Версия на сайт
Заключение
по анализу состояния конкуренции на рынке услуг
хранения зерна хлебоприемных предприятий
(приемка, взвешивание, сушка, очистка, хранение и отгрузка зерна)
в географических границах городов и областей (районов)
Республики Казахстан за 2022-2023 годы и 9 месяцев 2024 года
город Астана 30 декабря 2024 года
Глава 1. Общие положения
В рамках реализации Плана работы Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан на 2024 год, утвержденного приказом №338/НҚ от 29 декабря 2023 года, Департаментом агропромышленного комплекса совместно с территориальными Департаментами Агентства проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг хранения зерна хлебоприемных предприятий (приемка, взвешивание, сушка, очистка, хранение и отгрузка зерна), в географических границах городов (Астана) и областей (районов) Республики Казахстан, за период 2022, 2023 и 9 месяцев 2024 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Предпринимательского Кодекса РК (далее – Кодекс) является определение уровня конкуренции, выявление субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработка комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.
Анализ проведен в соответствии с Кодексом, Методикой по проведению анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее – Методика), Законом РК «О зерне» и другие НПА.
Раздел 1. Особенности проведения планового анализа состояния конкуренции на товарных рынках
Глава 2. Определение критериев взаимозаменяемости товаров
Определение товара по критериям:
В соответствии с пунктом 4 статьи 196 Кодекса, под товаром понимаются товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота.
Товаром на рынке услуг хранения зерна ХПП понимаются услуги по приемке, сушке, очистке, хранению и отгрузке зерна.
Хлебоприемные предприятия играют ключевую роль в сохранении и обработке зерна, в их задачи входит:
Эти услуги являются ключевыми для обеспечения продовольственной безопасности страны и связующим звеном между сельхозпроизводителями, переработчиками и экспортерами.
1) Товарный словарь. В Законе Республики Казахстан «О зерне» используются следующие понятия:
зерно - плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых, семенных, кормовых и технических целей;
владелец зерна - физическое или юридическое лицо, передавшее на хранение хлебоприемному предприятию зерно;
хлебоприемное предприятие - юридическое лицо, имеющее на праве собственности зернохранилище (элеватор, хлебоприемный пункт), на котором осуществляется хранение зерна;
зернохранилище (элеватор, хлебоприемный пункт) – специализированное техническое сооружение для хранения зерна, за исключением технических сооружений для перегрузки зерна, помещенного под таможенную процедуру экспорта, с одного вида транспорта на другой;
деятельность по оказанию услуг по складской деятельности с выпуском зерновых расписок - деятельность, осуществляемая хлебоприемными предприятиями по хранению зерна;
государственный электронный реестр держателей зерновых расписок (далее – реестр) – совокупность сведений о зерновых расписках и их держателях, обеспечивающих идентификацию держателей зерновых расписок на определенный момент времени, регистрацию сделок с зерновыми расписками, а также характер зарегистрированных ограничений на обращение или осуществление прав по ним, и иные сведения, отраженные в регистраторской информационной системе;
участники зернового рынка - физические и юридические лица, участвующие в производстве, хранении, транспортировке, переработке и реализации зерна;
хранение зерна — это технологический комплекс услуг, осуществляемый на зернохранилище (элеваторе, хлебоприемном пункте), включающий приемку, взвешивание, сушку, очистку, хранение и отгрузку зерна.
Государственное регулирование деятельности ХПП на рынке зерна осуществляется в рамках действующего законодательства, включая обязательное лицензирование для субъектов, предоставляющих услуги по складской деятельности с выпуском зерновых расписок.
Услуги ХПП классифицируется по Общему классификатору видов экономической деятельности РК – ОКЭД - 52101 «Складирование и хранение зерна».
Определение свойств товара, определяющих выбор покупателя:
1) функциональное назначение и применение товара, в том числе цели потребления товара и его потребительских свойств: Деятельность по хранению зерна направлена на создание необходимых условий для обеспечения сохранности и физиологических и физико-химических свойств зерна в течение длительного времени.
2) качественные характеристики, в том числе вид, сорт, упаковка, особенности в системе распространения и сбыта: Качество услуг ХПП определяется соблюдением условий хранения зерна, установленных стандартами и техническими регламентами, наличием лабораторного контроля за влажностью, температурой и зараженностью продукции для обеспечения сохранности зерна в течение длительного времени.
3) технические характеристики: Услуги предоставляются с использованием специализированной инфраструктуры элеваторов, включающей сушильное и очистительное оборудование, складские помещения, лаборатории контроля качества.
4) цена: На услуги ХПП не устанавливаются фиксированные тарифы и стоимость услуг определяется рынком самостоятельно на основе экономических и рыночных факторов, включая сезонный спрос, стоимость энергоресурсов и транспортировки. Рост затрат может повлиять на рост цен. Рассматриваемая услуга наиболее востребована в уборочный сезон (сентябрь-октябрь). В период низкого спроса стоимость услуг снижается. Оплата услуг осуществляется в комплексе услуг, так и отдельно по каждой операции (приемка, взвешивание, сушка, очистка, хранение, отгрузка).
Динамика изменения индекса цен на услуги ХПП
(%) данные БНС в процентах к предыдущему кварталу
год |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
2022 |
100,4 |
100,0 |
114,9 |
102,3 |
2023 |
100,7 |
100,1 |
107,8 |
101,0 |
2024 |
100,3 |
100,0 |
110,8 |
— |
Индекс цен на услуги ХПП демонстрируют сезонный характер с системным повышением цен в 3 квартале. Это связано с высокой активностью сельскохозяйственных предприятий в период уборки урожая. Умеренный рост тарифов отражает стабильность рынка и его чувствительность к сезонным колебаниям. Динамика изменения цен услуг ХПП за анализируемый период указан в приложениях №2 и №3.
5) условия реализации, в том числе размера партий товаров, способы реализации: Условия реализации товаров на рынке услуг ХПП зависят от следующих факторов. Размер партий: товары (зерно) могут реализовываться крупными партиями, что характерно для оптовых покупателей, таких как перерабатывающие предприятия и экспортеры. Мелкие партии характерны для небольших фермерских хозяйств или частных клиентов. ХПП, как правило имеют возможность обрабатывать как крупные, так и мелкие объемы, но крупные партии часто имеют преимущества по стоимости хранения и обработки. Способы реализации: Прямая реализация: товар передаётся от производителя (СХТП) покупателю (переработчику или экспортной компании), без посредников. Реализация через посредников: включает использование трейдеров, которые берут на себя функции по обработке, хранению и транспортировке зерна. Хранение с последующей реализацией: часто используется в условиях сезонных колебаний цен. Производители размещают зерно на хранение в ожидании благоприятных условий для продаж.
6) характеристики товара:
Качественные характеристики: сорт и класс зерна (пример пшеница первого, второго класса); уровень влажности (норма для хранения не более 14%); степень очистки от сорных примесей; отсутствие зараженности вредителями. Количественные характеристики: масса партии зерна; объем указанных в зерновых расписках или накладных документах. Физические свойства: однородность зерновой массы; устойчивость к длительному хранению. Степень детализации: - для оптовых покупателей, таких как перерабатывающие предприятия или экспортеры, важно детализировать качественные показатели (влажность, сорт, зараженность); - для СХТП, сдающих зерно на хранение, акцент делается на количественные показатели (масса, объем партии).
Определение товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара
В соответствии со статьей 175 Кодекса, товарный рынок определяется как сфера обращения товара или услуг, которые не могут быть заменены другими товарами или услугами с точки зрения их функционального назначения, качественных характеристик и условий потребления.
Услуги хранения зерна ХПП – это технологический комплекс услуг, включающий приемку, сушку, очистку, хранение и отгрузку зерна. Услуги обеспечивают сохранность количественно-качественных показателей зерна и являются критически важными для сельскохозяйственного производства.
Данные услуги не могут быть заменены на альтернативные методы, так как требуют наличия специализированной инфраструктуры (элеваторы, лаборатории), обеспечивающие качественное выполнение операций.
Согласно статье 6 Закона РК «О зерне», деятельность хлебоприемных предприятий включает обязательные процессы хранения зерна, что требует соблюдения строгих нормативных условий, таких как: контроль температуры и влажности; защита от порчи и заражения зерна.
В отсутствии этих условий, сохранение качественных характеристик зерна не является возможным, что исключает возможность его замены другими способами.
Определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и параметрам).
Услуги хранения зерна в специализированных элеваторах являются уникальной и не имеет взаимозаменяемых альтернатив. Элеваторы обеспечивают создание оптимальных условий для долгосрочного хранения зерна, включая контроль температуры, влажности и защиту от вредителей. Использование других способов хранения (например, на складах без специальных условий или на открытом воздухе) приводит к значительным потерям качества зерна и нарушению количественно-качественных показателей.
Процедуры приемки, очистки и взвешивания зерна, осуществляемые ХПП, не имеют полной замены, так как они проводятся с использованием специализированного оборудования. Альтернативные методы (например, ручная очистка) не может обеспечить тот же уровень точности и эффективности, особенно при больших объемах зерна.
Отгрузка зерна через элеваторы или специализированные пункты является важной частью логистической цепочки, особенно для экспортных операций. Замена этого процесса на самостоятельную отгрузку приводит к удорожанию транспортировки и логистическим сложностям, особенно при больших объемах.
Услуги ХПП включают обязательный лабораторный контроль качества зерна, который обеспечивает проверку его физических, химических и биологических характеристик. Альтернативные методы, доступные вне ХПП, либо отсутствуют, либо не дают того же уровня достоверности и точности.
Частичной альтернативой услуг сушки зерна является мобильные сушильные агрегаты, находящиеся в частной собственности. Данная услуга не включает комплекс услуг, а также не предоставляет страхование сохранности зерна. В отличие от ХПП, которые часто включают страхование зерна как часть комплексной услуги, мобильные агрегаты такой защиты автоматически не предоставляют. Даже если страхование зерна предусмотрено владельцем мобильного агрегата, оно может не покрывать определенные риски, такие как порча зерна из-за нарушений условий хранения (например, в случае потопа или пожара). В отличие от этого, услуги ХПП включают условия хранения, которые минимизируют такие риски и дополнительно защищают за счет специализированных складских помещений.
Результаты проведенного теста гипотетического монополиста среди сельхозтоваропроизводителей показал, что во всех регионах, рынок услуг хранения зерна является невзаимозаменяемый. К примеру, Костанайской области, результаты анализа демонстрируют следующие данные:
92,3% при увеличении стоимости на 5-10%, услугополучатели не готовы заменить комплекс услуг другими услугами. Это указывает на высокий уровень зависимости от местных поставщиков.
100% респондентов продолжают пользоваться комплексом услуг своих текущих поставщиков ХПП, даже при увеличении стоимости услуг на 5-10%.
Пример СКО, объем услуг, получаемый потребителем, осуществляется в географических границах города Петропавловск и районов Северо-Казахстанской области, на вопросы:
В Карагандинской области на опрос: является ли услуги ХПП взаимозаменяемыми с альтернативными услугами (учитывая функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цены, а также другие параметры), наибольшая часть опрошенных потребителей (89%) ответила «Нет», 11% - «да».
В Акмолинской области из XXX опрошенных респондентов 67,2% ответили – услуги не взаимозаменяемы.
Данные опроса, подтверждают высокую зависимость сельхозтоваропроизводителей от услуг хранения ХПП.
С учетом результатов опроса, услуга хранения ХПП (приемка, взвешивание, сушка, хранение и отгрузка зерна) не обладают взаимозаменяемостью, что подтверждает их уникальный характер в региональной инфраструктуре агропромышленного комплекса.
Данный вид услуг является однородным по своему функциональному назначению и не имеет заменителей по цели потребления.
Глава 3. Определение границ товарного рынка
Согласно п.4 статьи 196 Кодекса, границы товарного рынка определяют территорию, на которой потребители приобретают товар или взаимозаменяемый товар, если его приобретение нецелесообразно за пределами данной территории по экономическим, технологическим и другим причинам. Под товаром понимаются товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота.
Взаимозаменяемыми товарами является группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене, а также другим параметрам. Таким образом, что потребитель заменяет их друг с другом в процессе потребления (производства).
Товарными границами рынка определены услуги хранения ХПП с учетом доступности приобретения данного вида услуг в территориально-административных границах (город, район).
Регионы Казахстана имеют различные природно-климатические условия, которые значительно влияют на производство зерновых в регионе, соответственно на востребованность услуг по хранению зерна.
Посевные площади сельскохозяйственных культур за 2024-2024 года (БНС) |
||||||
|
тыс. га |
|
||||
Культуры |
2022 |
2023 |
в % по сравн. с 2022 г. |
2024 |
в % по сравн. с 2023 г. |
|
Вся посевная площадь |
23 365,1 |
24 016,9 |
102,8 |
23 311,2 |
97,1 |
|
Зерновые и з/бобовые |
16 096,2 |
17 480,2 |
108,6 |
16 676,9 |
95,4 |
|
|
||||||
Валовой сбор сельскохозяйственных культур за 2022-2024 года |
||||||
тыс. тонн |
|
|||||
Культуры |
2022 |
2023 |
в % по сравн. с 2022 г. |
2024 |
в % по сравн. с 2023 г. |
|
Зерновые и з/бобовые |
22030,5 |
17096,6 |
77,6 |
26679,5 |
156,1 |
|
в т.ч. пшеница |
16404,5 |
12110,9 |
73,8 |
19806,7 |
163,5 |
|
|
|
|||||
Урожайность основных сельскохозяйственных культур за 2022-2024 года |
||||||
|
|
ц/га |
|
|||
Культуры |
2022 |
2023 |
в % по сравн. с 2022 г. |
2024 |
в % по сравн. с 2023 г. |
|
Зерновые и з/бобовые |
13,8 |
11,0 |
79,7 |
16,0 |
145,5 |
|
в т.ч. пшеница |
12,8 |
9,9 |
77,3 |
15,1 |
152,5 |
|
Общая производственная мощность лицензированных ХПП в совокупности составляет более 13,4 млн.тонн, стоит отметить, что за последние годы наблюдается тенденция увеличения складских мощностей нелицензированных объектов хранения зерна. По состоянию на июль 2024 года ёмкость хранения нелицензированных ХПП достигает 16,6 млн. тонн. Посевные площади в текущем году составили 23,3 млн. га, что на 700 га. меньше показателя 2023 года (24 млн. га), 2022 году – 23,3 млн. га. Динамика валового сбора составила: за 2022 год – 22 млн. тонн, 2023 году – 17 млн. тонн и за 2024 год – 26,6 млн. тонн, на 56,1% выше с 2023 годом. Средняя урожайность зерновых культур составил за 2022 год – 13,8 ц/га, в 2023 году – 11,0 ц/га, а в 2024 году – 16,0 ц/га, на 45,5% выше показателя по сравнению с 2023 годом.
Как всем известно, 2024 год показал рекордный урожай за последний 10 лет, который увеличил спрос на услуги ХПП.
Объем услуг, получаемый потребителем, осуществляется в административных границах:
- по экономической целесообразности (близость к месту оказания услуг), учитывая более дальнее расстояние и дополнительные расходы по доставке зерна;
- по технологическим критериям наличие на территории производственных участков (элеваторов, резервуаров, сушилок и т. д.).
Основная концентрация ХПП находится в Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областях, что подтверждает их значимость как опорных регионов агропромышленного комплекса страны. Однако, многие из объектов нуждаются в модернизации, для соответствия требованиям современного агробизнеса, эффективности и стимулирования дальнейшего роста отрасли.
Производственная мощность ХПП, элеваторов (лицензированных и нелицензированных), складских хранилищ СХТП по республике в разрезе областей и городов (БНС)
№ |
Область |
Общая емкость ХПП, СХТП |
Емкость лицензир. ХПП |
Емкость хранения |
||||
мощность, тыс тонн |
наличие зерна |
Загружен ность, % |
Количес тво |
мощность, тыс тонн |
количество |
|||
1 |
Абай |
599,5 |
199,5 |
20,3 |
10 |
2 |
400 |
75 |
2 |
Акмолинская |
7150,7 |
4 759,3 |
937,0 |
20 |
62 |
2 391,4 |
434 |
3 |
Актюбинская |
791,6 |
391,8 |
53,1 |
13 |
7 |
399,8 |
81 |
4 |
Алматинская |
268,9 |
62,6 |
13,0 |
20 |
2 |
206,3 |
97 |
5 |
Восточно-Казахстанская |
739,3 |
313,7 |
55,1 |
17 |
5 |
425,6 |
88 |
6 |
Жамбылская |
338,5 |
|
|
|
|
338,5 |
52 |
7 |
Жетісу |
733,5 |
14 |
2,3 |
16 |
1 |
719,5 |
488 |
8 |
Западно-Казахстанская |
801,2 |
634,8 |
52,3 |
8 |
7 |
166,4 |
63 |
9 |
Карагандинская |
1214,5 |
132,5 |
45,9 |
19 |
3 |
1082 |
553 |
10 |
Костанайская |
8351 |
3 031,9 |
623,7 |
20 |
34 |
5 319,1 |
727 |
11 |
Кызылординская |
591 |
40 |
|
|
0 |
551 |
216 |
12 |
Павлодарская |
1189,4 |
277,3 |
37,4 |
13 |
6 |
912,1 |
268 |
13 |
Северо-Казахстанская |
6959,7 |
3 349,0 |
770,8 |
23 |
42 |
3 610,7 |
657 |
14 |
Туркестанская |
50 |
|
|
|
|
50 |
1 |
15 |
г. Астана |
243 |
243,0 |
24,2 |
9 |
2 |
|
|
ИТОГО |
30 021,8 |
13 449,4 |
2 635,1 |
19 |
173 |
16 572,4 |
3 800 |
Производственная мощность всех лицензированных ХПП в совокупности составляет более 13,4 млн.тонн. Стоит отметить, что за последние годы наблюдается тенденция увеличения складских мощностей нелицензированных объектов хранения зерна. По состоянию на июль 2024 года ёмкость хранения нелицензированных ХПП достигает 16,6 млн. тонн.
При этом, фактическая загрузка имеющихся производственных мощностей составляет по РК порядка 30-40% в сезон урожая.
Костанайская область
Наименование ХПП |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
май |
сентябрь |
декабрь |
май |
сентябрь |
декабрь |
май |
сентябрь |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно данным официального сайта qoldau.kz, загруженность хлебоприемных предприятий по Костанайской области на сегодняшний день составляет 49%. Однако, если рассматривать в динамике за период 2022-2024 года, то можно заметить, что наименьшая загруженность хлебоприемных предприятий приходится на период высевки урожая (апрель, май, июнь), когда наибольшая загруженность хлебоприемных предприятий приходится на месяцы сбора урожая, то есть с сентября по декабрь.
Акмолинская область
Наименование ХПП |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||||
май |
сентябрь |
декабрь |
май |
сентябрь |
декабрь |
май |
сентябрь |
|||
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
||
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Согласно данным официального сайта qoldau.kz, загруженность хлебоприемных предприятий по Акмолинской области составляет 47%.
При этом, в Восточно-Казахстанской области средняя загруженность ХПП составила: 2022 году – 20%, 2023 году – 16,4%, за май-сентябрь 2024 года – 16,8%.
Восточно-Казахстанская область
Наименование ХПП |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
май |
сентябрь |
декабрь |
май |
сентябрь |
декабрь |
май |
сентябрь |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
Наибольшая загруженность хлебоприемных предприятий приходится на месяцы сбора урожая, то есть в период с сентября по декабрь от 5% до 38%, в зависимости от ХПП. Загруженность элеваторов зависит от географии расположения, в зерносеющих регионах, имеется спрос от зерновладельцев для хранения зерна.
В этой связи, в 3-х зерносеющих регионах (Акмолинская обл, Костанайская обл и СКО), загруженность больше по сравнению с другими областями.
В рамках выявления границ и взаимозаменяемости товарного рынка услуг ХПП, проведено анкетирование потребителей, который во всех регионах указали о не взаимозаменяемости. Нна примере границ Костанайской области:
По критерию взаимозаменяемости с точки зрения его использования (качественные и технические характеристики) и применения, анализируемый вид услуг не может быть заменен другим видом услуг или его разновидностью.
Рассматриваемый рынок не имеет взаимозаменяемых товаров. 100% опрошенных считают, что услуга по хранению зерна не взаимозаменяема с другими услугами.
76,9% за пределами их области приобрести аналогичные услуги затруднительно.
43% в случае повышения цены на услуги 5-10% за пределами их районов приобрести аналогичные услуги не готовы.
69,6% СХТП ответили, что урожай 2024 года планируют хранить на близлежащем ХПП (элеваторе).
57,7% могут воспользоваться услугами других ХПП, находящихся в районах области, с расстоянием 10-50 км.
Влияние транспортных расходов и расстояние:
Транспортные расходы для перевозки 1 тонны сельскохозяйственной продукции грузовым транспортом составляют от 30 тенге на 1 км. Зерно в основном перевозят на КАМАЗах (с прицепом) вместительностью 40 тонн, соответственно затраты 1 грузового автомобиля составят 1,2 тыс. тенге. В частности, если расстояние до хлебоприёмного или мукомольного предприятия - 50 км, транспортные расходы на перевозку 40 тонн пшеницы составят 60 тыс. тенге. К примеру, в Костанайской области цена хранения за 2023 год в среднем выросла с 366 до 419 тг/тн, рост 15% или 53 тг/ тн. Сушка зерна выросла с 575 до 633тг/тн, рост 9% или 58 тг. За комплекс услуг ежегодный рост в среднем составляет 10-15%, с 300 тг до 500 тг/тн. В этой связи, владельцы зерна не готовы даже при росте цен услуги ХПП на 10-15%, осуществить выезд на 100-150 км в виду значительных транспортных расходов.
Границы рынка оказания услуг ХПП определены их административными пределами (районов, городов и областей), учитывая экономические возможности получателей услуг и специфику рынка.
Глава 4. Определение временного интервала исследования товарного рынка
Согласно пункту 27 Методики, если покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в один период времени, этим же товаром, приобретаемым в другой период времени, то при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данные, характеристика товарного рынка, в том числе:
1) сезонность поставок товара в течение года: уровень рентабельности на предприятиях, оказывающих услуги по приемке, взвешиванию, сушке, очистке, отгрузке и хранению зерна не высок, в первом полугодии, как правило, работа предприятий убыточна. Это объясняется сезонностью. Климатические условия в регионах существенно влияют на сроки сбора урожая, что в свою очередь определяет сезонный пик спроса на услуги ХПП. К примеру, в дождливые сезоны увеличивается потребность в сушке зерна.
2) стабильность поставок товара в течение года: на рассматриваемом рынке услуги ограничены сезонностью, большой спрос приходится в период осеннего сбора урожая;
3) периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение между количеством покупателей в эти периоды: максимальный спрос на услуги хлебоприемных предприятий и элеваторных комплексов возникает в период сбора урожая с сентября по ноябрь месяцы года;
4) возможность установления продавцами разных цен в разные временные периоды: в период высокого спроса на услуги (осенью) цены могут быть завышены из-за ограниченности мощностей.
5) сроки контрактов: Договора стандартны, заключаются на период оказания услуг;
6) время появления товара на рынке: круглогодично.
В соответствии с Планом работы Агентства, утвержденного приказом №338/НҚ от 29.12.2023 года определен период – 2022-2023 года и январь-сентябрь 2024 года.
Глава 5. Определение состава субъектов рынка
Согласно пункту 29 Методики, в состав субъектов рынка, действующих на товарном рынке, включаются все субъекты рынка, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
Для определения состава субъектов рынка использовались сведения БНС РК, МСХ РК, КГД РК, МИО, субъектов рынка, а также сведения установленные региональными Департаментами.
Количество ХПП, в разрезе регионов Казахстана
Рейтинг |
Регион |
Количество ХПП |
Доля от общего числа ХПП (%) |
Год постройки (приблизительно) |
1 |
Акмолинская область |
62 |
36,4% |
от 1951 до 1970 - 27; от 1971-2000 - 6; с 2001 - 18; 2010-2015 - 11; 2015-2020 - 9 |
2 |
Северо-Казахстанская область |
42 |
24,2% |
до 1991 - 10; 1991-2005 - 14; 2005-2010 - 12; 2010-2015 - 8; 2015-2020 - 2 |
3 |
Костанайская область |
34 |
20,2% |
до 1991 - 10; 1991-2005 - 7; 2005-2010 - 9; 2010-2015 - 6; 2015-2020 - 5 |
4 |
Западно-Казахстанская область |
7 |
4,0% |
до 1991 - 4; 1991-2005 - 2; 2005-2010 - 2; 2010-2015 - 1 |
5 |
Актюбинская область |
7 |
4,0% |
до 1991 - 2; 1991-2005 - 3; 2005-2010 - 2 |
6 |
Павлодарская область |
6 |
3,4% |
до 1991 - 3; 1991-2005 - 2; 2005-2010 - 1 |
7 |
Восточно-Казахстанская область |
5 |
2,8% |
до 1991 - 3; 1991-2005 - 2 |
8 |
Карагандинская область |
3 |
1,7% |
с 1959 до 1965 - 2; 2022-1 |
9 |
область Абай |
2 |
1,1% |
1930-1936 -2 |
10 |
Алматинская область |
2 |
0,5% |
1991-2005 - 1; 2015-2020 - 1 |
11 |
город Астана |
2 |
0,5% |
1950-1, 1964-1 |
12 |
область Жетысу |
1 |
0,5% |
2015-2020 - 1 |
В настоящее время, в Казахстане функционирует 173 ХПП, которые в большей степени сконцентрированы в зерносеющих регионах страны, это Акмолинская, Костанайская и Северо-Казахстанская область.
Услугополучателей, держателей зерновых расписок более 2700 единиц.
В последние годы строительство новых ХПП практически отсутствует.
Установление группы лиц
Согласно пункта 1 статьи 165 Кодекса, группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, указанных в подпунктах статьи.
В соответствии со статьей 165 Кодекса, установлена группа лиц в трех регионах: Акмолинская, Костанайская и СКО - ХХХ
Доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей субъектов рынка входящих в одну группу лиц, действующих на одном товарном рынке, и рассматривается как доля единого субъекта рынка.
Глава 11. Расчет объема товарного рынка и
долей субъектов рынка на товарном рынке
В соответствии с пунктом 60 Методики, расчет общего объема товарного рынка определяется как сумма реализации субъектами рынка товара или взаимозаменяемых товаров в натуральном или стоимостном выражении, с учетом объемов ввоза и вывоза товара или взаимозаменяемых товаров.
По данным БНС РК объем услуг по «Складированию и хранение зерна».
|
Доходы от вспомогательной транспортной деятельности услуги по хранению зерна, млн. тенге |
|
Вместимость единовременного хранения складов, тыс. кв. м |
Среднегодовая заполняемость, тыс. тонн |
|||||||
2022 |
2023 |
2022 |
2023 |
2022 |
2023 |
2022 |
2023 |
|
|||
Республика Казахстан |
30 324,2 |
47 796,5 |
1 003 |
1 062 |
11 414,0 |
11 580,9 |
5 478,0 |
5 886,0 |
|
||
Абай |
- |
- |
x |
3 |
x |
3,0 |
x |
1,0 |
|
||
Акмолинская |
12848,7 |
17300,2 |
472 |
511 |
3655,8 |
3700,6 |
2303 |
2249 |
|
||
Актюбинская |
236,0 |
578,5 |
24 |
18 |
256,4 |
214,0 |
194,0 |
138,0 |
|
||
Алматинская |
40,8 |
68,5 |
110 |
110 |
67,0 |
67,0 |
54,0 |
54,0 |
|
||
Атырауская |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
||
Западно-Казахстанская |
844,8 |
1003,1 |
65 |
65 |
501 |
501 |
233 |
216 |
|
||
Жамбылская |
- |
- |
9 |
9 |
27 |
27 |
27 |
27 |
|
||
Жетісу |
90,6 |
145,8 |
x |
3 |
x |
14 |
x |
5 |
|
||
Карагандинская |
214,2 |
382,9 |
25 |
25 |
156,6 |
156,6 |
24 |
20 |
|
||
Костанайская |
6427,9 |
13527,4 |
127 |
136 |
3596,5 |
3566,6 |
886 |
1367 |
|
||
Кызылординская |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
||
Мангистауская |
33,5 |
44 |
17 |
17 |
82,5 |
82,5 |
74 |
74 |
|
||
Павлодарская |
581,8 |
659,1 |
78 |
71 |
301,3 |
254,5 |
143 |
125 |
|
||
Северо-Казахстанская |
8288,3 |
13311,3 |
55 |
60 |
2616,6 |
2819,8 |
1446 |
1510 |
|
||
Туркестанская |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
||
Ұлытау |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
||
Восточно-Казахстанская |
466,2 |
504,1 |
14 |
32 |
88,3 |
106,3 |
79 |
89 |
|
||
г.Астана |
x |
x |
x |
2 |
x |
68,0 |
x |
10,0 |
|
||
г.Алматы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
||
г.Шымкент |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
||
В целях недопущения некорректного расчета доли субъектов, объем оказанных услуг определен в суммарном выражений, т.к. при оказании комплекса услуг одно и то же количество проходят виды услуг ХПП и соответственно происходит увеличение количества объемов (ХПП принимает количество зерна на приемку и далее на сушку, хранение, подработку, отгрузку). Также, ХПП на приемку и отгрузку зерна, цену устанавливает на автотранспорт и жд транспорт по отдельности, цены на сушку устанавливается от влажности зернобобовых культур и зерно, в среднем в ХПП хранение от 1 до 6 месяцев и расчеты ведутся тыс. тонн/мес. (при длительном хранений услугодатель может устанавливать тарифы ниже).
В этой связи, Департаментами в анализе расчет объема определен в стоимостном выражении. Расчет объемов на рынке услуг хранения хлебоприемными предприятиями в границах города Астаны и областей Республики Казахстан представлены в таблице:
Объем оказанных услуг за период 2022-2023 года 9 месяцев 2024 года
в разрезе города Астаны и областей Республики Казахстан
(в стоимостном выражении в тыс.тенге с НДС)
таблица №1
№ |
|
2022 год |
2023 год |
9 мес 2024 года |
Республика Казахстан |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
1 |
г. Астана |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
2 |
Акмолинская область |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий объем оказанных услуг ХПП в Республике Казахстан показывает значительный рост за анализируемый период. В 2022 году объем составил 36 257 599,48тыс. тенге, в 2023 году увеличился почти на 58,3%, достигнув 57 397 213,02 тыс. тенге. За 9 месяцев 2024 года объем уже составляет 43 804 388,42 тыс. тенге, что свидетельствует о стабильной динамике роста объем оказываемых услуг ХПП.
Лидеры по объемам услуг:
Акмолинская область сохраняет лидирующие позиции, предоставляя наиболее значительный объем услуг. Это подтверждает ее статус одного из главных сельскохозяйственных регионов страны. В 2023 году объем составил 22 076 115,34 тыс. тенге, что на 40,4% больше, чем в 2022 году (15 722 826,99 тыс. тенге). Костанайская и Северо-Казахстанская области также демонстрируют высокие показатели, что объясняется их агропромышленной специализацией и развитой инфраструктурой. В 2023 году Костанайская область показала объем услуг в размере 15 485 064,26 тыс. тенге (рост на 120,1% по сравнению с 2022 годом — 7 036 832,39 тыс. тенге), а Северо-Казахстанская область — 15 161 790,22 тыс. тенге (рост на 59,5% по сравнению с 2022 годом — 9 507 432,60 тыс. тенге).
Регионы с низкими показателями:
В Абайской, Жетысуской, Карагандинской областях и город Астана объемы оказанных услуг остаются значительно ниже средних по стране.
Объем оказанных услуг и доли субъектов рынка в разрезе города Астаны и областей (районов) Республики Казахстан
таблица №2
№ |
Наименование субъектов рынка |
2022 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
9 мес. 2024 года в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
||||||
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
Итого: |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке в границах города Астана доминирующее положение занимает ХХХ.
Вместе тем, согласно статьи 172-1 Кодекса, ХХХ определен конгломератом в лице более 35% доли участи в границах города Астана, учредителем который является ХХХХХ
Наименование |
Учредитель, акционер (доля участия, %) |
Наименование реализуемого субъектом рынка (группой лиц) товара (работ, услуг) на соответствующем и смежном рынке |
Доля субъекта рынка (группы лиц) на товарном рынке |
дата выявления доминирующего или монопольного положения субъекта рынка (группы лиц) |
ХХХ |
ХХХ |
ОКЭД 52101 Складирование и хранение зерна. Деятельность - приемка, взвешивание, сушка, очистка, хранение и отгрузка зерна |
ХХХ |
ХХХ |
таблица №3
№ п/п |
Наименование ХПП и элеваторов |
2022 год |
2023 год |
Январь-сентябрь 2024 года |
|
||||||||||
Общий объем оказанных услуг, тыс. тенге с НДС |
Доля на рынке, % |
Квадрат долей |
Общий объем оказанных услуг, тыс. тенге с НДС |
Доля на рынке, % |
Квадрат долей |
Общий объем оказанных услуг, тыс. тенге с НДС |
Доля на рынке, % |
Квадрат долей |
|
||||||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
||||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
||||
|
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке в границах Акмолинской области доминирующее положение занимают ХХХ
таблица №4
№ |
Наименование субъектов рынка |
2022 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
||||||
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке в границах Актюбинской области доминирующее положение занимают ХХХ
№ |
Наименование субъектов рынка |
2022 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
9 мес. 2024 года в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
||||||
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке в границах Илийского и Енбекшиказахского районов Алматинской области доминирующее положения занимают ХХХ.
таблица №6
№ |
Наименование субъектов рынка |
2022 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
9 мес. 2024 года в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
||||||
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке в границах Восточно-Казахстанской области доминирующее положение занимают ХХХ
таблица №7
№ |
Наименование субъектов рынка |
2022 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
9 мес. 2024 года в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
||||||
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке в границах Западно-Казахстанской области доминирующее положение занимают ХХХ
таблица №8
№ |
Наименование субъектов рынка |
2022 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
9 мес. 2024 года в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
||||||
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке (первичная реализация) в границах Карагандинской области доминирующее положение занимают ХХХ
таблица №9
№ |
Наименование субъектов рынка |
2022 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
9 мес. 2024 года в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
||||||
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке в границах Костанайской области доминирующее положение занимают ХХХ
таблица №10
№ |
Наименование субъектов рынка |
2022 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
9 мес. 2024 года в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
||||||
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке в границах Павлодарской области доминирующее положение занимают ХХХ
таблица №11
№ |
Наименование субъектов рынка |
2022 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
9 мес. 2024 года в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
||||||
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке в границах Северо-Казахстанской области доминирующее положение занимает ХХХ
11) Область Абай
таблица №12
№ |
Наименование субъектов рынка |
2022 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
9 мес. 2024 года в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
||||||
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке в границах области Абай доминирующее положение занимают ХХХ
12) область Жетысу
таблица №13
№ |
Наименование субъектов рынка |
2022 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
2023 год в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
9 мес. 2024 года в стоимостном выражении, в тыс.тенге с НДС |
||||||
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
Объем |
Доля % |
Квадрат долей |
||
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
|
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
По итогам расчета долей на анализируемом товарном рынке в границах Жетысуской области доминирующее положение занимают ХХХ
По результатам анализа, на рынке ХХХ субъектов занимает доминирующее положение, из них ХХХ субъектов занимает монопольное положение.
Раздел 3. Заключительные положения
Глава 12. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
В соответствии со значениями коэффициентов рыночной концентрации и индекса Герфиндаля – Гиршмана (НН) анализируемый товарный рынок услуг хранения зерна хлебоприемных предприятий (приемка, взвешивание, сушка, очистка, хранение и отгрузка зерна) в географических границах города Астаны и областей Республики Казахстан за 2022-2023 годы и 9 месяцев 2024 года по степени концентрации характеризуется преимущественно как высококонцентрированный. В пяти регионах характеризуется умеренно концентрированный рынок.
таблица №14
№ |
Регион |
Уровень концентрации |
|
1 |
г. Астана |
Высококонцентрированный рынок |
ХХХХХ |
2 |
Акмолинская область |
Умеренноконцентрированный рынок
|
ХХХХХ |
3 |
Актюбинская область |
Умеренно концентрированный рынок
|
ХХХХХ |
4 |
Алматинская область |
Высококонцентрированный рынок |
ХХХХХ |
5 |
Восточно-Казахстанская область |
Высококонцентрированный рынок |
ХХХХХ |
6 |
Западно-Казахстанская область |
умеренно концентрированный рынок
|
ХХХХХ |
7 |
Карагандинская область |
Высококонцентрированный рынок |
ХХХХХ |
8 |
Костанайская область |
Высококонцентрированный рынок |
ХХХХХ |
9 |
Павлодарская область |
умеренно концентрированный рынок
|
ХХХХХ |
10 |
Северо-Казахстанская область |
Умеренно концентрированный рынок |
ХХХХХ |
11 |
область Абай |
Высококонцентрированный рынок |
ХХХХХ |
12 |
область Жетысу |
Высококонцентрированный рынок |
ХХХХХ |
Анализ степени концентрации рынка услуг ХПП выявил существенные региональные различия. Высокая концентрация в большинстве регионов указывает на необходимость принятия мер по развитию конкуренции включая стимулирования появления новых участников, модернизацию инфраструктуры. В умеренно концентрированных регионах необходимо поддерживать баланс, чтобы избежать роста монополизации.
В анализе коэффициент Лернера не использован, так как данный показатель отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии.
Глава 13. Определение обстоятельств или признаков, свидетельствующих о наличии препятствий, затруднений либо иных ограничений деятельности субъектов рынка, влияющих на развитие конкуренции, в том числе определение барьеров входа на товарный рынок
Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих субъектам рынка начало деятельности на товарном рынке включает:
- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.
В ходе проводимого анализа состояния конкуренции на рынке услуг ХПП изучена текущая ситуация, влияющая развитию конкуренции, определены барьеры, установлены пути решения, выработаны предложения. Выявлены следующие барьеры:
1) Экономические ограничения:
- создание или модернизация ХПП требует значительных финансовых вложений. Это включает строительство зернохранилищ, приобретение оборудования для сушки и очистки зерна. Высокий порог начальных затрат ограничивает возможности для новых участников рынка.
- недостаток доступных кредитов и инвестиций, низкая рентабельность ограничивают развитие рынка.
- кредитные учреждения предъявляют высокие требования к залогу, а процентные ставки остаются на уровне, затрудняющем окупаемость проектов.
2) административные ограничения, вводимые государственными органами
- для получения разрешений на строительство, реконструкцию или эксплуатацию ХПП требуется пройти длительные бюрократические процедуры, что затрудняет вовлечение новых участников на рынок.
- лицензирование и соблюдению стандартов хранения.
3) технологические барьеры
- отсутствие передового оборудования и технологических процессов приводит к дополнительным затратам и увеличению времени обслуживание услуг, которые сложно воспроизвести новым игрокам.
- высокий уровень износа основных средств на ХПП, введенных в эксплуатацию в советские времена, требует проведения дорогостоящих капитальных ремонтов. Несвоевременное проведение капитального ремонта повысит риск возникновения чрезвычайных происшествий на ХПП. В среднесрочном периоде (до 2030 года) капитальный ремонт потребуется практически на всех ХПП с бетонными силосами, который составляет не менее 50% элеваторных мощностей.
4) логистические проблемы
- низкие качество автомобильных дорог замедляет процесс транспортировки зерна до ХПП, особенно при погодных условиях дождливых, снегопады.
КЛЮЧЕВЫЕ БАРЬЕРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХПП
Несмотря на обязательность лицензирования ХПП, на рынке продолжают функционировать крупные предприятия без лицензий. Например, ХХХ в Карагандинской области, ХХХ в Абайской области и в области Жетісу ХХХ (на стадии разработки лицензии), которое занимает более 30% доли рынка региона. Отсутствие лицензии у таких субъектов создает значительные риски для сельхозпроизводителей, так как их деятельность остается непрозрачной, а обязательства по сохранности зерна не имеют правовой гарантии.
ХХХ принадлежащее ХХХ устанавливает повышенные тарифы на услуги ХПП по отгрузке зерна в выходные дни: - для автотранспорта – в будни 1900 тенге, выходные 2400 тенге; - для ж/д транспорта – в будни 8800 тенге, выходные 10700 тенге. Данные действия могут привести ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, что противоречит антимонопольному законодательству. Это увеличит затраты сельхозтоваропроизводителей на логистику в выходные дни. ХПП могут искусственно ограничивать доступ к услугам в будние дни, вынуждая переносить отгрузку на выходные дни с более высокими тарифами, нарушающие предусмотренные пп. 5) и 7) ст.174 Кодекса. По данному факту у доминантов запрошены приказы по утверждению цен на услуги ХПП.
В рамках рассмотрения коллективного обращения глав крестьянских хозяйств Акмолинской области (ХХХ) выявлено, что высокая стоимость регистрации и абонентской платы в системе Qoldau создает дополнительные финансовые нагрузки на сельхозпроизводителей (с 21 до 30 МРП). Агентство по результатам проведенного анализа, включило АО «Информационно-учетный центр» в государственный Реестр субъектов специального права приказом № 149/НҚ от 27 июня 2024 года. Это позволяет государству регулировать деятельность центра, в том числе устанавливать предельные цены на услуги регистрации. В настоящее время, Агентством проводится экспертиза стоимости услуг, по итогам которого будет выдано заключение с обоснованной ценой.
В настоящее время в деятельности хлебоприемных пунктов (ХПП) выявляются серьезные проблемы, препятствующие развитию конкурентной среды и равному доступу сельхозтоваропроизводителей (СХТП) к необходимой инфраструктуре. Одной из ключевых проблем является ситуация, когда ХПП (ХХХ), ссылаясь якобы на полную загрузку своих мощностей, отказывают в приеме зерна от отдельных участников рынка. На практике это приводит к искусственному ограничению доступа и созданию дискриминационных условий, нарушающие права участников и создает предпосылки для монопольного контроля инфраструктурой. Причиной является устаревший подход к управлению процессами на ХПП. Использование ручных журналов учета, отсутствие автоматизации и цифровых инструментов для управления потоками зерна значительно усложняют работу, создают непрозрачность и повышают риск злоупотреблений. В результате, мелкие и средние сельхозпроизводители, которые наиболее уязвимы к таким ограничениям, теряют доступ к своевременным услугам по хранению и отгрузке зерна. Зачастую обращения непосредственно от самих фермерских и крестьянских хозяйств не поступают, поскольку жалоба по мнению зерновладельцев может рассматриваться как подрыв долгосрочных отношений с основным партнером (ХПП) - в виде отказа от оказания услуг, ставящие под угрозу их доходы и возможности в дальнейшем осуществлять реализацию зерна.
В Правилах инвестсубсидирования предусмотрены ограничения в виде предоставления на строительство и расширение зернохранилищ - мощностью до 10 000 тонн. Если крупное ХПП планирует проект с большей мощностью, оно не сможет получить субсидию превышающий этот лимит. К примеру, в Костанайском области производственная мощность действующих ХПП начинается от 12 000 тонн до 225 000 тонн. Рисками могут послужить отсутствие новых ХПП и модернизации действующих ХПП, устаревание технического оснащения и снижение инвестиционной привлекательности.
Глава 14. Оценка целесообразности присутствия государства на товарном рынке
В ходе анализа рынка услуг ХПП выявлено наличие предприятий с государственным участием. Эти предприятия играют важную роль в обеспечении хранения, сушки, очистки и переработки зерна с целью обеспечения продовольственной безопасности.
Присутствие государственных предприятий с долей государства может создавать условия для стабилизации рынка в кризисные периоды, включая поддержку инфраструктуры ХПП в отдаленных регионах.
Однако конкуренция между частными и государственными ХПП может быть ограничена, если государственные предприятия получают необоснованные преференции.
Глава 15. Выводы по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке
Анализ состояния конкуренции рынка услуг хлебоприемных пунктов (прием, взвешивание, сушка, очистка, хранение, отгрузка зерна) проведён на основании Плана работы Агентства на 2024 год
1) экономические ограничения:
- создание или модернизация ХПП требует значительных финансовых вложений. Это включает строительство зернохранилищ, приобретение оборудования для сушки и очистки зерна. Высокий порог начальных затрат ограничивает возможности для новых участников рынка.
- кредитные учреждения предъявляют высокие требования к залогу, а процентные ставки остаются на уровне, затрудняющем окупаемость проектов.
2) административные ограничения, вводимые государственными органами
- для получения разрешений на строительство, реконструкцию или эксплуатацию ХПП требуется пройти длительные бюрократические процедуры, что затрудняет вовлечение новых участников на рынок.
- лицензирование и соблюдению стандартов хранения.
3) технологические барьеры
- наличие передового оборудования и технологических процессов, которые сложно воспроизвести новым игрокам.
В процессе анализа установлены ключевые барьеры в деятельности ХПП, препятствующие развитию конкуренции отраженные на стр.
В рамках установления нарушений антимонопольного законодательства:
1) вынесено 1 Предписание в отношении ХПП ТОО «ВостокАгроПром» о проведении перерасчета субъектам рынка получившим услуги сушки за период с 1 августа 2022 года по 15 ноября 2022 года, с учетом применения цен, не превышающих расчеты Департамента (объем оказанных услуг сушки культур 21767,48 тонн* разница между стоимостью по Приказу ТОО и расчетам калькуляции Департамента 136 тенге (за минусом НДС)), по результатам расследования по признакам установления монопольно высоких цен при оказании услуг ХПП (приём, очистка, сушка, хранение, отгрузка и пр.) предусмотренного пунктом 1) статьи 174 ПК РК. Возбуждено административное производство, штраф составил 1 049 504 тенге, монопольный доход - 2 643 194 тенге (Предписание исполнено).
2) вынесено 2 Уведомления в Костанайской области в отношении ХПП ТОО «Койбагорский элеватор» поставщика зерна по признакам злоупотребления доминирующим положением, в части необоснованного отказа в отгрузке зерна предусмотренного пп. 7) п. 1 ст.174 ПК РК и в отношении ТОО «Olzha Storage» по признакам применения разных цен к субъектам рынка - пп. 2) ст. 174 ПК РК (уведомления исполнены).
3) направлено 173 предупреждений в адрес ХПП с разъяснением норм антимонопольного законодательства, в целях недопущения необоснованного роста цен и злоупотребления доминирующим или монопольным положением.
4) заключено 41 антимонопольных комплаенсов предусматривающих политику и правила добросовестной конкуренции субъекта рынка на соответствующем товарном рынке (Акмолинск-16, СКО-12, ЗКО-8, Актюбинск-2, Улытау-2, Абай-1), в том числе по обеспечению обязательств по фиксированию цен на услуги сушки и хранения зерна для фермеров и публичного раскрытия тарифов на услуги сушки зерна в Акмолинской обл.
5) по учету зерновых расписок АО «Информационно-учетный центр» включен в государственный реестр субъектов специального права Приказом Агентства № 149/НҚ от 27 июня 2024 года по следующим операторским функциям регистратора зерновых расписок, в соответствии со статьей 193 Кодекса. Данные меры были приняты в рамках рассмотрения коллективного обращения крестьянских хозяйств Акмолинской области (ХХХ) в части стоимости регистрации и абонентской платы в информационной системе Qoldau принадлежащая АО «ИУЦ» для сельхозпроизводителей по учету зерновых расписок.
На основе анализа состояния рынка ХПП Казахстана за 2022–2024 годы предлагаются следующие рекомендации:
Вышеуказанные предложения направлены на повышение эффективности, прозрачности и доступности услуг ХПП, а также на создание равных конкурентных условий для участников зернового рынка Казахстана.
__________________________