ГРАФИК ПРИЕМА
руководством Агентства Республики Казахстан
по регулированию и развитию финансового рынка физических лиц и представителей юридических лиц в четвертом квартале 2025 года
Ф.И.О. руководства Агентства | Должность | День приема | Время проведения личного приема |
Абылкасымова М.Е. | Председатель Агентства |
|
|
||||||
Абилкасымов Т.Б. | Первый заместитель Председателя Агентства |
|
|
||||||
Кизатов О.Т. | Заместитель Председатель Агентства |
|
|
||||||
Салимбаев Д.Н. | Заместитель Председатель Агентства |
|
|
||||||
Хаджиева М.Ж. | Заместитель Председатель Агентства |
|
|
||||||
Исмагулова Ж.Ж. | Руководитель Аппарата Агентства |
|
|
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) представило новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков, сообщает пресс-служба организации.
В АРРФР говорят, что если закон будет принят, то основная ответственность за восстановление проблемного банка ложится на акционеров, а регулятор получает расширенные инструменты раннего реагирования. Это позволит предотвращать проблемы ещё на этапе первых признаков нестабильности и снижать риск внезапных банкротств. Каждый банк будет обязан иметь план восстановления, согласованный с регулятором, где четко прописаны меры по стабилизации финансового положения.
Заместитель председателя АРРФР Даурен Салимбаев подчеркнул, что в проекте закона предусмотрено внедрение механизма TLAC — запаса финансовой прочности, который позволит банкам заранее формировать капитал для покрытия возможных убытков. Потери будут возмещаться за счёт акционеров и инвесторов, без привлечения бюджета. Государственная поддержка станет возможной только в исключительных случаях и при соблюдении принципа No Creditor Worse Off, исключающего ущерб для добросовестных кредиторов.
Источник: Prodengi.kz
Новый закон закрепляет правило: первоочередную ответственность за восстановление банка несут акционеры
Новый закон «О банках и банковской деятельности» вводит современную систему урегулирования неплатежеспособных банков, которая соответствует международным стандартам и учитывает национальные особенности финансового рынка Казахстана. Эта реформа направлена на защиту интересов вкладчиков, снижение системных рисков и минимизацию использования бюджетных средств в кризисных ситуациях.
Тимур Абилкасымов, первый заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, рассказывает, каким станет новый механизм урегулирования, как будет работать на практике и почему он важен для долгосрочной стабильности финансового сектора страны.
Тимур Бокейханович, Казахстан пережил несколько случаев проблемных банков в прошлом. Как новый закон поможет избежать повторения подобных ситуаций?
— В прошлом наша финансовая система сталкивалась с ситуациями, когда отдельные банки теряли устойчивость и оказывались неплатежеспособными. Чтобы сохранить стабильность на рынке, государство вынуждено было выделять бюджетные средства на их поддержку. Я считаю, что такой подход был временной мерой, и уверен, что не следует перекладывать ответственность за ошибки собственников и руководства банка на общество. Новый закон закрепляет иной принцип. Основное бремя восстановления банка ложится на его акционеров, что создает справедливую и более устойчивую модель.
Чтобы эти принципы работали на практике, в законе улучшена система раннего реагирования. Это значит, что регулятор получает больше инструментов для работы с банком еще на стадии первых трудностей. Если показатели начинают ухудшаться, усиливается надзор и банк обязан принять меры для исправления ситуации. Каждый банк обязан иметь согласованный с регулятором план восстановления, где ясно указано, какие меры акционеры и руководство примут для укрепления финансовой устойчивости. Если они не смогут выполнить взятые обязательства по восстановлению устойчивости, то будет запущен механизм урегулирования, чтобы защитить интересы вкладчиков. То есть новый закон закрепляет правило, что акционеры несут первоочередную ответственность за восстановление банка. Такой механизм снижает риск внезапных кризисов и повышает предсказуемость для всего рынка.
Вы упомянули про усиление ответственности акционеров. Каким образом новый закон усиливает ответственность акционеров и руководства банков?
— На мой взгляд, главное изменение — в самой философии подхода. Если раньше при возникновении проблем основная нагрузка ложилась на государство, то теперь акционеры должны изменить свое отношение к потенциальным кризисам. Они должны не просто поддерживать капитализацию, но и постоянно подтверждать готовность поддерживать устойчивость в любых условиях. То есть акционер должен иметь реальный финансовый и управленческий план действий, а не ограничиваться формальными обещаниями.
Для крупных, системно значимых банков мы усилили требования к капиталу. Это то, что называется способностью поглощать убытки — или TLAC. Проще говоря, у таких банков должен быть запас прочности, который позволит им пережить сложные времена без помощи государства.
Мы также серьезно пересмотрели подход к корпоративному управлению. От членов советов директоров теперь ждем меньше формального участия, а больше реальной вовлеченности и профессионализма. Важно, чтобы в совете были независимые и компетентные люди, которые умеют задавать неудобные вопросы и принимать взвешенные решения. Для топ-менеджмента тоже установлены дополнительные требования к опыту, квалификации и пониманию рисков.
Отдельно отмечу надзорную практику. Мы расширяем применение мотивированного суждения как одного из ключевых инструментов риск-ориентированного надзора. Такой подход сделает надзор более содержательным и ориентированным на предотвращение проблем.
В совокупности эти меры формируют более зрелую систему, в которой каждый участник понимает свою ответственность, а ключевые решения принимаются с учетом реальных рисков и интересов вкладчиков.
Один из наиболее обсуждаемых элементов закона — механизм коллективных взносов банков в фонд, который будет использоваться при урегулировании системно значимых банков. На рынке опасаются, что это может стать «страховкой» для недобросовестных владельцев. Зачем понадобилось создавать такой фонд?
— Нужно понимать, что речь не идет о создании нового фонда в привычном смысле. Идея совершенно иная. Мы хотим выстроить механизм, при котором банки участвуют в покрытии убытков лишь в том случае, если государство понесет реальные потери в процессе урегулирования.
Это нужно, чтобы закрепить прозрачный и справедливый порядок действий на случай кризиса. Раньше подобные ситуации решались разово, зачастую за счет бюджета. Теперь государство участвует только в отношении системно значимых банков и только в исключительных обстоятельствах. Остальным банкам придется полагаться на себя и своих акционеров.
Если при урегулировании системно значимых банков возникают убытки, их компенсирует рынок, то есть сами банки, пропорционально своей доле. На практике такой сценарий крайне маловероятен, потому что новый закон строится на принципах раннего реагирования, усиленных требований к капиталу и ответственности акционеров. Все это делает ситуацию, когда бюджет страны несет убытки, крайне маловероятной.
При этом важно понимать, что такой механизм позволяет сохранять баланс между устойчивостью и развитием. Чтобы покрывать все риски, можно было бы постоянно повышать требования к капиталу и ликвидности, но это привело бы к чрезмерному ужесточению регулирования и ограничению кредитования. Например, сейчас для поддержки кредитования малого и среднего бизнеса мы ввели пониженное риск-взвешивание активов, хотя расчеты указывали на необходимость повышения. Подобные решения могут быть возможны именно потому, что в будущем будет действовать механизм, позволяющий системе компенсировать риски без привлечения бюджетных средств. Это создает пространство для более гибкой политики регулятора.
Это только у нас такой подход к урегулированию банков или в мире есть похожие механизмы? На какие международные практики вы опирались при разработке закона и что учли из собственного опыта прошлых лет?
— Такой подход не является чем-то уникальным. Подобные механизмы действуют во многих странах, например в Европейском союзе, Великобритании, Южной Корее, Канаде и других юрисдикциях. В их основе лежат единые международные принципы, закрепленные в документах G20 и Базельского комитета.
Мы на протяжении нескольких лет консультировались с международными экспертами, в том числе с представителями МВФ, ЕЦБ, Всемирного банка, ЕБРР и национальных регуляторов, которые прошли аналогичный путь реформ. Также с международными экспертами внимательно изучали собственный опыт и случаи урегулирования банков за последние годы. Совместная работа помогла определить, какие элементы зарубежных моделей действительно применимы в Казахстане, а какие требуют адаптации под нашу структуру рынка и масштабы банковской системы. В результате новый механизм урегулирования сочетает в себе лучшие международные практики и уроки, извлеченные из нашего опыта.
В целом новый закон отражает наше видение последовательного развития и укрепления финансового сектора. Международные организации и рейтинговые агентства сходятся во мнении, что за последние годы качество банковского надзора в Казахстане заметно повысилось. Все это говорит о том, что банковская система готова вступить в новый этап развития и стать еще более эффективной, открытой к инновациям и, самое главное, устойчивой. Поэтому важно закрепить достигнутый прогресс и перейти к следующему этапу — формированию современной системы регулирования, которая сочетает устойчивость, развитие и доверие.
Источник: Forbes.kz
В Казахстане планируют дать возможность местным банкам оказывать услуги казахстанцам по принципам исламского финансирования, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
Это направление в банке отличается тем, что операции будут проводится по принципам исламского финансирования.
Это направление в банке отличается тем, что операции будут проводится по принципам исламского финансирования.
Главное отличие исламских банковских услуг в Казахстане заключается в том, что вместо кредитов под проценты используются договоры купли-продажи, аренды или партнерства.
Прибыль банка формируется за счёт наценки или доли в совместной деятельности, а не процентов. Клиент и банк делят риски и прибыль, при этом исключаются сделки с неопределёнными условиями и спекулятивный доход. Например, при покупке автомобиля банк сам приобретает его и передает клиенту в рассрочку без начисления процентов.
Такие подразделения будут организационно обособлены от основной деятельности банка:
Как сообщил заместитель председателя АРРФР Даурен Салимбаев, запуск "исламских окон" создаст конкуренцию на рынке и расширит доступ казахстанцев и бизнеса к исламским продуктам.
Он отметил, что для Казахстана выбрана гибкая модель регулирования, как в Малайзии и Пакистане.
"Гибкое регулирование создает условия для гармоничного сочетания традиционного и исламского банковского бизнеса, что позволит использовать синергию между ними, повысить эффективность финансового посредничества и укрепить устойчивость системы. В перспективе это не только укрепит позиции Казахстана как ведущего финансового хаба Центральной Азии, но и повысит доверие к финансовому рынку, ускорит его интеграцию в глобальную экономику и откроет новые возможности для привлечения капитала", - подчеркнул Салимбаев.
При этом особое внимание регулятор уделяет риску несоответствия шариату: нарушение этих принципов может привести не только к финансовым потерям, но и к репутационным издержкам для банков.
Вместе с тем планируется, что проект нового закона "О банках и банковской деятельности" будет принят до конца текущего года.
Источник: Tengrinews.kz
В Казахстане планируется внедрение двухуровневой системы надзора за субъектами микрофинансирования и коллекторских услуг, сообщили в АРРФР 2 октября.
Агентство провело круглый стол для обсуждения инициативы по внедрению института саморегулирования в сферах микрофинансирования и коллекторских услуг. В мероприятии, помимо руководства самого АРРФР, участвовали представители Нацбанка, Ассоциации финансистов Казахстана, Банка России, микрофинансовых организаций, коллекторских агентств, а также саморегулируемых организаций (СРО) России.
В агентстве привели данные. В секторе микрофинансирования функционирует 899 субъектов. В реестре коллекторских агентств состоят 197 организаций. Ссудный портфель организаций на 1 июля 2025 года составил 3,2 трлн тенге, увеличившись с 2021 года более чем в два раза. При этом 61% ссудного портфеля, или 1,9 трлн тенге, приходится на микрокредиты бизнесу.
По данным АРРФР, растет количество жалоб потребителей финансовых услуг. С 2024 года в отношении поднадзорных субъектов проведено 812 проверок, по итогам которых применено 140 надзорных мер, вынесено 1175 штрафов на 431 млн тенге.
«Результаты проверок показывают, что нарушения связаны не только с вопросами предоставления микрокредитов, но и с другими аспектами их деятельности. В качестве системной меры агентство предлагает внедрение двухуровневой системы надзора за субъектами микрофинансирования и коллекторских услуг путем установления обязательного саморегулирования», — сообщила председатель АРРФР Мадина Абылкасымова.
Директор департамента регулирования небанковских организаций агентства Нуржан Бидайбек представил доклад о ключевых направлениях внедрения СРО в Казахстане, отметив, что «международный опыт показывает эффективность данного инструмента в обеспечении устойчивости и дисциплины на рынке».
На круглом столе детально рассмотрели опыт России. Представители Банка России подробно остановились на всех аспектах внедрения СРО, говорится в сообщении.
«Участники встречи положительно оценили инициативу по внедрению института СРО и отметили, что для этого на рынке микрофинансирования и коллекторских услуг есть все необходимые условия. Успешная реализация этой модели повысит дисциплину субъектов рынка, улучшит качество услуг, а также обеспечит формирование сбалансированного регулирования с фокусом на развитие рынка, — считают в АРРФР. — По итогам встречи участники подчеркнули необходимость продолжения совместной работы над механизмами внедрения СРО и выразили готовность к сотрудничеству».
Источник: Forbes Kazakhstan
Сектор сохраняет устойчивость даже в стрессовом сценарии, пояснили в АРРФР
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка завершило первое климатическое стресс-тестирование банковского сектора за 2024 год, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу АРРФР.
«Проведенное климатическое стресс-тестирование позволило комплексно оценить, как глобальные климатические изменения и политика декарбонизации могут отразиться на устойчивости банковской системы. Полученные результаты подтвердили, что сектор обладает достаточным запасом прочности для адаптации к возникающим рискам», – отметил первый заместитель председателя агентства Тимур Абилкасымов.
Были рассмотрены физические и переходные риски. К физическим отнесены последствия глобального потепления, проявляющиеся в засухах, экстремальной жаре и наводнениях. Переходные риски связаны со снижением спроса на казахстанский экспорт в условиях декарбонизации, ужесточением экологических стандартов и влиянием трансграничного углеродного механизма ЕС (CBAM).
В анализе участвовали 11 банков, на долю которых приходится 85% активов банковской системы. Тестирование охватывало трехлетний горизонт и два сценария.
Базовый сценарий предполагал выполнение климатических мер и ограничение роста температуры до 1,5°C. В этом случае негативные последствия были бы умеренными, а у страны оставалось бы время для адаптации и модернизации экономики.
В стрессовом сценарии предусмотрен рост температуры до 3°C при недостаточности мер по сокращению выбросов. В результате ожидаются более тяжелые климатические явления и усиление международных ограничений, что может привести к снижению совокупного капитала банков с 17,4% до 14,2%. Основное давление формировалось за счет роста кредитного и рыночного рисков, при этом уровень достаточности капитала оставался значительно выше минимальных требований.
Методология включала индивидуальный подход для оценки воздействия климатических факторов на отрасли и заемщиков, а также портфельный – для агрегированной оценки влияния макроэкономических факторов.
Результаты показали, что наибольшие риски приходятся на портфель крупных корпоративных заемщиков. Доля кредитов с высоким уровнем риска (стадия 2) выросла с 2,6% до 21,2%, а доля проблемных кредитов (стадия 3) – с 10,5% до 15%. При этом вероятность дефолта по займам стадии 1 увеличилась с 4% до 5,6%. Основной рост резервов пришелся на отрасли строительства (41%) и обрабатывающей промышленности (21%).
В коллективных портфелях рост доли проблемных кредитов отмечается в сегментах малого и среднего бизнеса (+5,6 п.п.), а также потребительского кредитования (+8,2 п.п.).
Ранее председатель АРРФО Мадина Абылкасымова раскрыла подробности выхода на рынок двух банков и рассказала, почему арабский ADCB принял решение получить универсальную лицензию. Государство введет механизм спецвзносов для спасения системных банков. В сентябре 2025 года сообщалось, что новый закон «О банках» предусматривает несколько механизмов урегулирования проблемных БВУ. Например, для предотвращения ухудшения финсостояния банков планируется ввести новые требования по разработке планов их восстановления и планов урегулирования.
Источник: Kapital.kz
Меры должны защитить население от чрезмерных заимствований.
В банках страны начали создавать подразделения по защите прав клиентов. Эта мера направлена на то, чтобы сделать работу финансовых организаций максимально прозрачной для потребителей, решать споры на ранних стадиях и сократить количество случаев обращения в суд. Корреспондент BAQ.KZ подготовил обзор того, как будут работать новые подразделения.
Какие задачи стоят перед подразделением?
Главная цель новой структуры – системная защита прав и интересов потребителей. В их функции входит:
Зачем нужна эта мера?
В последние годы доверие клиентов к банкам оказалось под вопросом. Увеличение числа жалоб, а также рост случаев мошенничества потребовали от финансовых организаций более комплексной и системной защиты интересов клиентов.
Введены новые правила контроля: каждая жалоба должна быть рассмотрена в течение 15 дней. При этом обращения рассматриваются не только как частные случаи, но и как источник информации о проблемах всей банковской системы, отметили в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка.
Как будет решаться спор между клиентом и банком?
Новая система основана на трёхуровневом механизме:
Такой подход позволит снизить нагрузку на судебную систему и ускорить урегулирование конфликтов.
Как осуществляется контроль?
Работа подразделений контролируется на двух уровнях:
Если банк откажется создавать подразделение или нарушит установленные правила, Агентство может:
Усложнится ли получение кредита?
На основании закона, принятого в 2024 году, введён ряд ограничений, направленных на защиту потребителей от чрезмерной долговой нагрузки:
Эти меры должны защитить население от чрезмерных заимствований и заставить банки более ответственно управлять рисками.
Новые требования направлены на то, чтобы сделать банковскую систему максимально прозрачной и справедливой для клиентов. Если реформы будут успешно реализованы, это укрепит финансовую безопасность граждан, сократит количество судебных разбирательств и повысит доверие между банками и клиентами.
Источник : Baq.kz
В Казахстане готовят закон "О банках и банковской деятельности", который должны принять до конца 2025 года, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. Один из главных акцентов документа — защита клиентов от чрезмерной закредитованности и снижение долговой нагрузки населения.
Законопроект предусматривает ряд масштабных изменений. Впервые в стране появятся два вида лицензий для банков — базовая и универсальная. Базовая позволит работать с микро- и малым бизнесом на упрощённых условиях. Сейчас действует только универсальная лицензия, одинаковая для всех.
Чтобы защитить клиентов от долговой спирали, вводится механизм поведенческого надзора — контроль не только за отчётностью, но и за тем, как банки взаимодействуют с гражданами. По замыслу регулятора, это должно предотвратить навязывание кредитов и снизить риски избыточной долговой нагрузки. Помимо этого, традиционным банкам предложат возможность выпускать исламские финансовые продукты. Отдельно будет реформирована система урегулирования банкротств для устойчивости сектора и защиты вкладчиков.
Банкиры в целом поддержали основные новшества, но предложили вынести часть тем на отдельное обсуждение.
"Они предложили отдельно обсудить отдельные вопросы касательно кредитования индивидуальных предпринимателей, института финансового омбудсмена, обязательств созаемщика, расширения видов деятельности банков, а также требований к руководящим работникам", — сообщили в АРРФР.
Вместе с тем отдельный блок обсуждения был посвящён потребительским кредитам и ипотеке — именно этим сегментам, где нагрузка на граждан наиболее высока. Рассматривались меры по ограничению задолженности и повышению финансовой грамотности населения.
Ранее Касым-Жомарт Токаев подчёркивал, что банки должны активнее участвовать в развитии экономики, а не только в кредитовании потребительских расходов.
"Безотлагательно нужно найти инструменты вовлечения в экономический оборот свободной ликвидности банков. До конца года нужно принять закон о банках, учитывающий потребности экономики. В документе надо предусмотреть пути усиления конкуренции и привлечения на рынок новых участников", — сказал он в Послании народу неделю назад.
Источник: Tengrinews.kz
Она напомнила, что сегодня осуществление исламской банковской деятельности в Казахстане допускается исключительно через создание отдельного исламского банка.
"В настоящее время в Казахстане работают два исламских банка – иностранный банк "Коммерческий банк Абу-Даби" и казахстанский банк "Заман Банк". Их совокупная доля в активах и кредитном портфеле банковской системы составляет менее 0,5%. Законопроектом предусматривается предоставление универсальным банкам права осуществлять исламские банковские операции в формате "исламских окон" в рамках имеющейся лицензии", – сообщила Абылкасымова.
Для этого предлагается использовать модель "исламских окон", которая широко применяется в ОАЭ, Малайзии, Пакистане, Бахрейне, Катаре и Индонезии.
По ее словам, модель "исламских окон" позволяет банкам создавать внутри своей структуры специализированные подразделения, предлагающие исламские продукты без необходимости создания отдельного банка.
"Учитывая специфику исламских финансов, предусмотрено организационное обособление исламской деятельности, раздельный учет и управление активами и обязательствами, выделение отдельного персонала, а также обязательное наличие совета по соответствию шариату, который утверждает финансовые продукты и проводит аудит", – добавила Абылкасымова.
Ранее мы писали, что у банков в Казахстане будет два вида лицензии – базовая и универсальная.
Источник: Zakon.kz
Соответствующее образование, высокий уровень квалификации, наличие международных финансовых и языковых сертификатов названы в числе ключевых критериев при выборе претендентов.
При этом отмечается, что отдельные категории кандидатов будут иметь преимущество. К ним относятся выпускники зарубежных высших учебных заведений, а также окончившие магистратуру по программе Национального Банка; специалисты, имеющие, как минимум, 1 уровень международных сертификатов FRM, CFA и (или) 4 уровня международного сертификата ACCA.
Важным преимуществом также будут обладать специалисты, владеющие иностранным языком (наличие международного сертификата IELTS – не ниже 6 из 9, TOEFL IBT – 80 из 120, TCF 400 (В2) из 699, СILS 1, HSK 6 уровень из 11).
Источник: Zakon.kz