Меню

Страницы

Статья

Выступление на брифинге министр торговли и интеграции Султанов Б. Т. по разъяснению Послания от 1 сентября 2020 года и исполнению поручений Главы государства

Выступление на брифинг

Министра торговли и интеграции Султанова Б. Т.

по разъяснению Послания от 1 сентября 2020 года и выполнению поручений Главы государства

(о роли торгового ведомства в реализации Послания)

(поручение Е. Кошанова от 14.09.2020 г. № 20-32-21.185-1)

26.10.2020 г., 12.30 ч.

 

Құрметті БАҚ (бұқаралық ақпарат құралдарының) өкілдері!

Мемлекет басшысы Қазақстан халқына өз Жолдауында Сауда және интеграция министрлігінің алдына бірқатар маңызды міндеттер қойды, оларды іске асыру еліміздің экономикасын тұрақты дамытуға әкеледі.

Бірінші кезекте, сөз шикізаттық емес экспортты ұлғайту туралы.

Слайд 1

Оның жартысына жуығы (42%) қазір жоғары және орташа өңдеу сатысындағы өнімінен тұрады. Оның көлемі тұрақты ұлғаюда. Өңделген экспорттың негізгі тауарлары  - мыс және мыстан жасалған катодтарферроқорытпалары, уран, мұнай өңдеу өнімі және басқалар.

Әлемде пандемия салдарынан шыққан сауда-экономикалық өзгерістер бір жағынан тәуекелдерді туындатса, басқа жағынан отандық кәсіпорындардың ең жоғары қосылған құны бар өнімді өндіруге көшуіне «мүмкіндік терезесін» ашады.

Ағымдағы жылы пандемия әсерінен отандық өнімді  дәстүрлі сатып алушылардың бірқатары өзінің өндіріс көлемін қысқартып, қазақстандық өнімді сатып алуды бәсеңдетті.

8 айдың қорытындысы бойынша өңделген тауарларлдың экспорты 7,3%-ке 10,4-тен 9,7 млрд АҚШ долларына дейін азайды. Экспорттың негізгі төмендеуі мұнай өнімдерінің (-332,6 млн $), ферроқорытпаларының (-249,7 млн. $), мырыштың (-121,2 млн $) жеткізілімінің қысқаруы және бағалардың төмендеуі есебінен болды.

Вместе с тем, наблюдается рост поставок пищевой промышленности. Основные драйверы роста: мука, подсолнечное масло, макаронные изделия, мясо говядины, масло соевое.

Вырос экспорт продукции машиностроения. К примеру, в 3,2 раза увеличились поставки частей подвижного состава, в 3 раза – легковых автомобилей.

Справочно:

 Вырос экспорт таких обработанных товаров, как: уран - на 35,9% или на 321,2 млн. долл. США (с 894,7 до 1 215,9 млн. долл. США), серебро - на 26,3% или на 66,2 млн. долл. США (с 251,2 до 317,3 млн. долл. США), мука пшеничная или пшенично-ржаная - на 29,2% или на 59,8 млн. долл. США (с 204,9 до 264,6 млн. долл. США), части подвижного состава - рост в 3,2 р. или на 53,7 млн. долл. США (с 24,8 до 78,5 млн. долл. США), автомобили легковые - рост в 3 р. или на 52,8 млн. долл. США (с 26,0 до 78,7 млн. долл. США).

Мы проанализировали наши производственные возможности и мировой торговый рынок. Выявили 16 наиболее перспективных для наращивания экспорта секторов на общую сумму более
$ 13,4 млрд.

Для каждой страны сформирован свой перечень товаров. К примеру, буквально на днях в Женеве я представил перечень из 40 товаров на $ 275 млн., которые Казахстан мог бы дополнительно поставлять на рынок Швейцарии. Это продукция нефтехимиипищевой промышленностимашиностроенияметаллургии и строительные товары.

Слайд 2

К сожалению, сегодня в стране очень мало регулярных экспортеров – всего чуть менее 2 % от общего числа компаний или 445 субъектов. Вместе с тем, радует, что 81% из них – представители малого и среднего бизнеса. И их доля из года в год растет.

В основном экспортеры сконцентрированы в трех городах-миллионниках: Алматы, Нур-Султане и Шымкенте. Наименее экспортоориентированной  областью является Актюбинская. Которая вроде бы и промышленная, но сконцентрирована на продукции низких переделов.

Слайд 3

В своем сентябрьском Послании Президент акцентировал внимание на необходимости взращивания новых экспортеров.  И поручил запустить программу экспортной акселерации для несырьевых производителей.

Совместно с международным партнером PricewaterhouseCoopers мы запустили такую программу.

В текущем году целевым рынком мы выбрали Китай как наиболее сложный по требованиям, но в тоже время огромный по возможностям.

Для участия в акселераторе из 500-та изъявивших желание компаний отобрано 35 предприятий пищевой промышленности, нацеленных на экспорт в КНР.

К ноябрю текущего года эти компании завершат свое углубленное обучение и получат необходимые экспортные компетенции.  Проводится работа по поиску китайских покупателей казахстанской продукции и подготовке онлайн бизнес-встреч с ними. Участники акселератора также представят свою продукцию на 3-ей международной китайской выставке импортных товаров и услуг в Шанхае.

К слову, видео всех обучающих семинаров доступно для широкого круга пользователей на сайте и страницах в соцсетях министерства и компании QazTrade.

Призываю предпринимателей, которые уже работают с Китаем или только задумываются о выходе на китайский рынок, посмотреть эти видео-уроки. Уверен, они будут полезны всем заинтересованным бизнесменам. Тем более, что свои рекомендации в ходе этих встреч озвучивают эксперты, работающие в КНР.

Наша задача - ежегодно готовить 100 новых компаний, и к 2025 году довести число регулярных экспортеров до 1000.

Поэтому мы продолжим в последующие годы реализацию программы экспортной акселерации и по другим целевым рынкам и отраслям. При этом акцент будет ставиться на своевременное выявление и оперативное реагирование на возникающие проблемы при экспорте казахстанской продукции.

Слайд 4

Мы наладили «прямое сообщение» с экспортерами через телеграмм-чат @exportgov. В круглосуточном режиме наши специалисты принимают обращения бизнеса и максимально быстро стараются решить все возникающие проблемы.

Слайд 5

Опрос экспортеров выявил системные вопросы и просьбы, с которыми обращаются предприниматели.

Это:

аналитическая поддержка экспорта;

консалтинг при подготовке экспортной документации;

- получение льготного финансирования.

Слайд 6

На основе данного опроса мы значительно усилили блок анализа внешних рынков.

Только за 9 месяцев текущего года 103-м предприятиям были даны рекомендации по улучшению ведения экспортной деятельности, подготовлено 14 отраслевых экспресс-дайджестов с точечными рекомендациями для предприятий по выводу их продукции на внешние рынки.

Выстраивается трехуровневая модель взаимодействия с нашими загранучреждениями: посольства становятся торговыми агентами Казахстана и проводят работу по поиску контрпартнеров.

Активно задействованы монетарные инструменты господдержки экспортеров.

Слайд 7

По линии нашей экспортной страховой компании KazakhExport за 9 месяцев получили поддержку более 67 производителей - экспортеров во всех регионах Казахстана, из них 22 производителя - впервые. Объем принятых страховых обязательств превысил 54 млрд. тенге, сгенерировавших 150 млрд. тенге экспортной выручки.

Справочно:

Всего за три года работы KazakhExport поддержкой охвачено около 130 предприятий, в таких отраслях как машиностроение, металлургия, химическая, пищевая и легкая промышленность, агропромышленный комплекс (переработка мяса, производство яиц, производство овощей и др.). Общий объем страховой поддержки с 2017 года составил 282млрд. тенге.

 

Слайд 8

Возмещение части затрат экспортеров при продвижении продукции на внешние рынки - это сравнительно новая мера. Но вместе с тем, одна из наиболее востребованных, а главное действенных.

В текущем году нами по итогам 14-ти заседаний МВК одобрены заявки от 186 экспортеров на общую сумму порядка 4,7 млрд. тенге.

Справочно:

1) на продвижение отечественных обработанных товаров 44 заявок от 39 субъектов на общую сумму 229,4 млн. тенге;

2) на доставку отечественных обработанных товаров 345 заявок от 182 субъектовна общую сумму 4 438,3 млн. тенге.  В основном, это доставка железнодорожным транспортом.

В 2019 году данной мерой господдержки  воспользовалось 139 субъектов индустриально-инновационной деятельности на общую сумму порядка 3,9 млрд. тенге.

Возврат части затрат позволил экспортерам повысить объем промышленного производства предприятий на 9%, увеличить объем экспортной выручки на 30%наполовину возросли налоговые отчисления в бюджет (45%).

Слайд 9

Біз бір жерде 10 мемлекеттік органдармен және  квазимемлекеттік бөлімшелерімен ұсынылатын мемлекеттік қолдаудың барлық шараларын шоғырлауды жоспарлаудамыз. Бұл үшін export.gov.kz порталында Бірыңғай цифрлық терезе жасап, оны Digital Export деп атағымыз келеді.

Қазіргі уақытта Сбербанк және Альфа Банкпен бірлесіп 2 пилоттық жоба іске қосылды. Экспорттаушылар электрондық өтінім беріп, шығындарының өтемақысын ала алады. Бұл өтемақы алу процесін 7 күнге дейін қысқартатын болады. Бүгінгі таңда бұл қағаз жүзінде жасалады және 25-30 күнге дейін созылады.

Одан әрі басқа банктердің қатысуымен қызметтерді кеңейту жоспарланып отыр.

Слайд 10

Мемлекет басшысының екінші маңызды тапсырмасы — Еуразиялық экономикалық одақ және Орталық Азия өңірі елдерінің баламалы жүйелерін интеграциялай отырып, ұлттық тауар өткізу жүйесін құру. Ұлттық тауар өткізу жүйесі Еауразиялық азық-түлік хабының негізгі инфрақұрылымы болады  .

Қазақстанда ол 24 көтерме-тарату орталықтан тұратын болады, олар фермерлік өнімді сақтау және қайта тарату бойынша көрсетілетін қызметтердің толық кешенін көрсетуге бағытталады.

Мұндай орталықтарды құру шикізатты сатып алу, өнімді өндіру және өткізу кезінде жеке қосалқы шаруашылықтарды қоса алғанда, көптеген шаруашылықтардың күш-жігерін шоғырландыруға мүмкіндік береді. Бір мезгілде барлық ауыл шаруашылық өндірушілерін кепілді тауар өткізуі мен кіріс өсімімен қамтамасыз етеді.

Жалпы Ұлттық тауар өткізу жүйесі фермерлерді, сатып алушыларды, көлікшілерді, өткізушілер мен тұтынушыларды кластерге біріктіру үшін зәкірлі инфрақұрылым ретінде болады.

Жоба практика жүзінде іске асыру сатысына шығуда. Қазанның басында алғашқы  7 көтерме-тарату орталықтары құрылысына мүдделі бизнес-консорциум компаниялар жеке қаржы бастамасымен Министрлікке өтініш білдірді.

Аталған объектілер Павлодар облысының Мичурино ауылы мен Ақсу қаласында, Алматы облысының Қапшағай қаласында, Жамбыл облысының Шу қаласында, сондай-ақ Нұр-Сұлтанда, Шымкентте және Алматыда орналасатын болады.

Тағы 17 көтерме-логистикалық орталықтар бойынша біз жеке инвесторларды тарту бойынша жұмысты алдағы жылдың соңына дейін жүргізуді жоспарлап отырмыз.

Слайд 11

Функциональной возможностью товаропроводящей системы станет «цифровой социальный кошелек» казахстанца. Проработать его внедрение также поручено в Послании этого года.

Цель внедрения «цифрового кошелька» заключается в том, чтобы проследить целевое использование бюджетных ресурсов, выделяемых гражданам на социальную помощь, с одной стороны, и их «возврат» в виде скрытой поддержки отечественным товаропроизводителям, с другой стороны.

То есть, цифровой кошелек предназначен для оплаты за социально значимые товары, работы или услуги, которые реализует наш бизнес.

Для примера. Механизм НТС заключается в том, чтобы эффективно и быстро доставить продукцию до покупателя, что называется, «от поля до прилавка», а также сохранить ее. Эффект, который получает при этом потребитель, - товар без лишних накруток и в лучшем качестве. А граждане, получающие соцпомощь, смогут через специальную систему безналичного расчета, покупать эти отечественные товары, фактически напрямую отправляя деньги фермерам. Так, стыкуя взаимовыгодный интерес друг к другу, - производителя и потребителя, мы замыкаем через НТС своеобразный круг товаро-денежного оборота.

Эту работу мы проводим в рамках своих цифровых проектов. Для координации работ по поручению Премьер-Министра нами создана совместная рабочая группа с министерствами труда, цифровизации, финансов, Национальным банком и общественными организациями финансового сектора.

Слайд 12

Ведем работу над созданием целостной системы мониторинга цен.

Здесь мы прорабатываем 4 источника данных, которые помогут нам отслеживать цены в реальном времени.

  1. С помощью системы Dosmart мы получаем информацию по актуальной стоимости продуктов и лекарственных средств.

Число зарегистрированных пользователей системы достигло 28 тысяч. До конца года планируется увеличение каталога товаров на все города Казахстана и возможность сравнения цен на определенный товар в разных магазинах. К слову, пользователям за предоставление информации обеспечивается кэшбек.

  1. Проводится работа по интеграции с базами Минфина, Казахтелекома, Транстелекома, что позволит нам получать дополнительные данные о ценах на СЗПТ через онлайн ККМ (контрольно-кассовая машина).
  2. Для ускорения работы по сбору данных Министерством ведется работа по созданию единого национального каталога товаров и продуктов совместно с Министерством финансов и Казахтелеком.
  3. Через технологии parsing по электронным коммерческим площадкам мы будем отслеживать в реальном времени цены на определенные продукты и товары.

Это даст потребителям гарантию бесперебойной поставки товаров, особенно СЗПТ, а также позволит балансировать цены, а по отдельным продуктам даже снизить до 45 %.

Говоря о потребителях, необходимо отметить, что Глава государства уделяет большое внимание вопросу повышения качества товаров и услуг, как одного из важнейших аспектов благосостояния населения.

Слайд 13

Поэтому параллельно с работой над цифровым кошельком и мониторингом цен Министерством начат проект по созданию Единой информационной системы по защите прав потребителей.

Пилотный проект запущен в октябре в Нур-Султане с участием 3-х крупных торговых сетей: AlserMagnum Cash&Carry и Анвар.

Планируется изучить все процессы со стороны бизнеса и определить полный набор функций для платформы. Эту работу мы проводим совместно с общественными объединениями. 

Проводится работа по миграции исторической информации по жалобам потребителей в единую платформу для получения полноценной аналитики.

Слайд 14

Для совершенствования системы защиты прав потребителей в целом мы изменили законодательство, которое теперь приоритезирует интересы граждан. В том числе, предложили ввести обязательное требование при разработке НПА проводить анализ регуляторного воздействия на права потребителей и согласовывать с уполномоченным органом.

Большая работа по цифровизации проводится в части развития электронной коммерции.

Пандемия стала стимулом для координации и внесения изменений в наши текущие программы. Мы понимаем, что за последний год уровень электронной коммерции возрос. Но считаем, что необходимо расширять инструменты в регионах.

 Речь идет не только об электронных площадках торгов, но это и логистика, платежные системы, такая инфраструктура как фулфилмент-центры, бондовые склады, поставщики товаров и услуг.

Вместе с тем, мы делаем большой упор на развитие электронных площадок для трансграничной торговли.

Министерством проделана огромная работа по выводу 50-ти компаний на Alibaba. В текущем году еще 50 компаний получат аккаунт на этой платформе.

Мы также активно работаем с Россией, Канадой, Европой по выводу наших компаний на другие международные электронные площадки.

Слайд 15

Еще один важный проект - по оцифровке и совершенствованию процессов аккредитации и сертификации. Он позволит сократить  сроки аккредитации и искоренить фальсификацию и подделку документов в области оценки соответствия.

Эта задача также поставлена перед нами Главой государства.

С июля мы запустили электронную систему Е-аккредитация, где оцифровали процесс подачи заявки, выдачи заключений, подписания договоров.

Перевод в цифровой формат позволяет освободить более 1 600 субъектов аккредитации от необходимости сбора дополнительных документов и справок, экономит время и средства заявителей, а также исключает перепроверку данных со стороны органа по аккредитации.

На сегодняшний день в системе работают более 700 организаций и 2700 пользователей

На данный момент проводится ревизия нормативно-правовых актов, регулирующих процесс сертификации, и работа над  узакониванием электронной сертификации: по действующим правилам все должно происходить в бумажном виде. В законопроект «О техническом регулировании» включены нормы по электронным сертификатам, декларациям и протоколам испытаний. Сейчас документ  находится на обсуждении Парламента.

Запуск Е-сертификации предполагается в следующем году после принятия этого Закона.

Оцифровка и совершенствование процедур оценки соответствия направлены на то, чтобы искоренить, так называемые, «серые» сертификаты.

На единой платформе формируется Реестр государственной системы технического регулирования с дальнейшей интеграцией в общие процессы Евразийского союза. То есть, все данные о выданных сертификатах всех стран ЕАЭС будут объединены в одной системе. И покупатель товаров или услуг сможет проверить их достоверность.

В ближайшее время планируется запуск выдачи сертификатов и деклараций о соответствии казахстанской формы и ЕАЭС через систему «Единое окно» Республики Казахстан по экспортно-импортным операциям. Система управляется Министерством финансов.

Параллельно совместно с KPMG проводится работа по оптимизации управления и пересмотру внутренних процессов технического регулирования и метрологии. Нам необходимо оптимизировать бизнес-процессы, убрать дублирующиеся и неактуальные. После чего начнем автоматизировать улучшенные процессы. До конца года планируем завершить эту работу.

В конечном итоге это даст качественную продукцию потребителю.

Слайд 16

В целом в рамках законопроекта «О техническом регулировании» мы решаем важную задачу - «обелить» внутренний рынок и отстоять конкурентные преимущества отечественных товаропроизводителей.

Недобросовестные производители и некачественный импорт будут жестко отслеживаться и удаляться с рынка.

Для этого мы внедряем механизм оперативного реагирования как форму государственного контроля. То есть будет проверяться продукция, а не ее реализатор. И если она окажется некачественной, то будет автоматически изыматься с рынка.

Сонымен қатар, өнім мен процестердің қауіпсіздігіне байланысты емес бизнес үшін артық талаптарды қамтитын нормативтік-құқықтық актілердің күшін жою бойынша жұмыс жүргізудеміз.

Слайд 17

Ағымдағы жылы Министрлік аккредиттеу саласына жаңа бағыттарды енгізу бойынша жұмысты белсенді жүргізе бастады. Тиісті зертханалық практика (GLP), тиісті ауыл шаруашылық практика (Global G.A.P.), Халал, органикалық өнім, жеткізілім тізбегінің қауіпсіздігі, биобанкинг және басқа да аккредиттеудің 15 бағыты зерттелуде.

Жаңа бағыттарды енгізу процесі екі бірізді кезеңнен тұрады.

Бірінші кезеңде инфрақұрылым құру, яғни жетекші бағалаушыларды дайындау қажет, екінші кезеңде сертификаттау және зертханалар бойынша органдарды аккредиттеу керек.

Аталған аккредиттеу схемаларын енгізу өнім мен процестердің сапасын арттыруға, отандық өндірушілердің бәсекеге қабілеттілігін өсіруге ықпал ететін болады.

Слайд 18

Сондай-ақ, Қазақстан халқына Жолдауында биржалық сауданы ретке келтіру туралы тапсырма берілді.

Біріншіден, біз биржалық тауарлар тізімін кеңейтуді жоспарлап отырмыз.

Сонымен қатар, биржаға қатысушылардың санын ұлғайту үшін жеткізу партиясының мөлшерін 600 ден 60 тоннаға дейін төмендетеміз. Яғни, шағын және орта өндірушілерге биржа арқылы өз өнімдерін сатуға мүмкіндік береді.

Тауар биржалары бойынша жүргізіліп жатқан жұмыс сауда-саттыққа жергілікті және шетелдік қатысушыларды барынша тартуға бағытталатын болады. Бұл көлеңкелі экономиканың деңгейін төмендетуге мүмкіндік береді және биржалық тауарларға нарықтық баға белгілеуді қамтамасыз етеді.

В целом, по реализации поручений Главы государства проделан уже огромный пласт работы, который поменяет правовое поле для дальнейшего формирования сильного и ответственного бизнеса на всех уровнях.

Благодарю за внимание! И готов к вашим вопросам.

Презентация

Дата публикации
26 октября 2020
Дата обновления
26 октября 2020
Тип
Тезисы выступлений

Сейчас читают

Дайджест
04 мая 2024
Дайджест 1-7 апреля 2024
Инфографика
02 мая 2024
Правительством приняты заблаговременные меры по сдерживанию роста цен на овощи в межсезонье
Объявление
17 апреля 2024
О публичном обсуждении приказа Министра торговли и интеграции Республики Казахстан

Социальные медиа

Facebook
Telegram

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития