Лого

Меню

Страницы

Статья

Сборник исторических достопримечательностей, привлекательных для туристов

Один из крупнейших административных регионов на юго-западе республики (основан в 1938 году). Общая площадь - 226 тыс.кв.км, численность населения - 820,5 тыс. человек. На северо-западе граничит с Актюбинской областью, на севере - с Карагандинской, на востоке - с Туркестанской областью и на юге - с Республикой Узбекистан. Имеется 7 районов (Аральский, Казалинский, Кармакшинский, Жалагашский, Сырдарьинский, Шиелийский, Жанакорганский), 3 города (Кызылорда, Арал, Байконыр).
Низовья Сыра, именуемые в народе как мать Алаша, - один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В эпоху вражеских сражений и трагических испытаний наш народ в низовьях Сыра сохранил свою судьбу, объединив усилия, начал свой победный путь. Это поистине благодатная земля.
Такие изречения, как «Сыр елі – астаналар мекені», «Сыр елі – жыр елі», «Сырдың жері -Тұранның төрі» сегодня на слуху у каждого и стали непоколебимыми истинами. Это свидетельствует об уникальной истории сакрального региона, об очаге цивилизации, созданной тюркскими народами и месте обитания жителей Алаша.
Особо стоит отметить слова Елбасы, который сказал: «Земля Сыра - мать Алаша... Это родной край нашего великого предка Коркыта ата, таких великих батыров, как Жанкожа и Бухарбай, Мустафы Шокая, сказителей и поэтов Кердери и Турмагамбета, Абдильды и Нартая, замечательного писателя Абдижамила и Калтая и многих других уважаемых и талантливых выходцев этого края. Поэтому, для всех казахов Кызылорда является общей сакральной землей».
На этой святой земле нашел свое последнее пристанище и покой легендарный мудрец всего тюркского народа Коркыт ата, здесь человечество впервые отправилось с Байконыра покорять космическое пространство.
На какой бы территории этого края, нашедшего свое достойное место в Великой степи, вы бы не побывали, обязательно найдете следы различных древних исторических наследий. Это еще раз свидетельствует о том, что цивилизация на берегах Великой реки занимает особое место в казахской истории.
Сегодня с помощью современных информационных технологий созданы все необходимые условия для ознакомления с памятниками Кызылординской области. Внедрен к использованию специальный сайт (www.virtualmap.xyz), содержащий интерактивную карту 150 объектов историко-культурного наследия в 3D формате, на 150 памятниках установлены таблички с QR-кодом.
Итак, приглашаем вас ознакомиться с самыми интересными историческими местами нашего края!

Башня Бегим ана

Расположена в Аральском районе, в 30 километрах к югу от аула Жанакурылыс. Датируется IX-XI веками.
Башня Бегим ана - лучшее произведение архитектурного искусства, характерного для того периода. Башня по преданию была возведена для матери Бегим, которая была дочерью знаменитого Карабуры. Она была образцом чистой любви и справедливости, стала невинной жертвой необоснованной клеветы. Памятник представляет собой святое место, где совершаются паломничества и исполняются пожелания тех, кто мечтает о рождении ребенка.

Мавзолей Кердери

Расположен в Аральском районе, в 65,2 километрах от аула Каратерен. Датируется XIV-XV веками. По причине того, что мавзолей несколько веков был затоплен Аральским морем, некоторое его участки были повреждены. Согласно данным, здание было построено в XIV веках, и этот край был населенным пунктом. Высота найденного здания - 1,5 метра, площадь - 50 метров. Длина - 23,5, ширина - 9,5метра. В строительстве встречаются керамики размером 19х5х19см, 10х5х10 см, и меньшего размера. Наряду с этим, были найдены керамические предметы и человеческие останки.

Городище Жанкент

Расположено в Казалинском районе в 500 метрах к юго-востоку от аула Жанкент. В IX-X веках было столицей огузского государства.
В арабских письменных источниках город Жанкент назывался Карьят ал-Хадиса, ал-Мадина ал-Джадида, в персидских источниках - Дих-и-Нау, в тюрских - встречается как Янгикент. В казахском переводе все названия означают «новый город», «новое поселение».
На сегодняшний день на городище Жанкент созданы предпосылки для создания музея под открытым небом, где можно увидеть консервационные объекты - оборонительные стены и башни, цитадель, множество жилых помещений и комнатную композицию, отражающую быт и традиции Огузской эпохи. Также установлена стела «JANKENT» с изображением исторических периодов городища.

Мавзолей Жанкожи батыра

Расположен в Казалинском районе, в 4километрах к западу от поселка Айтеке би.
Монументальный комплекс Жанкожа батыр был построен в 1992 году в честь народного героя и святого Жанкожи Нурмухамедулы, и является священным местом поклонения духу предка.

Памятник Айтеке би

Расположен перед зданием районного акимата поселка Айтеке би Казалинского района.
Памятник был построен в 2018 году с целью почтения имени Айтеке би Байбекулы- бия младшего жуза, внесшего большой вклад в укрепление единства казахского народа. Специально к открытию музея была привезена горсть земли из мавзолея Айтеке би в Навоийской области Республики Узбекистан.
Памятник изготовлен из цельного гранита, автор - член Союза художников РК, скульптор Казбек Сатыбалдин.

Городище Бабиш мулла

Расположено в Кармакшинском районе в 47 км к югу от аула Комекбаева. Датируется IV-II веками до н.э.
Городище Бабиш мулла было столицей саков, обитавших на правом берегу отделившегося от Сырдарьи канала Жанадарья.
Сохранившиеся в городище постройки в плане «Большой дом» начинаются с входной двери и отличаются анфиладным зданием, окаймляющимися двумя объемными башнями. План восточной части дома свидетельствует о том, что здесь был зал торжеств, предназначенный для особых случаев и приемов. Городище Бабиш мулла было тесно связано с другими регионами. Здесь ремесленники и кузнецы изготавливали керамическую посуду, оружие, доспехи, конскую упряжь, уникальные украшения из золота и серебра. Об этом свидетельствуют археологические изделия, найденные на месте городища.

Городище Чирик-рабат

Расположено в Кармакшинском районе в 87 км к юго-западу от аула Комекбаева. Датируется ІV-ІІ веками до н. э.
Один из древнейших городов низовий Сыра, сохранившихся с сакских времен. Городище выполняло роль пограничной крепости народа Сыра с Хорезмом и Персией. Потому что связь этих стран в свое время осуществлялась через канал Жанадарья. В городе Чирик-рабат были возведены большие замки, были караульные башни. В раннем периоде Чирик рабат был одним из самых важных городов военного назначения. Это видно и по обилию специальных объектов, которые использовались для повышения обороноспособности города. Последующие исследования предполагали, что этот памятник представляет собой пантеон, в котором расположены погребальные комплексы сакских племен.

Культурные памятники Жетыасара

Места древних городов, расположенных в Кармакшинском, Жалагашском, Сырдарьинском районах, из-за их неполного сохранения в виде песчаных курганов они назывались асарами.
По общему сходству эти памятники были объединены исследователями в одну культуру, и названы в честь ущелья Жетыасар, где сосредоточена основная их часть. Всего здесь было выявлено около 30 городов, таких как самый крупный из асаров в регионе Алтынасар и Бидайык асар, Сорлы асар, Домалак асар, Унгирли асар, Томпак асар, Кара асар, Жалпак асар,Тикасар, Тас асар, Косасар, и сотни курганных могильников и мест оросительных систем.
Эти города входили в состав исторического государства Кангюй вместе с племенами, создавшими культуру Кауыншы и культуры Отырар-Каратау, население которых распространялось по среднему течению Сырдарьи по всему Ташкенту. Жетыасар является крупной культурой, которая имеет свое место в истории. Асары последовательно занимают в Казахстане территорию, охватывающую Кызылординскую и Южно-Казахстанскую области, простирающуюся до Ташкента.
Памятники жетыасарской культуры отличаются полупустынной местностью и близким расположением друг к другу. Подходит для экстремального туризма. Это является одним из факторов, вызывающих интерес у туристов.

Мемориальный комплекс Коркыт ата

Расположен в Кармакшинском районе, в 18 км к северо-западу от поселка Жосалы. Комплекс был построен в 1980 году. Авторы- Б.А.Ибраев, С.И.Исатаев.
Комплекс построен в честь Коркыта ата, который был общим для тюркских народов мыслителем, жырау, кюйши и кобызистом. Сведения о Коркыте дошли до нас тремя разными путями. Один из них - легенды и рассказы о Коркыте в устах народа, второй - исторические хроники, третий - книга Коркыт ата. Коркыт ата - один из великих мыслителей, живших во времена огузов, и герой легенды. Известно, что мать Коркыта была из кипчакского племени, а отец - из огузов каракожа. Именно поэтому Коркыт был одинаково почитаем и кипчаками, и огузами, проживавшими в то время вдоль Сырдарьи. Есть исторические данные, свидетельствующие о том, что мудрец долгие годы был руководителем страны, при жизни был визирем при трех ханах.
В состав комплекса входят стела с изображением кобыза, скульптура кошкара, подземный молитвенный дом, амфитеатр, музей.
Комплекс является священным местом паломничества тюркоязычных народов и произведением архитектурного искусства.

Мавзолей Марал ишан

Расположен в Кармакшинском районе, в 18 км к востоку от поселка Жосалы, в долине реки Караозек. Мавзолей был построен в 19 веке.
Мавзолей был возведен на месте захоронения религиозного деятеля Марала ишана. Один из видных памятников на основе местной традиции. Является святым местом для поклонения духам предков.

Мавзолей Калкая ишана

Расположен в Кармакшинском районе, в 18 км к востоку от поселка Жосалы, в долине реки Караозек. Мавзолей был построен в 19 веке.
Мавзолей Калкая ишана отличается наличием сходства с мавзолеем Ходжи Ахмеда Яссауи. Он был возведен на месте захоронения старшего сына Марал ишана - Калкая ишана. Является святым местом для поклонения духам предков.

Городище Жент

Средневековое городище расположено в 30 км к югу от аула Аккыр Жалагашского района, датируется Х-ХV веками. Расположенные на участке города Жанкент, Баршынкент, Ашнас (Асанас), образуют группу городов Жентского края. Место города в настоящее время занимает площадь более 40 гектаров. Хоронологию городских руин можно отнести к разным векам. Согласно средневековым историческим источникам, в ІХ-ХІІ веках город населяли племена огузов и кыпчаков, исповедовавших мусульманскую религию.
В ХІІ-ХІІІ веках город Жент был одним из опорных городов низовий Сыра в период превращения Хорезмского государства в мировую державу.
Он стал крупным культурно-экономическим центром на земле Сыра. В городе работал монетный двор, где выпускались монеты из серебра и меди.

Мавзолей Тумен аулие

Расположен в Жалагашском районе, в 4,5 км к северо-западу от аула Морали Шаменова, в 7 км к юго-западу от железнодорожной станции Каракеткен. Мавзолей был построен в 19 веке.
Мавзолей построен по образцу «уйтам» казахов, проживающих в низовьях Сыра. Возведен на месте захоронения религиозного деятеля Тумен аулие, пропагандировавшего ислам и воспитавшего учеников.

Городище Асанас

Расположено в Сырдарьинском районе в 15 км к западу от аула Айдарлы. Датируется ХІІ-ХV веками.
Асанас - место древнего города, сохранившегося со времен средневековья. Расположен на левом берегу реки Сырдарьи вдоль Великого Шелкового пути. Во время монгольского нашествия из-за упорного сопротивления врагу оно было разрушено, и большая часть его населения была истреблена. Как и другие города вдоль Сырдарьи, он вскоре был восстановлен и просуществовал до ХІV-ХV веков.

Городище Кышкала

Расположено в 2 км к востоку от аула Когалыколь Сырдарьинского района. Датируется ХІІІ-ХV веками.
Городище Кышкала также называют как Баршынкент, Барчинлыгкент, Барджинлигкент, Кызкала. В период Золотой Орды город был крупным торговым центром. Об этом городе впервые написал в 1242 году итальянский путешественник Рубрук. О городе, расположенном вдоль Великого Шелкового пути, известно его название как Кышкала, но его историческое название забыто.
Профессор Ауельбек Коныратбаев, опираясь на народную легенду, напомнил, что это город, в котором Алпамыс батыр оставил свою супругу Гульбаршын. В некоторых письменных источниках этот город ранее назывался Баршынкент. Отсутствие письменных данных о Кышкале после XV века видимо связано с переселением населения в другую местность после изменения русла реки Сырдарьи. Особенностью этого памятника является то, что каждый строительный объект здесь построен из обожженной керамики, а культовые сооружения облицованы глазурованными керамическими наклейками.

Мечеть-медресе Калжана ахуна

Расположена в 12 км к западу от аула Калжан ахун Сырдарьинского района.
Мечеть-медресе построена в традициях «кирпичного» стиля, характерного XIX-XX векам. Здесь известный в народе религиозный деятель Калжан ахун Болекбаевич пропагандировал ислам и воспитывал учеников. Отличается наличием высокого туристического потенциала.

Мечеть Айтбая

Находится в городе Кызылорда по ул. К.Сатпаева, 18.
Мечеть была построена в 1878 году. Один из видных памятников, характерных для девятнадцатого века. Мечеть, расположенная в областном центре, была построена по инициативе Айтбая кажы аулие мастерами Исканном и Камалом.
В советское время здание несколько раз меняло свое главное предназначение, в 1950-х годах оно использовалось в качестве кинотеатра, позже здесь была школа-интернат, в 1970-1971 годах - швейный цех, затем учреждение «Кызылордареставрация».
С момента обретения независимости здание стало местом поклонения мусульман.

Здание церкви

Находится по адресу: г. Кызылорда, ул. Токтыбаева, 5.
Церковь является альтернативой широко распространенному архитектурному проекту. Подобные церкви встречаются в Астрахани и Ташкенте. В 1895-1939 годах здесь была русская церковь, в 1939-1957 годах -жили семьи репрессированных, в 1957-1980 годах - здесь был областной музей, в 1980-1991 годах - здание пустовало. Сегодня церковь является главным местом поклонения христиан.

Памятник Жалантосу бахадуру

Расположен в городе Кызылорде на пересечении улиц Султана Бейбарса и Жибек жолы.
Казахский батыр, полководец, эмир Самарканда Жалантос Сейткулулы был дедом Айтеке би, жившего в ХVII-ХVIII веках.
Памятник был установлен в 2010 году. Авторы - члены Союза художников РК, скульпторы Н.Далбай и К.Жарылкапов.

Памятник Бухарбаю Естекбайулы

Расположен в городе Кызылорда по ул.Г.Муратбаева, 72б.
Бухарбай Естекбайулы - один из батыров, поддержавших казахского хана Кенесары, который в XIX веке вел национально-освободительную борьбу против царских колоний.
Памятник установлен в 2012 году в честь почтения памяти исторической личности. Он воздвигнут по проекту Ж.Исмаилова на отлитом из бронзы постаменте, выложенном гранитным камнем.

Памятник Жанкожи Нурмухамедулы

Расположен в городе Кызылордае в районе железнодорожного вокзала.
Жанкожа Нурмухамедулы - руководитель национально-освободительного восстания казахов земли Сыра против угнетения Хивинского, Кокандского ханств и колонизаторов России.
Памятник был возведен в 2014 году. Отлит из бронзы. Авторы: члены Союза художников Казахстана, скульпторы А.Кененбаев, К.Дулатов, Т.Серикбаев.

Памятник Мустафы Шокая

Расположен в городе Кызылорда, по улице Ы.Жакаева.
Установлен в 2018 году с целью увековечения памяти государственного и общественного деятеля Мустафы Шокая. Памятник отлит избронзы, установлен на постаменте, облицованном гранитом. Автором памятника является известный скульптор К.Байгазиев.

Памятник Батырхана Шукенова

Расположен в городе Кызылорда, в парке им.Б. Шукенова.
Памятник установлен в 2018 году с целью уважения к имени звезды казахстанской и российской эстрады, композитора, известного певца Батырхана Камаловича Шукенова.
Памятник изготовлен из бронзы, установлен на постаменте из цельного гранита. Автором памятника является известный в стране скульптор М.Мансуров.

Петроглифы Сауыскандыка

Расположен в Шиелийском районе, в 50 км к северо-востоку от аула Енбекши. Петроглифы Сауыскандык наряду с археологическим памятником с глубокой историей является одним из уникальных туристических объектов с природным ландшафтом.
Что касается вопросов периодизации или раскрытия хронологических границ петроглифов, то здесь рисунки охватывают период от эпохи древней бронзы до средневековья и последующий период казахских гравюр. Основные мотивы - антропоморфные фигуры, символы с изображением быков, повозок, верблюдов и других животных. Все они объединены в композиции с различными сюжетами, непосредственно связаны с разнообразными бытовыми религиозными знаниями, мифологическим кругозором. Эти образы отражают особенности религиозного верования эпохи бронзы и некоторые ее ритуалы.

Мавзолей Окшы ата

Расположен в Шиелийском районе, в 5 км к востоку от аула Байгекум. Мавзолей был построен в ХІ веке.
Сведения о мавзолее встречаются в работах В.Каллаура, И.Кастанье, А.Ниязова, А.Коныратбаева. Это один из мавзолеев, сохранившихся на казахской земле с времен огузов–кипчаков. Имя погребенного в могиле -Ибрагим шайхи. Его прозвище - Когентул. Окшы ата - имя, которое позже было присвоено народом. Оқшы ата - великая личность, жившая в ХІ веке, он спасал свой народ от врагов и боролся за будущее страны. Большой могильник, в котором расположен мавзолей Оқшы ата, имеет важное значение, как место захоронения таких святых, как Гайып ата, Кыш ата, Асан ата, Есабыз ата, Досбол би, Бала би.

