Меню
Страницы
Документы
Об управлении
Деятельность
Пресс-центр
Контакты
Онлайн-приемная
gov@nitec.kz

Сделать столицу “жилой”: главный архитектор Нур-Султана о своей работе

Сделать столицу “жилой”: главный архитектор Нур-Султана о своей работе

 

Сегодня главный архитектор Нур-Султана Нурлан УРАНХАЕВ рассказал “КАРАВАНУ” о том, как город борется с несанкционированной застройкой, что делается для того, чтобы горожанам было удобно жить, и что будет в новом Генплане столицы.

Да ну его, болото?

– Нурлан Тельманович, когда мы разговаривали с вами в прошлый раз, вы говорили, что видите свою основную задачу в том, чтобы навести порядок в разрешительной документации. Навели?

– Думаю, да. Мы не имеем просрочек по государственным услугам – все документы по запросам граждан выдаются день в день. Многие услуги переведены в онлайн – теперь нам не нужно приносить в офис те или иные бумажки. Не выходя из дома, человек дает заявку, мы ее рассматриваем и выносим решение.

– Какие теперь задачи вы ставите перед собой, как перед главой управления архитектуры и градостроительства?

– Развивать город дальше. Делать его всё более удобным для горожан. Это, в первую очередь, транспортная, инженерная и социальная инфраструктура, соблюдение архитектурных норм.

– Как-то совпало, что на вашу долю выпало много дискуссий о развитии столицы. Вы отслеживаете в соцсетях, что говорят люди, к примеру, о Малом Талдыколе?

– В соцсетях я скорее читатель, чем писатель или комментатор. Вот, скажем, есть Илья Варламов. Я часто смотрю его видео, читаю публикации – у него есть диплом архитектора, и он достаточно компетентен в данных вопросах. Бывает, что я с ним мысленно соглашаюсь, в том числе, когда он говорит о недостатках нашего города.

Но не надо забывать, что критиковать всегда гораздо легче, чем делать. И его “хлеб” – это рассуждения, споры и прочий хайп. А я себе такого позволить не могу. Один комментарий в социальной сети может спровоцировать бурную и долгую дискуссию, а я просто физически не могу столько сидеть перед компьютером или телефоном и дискутировать. Кто работать за меня в это время будет? Я госслужащий, моя основная задача – защищать интересы государства, а не вести долгие разговоры в соцсетях.

– Тем не менее, несмотря на все доводы активистов, вы несколько раз с разных трибун подтверждали свое мнение о том, что оставлять Малый Талдыколь в том виде, какой он есть, нельзя. Вы настолько верите в свою правоту по этому вопросу?

– Нур-Султан – это уникальный город. 10 лет назад население здесь было 600 тысяч человек, сейчас – миллион двести! То есть за 10 лет численность горожан выросла в 2 раза! Такого стремительного роста нет нигде в мире. Что это значит с позиции градостроительной деятельности? Только одно – город будет расти и дальше, наша задача – сделать так, чтобы всем в нем было комфортно.

У нас сейчас 75 тысяч учеников, а через 10 лет, по прогнозам, будет 400 тысяч. Просто вдумайтесь в эту цифру! Где они будут учиться все?

А где будут жить люди? Вот на какие вопросы я должен отвечать.

Что касается Талдыколя, я никогда не скрывал, что не эколог, не биолог, не орнитолог… Я не могу рассуждать о том, где должно быть гнездование тех или иных видов птиц. Я в этих вопросах опираюсь на документы, которые составили профессионалы в этих отраслях и предоставили государству.

Моя задача – сделать город комфортным. В первую очередь – для людей, которые в нем живут. Можно как угодно называть эту территорию: озера, водно-болотные угодья, болото… Я бы предложил термин “водный объект”.

И разве горожанам будет хуже от того, что его благоустроят – очистят от ила, запустят рыбу, сделают вокруг него пешеходные дорожки? Что в этом плохого, я понять не могу?

Так что, отвечая на ваш вопрос – да, я считаю, что мы всё делаем правильно. Я уверен, что со временем это станет одной из зон отдыха в столице, как и озеро Большой Талдыколь, который в наших планах сделать центром экопарка в городе. Но, к сожалению, очень часто люди ко всему новому относятся негативно. Я это еще на примере Алматы помню.

За что архитектор ждет спасибо?

– Кстати, да! Пока вы заведовали архитектурой Алматы, жители города тоже были недовольны некоторыми идеями. К примеру, реконструкцией центральных улиц. А сейчас за них же вас и благодарят. Как думаете, астанчане скажут вам в итоге спасибо? За что именно?

– Если я скажу, что мне совсем уж не хочется слышать благодарности горожан, то, наверное, совру. Но это точно не основная цель моей работы. Для меня очень важно, чтобы мы что-то сделали, а люди бы этим пользовались.

Вот, к примеру, наш офис находится на улице Мамбетова. Я такой человек, что могу и в выходной на работу прийти – мне просто приятно смотреть из окна, как люди ходят по променаду! С детьми гуляют, кофе пьют… Здорово же! Меня они, скорее всего, даже не знают, чтобы, столкнувшись на улице, спасибо говорить. Но я вижу, что эта идея пришлась жителям по душе.

В следующем году, наконец, завершим реконструкцию площади перед акиматом – будут здесь фонтаны, сквер. Тоже люди начнут гулять. И мне этого достаточно, чтобы понимать, что не зря работаю.

Пространства под мостами, опять же. Были ведь те, кто говорил, что это лишнее. Но сейчас пройдитесь по городу – везде молодежь в баскетбол играет, детишки бегают, взрослые отдыхают.

У нас люди любят замечать что-то масштабное, но город ведь не только и не столько из гигантских и ярких зданий состоит, ему нужны скверы, дворы благоустроенные… Вот за что управление архитектуры отвечать должно!

– Это та самая концепция “комфортный город”, о которой много говорится в последнее время? Насколько вообще эта идея возможна в Нур-Султане, где климат полгода совсем не способствует прогулкам?

– И что теперь? Ничего не делать? Может быть, если бы у нас были горы, мы бы ходили в горы. Но нет их, что теперь?

На самом деле это миф, что астанчане полгода никуда из дома не выходят! Посмотрите – все зимние городки заполнены. На улицах люди гуляют.

Ну и потом, концепция “комфортный город” – она же гораздо шире, чем создание условий для променадов горожан. Это и шаговая доступность различных объектов, в том числе – социальных, и возможность быстро добраться из точки “А” в точку “Б”, и многое другое.

Транспортный коллапс

– Давайте, раз уж зашла речь о возможности быстрого перемещения по городу, поговорим о транспорте. Как уже сообщил аким столицы Алтай Кульгинов, проект ЛРТ будет всё же завершен. Но ведь очевидно, что он разгрузит только часть города. А как же другие улицы? К примеру, вечно стоящий Мангилик Ел? Республика? Туран?..

– Транспортную инфраструктуру нам, однозначно нужно развивать. Наши болевые точки – это проспекты Кабанбай батыра и Туран, улицы Сыганак, Сарайшык, Круглая площадь. В этой связи, как мне кажется, проект расширения проспекта Кабанбай батыра очень нужен. Мы также хотим сделать его и Туран скоростными. Но это планы на будущее.

Сейчас же город строит мосты на улицах Улы Дала и Тауелсиздик. Это частично снимет транспортный вопрос. Но уже сейчас, как мне кажется, городу не хватает моста четыре как минимум.

Строго по плану

– Ключевой элемент градостроительства – Генплан. Несколько лет назад было сказано, что Генплан казахстанской столицы будет обновлен. Эта работа идет?

– Полным ходом. Думаю, что уже в следующем году мы представим этот документ на обсуждение горожан.

– Не боитесь новой критики?

– Я верю, что коллективный разум способен выдать очень ценные идеи. К примеру, когда мы презентовали обновленную программу благоустройства Алматы, один из горожан предложил мост через озеро Сайран. Классная же идея! Неосуществимая, правда… Но тут же смысл в том, чтобы люди не ждали чего-то, а сами думали о том, как сделать наш город лучше. Ради этого я готов к критике.

– Чем новый Генплан принципиально отличается от старого?

– Сейчас мы проектируем с учетом новых прогнозов о численности населения Нур-Султана. При этом ключевой момент – достаточность социальной инфраструктуры. На мой взгляд, школ и больниц городу должно не просто хватать, их должно быть с избытком. Они должны конкурировать за учеников и пациентов друг с другом. Тогда будут и качество, и доступная цена.

– Наряду с социальной инфраструктурой людям нужны транспортные развязки и инженерные сети. А у нас уже есть в городе районы, где слабый напор воды в кранах, дома, где по вечерам низкое напряжение, потому что трансформатор не рассчитан на возросшую нагрузку. Эти моменты как будут решаться?

– Когда мы встречались с вами год назад, я говорил, что мы никому не даем АПЗ – архитектурно-планировочное задание, которое равно разрешению на строительство, если расчеты показывают, что инженерные или другие сети не выдержат нагрузки. Это моя принципиальная позиция, и я уверяю, что так будет и впредь.

В то же время, понятное дело, это системные проблемы. Но они не свалились на нас вдруг. Уже давно был предсказан дефицит тепловой энергии, поэтому было начато строительство ТЭЦ-3. Но вот в чем вопрос – чем ее топить? Я был как-то в Улан-Баторе зимой – город задыхается от смога. Потому что холодно и людям нужно тепло.

Да и Нур-Султан уже сколько лет страдает от печного дыма. В этой связи очень мудрым и дальновидным было решение Елбасы протянуть сюда газ. Эффект есть уже сейчас – смога стало меньше. А когда на газ будет переведен весь город, мы все сможем дышать полной грудью.

И на ТЭЦ-3 будут стоять газовые котлы, что раньше было просто невозможно.

Также строятся дополнительные очистные сооружения, насосные станции. В курсе мы и проблем с водой. Министерство экологии этот вопрос отрабатывает. Проводится оценка нескольких дополнительных к Вячеславскому водохранилищу источников.

Чтобы руководить архитекторами, самому быть архитектором не нужно

– Вы – глава управления архитектуры без диплома архитектора. Это не мешает работе?

– Ничуть. Я по образованию инженер. Это достаточно близко. Кроме того, как и любому человеку, мне не чуждо чувство прекрасного. Это, во-первых. А, во-вторых, поработав здесь, в Алматы и в регионах, я твердо убежден, что руководитель управления должен быть в первую очередь менеджером. Наша задача – следить за тем, чтобы соблюдались все нормативы, а не создавать архитектурные проекты. Для этого есть бизнес, есть “Астана Генплан”, где работают очень грамотные архитекторы. И если это будет нужно, я без ложного стеснения с ними посоветуюсь.

Ну и плюс в Казахстане очень много талантливых архитекторов, зачем я буду забирать их хлеб? Наоборот, мне кажется, я должен сделать всё для того, чтобы им было проще творить. Поэтому у нас есть дизайн-код, который четко регламентирует требования по фасадам, облицовке и так далее. И недавно мы завершили оцифровку города. Теперь любой профессионал может онлайн посмотреть, где и что есть, а где что-то нужно строить, и предложить свои идеи.

Вкладываться в ненадежную стройку – как перебегать дорогу в неположенном месте

– Вы уже упомянули, что успели поработать в самых разных уголках Казахстана. Есть ли какие-то принципиально разные подходы к градостроительству, в зависимости от местности?

– На самом деле, особой разницы нет. Зачастую люди не могут посмотреть на свой город свежим взглядом. К примеру, когда я работал в Восточном Казахстане, как раз начиналась программа жилищного строительства. Каждый регион должен был построить определенное количество квадратных метров. Мы для микрорайона в Усть-Каменогорске долго найти место не могли – город старый, застроен плотно.

Я тогда приехал в город, огляделся и понял, что самое лучшее место – это окрестности комбината шелковых тканей. Замакима города тогда была Вера Николаевна Сухорукова, царство ей небесное. Она так удивилась моему предложению. Это была окраина, никто не видел в этом районе потенциала. Но мне, приезжему из Семипалатинска, были очевидны плюсы: рядом горы, все промышленные предприятия расположены ниже, коммуникации рядом. Идеальный вариант для жизни! А если сделать хорошую дорогу, то вообще проблем нет. Если сейчас приедете в Усть-Каменогорск, вы этот район не узнаете – он самый застроенный, но при этом самый экологически чистый.

Схожий подход в Алматы – жить лучше в горах.

А вот в Нур-Султане ситуация совсем иная, здесь везде степь, поэтому нет столь явного контраста по чистоте воздуха между районами. Значит, смотреть надо, в первую очередь, на транспортную инфраструктуру.

Есть общая проблема – коренным жителям достаточно сложно видеть перспективу в новых районах. Мне в этом плане проще.

– Вот уже много лет акимат столицы решает проблемы дольщиков. Но если проехаться по городу, особенно по его окраинам, можно заметить много строек, которые расположены, очевидно, слишком близко к трассе, АЗС, что запрещено. Плюс существенно выросли цены на стройматериалы. Всё это может стать причиной появления долгостроев и новых обманутых дольщиков. Вы этот вопрос как-то отслеживаете? Как не попасть в сложную ситуацию горожанам?

– Разумеется. У нас есть ГАСК, который постоянно анализирует ситуацию. Также в “Астана Генплан” у нас есть отдел мониторинга. Он фиксирует все заявки на получение или продление разрешения, которые выносятся на земельную комиссию, отслеживает все стройки города. И когда мы видим, что где-то что-то строится без соответствующего разрешения или не в границах очерченного участка, мы обязательно направляем предупреждения нашим коллегам из ГАСК. 

Материалы по теме
Нурлан Уранхаев: не нравятся мои решения – переписывайте СНиПы!

Нурлан Уранхаев: не нравятся мои решения – переписывайте СНиПы!

Что касается жителей, то прежде чем вложиться в строящийся объект, нужно обязательно просить у застройщика разрешение на привлечение средств дольщиков – оно выдается только при наличии банковской гарантии и уж точно на объекты, получившие все разрешения от нас.

– Обычно такие дома стоят гораздо дороже, чем те, которые продаются по договору бронирования или цессии…

– Ну надо помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Вкладывать деньги в такой дом – всё равно что перебегать дорогу в неположенном месте. Может, действительно, всё будет нормально – дом достроят, введут в эксплуатацию, и вы приумножите свои инвестиции. А может, и не получится…

Проблема в том, что мы можем вовремя выявить нарушения, но не можем запретить продавать квартиры. Так что тут и сами люди должны смотреть. Мы со своей стороны создали черный список объектов, который ежемесячно обновляется и висит на сайте акимата Нур-Султана. Некоторые застройщики, кстати, как только попадают в этот список, оперативно устраняют нарушения, и через месяц мы их уже не включаем. Но всё равно нужно понимать, что, если тот или иной объект попал в черный список, значит, как минимум сейчас у него есть проблемы.

Ответственные за красоту

– Каждый ваш предшественник старался построить нечто грандиозное – спортивный комплекс, жилой район и так далее. Вы не боитесь запомниться как автор малых форм?

– А что в этом плохого? Взгляд человека редко поднимается выше второго этажа. Именно малые формы и придают городу уют.

Кроме того, крупные объекты у нас тоже строятся – ТЭЦ-3, насосно-фильтровальная станция. Они в будущем сделают жизнь астанчан гораздо комфортнее, чем сейчас.

– А что-нибудь красивое?

– Ну, красивое не город строит, а бизнес. Сейчас, надо откровенно признать, все немного растерялись после пандемии, есть финансовые проблемы. К примеру, в 2019 году мы ждали, что уже в марте 2020 года будет достроен торгово-развлекательный центр по Республике. Но у собственника здания не получилось. Вроде бы были инвесторы, желающие построить купол над Водно-Зеленым бульваром – тоже пандемия затормозила переговоры.

Потихоньку экономика восстанавливается. Скоро будет достроен комплекс “Абу-Даби Плаза” и смотровая площадка на нем. Это тоже будет местом притяжения горожан.

В перспективе мы благоустроим озера Талдыколь и Майбалык – у людей появится возможность побывать на природе, не покидая города.

Дата публикации
27 декабря 2021
Направления деятельности
Популярные новости
Социальные медиа
Меню подвал
Законодательство
Открытое Правительство
Структура Правительства РК
Сайт Парламента РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Первого Президента РК – Елбасы
Сайт Президента РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Цели устойчивого развития