Сегодня в Западно-Казахстанском университете имени М.Утемисова открылся новый «Центр творческого превосходства».
Историческое здание, построенное в конце XIX века, является памятником истории и архитектуры. Возведенное в 1878 году как дом купеческой семьи Вяхиревых, прибывших из Оренбургской губернии, оно на протяжении более чем ста лет тесно связано с образовательной и общественной жизнью региона. С 1913 года здесь действовали Уральская учительская семинария, позднее – учительские курсы, средняя школа №5 и Институт повышения квалификации учителей, а в годы Великой Отечественной войны здание использовалось в качестве госпиталя.
В 1932 году на базе педагогических структур, располагавшихся в этом здании, был основан нынешний Западно-Казахстанский университет имени М.Утемисова. В 2018 году объект перешел в ведение университета и после проведения ремонтно-реставрационных работ был вновь возвращен в образовательное и историко-культурное пространство. В результате начал свою работу «Центр творческого превосходства» ЗКУ имени М.Утемисова.
В настоящее время в центре функционируют мастерские и учебные кабинеты по методам и технологиям обучения, теории искусства и дизайна, текстилю и декорированию, ювелирному искусству, художественной керамике и скульптуре, моделированию одежды, рисунку, живописи, станковой графике и основам дизайна. Также в распоряжение студентов переданы компьютерные классы, кабинет декора, балетный зал, учебный театр и гримерные помещения.
Новое творческое пространство станет важной площадкой для развития профессионального и творческого потенциала студентов, реализации образовательных и культурных проектов, а также сохранения исторического наследия региона.
В рамках исполнения поручений Главы государства в 2025 году Министерством науки и высшего образования РК на системной основе развивались стратегические партнерства с ведущими зарубежными университетами, направленные на формирование Казахстана как регионального образовательного центра и расширение доступа граждан к качественному международному образованию.
Казахстан открывает двери ведущих университетов мира
В Казахстане выстроено 40 стратегических партнерств с ведущими зарубежными университетами, включая 33 действующих филиала иностранных вузов. Эти шаги формируют прочную основу для подготовки конкурентоспособных кадров, развития науки и интеграции страны в мировое академическое сообщество.
Филиалы зарубежных университетов открывают доступ к передовым образовательным программам и современным научным практикам, способствуют трансферу технологий и инноваций, а также задают новые стандарты качества обучения и исследований. Они повышают конкурентоспособность отечественных вузов, дают студентам возможность получать международные дипломы, не покидая Казахстан, и расширяют участие республики в глобальном академическом и исследовательском пространстве.
Сотрудничество Казахстана с зарубежными университетами охватывает вузы РФ, США, Великобритании, КНР, Республики Корея, Франции, Германии, Италии, Польши, Турции и Узбекистана. Обучение в филиалах ведется по 162 образовательным программам, ориентированным на подготовку специалистов по приоритетным и дефицитным направлениям экономики.
Международное образование внутри страны: первый кампус Russell Group в Центральной Азии
С сентября 2025 года начато обучение в филиалах Cardiff University, Woosong University, МГИМО, Политехнического Университета Марке и прикладного университета Анхальт.
Также в этом году Coventry University Kazakhstan (открыт в 2024 году) провел набор на новые программы. Coventry University Kazakhstan – первый британский университет в Астане, являющийся лицензионным кампусом Coventry University Соединенного Королевства и предоставляющий доступ к британскому образованию с выдачей диплома установленного образца.
В Астане состоялось открытие Cardiff University Kazakhstan – первого зарубежного кампуса Cardiff University и единственного кампуса университетов группы Russell Group в Центральной Азии. Это событие стало важным шагом в развитии международного образования и укреплении стратегического партнерства между Казахстаном и Великобританией.
Также в столице начал работу Coventry University Kazakhstan – первый британский университет в Астане, являющийся лицензионным кампусом Coventry University Соединенного Королевства и предоставляющий доступ к британскому образованию с выдачей диплома установленного образца.
Woosong University и New York Film Academy: международное образование в регионах
В Туркестане открылся филиал Woosong University (Республика Корея, WSUK), который направлен на подготовку квалифицированных специалистов в области информационных технологий для Центральной Азии. Университет предоставляет студентам и молодым специалистам Казахстана доступ к высококачественному IT-образованию с акцентом на искусственный интеллект и науку о данных. Также в Каскелене открыт филиал New York Film Academy – первый творческий университет мирового уровня в Казахстане и единственный кампус американской киношколы в Центральной Азии.
Стандарты качества: ориентир на мировой топ-рейтинг
Важным инструментом обеспечения качества международных партнерств стало требование по вхождению зарубежных вузов в топ-250 международных академических рейтингов (QS, ARWU, THE), что позволило сосредоточиться на сотрудничестве с университетами, обладающими высокой академической и научной репутацией.
Создание филиалов зарубежных университетов оказывает системное влияние на развитие национальной системы высшего образования, включая внедрение международных стандартов подготовки кадров, практико-ориентированные учебные планы, обучение на английском языке, доступ к цифровым платформам и библиотечным ресурсам головных университетов, а также модернизацию инфраструктуры казахстанских вузов.
В результате реализации совместных проектов в регионах введены в эксплуатацию новые учебно-лабораторные корпуса и общежития, предоставлены отдельные кампусы для филиалов зарубежных университетов, в том числе в рамках сотрудничества с Университетом Аризоны, Heriot-Watt University, РХТУ, SeoulTech, Пекинским университетом языков и культуры, Политехническим университетом Марке. Ведется строительство отдельных кампусов для Cardiff University, Coventry University, МИФИ и МГИМО.
Инвестиции и синергия с реальным сектором экономики
Особую роль в развитии стратегических партнерств играют индустриальные партнеры. Так, ТОО «Казфосфат» выделил средства на поддержку филиала РХТУ. В тоже время многими зарубежными вузами осуществляется привлечение инвестиции путем приобретения лабораторного и учебного оборудований. Так, к примеру, китайской стороной были выделены средства на приобретение оборудования и обучение преподавателей для Мастерской Лу Бань в ВКТУ им. Д.Серикбаева, а также на создание Инжинирингового центра «SMART Driving Technology». В рамках проекта Сеултеха «LUPIC» корейской стороной было выделены средства на развитии института ИИ на базе Коркыт Ата Университета.
Ключевым приоритетом при создании филиалов остается усиление академического и научного потенциала региональных вузов, их трансформация в центры академического превосходства, а также подготовка кадров по дефицитным и стратегически важным направлениям, включая атомную отрасль, «зеленые» технологии, водную безопасность и другие.
Рост международной конкурентоспособности: Казахстан в рейтинге QS Asia 2026
Результаты системной работы нашли отражение в рейтинге QS Asia 2026, в который вошли 44 казахстанских вуза, в том числе 10 новых– впервые, что свидетельствует о росте конкурентоспособности национальной системы высшего образования.
Во исполнение поручений Главы государства в Казахстане реализуется масштабная работа по формированию страны как регионального академического центра. Основной целью является укрепление национальной системы образования за счет трансфера знаний и передовых международных практик, а также привлечение иностранных студентов.
35 тысяч иностранных студентов: Казахстан становится точкой притяжения талантов
Развитие академического центра открывает и новое стратегическое направление – академический туризм. В этой связи запущен проект «Study in Kazakhstan», направленный на повышение привлекательности отечественного высшего образования на международной арене. Поставлена амбициозная задача – увеличить количество иностранных студентов до 100 тысяч к 2029 году.
Уже сегодня достигнут значимый результат: в текущем учебном году в казахстанских вузах обучается более 35 тысяч иностранных студентов, что является рекордным показателем.
Казахстан как региональный академический центр: от стратегии к устойчивому результату
Развитие стратегических партнерств с ведущими зарубежными университетами является одним из ключевых инструментов интеграции Казахстана в глобальное образовательное пространство и дальнейшего устойчивого развития высшего образования.
Вместе с тем, реализация политики по привлечению ведущих зарубежных университетов формирует для Казахстана долгосрочный экономический, кадровый и геополитический эффект. Образовательный сектор становится источником несырьевых доходов, а академический туризм самостоятельным направлением роста экономики. Получение международных дипломов внутри страны снижает образовательную миграцию, удерживает талантливую молодежь и финансовые ресурсы, одновременно повышая качество подготовки кадров за счет внедрения международных стандартов обучения и науки.
Таким образом, филиалы зарубежных вузов ускоряют технологический трансфер, развитие прикладных исследований и подготовку специалистов для приоритетных отраслей экономики, а также формируют новые точки роста в регионах. В совокупности данные меры усиливают международные позиции Казахстана, расширяют инструменты образовательной дипломатии и закрепляют статус страны как регионального академического центра.
Сегодня, 24 декабря, в общественной приемной партии «AMANAT» в рамках реализации концепции «Слышащего государства» Главы государства состоялся прием граждан по личным вопросам с участием Министра науки и высшего образования РК Саясата Нурбек.
В приеме приняли участие заместитель заведующего Общественной приемной Центрального аппарата партии «AMANAT» Жумабек Е., а также руководители структурных подразделений Министерства, АО «Центр международных программ» и АО «Финансовый центр».
В ходе приема были рассмотрены вопросы обеспечения социальных и академических возможностей в сфере науки и высшего образования.
По всем обращениям даны разъяснения и приняты соответствующие решения.
Сегодня в Астане в рамках торжественного мероприятия по подведению итогов Года рабочих профессий – инициативы Главы государства – было объявлено о завершении работ по актуализации Атласа новых профессий и компетенций горно-металлургического комплекса.
Центральным событием церемонии стало чествование победителей республиканского конкурса «Еңбек жолы» с участием Государственного советника РК Ерлана Карина и Заместителя Премьер-Министра – Министра культуры и информации РК Аиды Балаевой. Победители конкурса стали наглядным подтверждением профессиональных траекторий и ценностей труда, отраженных в обновленном Атласе новых профессий.
В рамках мероприятия также состоялась официальная передача актуализированного Атласа новых профессий горно-металлургической отрасли от официального представителя Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Бахыт Манасбаевой Министру науки и высшего образования РК Саясату Нурбек.
Завершение актуализации Атласа новых профессий стало одним из ключевых результатов Года рабочих профессий и важным шагом в формировании системной кадровой политики. Обновленный Атлас отражает структурные изменения на рынке труда, влияние цифровизации, автоматизации и ESG-повестки, а также формирует долгосрочный прогноз востребованных профессий и компетенций.
Особое значение Атлас имеет для горно-металлургического комплекса – базовой отрасли экономики Казахстана. В ходе актуализации на площадке АГМП были определены новые и трансформирующиеся профессии, связанные с цифровым управлением производственными процессами, промышленной безопасностью, экологическим контролем и аналитикой данных. В их числе – оператор по контролю за искусственным интеллектом, инженер по цифровому проектированию оборудования, эко-аналитик, промпт-инженер, специалист по безопасности беспилотного транспорта. Формируются и профессии на стыке наук: обогатитель-физик-химик, инженер-сканировщик, дистанционный геоаналитик.
В Посланиях Главы государства Касым-Жомарта Токаева неоднократно подчеркивалась необходимость перехода к «зеленой экономике», развития ESG-принципов и повышения производительности труда. Результаты форсайта, проведенного в рамках подготовки Атласа 2.0, показали, что приоритеты промышленного сектора во многом совпадают с национальными целями. В частности, прогнозируется появление таких профессий, как эко-взрывник, инженер по экологическому проектированию, аналитик цифровой безопасности труда.
Реализация проекта Атласа новых профессий ГМК стала возможной при поддержке ключевых отраслевых партнеров. Поддержка компании ERG позволила обеспечить высокое качество исследования и сформировать Атлас как прикладной инструмент для рынка труда горно-металлургического комплекса.
Атлас профессий ГМК 2.0 имеет важное региональное значение, особенно для моногородов, где отрасль является градообразующей. Его внедрение способствует формированию современных и востребованных карьерных траекторий для молодежи.
Атлас 2.0 представляет собой инструмент стратегического планирования, отражающий перспективную потребность в кадрах на горизонте 5–10 лет и служащий основой для развития образовательных и инвестиционных программ. Актуализация Атласа подводит итоги Года рабочих профессий и закладывает фундамент для дальнейшего развития системы образования, рынка труда и промышленного потенциала страны.
В рамках реализации общенациональной инициативы «Таза Қазақстан», инициированной Главой государства, вопросы экологической ответственности, устойчивого развития и формирования экологической культуры последовательно интегрируются во все сферы общественной жизни, включая систему высшего образования. В данном контексте университеты рассматриваются как ключевые центры формирования экологического мышления, развития науки и внедрения инновационных решений, ориентированных на устойчивое развитие страны.
Результаты UI GreenMetric World University Rankings 2025 стали значимым подтверждением эффективности государственной политики в сфере образования, науки и экологии. В 2025 году в рейтинге приняли участие 1 745 университетов из 105 стран мира. Количество казахстанских вузов, представленных в данном международном рейтинге, выросло почти в три раза – с 11 университетов в 2020 году до 30 университетов в 2025 году, что свидетельствует о системном вовлечении отечественных вузов в глобальную повестку устойчивого развития.
По итогам UI GreenMetric World University Rankings 2025 Казахстан занял ведущие позиции в Центральной Азии. В топ-3 университетов региона по показателям устойчивого развития вошли два казахстанских вуза. 1-е место в Центральной Азии занял Восточно-Казахстанский технический университет имени Д.Серикбаева, продемонстрировав наивысший результат в регионе. 3-е место в Центральной Азии занял Южно-Казахстанский университет имени М.Ауезова, что подтверждает устойчивое лидерство Казахстана в региональном и международном образовательном пространстве.
Особого внимания заслуживают результаты Восточно-Казахстанского технического университета имени Д.Серикбаева. По итогам рейтинга 2025 года университет вошел в топ-150 самых устойчивых университетов мира, заняв 139-е место. Он также сохранил 1-е место среди вузов Республики Казахстан, набрав 8 412,5 балла из 10 000 возможных и продемонстрировав один из наиболее высоких совокупных показателей не только в стране, но и в регионе Центральной Азии.
ВКТУ им. Д.Серикбаева показал выдающиеся результаты по ключевым индикаторам рейтинга. Университет занял 10-е место в мире по направлению «Образование и исследования», продемонстрировав 100-процентное выполнение всех показателей данной категории. Данный результат отражает высокий уровень интеграции принципов устойчивого развития в образовательные программы, научные исследования, международное сотрудничество и систему университетского управления. Кроме того, университет продемонстрировал сильные позиции в категориях «Инфраструктура» и «Энергия и климат», что свидетельствует о системной работе по развитию энергоэффективных и экологически устойчивых кампусных решений.
Высокие позиции в национальном сегменте рейтинга UI GreenMetric 2025 также заняли:
✔ M.Auezov South Kazakhstan Research University – 258-е место;
✔ Yessenov University – 333-е место;
✔ Abai Kazakh National Pedagogical University – 356-е место.
Достижению указанных результатов способствовала системная государственная поддержка научных и прикладных проектов, реализуемых за счет грантов Министерства науки и высшего образования РК, в том числе проектов, направленных на решение приоритетных задач устойчивого развития, экологической безопасности и формирования «зеленой» экономики. В университетах последовательно внедряются энергоэффективные и цифровые решения, развивается концепция «зеленого кампуса», расширяется участие студентов и молодых ученых в экологических и социальных инициативах.
Итоги UI GreenMetric World University Rankings 2025 подтверждают, что казахстанские университеты становятся важными центрами устойчивого развития, науки и инноваций, обеспечивают лидерские позиции страны в Центральной Азии и последовательно усиливают международную конкурентоспособность национальной системы высшего образования. Полученные результаты служат ориентиром для дальнейшего развития вузов и подчеркивают стратегическую значимость государственной политики в сфере образования, науки и экологической повестки РК.
Интеллектуальная программа «Азамат» завершила сезон и определила победителя. В финальной игре встретились команды Атырауского университета имени Халела Досмухамедова и Университета международного бизнеса имени Кенжегали Сагадиева. Тема решающего этапа – «Главный драйвер экономики Казахстана».
В финальной игре принял участие Министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек. В ходе программы команды продемонстрировали высокий уровень подготовки: умение аргументировать собственную позицию, отвечать на доводы оппонентов и выстраивать логически последовательную дискуссию. По итогам напряженной игры со счетом 3:2 победу одержала команда Атырауского университета имени Халела Досмухамедова, став победителем интеллектуальной программы «Азамат».
По итогам проекта поощрительные призы в размере 250 тысяч тенге были вручены Университету имени Шакарима, Казахскому национальному университету имени аль-Фараби, Казахскому национальному женскому педагогическому университету и Университету Нархоз.
Четвертое место и приз в размере 400 тысяч тенге занял Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Третье место и денежный приз в размере 600 тысяч тенге получил Актюбинский региональный университет имени Кудайбергена Жубанова. Второе место и приз в размере 1 миллиона тенге завоевал Университет международного бизнеса имени Кенжегали Сагадиева. Победителем проекта, обладателем первого места и главного приза в размере 2 миллионов тенге стал Атырауский университет имени Халела Досмухамедова. Таким образом, общий призовой фонд интеллектуальной программы «Азамат» составил 5 миллионов тенге.
В ходе финала студенты на практике продемонстрировали, что проект «Азамат» – это не формат случайных споров, а пространство, формирующее зрелое мышление, взвешенную речь и ответственную гражданскую позицию молодежи, неравнодушной к судьбе страны. Здесь аргумент и ответственность, соперничество и рассудительность переплетаются, формируя особую школу лидерства.
Стоит отметить, что интеллектуальная программа «Азамат» впервые вышла в эфир в начале 2000-х годов на телеканале «Хабар» и стала одним из проектов, давших импульс развитию дебатного движения в стране. В обновленном сезоне в проекте приняли участие 32 университета, отобранные из более чем 100 высших учебных заведений Казахстана. Отметим, что в настоящее время уже стартовал отбор участников второго сезона интеллектуальной программы «Азамат». К участию в новом сезоне приглашаются высшие учебные заведения страны.
Министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек провел встречу с представителями Тюркской академии – международной научной организации, специализирующейся на комплексном изучении истории, языков, литературы и культуры тюркских народов.
В состав делегации Тюркской академии вошли Президент Академии Шахин Мустафаев и вице-президент Асхат Кесикбаев. В ходе встречи стороны обсудили ключевые итоги деятельности Академии за текущий год, а также обозначили приоритетные направления дальнейшего научного и образовательного сотрудничества на предстоящий период.
Особое внимание было уделено вопросам развития тюркологических исследований, расширения международного научного взаимодействия, реализации совместных образовательных и исследовательских проектов, а также укрепления интеграционных процессов в тюркском научно-образовательном пространстве.
В рамках встречи также было отмечено, что недавно состоялось юбилейное мероприятие, приуроченное к 15-летию академии. Тюркская академия была официально учреждена по инициативе РК в 2010 году. В 2022 году Академия получила статус полноценной международной организации. В настоящее время государствами-членами Тюркской академии являются Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан и Турция, а статус наблюдателей имеют Венгрия и Узбекистан.
Основной целью деятельности Тюркской академии является координация научных исследований в области тюркологии, направленных на сохранение, развитие и популяризацию тюркских языков, литературы и культурного наследия. Миссия Академии заключается в содействии научной и образовательной интеграции тюркского мира, а также в укреплении международного сотрудничества в сфере гуманитарных наук и высшего образования.
Указом Президента РК Касым-Жомарта Токаева за значительный вклад в развитие высшего образования в стране президент Пекинского университета языка и культуры Дуань Пэн награжден орденом «Достық» II степени.
Ранее в рамках Форума стратегических партнеров «Казахстан – территория академического образования» Глава государства принял Дуань Пэна. Президент отметил, что открытие филиала университета в Астане стало наглядным примером высокоэффективного казахстанско-китайского сотрудничества, способствующего укреплению гуманитарных связей и формированию интеллектуальных мостов между двумя странами.
В настоящее время в Казахстане формируется сеть филиалов и стратегических партнерств ведущих зарубежных университетов, при этом 85% образовательных программ ориентированы на высокотехнологичные направления – искусственный интеллект, компьютерную инженерию, кибербезопасность, естественные и технические науки, ядерную физику и другие востребованные специальности. Особое значение в этом контексте приобретает развитие технологий искусственного интеллекта, расширение научно-образовательного взаимодействия, а также подготовка квалифицированных лингвистов-китаеведов.
Открытие филиала Пекинского университета языка и культуры (BLCU) на базе Международного университета Астана – первого в Центральной Азии центра китайского языкового образования – стало значимой вехой в развитии казахстанско-китайского образовательного сотрудничества и ярким подтверждением успешной деятельности филиала.
Состоялась встреча Министра науки и высшего образования РК Саясата Нурбек с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Корея в Казахстане Чжо Тэ-иком.
Встреча была приурочена к завершению дипломатической миссии Посла Чжо Тэ-ика в Республике Казахстан. В ходе беседы стороны отметили высокий уровень казахстанско-корейского сотрудничества, в частности в сфере образования, науки и академических обменов, а также подчеркнули значимость взаимного обмена опытом и знаниями для укрепления двусторонних отношений.
Министр выразил благодарность Послу за личный вклад в развитие партнерства между Казахстаном и Республикой Корея, а также за активное содействие укреплению сотрудничества между профильными министерствами и образовательными учреждениями двух стран. В знак признательности Саясат Нурбек вручил Чжо Тэ-ику нагрудный знак.
Кроме того, в рамках встречи были обсуждены перспективные направления дальнейшего сотрудничества, включая реализацию совместных образовательных и научных проектов, направленных на углубление академических связей и расширение возможностей для научных исследований и обмена опытом между странами.
22 декабря в городе Алматы Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК провел республиканскую научно-практическую конференцию «Новая эпоха наследия Абая: текстологические проблемы от рукописной версии к цифровому корпусу», посвященную подведению итогов 180-летия Абая Кунанбайулы.
В ходе мероприятия состоялась официальная презентация цифрового корпуса наследия Абая Кунанбайулы. В корпус включены электронные версии всех основных изданий произведений Абая, начиная с первого сборника 1909 года и заканчивая современными академическими публикациями. Кроме того, в едином цифровом пространстве были систематизированы рукописные тексты разных лет, архивные и редкие материалы, а также научные труды по абаеведению. Цифровой корпус был оценен как фундаментальный научный ресурс с высоким исследовательским потенциалом.
В основной части конференции составители трехтомного академического полного собрания сочинений Абая выступили с докладами, в которых подробно осветили проведенные исследовательские работы, использованные источники, а также ключевые текстологические принципы, положенные в основу издания. Особое внимание было уделено вопросам научной точности текста, сопоставлению рукописных и печатных версий, а также проблемам авторской атрибуции.
После презентации академического собрания состоялось представление научного труда «Абай и казахский театр», в котором на основе достоверных источников проанализированы связи творчества Абая с развитием национального театрального искусства.
В ходе конференции подчеркивалась необходимость опоры на проверенные архивные источники и научно обоснованные исследования при изучении наследия Абая, а также недопустимость использования работ, не имеющих достаточной доказательной базы. Участники и гости конференции обменялись мнениями по актуальным проблемам современного абаеведения, вопросам системного изучения и широкого общественного продвижения наследия Абая, что было расценено как важный вклад в определение дальнейших направлений развития данной научной области. Конференция была охарактеризована как одно из ключевых научных событий в современном развитии абаеведения.
Итоги конференции подтвердили, что создание цифрового корпуса и выход академического полного собрания сочинений Абая стали значимым импульсом для развития абаеведения и имеют особое значение для казахстанской науки и духовной культуры.