Опубликован Глобальный отчет о навыках Coursera за 2025 год (Global Skills Report 2025) – ежегодный глобальный обзор цифровых и профессиональных навыков, основанный на данных более 170 миллионов пользователей Coursera из 109 стран.
Казахстан занял 37-е место в общемировом рейтинге навыков и 51-е место в Индексе зрелости ИИ (AI Maturity Index), подтвердив устойчивые позиции среди стран с конкурентоспособным уровнем подготовки кадров. Страна демонстрирует динамичный рост интереса к наиболее востребованным направлениям: генеративный ИИ (+383%), кибербезопасность (+80%), критическое мышление (+43%), профессиональные сертификаты (+50%). Казахстан отличается высоким уровнем цифровой инклюзии: 56% обучающихся – женщины, а 62% пользователей получают образование через мобильные устройства, что говорит о доступности обучения вне зависимости от места проживания.
Эти результаты достигнуты благодаря реализации национальной инициативы Coursera Qazaqstan, координируемой Министерством науки и высшего образования РК. Так, в проекте Coursera приняли участие 25 казахстанских вузов в 2023 году, 93 – в 2024 году, а в 2025 году проект охватил 95 университетов. Студенты получили доступ к более чем 14 000 курсам от ведущих университетов и компаний мира. В рамках лицензий, выданных министерством, за три года обучение на платформе прошли 167 372 студента, было выдано 288 347 сертификатов. В 2025 году в рамках проекта AI Sana был запущен отдельный трек по ИИ, по которому уже выдано 47 399 сертификатов. Эти данные подтверждают стратегическую значимость онлайн-обучения и микроквалификаций для подготовки кадров новой экономики и устойчивого развития системы высшего образования Казахстана.
Отметим, что в отчете использована новая методология 3.0, сочетающая поведенческие данные обучающихся с макроэкономическими индикаторами: индексом человеческого капитала, уровнем вовлеченности в рынок труда, ВВП на душу населения и Глобальным индексом инноваций. Впервые представлен AI Maturity Index, оценивающий готовность стран к внедрению искусственного интеллекта на основе данных Coursera, а также международных источников, включая Международный валютный фонд и ОЭСР.
В своем выступлении на IV Национальном курултае Глава государства особо подчеркнул актуальность охраны биоразнообразия животного и растительного мира, находящегося под угрозой в результате разрушительной деятельности человека и заявил о необходимости создания Международного фонда охраны биологического разнообразия. Сохранение природных экосистем является не только экологическим вопросом, но и стратегической задачей устойчивого развития Казахстана и Центральной Азии. В этой связи особую важность приобретает консолидация усилий научного сообщества, экспертов и экологов для поиска эффективных решений по защите биоразнообразия.
Во исполнения поручений Главы государства Национальная академия наук РК при Президенте РК (далее – Академия) 5 июня 2025 года провела Международный форум «Проблемы и перспективы сохранения биоразнообразия Центральной Азии» посвященный Дню эколога.
Форум открыл Президент Национальной академии наук при Президенте РК Куришбаев А.К., он озвучил позицию Национальной академии наук и представил конкретные научно-обоснованные меры, направленные на сохранение биоразнообразия Центральной Азии и управление связанными рисками:
1. Необходимо создание национальной системы экологического мониторинга и прогнозирования на базе искусственного интеллекта, геоинформационных систем и дистанционного зондирования. Эта система должна обеспечить постоянное слежение за состоянием ключевых экосистем – ледников, водоёмов, пастбищ, растительности – в режиме реального времени. Особое внимание должно быть уделено разработке моделей экологических ниш и сценариев изменений ареалов с учётом климатических прогнозов, что позволит заранее выявлять риски и адаптировать меры сохранения.
2. Формирование единого цифрового кадастра флоры и фауны Казахстана с интеграцией инструментов ИИ – от распознавания видов до прогностических моделей. Такая база данных должна быть доступной научному сообществу и сопряжена с международными платформами, включая Global Biodiversity Information Facility (GBIF). Это обеспечит обмен знаниями, мониторинг популяций и научно-обоснованное планирование природоохранных мероприятий.
3. Внедрение экосистемного подхода в политику природопользования. Это предполагает не только расширение сети особо охраняемых территорий и восстановление деградированных экосистем, но и создание функциональных экологических коридоров, обеспечивающих целостность природных ландшафтов и устойчивость биологических сообществ.
4. Необходимо разработать долгосрочные сценарии устойчивого территориального развития с учётом климатических изменений, миграции видов и роста ресурсной нагрузки. Все решения в сфере землепользования и хозяйственной деятельности должны оцениваться с точки зрения их воздействия на экосистемы в перспективе 20–30 лет. Такой научно-прогнозный подход позволяет не просто реагировать на последствия, а опережать их возникновение.
С ключевыми вопросами выступили на мероприятие министр экологии и природных ресурсов РК Нысанбаев Е.Н., советник Президента РК по экологическому сотрудничеству Сулейменова З.Б., отметившие, что сохранение биоразнообразия является неотъемлемым элементом экологической безопасности, устойчивого землепользования и межрегионального сотрудничества. В их выступлениях прозвучали акценты на необходимость усиления научно-практической базы охраны природы, создания трансграничных природоохранных инициатив, а также формирования новых финансовых и институциональных механизмов, включая Фонд биоразнообразия, ориентированных на долгосрочную защиту уникальных экосистем Казахстана и всего Центрально-Азиатского региона.
Экспертным мнением поделился лауреат Нобелевской премии Риккардо Валентини. Он отметил необходимость развития систем многоуровневого мониторинга для раннего выявления экологических рисков и смягчения последствий климатических и антропогенных воздействий на биологическое разнообразие.
Профессор Дрезденского технического университета Маттиас Крамер, выступил с докладом о биоразнообразных и экосистемных услугах. Он поделился новыми подходами в оценки устойчивости экосистем, особо уделил внимание на уязвимости экосистемных услуг и важности пространственной оценки устойчивости природных комплексов.
Профессор Эндрю Зимброфф университета Небраски в Линкольне поделился опытом междисциплинарных исследований и международного академического сотрудничества университета Небраски в Линкольне и рассказал об интегративные подходы к сохранению биоразнообразия.
Эксперты отметили, что Казахстан и страны Центральной Азии обладают уникальным экосистемным потенциалом и играют важную роль в обеспечении региональной экологической устойчивости биоразнообразия.
В форуме также приняли участие представители и эксперты ПРООН, ЮНЕСКО, ФАО, международных организаций, ведущие зарубежные ученые из России, Германии, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана и др. ученые, а также первые руководители Вузов, НИИ, молодые учёные, специалисты в области экологии, охраны природы Казахстана.
На мероприятие были обсуждены следующие основные важные вопросы сохранения биоразнообразия:
1. Проблемы сохранения биоразнообразия и устойчивого развития Центральной Азии.
2. Сохранение редких и эндемичных видов растений (включая Яблоню Сиверса).
3. Роль особо охраняемых природных территорий в защите биоразнообразия.
4. Охрана животного мира Центральной Азии.
5. Экотуризм как инструмент сохранения биоразнообразия.
6. Экологическое образование и просвещение.
7. ГИС-технологии в мониторинге и охране биоразнообразия.
В рамках выставки форума продемонстрирован многофункциональный мобильный комплекс SIGMA (система геоанализа и пространственного мониторинга) – цифровая платформа для пространственно-временного анализа, предназначенная для мониторинга и прогнозирования природных и антропогенных процессов в различных секторах: экология, сельское хозяйство, водные ресурсы, климат, биоразнообразие и др. Платформа будет активно использоваться в рамках совместной лаборатории НАН РК и китайских научных институтов и применяется в проектах по сохранению биоразнообразия, мониторингу деградации земель, предупреждению катастроф и обеспечению продовольственной безопасности.
Форум стал важным шагом на пути консолидации усилий различных заинтересованных сторон в деле сохранения биологического разнообразия, международного сотрудничества, поддержки научных исследований и образовательных инициатив.
По результатам Международного форума было принято решение подготовить резолюцию, в которой будут отражены ключевые предложения, инициативы и пути решения вопросов биоразнообразия, представленные в ходе сегодняшнего обсуждения.
4 июня в Министерстве науки и высшего образования РК состоялась встреча Министра Саясата Нурбек с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Марокко в Республике Казахстан господином Мохаммедом Рашидом Маанинум.
В ходе переговоров стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в сфере высшего образования и науки. Особое внимание было уделено перспективам расширения академического взаимодействия между образовательными учреждениями двух стран.
Стороны подтвердили заинтересованность в осуществлении эквивалентного обмена образовательными грантами для граждан двух стран в количестве 20 грантов. Данная инициатива направлена на укрепление образовательных и культурных связей между Казахстаном и Марокко, а также на расширение присутствия иностранных студентов в отечественных вузах.
Отдельным пунктом повестки стало обсуждение информационно-просветительской работы по продвижению казахстанского высшего образования среди марокканской молодежи. В этой связи запланированы совместные мероприятия, направленные на повышение осведомленности о возможностях обучения в Казахстане. Кроме того, были рассмотрены потенциальные направления сотрудничества с Политехническим университетом Королевства Марокко.
4-5 июня 2025 года в Астане проходит Конгресс Astana Mining & Metallurgy (AMM) 2025 – ключевая площадка для стратегического диалога по вопросам развития горно-металлургической отрасли с участием представителей правительства, науки, бизнеса и международных партнеров.
В рамках форума состоялась встреча председателя Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК Галымжана Жанкуатова с представителями Генерального директората Европейской комиссии по внутреннему рынку, промышленности, предпринимательству и МСП (DG GROW). Обсуждались перспективы расширения научно-технологического сотрудничества между Казахстаном и Европейским союзом, включая участие в программе Horizon Europe.
Программа Конгресса включала пленарные сессии, тематические форумы и правительственные консультации, охватывающие широкий спектр вопросов: устойчивое управление минеральными ресурсами, переработка техногенных отходов, промышленная безопасность, текущее состояние и перспективы геологоразведки. Отдельное внимание было уделено роли науки и технологий в трансформации горно-металлургического комплекса, а также интеграции Казахстана в глобальные научные и производственные цепочки. В ходе встречи с DG GROW были представлены приоритетные направления научной политики Казахстана и выражена готовность к институциональному участию в международных научных инициативах.
Конгресс AMM 2025 подтвердил высокий уровень интереса к расширению формата «Наука–промышленность–международные партнеры», направленного на развитие прикладных исследований, внедрение передовых технологий и эффективное использование стратегических ресурсов.
Евразийский национальный университет принял участие в престижной международной образовательной выставке «NAFSA 2025: Association of International Educators», которая проходила с 27 по 30 мая в Сан-Диего (США). На крупнейшей в мире конференции-выставке в сфере высшего образования университет представляли заместитель директора департамента международного сотрудничества Комекбаев Е., начальник управления научных проектов Молдахметова А., а также заведующая кафедрой регионоведения Оспанова А.
В ходе выставки ЕНУ продемонстрировал научные достижения, образовательные программы, инициативы в области цифровизации и международного партнерства. Члены делегата обсудили реализацию программ двойного диплома, академической мобильности, а также совместных научных проектов с представителями университетов США, Европы и Азии. Представители ЕНУ обсудили направления сотрудничества с Сolumbia University (США), SKEMA Business School (США), IOWA State University of Science and Technology (США), California State University (США), San-Diego State university (США), Lousiana State University (США), Lehigh University (США), Boston University (США), Berkeley university of California (США), Clark University (США), University of Western Australia (Австралия), National University of Technology (Перу), University of Dubrovnik (Хорватия), Kanagawa University (Япония), University of Deusto (Испания), Korea University (Южная Корея), Biruni University (Турция), University college Birgmingham (Великобритания), AGH university of Science and Technology (Польша), Georgian technical university (Грузия), University of Macau (КНР) и т.д.
Казахстанская делегация отметила, что участие в NAFSA 2025 открывает новые горизонты для международного сотрудничества и доказывает высокий статус ЕНУ как одного из ведущих вузов Центральной Азии, стремящегося к интеграции в глобальное образовательное пространство. Также ЕНУ ежегодно принимает участие в таких международных выставках как Asia-Pacific Association for International Education (APAIE), European Association for International Education (EAIE), Eurasia Higher Education Summit (EURIE), в рамках которых университет налаживает новое сотрудничество, демонстрирует уровень образовательных и научных достижений, а также позиционируется как один из топовых международных университетов имеющий престиж в международном образовательном пространстве.
В рамках стратегии развития высшего образования на международном уровне Академия физической культуры и массового спорта заключила договор о сотрудничестве по реализации программы двойного диплома с Французской высшей школой менеджмента Eklore-Ed (г. По, Франция).
В соответствии с соглашением совместно будет запущена инновационная программа EMBA «Спортивный менеджмент», с выдачей двух дипломов – Академии и Eklore-Ed.
Ректор Академии физической культуры и массового спорта Турсынзада Куангалиева отметила, что город По, в котором активно развивается спортивная индустрия, является одним из ведущих центров спортивного менеджмента во Франции. По ее словам, в рамках создания центра академического и исследовательского превосходства на базе Академии в качестве партнера программы был выбран университет Eklore-Ed, обладающий значительным опытом в области международного спортивного бизнеса, подготовки управленческих кадров и тесными связями с индустрией.
Турсынзада Куангалиевна подчеркнула, что этот шаг открывает новые возможности для студентов, создает условия для обмена международным опытом, организации стажировок и способствует развитию спортивной отрасли в Казахстане.
С 28 по 30 мая в Nazarbayev University (NU) прошел IV Международный симпозиум по новейшим материалам и устройствам (ISEMD 2025). Симпозиум собрал более 180 исследователей из 15 стран, таких как Испания, США, Китай, Великобритания, Турция, Финляндия, Эквадор, Узбекистан, Россия и другие. Среди отечественных участников – КазНУ, Satbayev University, Abai University, Astana IT University и другие вузы. Участники обсудили такие научные вопросы, как препараты из биомассы, «умные» полимеры для электроники, топливо будущего.
«Устойчивые энергетические решения критически важны на фоне нарастающих последствий изменения климата и деградации окружающей среды», – отметил в своей приветственной речи Президент NU доктор Вакар Ахмад. «Исследования и образование в области возобновляемой энергетики – ключевая часть нашей миссии. Мы готовим будущих лидеров, способных разрабатывать и внедрять инновационные технологии в сфере солнечной, ветровой и других видов чистой энергии».
В рамках научной программы было защищено более 40 докладов, охватывающих такие материалы, как солнечные батареи, биомасса, производство и хранение водорода, а также топологические для квантовых приложений. Интерес и обсуждение вызвали казахстанские разработки. Команда Лаборатории возобновляемых источников энергии при NU представила пористый полимер для гибкой электроники и биосенсоров. Он устойчив к деформациям и повышает эффективность носимых устройств. А команда по биомассе под руководством старшего научного сотрудника Минавар Шаймардан представила уникальное для Казахстана исследование: лекарство от гипертонии на основе фурфурала, органического соединения, полученного из кукурузных початков. Фурфурал признан одним из самых перспективных биооснованных веществ по версии Минэнерго США.
«Наша основная задача – собрать здесь, в Казахстане, сильных ученых со всего мира. Такие встречи помогают обмениваться опытом, развивать совместные исследования и продвигать достижения Казахстана», – отметил руководитель Лаборатории возобновляемых источников энергии National Laboratory Astana при NU профессор Нуршат Нуражи.
«Меня искренне впечатляет активное развитие науки в Казахстане и огромный прогресс в университетской системе. Ваши талантливые студенты проходили стажировки в моей лаборатории в Шотландии и в Оксфорде, демонстрируя блестящие результаты», – сказал Моджтаба Мирзаэян, профессор Университета Западной Шотландии.
Симпозиум еще раз определил роль министерства в превращении Казахстана в крупный академический центр.
В Казахском национальном женском педагогическом университете прошел III форум по институциональным исследованиям в Казахстане «Принятие решений на основе данных в высшем образовании: текущие вопросы и будущие направления институциональных исследований», посвященный актуальным проблемам системы высшего образования. Мероприятие было организовано совместно QyzPU и ведущими вузами страны – Nazarbayev University, KIMEP University и SDU University.
На мероприятии собрались эксперты, исследователи и представители образовательных организаций. В ходе заседания широко обсуждалась необходимость принятия решений в сфере образования на основе данных, пути повышения качества, вопросы внедрения международного опыта. В рамках форума участникам были представлены лучшие международные практики, конкретные примеры внедрения аналитических систем и цифровых инструментов.
Председатель Правления – Ректор Казахского национального женского педагогического университета Гулмира Канай подчеркнула важность форума для модернизации системы высшего образования:
«Сегодня здесь собрались эксперты отрасли, чтобы обсудить возможности улучшения качества обслуживания студентов. Поднимались важные вопросы о нашей роли в выработке решений, способных повлиять на будущее высшего образования. Уверена, что в перспективе каждый университет в стране будет принимать управленческие решения, опираясь на аналитические исследования, что приведет к трансформации вузов в соответствии с международными стандартами», – отметила ректор.
В рамках мероприятия были подробно рассмотрены современные методы сбора и анализа данных, роль цифровизации в институциональных исследованиях, а также кадровые и методологические вызовы, с которыми сталкиваются университеты.
Глава отдела институциональных исследований и аналитики Назарбаев Университета Мэттью Кортни отметил:
«Данные – ключ к осознанному принятию решений. Этот форум стал отличной платформой для обмена опытом и выхода качества образования на новый уровень».
Особенность форума заключалась в сочетании теоретических обсуждений и практических сессий. Так, специалисты компании Microsoft обучали участников эффективным способам использования Excel как инструмента анализа и управления данными.
По словам директора департамента мониторинга качества SDU University Гульназ Тогузбаевой, практическая направленность форума особенно ценна:
«Это мероприятие имеет огромное значение для высшего образования в Казахстане. Его главная цель – научиться использовать данные как основу для принятия решений. Сегодня университетам необходимо ставить конкретные цели и двигаться к ним, опираясь на точные и достоверные сведения».
Форум стал площадкой для профессионального диалога, поиска решений и обмена опытом в сфере образовательной аналитики. Участники отметили, что мероприятие стало важным шагом к построению системы управления вузами на основе данных и укреплению профессионального сообщества в области высшего образования.
С момента старта основного ЕНТ-2025, 16 мая, тестирование прошли около 116 тыс. раз. 72% абитуриентов сдавали тестирование на казахском языке, 28% – на русском и 114 человек – на английском.
По итогам второй недели 66,8% абитуриентов набрали пороговый балл. Средний балл по пяти предметам составил 64. Максимальный результат – 140 баллов – продемонстрировал на первой неделе Әбілхан Жәнібек из Туркестанской области.
На данный момент наибольшее количество тестируемых, то есть 19% cдали комбинацию предметов «Математика-Физика», 15% – «Творческий экзамен». 14% сдающих выбрали комбинацию «Биология-Химия».
Особое внимание уделяется созданию комфортных условий для поступающих с особыми образовательными потребностями. В ЕНТ приняли участие 384 абитуриента с ООП.
Абитуриенты имеют право подать апелляцию по содержанию тестовых заданий в течение 30 минут после завершения тестирования. Апелляции по техническим причинам принимаются непосредственно во время тестирования. Сертификаты с результатами будут доступны в личных кабинетах после рассмотрения апелляций.
За первую неделю проведения ЕНТ выявлено 142 нарушения правил. 68 абитуриентов были отстранены от тестирования за попытку проноса смартфонов, шпаргалок и других запрещенных предметов. Еще 74 человека были удалены из аудиторий за нарушение правил во время тестирования, их результаты аннулированы. Фактов подставных лиц не выявлено.
После завершения ЕНТ-2025 будет проводиться анализ видеозаписей до 31 октября календарного года. В случае обнаружения фактов использования запрещенных предметов или нарушения правил результаты ЕНТ будут аннулированы.
Напомним, всего на участие в тестировании принято около 399 тысяч заявлений от 216 тысяч абитуриентов.
1 июня стартует прием заявок на участие в комплексном тестировании для поступления в магистратуру. Регистрация будет проходить на сайте Национального центра тестирования МНВО РК app.testcenter.kz по 8 июля 2025 года. Само тестирование пройдет с 20 июля по 10 августа.
Прием документов от поступающих в профильную магистратуру по группам образовательных программ, требующих творческой подготовки будет осуществляться организациями высшего и (или) послевузовского образования с 1 июня по 8 июля текущего года.
При регистрации поступающий самостоятельно выбирает город сдачи тестирования. Внести изменения в поданное заявление (изменить город сдачи тестирования, направление подготовки, группу образовательных программ, язык сдачи тестирования), поступающие могут до завершения срока приема заявлений (до 8 июля). После закрытия базы приема заявлений выбранная группа образовательных программ и город сдачи тестирования не подлежат изменению.
Информация о месте (пункт), дате и времени проведения тестирования будет доступна в личном кабинете поступающего 14 июля.
Комплексное тестирование для поступления в научно-педагогическую магистратуру проводится в электронном формате и состоит из трех блоков: тест по иностранному языку, тест на определение готовности к обучению и тест по профилю группы образовательных программ. На тестирование отводится 3 часа 55 минут. Пороговый балл – 75 баллов, в том числе по иностранному языку – не менее 25 баллов, по тесту на определение готовности к обучению – не менее 7 баллов, по профилю группы образовательных программ: по первой профильной дисциплине – не менее 7 баллов, по второй профильной дисциплине – не менее 7 баллов.
Желающие поступить в профильную магистратуру сдают только тест по профилю групп образовательных программ. Пороговый балл составит 30 баллов, в том числе по первой профильной дисциплине – не менее 7 баллов, по второй профильной дисциплине – не менее 7 баллов.
Кроме того, лица, имеющие не менее пяти лет стажа на руководящей должности в соответствии с реестром должностей политических и административных государственных служащих, реестром должностей гражданских служащих соответствующих отраслей или не менее десяти лет стажа по соответствующему профилю образовательной программы профильной магистратуры зачисляются на платной основе по результатам собеседования, проводимого приемными комиссиями организаций высшего и (или) послевузовского образования.