Меню
Страницы
Пресс-центр
Об Агентстве
Документы
Контакты
Деятельность
Финансовые рынки
Онлайн-приемная
Иные финансовые организации
Банковский сектор
Страховой сектор
Все материалы
Защита прав потребителей финансовых услуг
Неопытным заемщикам хотят усложнить оформление кредитов в Казахстане
25 апреля 2025

Согласно планируемым поправкам, банки Казахстана будут присуждать высокий уровень риска заемщикам с маленьким опытом кредитования, с займами в разных банках и так далее. О факторах читайте на NUR.KZ.

Оформляя кредит, заемщик обязуется вернуть всю занимаемую сумму вместе с процентами, которые были установлены банком или микрофинансовой организацией.

При этом не все граждане до конца осознают степень своей ответственности, и некоторые из них считают, что можно отказаться от обязательств по кредиту в определенных ситуациях, например, если долг слишком большой и оплачивать его нет возможности.

На деле это не так – финансовые проблемы гражданина не освобождают его от уплаты долга. А в скором времени потенциально проблемным заемщикам может стать сложнее оформить кредит.

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка подготовило проект постановления, которое вносит поправки в правила формирования системы управления рисками для банков.

Согласно поправкам, банковского клиента начнут классифицировать как заемщика с высоким уровнем риска при наличии двух или более факторов:

  • срок кредитной истории менее 3 лет;
  • были просрочки на сумму более 3 месячных расчетных показателей в течение 30 дней за последний год;
  • наличие непогашенных займов в трех или более кредитных организациях;
  • месячная сумма платежей по займам превышает 45% от дохода;
  • есть негативная информация в кредитной истории;
  • нет подтвержденного дохода.
 
Таким образом, для потенциально "проблемных" заемщиков получить кредит может стать заметно сложнее, ведь причин для отказа станет больше.

При этом, если банк все равно решит выдать такой кредит заемщику, то ему придется провести оценку вероятности дефолта, то есть возникновения ситуации, когда гражданин не сможет оплачивать свой долг.

Если вероятность дефолта по кредиту повышается более чем на 5 процентных пунктов, при условии, что ранее у клиента этот риск уже превышал 5%, то банк должен будет мониторить финансовое состояние своего заемщика.

Стоит учесть, что пока новые правила не вступили в силу, ведь проект постановления находится на стадии публичного обсуждения, которое продлится до 15 мая 2025 года.

 

Источник: NUR.kz

Защита прав потребителей финансовых услуг
Ипотечное страхование: что важно знать каждому заемщику
24 апреля 2025
Ипотека – это не только возможность обрести свой дом, но и финансовая ответственность. Жизнь полна неожиданностей, и даже самые стабильные планы могут измениться.

Что делать, если временно лишаетесь дохода или столкнулись с другими финансовыми трудностями? В таких ситуациях ипотечное страхование может сыграть решающую роль.

Подробнее об этом рассказал Александр Терентьев, директор Департамента социальных проектов и повышения финансовой грамотности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

По состоянию на 1 января 2025 года ипотечный портфель Казахстана достиг 6,7 трлн тенге, увеличившись за год на 14,1%. Количество заключенных ипотечных договоров составило 627,6 тыс., что на 9,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Число заемщиков приблизилось к 600 тыс., показав рост на 10,3% за тот же период. Средняя сумма оставшейся задолженности на начало 2025 года составила 10,6 млн тенге, увеличившись на 3,8% за год.

Данная статистика показывает рост ипотечного рынка в стране. Вместе с тем надо помнить, что ипотека – это серьезный шаг, к которому надо подходить со всей ответственностью. Недостаточно просто оценить текущие доходы и расходы. Необходимо учитывать и возможные непредвиденные обстоятельства: потерю работы, серьезное заболевание или другие жизненные трудности. В подобных ситуациях заемщик может столкнуться с невозможностью выполнять кредитные обязательства.

Банк, в свою очередь, имеет право изъять недвижимость за неуплату, и человек рискует остаться без жилья, а в ряде случаев – и без стабильного дохода. Именно поэтому стоит рассмотреть вопрос ипотечного страхования.

Обычно при получении ипотечного кредита кредитор предлагает клиенту застраховать либо сам объект недвижимости, либо свою жизнь, здоровье и риск потери трудоспособности. Однако на этом перечень возможностей не заканчивается, давайте подробно рассмотрим все доступные варианты ипотечного страхования в Казахстане.

Страхование недвижимости, передаваемой в залог

При оформлении ипотечного кредита страхование недвижимости, предоставляемой в залог, является обязательным требованием большинства банков. Это предусмотрено их внутренней кредитной политикой и служит защитой как для заемщика, так и для кредитной организации.

Такой полис позволяет компенсировать убытки в случае повреждения или утраты жилья по причине непредвиденных обстоятельств – пожара, взрыва, затопления, стихийных бедствий и других форс-мажоров.

Представьте ситуацию: в квартире, которую вы приобрели в ипотеку, произошел пожар из-за замыкания электропроводки. В результате чего был нанесен значительный ущерб – повреждена внутренняя отделка, техника и мебель. Несмотря на то, что кредитные обязательства остаются в силе, страховая компания компенсирует причиненный ущерб, что позволяет вам восстановить жилье без дополнительной финансовой нагрузки.

В подобных случаях особенно заметна практическая польза страхования – оно помогает сохранить финансовую устойчивость заемщика и защищает интересы банка как залогодержателя.

Важно помнить: согласно Закону Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности", заемщик вправе самостоятельно выбрать страховую компанию. Банк не имеет права навязывать конкретного страховщика, и отказ от его предложения не должен влиять на решение о выдаче кредита или его условия.

Страхование жизни и трудоспособности заемщика

Этот вид страхования направлен на защиту интересов не только банка, но и самого заемщика и его семьи. В случае утраты трудоспособности или смерти заемщика кредитные обязательства становятся практически невыполнимыми. Для банка это создает как финансовые, так и репутационные риски: взыскивать долг с семьи или с человека с инвалидностью неэтично и нежелательно.

Именно поэтому при оформлении ипотеки банки часто предлагают заемщику оформить страхование жизни и трудоспособности.

Как работает данное страхование:

  • заемщик вносит регулярные страховые взносы;
  • в случае смерти или полной утраты трудоспособности страховая компания выплачивает остаток по кредиту банку;
  • при временной нетрудоспособности (например, из-за болезни) страховая компания покрывает платежи за определенный период восстановления.

Такой подход позволяет сохранить жилье в собственности семьи, а банку – вернуть выданные средства без репутационных потерь.

Тем не менее, перед подписанием страхового договора важно внимательно изучить все его условия, особенно пункты, где указаны исключения из страховых случаев.

Отдельно подчеркну: в соответствии с Законом РК "О банках и банковской деятельности" страхование жизни и трудоспособности заемщика является добровольным. Банк не вправе навязывать эту услугу или делать ее обязательным условием получения кредита.

Титульное страхование: защита права собственности на жилье

Титульное страхование – это страхование юридической чистоты сделки. Оно направлено на защиту заемщика от риска утраты права собственности на приобретенную недвижимость. Особенно актуален этот вид страхования при покупке жилья на вторичном рынке, где выше вероятность юридических споров и скрытых правовых рисков.

К примеру, вы приобрели квартиру, оформили ипотеку и вселились в новое жилье. Однако спустя некоторое время суд признает сделку недействительной: выясняется, что продавец ранее получил квартиру по договору дарения от пожилого родственника, который на момент оформления сделки уже был признан недееспособным. Права наследников были нарушены, и суд принимает решение о возврате квартиры в их собственность. В результате вы лишаетесь жилья, но кредитные обязательства перед банком остаются в силе.

В такой ситуации титульное страхование становится реальной финансовой защитой. Страховая компания компенсирует убытки, связанные с утратой права собственности, – это может быть сумма, достаточная для полного или частичного погашения остатка по ипотеке. Таким образом, заемщик защищен от двойного риска – потери недвижимости и долговых обязательств перед банком.

Несмотря на то, что такой страховой полис может восприниматься как дополнительный расход, он помогает избежать серьезных последствий. Юридические риски сопровождают любую сделку с недвижимостью, особенно на вторичном рынке. Чем внимательнее вы отнесетесь к вопросам правовой защиты, тем увереннее будете чувствовать себя в будущем.

ВАЖНО: титульное страхование – добровольная услуга. Согласно Закону Республики Казахстан "О страховой деятельности", решение о его оформлении принимает только сам заемщик. Банк не имеет права навязывать данный вид страхования.

Полезные рекомендации по ипотечному страхованию

Перед подписанием страхового договора крайне важно внимательно изучить его условия: предмет страхования, перечень страховых случаев, а также порядок и правила выплаты страхового возмещения. Это поможет вам в случае наступления страхового случая действовать грамотно и в рамках предусмотренных договором процедур.

Важно помнить, что при наступлении страхового случая вы обязаны уведомить об этом свою страховую компанию в порядке и в сроки, установленные договором страхования. Несоблюдение этих требований может стать основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

Также не забудьте уведомить банк, выдавший ипотечный кредит. Это необходимо сделать в те сроки, которые установлены условиями кредитного договора. Нарушение этого обязательства может повлечь негативные последствия, включая штрафные санкции или пересмотр условий кредита.

Особое внимание уделите своевременной оплате страховых взносов. Платежи должны производиться в полном объеме, в установленные договором сроки. Частичная оплата или просрочка могут привести к приостановке действия страховки или отказу в компенсации при наступлении страхового случая.

В завершение отмечу, что ипотечное страхование действительно обеспечивает надежную защиту от возможных рисков при соблюдении всех условий договора. Ипотечное страхование помогает защитить вас от рисков, связанных с потерей жилья, покрыть обязательства перед банком и сохранить уверенность даже в трудные времена. Это не просто страховка – это способ обезопасить себя и своих близких от непредвиденных последствий. Подходите к ипотеке осознанно и заранее подумайте о финансовой защите.

 

Источник: Zakon.kz

Информационная безопасность
В Казахстане хотят изменить правила регистрации клиентов в мобильном приложении банка
18 апреля 2025
Агентство по регулированию и развитию финансвого рынка подготовило поправки в некоторые нормативные правовые акты РК по вопросам информационной безопасности, сообщает Zakon.kz.

В частности, предлагается внести следующие поправки по вопросам информационной безопасности:

  • определения порядка аутентификации клиента в мобильном приложении банка на ранее не зарегистрированном мобильном устройстве, а также повышения уровня защиты клиентских данных путем внесения дополнительного требования по блокировке мобильного банкинга при включенном микрофоне;
  • расширения перечня технологических событий, связанных с возможным нарушением информационной безопасности банка, по которым должно обеспечиваться хранение записей;
  • установления порядка использования автоматизированной системы обработки информации по событиям и инцидентам информационной безопасности Qainar оперативными центрами информационной безопасности финансовых организаций (при наличии);
  • внедрения альтернативного способа уведомления уполномоченного органа об инцидентах информационной безопасности в случаях сбоя функционирования инфраструктуры банка;
  • установления периодичности проведения внешнего аудита состояния системы управления информационной безопасностью банка. Банки обяжут блокировать мобильный банкинг при включенном микрофоне смартфона.
 

Документ размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 30 апреля.

Ранее мы рассказали, что в Казахстане планируют принять новые правила, предусматривающие, что финансовая грамотность клиентов станет частью ответственности банков.

Источник: Zakon.kz

Страховой сектор
В Казахстане создадут Государственную страховую организацию
18 апреля 2025

Сколько будет стоить полис обязательного страхования жилья от стихийных бедствий?

В Казахстане планируется внедрить обязательное страхование жилья от стихийных бедствий. Среди рисков, которые будет покрывать страховка - землетрясения, наводнения, паводки и природные лесные пожары. Об этом говорится в консультативном документе регуляторной политики, размещенном на портале «Открытые НПА». Документ разработан Агентством по регулированию и развитию финансового рынка. Он будет находиться в публичном обсуждении до 12 мая 2025 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Почему планируется внедрить эту инициативу?

Первая причина – в случае наступления катастрофических событий существующих механизмов компенсации в Казахстане недостаточно для полного покрытия ущерба от катастроф. Например, через господдержку или страховые организации. В результате пострадавшие от чрезвычайных ситуаций (ЧС) оказываются без финансовой поддержки. Это создает серьезные риски для казахстанцев и бизнеса, особенно в зонах, подверженных высокому риску стихийных бедствий.

«По данным ЮНИСЕФ, 75% территории Казахстана подвержено высокому риску стихийных бедствий, среди которых наиболее значимые – это землетрясения, наводнения, ураганы, оползни, сели, эпидемии, экстремальная температура и лесные пожары. Наибольшую угрозу представляют землетрясения», - говорится в документе.

Также приводятся данные МЧС РК, по которым паводковым явлениям подвержены два города республиканского значения и шесть областей, сейсмическим явлениям - два города республиканского значения и 13 областей. Пять регионов находятся в зонах с низким риском катастроф: Астана, Акмолинская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области. Землетрясения и наводнения 2024 года, а также лесные пожары 2023 года выявили пробелы в финансировании рисков стихийных бедствий. Это привело к нехватке средств для поддержания на должном уровне системы защиты граждан, а также к ограничению поддержки пострадавшего населения при восстановлении потерь и реконструкции повреждений.

По информации МЧС, в 2024 году в Казахстане зарегистрировано 12,5 тыс. ЧС и происшествий природного и техногенного характера. Материальный ущерб от них составил 459,6 млрд тенге.

Вторая причина – низкий уровень охвата добровольным страхованием имущества в зонах с высоким уровнем катастрофических рисков. В Казахстане доля покрытия таким страхованием не превышает 3,2%, в Алматы, где высок риск возникновения землетрясений и наводнений, – 7,7%. В случае стихийных бедствий, таких как паводки или землетрясения, ответственность за восстановление жилища и оказание помощи гражданам ложится только на государство, уточняется в документе.

Третья причина – низкая финансовая доступность страхования. «Стоимость полисов добровольного имущественного страхования делает его недоступным для значительной части населения. Особенно для малообеспеченных слоев населения и жителей сельских регионов»,-  говорится в документе. Уточняется, что цена полисов для районов с повышенным риском еще выше.

Будет создана Государственная страховая организация

Чтобы решить проблему с возмещением ущерба от катастрофических рисков природного характера, в Казахстане планируют разработать Закон «Об обязательном страховании жилища от стихийных бедствий». Предлагается создать Государственную страховую организацию, которая будет единым оператором по аккумулированию страховых взносов.

«Страховые риски такой организации будут перестраховываться – это обеспечит дополнительную защиту и устойчивость. Организация будет формировать резервы для покрытия убытков при крупных катастрофах. Ее активы будут направлены на страховые выплаты по произошедшим страховым случаям, инвестирование (накопительной части денег), в перестрахование», - говорится в документе.

Какие риски будут страховать?

Предполагается, что полис будет покрывать такие риски, как землетрясения, наводнения, паводки и природные лесные пожары.

Сколько предлагается платить?

Для сбора с населения страховых взносов планируется привлечь частные страховые компании. Сумма страховых премий будет зависеть от подверженности региона стихийным бедствиям.

«По предварительной оценке, стоимость такого страхования приближена к сумме имущественного налога, она будет колебаться от 1 000 тенге до 20 тыс. тенге (в год – Ред.). На первом этапе страховые выплаты будут обеспечивать покрытие расходов пострадавших граждан от катастроф только на первоочередные нужды в 500-кратном размере от уплаченной страховой премии: при платеже 1 тыс. тенге выплата будет 500 тыс. тенге, при взносе в 20 тыс. тенге выплата составит 10 млн тенге. По мере накопления средств будут возмещаться расходы на ремонт и приобретение нового жилища», - говорится в консультативном документе.

Плюсы от запуска инициативы

Авторы документа выделяют несколько плюсов от введения этой инициативы, среди них:

1. Введение обязательного страхования жилища от стихийных бедствий в регионах, более подверженных стихийным бедствиям, позволит создать эффективный и доступный механизм имущественной защиты населения.

По мере формирования и укрепления системы обязательного страхования жилища в регионах, более подверженных стихийным бедствиям, будет создана стабильная и надежная система финансирования ущерба от стихийных бедствий. Она позволит обеспечить своевременную помощь гражданам и быстрые выплаты на восстановление и реконструкцию жилища.

2. Снижение нагрузки на бюджет.

3. Актуализация и цифровизация статистической базы по недвижимости, в том числе региональной карты рисков с указанием геоданных населенных пунктов и жилищ.

4. Постепенное улучшение инфраструктуры в области строительства и недвижимости за счет повышения стандартов к сейсмостойкости, пожароустойчивости, противооползневым системам и обеспечению соответствующего контроля для их соблюдения.

5. Имущественная защита населения через возмещение ущерба в результате стихийных бедствий.

Законодательную основу для внедрения обязательного страхования жилья от стихийных бедствий планируется разработать и принять в 2026 году.



Источник: Kapital.kz

Банковский сектор
В Казахстане разрабатывают новый Закон о банках
15 апреля 2025

Состоялся круглый стол по обсуждению проекта нового Закона о банках, передает DKnews.kz.

Агентством по регулированию и развитию финансового рынка организован круглый стол по обсуждению проекта нового Закона Республики Казахстан о банках.

В мероприятии приняли участие руководство Агентства, Национального Банка, Ассоциации финансистов Казахстана, банков второго уровня, представители министерств, международных организаций и эксперты.

Разработка нового законодательства осуществляется в рамках поручения Главы государства, озвученного в Послании народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» от 2 сентября 2024 года. Закон призван способствовать укреплению устойчивости банковского сектора, развитию инноваций и стимулировать повышение роли банков в финансировании реального сектора экономики.

В ходе приветственного слова Председатель Агентства Мадина Абылкасымова отметила, что принятый в 1995 году Закон о банках и банковской деятельности нуждался в пересмотре.

«Существенные изменения в бизнес-моделях банков, распространение цифровых сервисов, появление новых участников и изменение потребительских ожиданий требуют глубокой и всесторонней модернизации нормативной базы. Новый закон учитывает эти трансформации и закладывает фундамент для устойчивого развития банковского сектора в текущих условиях»Мадина Абылкасымова 

На сегодня банковский сектор является крупнейшим сегментом финансового рынка. По итогам 2024 года активы сектора выросли на 19,7% достигнув 61,6 трлн тенге. В целом, среднегодовой прирост активов сектора за последние 5 лет составил 18%.  Позитивные изменения произошли в структуре депозитной базы банков, отмечается ее стабильный рост в 2 раза (с 2020 года), что подтверждает высокий уровень доверия к банковской системе.

«За последние годы в банковском секторе Агентством реализован ряд ключевых реформ. К числу значимых направлений трансформации относятся полноценное внедрение риск-ориентированного надзора, включая ежегодное проведение оценки качества активов (AQR), надзорное стресс- тестирование, надзорную оценку SREP (Supervisory review and evaluation process). С января 2025 года завершена реализация принципов ICAAP и ILAAP, переход к консолидированному надзору, внедрение надзорной надбавки к капиталу, обеспечено формирование провизий в соответствии с МСФО 9, а также интеграция требований в сфере устойчивого развития (ESG). Эти шаги способствовали формированию сбалансированной и современной регуляторной среды»  Мадина Абылкасымова 

М. Абылкасымова подчеркнула, что банковская система вступила в новый этап развития. Широкое внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта предоставляет новые возможности для повышения точности оценки рисков, усовершенствования кредитных скорингов, усиления защиты данных и механизмов противодействия мошенничеству.

С учетом трансформации финансового сектора и новых тенденций в регулировании, Агентством совместно с Национальным Банком подготовлен проект нового закона.

Закон разработан при активном участии экспертов, представителей международных организаций, таких как ЕБРР, МВФ, участников финансового рынка, а также использована передовая практика Европейского Центрального Банка, Банка Англии, Центрального Банка Российской Федерации и Центрального Банка ОАЭ. В результате удалось не только отразить актуальные вызовы и учесть мнение участников рынка, но и внедрить передовые международные подходы к регулированию банковской деятельности. Проект нового Закона о банках включает семь ключевых направлений.

Первое направление касается модернизации системы лицензирования и регулирования доступа на банковский рынок, в том числе предусматривает введение базовой банковской лицензии.

«Вводится базовая банковская лицензия, которая упрощает выход новых участников на рынок и способствующая усилению конкуренции. В отличие от универсальной лицензии базовая предусматривает ограничения по размерам активов, а также снижает требования к минимальному капиталу до 10 млрд тенге, системе управления рисками и надзорной нагрузке, что создает более гибкие условия регулирования при сохранении устойчивости системы. При этом будут запрещены отдельные высокорисковые операции и сделки со связанными лицами. Новый подход особенно актуален для МФО, активно работающих с малым и средним бизнесом, в том числе в регионах, которые уже выразили заинтересованность в получении банковской лицензии»Мадина Абылкасымова 

Кроме того, усиливаются требования к небанковским организациям, предоставляющим финансовые услуги населению,  а также создаются условия для развития исламского банкинга.

Второе направление связано с развитием поведенческого надзора и усилением защиты прав потребителей. Будет выстроена комплексная система надзора, сопоставимая по значимости с пруденциальным надзором. В основе регулирования заложен подход, который интегрирует принципы ответственности при управлении финансовыми продуктами, включая их разработку, рекламу, предоставление и мониторинг.

Третье направление касается механизмов урегулирования неплатежеспособных банков. Предполагается внедрение трехступенчатой системы, включающей усиленный надзор, режим восстановления финансовой устойчивости и режим урегулирования.

«При первых признаках ухудшения финансового состояния банк будет переведен под усиленный надзор с актуализацией планов восстановления. В случае дальнейшего ухудшения запускается режим восстановления устойчивости с применением стабилизационных мер, а если банк признается неплатежеспособным, реализуется механизм урегулирования, предусматривающий назначение временной администрации и проведение оценки жизнеспособности. Основная цель состоит в минимизации применения государственной поддержки, которая ограничивается только исключительными случаями для системно значимых банков, с минимальными рисками для финансовой системы»Мадина Абылкасымова 

Четвертое направление охватывает совершенствование банковского регулирования. Основой для данных изменений стали рекомендации по итогам оценки финансового сектора Казахстана (FSAP), проведенной МВФ и Всемирным банком в 2023 году. Планируется расширение инструментов макропруденциального регулирования, а также установление квалификационных стандартов для руководителей ключевых блоков, расширение сфер применения мотивированного суждения регулятора, ужесточение требований к сделкам со связанными лицами и другие.

Пятое направление посвящено стимулированию кредитования и деловой активности в экономике. Будут созданы условия для дальнейшего развития синдицированных кредитов, создания гарантийного фонда для МСБ с участием банков, формирования условий для продвижения факторинга с целью расширения доступа к финансированию для субъектов МСБ и стимулирования деловой активности в экономике.

Шестое направление связано с оптимизацией структуры банковского законодательства.

«Новый закон будет логически структурирован в соответствии с жизненным циклом банка — от его создания и лицензирования до процедур ликвидации, при этом исключены устаревшие и дублирующие нормы. Требования к акционерам и руководящему составу будут систематизированы и перенесены в отдельный закон «О государственном регулировании, контроле и надзоре», что повысит юридическую ясность и удобство применения норм для участников рынка»Мадина Абылкасымова 

Седьмое направление касается развития национальной цифровой финансовой инфраструктуры. Данный блок нацелен на формирование технологически продвинутой и устойчивой финансовой системы, предоставляющей правовую и техническую базу для дальнейшей цифровизации.

В ходе круглого стола представители Агентства подробно остановились на каждом направлении, представили цели и задачи, а также международный опыт.

Представители Национального Банка озвучили инициативы по развитию национальной цифровой финансовой инфраструктуры.

В ходе обсуждения со стороны банков второго уровня отмечена необходимость сохранения баланса между регулированием и развитием финансового рынка, предотвращения регуляторного арбитража между банками и небанковскими игроками, а также соблюдения принципов банковской тайны.

Эксперты озвучили свои вопросы и предложения, а также концептуально поддержали проект нового Закона.
М. Темирхановым предложено законодательно закрепить принцип пропорционального регулирования в зависимости от уровня рисков банков, принять меры по предотвращению конкуренции квазигосударственного сектора с банками второго уровня, разделить микро- и макропруденциальное регулирование, а также распространить новый механизм урегулирования неплатежеспособности на весь финансовый сектор.

В связи с разработкой нового Закона о банках, экспертом Ф.Карагусовым предложено внести поправки в другие законодательные акты, в частности пересмотреть соотношение норм Гражданского кодекса и банковского законодательства с целью обеспечения надлежащей защиты имущественных прав участников финансового рынка. 

Проект нового Закона будет представлен на всеобщее обсуждение в апреле, внесение – в Мажилис Парламента запланировано на август 2025 года.

Источник: Dknews.kz

Банковский сектор
Новые правила: финансовая грамотность клиентов станет частью ответственности банков
15 апреля 2025
В рамках проекта нового закона о банках планируется внедрение системы поведенческого надзора. Она предусматривает раскрытие полной информации о финансовых продуктах, адаптацию услуг под профиль клиента и контроль за достоверностью рекламы. Подробнее – в материале Zakon.kz.

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) провело круглый стол по обсуждению проекта нового закона Республики Казахстан о банках, где также были презентованы основные направления законопроекта.

Одно из них – поведенческий надзор. По информации АРРФР, основная цель системы поведенческого надзора – это предотвращение нарушения прав потребителей финансовых услуг.

"В целях обеспечения соответствия свойств финансовых продуктов интересам и характеристикам потребителя унифицированы требования к управлению финансовыми продуктами. Теперь агентство будет вправе приостанавливать предоставление финансовых продуктов потребителям до устранения выявленных рисков или недостатков в их управлении".АРРФР

Предполагается, что в рамках поведенческого надзора для кредитных продуктов будут внедрены принципы ответственного кредитования, направленные на снижение рисков чрезмерной долговой нагрузки.

Планируется усиление требований по раскрытию информации, к рекламе, а также ограничение недобросовестных практик. Новая система также призвана снизить риски недобросовестного поведения и мошенничества. Важной составляющей регулирования станет обязанность финансовой организации проводить инициативы по повышению финансовой грамотности потребителей, сообщили в агентстве.

Первый заместитель председателя АРРФР Нурлан Абдрахманов рассказал, что в рамках поведенческого надзора предусматривается внедрение принципов надлежащей работы финансовых организаций.

По его словам, организации должны будут предоставлять всю необходимую информацию, так называемую "существенную информацию" клиентам о финансовых продуктах. Уточним, что это будет касаться не только кредитов.

Нурлан Абдрахманов пояснил, что вышеупомянутая информация не должна преувеличивать стоимость или выгоду финансового продукта для клиента.

"Мы также будем требовать от банков, чтобы они ориентировали финансовые продукты и, соответственно, информацию о них в зависимости, скажем так, от финансового риск-профиля и социального профиля клиента".Нурлан Абдрахманов
 
Ожидается, что существенная информация будет отображаться не только в договоре, например, при оформлении займа, но и на всех этапах взаимодействия с потребителем. Причем это касается и рекламных материалов.

Как рассказал Нурлан Абдрахманов, ограничения могут коснуться ненадлежащей или вводящей в заблуждение рекламы. Под этим подразумевается реклама, которая не несет существенной информации для потребителя.

По его словам, на этапе первого ознакомления клиента с финансовым продуктом в рекламе уже должна содержаться полная информация: это потенциальные доходы, риски, возможные убытки и последствия для клиента в случае неисполнения обязательств. Но на этом работа с потребителем не заканчивается.

Проектом предусматривается, что финансовая организация также должна предоставлять и другую необходимую информацию: как пользоваться тем или иным продуктом, как оценить его стоимость, как правильно рассчитать выгоду, разъяснил зампредседателя АРРФР.

То есть, если речь идет о кредитах, клиент финансовой организации должен понимать не только размер процентной ставки, но и свои реальные возможности по обслуживанию долга. Это также будет в зоне ответственности самой финансовой организации – не просто проинформировать, но и убедиться, что предлагаемый продукт действительно соответствует финансовым возможностям и потребностям клиента, подчеркнул Нурлан Абдрахманов.

Предполагается, что перечисленные требования будут распространяться не только на банки, но и на микрофинансовые организации. В дальнейшем предполагается, что такой подход будет внедряться и в других секторах финансового рынка,  в частности на рынке ценных бумаг и в страховом секторе.

По данным АРРФР в рамках системы поведенческого надзора, для эффективного распределения обязанностей между участниками финансового рынка также пересмотрен порядок рассмотрения обращений на финансовом рынке.

Понимание того, как граждане могут взаимодействовать с финансовыми организациями и как могут урегулировать спорные ситуации, – это также один из элементов финансовой грамотности, говорит Нурлан Абдрахманов.

"Одно из ключевых направлений здесь – установление ответственности банков. Речь идет о прямых требованиях к банкам и финансовым организациям, чтобы они проводили надлежащую работу по урегулированию жалоб".Нурлан Абдрахманов

Главная цель урегулирования – снижение числа неудовлетворенных клиентов. Спикер уточнил, что агентство в свою очередь будет проверять, какие инструменты и механизмы будут использовать банки при урегулировании споров. Он напомнил, что в ходе круглого стола было заявлено о введении трехуровневой системы урегулирования споров. Об этом мы также рассказывали в этой статье.

Зампредседателя АРРФР отметил, что меры агентства будут направлены на то, чтобы реагировать на системные недостатки в процедуре урегулирования и обеспечивать надлежащее качественное исполнение банками решений финансового омбудсмена. В комплексе все эти меры должны способствовать повышению финансовой грамотности населения.

Источник: Zakon.kz

Страховой сектор
В Казахстане вступили в силу новые правила обязательного автострахования
07 апреля 2025

7 апреля 2025 года в Казахстане заработали правила расчета коэффициентов обязательной страховки авто. Изменения затронули новичков, водителей с нарушениями и иностранцев. Для одних стоимость полиса значительно выросла, для других — снизилась.

Как изменились тарифы ОСГПО

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) обновило шкалу страховых коэффициентов по системе «бонус-малус». Самый высокий, 13-й класс, останется самым выгодным и обеспечит минимальную стоимость полиса. При этом появился и новый минимальный класс М2, который увеличит цену автостраховки в 7 раз.

Кому придется платить больше

Новички. Те, кто впервые оформляет обязательную автостраховку, получат класс A с коэффициентом 1,8 (ранее был 3-й класс с коэффициентом 1,0). Это почти двукратное удорожание полиса.

Нарушители. При грубых нарушениях ПДД водители автоматически попадают в класс М2, что значительно увеличивает стоимость страховки.

К серьезным нарушениям относятся:

  • Вождение в нетрезвом виде или передача авто пьяному водителю.
  • ДТП с пострадавшими или погибшими по вине пьяного водителя.
  • Превышение скорости более чем на 40 км/ч или повторное нарушение в течение года.
  • Выезд на встречную полосу при запрете ПДД.
  • Проезд на красный свет или игнорирование сигналов регулировщика.
  • Нарушение приоритета пешеходов и создание аварийной ситуации.
  • Управление машиной с неисправной тормозной системой или рулевым управлением.
  • ДТП с крупным материальным ущербом.

Также ужесточаются правила для водителей, оформивших страховку в одном регионе, но попавших в ДТП в другом. Если коэффициент территории, где случилась авария, выше, чем по месту регистрации, стоимость полиса может вырасти.

Кому стало дешевле

Иностранцы. Временно въезжающие в Казахстан водители сразу получают 13-й класс, что позволят снизить стоимость полиса.

Аккуратные водители. Для тех, кто находится в 13-м классе более 5 лет, страховщики могут устанавливать пониженные коэффициенты. Однако детали программы пока не раскрыты.

Как избежать переплаты

Регулярное соблюдение ПДД позволит ежегодно повышать страховой класс и снижать цену полиса. Чем дольше водитель не получает штрафы и остается безаварийным, тем выгоднее условия автострахования.

Новые правила обязательной страховки авто направлены на повышение безопасности на дорогах и поощрение ответственного вождения. Подробную таблицу с коэффициентами можно посмотреть здесь.

Ранее глава компании Freedom Insurance Азамат Керимбаев заявлял, что водители с безаварийным стажем свыше 15 лет смогут купить страховку на авто в Казахстане всего за 10 тенге (вместо 15 тыс.).

Также накануне заработали новые требования к водителям мопедов, которым теперь тоже необходимо оформлять полисы ОСГПО. Нарушителей, управляющих двухколесным транспортом без госномеров и водительских прав, полиция обещает штрафовать, а скутеры — изымать.

Источник: Kz.kursiv.media

 

Защита прав потребителей финансовых услуг
В Казахстане вдвое увеличили штрафы коллекторам
03 апреля 2025

Ответственность коллекторских агентств в Казахстане ужесточили. Штрафы за различные нарушения, которые могут допустить коллекторы, взыскивая задолженность, увеличили вдвое. Об этом сообщает АРРФР, отмечая, что данная норма заработала в середине марта 2025 года.

«В целях предупреждения правонарушений, а также повышения ответственности коллекторских агентств за совершение недобросовестных действий при осуществлении коллекторской деятельности в 2 раза увеличены размеры штрафов (ч. 1 ст. 211-1 КоАП РК)», — говорится в сообщении.

Для малого бизнеса штрафы были увеличены с 100 МРП до 200 МРП, что составляет 786 400 тенге. Для среднего предпринимательства размер штрафа возрос с 200 МРП до 400 МРП, что эквивалентно более 1,5 млн тенге. В случае крупного бизнеса штрафы выросли с 300 МРП до 600 МРП — свыше 2,3 млн тенге.

«Кроме того, статья 211-1 КоАП РК дополнена новым составом правонарушения, предусматривающим введение персональной ответственности работников коллекторских агентств за совершение недобросовестных действий при взаимодействии с должниками и (или) их представителями. Размер штрафа по данному нарушению установлен в размере 30 МРП (117 тыс. тенге)», — рассказали в АРРФР.

Ранее «Курсив» писал, что коллекторские агентства наделили новыми обязанностями. Теперь они должны вести учет всех поступивших и рассмотренных заявлений должников. Кроме того, коллекторы будут обязаны фиксировать принятые ими меры урегулирования и причины отказа в изменении условий погашения долга заемщика

Источник: kz.kursiv.media

Обзор обращений физических и юридических лиц в Агентстве
02 апреля 2025

Обзор обращений физических и юридических лиц

в Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

и результаты их рассмотрения за 1 квартал 2025 года

Название документа

Поступило обращений

Рассмотрено, в том числе с предыдущих отчетных периодов

из них:

         На рассмотрении

Удовлетворено и даны разъяснения Отказано и прекращено перенаправлено в другие организации
Обращения физических лиц и представителей юридических лиц 46 632 43 790 38 605  4 160 1 025 9 960

 

Защита прав потребителей финансовых услуг
В Казахстане хотят блокировать банковские операции при звонке мошенников
31 марта 2025

В Казахстане вводят новые правила для борьбы с финансовыми аферами, передает LS.

Как сообщили в Агентстве по регулированию и развитию финрынка (АРРФР), новая норма позволит блокировать в банковском приложении операции с денежными средствами, если в этот момент будет зафиксирован активный доступ к микрофону телефона.

"Эта норма направлена на защиту клиентов, осуществляющих действия в банковском приложении под управлением мошенников, осуществляемом в ходе звонка по телефону или мессенджеру", – пояснили в АРРФР.

В агентстве подчеркнули, что данное изменение вступит в силу в ближайшее время.

Напомним, что из-за растущих угроз финансовых мошенничеств АРРФР разработаны законодательные поправки для борьбы с этими случаями. Например, введение "периода охлаждения" в 24 часа при выдаче онлайн-займов, запрет для банков и МФО заключать кредитные договоры с казахстанцами, впервые получающими ссуду, без их личного присутствия в отделении кредитора.

Также регулятор изучает вопрос внедрения требования по заключению договора потребительского займа с отдельными категориями людей (до 21 года и старше 55 лет) только после получения их согласия на заключение подобного соглашения.

"Для защиты пострадавших граждан и повышения ответственности кредиторов поправками расширяются основания для внесудебного списания банками и МФО кредитов, выданных с нарушением требований, установленных законодательством", – добавили в агентстве.

Между тем в МВД рассказали, что антифрод-центр позволил выявить более 26 тыс. инцидентов, которые связаны с киберпреступлениями. Также данная система позволила предотвратить переводы крупных сумм преступникам и заблокировать опасные фишинговые сайты и мошеннические звонки.

"По итогам 2024 года раскрываемость рассматриваемого вида преступлений составила 19%, что на 2,5% выше показателя 2023 года. С начала текущего года уже зарегистрировано 4 128 интернет-мошенничеств против 3 645 за аналогичный период прошлого года, при этом раскрываемость составляет 36,4%", – говорится в ответе на запрос редакции.

Ранее LS писал о том, что у казахстанцев появилась возможность устанавливать ограничения на получение займа с помощью голосового бота.



Источник: lsm.kz

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации