Кому полагается жилищный сертификат

Введение

Для семей с невысоким доходом акиматами для приобретения жилья предоставляется жилищный сертификат. Сертификат могут выдать при условии приобретения жилья по ипотечной программе, утвержденной Национальным Банком РК или государственной программе жилищного строительства.

Жилищный сертификат предоставляется для покрытия части первоначального взноса по ипотечным жилищным займам.

Кто может получить и в каком виде предоставляется жилищный сертификат, об этом мы расскажем в данном материале.  

Кто может получить жилищный сертификат

Местные представительные органы (маслихаты) областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) определяют размер и перечень категорий получателей жилищных сертификатов.

 Жилищные сертификаты могут предоставляться в виде

  • социальной помощи,
  • социальной поддержки в виде бюджетного кредита.

 Предоставляются жилищные сертификаты в пределах средств, предусмотренных в местных бюджетах на соответствующий финансовый год.

В случае недостаточности средств публикуется объявление о прекращении выдачи жилищных сертификатов.

В каких случаях выдается тот или иной жилищный сертификат

Жилищный сертификат в виде социальной помощи могут выдать при условии, если доход на каждого члена семьи за последние 6 месяцев не превышает 3,1 прожиточных минимумов в месяц.

В 2024 году прожиточный минимум составляет 43 407 тенге.

Социальная помощь предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе.

Жилищный сертификат в виде бюджетного кредита предоставляется при условии превышения дохода более 3,1 прожиточных минимумов на каждого члена семьи за последние 6 месяцев.

То есть сертификат выдается при среднем доходе более 134 561,7 тенге (прожиточный минимум в 2024 году  - 43 407 тенге).

Социальная поддержка в виде бюджетного кредита предоставляется

  • сроком до 15 (пятнадцати) лет
  • по ставке вознаграждения в размере 0,01 % годовых.

Порядок предоставления жилищного сертификата

Жилищный сертификат действует в пределах соответствующей территориальной единицы местного исполнительного органа, за исключением случаев приобретения жилья в пригородных зонах г. Астаны и Алматы. Жилье можно купить на территории  области,  куда относится акимат, в котором Вы стоите в очереди.

Первоначально заявитель представляет в банк второго уровня письменное уведомление о намерении получения жилищного сертификата.

Заявление на получение жилищного сертификата подается

  • в канцелярию управления при акимате, курирующее сферу занятости и социального обеспечения, строительства, жилищных отношений (Администратор);
  • через Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация Правительство для граждан» (далее – ЦОН).

В случае обращения через Администратора, Ответственный сотрудник проверяет их полноту, достоверность и соответствие статуса заявителя Перечню. Производит расчет потребности финансовых средств в течение 3 (трех) рабочих дней и направляет заявителю принятое решение об одобрении или мотивированный отказ.

В случае обращения через ЦОН, работник проверяет полноту, достоверность документов, соответствие статуса заявителя Перечню и направляет их Администратору - в день поступления.

Администратор производит расчет потребности финансовых средств в течение 2 (двух) рабочих дней и направляет через ЦОН заявителю принятое решение об одобрении или мотивированный отказ.

Заявитель обращается к Администратору для заключения соглашения о предоставлении жилищного сертификата  - в 2 (два) рабочих дня со дня получения решения.

В случае предоставления социальной помощи между заявителем и Администратором заключается Соглашение - в 2 (два) рабочих дня со дня обращения заявителя.

После дня заключения соглашения суммы жилищного сертификата на эскроу-счет/сберегательный счет заявителя перечисляются не позднее 1 (одного) рабочего дня.

В случае предоставления социальной поддержки в виде бюджетного кредита, соглашение заключается между заявителем, Администратором и поверенным (агентом) - в 3 (три) рабочих дня. В течение данного срока заключается кредитный договор о предоставлении бюджетного кредита.

Условия по предоставлению, погашению и обслуживанию бюджетных кредитов устанавливаются в кредитном договоре. Исполнение обязательств по бюджетному кредиту обеспечивается залогом, за исключением залога жилья, приобретаемого в рамках ипотечной программы и программы жилищного строительства, письменной гарантией, поручительством или другим способом.

Администратор заключает договор поручения с поверенным (агентом).

Договор поручения предусматривает заключение поверенным (агентом) кредитного договора с получателем жилищного сертификата, мониторинг его финансового состояния, перечисление суммы жилищного сертификата, ведение учета погашения бюджетного кредита на счет Администратора.

Поверенный (агент) перечисляет сумму жилищного сертификата на эскроу-счет/сберегательный счет заявителя не позднее 1 (одного) рабочего дня после дня заключения кредитного договора.

Банк при поступлении суммы жилищного сертификата заключает с заявителем договор банковского займа, ипотечный договор (договор залога).

Заявитель в течение 5 (пяти) рабочих дней после оформления ипотечного жилищного займа с использованием жилищного сертификата предоставляет Администратору (поверенному (агенту) копию договора банковского займа и ипотечного договора (договора залога).