Международная стипендия «Болашак» была учреждена Указом Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева от 5 ноября 1993 года.
Программа «Болашак» не имеет аналогов в мире и дает уникальную возможность казахстанцам получить образование в ведущих зарубежных ВУЗах. По программе вы можете как пройти академическое обучение (магистратура, докторантура), так и научно-производственную стажировку в зарубежных компаниях и университетах.
Важно учитывать, что международная стипендия «Болашак» присуждается однократно. Поэтому очень важно подробно изучить все направления и критерии отбора. Надеемся, что этот материал поможет Вам сделать правильный выбор.
Для того, чтобы выбрать специальность и учебное заведение для обучения вам необходимо:
Участником программы может стать любой гражданин Республики Казахстан, претендующий на: получение степени магистра, доктора философии (PhD), доктора по профилю, обучение в резидентуре и прохождение стажировок.
Сроки приема документов и проведение конкурсного отбора будут размещены на официальном сайте www.bolashak.gov.kz
Конкурс состоит из 3 туров.
Первый и второй туры организуются и проводятся Администратором совместно с организациями и экспертами Республики Казахстан.
В первом туре проводится комплексное тестирование по определению уровня интеллектуальных способностей, личностно-деловых компетенций, психологической готовности к обучению за рубежом.
Второй тур проводится путем организации прохождения претендентами анонимного персонального собеседования с членами независимой экспертной комиссии. Состав, порядок и организация работы независимой экспертной комиссии утверждаются Рабочим органом – Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан.
Во втором туре определяются уровень профессиональной подготовки претендента, теоретических знаний и наличие профессиональных компетенций в выбранной области специализации.
Независимая экспертная комиссия с учетом результатов первого тура дает рекомендацию по каждому претенденту по форме, утверждаемой Рабочим органом.
Рабочий орган вносит материалы претендентов с рекомендациями независимой экспертной комиссии на третий тур для рассмотрения Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом.
Республиканская комиссия на основании рекомендаций независимой экспертной комиссии принимает окончательное решение о присуждении либо об отказе в присуждении стипендии «Болашак», о котором претендент извещается путем размещения информации на официальном интернет-ресурсе Администратора.
Вы можете участвовать в конкурсе по следующим программам: магистратура, резидентура, докторантура либо пройти стажировку. Требованиями для участия в конкурсе на присуждение международной стипендии «Болашак» являются:
Для претендентов на получение степени магистра:
Для претендентов из сельского населенного пункта на получение степени магистра:
Для претендентов из числа инженерно-технических работников на получение степени магистра:
Для претендентов из числа медицинских работников на получение степени магистра:
Для претендентов на получение степени доктора и обучения в резидентуре:
Для претендентов на прохождение стажировки:
инженерно-технические работники;
педагоги организаций среднего, технического и профессионального образования;
медицинские служащие;
государственные служащие;
работники сферы культуры и туристкой отрасли;
работники средств массовой информации, организаций физической культуры и спорта.
В течение 90 календарных дней со дня принятия Республиканской комиссией решения о присуждении Вам стипендии «Болашак», вы заключаете с АО «Центр международных программ» договор на обучение/договор о прохождении стажировки.
Договор является основанием для перечисления денежных средств, связанных с оплатой всех расходов по организации обучения/прохождения стажировки.
Для заключения договоров на обучение/договор о прохождении стажировки и залога Вам необходимо прибыть в Управление договорной и претензионно-исковой работы АО «Центр международных программ» (г. Астана, ул. Сыганак, 70, 5 этаж).
При себе необходимо иметь следующие документы:
1. Документ, удостоверяющий личность Стипендиата (оригинал и копия). Оригинал после сверки возвращается Стипендиату.
2. Документы, удостоверяющие полномочия лица подписывать договор на обучение/прохождение стажировки от имени работодателя, в случае заключения трехстороннего Договора в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан.
3. Сведения о месте жительства, подтверждающие регистрацию Стипендиата по постоянному месту жительства в сельских населенных пунктах в течение последних 3 лет, предшествующих дате заключения договора на обучение/прохождение стажировки (для Стипендиатов, направляемых на академическое обучение, проживающих последние 3 года и работающих в сельских населенных пунктах последние 2 года, предоставляется в качестве обеспечения исполнения договорных обязательств два гаранта вне зависимости от процента покрытия стоимости обучения залоговым обеспечением).
Заключение договора залога недвижимого имущества осуществляется согласно перечню следующих документов.
1. Документ, удостоверяющий личность собственника недвижимого имущества (залогодателя) (оригинал и копия). Оригинал после сверки возвращается собственнику недвижимого имущества.
2. Справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках, выданная органами юстиции.
3. Справки о наличии (отсутствии) недвижимого имущества на всей территории Республики Казахстан от всех членов семьи Стипендиата, включая самого Стипендиата (родители, супруг, дети) органа юстиции, в случае, если стоимость недвижимого имущества, представляемого в залог, не покрывает сумму договора на обучение.
4. Отчет об оценке недвижимого имущества, выданный не позднее, чем за 6 месяцев до момента заключения договора залога любым независимым оценщиком, имеющим лицензию на осуществление оценочной деятельности (оригинал).
5. Нотариально заверенное заявление, согласие супруга (супруги) собственника на предоставление недвижимого имущества в залог с согласием на внесудебную реализацию недвижимого имущества, если на момент приобретения недвижимости собственник состоял в браке, а также свидетельство о браке (нотариально заверенная копия), удостоверение личности супруга (супруги) собственника (копия).
6. Нотариально заверенное заявление о семейном положении собственника недвижимого имущества на момент приобретения недвижимого имущества, если на момент приобретения недвижимого имущества собственник в браке не состоял.
7. Свидетельство органов регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС) о расторжении брака (нотариально заверенная копия), если на момент приобретения недвижимого имущества собственник состоял в браке, однако в момент заключения договора залога не состоит в браке (разведен), а также нотариально заверенное заявление собственника о том, что в настоящее время в браке не состоит.
8. Письменное согласие органов опеки и попечительства на совершение сделки в отношении недвижимого имущества, если одним из собственников недвижимого имущества, является несовершеннолетний, свидетельство о рождении несовершеннолетнего собственника недвижимого имущества, а также документы, подтверждающие наличие у лица статуса опекуна или попечителя несовершеннолетнего собственника предлагаемой в залог недвижимости, если от имени последнего действует опекун/попечитель.
Договор залога недвижимого имущества от имени несовершеннолетнего собственника имущества, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, при соблюдении вышеуказанных условий, подписывают его родители/усыновители/опекуны.
Несовершеннолетние собственники недвижимого имущества в возрасте от 14 до 18 лет заключают договор залога самостоятельно с письменного согласия родителей/усыновителей/попечителей.
Согласие родителей/усыновителей/попечителей удостоверяется их подписями в договоре залога недвижимого имущества рядом с подписью несовершеннолетнего собственника.
9. Нотариально заверенное заявление согласие от собственника недвижимого имущества на залог и предоставление права на внесудебную реализацию, в случае, если договор залога недвижимого имущества заключается по доверенности.
В случае отсутствия необремененного недвижимого имущества, покрывающего стоимость обучения, или недостаточности его стоимости в залог принимается все необремененное недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Стипендиату, членам его семьи (родителям, супругу, детям), а также третьим лицам.
В случае не покрытия общей стоимости академического обучения Стипендиата на оставшуюся сумму, не обеспеченную залоговым имуществом, заключается договор гарантии.
В зависимости от суммы покрытия предоставляются гаранты в следующем количестве:
при покрытии стоимости обучения залоговым обеспечением более семидесяти процентов – один гарант;
при покрытии стоимости обучения залоговым обеспечением от пятидесяти до семидесяти процентов – два гаранта;
при покрытии стоимости обучения залоговым обеспечением от тридцати до пятидесяти – три гаранта;
при покрытии стоимости обучения залоговым обеспечением менее тридцати процентов – четыре гаранта.
Для Стипендиатов, направляемых на академическое обучение, проживающих последние 3 года и работающих в сельских населенных пунктах последние 2 года, предоставляется в качестве обеспечения исполнения договорных обязательств два гаранта вне зависимости от процента покрытия стоимости обучения залоговым обеспечением.
В случае отсутствия у Стипендиата, членов его семьи (родителей, супруга, детей) на праве собственности необремененного недвижимого имущества, в целях обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных договором на обучение, Стипендиат представляет 5 гарантов.
Стипендиаты, направляемые на прохождение стажировки в целях обеспечения исполнения обязательств предоставляют два гаранта.
Гарантом выступает гражданин Республики Казахстан в возрасте до 50 лет, имеющий постоянный заработок в течение последних 12 календарных месяцев, подтверждаемый справками работодателя и документами, подтверждающими выплату пенсионных отчислений (в том числе выписка с пенсионного фонда).
Для заключения договора гарантии необходимы следующие документы:
1. Документ, удостоверяющий личность гаранта (нотариально заверенная копия).
2. Справка с места работы гаранта с указанием должности, даты приема на работу и доходов за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дате заключения договора гарантии.
В случае выступления в качестве гаранта самостоятельно занятых граждан: свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально заверенная копия); документы, подтверждающие получение доходов за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дате заключения договора гарантии.
3. Документы, подтверждающие выплату пенсионных отчислений (в том числе выписка с пенсионного фонда), за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дате заключения договора гарантии.
Снятие обременения с недвижимого имущества, находящегося в залоге у Общества, осуществляется после надлежащего исполнения Стипендиатом всех договорных обязательств.
Сроки приема документов и проведения конкурса ежегодно утверждаются Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан и размещаются в средствах массовой информации, распространяемых на всей территории Республики Казахстан за 10 календарных дней до начала срока приема документов.
Если вы планируете стать претендентом на получение стипендии «Болашак», то вам следует подготовить пакет документов заранее, чтобы в спешке не упустить важные моменты. Итак, что вам потребуется:
для самостоятельно поступивших на магистратуру:
для претендентов из сельского населенного пункта на получение степени магистра:
для претендентов из числа инженерно-технических работников на получение степени магистра:
для претендентов из числа медицинских работников на получение степени магистра:
для самостоятельно поступающих по программе докторантура/резидентура:
ТОЛЬКО для докторантуры:
для претендентов на прохождение стажировку:
Желающие поступить по программе «Болашак» могут отправить необходимые документы в онлайн-режиме через портал электронного Правительства (www.egov.kz).