МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАМКАХ ЛЬГОТНОГО АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В 2022 ГОДУ ПОКАЗАЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ В РАМКАХ ЛЬГОТНОГО АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В 2022 ГОДУ ПОКАЗАЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

                    Агентством по защите и развитию конкуренции, в рамках проведенного анализа, установлено, что рынок услуг автокредитования за период 2020, 2021 годы и 9 месяцев 2022 года является высококонцентрированным, на котором осуществляют деятельность 16 кредитных организаций. При этом, 70% рыночной доли приходится на АО «Евразийский Банк», АО «Банк Центр Кредит» и АО «Kaspi Bank».

                   В 2022 году наблюдается рост объемов автокредитов у АО «Евразийский Банк» и АО «Банк Центр Кредит» за счет участия в программе льготного автокредитования (предел ГЭСВ – 7,5%).

                   Наибольший объем выданных автокредитов вне льготной программы принадлежит АО «Kaspi Bank», занятый автокредитованием на вторичном рынке в т.ч. посредством цифровой платформы «Колеса».

                   Между тем, в коммерческом сегменте отмечаются высокие процентные ставки - 33% (предел ГЭСВ – 40%), риски навязывания кредитной и страховой организации.

                  В свою очередь, изучение механизма финансирования в рамках льготного автокредитования в 2022 году показало ограничение конкуренции как между автопроизводителями, так и между банками второго уровня, участвующими в программе.

                  Так, на основании Постановления Правительства от 2 сентября 2021 года № 604 объем финансирования (100 млрд. тенге) был разделен автопроизводителями между собой (Протокол Комиссии представителей промышленных предприятий от 13 мая 2022 года).

                  Далее, с целью администрирования такого распределения Фонд развития промышленного развития, распределив указанный объем между 4 банками второго уровня, установил каждому из них лимиты финансирования (пределы суммы займов) для каждого производителя.

                В целом, следует отметить, что финансирование льготного автокредитования осуществлялось без предварительного обеспечения необходимым количеством автомобилей отечественной сборки для удовлетворения спроса населения, что в свою очередь спровоцировало рост цен на автомобили.

               В этой связи, Агентством направлено рекомендательное письмо относительно пересмотра механизма льготного кредитования с учетом исключения лимитов финансирования для банков второго уровня.

 

Подробнее в годовом отчете Агентства за 2022 год https://www.gov.kz/memleket/entities/zk/documents/details/486951?lang=ru