Как осуществляется психолого – педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями?

Введение

Государственная политика в вопросах обеспечения качественного образования для всех школьников без какой-либо дискриминации предполагает обеспечение психолого-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями в организациях образования.

Далее рассмотрим, как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями?

Какие специалисты осуществляют психолого - педагогическое сопровождение в организациях образования?

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется педагогами в классе, специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения (педагоги-психологи, социальные педагоги, специальные педагоги, педагоги-ассистенты).

На основании чего осуществляется психолого-педагогическое сопровождение?

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основании оценки образовательных потребностей детей:

  • с поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными психологическими факторами (нарушений воспитания в семье, детско-родительских и внутрисемейных отношений);
  • с барьерами социально-психологического, экономического, языкового, культурного характера (педагогическая запущенность детей из семей социального риска, дети, испытывающие трудности адаптации в обществе (семьи беженцев, мигрантов, кандасов);
  • с ограниченными возможностями развития (нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами).

Социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития.

1) изменения учебного плана и учебных программ;

2) изменения способов оценивания результатов обучения (достижений ученика);

3) использование вариативных, специальных и альтернативных методов обучения;

4) подбор учебников, учебных пособий, подготовка индивидуальных учебных материалов;

5) выбор формы обучения;

6) создание без барьерной среды и адаптация места обучения;

7) использование технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения;

8) специальная психолого-педагогическая поддержка (психолога, специального педагога, педагога-ассистента) детей с ограниченными возможностями осуществляется на основе заключения и рекомендации ПМПК.

Что такое психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями?

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется командой специалистов в сотрудничестве с педагогическим коллективом школы.

Если по итогам обследования ПМПК (психолого – медико – педагогической консультации) ребенку рекомендовано обучение в общем классе, ему оказывается дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение Службой психолого-педагогического сопровождения (СППС).

Обучающийся получает помощь и поддержку, прежде всего, учителя в классе, а также специалистов психолого-педагогического сопровождения. При необходимости организация образования привлекает узких специалистов (сурдопедагог, тифлопедагог, клинический психолог) извне. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя:

  • выявление трудностей в обучении, воспитании и развитии и оценку особых образовательных потребностей, обучающихся/воспитанников, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями;
  • консультативно-методическую помощь педагогам и семьям обучающихся/воспитанников, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями;
  • создание социальных и психолого-педагогических условий для успешного обучения, развития и социализации, обучающихся/ воспитанников, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.

Специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями оказывают специальные организации образования.