Как осуществляется психолого – педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями?

Введение

Государственная политика в вопросах обеспечения качественного образования для всех школьников без какой-либо дискриминации предполагает обеспечение психолого-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями в организациях образования.

Далее рассмотрим, как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями?

Какие специалисты осуществляют психолого - педагогическое сопровождение в организациях образования?

Какие специалисты осуществляют психолого-педагогическое сопровождение.

  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед; 
  • специальный педагог;
  • педагог-ассистент;
  • социальный педагог.

Специалисты необходимы для того, чтобы сделать обучение детей с особыми образовательными потребностями комфортным, эффективным и безопасным.

Что такое психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями?

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется командой специалистов в сотрудничестве с педагогическим коллективом школы.

Если по итогам заключения ПМПК (психолого – медико – педагогической консультации) ребенок получает направление на обучение в обычном классе, он направляется на дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение Службе ППС (психолого – педагогическое сопровождение).

Ребенок приходит в школу учиться. Для ученика с ограниченными возможностями создаются специальные условия. Ученик получает помощь и поддержку, прежде всего, учителя в классе, а также специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется и в специальной школе.

Психолого – педагогическое сопровождение:

  • организует и проводит семинары-практикумы, совещания; обобщает опыт работы педагогов в форме докладов, выступлений; разрабатывает методические рекомендации;
  • создает надлежащие материально-технические условия для физического доступа и обучения детей с ограниченными возможностями в развитии (специальное оборудование, приспособления, вспомогательные и технические средства, современные наглядно-дидактические материалы) в соответствии с нормативами; 
  • способствует обеспечению библиотеки специальными образовательными и коррекционно-развивающими программами, специальной методической и учебной литературой.

Социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития.

1) изменения учебного плана и учебных программ;

2) изменения способов оценивания результатов обучения (достижений ученика);

3) использование вариативных, специальных и альтернативных методов обучения;

4) подбор учебников, учебных пособий, подготовка индивидуальных учебных материалов;

5) выбор формы обучения;

6) создание без барьерной среды и адаптация места обучения;

7) использование технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения;

8) специальная психолого-педагогическая поддержка (психолога, специального педагога, педагога-ассистента) детей с ограниченными возможностями осуществляется на основе заключения и рекомендации ПМПК.

На основании чего осуществляется психолого-педагогическое сопровождение?

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основании оценки образовательных потребностей детей:

  • с поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными психологическими факторами (нарушений воспитания в семье, детско-родительских и внутрисемейных отношений);
  • с барьерами социально-психологического, экономического, языкового, культурного характера (педагогическая запущенность детей из семей социального риска, дети, испытывающие трудности адаптации в обществе (семьи беженцев, мигрантов, кандасов);
  • с ограниченными возможностями развития (нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами).