Меню
Страницы
О комитете
Документы
Пресс-центр
Деятельность
Контакты
Онлайн-приемная
Все материалы
Уполномоченный по этике Аэрокосмического комитета Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК
07 октября 2024

Уважаемые граждане!

 

В соответствии с Положением об уполномоченном по этике, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан № 153 от 29 декабря 2015 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан» в функции уполномоченного по этике входят вопросы осуществления мониторинга и контроля за соблюдением норм служебной этики государственных служащих.

В этой связи, если Вы столкнулись с фактами нарушения требований служебной этики государственными служащими Аэрокосмического комитета Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, Вы можете сообщить об этом по телефонам: раб.тел. 8 (7172) 64-75-02.

Адрес электронной почты: A.kazkenov@mdai.gov.kz

Факты нарушения служебной этики государственными служащими можно направить через почту.

Ваша информация будет иметь важное значение для мониторинга и необходимого реагирования.

 

Уполномоченный по этике Аэрокосмического комитета Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК
А. Казкенов

АО «Национальный центр космических исследований и технологий» анонсирует новую монографию на тему «Исследование путей повышения ударопрочности углепластика»
24 июля 2024

АО «Национальный центр космических исследований и технологий» (НЦКИТ) объявляет о выпуске монографии PhD доктора Мейірбекова М.Н. на тему «Исследование путей повышения ударопрочности углепластика». Это значимое исследование в области композитных материалов представляет собой существенный вклад в развитие промышленных технологий и повышение безопасности конструкций.

Монография основана на глубоких исследованиях, проведенных Мейірбековым М.Н. в течение нескольких лет. В ней представлены новейшие методы и техники, разработанные для повышения ударной прочности углепластика, что играет важную роль в создании прочных и надежных композитных материалов.

В монографии рассматриваются следующие основные темы:

  • Обзор мировых технологий производства углепластика и его применение;
  • Исследование механизмов повышения ударной прочности углепластика;
  • Оценка эффективности различных добавок и модификаторов и многое другое.

Мы уверены, что данная монография будет ценным источником информации для исследователей, инженеров и специалистов, занимающихся разработкой и применением углепластика. Она объединяет теоретические и практические аспекты, предлагая новые понимания, рекомендации и перспективы для развития и применения углепластика.

 

Пресс-служба
АО «Национальный центр космических исследований и технологий»
Как легально попасть на космодром Байконур
15 июля 2024

Космодром Байконур - первый и крупнейший действующий в мире космодромом, расположенный на территории Казахстана в Кызылординской области.

На сегодняшний день в мире широко развивается космический туризм, в том числе космодром Байконур стал интересен для сталкеров со всего мира.

*Как известно, сталкер-это человек, увлеченный поиском и исследованием малоизвестных, заброшенных и опасных для жизни мест.

Во избежание неприятных ситуаций, для туристов желающих посетить космодром Байконур, Аэрокосмический комитет МЦРИАП РК рекомендует рассматривать АО "СП "Байтерек", которое осуществляет эксплуатацию космического ракетного комплекса "Зенит-М" на космодроме Байконур.

АО «СП «Байтерек» сотрудничает с более десятью туристическими фирмами Казахстана и России, и предлагает свои объекты для посещения без ограничений.

Несмотря на текущие работы по эксплуатации наземной космической инфраструктуры, АО «СП «Байтерек» приняли на объектах КРК «Зенит-М» свыше 1000 туристов и продолжает работу по улучшению привлекательности объектов, в том числе имеет свою гостиницу «Южная» вместимостью свыше 50 человек.

Для удобства туристов АО «СП «Байтерек» разработало мобильное приложение «Baikonur», чтобы оперативно получать допуск на космодром «Байконур». Мобильное приложение на стадии испытания казахстанской и российской сторонами в тестовом режиме. Выход в свободный доступ на платформах Android и iOS планируется до конца текущего года.

Кроме того, настоятельно рекомендуем не рисковать здоровьем незаконно пробираясь к космодрому по опасным местам для жизни.

Просим направлять заявки на посещение космодрома Байконур в АО «СП «Байтерек»: bayterek_filial@bayterek.kz , +7(7172) 28-06-02, +7 777 454 80 02 Корганбек Кайназаров.

 

Аэрокосмический комитет МЦРИАП РК

Космос - это безграничное, вселенское чувство любви патриотизма – Талгат Мусабаев
01 июля 2024

Сегодня, 1 июля 2024 года исполняется ровно 30 лет со дня полета в космос первого космонавта Республики Казахстан Талгата Мусабаева. Космический путь  летчика - космонавта, Героя России, Қазақстан Республикасының Халық Қахарманы Талгата Мусабаева всецело отражает космический путь Казахстана. Потому что  полет  в космос нашего соотечественника состоялся в годы сомоопределения, утверждения независимости нашей страны: он стал первым космонавтом независимой РК, первым казахом, вышедшим в открытый космос. Все это случилось в 1994 году, во время первого его полета в космос, который стал началом героической космической эпопеи космонавта. 

Талгат Амангельдиевич, расскажите, как Вы попали в отряд космонавтов?

Это был долгий путь. В 11 лет, в день когда в космос полетел Юрий Гагарин, я  решил, что стану космонавтом и шел к этой мечте 33 года. В космос полетел, когда мне исполнилось 44. После окончания  Рижского института инженеров гражданской авиации, работал в Бурундайском авиаотряде, управлении гражданской авиации, много лет переучивался на летчика, летал на пяти видах гражданских самолетах. Путевку в космос дала победа на всесоюзных соревнованиях по высшему пилотажу, когда меня, чемпиона страны, со страниц журнала, заметили космонавты из первого набора. Несколько попыток пройти высшую государственную комиссию увенчались успехом,  и с октября 1990 года я приступил к занятиям в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке. Поскольку Министерство гражданской авиации СССР не входило в пятерку министерств, которые занимались космической деятельностью, руководство ЦПК не знало, в какую группу меня лучше определить. К тому же я был гражданским летчиком, что также представляло сложности для такого военного ведомства. Так в 1990 году состоялся первый и единственный необычный набор в отряд космонавтов, среди которых было 6 журналистов, 3 врача и один летчик в лице Мусабаева.

То есть, Вы уже были в отряде космонавтов, когда было принято решение о том, что в космос полетит казах, но это были не Вы?

- Да, после старого Нового 1991 года в отряде появились разговоры о том, что скоро в космос полетит казахский космонавт, но речь шла не обо мне. Действительно, вскоре в ЦПК появился Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Токтар Аубакиров. Первая наша встреча в Звездном городке состоялась 20 января 1991 года. Я  хорошо запомнил этот день. Спешил на тренировку, и вдруг увидел, что навстречу ему по дорожке идет высокий, статный казах. Увидев на его груди звезду Героя СССР, я сразу догадался, кто это. Поздоровался с Аубакировым, обрадовавшись встрече с соотечественником. Разговор получился коротким и натянутым. Токтар сообщил, что в космос полетит он, и дело это решенное. Я понял, что решение принято «на верхах», но не ожидал услышать эту весть в такой обстановке...Да, я  никогда не был сентиментальным, тем не менее, эта новость была для меня, как гром среди ясного неба. Все мои представления о тщательной и последовательной подготовке, полете в космос, карьере космонавта  казались уже нереальными. Позже я узнал, что политическая ситуация в СССР сложилась так, что Казахстан наконец получил возможность запустить в космос своего космонавта, и это произойдет в ближайшее время. Для всех это было очевидное, логически верное и справедливое решение: 30 лет с казахской земли в космос отправляются международные экипажи, среди которых нет ни одного казаха! Конечно, мне стало обидно, что выбор пал не на меня, все-таки я уже прошел долгий и тяжелый путь отбора и уже несколько месяцев готовился в отряде космонавтов. Но, как простой летчик, я был далек от политики, да и претендент на первого казахского космонавта был самым достойным: Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель. Надо сказать, что такого в истории  советской космонавтики просто не было – за пять месяцев, без прохождения всех процедур жесточайшего отбора, минуя этап общекосмической подготовки, Токтар Аубакиров был включен в состав экипажа. Таким было требование руководства Казахстана. Я же стал дублером. Конечно, я  хорошо понимал, что выбор первого казахского космонавта - это политическое решение, которому нужно подчиниться. И  обеспечил отличное дублирование Токтару, поддерживая хороший моральный климат. Я, безусловно, отдавал дань очевидным достоинствам заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Аубакирова. И  так же, как все и казахстанцы, гордился тем, что, наконец, восстановлена историческая справедливость, и в космос полетит первый представитель  казахского народа. Гораздо позже я понял, что Судьба, лишив меня возможности первым полететь в космос, дала шанс полететь в космос трижды, причем, в двух полетах командиром международных экипажей, выполнить пять выходов в открытый космос и даже войти в книгу рекордов по пребыванию в открытом космическом пространстве на тот момент.

- Талгат Амангельдиевич, итак, Ваш звездный час настал 1 июля 1994 года. Вы отправились в космос вдвоем, два летчика - Юрий Маленченко и Вы. Какими были  главные ощущения во время первого полета?

Земные чувства в космосе сильно обостряются. Какой бы красивой ни была Вселенная, истинное восхищение вызывает именно вид Земли из космоса. Если земную тишину слушаешь и приходит умиротворение, то космическая тишина вызывает страх, ужас. Оказалось, что земная радость ни с чем не сравнима по ощущениям, и  по-настоящему понять это можно, вернувшись из космоса.

Полет наш длился 126 суток, мы с Юрием выполнили пять выходов в открытый космос. Честно сказать, экспедиция выдалась очень тяжелой, таких отказов материальной части не было никогда за всю историю существования станции «Мир».  Была потеря напряжения на станции, так называемый U минимум, когда мы лишились полностью электроэнергии на станции. Авария произошла среди ночи. Начался страшный процесс остановки гиродинов - это большие такие гироскопы, которые вращаются с большими скоростями угловыми, поддерживая ориентацию станции в космосе. Что только мы ни предпринимали, чтобы выправить ситуацию с энергоснабжением. Мы  все больше и больше сваливались в ужасную яму. Как известно, все системы жизнеобеспечения на станции работают только от электричества и, таким образом, отключены все системы жизнеобеспечения, ладно там - служебные системы, а то жизнеобеспечения. Мы не получали кислород, уже нечем было его делать, ни одна система не работает, вокруг космос и больше ничего нет. И наступила зловещая тишина… Почти пять дней мы выходили из этого состояния, была проделана гигантская работа.

Мы переживали за Землю - понимали, что они просто сходят с ума, потому что никто не отвечает. И опять тут помогла наша смекалка и везение. Я тогда впервые по казахстанской программе, можно сказать, нелегально взял на борт корабля любительскую радиостанцию, которая имела индивидуальный, автономный источник питания в виде батареи. К нашему счастью, эта любительская радиостанция работала. Мы ее настроили на частоту ЦУПа и связались с нашими коллегами. На худой случай мы должны были по существующей форме № 14, в которой заложены баллистические навигационные данные, готовиться к приземлению.

Реально приходили мысли о том, что можете погибнуть?

- Неприятно было, однозначно. Но психологически нас готовят очень сильно, поэтому паники не было, но страшно было, что там говорить. Нам помогли серьезный профессионализм нашей подготовки и высокая сознательность и высокий дух. У нас была мощнейшая космическая компания, можно сказать, дружная космическая семья - Викторенко, Поляков, Маленченко, я, Кондакова, Мербольд.

Как вам потом удалось выйти из этой критической ситуации, чуть не стоившей жизни всего экипажа?

Ну, это было здорово, когда мы вышли из энергетической ямы. ЦУП был крайне обрадован, что мы сами, своими усилиями все снова запустили. Процесс запуска всех систем - это сложнейший процесс. Раскрутили поочередно гиродины - потому что энергии не на всех хватало. Запустили БЦВМ - бортовую цифровую вычислительную машину «Салют-5», а она тоже дама очень капризная, старого образца еще, надежная, но старая. Тысячи разъемов, клемм, все их нужно было находить, протирать. Вот такими героическими усилиями мы действительно, можно сказать, одержали победу и спасли станцию. Это было второе рождение «Мира».

Талгат Амангельдиевич, во время Вашего космического полета была выполнена большая научная программа Казахстана, рассчитанная на длительную экспедицию. Какими оказались ее результаты?

- Действительно, впервые была выполнена казахстанская программа научных экспериментов по биотехнологии, медицине, геоастрофизике и получены серьезные результаты. Несмотря на небольшое финансирование, программа была мощная, за что хочется выразить огромную благодарность нашим ученым. В то время эту работу курировал наш незабвенный Умирзак Махмудович Султангазин. Это был удивительный человек высокой культуры, настоящий академик. Мне довелось вплотную работать с Умирзаком Махмудовичем перед всеми тремя полетами. И хотя сейчас его нет с нами, его дело живет. Потому что, когда мы говорим о казахстанском космосе, мы, прежде всего, имеем в виду достижения казахстанских ученых, и, в первую очередь, академика Султангазина.

Во время первого полета я выполнил технологические эксперименты по материаловедению, выплавляя сплавы с заданными физико-химическими свойствами. На основе этих результатов ученые защищали диссертации. Кроме казахстанской программы, во время этого полета были выполнены две крупные научные программы России и США, а также отдельных стран - Германии, Франции, Японии. Как как первый космонавт суверенного Казахстана, я с гордостью развернул наш главный символ страны в космосе. Идея повезти на орбиту Коран и горсть казахской земли появилась уже на Байконуре, перед самым полетом. Здесь нас, казахстанцев, поддержал Генеральный конструктор РКК «Энергия» Юрий Павлович Семенов, дав разрешение на дополнительный космический багаж. Благодаря помощи моих байконурских соотечественников - главы администрации города Ленинска Виталия Брынкина и его заместителя Ергазы Нургалиева удалось взять на борт нашего корабля эти главные святыни казахского народа: было решено повезти в космос не только флаг, но и главную книгу мусульман - Коран и капсулу с казахской землей. С тех пор эти священные атрибуты нашей страны: флаг, Коран, земля стали обязательными для всех последующих моих полетов в космос.

 А чувство Родины в космосе усиливается или нивелируется, ведь все-таки в космосе вся Земля - родная?

- В самом деле, нет трогательней картины, чем вид нашей Земли из космоса. Эта голубая планета поражает своим живым теплом и светом. Она, как маяк во Вселенной, как смысл Жизни. Находясь на орбите, действительно, больше чувствуешь себя землянином, ведь из космоса не видно государственных границ. Но, тем не менее, я всегда знал, что по моим профессиональным и человеческим качествам коллеги будут судить в целом о казахской нации.

Во время этого полета случилось еще одно символическое совпадение. Это был наш первый с Юрием Маленченко выход в открытый космос. По правилам, первым выходит бортинженер. Когда я открыл люк станции, то увидел родной Казахстан! Так совпало, что именно в этот момент станция «Мир» пролетала над моей родиной. Я доложил ЦУПу: «Пролетаем над Казахстаном!». И мы с Юрием отчетливо увидели Балхаш, Алатау, Алма-Ату, Аральское море. Это был для меня волнительный момент. Было такое впечатление, как будто перед первым выходом в безвоздушное пространство родина благословила наш экипаж. С тех пор вид Казахстана из космоса навсегда запечатлелся в моей памяти, как образ родного человека. Поэтому, космос, безусловно, усиливает чувство Родины, и это безграничное, вселенское чувство патриотизма.

Талгат Амангельдиевич, поздравляем Вас с этим знаменательным событием. Сегодня Вы на заслуженном отдыхе, но Ваше дело продолжается. Вас справедливо считают основателем практической космической деятельности, создателем космической отрасли Казахстана.  Спасибо Вам за эти воспоминания, которые стали историей казахстанского космоса.

 

Автор - Сара Кабикызы

ГАИС ЭВАК: экстренная помощь при ДТП на дорогах Республики Казахстан. Текущее состояние
28 июня 2024

Согласно результатам международных исследований в области оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, отсутствие помощи в течение первого часа (принцип «Золотого часа») после получения травмы увеличивает количество летальных исходов среди тяжело пораженных на 30%.

Для обеспечения принципа «Золотого часа» в 2011 году в странах-участниках Таможенного союза был принят технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Технический регламент), устанавливающий обязательность оснащения транспортных средств автоматическим Устройством вызова экстренных оперативных служб (далее - УВЭОС). Данное требование распространяется на все страны Евразийского экономического союза и аналогичные системы внедряются в странах ЕС (E-Call), США (Е-911).

Для реализации положений Технического регламента в Республике Казахстан создана государственная автоматизированная информационная система экстренных вызовов при авариях и катастрофах (далее - ГАИС ЭВАК), которая введена в промышленную эксплуатацию решением межведомственной комиссии от 21.01.2019г.

Оператором ГАИС ЭВАК приказом №101 МИИР РК от 15.02.2017г. определен Институт космической техники и технологий, который является разработчиком этой системы, владельцем ГАИС ЭВАК приказом №112/НҚ МЦРИАП РК от 1 апреля 2021 года определено МЧС РК.

Работа ГАИС ЭВАК обеспечивается путем установки на транспортное средство УВЭОС и регистрации его в ГАИС ЭВАК. УВЭОС автоматически определяет координаты автомобиля в момент ДТП и передает сообщение об экстренной ситуации в ГАИС ЭВАК. После приема и оперативной обработки экстренного вызова информация о ДТП передаётся из ГАИС ЭВАК в территориальные подразделения МЧС РК и далее в экстренные оперативные службы для принятия необходимых мер.

На настоящий момент в ГАИС ЭВАК зарегистрировано более 510 тысяч автомобилей. С момента ввода в январе 2019 года в промышленную эксплуатацию в ГАИС ЭВАК поступило 2 126 833 вызовов, из них 5 325 вызовов были экстренными. Они были оперативно перенаправлены в службы экстренного реагирования (112, 102, 103) для оказания незамедлительной помощи потерпевшим. Каждый экстренный вызов – это вызов с места ДТП, в котором возник риск смертельного исхода для водителя и(или) пассажира, требующий незамедлительного реагирования экстренных оперативных служб.

Важнейшей функцией системы ЭВАК является возможность отправки экстренного вызова в автоматическом режиме. Это имеет огромное значение для участников тяжелых ДТП, при которых травмы или перенесенный шок могут не позволить человеку вызвать помощь самостоятельно, вручную нажав на кнопку SOS.

Система ЭВАК работает на всей территории Республики Казахстан. Вызову ЭВАК присваивается приоритетный статус, что позволяет сотовым операторам передать вызов Оператору системы ЭВАК даже в условиях значительной перегрузки сетей. Регистрируются случаи, когда автовладелец при возникновении чрезвычайной ситуации не может со своего мобильного телефона позвонить в службы экстренного реагирования из-за того, что его сотовый телефон находится вне зоны обслуживания сотовым оператором. Однако, нажав кнопку SOS, такие автовладельцы получают помощь. 

Следует отметить, что после того, как в 2022 году Решениями Совета Евразийской экономической комиссии установка УВЭОС на транспортные средства стала необязательной, доля зарегистрированных в ГАИС ЭВАК УВЭОС резко сократилась и составляет около 50 % от количества проданных автомобилей.

На рисунке ниже видно, как менялась доля зарегистрированных в ГАИС ЭВАК УВЭОС с 2021 по 2024 годы[1].

Таким образом в настоящее время на половине автомобилей, проданных в Республике Казахстан, УВЭОС не функционируют – не установлены или установлены, но не зарегистрированы, а владельцы таких транспортных средств не имеют возможности воспользоваться кнопкой SOS для вызова оперативных служб и не могут рассчитывать на то, что экстренный вызов будет сделан автоматически в случае аварии.

Владелец транспортного средства может воспользоваться кнопкой SOS для вызова экстренной помощи при условии, что УВЭОС, находящееся в его автомобиле, зарегистрировано в ГАИС ЭВАК.

 В Республике Казахстан имеются автомобили, на которые УВЭОС установлены, соответствуют Техническому регламенту, но не зарегистрированы в ГАИС ЭВАК. Эти автомобили завезены из Российской Федерации, Кыргызстана и Армении или произведены на территории Республики Казахстан.  Это происходит из-за нежелания дилерских центров проводить своевременную регистрацию у Оператора ГАИС ЭВАК.

Отсутствие регистрации УВЭОС в ГАИС ЭВАК не позволяет владельцам транспортных средств воспользоваться основным преимуществом данной системы - своевременного информирования экстренных оперативных служб при ДТП. Данная ситуация приводит к возникновению негативных отзывов на работу ГАИС ЭВАК со стороны автовладельцев.

Для автомобилей на которых УВЭОС установлено, но не зарегистрировано в ГАИС ЭВАК по инициативе Института космической техники и технологий с 28 сентября 2023 года по настоящее время проводится легализация незарегистрированных в ГАИС ЭВАК транспортных средств - регистрация УВЭОС в ГАИС ЭВАК выполняется автоматически при нажатии кнопки SOS владельцем транспортного средства или срабатывании УВЭОС в автоматическом режиме при ДТП. Благодаря данному проекту 11 593 автомобилей было зарегистрировано дополнительно в ГАИС ЭВАК.

Автомобили, оборудованные УВЭОС стали настоящими спасателями во время бурана, разразившегося в феврале 2024 года в Актюбинской области. Не смотря на предупреждения спасательной службы МЧС и закрытие республиканских и областных автомобильных дорог, сотни автомобилей продолжали движение по заснеженным трассам и оказались в снежном плену. Автовладельцы столкнулись с серьезными проблемами при попытке дозвониться до службы спасения через мобильные телефоны. В этих условиях автовладельцы, чьи автомобили оборудованы УВЭОС, смогли вызвать помощь, нажав кнопку SOS в своем автомобиле. Тем самым спасли жизнь не только себе, но и другим попавшим в беду людям. Все вызовы, поступившие в систему ЭВАК во время бурана, были надлежащим образом приняты и переданы в службу по чрезвычайным ситуациям. На место нахождения автомобилей были отправлены бригады экстренного реагирования.

[1] Для построения графика для 2024 года приняты прогнозируемые значение проданных автомобилей и зарегистрированных УВЭОС:

Прогнозируемое количество проданных в 2024 году автомобилей – 160 000 шт. – исходя из того, что за 3 месяца 2024 г продано 39 839 транспортных средств – по информации, полученной с ресурса Статистика официальных продаж автомобилей в Казахстане. VERcity

Прогнозируемое на конец 2024 года количество зарегистрированных в ГАИС ЭВАК УВЭОС 90 000 – исходя из того, что в первом полугодии 2024 года в ГАИС ЭВАК зарегистрировано около 46 900 ТС.

 

Главный инженер-конструктор ТОО «Ghalam» Тулегенов Бекет выиграл грант на разработку технологий обработки данных на борту космического аппарата
18 июня 2024

В июне 2024 года главный инженер-конструктор управления перспективных и научно-исследовательских проектов ТОО «Ghalam» Тулегенов Бекет стал победителем конкурса на грантовое финансирование молодых ученых по научным и научно-техническим проектам на 2024-2026 годы Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан. Грант был получен на тему «Разработка технологий обработки данных на борту космического аппарата».

Биография и образование

Тулегенов Бекет Кайратович родился 10 июня 1992 года. Высшее образование он получил в Embry-Riddle Aeronautical University (США), где в 2014 году окончил Факультет Аэрокосмической Инженерии с присвоением квалификации Бакалавра аэрокосмической инженерии, по классификации МОН РК - Бакалавр космической техники и технологий. В 2019 году Тулегенов завершил обучение в том же университете на Факультете физических наук, получив степень Доктора PhD в области инженерной физики.

Профессиональная деятельность

После успешного завершения программы PhD, Тулегенов Бекет работал ученым-исследователем в Центре космических исследований при Институте Земли, океанов и космоса Университета Нью-Гэмпшира (США). Затем он занимал должность инженера 2 категории в АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары». Параллельно с этим он преподавал в ЕНУ на кафедре «Космическая техника и технологии», где обучал студентов магистратуры по предмету «Бортовые системы малых космических аппаратов».

С декабря 2022 года Тулегенов Б.К. работает в ТОО «Ghalam», где продолжает свою научно-исследовательскую деятельность.

Научные достижения и участие в профессиональных сообществах

Тулегенов Бекет имеет многочисленные научные публикации и активно участвует в научных конференциях. Он является членом Международного радиосоюза (URSI) и Американского Геофизического союза (AGU).

Получение гранта на разработку технологий обработки данных на борту космического аппарата — это значимое достижение, которое подчеркивает высокий уровень его профессионализма и научной квалификации. Этот проект имеет потенциал внести существенный вклад в развитие космических технологий в Казахстане.

Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
11 января 2024

 

Международное сотрудничество
28 декабря 2023

Развитие международного сотрудничества в космической сфере является одним из условий достижения стратегических целей развития космической отрасли Казахстана, определенных Стратегией «Казахстан-2050», Концепцией по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, Концепцией развития космической отрасли на период с 2023 по 2029 годы.

Также в соответствии с Законом РК «О космической деятельности» международное сотрудничество Республики Казахстан в области исследования и использования космического пространства в мирных целях определено одним из направлений космической деятельности.

В настоящее время продолжается работа по установлению и развитию международного сотрудничества, как с зарубежными странами, так и с международными организациями в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Аэрокосмический комитет продолжает развивать сотрудничество по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, как в двустороннем, так и в многостороннем форматах.

В рамках установления и развития международного сотрудничества в космической области был подписан ряд межгосударственных и межправительственных соглашений с такими странами как Республика Беларусь, Государство Израиль, Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Республика Узбекистан, Украина и Французская Республика.

Также, в 2019 году подписан Меморандум о взаимопонимании между МЦРИАП РК и Организацией Объединенных Наций.

Аэрокосмический комитет принимает активное участие в работе двусторонних межправительственных комиссий, Советов, рабочих групп с партнерами ближнего и дальнего зарубежья, продолжает работу в совместных рабочих группах по космосу с зарубежными партнерами,  проводит с партнерами встречи по обсуждению вопросов дальнейшего сотрудничества, принимает участие международных форумах, конференциях.

В многостороннем формате Казахстан сотрудничает по вопросам космоса с такими международными организациями, как ООН, СНГ, ЕАЭС и другими.

В рамках международного сотрудничества активизируется работа по участию Аэрокосмического комитета в работе Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, и в его Научно-техническом и Юридическом подкомитетах, в целях решения проблем развития космической деятельности, космической безопасности и предотвращения гонки вооружений в космосе.

Республика Казахстан присоединилась к Гаагскому кодексу поведения по борьбе с распространением баллистических ракет в 2005 году и, тем самым, уже многие годы демонстрирует приверженность принципам нераспространения ракетных технологий и готовность к вступлению в Режим контроля за ракетной технологией.

Аэрокосмический комитет МЦРИАП РК планирует интегрироваться в международные программы и проекты своими научно-техническими разработками и исследованиями, будет продолжать устанавливать и развивать международное сотрудничество в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, а также подтверждает свою приверженность принципам нераспространения вооружения в космосе.

Научно-технические программы и научные проекты в области космической деятельности
19 декабря 2023

В рамках Республиканской бюджетной программы «Прикладные научные исследования в области космической деятельности» на 2021-2023 годы в текущем году завершаются четыре целевые научно-технические программы (далее – Программы):

- №BR109019/0221 с грифом «ДСП», исполнитель АО «Национальный центр космических исследований и технологий»;

- Создание национальной системы космической ситуационной осведомленности: мониторинг околоземного космического пространства, дальнего космоса и космической погоды, исполнитель ТОО «Астрофизический институт имени В.Г.Фесенкова»;

- №BR109018/0221 с грифом «ДСП», исполнитель ТОО «Ғалам»;

- Разработка экспертной системы поддержки принятия решений в космической отрасли, РГП «Институт инфорамционных и вычислительных технологий».

По итогам выполнения вышеуказанных Программ в 2021-2023 годах выполнены предпроектные исследования по РН СЛК (теоретическая часть), создана национальная система космической осведомленности в рамках которой модернизированы часть инструментов наблюдений за околоземным космическим пространством, разработаны ряд технологий по спутникостроению, которые будут использованы в будущих отечественных КА, создана экспертная система поддержки принятия решений в области космической деятельности, обеспечивающая системный подход к повышению эффективности планирования создания и развития космических систем в отраслях экономики, а также проведения экспертизы проектов и поддержки принятия решений по деталям экспертизы.

В соответствии с протокольными решениями Высшей научно-технической комиссии при Правительстве Республики Казахстан от 28 сентября и 1 ноября 2023 года одобрены три научно-технические программы, из них две открытые и одна с грифом «ДСП» на 2023-2025 годы:

- № BR 203002/0223/ПЦФс грифом «ДСП», исполнитель АО «Национальный центр космических исследований и технологий»;

- Разработка и тестирование малого спутника на основе отечественных технологий, исполнитель ТОО «Ғалам»;

- Создание сети телескопов Казахстана для развития национальной системы космической ситуационной осведомленности, исполнитель ТОО «Астрофизический институт имени В.Г.Фесенкова».

Первая программа - это продолжение проведенных в 2021-2023 годах Астрофизическим институтом исследований, расширение наблюдательной базы системы космического наблюдения околоземного космического пространства (сегмент космической погоды и сегмент космического наблюдения и слежения). Будет создана сеть оптических телескопов для системы космического наблюдения и слежения за безопасностью казахстанских спутниковых группировок KazEoSat и KazSat, функционирующих на низких и геостационарных орбитах, а также космического мусора и астероидов.

Вторая программа с грифом «ДСП» также является продолжающейся, исполнитель АО «Национальный центр космических исследований и технологий», в рамках которой будут продолжены исследования, начатые в 2021 году по данной тематике. Будут разработаны эскизный проект на РН СЛК, улучшенная технология топлива, технологии проектирования и производства двигателя, конструкционные материалы для корпуса, система управления РН СЛК. Будет создана экспериментальная модель ракеты метеорологического класса (высота полета 40-100 км) и проведены ее испытания. 

Третья программа по спутникостроению также является продолжающейся. Будет разработан космический аппарат нано-класса на базе не менее трех разработанных в 2021-2023 годах отечественных подсистем (бортовой компьютер, система энергоснабжения, механическая платформа КА) для создания группировки (впервые в РК) на базе наноспутников с полезной нагрузкой для ДЗЗ и/или связи, собранный и испытанный на отечественных производственных мощностях.

Особенностью предлагаемых решений является локализация разработки пакета технической документации, подготовки наземного вспомогательного оборудования для организации серийного производства, а также комплексного тестирования и подготовки к предполетным испытаниям КА в ТОО «Ghalam».

ОБЪЯВЛЕНИЕ
12 октября 2023

Аэрокосмический комитет Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан объявляет конкурс на замещение вакантной должности Генерального директора Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Инфракос», расположенного по адресу: город Байконыр, ул. Мира, 13-а, тел. 8 (336-22) 7-16-47, факс 8 (336-22) 7-01-43.

Предметом деятельности Предприятия является обеспечение сохранности и рационального использования объектов комплекса «Байконур», не вошедших в состав и исключаемых из состава арендуемых Российской Федерацией.

Требования к участникам конкурса: высшее профессиональное образование (аэрокосмическое, строительное, право, финансы, экономика и бизнес), стаж работы по специальности на руководящих должностях в соответствующей профилю Предприятия отрасли экономики не менее пяти лет.

Конкурс проводится на основе Правил назначения и аттестации руководителя государственного предприятия, а также согласования его кандидатуры, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 февраля 2015 года № 70, (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов                             № 10379).

Лицо, изъявившее желание принять участие в конкурсе, представляет в сроки, указанные в объявлении о проведении конкурса, Комиссии следующие документы на электронный адрес k.kazkosmos@mdai.gov.kz:

  • заявление об участии в конкурсе;
  • резюме на государственном и русском языках;
  • автобиографию, изложенную в произвольной форме;
  • копии документов об образовании;
  • копию трудовой книжки (при ее наличии) или трудового договора, либо выписки из приказов о приёме и прекращении трудового договора с последнего места работы;
  • справку о состоянии здоровья по установленной форме.

Участник конкурса может представить дополнительную информацию, касающуюся его образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки (копии документов о повышении квалификации, присвоении ученых степеней и званий, научных публикациях, а также рекомендации от руководства с предыдущего места работы и т.п.).

Не может принимать участия в конкурсе лицо:

  • моложе восемнадцати лет;
  • ранее совершившее коррупционное правонарушение;
  • имеющее непогашенную или не снятую в установленном законодательством Республики Казахстан порядке судимость;

4) иные случаи, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Приём документов для лиц, изъявивших желание принять участие в конкурсе, заканчивается по истечении пятнадцати календарных дней со дня выхода объявления о проведении конкурса в средствах массовой информации.

Комиссия принимает решение о допуске, подавшего документы лица к участию в конкурсе в течение пяти рабочих дней со дня окончания приёма документов.

Список допущенных кандидатов к участию в конкурсе будет опубликован на сайте Министерства www.mdai.gov.kz.

После утверждения списка лиц, допущенных к участию в конкурсе, Комиссия проводит собеседование с участниками конкурса в течение десяти календарных дней.

При собеседовании проверяется знание Конституции Республики Казахстан, Гражданского кодекса (Общая и Особенная части), Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, законов Республики Казахстан «О космической деятельности», «О противодействии коррупции», «О государственном имуществе», «О государственных секретах», нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих отношения в сфере деятельности данного Предприятия. Оцениваются профессиональные знания участников конкурса на основании квалификационных требований и должностной инструкции руководителя Предприятия.

Место проведения: Аэрокосмическй комитет Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, 010000 г. Астана, улица Мәңгілік ел, 8, Дом министерств, 12 подъезд, 7 этаж.

Для получения справочной информации: тел. 8 (7172) 74-24-81, e-mail u.ordabekov@mdai.gov.kz.    

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации