерб, если его должным образом не контролировать. «Искусственный интеллект не является ни другом, ни врагом, им нужно грамотно управлять, как и всеми технологическими изменениями. Искусственный интеллект открывает новые пути для решений, ориентированных на человека. Но необходимо этичное и ответственное использование искусственного интеллекта», — считает Брайан Ли-Арчер.
24 мая 2019 года, выступая на заседании Совета национальных инвесторов, Президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил о необходимости внедрения практики проведения единого дня отчета контрольно-надзорных органов перед бизнесом.
Законом от 30 декабря 2020 года № 397 –VI РК в Предпринимательский кодекс дополнен статьей 131-1
о проведении ежегодно в последний четверг сентября Единого дня отчета органов контроля и надзора перед бизнесом.
28 сентября 2023 года в городе Петропавловске проведен «Единый день отчета» органов контроля и надзора перед бизнесом.
Участие в мероприятии приняли представители прокуратуры, государственные и территориальные органы, бизнес-сообщества.
Заслушаны доклады, отчеты и информация от Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции, Департамента государственных доходов, Департамента по чрезвычайным ситуациям, Департамента по управлению земельными ресурсами Северо-Казахстанской области Комитета по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, Управления государственной инспекции труда, Департамента санитарно-эпидемиологического контроля, Управления государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования акимата Северо-Казахстанской области и Региональной палаты предпринимателей.
По информации Управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК по СКО за истекший период 2023 года зарегистрировано 1027 актов о назначении проверок, из которых 435 в деятельности субъектов частного предпринимательства.
Доля зарегистрированных проверок предпринимателей от общего их количества составляет 42%. По видам проверок, в отношении бизнеса по особому порядку проведено (плановая) - 12, внеплановых 404, государтсвенный аудит – 19.
Согласно информации Департамента по управлению земельными ресурсами за 9 месяцев текущего года проведено 120 проверок на площади 71,7 тыс. га, в том числе в отношении субъектов предпринимательства - 43 проверки на площади 71,6 тыс. га. Из 120 проведенных проверок выявлено 92 нарушения на площади 43,9 тыс. га, в том числе 32 нарушения допущены субъектами предпринимательства на площади 43,9 тыс. га. Выдано 75 предписаний по устранению выявленных нарушений.
Наиболее часто выявляемые нарушения - это неиспользование земельных участков по назначению, предназначенных для сельскохозяйственного производства, а также строительства объектов в населенных пунктах и т.д., т.е. неисполнение обязанностей собственниками земельных участков и землепользователями предусмотренных ст. 65 Земельного кодекса РК.
Управлением государственной инспекции труда за 8 месяцев 2023 года госинспекторами рассмотрено 593 обращения граждан, в том числе по трудовым нарушениям 514, по безопасности охране труда – 79, по которым проведено 143 проверки. Выявлено 204 нарушения трудового законодательства, том числе по трудовым отношениям – 120, по безопасности охране труда – 83, по занятости - 1. Работодателям выдано 85 предписаний об устранении выявленных нарушений.
Важно отметить, что 4 мая 2020 года Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда». Поправками в Трудовой Кодекс предусмотрена обязанность работодателей по направлению в Единую систему учета трудовых договоров информации о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимые по нему изменения и дополнения (пп.27 п.2 ст.23 Трудового кодекса).
Министерством труда создана Единая система учета трудовых договоров работников. Регистрация трудовых договоров в информационной системе возможна посредством информационной системы E-HR.
На сегодняшний день неподключенными к информационной системе E-HR в области остаются 3562 предприятия, не внесены около 13,5 тыс. электронных трудовых договоров работников.
Департаментом санитарно-эпидемиологического контроля Северо-Казахстанской области за 8 месяцев 2023 года проведено 220 проверок (193 – на соответствие требованиям, 27 - внеплановые проверки), в том числе 22 проверки объектов предпринимательства. Из них 5 проверок объектов крупного бизнеса, 16 – объектов среднего и 1 объект микропредпринимательства (15 мая 2023 года проведена проверка ТОО «Аккайын-Комсервис» по обращению государственного органа КГУ «Отдел образования Аккайынского района» по конкретным фактам причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, а также нарушений требований законодательства Республики Казахстан, неустранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека).
Наиболее часто допускаемыми нарушениями являются: не соответствие результатов лабораторных исследований (воды, воздуха, пищевых продуктов) и лабораторно-инструментальных замеров (шума, микроклимата, освещенности), отсутствие на объектах производственного контроля, нарушение дезинфекционного режима, отсутствие договоров на проведение дезинсекционных и дератизационных работ, несвоевременное прохождение персоналом объектов медицинских осмотров и гигиенического обучения.
Органами контроля раскрыты наиболее часто выявляемые нарушения, даны рекомендации по их недопущению.
С целью повышения правовой грамотности бизнеса, в своих выступлениях государственными органами отражены нововведения в законодательстве.
«Единый день отчета» проводится ежегодно в последний четверг сентября для повышения взаимодействия между государством и бизнесом.
Рост пенсионных накоплений казахстанцев превысил 2 триллиона тенге с начала года
Ключевые показатели ЕНПФ на 1 сентября 2023 года
На 1 cентября 2023 года на индивидуальных счетах вкладчиков (получателей) ЕНПФ сформированы пенсионные накопления на сумму 16,76 трлн тенге. С начала года их прирост на 01.09.2023 г. составил 2,1 трлн тенге (14,3%). По сравнению с аналогичной датой прошлого года объем пенсионных накоплений вырос на 2,8 трлн тенге (на 20%).
Сумма пенсионных взносов за 8 месяцев 2023 года составила 1 374,8 млрд тенге, это на 25% или на 278,28 млрд тенге выше показателя прошлого года. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел по обязательным пенсионным взносам (ОПВ) – 25%, обязательным профессиональным пенсионным взносам (ОППВ) – 26%.
96,79% накоплений казахстанцев образовано за счет ОПВ. На 01.09.2023 г. объем ОПВ составил 16,22 трлн тенге (прирост за год – 19,7%, с начала года – 14,1%). Сумма пенсионных накоплений по ОППВ составила 532,51 млрд тенге, увеличившись с 1 сентября минувшего года на 28%, с начала текущего года – на 19,6%. Максимальный прирост (57,7% за год) продемонстрировали накопления по добровольным пенсионным взносам (ДПВ), объем которых составил 4,71 млрд тенге.
Чистый инвестиционный доход, начисленный на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков ЕНПФ с начала года составил порядка 1035,1 млрд тенге.
Количество индивидуальных пенсионных счетов в ЕНПФ на 1 сентября 2023 сложилось на уровне 12,25 млн единиц, в том числе по ОПВ - порядка 11,04 млн, ОППВ – 626,3 тыс., ДПВ – 384,5 тыс.
С начала года ЕНПФ выплатил порядка 350,78 млрд тенге. Выплаты по возрасту на 01.09.23 г. увеличились на 27 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 96,69 млрд тенге (доля в общем объеме выплат – 27,56%), единовременные пенсионные выплаты на улучшение жилищных условий и лечение – 169,15 млрд тенге (доля в общем объеме выплат – 48,22%).
Также с начала года осуществлены выплаты по наследству - 34,97 млрд тенге, выплаты в связи с выездом на ПМЖ за пределы Казахстана – 26,64 млрд тенге, выплаты по инвалидности – 1,8 млрд тенге, выплаты на погребение – 4,38 млрд тенге. В страховые организации переведено 17,09 млрд тенге.
Размер средней ежемесячной выплаты по графику из ЕНПФ (в связи с достижением пенсионного возраста) составил 32 120 тенге, а максимальной суммы ежемесячной выплаты – 742 692 тенге. Напомним, за этот же период прошлого года средняя ежемесячная выплата по графику составила 29 859 тенге, максимальная - 707 326 тенге.
Вся актуальная информация о статистических данных по пенсионным активам, в том числе в разрезе регионов республики, размещена на сайте enpf.kz в разделе «Показатели».
ЕНПФ оказывает услуги в электронном, автоматическом и очном формате.
Какой формат удобен Вам?
За 8 месяцев 2023 года (в период с 01.01.2023 г. по 31.08.2023 г.) Единый накопительный пенсионный фонд оказал своим вкладчикам и получателям более 16,8 млн услуг, из них более 11,6 млн (69,2%) – в электронном формате, 3,8 млн (22,61%) – в автоматическом, более 500 тыс. (2,97%) – в удалённом формате в виде консультаций. Таким образом, более 94% услуг оказывается без необходимости посещать офис ЕНПФ.
Самой востребованной услугой остается получение выписок с индивидуального пенсионного счета. За информацией о состоянии ИПС вкладчики и получатели обратились более 15,4 млн раз. Большая часть выписок была предоставлена в электронном виде – более 11,6 млн раз, при личном обращении в офисах Фонда было выдано порядка 405,8 тыс. выписок, более 43 тыс. – на выезде.
С начала года за 8 месяцев в автоматическом режиме при поступлении первого взноса было открыто свыше 230,3 тыс. индивидуальных пенсионных счетов по всем видам взносов.
Порядка 146,0 тыс. заявлений было подано на выплату пенсионных накоплений. Здесь форматы обращений были разные. В автоматическом режиме поступило более 72,2 тыс. – это заявления на выплаты в связи с достижением пенсионного возраста, поступившие через Госкорпорацию «Правительство для граждан». Порядка 73,5 тыс. заявлений подано в офисах ЕНПФ, 213 заявлений поступило в электронном виде через личный кабинет на сайте Фонда. Отметим, что непосредственно в ЕНПФ нужно подавать заявления на выплаты по добровольным пенсионным взносам, а также по всем видам взносов в связи с выездом на ПМЖ, в случае инвалидности 1 или 2 групп, установленных бессрочно, заявления на выплаты на погребение и по наследованию.
Свыше 223 тысяч заявлений отработано на изменение реквизитов. В этом вопросе казахстанцы больше предпочитают очное общение. Непосредственно в офисы ЕНПФ обратились 175,4 тыс. человек, на выезде было обслужено порядка 30 тыс. клиентов, более 3,9 тыс. человек изменили свои реквизиты в отделениях АО «Казпочта», в рамках трансфер-агентского договора ЕНПФ с национальным почтовым оператором. 13,7 тыс. раз эта услуга была востребована через личный кабинет на сайте enpf.kz.
Как видно из приведенной статистики, несмотря на возможность получения услуг в дистанционном режиме, есть вкладчики, которые предпочитают личное обращение к специалистам Фонда. Посредством очного обслуживания в подразделениях ЕНПФ по всему Казахстану вкладчикам и получателям за 8 месяцев 2023 г. оказано свыше 877 тыс. услуг (5,21% от общего объема услуг), из них непосредственно в офисах обслуживания Фонда – более 771 тыс. услуг, в ходе выездного обслуживания – более 100,9 тыс.
Более полумиллиона обращений отработано ЕНПФ по каналам обратной связи: через саll-центр ЕНПФ (по телефону 1418), через раздел обратной связи на сайте enpf.kz, блог председателя Правления, социальные сети и мессенджеры.
АО «ЕНПФ» уделяет внимание и информационно-разъяснительной работе. Количество проведенных выездных презентаций составило 23 461 мероприятие, участниками которых стали более 501 тыс. человек. Количество материалов, размещенных в СМИ по информации ЕНПФ составило 29 615 различных публикаций и видеоматериалов.
Представитель Всемирного Банка Химанши Джейн об исторической эволюции и уровнях пенсионных систем
28 сентября 2023 г. в рамках международного круглого стола высокого уровня «Перспективы развития обязательных накопительных и смешанных пенсионных систем» проведены различные панельные сессии и дискуссии.
Первую панельную сессию круглого стола «Старение населения и пенсионная реформа» модерировал один из архитекторов казахстанской накопительной пенсионной системы Григорий Марченко.
Открыл сессию старший специалист по социальной защите Всемирного Банка Химанши Джейн с докладом на тему: Чему учит история пенсионных реформ и как оценивается эффективность пенсионной системы?
Она представила функционирование пенсионных систем с позиции их исторической эволюции. При этом она выделила 3 периода пенсионного развития в мире. Первый период (1890-1970 годы) сопровождался распространением пенсионной системы DB (с установленными выплатами) в Европе и Америке, которая предполагала значительные обязательства государства перед получателями, не обеспеченные стабильными финансовыми ресурсами, и создавала неравенство среди представителей одного поколения и между поколениями.
Второй период (1980 – 2000 годы) характеризуется появлением накопительной системы DC (с установленными взносами), т.к. система DB проявила свою финансовую неустойчивость. Многие страны Европы перешли на систему DC, когда страны Азии и Австралия внедрили смешанные системы DB/DC.
Третий период ознаменован переносом фокуса внимания с дизайна пенсионной системы (DB/DC) на охват населения (в развивающихся странах) и адекватность/устойчивость (в ОЭСР/EMDE) пенсионных систем. В период с 1995 по 2018 год 78 стран повысили ставки взносов, 55 – увеличили пенсионный возраст, 61 страна изменила применяемую схему DB, число стран с социальными пенсиями увеличилось с 40 до более 80.
Четвертый период (текущий) характеризуется быстрым распространением цифровых/ID/платёжных систем, ростом самозанятых, работающих в режиме гибкого рабочего времени. Данные факторы требуют новых подходов к охвату вкладчиков и накопительному пенсионному обеспечению.
Всемирный Банк систематизировал уровни пенсионного обеспечения следующим образом: нулевой уровень, обеспечивающий гарантированный доход всем пожилым людям, если этого требуют социальные условия и у государства есть возможность поддерживать такую систему (без уплаты обязательных пенсионных вносов); первый уровень, при котором часть гарантированных пенсионных выплат покрывается за счет обязательных взносов от заработной платы; второй уровень, предусматривающий накопительный элемент за счет обязательных установленных пенсионных взносов, которые накапливаются и инвестируются, а также третий уровень, предполагающий добровольные взносы в различных формах. При этом общепринятым показателем адекватности пенсионных систем является коэффициент замещения (RR), который определяет уровень предсказуемости выплат как для отдельного человека, так и для пенсионного фонда.
RR отражает долю от среднемесячного дохода, на которую человек может рассчитывать при выходе на пенсию. Показатель RR 40% после выхода на пенсию является «адекватным» для среднестатистического работника с 30-летним стажем.
Анализируя пенсионные схемы с применением таких критериев, как охват, адекватность, устойчивость, капитал (C.A.S.E), докладчик заключил, что результаты будут выглядеть по-разному для каждой схемы и будут различаться в зависимости от страны.
«Анализ пенсионного ландшафта в стране требует рассмотрения всех компонентов одновременно с четким пониманием целей каждого из них. Обеспечение координации и согласованности, а также коммуникаций между основными направлениями важно для формирования общей политики», — считает Химанши Джейн.