28 апреля 2024 года завершился первый блок «Тестирование на знание законодательства» второго этапа отбора в региональные кадровые резервы области, города республиканского значения, столицы.
Список лиц, допущенных к следующему блоку тестирования «Оценка личных качеств», размещен на сайте onir.pkrezerv.gov.kz.
Тестирование на оценку личных качеств будет проводиться 4-5 мая 2024 года на базе Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан и ее филиалов в офлайн формате.
Процедура записи на тестирование будет открыта с момента получения уведомления о прохождении тестирования на знание законодательства. Кандидатам необходимо выбрать город, дату и время прохождения процедуры из предложенных вариантов. Регистрация будет осуществляться по принципу первоочередного наполнения.
Тестирование на оценку личных качеств кандидатов включают задания на выявление уровня инициативности (12), коммуникативности (12), аналитичности (12), организованности (12), стратегического мышления (12), лидерства (12), этичности (12), ориентации на качество (12), ориентации на потребителя (12), нетерпимости к коррупции (12).
Общее время на выполнение тестов на оценку личных качеств будет составлять 90 минут.
Цифровизация здравоохранения – это использование цифровых технологий для трансформации медицинских и административно-управленческих процессов здравоохранения, направленные на повышение доступности, эффективности, качества и безопасности медицинской помощи
Общественное здравоохранения — это важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни.
По характеру деятельности, общественное здоровье - это изучение оздоравливающего эффекта, а также неблагоприятного влияния социальных факторов и условий на здоровье населения и его групп и выработка научно обоснованных рекомендаций по устранению и предупреждению вредного для здоровья людей влияния социальных условий и факторов в интересах охраны и повышения уровня общественного здоровья.
Состояние общественного здоровья считают одним из важнейших
факторов национальной безопасности. Именно человеческий потенциал с высоким уровнем его физического и психического здоровья может
стать источником экономического развития и политической стабильности страны.
Медицинская помощь в РК иностранным гражданам может быть оказана только в рамках ГОБМП в экстренном порядке согласно:
- Постановления Правительства Республики Казахстан от 16 октября 2020 года №672 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан»;
- Приказ МЗ РК ҚР ДСМ – 162/2020 от 28.10.2020г. «Об утверждении перечня инфекционных, паразитарных заболеваний и заболеваний предоставляющих опасность для окружающих, при лечении которых оказывается специализированная медицинская помощь в стационарных условиях в рамках гарантированного объема бесплатной помощи»;
- Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 февраля 2000 года №320 «Об утверждении Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств и Протокола о механизме реализации Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств в части порядка предоставления медицинских услуг»;
Кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, имеют право на получение ГОБМП и медицинской помощи в системе ОСМС в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс) и в качестве потребителей медицинских услуг на медицинскую помощь в системе ОСМС наравне с гражданами Республики Казахстан в соответствии со статьей 2 Закона Республики Казахстан "Об обязательном социальном медицинском страховании".
В целях дальнейшего развития и продвижения медицинского туризма МЗ РК утвержден план мероприятий по развитию въездного медицинского туризма на 2022 год, в котором определены следующие основные направления:
- организационная работа по развитию въездного медицинского туризма в Республики Казахстан;
- информационно-разъяснительная работа по въездному медицинскому туризму;
- повышение потенциала организаций здравоохранения, включая расширение услуг (медицинских, сервисных), востребованных в странах ближнего зарубежья.
В соответствии с Планом мероприятий в республиканских организациях здравоохранения ведется комплексная работа по развитию медицинского туризма и привлечению пациентов, в том числе работа по привлечению агентов, работа со страховыми и ассистанс компаниями, оказание онлайн-консультаций и содействие в организации приезда иностранных пациентов.
Также предусмотрены целевые индикаторы по эффективности реализации Плана мероприятий, такие как «количество пролеченных иностранных граждан в стационаре» и «количество иностранных граждан, получивших оздоровительные процедуры (санаторно-курортное лечение)».
За 3 квартал 2022 года в круглосуточных стационарах г. Алматы пролечено 307 иностранных граждан (2021г. – 452) из различных стран, из них экстренно 162. Пролечено на платной основе 139 пациентов.
Наибольшее количество иностранных пациентов, пролеченных в городских стационарах как в плановом, так и в экстренном порядке из следующих стран: Россия - 74, Кыргызстан - 66, Узбекистан - 46, Таджикистан - 15, Украина - 9 и др. Из дальнего зарубежья пролечены граждане Китая - 16, Турции - 5, Афганистана - 5, Грузии - 3 и др.
Средний возраст пролеченных иностранцев составляет 41 год. Больше всего обращений 174 пациента (56,6%) - женского пола, 133 пациента (43,3%) - мужского пола.
Также, из всех пролеченных иностранцев дети до 18 лет составляют - 91 пациент. Из них дети до года - 7 пациентов (новорожденные), от 1 года до 10 лет – 25 пациентов.
Основные востребованные профили коек для иностранцев это: онкологический для взрослых - 56 пациентов (18,2%), хирургический для взрослых - 53 пациента (17,4%), для беременных и рожениц (кроме патологии беременности) - 45 пациентов (14,6%), психиатрический профиль - 35 пациентов (11,4%), урологический для взрослых - 35 пациентов (11,4%).
Управлением общественного здравоохранения Алматы постоянно проводится мониторинг и анализ пролеченных случаев иностранцев.
- Наибольшая часть иностранных граждан, получивших лечение в городе Алматы, является жителями Российской Федерации.
- Чаще всего (56,6%) за медицинской помощью среди иностранных граждан обращаются женщины, т.к. одним из востребованных видов помощи - родоразрешение.
- В целях развития интереса иностранных граждан к медицинским услугам проводятся международные научно-практические конференции и съезды. В рамках конференции и съездов налажено сотрудничество с медицинскими организациями внешних стран, что в последующем может послужить развитию медицинского туризма (к примеру, РГП «Национальный научный центр травматологии и ортопедии имени академика Батпенова Н.Д.», АО «Национальный центр нейрохирургии»).
- В республике также проводится работа по внедрению инновационных технологий. Внедрение инновационных технологий в клиниках страны позволит увеличить число заинтересованных в лечении в Республике Казахстан иностранных пациентов.
Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) - комплекс правовых, экономических и организационных мер по оказанию медицинской помощи потребителям медицинских услуг за счет активов фонда социального медицинского страхования.
Право на медицинскую помощь в системе ОСМС имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании».
ОСМС основывается на принципах:
1) соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об ОСМС;
2) обязательности уплаты отчислений и (или) взносов;
3) солидарной ответственности государства, работодателей и граждан;
4) доступности и качества оказываемой медицинской помощи;
5) использования активов фонда исключительно на оказание медицинской помощи в системе ОСМС;
6) гласности деятельности фонда.
Участниками системы ОСМС являются:
1) плательщики;
2) потребители медицинских услуг;
3) субъекты здравоохранения;
4) уполномоченный орган;
5) Национальный Банк Республики Казахстан;
6) фонд;
7) Государственная корпорация;
8) иные уполномоченные органы.
Плательщики в системе ОСМС
1) государство;
2) работники, в том числе государственные и гражданские служащие, за исключением военнослужащих, сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов;
3) индивидуальные предприниматели;
4) лица, занимающиеся частной практикой;
5) физические лица, получающие доходы по заключенным с налоговым агентом договорам гражданско-правового характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее – физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера);
6) лица, самостоятельно уплачивающие взносы, в том числе граждане Республики Казахстан, выехавшие за пределы Республики Казахстан (далее – самостоятельные плательщики), за исключением работников, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, плательщиков единого совокупного платежа, действующих индивидуальных предпринимателей, а также граждан Республики Казахстан, выехавших на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, и граждан, за которых в Республике Казахстан осуществляется уплата отчислений и (или) взносов;
7) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
Плательщиками взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и оралманов, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Потребители медицинских услуг в системе ОСМС имеют право на:
1) получение своевременной и качественной медицинской помощи;
2) выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Законом.
НАО «ФОНД СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ» (официальный сайт fms.kz)
Фонд является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме акционерного общества, единственным учредителем и акционером которого является Правительство Республики Казахстан.
Активы фонда формируются за счет:
1) отчислений, взносов, пени, полученной за просрочку уплаты отчислений и (или) взносов, инвестиционного дохода за минусом комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности фонда;
2) иных, не запрещенных законодательством Республики Казахстан поступлений в фонд.
Активы фонда размещаются на счетах, открытых в Национальном Банке Республики Казахстан
Активы фонда могут быть использованы исключительно для следующих целей:
1) оплата услуг субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;
2) размещение в финансовые инструменты, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан;
3) возврат излишне уплаченных сумм отчислений и (или) взносов, иных ошибочно зачисленных средств.
Лекарственное обеспечение и внедрение ПУЗов В 2018 году проведена централизация лекарственного обеспечения, приняты меры по обеспечению прозрачности закупа лекарств путем их проведения в режиме онлайн трансляций, внедрен электронный учёт выдачи бесплатных лекарств. Полная автоматизация системы лекарственного обеспечения с переходом на электронные рецепты планируется до конца 2020 года. В 2019 году список лекарств, закупаемых для бесплатного обеспечения увеличился на 108 наименований, по сравнению с 2018 годом. Учитывая снижение предельных цен в списке единого дистрибьютора на 40%, при закупе на 2019 год удалось сэкономить 22,1 млрд тг.
Кроме того, в рамках Госпрограммы внедрены программы управления заболеваниями (далее – ПУЗ) по трем заболеваниям: артериальная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет. ПУЗ позволяет формировать солидарную ответственность людей за свое здоровье и управлять болезнью, с целью профилактики осложнений и необоснованных госпитализаций. Динамическим наблюдением охвачено более полутора миллиона человек, из них в ПУЗ вовлечены 462,5 тыс. человек (28,4%). Процесс привлечения в ПУЗ показывает хорошую динамику, так по итогам 11 месяцев в ПУЗ привлечены 553 869 человек (30,4%), за аналогичный период 2018 г. — 218 471, из них активных участников больше половины — 356 475 (64,3%). Программа показывает свою эффективность — отмечается снижение госпитализации среди пациентов, участвующих в ПУЗ (1,6%), среди пациентов, состоящих на д/у (5,1%).
Цифровизация здравоохранения и уникальные медицинские технологии Объем оказания высокотехнологичных медицинских услуг в 2016 году составил — 71 637, в 2017 году — 81 623, в 2018 году — 105 841, в 2019 году — 8688. Из них количество оказанных услуг по уникальным технологиям: в 2016 г. — 1039, 2017 г. — 1136, 2018 г. — 1363, в 2019 г. — 1 476. К уникальным медицинским технологиям относятся новые медицинские технологии, основанные на современных достижениях науки и техники. Кроме того, разработана и утверждена трехуровневая система медицинского обеспечения населения. Новая модель ГОБМП определяет четкие границы обязательств государства и реализует общепризнанный международный стандарт по всеобщему охвату населения базовыми медицинскими услугами.
Для оптимизации рабочих процессов медицинских работников государственными медицинскими организациями ведется работа по переходу на безбумажное ведение медицинской документации. Исключены 62 формы первичной медицинской документации, 234 форм ведутся в электронном формате. Для улучшения доступности медицинской помощи населению внедрены мобильные приложения. Это позволяет повысить качество деятельности медицинского персонала, оптимизировать очереди в поликлиниках и повысить удобство для пациентов. За счет предварительной записи через электронные сервисы живые очереди сокращены на 30%. Оснащенность компьютерами организаций здравоохранения составляет 98%, охват до уровня районного центра и 92% охват ниже уровня районного центра. В МИС созданы и заполнены локальные электронные паспорта здоровья 17,7 млн человек, что составляет 94,69% или от общего количества населения. В рамках реализации цифровизации системы здравоохранения осуществляется внедрение электронного паспорта здоровья и интеграция ИС здравоохранения с ИС медицинских организаций. В целом цифровизация системы здравоохранения будет реализовываться путем внедрения и разработки МИС и мобильных приложении. Данная реализация будет состоять из следующих составляющих: Искусственный интеллект; Доступ пациента и врача к электронному паспорту здоровья; Единое хранилище данных; Интеграционная платформа. Электронный паспорт представляет из себя свод данных о пациенте, диагнозы, поставленные лечащим врачом, систему управления качеством медицинских услуг, платежные системы, аналитическая система, медицинская статистика, а также большие данные.
Большие данные будут накапливаться в течении 4 лет с 2018 по 2021 годы, данные будут поступать с мобильных приложений, медицинских информационных систем, через электронное правительство, а также через государственные органы. Сбор и хранение данных о состоянии здоровья пациента будет осуществляться с момента рождения и на протяжении всей его жизни.
Наряду с этим, будет обеспечено участие пациента в сборе и достоверности данных о состоянии его здоровья, а также пациентам будет предоставлен постоянный доступ к данным 24/7 в электронном виде. В целях повышения цифровых навыков и информированности медицинских работников Министерством, совместно с акиматами и разработчиками медицинских информационных систем на постоянной основе проводится обучение врачей среднего медицинского персонала, молодых специалистов, вновь поступивших на работу навыкам. Также проводится информационно-разъяснительная работа среди населения по применению веб/мобильных приложений и других решений цифрового здравоохранения. На сегодняшний день в Министерстве здравоохранения функционирует 22 ИС. Для полноценного запуска ОСМС из вышеуказанных систем, 10 ИС необходимо интегрировать с медицинскими информационными системами. На текущий момент проведены интеграции по всем 10 ИС, которые обеспечивают объединение данных и предоставляет их пользователям в унифицированным виде. Реализована интеграция с порталом «Дополнительный компонент подушевого норматива» в части приема посещений в организации первично-медико-санитарной помощи и патронаж новорожденных на дому.
В целях обеспечения учета оказанных услуг реализована интеграция с Единой платежной системой в части определения источника финансирования и получения данных по специализированным службам (центры крови, скорая помощь, патологоанатомическое бюро). Для определения источника финансирования при госпитализации реализована интеграция с Порталом «Бюро госпитализации». При этом, реализована интеграция с ИС «Лекарственное обеспечение» в части получения сведений о лекарственных средствах по договорам закупа Единого дистрибьютора в рамках ГОБМП и ОСМС. Кроме того, реализована интеграция с Регистром беременных и женщин фертильного возраста в части получения информации о взятии и снятия с учета беременных женщин. Также, реализована интеграция с Электронным регистром диспансерных больных в части получения сведений о диспансерных больных.