Городище Сыганак

Расположено в 2 км к северо-западу от аула Сунаката Жанакорганского района. Датируется X-XVIII веками.
По средневековым данным, город в ХІ-ХІІІ веках был столицей Дешт-Кипчаков, в ХІІІ-ХІV веках - Ак Орды, в ХV-ХVІІ веках - Казахского ханства. Известно, что город, переживший различные исторические периоды, просуществовал до XVIII века. Название Сыганака, как «Гавань кипчакских степей», свидетельствует о высоком уровне развития хозяйства и социально-экономического потенциала города на Великом Шелковом пути.
Сыганак в свое время был одним из крупнейших центров духовного образования, где процветала культура, развивалось искусство. Одно из знаменательных произведений эпохи Золотой Орды - поэма «Хусрау мен Шырын» (автор: Кутб шайыр) - было написано в Сыганаке. Также в источниках говорится, что в этом городе родился талантливый ученый Һисамиддин Сыгнаки, произведения которого называют шедеврами восточного разума.
На сегодняшний день на городище Сыганак созданы предпосылки для создания музея под открытым небом, где можно увидеть законсервированные объекты: оборонительные стены и башни, ворота, жилые помещения. Также построена стела «SYGANAQ» с изображением исторических периодов города.

Мавзолей Толегетай-Кылышты

Расположен в 7 км к югу от аула Кыркенсе Жанакорганского района. Мавзолей был построен в 2008 году.
Мавзолей возведен на месте захоронения героев своего времени Толегетая и Кылышты, которые почитали друг друга, боролись за единство народа и как святые обладали особыми качествами. Комплекс построен по проекту известного в стране архитектора Бека Ибраева. Святое место отличается тем, что исцеляет силой Всевышнего ищущих исцеления людей.

Мавзолей Корасан ата

Расположен в 20 км к юго-западу от аула Жанарык Жанакорганского района. Мавзолей был построен в конце 19 века.
Корасан ата - один из первых исламских миссионеров, прибывших в нижнее течение Сырдарьи. В народе можно услышать разные легенды и истории о том, что Корасан ата обладал особенными качествами, мог совершать утреннюю молитву в своей мечети, а вторую - в Мекке. Памятник отличается наличием высокого туристского потенциала.

Мечеть Актас

Расположена в 6 км к югу от станции Бесарык Жанакорганского района. Мечеть была построена в 1884 году.
Одно из сооружений, которое имеет уникальную архитектуру, характерную для 19 века. Мечеть была построена по инициативе Ибадуллы, Атамагзума - сыновей Айкожи ишана, известного в свое время глубокомыслящего и религиозно грамотного человека. Святое место является местом паломничества народа.

Мавзолей Айкожа

Расположен в 11 км к юго-западу от аула Бесарык Жанакорганского района. Мавзолей был построен в ХVІІІ-ХІХ веках.
Мавзолей был возведен на месте захоронения Айкожи ишана, жившего в 1773-1857 годах, известный в свое время как дальновидный, религиозно грамотный и державший мечеть святой. Это один из видных памятников земли Сыра. Святое место является местом паломничества народа.

Космодром Байконыр

Космодром Байконыр расположен на территории Кармакшинского района Кызылординской области. Основан в 1955 году. Причина выбора Байконыра для строительства космодрома: удаленность этого места от населенных пунктов, близость к плоскости экватора, безопасность пусков ракет, наличие участков, благоприятных для приземления возвращающихся космических объектов и другие факторы.
4 октября 1957 года с космодрома Байконыр успешно стартовала первая космическая ракета. Она вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ). 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества Ю.А.Гагарин совершил космический полет на космическом корабле «Восток».
2 октября 1991 года с космодрома Байконыр на космическом корабле «Союз-Т-13» в космос поднялся первый казахский космонавт Тохтар Аубакиров. По совместной с Россией программе казахский космонавт Талгат Мусабаев побывал в космосе 2 раза (1994, 1998). Он вошел в историю, как второй казахский космонавт. 2 сентября 2015 года в небо поднялся третий казахский космонавт Айдын Аимбетов.

Управление культуры, архивов и документации Кызылординской области

Дата публикации
27 июля 2021
Дата обновления
10 января 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация
02 мая 2024
Список кандидатов, допущенных к этапу «Оценка личных качеств» по Кызылординской области
Информация
30 апреля 2024
Информация акимата Кызылординской области о реализации принятых законодательных актов по состоянию на 30 апреля 2024 года
Полезная информация
26 апреля 2024
Сообщение о зарегистрированном депутате Кызылординского областного маслихата

Социальные медиа

Instagram
Facebook
Telegram
YouTube

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития