В организациях образования для успешного обучения и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой системно организованную деятельность, в процессе которой создаются необходимые социальные и психолого-педагогические условия.
Далее рассмотрим, как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение в организациях образования осуществляется по итогам оценки особых образовательных потребностей на трех уровнях:
1) на уровне класса педагогами в отношении обучающихся с применением индивидуального и дифференцированного подходов в обучении;
2) на уровне специалистов СППС (педагоги, специальные педагоги, социальный педагог, педагог-ассистент, педагог-профориентатор) организации образования с применением индивидуально-развивающих и коррекционно-развивающих программ;
3) на уровне организации образования с привлечением узких специалистов (сурдопедагог, тифлопедагог), а также во взаимодействии с заинтересованными органами и организациями.
Содержание психолого-педагогического сопровождения включает создание следующих социальных и психолого-педагогических условий для детей с ограниченными возможностями:
1) адаптация общеобразовательных учебных программ, составление индивидуальных программ развития, индивидуальных учебных планов и программ;
2) изменение способов оценивания результатов воспитания и обучения (достижений обучающегося);
3) использование вариативных, специальных и альтернативных методов воспитания и обучения;
4) подбор учебников, учебных пособий, подготовка индивидуальных учебных материалов;
5) создание безбарьерной среды и адаптация места обучения для обеспечения физического доступа в организацию образования;
6) использование оборудования и мебели в соответствии с Нормами оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 70;
7) оказание специальной психолого-педагогической поддержки.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по итогам оценки особых образовательных потребностей обучающихся на основании решения Службы психолого-педагогического сопровождения и/или рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя: