gov.kz
Меню

Согласие на приобретение статуса крупного участника банка и (или) страховой (перестраховочной) организации, и (или) управляющего инвестиционным портфелем, и (или) банковского и (или) страхового холдинга

Как получить услугу
Онлайн
Физические лица

Через портал вы можете получить услугу:

1. Перейти по кнопке «Заказать онлайн», после чего в новом окне откроется портал «электронного лицензирования»;

2. Авторизоваться или зарегистрироваться на портале «электронного лицензирования»;

3. На странице портала «электронного лицензирования», нажать кнопку «Заказать услугу онлайн»;

4. Заполнить поля электронного запроса;

5. Подписать заявку электронной цифровой подписью (ЭЦП);

6. Отследить статус поданного заявления можно в Личном кабинете в разделе «Мои заявления». Статус о получении разрешения в разделе «Мои разрешительные документы». Статус о получении уведомления в разделе «Мои уведомления».

Онлайн
Юридические лица

Через портал вы можете получить услугу:

1. Перейти по кнопке «Заказать онлайн», после чего в новом окне откроется портал «электронного лицензирования»;

2. Авторизоваться или зарегистрироваться на портале «электронного лицензирования»;

3. На странице портала «электронного лицензирования», нажать кнопку «Заказать услугу онлайн»;

4. Заполнить поля электронного запроса;

5. Подписать заявку электронной цифровой подписью (ЭЦП);

6. Отследить статус поданного заявления можно в Личном кабинете в разделе «Мои заявления». Статус о получении разрешения в разделе «Мои разрешительные документы». Статус о получении уведомления в разделе «Мои уведомления».

Результат оказания услуги

Уведомление о выдаче согласия на приобретение статуса крупного участника финансовой организации, банковского или страхового холдинга либо мотивированный ответ об отказе.

Часто задаваемые вопросы
Какие могут быть основания для отказа в оказании государственной услуги?

По выдаче согласия на приобретение статуса крупного участника финансовой организации:

1. Несоответствие услугополучателя - физического лица либо руководящего работника услугополучателя - юридического лица требованиям подпунктов 3), 4), 5) и 6) пункта 3 статьи 20 Закона о банках, подпунктов 3), 4) и 5) пункта 3 статьи 34 Закона о страховой деятельности, подпунктов 3), 4) и 5) пункта 2 статьи 54 Закона о рынке ценных бумаг.

2. Неустойчивое финансовое положение услугополучателя.

Признаком неустойчивого финансового положения услугополучателя является наличие одного из следующих условий:

  • юридическое лицо-услугополучатель создано менее чем за 2 (два) года до дня подачи заявления;
  • обязательства услугополучателя превышают его активы за вычетом суммы активов, размещенных в акции и доли участия в уставном капитале других юридических лиц, и предполагаемых к приобретению акций финансовой организации;
  • убытки по результатам каждого из 2 (двух) завершенных финансовых лет;
  • размер обязательств услугополучателя представляет значительный риск для финансового состояния финансовой организации;
  • наличие просроченной и (или) отнесенной за баланс банка задолженности услугополучателя перед финансовой организацией;
  • анализ финансовых последствий приобретения услугополучателем статуса крупного участника финансовой организации предполагает ухудшение финансового состояния услугополучателя;
  • стоимость имущества услугополучателя (за вычетом обязательств услугополучателя) недостаточна для приобретения акций финансовой организации;
  • иные основания, свидетельствующие о наличии неустойчивого финансового положения услугополучателя и (или) возможности нанесения ущерба финансовой организации и (или) его депозиторам.

3. Нарушение в результате приобретения услугополучателем статуса крупного участника финансовой организации, банковского или страхового холдинга требований законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

4. Случаи, когда в сделке по приобретению статуса крупного участника финансовой организации, банковского или страхового холдинга приобретающей стороной является юридическое лицо (его крупный участник (крупный акционер), зарегистрированное в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 24 февраля 2020 года № 8 "Об установлении Перечня офшорных зон для целей банковской и страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лицензируемых видов деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности акционерных инвестиционных фондов и деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20095.

5. Несоблюдение услугополучателем иных требований, установленных законодательными актами Республики Казахстан, к крупным участникам финансовой организации, банковским или страховым холдингам.

6. Анализ финансовых последствий приобретения услугополучателем статуса крупного участника финансовой организации, банковского или страхового холдинга предполагает ухудшение финансового состояния финансовой организации.

7. Отсутствие у услугополучателя-финансовой организации-нерезидента Республики Казахстан полномочий по осуществлению финансовой деятельности в рамках законодательства страны происхождения.

8. Отсутствие у услугополучателя-юридического лица-нерезидента Республики Казахстан (либо его родительской организации в случае приобретения статуса крупного участника банка или банковского холдинга) минимально необходимого рейтинга одного из международных рейтинговых агентств, перечень которых устанавливается Постановлением № 385, за исключением случаев, когда наличие указанного рейтинга не требуется для юридического лица-нерезидента Республики Казахстан, предполагающего косвенно владеть 10 (десятью) или более процентами размещенных акций финансовой организации или голосовать косвенно 10 (десятью) или более процентами голосующих акций финансовой организации через владение (голосование) акциями (долями участия) юридического лица - нерезидента Республики Казахстан, являющегося крупным участником финансовой организации, прямо владеющего 10 (десятью) или более процентами размещенных акций финансовой организации или имеющего возможность голосовать 10 (десятью) или более процентами голосующих акций финансовой организации, имеющего минимальный требуемый рейтинг.

9. Неэффективность представленного плана рекапитализации финансовой организации в случае возможного ухудшения финансового состояния финансовой организации.

10. Отсутствие у услугополучателя - физического лица, у руководящего работника услугополучателя - юридического лица безупречной деловой репутации.
Для целей настоящего подпункта критериями отсутствия безупречной деловой репутации являются критерии, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 20 Закона о банках, пунктом 7 статьи 34 Закона о страховой деятельности, пунктом 6 статьи 54 Закона о рынке ценных бумаг.

11. Случаи, когда услугополучатель ранее являлся либо является крупным участником - физическим лицом либо первым руководителем крупного участника - юридического лица и (или) руководящим работником финансовой организации, в том числе финансовой организации-нерезидента Республики Казахстан, в период не более чем за один год до принятия услугодателем или органом финансового надзора государства, резидентом которого является финансовая организация-нерезидент Республики Казахстан, решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных банков либо принудительном выкупе его акций, лишении лицензии финансовой организации, в том числе финансовой организации-нерезидента Республики Казахстан, повлекших их ликвидацию и (или) прекращение осуществления деятельности на финансовом рынке, либо вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации финансовой организации, в том числе финансовой организации – нерезидента Республики Казахстан или признании ее банкротом в установленном законодательством Республики Казахстан или законодательством государства, резидентом которого является финансовая организация-нерезидент Республики Казахстан, порядке. Указанное требование применяется в течение пяти лет после принятия услугодателем или органом финансового надзора государства, резидентом которого является финансовая организация-нерезидент Республики Казахстан, решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных банков либо принудительном выкупе его акций, лишении лицензии финансовой организации, в том числе финансовой организации-нерезидента Республики Казахстан, повлекших их ликвидацию и (или) прекращение осуществления деятельности на финансовом рынке либо вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации финансовой организации, в том числе финансовой организации-нерезидента Республики Казахстан или признании ее банкротом в установленном законодательством Республики Казахстан или законодательством государства, резидентом которого является финансовая организация-нерезидент Республики Казахстан, порядке. Для целей настоящего абзаца под финансовой организацией также понимаются филиал банка-нерезидента Республики Казахстан, филиал страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, филиал страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан.
Условия настоящего подпункта в части, касающейся финансовой организации – нерезидента Республики Казахстан, применяются при отказе в выдаче согласия услугополучателю на приобретение статуса крупного участника банка или банковского холдинга.

12. Несоответствие законодательства в области консолидированного надзора за финансовыми организациями страны места нахождения услугополучателя - юридического лица требованиям по консолидированному надзору, установленным законодательными актами Республики Казахстан (за исключением случаев приобретения статуса крупного участника управляющего инвестиционным портфелем).

13. По крупным участникам - юридическим лицам, банковским и страховым холдингам, являющимся финансовыми организациями - нерезидентами Республики Казахстан - отсутствие соглашения между услугодателем и органами финансового надзора государства, резидентом которого является услугополучатель, предусматривающего обмен информацией, за исключением случаев, установленных нормативным правовым актом услугодателя (за исключением случаев приобретения статуса крупного участника управляющего инвестиционным портфелем).

14. Случаи, когда услугополучатель - финансовая организация не подлежит надзору на консолидированной основе в стране своего места нахождения.

15. Невозможность проведения консолидированного надзора за банковским конгломератом или страховой группой в связи с тем, что законодательство стран нахождения участников банковского конгломерата или страховой группы - нерезидентов Республики Казахстан делает невозможным выполнение ими и банковским конгломератом или страховой группой предусмотренных законами Республики Казахстан требований.

16. Наличие оснований для отказа в выдаче разрешения на открытие банка.

17. В случае приобретения статуса крупного участника управляющего инвестиционным портфелем или страховой (перестраховочной) организации или страхового холдинга, несоответствие представленных документов требованиям, указанным в пункте 8 настоящего перечня основных требований к оказанию государственной услуги и пункте 31 Правил.

18. Неустранение замечаний услугодателя по представленным документам.

19. В случае приобретения статуса крупного участника управляющего инвестиционным портфелем, непредставление документов, указанных в пункте 8 настоящего перечня основных требований к оказанию государственной услуги.

20. В отношении услугополучателя имеется вступившее в законную силу решение (приговор) суда о запрещении деятельности или отдельных видов деятельности, требующих получения определенной государственной услуги.

21. В отношении услугополучателя имеется вступившее в законную силу решение суда, на основании которого услугополучатель лишен специального права, связанного с получением государственной услуги.

22. Отсутствие согласия услугополучателя, предоставляемого в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите", на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания государственной услуги.
По выдаче согласия на приобретение статуса банковского или страхового холдинга:
1) основания, предусмотренные в части первой настоящего пункта;
2) случаи, когда услугополучатель - финансовая организация не подлежит надзору на консолидированной основе в стране своего местонахождения.

Основания для возбуждения административной процедуры
  • обращение;
  • инициатива административного органа, должностного лица.

 Общие требования, предъявляемые к обращению

В обращении, поданном в бумажной или электронной форме указываются:

  • ФИО, ИИН, почтовый адрес физического лица, БИН юридического лица;
  • наименование административного органа, должностного лица, которым подается обращение;
  • суть обращения;
  • дата подачи обращения;
  • подпись заявителя или его представителя;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством РК.

Если административная процедура осуществляется на платной основе, заявителем должен быть представлен документ, подтверждающий оплату.

! Отказ в приеме обращения запрещается.

  1. После подачи обращения заявителю выдается талон, содержащий уникальный номер, с указанием даты и времени, фамилии и инициалов, должности лица, принявшего обращение.
  2. В случае несоответствия обращения требованиям, установленным статьей 63 Кодекса, административный орган, должностное лицо указывают заявителю, каким требованиям не соответствует обращение, устанавливают разумный срок для приведения его в соответствие с требованиями.
  3. Заявитель до принятия решения по административному делу может отозвать обращение на основании своего письменного заявления.

Перенаправление обращения уполномоченному административному органу, должностному лицу

Обращение, поступившее административному органу, должностному лицу, в полномочие которых не входит рассмотрение данного обращения, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его поступления перенаправляется уполномоченному административному органу, должностному лицу с одновременным уведомлением участника административной процедуры.

1. Срок административной процедуры составляет 15 рабочих дней со дня поступления обращения.

! Законами могут быть установлены иные сроки рассмотрения обращений (К примеру, согласно Закону «О доступе к информации» ответ на письменный запрос предоставляется в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления к обладателю информации). 
 
2. Срок административной процедуры может быть продлен мотивированным решением руководителя административного органа, не более чем до 2 месяцев, о чем извещается участник административной процедуры в течение 3 рабочих дней со дня продления срока.

Участник административной процедуры вправе обжаловать административное действие (бездействие), связанное с принятием административного акта.

Если административный орган, должностное лицо в сроки не приняли административный акт, не совершили административное действие, то с даты истечения сроков считается, что административный орган, должностное лицо отказали в принятии административного акта, совершении административного действия.

Жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются.

Обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке. В случае, если законом предусмотрена возможность обращения в суд без необходимости обжалования в вышестоящем органе, административный орган, должностное лицо, административный акт, административное действие (бездействие) которых оспариваются, наряду с отзывом представляют в суд мотивированную позицию руководителя вышестоящего административного органа, должностного лица. 

! Не всегда порядок обжалования регламентируется АППК, в отраслевых законах могут быть нормы, указывающие на обжалование решения сразу в судебном порядке, без досудебного обжалования. 

  1. Жалоба на административный акт, административное действие (бездействие) подается в административный орган, должностному лицу не позднее 3 месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия).
  2. В случае пропуска по уважительной причине срок по ходатайству участника административной процедуры может быть восстановлен органом, рассматривающим жалобу.
  3. Пропущенный для обжалования срок не является основанием для отказа в принятии жалобы органом, рассматривающим жалобу. 
! Иными законами может быть установлен особый порядок и сроки обжалования решений.
 
Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня поступления жалобы.
 
! Иными законами может быть установлен иной срок обжалования решений административных органов.

 

 

  Источник: АППК РК,
Закон РК "О государственных услугах"

Заказать онлайн
Полное название
Выдача согласия на приобретение статуса крупного участника банка и (или) страховой (перестраховочной) организации, и (или) управляющего инвестиционным портфелем, и (или) банковского и (или) страхового холдинга
Получатели услуги
Физические лица
Юридические лица
Стоимость услуги

Для физических лиц –100 МРП

Для юридических лиц – 500 МРП

Срок оказания услуги

В течение 50  рабочих дней

Услугу оказывает
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
Место предоставления услуги
Портал «электронного лицензирования»
Портал «электронного правительства»

Правила оказания государственной услуги 

Социальные медиа
Youtube
Telegram
Меню подвал
Экранный диктор
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации