Меню

Страницы

Статья

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы


Цели

1. Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей.

2. Увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.


Задачи

1. Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.

2. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.

3. Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.

4. Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.

5. Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.

6. Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.

7. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.

8. Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.

9. Укрепить интеллектуальный потенциал науки.

10. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.

11. Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство


Целевые индикаторы

Целевые индикаторы

2020

2021

2022

2023

2024

2025

1

Охват дошкольным воспитанием и обучением детей, %:

от 1 до 6 лет

от 3 до 6 лет

 

 

 

81

100

 

 

 

81,7

100

 

 

 

82,6

100

 

 

 

83,5

100

 

 

 

84,6

100

 

 

 

85,3

100

2

Результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (ОЭСР), баллы

-

-

PISA-2021: математика - 470, естествознание - 465, чтение - 440

-

-

PISA-2024: математика - 480, естествознание - 490, чтение - 450

3

Индекс благополучия детей, баллы

-

-

0,70

0,71

0,72

0,73

4

Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений ТиПО по госзаказу, %

64

66

68

70

72

75

5

Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания вуза по госзаказу, %

70

71

72

73

74

75

6

Доля расходов на науку от ВВП (из всех источников), %

0,13

0,15

0,2

0,35

0,49

1

7

Качество научно-исследовательских организаций, место в ГИК

80

78

74

70

66

63

8

Прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier)

25,1

37,7

50,3

62,9

75,5

88


Показатели Результатов

Показатели Результатов


Объемы финансирования

На реализацию Программы в 2020 - 2025 годах будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд. тенге (республиканского бюджета - 9 565 млрд тенге, местного бюджета - 716 млрд тенге, Всемирного банка - 13 млрд тг., частных инвестиций - 1 284 млрд тенге), в том числе:

2020 - 1 161 млрд тенге

2021 - 1 336 млрд тенге

2022 - 1 708 млрд тенге

2023 - 2 311 млрд тенге

2024 - 2 383 млрд тенге

2025 - 2 679 млрд тенге

а также другие средства, незапрещенные законодательством Республики Казахстан.


План мероприятий

План мероприятий

по реализации Государственной программы развития образования и науки

Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы


О реализации государственной программы

Справка о реализации

Государственной программы развития образования и науки РК

на 2020-2025 годы в первом полугодии 2020 года

Основной целью Госпрограммы является повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей, увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.

Всего индикторов – 8, показателей – 40, мероприятий – 204.

В 2020 году предусмотрено реализация 6 целевых индикаторов, 35 показателей, 190 мероприятий.

В соответствии с п. 7.3. Постановления Правительства РК «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 29 ноября 2017 года №790, мониторинг государственных программ осуществялется один раз в год по итогам года и отчет о реализации государственной программы предоставляется в уполномоченный орган по государственному планированию в срок до 10 марта года, следующего за отчетным годом.  

Министерстом на ежеквартальной основе проводится промежуточный мониторинг ГПРОН.

По предварительным итогам в первом полугодии 2020 года на исполнении находится 6 целевых индикаторов, 35 показателей и 32 мероприятий (план на 2-полугодие 158 мероприятий).

Данные по индикаторам и показателям будут в конце года по итогам НОБД, официальной статистики КС МНЭ РК, отчетных данных подведомственных организаций, госорганов и др.

По итогам первого полугодия в рамках ГПРОН на 2020-2025 годы проведена работа по повышению статуса педагога, модернизацию педагогического образования, сокращению разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, обеспечению безопасной и комфортной среды обучения, повышению качества ТиПО и высшего образования, повышению результативности научных разработок и др.

С 1 января 2020 года увеличена оплата труда педагогов на 25% (ППРК от 28.01.2020 года № 11 «О внесении изменений и дополнений в ППРК от 31 декабря 2015 года №1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»). 

В рамках Закона РК «О статусе педагога» предусмотрен комплекс мер, в т.ч. двухкратное повышение зарплаты, введение новых доплат за педмастерство, наставничество, степень магистра. Увеличена доплата в 2 раза за классное руководство, проверку тетрадей.

Приняты Правила определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагога (приказ от 21 апреля 2020 года № 153).

Утвержден Перечень должностей педагогов (приказ от 15 апреля 2020 года № 145), внесены изменения в Типовые квалификационные характеристики должностей педагогов (от воспитателей ДО до руководителей организаций образования и другим категориям). В инклюзивном образовании с сентября 2020 года внедряется единица тьютора.

Для обеспечения качественной и объективной оценки знаний и компетенций педагога введен электронный формат сдачи Национального квалификационного тестирования, позволяющее педагогам участвовать в любое удобное время.

Для поддержки молодых педагогов введен институт наставничества в организациях среднего образования (приказ от                       24 апреля 2020 № 160).

Внедряется новая система переподготовки педагогов, предусмотрен «боковой» вход в профессию педагога.

Все педагогические вузы обновили ОП. 16 педвузов обеспечены лабораториями робототехники в рамках STEM-образования. Разработаны новые Методические рекомендаций по организации и проведению профессиональной практики, которые предусматривают практикоориентированное и непрерывное обучение студентов, методику расчета оплаты методистам и педагогам школ, инновационные подходы преподавания и современные стратегии обучения, предметно-ориентированное языковое обучение (CLIL) и др.

В целях качественного отбора претендентов на педагогические группы образовательных программ с этого года предусматривается увеличение проходного балла по области образования «Педагогические науки» с 60 до 70 баллов.

С целью улучшения качества, равенства и эффективности в малокомплектных школах, сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами проработан вопрос «шефства» сильных школ над школами с низкой результативностью. Определена стратегия по нескольким направлениям: «Опорная школа — ресурсный центр», «Ведущие школы — магнитные школы», «Успешно развивающаяся школа — функционирующая школа».

Работа будет усилена посредством введения стажировок руководителей «слабых» школ в «сильных» школах, шефства городских отделов образования над сельскими, кураторства «сильного» 10 - 11 класса над «слабым» в рамках разных районов/городов (это будет способствовать совместной творческой деятельности, взаимопосещению уроков посредством онлайн, обмену учащимися), руководство сильных педагогов ученическими проектами в «слабых» школах (в пределах области, района/города, допустимо и республики).

Реализуется Дорожная карта по выявлению одаренных детей, проживающих в сельской местности, а также из малообеспеченных и многодетных семей. Совместно с МИО в 10 регионах республики открыты Центры по работе с одаренными детьми (до конца 2020 года будут открыты еще в 7-ми регионах).

Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики МОН РК разработаны рекомендации по мобильной консультативно-методической помощи педагогам, родителям, детям с ООП в сельских школах. Проведены консультации для руководителей кабинетов психолого-педагогической-коррекционной поддержке детей с ООП в условиях села.

РЦ «Дошкольное детство» разработаны Методические рекомендации «Введение института домашних воспитателей (социальных нянь), в том числе в штатных расписаниях дошкольных организаций».

Для обеспечения безопасности детей 2 512 или 89,1% детских садов, 5 811 или 83,3% школ оснащены системами видеонаблюдения, из них в первом квартале 2020 года – 12 ДО и 65 школ.

Совместно с МИО составлен график обеспечения организаций образования системами видеонаблюдения, теплыми туалетами до конца 2020 года.

Решением Республиканского учебно - методического Совета НАО им. Ы.Алтынсарина от 26 марта 2020 года создана Республиканская ассоциация педагогов-предметников.

Разработана новая система подготовки, экспертизы апробации, мониторинга,  издания учебников и учебно-методических комплексов по уровням среднего образования.

Проработан вопрос внедрения лицензирования дошкольных организаций.

Министерством разработан проект «О внесении изменении в постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря                 2009 года № 2225 «Об утверждении перечня бюджетных инвестиционных проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования». Это обусловлено для ускорения процесса строительства общеобразовательных школ с проектной мощностью свыше 1200 мест.

В целях стимулирования предприятий для участия в дуальном обучении в ГОСО предусмотрен расчет объема часов на производственную практику (приказ от 5 мая 2020 года №182).

Также вносятся изменения в следующие НПА:

- приказ МОН от 27 ноября 2017 года № 597: в Методику подушевого финансирования включен расчет для компенсации учебных и трудовых расходов предприятиям в пределах норматива;

- приказ МОН от 21 января 2016 года № 50: в Правилах организации дуального обучения прописан механизм компенсации учебных и трудовых затрат предприятию, чтобы организации образования могли перечислять финансовые средства за учебные и трудовые расходы предприятиям;

- приказ МОН от 1 августа 2012 года № 350: в Перечень услуг, связанных с государственным образовательным заказом, вносятся изменения по оплате предприятиям из одного источника, чтобы финансовые средства направлялись тем предприятиям, которые участвуют в дуальном обучении.

Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан № 62-р от 30 апреля 2020 года создан Попечительский совет WorldSkills Kazakhstan.

Внесены изменения в приказ МОН РК от 2 мая 2017 года № 204 «Об утверждении Правил проведения единого национального тестирования» (приказ МОН РК от 5 июня 2020 года № 230).

Проведена  работа по совершенствованию НПА, в частности внесены изменения в Правила проведения ЕНТ в части электронного формата, а также тестовых заданий ЕНТ в рамках обновленного содержания.

Принят приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 июня 2020 года № 237 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 600 "Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего и послевузовского образования».

Согласно изменениям предусматривается норма для лиц, имеющих сертификаты международных стандартизированных тестов SAT (ЭсЭйТи – САТ), ACT (ЭйСиТи), IB (АйБи) по участию в конкурсе на присуждение образовательного гранта и (или) зачисление в вузы на платное отделение, в соответствии со шкалой перевода баллов международных стандартизированных сертификатов в баллы ЕНТ.

С 2020 года конкурсы на грантовое и программно-целевое финансирование планируется проводить ежегодно. В целях сохранения научных школ, формирования новой генерации ученых с учетом предложений научной общественности поднаправление «Научные исследования в области естественных наук» выделены в отдельное приоритетное направление (ППРК от 12 мая 2020 года № 290).

С 11 мая по 26 июня 2020 года в электронном виде принимаются заявки для участия в конкурсе на грантовое финансирование проектов на 2020-2022 годы.

В целях повышения результативности науки повышены требования к научным руководителям и ожидаемым результатам научных и научно-технических проектов.

Для софинансирования прикладных научных исследований со стороны заинтересованных бизнес-партнеров внесены изменения в ППРК «Об утверждении Правил базового, грантового, программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности» от 25 мая 2011 года №575, согласно которым, участник, претендующий на получение гранта по прикладным исследованиям, обеспечивает участие частного партнера с частичным обеспечением проекта необходимыми ресурсами, в том числе финансовыми, за исключением проектов прикладных исследований в области обеспечения национальной безопасности и обороны, использования атомной энергии, общественных, гуманитарных и социальных наук.

В целях реализации поручения Главы государства от 15 июля 2019 года МОН совместно с ГО на 2020-2022 годы разработана Дорожная карта по реализации пункта 3.3.27 «совместно с научным сообществом провести анализ всех барьеров, препятствующих привлечению инвестиций из частного сектора в науку и развитию науки в целом, выработать пути их устранения».

На основании заключенных меморандумов и соглашений казахстанские ученые участвуют в международных коллективах и ведущих работы в крупных зарубежных лабораторных комплексах: ЕНУ им. Л.В. Гумилева - 19, КазНУ им. Аль-Фараби – 46, Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности – 3, КарГУ им. Е. Букетова – 40, ТарГУ им. Х. Дулати – 3, Институт математики и математического моделирования – 3.

Заключены договора на реферативные базы Web of science (Clarivate Analytics) № 52 от 16 марта 2020 года и Scopus (Elsevier) № 54 от 18 марта 2020 года, а также на полнотекстовую базу данных Science Direct (Elsevier) № 53 от 18 марта 2020 года. Доступ к базам данных предоставлен 251 оргазицациям.

Кроме того, на портале www.nauka.kz представлен доступ в реферативном формате к диссертациям, защищенным в Республике Казахстан и отчетам о научно-исследовательских работах.

Дата публикации
05 сентября 2020
Дата обновления
05 сентября 2020
Тип
Информация

Сейчас читают

06 февраля 2024
Об утверждении Приоритетного перечня субъектов среднего образования, строительство и (или) реконструкция (строительство пристройки) которых финансируется за счет средств Фонда поддержки инфраструктуры образования.
11 января 2024
Центр приема граждан
11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)

Социальные медиа

Youtube
Instagram
Facebook

Меню подвал

Национальный стандарт Республики Казахстан
Жизненные ситуации
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Новостной канал государственных органов
Концепция цифровой трансформации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК