Агентство по регулированию и развитию финансового рынка опубликовало рекомендации для пользователей мобильного банкинга, чтобы избежать потерь из-за мошенников, передает Azattyq Rýhy.
Несмотря на современные системы защиты, мошенники продолжают находить уязвимости в поведении пользователей мобильного банкинга. Эксперты советуют быть особенно внимательными при использовании общедоступных Wi-Fi сетей, поскольку злоумышленники могут создать фальшивые точки доступа и перехватывать данные.
Для безопасного использования финансовых приложений важно использовать сложные и уникальные пароли, а также активировать двухфакторную аутентификацию (2FA), которая требует подтверждения входа через одноразовый код.
Особое внимание стоит уделять уведомлениям от банка – подключайте SMS или push-уведомления обо всех операциях, чтобы своевременно реагировать на подозрительную активность.
Эксперты также рекомендуют скачивать банковские приложения только из официальных магазинов и защищать устройство с помощью PIN-кода, отпечатка пальца или Face ID. В случае утери телефона необходимо быстро заблокировать доступ к банковским приложениям и SIM-карте.
«Сотрудники банков никогда не запрашивают пароли, коды подтверждения или данные карт. Если вы заметили подозрительную активность, немедленно обратитесь в банк», –подчеркнули в агентстве.
Источник: Azattyq Rýhy.
АРРФР внесло важные изменения в правила управления рисками для банков.
Агентство Pecпублики Kaзахстан по регулированию и развитию финансового рынка опубликовало постановление с новыми требованиями к банкам по формированию системы управления рисками и внутреннего контроля. Теперь кредитные организации должны тщательнее оценивать риски и защищать интересы клиентов, передает Finratings.kz
Главное нововведение – расширенная оценка вероятности дефолта при выдаче займов физическим лицам.
Kлиентов признают «высокорисковыми», если у них есть минимум два из следующих факторов:
кредитная история короче трех лет;
просрочки свыше трех месячных платежей в течение последних 12 месяцев;
непогашенные займы в трех и более финансовых организациях;
обязательства по кредитам превышают 45% ежемесячного дохода;
негативная информация в кредитной истории;
отсутствие подтвержденного постоянного дохода.
Kpоме того, теперь банки обязаны учитывать «жизненные обстоятельства» заемщиков перед передачей долгов на досудебное взыскание. Это означает более внимательный подход к ситуациям клиентов и возможность избежать преждевременных мер.
Eще одно важное требование – создание внутри банков специальных подразделений, защищающих права физических лиц. Это шаг к улучшению клиентского сервиса и повышению ответственности финансовых учреждений.
В целом, новые правила направлены на снижение рисков невозврата кредитов и повышение прозрачности взаимоотношений между банками и их клиентами.
Источник: Finratings.kz
АРРФР внесло корректировки в правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков, передает LS.
Постановление дополнено соответствующей главой.
"С целью соблюдения прав и интересов клиентов-физлиц банк обеспечивает наличие подразделения, не зависимого от какой-либо деятельности структурных подразделений банка, составляющих первую линию защиты", – говорится в документе.
В функции нового подразделения будут входить:
осуществление мониторинга соблюдения работниками и уполномоченными агентами банка политики и процедур путем проведения контрольных закупок финансовых продуктов;
согласование внутреннего порядка принятия кредитных решений по урегулированию задолженности физических лиц;
анализ рисков для потребителей при согласовании условий финансовых продуктов;
анализ практик продвижения и рекламы финансовых продуктов банка.
Также новые подразделения БВУ будут
проводить оценку эффективности рассмотрения обращений, ключевых рисков для клиентов, качества обслуживания и финансовых продуктов. Кроме того, они обязаны информировать уполномоченные банковские органы о недостатках кредитования, а также вести мониторинг исполнения решений банковского омбудсмана.
Этим же постановлением определены критерии заемщиков с высоким уровнем риска (высокорисковые заемщики). Для этого достаточно двух или более факторов:
срок кредитной истории составляет менее трех лет;
просрочка по погашению банковских займов и (или) микрокредитов более 3 МРП (11 796 тенге) в течение 30 последовательных календарных дней за последние 12 месяцев;
ежемесячная совокупная сумма выплат по займам и (или) микрокредитам
превышает 45% от ежемесячного постоянного дохода клиента;
наличие негативной информации в кредитной истории;
постоянный источник дохода не подтвержден.
Источник: Zakon.kz
В рамках задач по формированию «слышащего государства», поставленной Главой государства Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана, а также в рамках деятельности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) по защите прав потребителей финансовых услуг 05 августа 2025 года в 15:00 состоится очередной прием граждан с Председателем Агентства Мадиной Абылкасымовой.
Время работы Общественной приемной – с понедельника по пятницу с 10:00 до 13:00 часов и с 15:00 до 17:00 часов.
Вы также можете записаться на личный прием граждан, который проводится руководством структурных подразделений Агентства в Общественной приемной.
Для дополнительной консультации вы можете обратиться в Агентство через:
По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг обращайтесь в call-центр по номерам: +7 (727) 237 1000, 1459
График работы: понедельник-пятница с 09:00 до 17:00 часов
Новые меры вступят в силу уже в текущем году. Они будут включать в себя обязательную явку в филиалы банков при оформлении займа, лимиты на их количество и так далее. Подробности читайте на NUR.KZ.
Согласно сообщению Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР или финансовый регулятор), в стране усиливаются меры по защите заемщиков потребительских кредитов.
Так, 30 июня президент РК подписал некоторые законы, среди которых отмечается закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития финансового рынка, защиты прав потребителей финансовых услуг, связи и исключения излишней законодательной регламентации".
Он вносит следующие поправки в вопросы кредитования.
Теперь при оформлении потребительских беззалоговых онлайн-кредитов вводится так называемый период "охлаждения" – срок между моментом подписания договора и фактической выдачей кредита.
То есть заем может быть выдан только после истечения этого срока и получения согласия заемщика на его выдачу.
"Минимальный размер кредита, при превышении которого применяется период «охлаждения», а также порядок предоставления согласия заемщика на получение кредита будут определены нормативным правовым актом Агентства по регулированию и развитию финансового рынка.
Цель данной нормы – повышение защиты прав потребителей и снижение рисков вовлечения граждан в мошеннические схемы", – отмечают в АРРФР.
Казахстанцы, которые ранее не имели беззалоговых потребительских кредитов, смогут получить их только при личном присутствии в отделении банка или микрофинансовой организации.
Минимальный размер кредита, при котором требуется личное присутствие, также будет определен нормативным правовым актом АРРФР.
Лица в возрасте до 21 года и старше 55 лет считаются одной из наиболее уязвимых групп населения для уловок мошенников. Поэтому для них выдача беззалоговых потребительских кредитов будет осуществляться только после получения их согласия.
"При обращении за получением кредита онлайн-оформление согласия производится через портал «электронного правительства», кредитное бюро либо приложение кредитора, интегрированное с сервисами, размещенными на шлюзе «электронного правительства»", – отмечают в финрегуляторе.
Принятый закон также расширяет основания, при которых возможно списание задолженности по мошеннически оформленным кредитам:
"Закон также предусматривает дополнительные полномочия банков:
Вышеуказанные требования вступают в силу по истечении 60 календарных дней после официального опубликования, за исключением требования по применению периода охлаждения, который вступает в силу по истечении 90 календарных дней", – сообщают в АРРФР.
Таким образом, процесс оформления займа или микрокредита может стать немного сложнее. Но при этом обеспечивается защита граждан от мошенничества.
Напомним, ранее в АРРФР прокомментировали рассылку в Сети о списании кредитов, оформленных мошенническим способом.
Также важно помнить, что казахстанцы могут оформить на себя добровольный запрет от кредитов, чтобы полностью защитить свои интересы.
В то же время отмечалось, что с начала года в Казахстане было выявлено порядка 7,4 тыс. фиктивных займов на суму 18 млрд тенге – их оформили мошенники на своих жертв.
Источник: NUR.kzНовое постановление, разработанное агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка призвано помочь гражданам, относящимся к социально-уязвимым слоям населения, у которых снизились доходы или гражданам, которые пострадали в результате чрезвычайного положения.
Кто имеет право на изменение условий договора кредитования и как это оформить, рассказал Александр Терентьев, директор Департамента социальных проектов и повышения финансовой грамотности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, передает inbusiness.kz.
Чрезвычайные ситуации – не редкость в Казахстане. Паводки, заморозки и другие внезапные капризы погоды могут негативно сказаться на финансовом состоянии граждан, особенно из социально чувствительных групп и тех, кто занимается предпринимательством.
Ранее и по настоящее время банки и МФО предоставляют отсрочки для СУСН или для граждан, пострадавших в ЧП, но на добровольной основе.
Новый же НПА сделает помощь обязательной и унифицированной. Поправки прямо связаны с принятым в предыдущем году законом о защите прав финансовых потребителей — они усиливают инструменты поддержки населения при форс-мажорах (например, стихийные бедствия или техногенные аварии) и снижении доходов.
В соответствии с новыми актами, минимальный срок предоставления отсрочки – не менее 3 месяцев, и его можно изменить только в сторону увеличения. Кроме того, отсрочка предоставляется без начисления комиссий, пени и штрафов, если вы попадаете в категорию СУСН или пострадали от ЧП и подтвердили это документально
Наиболее важный момент – отсрочка предоставляется только при снижении дохода: чтобы её получить, нужно показать:
Банки и МФО должны в установленном порядке запросить документы у пострадавшего, исходя из конкретной ситуации – например, при ЧП список будет один, при снижении дохода — другой. НПА предусматривает облегченный перечень бумаг, адаптированный к каждому случаю, а также точность, прозрачность и единообразие при рассмотрении подобных ситуаций.
В результате финансовые организации не смогут произвести безосновательный отказ, а заемщики получат возможность урегулировать свою ситуацию без дополнительных затрат и переплат.
Проект НПА делает отсрочку по кредитам доступной, понятной и защищённой законом. Три месяца передышки гарантированы, если вы соответствуете требованиям. Обсуждение проекта уже закончены, он будет в скором времени принят и начнет действовать.
С 2021 года действует единый порядок урегулирования проблемной задолженности. Он уже позволил изменить условия договоров для порядка 2,2 млн заемщиков.
В случае наступления просрочки заемщик в течение 30 календарных дней с даты её наступления вправе обратиться к кредитору для реструктуризации займа с письменным заявлением либо иным способом, который прописан в кредитном договоре. Но сделать это можно и заранее, если вы понимаете, что просрочка скоро наступит. Только необходимо обязательно фиксировать факт обращения к кредитору.
В заявлении указывается причина возникновения просрочки, как например снижение доходов или потеря работы; серьезное заболевание или инвалидность; декретный отпуск; форс-мажорные обстоятельства (пожар, кража имущества и т. д.). Указав причины, подтвердите все документально.
Также в заявлении вы можете указать и варианты возможной реструктуризации. Такие действия помогут снизить шансы избежать штрафов, ухудшения кредитной истории и судебного взыскания.
Запомните! Виды реструктуризации займа:
В случае, если заём был залоговый заемщик вправе самостоятельно реализовать имущество во внесудебном порядке в течение трех месяцев.
Кредитор в течение 15 календарных дней должен предоставить ответ на заявление заемщика. При этом, недостижение соглашения по условиям реструктуризации в течение 30 календарных дней с даты получения предложений кредитора по изменению условий договора кредитования, будет считаться отказом в урегулировании.
Помните, что Банки и МФО не могут требовать с заемщика единовременного погашения просроченной задолженности либо ее части для рассмотрения вопроса реструктуризации кредита.
Если кредитор и заемщик не смогли найти взаимоприемлемого решения, в этом случае заемщик может обратиться в банковскому или микрофинансовому омбудсману.
Банковским омбудсманом является Нурпеисов Дархан Кадырбаевич. С 21 декабря 2024 года полномочия банковского омбудсмана были расширены. Основная задача омбудсмана – досудебное урегулирование финансовых споров между заемщиками и кредиторами. Он рассматривает споры казахстанцев по всем займам, в том числе потребительским. Прежде омбудсман участвовал в решении споров только по договорам ипотечного займа между заемщиками-физическими лицами и банками.
Омбудсман не рассматривает обращения, принятые к рассмотрению судом и/или по которым имеется судебный акт, вступивший в законную силу, а также направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела.
Банковский омбудсман имеет Колл-центр, номер телефона WhatsApp, электронную почту и сайт. Офис омбудсмана расположен в г. Алматы.
Микрофинансовым омбудсманом является Естеусизова Назгуль Карасовна. До избрания микрофинансовым омбудсманом являлась Председателем Объединения юридических лиц "Национальная палата коллекторов Казахстана".
Перед новым омбудсманом поставлены задачи по обеспечению защиты прав клиентов микрофинансовых организаций и содействию в разрешении споров между заемщиками и микрофинансовыми организациями, коллекторскими агентствами, которым уступлено право требование.
Институт микрофинансового омбудсмана создан впервые в Казахстане. Решение микрофинансового омбудсмана обязательно для микрофинансовой организации и коллекторского агентства, которому уступлено право (требование) по заключенному с заемщиком - физическим лицом договору о предоставлении микрокредита, в случае принятия его заемщиком - физическим лицом.
В случае неисполнения микрофинансовой организацией, коллекторским агентством, которому уступлено право (требование) решения микрофинансового омбудсмана в установленный им срок, он обязан не позднее пяти рабочих дней информировать об этом Агентство.
Срок исполнения микрофинансовой организацией, коллекторским агентством, которому уступлено право (требование), решения микрофинансового омбудсмана составляет тридцать календарных дней.
Микрофинансовый омбудсман не рассматривает обращения,
1) принятые к рассмотрению судом и (или) по которым имеется судебный акт, вступивший в законную силу; 2) по которым обращающееся лицо не представило письменное доказательство его обращения в микрофинансовую организацию лицу, которому уступлено право (требование) по договору о предоставлении микрокредита, с целью урегулирования возникшей ситуации в рамках договора о предоставлении микрокредита; 3) направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела.
Услуги обоих омбудсманов – бесплатны.
Заемщик имеет право подать жалобу на действия или бездействие омбудсманов.
Более подробная информация о микрофинансовом омбудсмане и о том, как к нему обратиться можно найти по ссылке.
Источник: Inbusiness.kz
Кто имеет право на изменение условий договора кредитования и как это оформить, рассказал Александр Терентьев, директор Департамента социальных проектов и повышения финансовой грамотности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, передает inbusiness.kz.
Чрезвычайные ситуации – не редкость в Казахстане. Паводки, заморозки и другие внезапные капризы погоды могут негативно сказаться на финансовом состоянии граждан, особенно из социально чувствительных групп и тех, кто занимается предпринимательством.
Ранее и по настоящее время банки и МФО предоставляют отсрочки для СУСН или для граждан, пострадавших в ЧП, но на добровольной основе.
Новый же НПА сделает помощь обязательной и унифицированной. Поправки прямо связаны с принятым в предыдущем году законом о защите прав финансовых потребителей — они усиливают инструменты поддержки населения при форс-мажорах (например, стихийные бедствия или техногенные аварии) и снижении доходов.
В соответствии с новыми актами, минимальный срок предоставления отсрочки – не менее 3 месяцев, и его можно изменить только в сторону увеличения. Кроме того, отсрочка предоставляется без начисления комиссий, пени и штрафов, если вы попадаете в категорию СУСН или пострадали от ЧП и подтвердили это документально
Наиболее важный момент – отсрочка предоставляется только при снижении дохода: чтобы её получить, нужно показать:
Банки и МФО должны в установленном порядке запросить документы у пострадавшего, исходя из конкретной ситуации – например, при ЧП список будет один, при снижении дохода — другой. НПА предусматривает облегченный перечень бумаг, адаптированный к каждому случаю, а также точность, прозрачность и единообразие при рассмотрении подобных ситуаций.
В результате финансовые организации не смогут произвести безосновательный отказ, а заемщики получат возможность урегулировать свою ситуацию без дополнительных затрат и переплат.
Проект НПА делает отсрочку по кредитам доступной, понятной и защищённой законом. Три месяца передышки гарантированы, если вы соответствуете требованиям. Обсуждение проекта уже закончены, он будет в скором времени принят и начнет действовать.
С 2021 года действует единый порядок урегулирования проблемной задолженности. Он уже позволил изменить условия договоров для порядка 2,2 млн заемщиков.
В случае наступления просрочки заемщик в течение 30 календарных дней с даты её наступления вправе обратиться к кредитору для реструктуризации займа с письменным заявлением либо иным способом, который прописан в кредитном договоре. Но сделать это можно и заранее, если вы понимаете, что просрочка скоро наступит. Только необходимо обязательно фиксировать факт обращения к кредитору.
В заявлении указывается причина возникновения просрочки, как например снижение доходов или потеря работы; серьезное заболевание или инвалидность; декретный отпуск; форс-мажорные обстоятельства (пожар, кража имущества и т. д.). Указав причины, подтвердите все документально.
Также в заявлении вы можете указать и варианты возможной реструктуризации. Такие действия помогут снизить шансы избежать штрафов, ухудшения кредитной истории и судебного взыскания.
Запомните! Виды реструктуризации займа:
В случае, если заём был залоговый заемщик вправе самостоятельно реализовать имущество во внесудебном порядке в течение трех месяцев.
Кредитор в течение 15 календарных дней должен предоставить ответ на заявление заемщика. При этом, недостижение соглашения по условиям реструктуризации в течение 30 календарных дней с даты получения предложений кредитора по изменению условий договора кредитования, будет считаться отказом в урегулировании.
Помните, что Банки и МФО не могут требовать с заемщика единовременного погашения просроченной задолженности либо ее части для рассмотрения вопроса реструктуризации кредита.
Если кредитор и заемщик не смогли найти взаимоприемлемого решения, в этом случае заемщик может обратиться в банковскому или микрофинансовому омбудсману.
Банковским омбудсманом является Нурпеисов Дархан Кадырбаевич. С 21 декабря 2024 года полномочия банковского омбудсмана были расширены. Основная задача омбудсмана – досудебное урегулирование финансовых споров между заемщиками и кредиторами. Он рассматривает споры казахстанцев по всем займам, в том числе потребительским. Прежде омбудсман участвовал в решении споров только по договорам ипотечного займа между заемщиками-физическими лицами и банками.
Омбудсман не рассматривает обращения, принятые к рассмотрению судом и/или по которым имеется судебный акт, вступивший в законную силу, а также направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела.
Банковский омбудсман имеет Колл-центр, номер телефона WhatsApp, электронную почту и сайт. Офис омбудсмана расположен в г. Алматы.
Микрофинансовым омбудсманом является Естеусизова Назгуль Карасовна. До избрания микрофинансовым омбудсманом являлась Председателем Объединения юридических лиц "Национальная палата коллекторов Казахстана".
Перед новым омбудсманом поставлены задачи по обеспечению защиты прав клиентов микрофинансовых организаций и содействию в разрешении споров между заемщиками и микрофинансовыми организациями, коллекторскими агентствами, которым уступлено право требование.
Институт микрофинансового омбудсмана создан впервые в Казахстане. Решение микрофинансового омбудсмана обязательно для микрофинансовой организации и коллекторского агентства, которому уступлено право (требование) по заключенному с заемщиком - физическим лицом договору о предоставлении микрокредита, в случае принятия его заемщиком - физическим лицом.
В случае неисполнения микрофинансовой организацией, коллекторским агентством, которому уступлено право (требование) решения микрофинансового омбудсмана в установленный им срок, он обязан не позднее пяти рабочих дней информировать об этом Агентство.
Срок исполнения микрофинансовой организацией, коллекторским агентством, которому уступлено право (требование), решения микрофинансового омбудсмана составляет тридцать календарных дней.
Микрофинансовый омбудсман не рассматривает обращения,
1) принятые к рассмотрению судом и (или) по которым имеется судебный акт, вступивший в законную силу; 2) по которым обращающееся лицо не представило письменное доказательство его обращения в микрофинансовую организацию лицу, которому уступлено право (требование) по договору о предоставлении микрокредита, с целью урегулирования возникшей ситуации в рамках договора о предоставлении микрокредита; 3) направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела.
Услуги обоих омбудсманов – бесплатны.
Заемщик имеет право подать жалобу на действия или бездействие омбудсманов.
Более подробная информация о микрофинансовом омбудсмане и о том, как к нему обратиться можно найти по ссылке.
Источник: NUR.kz
В Казахстане ужесточают выдачу онлайн-займов, передает Ulysmedia.kz.
Подробности Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) планирует изменить действующие правила, чтобы усложнить процесс получения онлайн-кредитов и защитить граждан от мошенников, пишет inbusiness.kz. Соответствующие поправки внесены в проект постановления под названием "О внесении изменений и дополнений в постановление правления Национального банка Республики Казахстан от 28 ноября 2019 года № 217 "Об утверждении Правил предоставления микрокредитов в электронном виде". Новшества Микрофинансовые организации (МФО) должны создать внутренние документы для борьбы с мошенниками и внедрить автоматические антифрод-системы для выявления подозрительных операций в реальном времени. Если заем превышает 150 МРП (589 800 тенге), деньги будут переведены только через 24 часа после подтверждения заемщиком. Это называется "периодом охлаждения". Теперь взять онлайн-заем и тут же получить деньги в тот же день станет невозможно. Если деньги срочно нужны — придется лично обращаться в офис МФО. Также, если один человек получает несколько займов в сутки на сумму больше 150 МРП, срок перевода может увеличиться до 10 дней. Контекст Ранее сообщалось, что в этом году в Казахстане заныли 5 МФО. Под видом легального кредитования гражданам навязывались дополнительные сборы, комиссии и страховые платежи, позволяющие обходить установленные ограничения по ставкам вознаграждения. В результате заемщики оказывались в долговой ловушке, были вынуждены возвращать суммы, многократно превышающие полученные займы.
Источник: Ulysmedia.kz.
ГРАФИК ПРИЕМА
руководством Агентства Республики Казахстан
по регулированию и развитию финансового рынка физических лиц и представителей юридических лиц в третьем квартале 2025 года
Ф.И.О. руководства Агентства | Должность | День приема | Время проведения личного приема |
Абылкасымова М.Е. | Председатель Агентства |
|
|
||||||
Абдрахманов Н.А. | Первый заместитель Председателя Агентства |
|
|
||||||
Абилкасымов Т.Б. | Заместитель Председатель Агентства |
|
|
||||||
Кизатов О.Т. | Заместитель Председатель Агентства |
|
|
||||||
Хаджиева М.Ж. | Заместитель Председатель Агентства |
|
|
||||||
Исмагулова Ж.Ж. | Руководитель Аппарата Агентства |
|
|