Информация о результатах деятельности Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан за 3 квартал 2024 года

Информация о результатах деятельности Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан за 3 квартал 2024 года

 

          Настоящим представлена информация о наиболее значимых событиях (мероприятиях) в сфере антимонопольного регулирования и конкурентной политики в Республике Казахстан за 9 месяцев текущего года:

- о проводимой работе по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции;

-  об устранении барьеров входа на товарные рынки;

- о проводимой работе в сфере контроля товарных бирж;

- сведения о мониторинге мер государственной поддержки;

- о выявлении и пресечении нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции;

- сведения по международному сотрудничеству с зарубежными антимонопольными ведомствами, в том числе в рамках международных интеграционных объединений.

 

  1. Совершенствование законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции

 

Агентством продолжена работа по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, в частности                                      6 апреля 2024 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса» (введен в действие 8 июня текущего года).

Законом предусмотрено 3 базовых направления в сфере конкуренции.

Первое направление связано с реализацией поручения, озвученного в Послании Президента от 1 сентября 2022 года.

В своем выступлении Глава государства К.К. Токаев отметил, что «для дальнейшей демонополизации экономики требуются институциональные решения. Следует на законодательном уровне определить понятие «конгломерат». Связанные друг с другом субъекты рынка обязаны получать разрешение на экономическую концентрацию. Все их сделки должны тщательно проверяться, в том числе на признаки применения нерыночных цен.».

С учетом озвученного поручения Агентством разработано определение конгломерата, актуальное с точки зрения антимонопольного регулирования, в частности определены следующие квалифицирующие признаки конгломерата:

- наличие доминирующего (монопольного) положения на товарном рынке (без наличия доли субъект не обладает «рыночной властью»);

- одновременное присутствие субъекта на смежных товарных рынках.

Образование конгломератов приводит к высокой степени рыночной концентрации, возникновению барьеров входа на товарные рынки, избирательному покровительству и фаворитизму со стороны государства. Монопольные группы компаний, пользуясь ограниченными ресурсами и инфраструкторой, ограничивают доступ других субъектов на соответствующие и смежные товарные рынки.

Кроме понятия конгломерата, предусмотрено ведение реестра конгломератов, а также проведение анализа и мониторинга их деятельности. В целях обеспечения контроля за созданием конгломератов предложена поправка в статью 205 Предпринимательского кодекса РК (далее – Кодекс) по проведению анализа вертикальных слияний и поглощений.

В целом, указанные поправки позволят предупредить необоснованный рост цен на монопольную продукцию крупных холдингов и тем самым снизить экономическую нагрузку и предельные издержки субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих данную продукцию при реализации товаров либо оказании услуг.

Второе. Президент Республики Казахстан в своем Послании народу Казахстана 1 сентября 2023 года отметил, что одной из серьезных проблем является, по сути, отсутствие у антимонопольного органа возможности принимать оперативные меры для устранения нарушений.

На практике две трети антимонопольных расследований обжалуются в судах, не успев начаться, а судебные тяжбы могут длиться годами.

В целях недопущения искусственного торможения, принятых антимонопольным органом решений Глава государства поручил внести в Парламент законодательные поправки по исключению приостановления административных актов Агентства по защите и развитию конкуренции в случае их обжалования.

В реализацию указанного поручения в Закон включены поправки по:

- отмене приостановления уведомления в случае его обжалования;

- отмене приостановления приказа о начале антимонопольного расследования в случае его обжалования;

- отмене приостановления иных действий должностных лиц антимонопольного органа в рамках расследования в случае их обжалования;

- исключению приказа об утверждении заключения по результатам расследования (завершением расследования будет подписание заключения).

Третье. В рамках внедрения регулирования с чистого листа в целях снижения регуляторной нагрузки на бизнес в Закон включены поправки по сокращению количества сделок, требующих предварительного согласования антимонопольного органа, и полному выведению из под регулирования сделок с некоторыми активами (земельные участки, здания, строения, сооружения, помещения/части помещений, объекты незавершенного строительства, не имеющие промышленного назначения).

По остальным сделкам существенно повышены пороговые значения, при превышении которых, требуется согласие антимонопольного органа.

Кроме того, при согласовании данных сделок примерно в 2 раза сокращен перечень необходимых документов и оптимизированы процедурные сроки.

Также предусмотрено сокращение отчетности о проведенных торгах и закупках, предоставляемой в антимонопольный орган субъектами предпринимательства.

  1. Принятие Указа «О мерах по либерализации экономики»

 

В реализацию поручения Главы государства, озвученного на расширенном заседании Правительства 7 февраля 2024 года, разработан и принят Указ Президента от 8 мая 2024 года № 542 «О мерах по либерализации экономики» (далее – Указ), направленный на обеспечение свободы предпринимательства путем развития конкуренции, сокращения государственного участия в экономике, снижения издержек бизнеса.

Указом предусмотрен ряд конкретных мер в целях развития конкуренции на товарных рынках, связанный, в том числе с вопросами ценового дерегулирования и устранения перекрестного субсидирования в ценобразовании, развития биржевой торговли, доступа к мерам государственной поддержки и государственным закупкам.

Учитывая, что в Казахстане государство присутствует как минимум                        в 20 из 30 секторов экономики, Указом, в том числе предусмотрены меры, направленные на эффективное сокращение доли государства в экономике.

В частности, приказом Председателя Агентства от 28 мая 2024 года при Агентстве создан Национальный офис по приватизации (далее – Национальный офис). В состав Национального офиса включены заместители первых руководителей госорганов, акимы областей, городов республиканского значения, столицы, депутаты Мажилиса Парламента, субъекты квазигосударственного сектора, члены экспертного сообщества и         НПП «Атамекен».

Реализация Указа позволит обеспечить выработку критериев к государственным объектам, подлежащим приватизации, проведение анализа деятельности квазигосударственных структур на предмет передачи их непрофильных активов в частные руки, формирование перечня государственных активов, подлежащих передаче в конкурентную среду с определением методов и условий их реализации. Формирование условий приватизации теперь будет осуществляться Национальным офисом, что исключит факты необоснованного затягивания процедур, завышения требований к потенциальным покупателям и укрупнение активов с рисками монополизации. При формировании плана приватизации будет реализован заявочный принцип, предусматривающий приватизацию по инициативе предпринимателей.

27 июня под председательством главы Агентства по защите и развитию конкуренции Марата Омарова состоялось первое заседание Национального офиса, на котором были утверждены стратегические направления и подходы к приватизации на 2024-2028 годы. Инициативы направлены на ускорение экономической либерализации, уменьшение доли государства в экономике и привлечение инвестиций.

На заседании Национального офиса были представлены планы по снижению государственного участия в предпринимательстве.

Среди объектов для приватизации оказались исследовательские институты, сервисные предприятия, а также коммунальные учреждения, включая автобусные парки и службы озеленения.

Наряду с этим, представители Агентства по защите и развитию конкуренции указали на широкое распространение практики создания подведомственных предприятий, на которых перенесена часть функций государственных органов по разработке, аналитическому сопровождению реализации государственных программ и иных государственных функций.

Другой практикой стало создание государственных операторов, через которых осуществляется реализация отраслевых программ развития и контроль за товарными рынками.

Данные формы государственного участия будут исключены в рамках текущего этапа приватизации.

 

  1. Устранение барьеров входа на товарные рынки

 

С начала текущего года Агентством устранены 8 барьеров для развития конкуренции:

1) барьер для развития конкуренции, связанный с ценовым регулированием медицинской техники.

Решение. Принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса», предусматривающий изменения в статью 245 Кодекса, исключающие норму по ценовому регулированию медицинской техники;

2) барьер для развития конкуренции, связанный с ограничением конкуренции в сфере озеленения.

Решение. Внесены поправки в Типовые правила создания, содержания и защиты зеленых насаждений населенных пунктов (приказ Министра экологии и природных ресурсов РК от 23 февраля 2023 года № 62);

3) барьер для развития конкуренции, связанный с пересмотром Правил санитарно-защитных зон.

Решение.  Приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 4 мая 2024 года № 18 внесены изменения в приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 11 января 2022 года №ҚР ДСМ-2 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека».

4) барьер для развития конкуренции, связанный с представлением компанией Google преимущественных условий для собственных мобильных приложений и сервисов.

Решение. В целях устранения данного барьера Google внедрил демонстрацию двухфакторного «непропускаемого» окна выбора, осуществляющейся на действующих мобильных устройствах при первом запуске браузера «Chrome» после его обновления (автоматически или вручную) до соответствующей версии, в которую «встроено» окно выбора.

5) барьер для развития конкуренции, связанный с возможностью работы виртуальных операторов.

Решение. Законом РК от 21 мая 2024 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи, цифровизации, улучшения инвестиционного климата и исключения излишней законодательной регламентации» внесены ряд поправок в отраслевое законодательство в части возможности работы виртуальных операторов.

Так, в Закон РК «О связи» введено понятие виртуального оператора сотовой связи – оператора связи, использующего инфраструктуру одного либо нескольких операторов сотовой связи для предоставления услуг сотовой связи.

6) барьер для развития конкуренции, связанный, с неправомерными отказами обладателями ключевой мощности в получении объемов нефтепродуктов.

Решение. Агентством разработаны и внесены поправки в приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 13 июня 2022 года № 15 «Об утверждении Правил равного доступа к ключевой мощности» регламентирующие порядок распределения доступных объемов нефтепродуктов в период дефицита топлива.

7) барьер для развития конкуренции, связанный, с необходимостью ежегодной регистрации цены или перерегистрации зарегистрированной цены на лекарственные средства и медицинские изделия в рамках ГОБМП и ОСМС.

Решение. 20 августа 2024 года Министерством здравоохранения Республики Казахстан внесены изменения в Правила, в части исключения нормы об обязательной ежегодной регистрации или перерегистрации цены на лекарственные средства.

8) барьер для развития конкуренции, связанный, с предоставлением преимуществ субъектам рынка, реализующих приборы учета воды.

Решение. Агентством внесены дополнения в приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 12 июля 2023 года № 9 «Об утверждении перечня обязательных услуг, оказываемых субъектами естественных монополий и квазигосударственного сектора, в рамках защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности и о внесении изменений и дополнения в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 января 2019 года № 6 «Об утверждении Правил оказания обязательных услуг субъектами естественных монополий и квазигосударственного сектора в рамках защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности», в части выдачи субъектами естественных монополий разрешения на эксплуатацию информационно-измерительной системы коммерческого учета воды, по итогам прохождения апробации в тестовом режиме.

Вышеуказанная норма обеспечит прозрачность подачи заявлений поставщиками приборов учета воды и информационно-измерительной системы, а также принятия решений субъектами естественных монополий о выдаче разрешений на эксплуатацию информационно измерительной системы коммерческого учета воды.

 

  1. Контроль товарных бирж

 

Биржевая торговля в соответствии с международной практикой в условиях устойчивой монопольной / олигопольной структуры рынка выступает ключевым инструментом обеспечения равного доступа к ограниченным ресурсам монополистов всем категориям бизнеса, главным образом малому и среднему, и формирования информативного (прозрачного) рыночного ценообразования с индикаторами, на которые могут ориентироваться все участники рынка и регуляторы.

В целях обеспечения прозрачности работы товарных бирж и использования всех положительных эффектов (преимуществ) биржевой торговли Агентством на постоянной основе проводится анализ и мониторинг деятельности товарных бирж, а также профилактический контроль без/с посещением субъектов контроля.

В частности, с начала года проведена следующая работа:  

- в январе 2024 года по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в адрес АО «Товарная биржа «Астана» вынесена 1 рекомендация об устранении нарушений законодательства в сфере товарных бирж (рекомендация исполнена в полном объеме)

- в период с 4 по 11 марта 2024 года Агентством в отношении                               АО «Товарная биржа «Эстау» (далее – Товарная биржа) проведен профилактический контроль с посещением субъекта контроля на основании полугодового списка субъектов контроля.

По итогам профилактического контроля с посещением Агентством выявлены 4 нарушения требований, указанных в перечне требований проверочного листа за соблюдением законодательства РК о товарных биржах.

В соответствии со статьей 152 Кодекса, Агентством Товарной бирже выдано предписание об устранении выявленных нарушений (предписание исполнено в полном объеме).

Вместе с тем, в отчетном периоде к административной ответственности по статье 464 КоАП по факту нарушения установленных законодательством РК норм лицензирования, в том числе несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к лицензируемым видам деятельности, привлечены: АО «Товарная биржа «Астана»; АО «Товарная биржа «Акцепт»; АО «Товарная биржа «Alan».

Кроме того, в соответствии с подпунктом  5) пункта 1 статьи 35 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях», с 18 марта 2024 года прекращено действие лицензии на право занятия деятельностью товарных бирж  АО «Товарная биржа «Казахстан» № KZ53LDU00004076 от 29 декабря  2022 года в связи с добровольным обращением лицензиата о прекращении действия лицензии.

Также, на основании добровольного обращения приостановлено действие лицензии АО «Товарная биржа «Almaty Commodity Exchange» на право занятия деятельностью товарных бирж № KZ94LDU00004211 от 1 июня 2023 года.

Агентством совместно с органами финансового мониторинга в период с 11 по 17 июля 2024 года на основании обращений субъектов предпринимательства проведена внеплановая проверка в отношении АО «Товарная биржа «Modern Trading Solutions» на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан о товарных биржах.

По итогам проверки, Агентством выявлены факты несоответствия электронной торговой системы товарной биржи (ЭТСТБ) установленным законодательством требованиям, в частности, клиринговый центр ТОО «Национальный Казахстанский Клиринговый Центр» имеет возможность самостоятельно блокировать учетные записи членов товарной биржи в ЭТСТБ выходя за рамки своих функции, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О товарных биржах».

Согласно установленным требованиям, блокировка учетной записи члена товарной биржи в ЭТСТБ производится непосредственно товарной биржей и исключительно в случае приостановления аккредитации члена товарной биржи, однако в отношении заявителей такое решение товарной биржей не принималось.

Таким образом, в нарушение действующего законодательства, АО «Товарная биржа «Modern Trading Solutions» своему клиринговому центру предоставлен доступ к ЭТСТБ, позволяющий самостоятельно клиринговым центром ТОО «Национальный Казахстанский Клиринговый Центр» блокировать учетные записи в ЭТСТБ и не допускать членов товарной биржи к торгам, в том числе по причине наличия задолженностей перед клиринговым центром.

В этой связи, АО «Товарная биржа «Modern Trading Solutions» выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а также возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 464 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающей административный штраф, с приостановлением действия лицензии или без такового.

Кроме того, Агентством, в период с 19 по 23 августа 2024 год проведана плановая проверка АО «Товарная биржа «Modern Trading Solutions» на предмет соответствия законодательству о товарных биржах.

По итогам профилактического контроля с посещением субъекта контроля Агентством выявлены нарушения по 5 пунктам требований проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах, утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 марта 2016 года № 128.

В соответствии со статьей 152 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, Агентством Товарной бирже выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

 

  1. Мониторинг мер государственной поддержки

 

  1. Агентством в первом полугодии 2024 года проведен мониторинг АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» и АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта» (далее – QazIndustry).

По результатам проведенного мониторинга деятельности                                         АО «ЦРТП «QazTrade» выявлены признаки нарушений законодательства РК в области защиты конкуренции

В ходе изучения внутренних документов, установлены факты необоснованного затягивания сроков рассмотрения заявок. Согласно законодательству, максимальный срок рассмотрения заявки на получение господдержки составляет 3 месяца. Однако установлено, что срок рассмотрения и принятия решения мог доходить до 500 дней.

Кроме того, в отдельных случаях не были регистрированы заявки предпринимателей в день поступления, тем самым создавались дискриминационные условия.

С учетом изложенного, в адрес АО «ЦРТП «QazTrade» было вынесено уведомление о наличии в его действиях признаков нарушений законодательства РК в области защиты конкуренции. Ввиду неисполнения уведомления, начата процедура расследования.

Согласно действующему законодательству QazIndustry возмещает части затрат, направленных на повышение производительности труда и на продвижение товаров, работ и услуг субъектов промышленно-инновационной деятельности на внутренний рынок.

По результатам мониторинга в действиях QazIndustry признаки нарушений законодательства РК в области защиты конкуренции не установлены.

Сроки рассмотрения заявок и предоставления мер государственной поддержки соблюдаются в соответствии с законодательством о государственных услугах;

  1. В целях развития конкуренции на внутреннем рынке, Агентством внесены рекомендации по рынкам реализации арматуры и оказания сервисных услуг по добыче твердых полезных ископаемых (ТПИ).

Так, постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 марта 2024 года №191 при осуществлении государственных закупок установлено изъятие из национального режима арматуры, происходящей из иностранных государств;

Вместе с тем, введен запрет на вывоз стальных заготовок за пределы РК.

В Кодекс «О недрах и недропользовании» внесены соответствующие поправки в части обеспечения перехода на учет запасов и ресурсов по методологии CRIRSCO. Также, в кодекс внесены изменения в части предоставления прав на недропользование по твердым полезным ископаемым местным и иностранным инвесторам исключительно через аукционы.

В целях обеспечения прозрачности, результаты проведенных аукционов по ТПИ публикуются в открытом доступе на платформе «E-Qazyna.kz».

 

  1. Выявление и пресечение нарушений

 

За 9 месяцев 2024 года антимонопольным органом вынесено                                      121 уведомление о наличии в действиях (бездействии) признаков нарушения в области защиты конкуренции, из которых исполнено 101 или 83,5% уведомлений.

Количество согласованных проектов внешнего акта антимонопольного комплаенса с начала текущего года составило 462 проектов.

Вместе с тем, основное внимание антимонопольный орган уделяет более «злостным» антимонопольным нарушениям, наносящим наиболее ощутимый экономический ущерб, в том числе такие нарушения, как антиконкурентные соглашения, злоупотребление доминирующим или монопольным положением.

К примеру значимых можно отнести следующие расследования:

  1. Агентством проведено расследование в отношении ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» (далее – КТЖ-ГП) за период 2020 года и 7 месяцев 2021 года по факту злоупотребления доминирующим положением на рынке перевозки грузов, а именно в части применения разных условий к равнозначным соглашениям без объективно оправданных на то причин.

КТЖ-ГП при заключении договоров с контрагентами на перевозку грузов, применял понижающий коэффициент (скидку) при условии выполнения гарантированного объема перевозки нефти и нефтепродуктов в размере 400 тыс. тонн, однако по аналогичным договорам, заключенным с АО «КTZ Express», понижающий коэффициент применялся без дополнительных условий по гарантированным объемам перевозки.

Таким образом, КТЖ-ГП, применяя льготные условия к АО «КTZ Express», предоставил конкурентное преимущество, которое создало привилегированное положение относительно иных экспедиторских компаний.

КТЖ-ГП, не согласившись с результатами расследования, обжаловал решение Агентства.

Постановлением судебной коллегии Верховного Суда РК                                               от 30 мая 2024 года результаты расследования признаны законными.

  1. Агентством проведено расследование деятельности ТОО «Парк хранения сжиженного нефтяного газа» (далее - Товарищество). В результате было установлено нарушение законодательства РК в области защиты конкуренции, заключающееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке сжиженного нефтяного газа через установление монопольно высоких цен.

Специализированный суд по административным правонарушениям города Атырау решением от 5 марта 2024 года привлек Товарищество к административной ответственности. В итоге конфискован монопольный доход в размере свыше 955 млн тенге и наложен административный штраф                                      в сумме162 млн тенге.

Апелляционная инстанция судебной коллегии по уголовным делам Атырауского областного суда подтвердила решение первой инстанции, отклонив жалобу Товарищества.

Постановление суда вступило в законную силу.

  1. По результатам расследований, проведенных Агентством, АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» (НЦЭС), организация, предоставляющая услуги в области метрологии и сертификации, привлечена к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке. Компания была признана виновной в установлении монопольно высоких цен на услуги метрологии (поверка и калибровка средств измерений) за период с января 2020 года по декабрь 2021 года и услуг по подтверждению соответствия товаров (испытание, сертификация, декларирование продукции и услуг) за период с января 2021 года по август 2022 года.

По результатам расследования выявлено, что НЦЭС включало в себестоимость услуг затраты, не связанные непосредственно с их предоставлением, что привело к необоснованному повышению цен. Агентством возбуждены административные дела в отношении НЦЭС, материалы дела были переданы в Суд.

В результате Специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям города Астаны наложил на НЦЭС штрафы: 370,3 миллиона тенге за услуги в сфере метрологии и 222,5 миллиона тенге за услуги по подтверждению соответствия товаров.

Общая сумма штрафа составила 592,7 миллиона тенге, которая была оплачена в полном объеме.

  1. Агентством завершено расследование в отношении ТОО «Petrosun» (далее – Товарищество) по факту злоупотребления доминирующим положением, выраженном в отказе от заключения договоров по реализации дизельного топлива с отдельными покупателями, что привело к ограничению конкуренции на товарном рынке.

16 июля т.г. постановлением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда оставлены без изменения судебные акты местных судов, которыми итоги расследования признаны законными.

12 сентября т.г. постановлением Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Алматы, Товарищество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 159 Кодекса «Об административных правонарушениях», в связи с повторным нарушением, совершенным в течение года после предыдущего взыскания.

Товарищество подвергнуто административному взысканию в размере 875 млн. тенге.

Постановление не вступило в законную силу.

  1. В апреле текущего года Агентством завершено расследование в отношении АО «KEGOC» (далее – Общество) по факту злоупотребления монопольным положением, выраженном в ущемлении прав и законных интересов энергоснабжающих организаций (далее – ЭСО) на территории г. Астана путем выставления им дополнительных счетов для оплаты услуг по передаче электроэнергии по национальной электрической сети (далее – НЭС) за закрытый период.

В ходе расследования установлено, что в октябре 2020 года, в связи с вводом в эксплуатацию 2 дополнительных энергоблоков, часть вырабатываемой ТЭЦ-2 АО «Астана-Энергия» электрической энергии начали передавать потребителям г. Астаны через линии 220 кВ «ЦГПП-Осакаровка», принадлежащего Обществу, что привело к дополнительным затратам для ЭСО столицы.

В феврале 2022 года филиалом Общества - Национальным диспетчерским центром на основании письма АО «Астана-РЭК» (о корректировке факт баланса за период с июля по декабрь 2021 года) в адрес 14 контрактных потребителей ТЭЦ-2 произведено дополнительное распределение объемов ЭЭ по НЭС в объеме 122,1 млн. кВтч, и выставлены дополнительные счет-фактуры.

При этом, в соответствии с пунктом 9 статьи 12 Закона «Об электроэнергетике», субъекты оптового рынка электрической энергии (прим. в частности энергоснабжающие организации) обязаны оплачивать услуги по пользованию НЭС и услуги по передаче электрической энергии по НЭС на основании фактически потребленных ими за расчетный период (календарный месяц) объемов ЭЭ согласно показаниям приборов коммерческого учета ЭЭ по тарифам, указанным в соответствующих договорах.

Более того, согласно пункта 13 Главы 4 Типового договора на оказание услуг по передаче ЭЭ по НЭС (далее – Типовой договор), стороны оформляют в срок до пятого числа календарного месяца, следующего за расчетным, акт выполненных работ (оказанных услуг) по переданной за соответствующий расчетный период электрической энергии, который подписывается и заверяется печатями сторон (в случае их наличия).

Таким образом, такие данные должны формироваться на ежемесячной основе, а не на полугодовой.

В этой связи, Общество не имело законного права осуществлять корректировку фактического баланса за июль-декабрь 2021 года в 2022 году и производить доначисления.

Данное обстоятельство повлекло нарушение прав ЭСО, которые в отличии от Общества не стали в нарушение законодательства за закрытый период производить корректировку своим потребителям.

Постановлением Специализированного суда по административным правонарушениям города Астана от 11 сентября 2024 года, Общество привлечено к административной ответственности по части 3-1 статьи 159 КоАП РК, решение не вступило в законную силу.

Агентством принято участие в судебных разбирательствах по искам Общества к ЭСО.

Так, решениями Специализированного экономического суда (от 26, 28 июля и 30 августа, не вступили в законную силу) в удовлетворении исковых требований Общества о взыскании задолженности с ТОО «Астанаэнергосбыт» (150, 6 млн. тенге), ТОО «Энергокомпани-ПВ» (74, 5 млн. тенге) и ТОО «Самға-Энерго» (40 млн. тенге) отказано.

  1. Агентством завершено расследование в отношении АО «КазТрансГаз Аймак», ТОО «GAS QURYLYS» и ТОО «Газ Строй Холдинг», в результате чего, в действиях АО «КазТрансГаз Аймак», ТОО «GAS QURYLYS» установлены факты нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, при заключении соглашения на приобретение услуг по монтажу и подключению к системе газоснабжения потребителей.

В соответствии с требованием Закона Республики Казахстан «О газе и газоснабжении» выбор поставщика строительно-монтажных работ при подключении потребителей к природному газу, является законодательным правом потребителя.

Подключаемые газовые сети и оборудования физических и юридических лиц к газораспределительной системе являются их собственностью.

Однако, АО «КазТрансГаз Аймак», ТОО «GAS QURYLYS» заключив антиконкурентные договора по закупу строительно-монтажных работ, не только лишили право выбора монтажной организации потребителями, но и ограничили свободную конкуренцию определив единого поставщика услуг в лице ТОО «GAS QURYLYS».

Решениями Специализированного межрайонного административного суда города Астаны, в удовлетворении административных исков АО «КазТрансГаз Аймак» и ТОО «GAS QURYLYS» к Департаменту отказано.

Постановлением судебной коллегии по административным делам суда города Астаны от 27 августа 2024 года решение суда первой инстанции по иску ТОО «GAS QURYLYS» оставлено без изменения.

АО «КазТрансГаз Аймак» подана апелляционная жалоба в суд города Астаны.

  1. Департаментом Агентства по защите и развитию конкуренции РК по городу Астана (далее – Департамент) совместно с органами прокуратуры проведена проверка в отношении АО «НК «КазМунайГаз» (далее – Общество) на предмет соблюдения антимонопольного законодательства за истекший период 2023 года.

По итогам проверки в действиях Общества установлены факты злоупотребления своим доминирующим положением в части ограничения реализации нефтепродуктов.

Так, Общество в период с января по апрель 2023 года игнорировало поданные заявки на реализацию нефтепродуктов, а в некоторых случаях создавало дискриминационные условия путем сокращения объемов нефтепродуктов с отдельными покупателями при наличии на момент обращения возможности реализации нефтепродуктов.

Учитывая вышеизложенное, Департаментом возбуждено административное производство в отношении Общества по части 3–1 статьи 159 КоАП РК.

Постановлением Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Астаны от 27 июня 2024 года Общество привлечено к административной ответственности на сумму 539,4 млн тенге.

На сегодняшний день штраф оплачен в полном объеме.

  1. В январе 2024 года АЗРК выявлено антиконкурентное соглашение между HILL Corporation и КТЖ ГП на сумму более 12 млрд. тенге в сфере поставки моторного масла для локомотивов.

КТЖ ГП при закупке моторных масел применяло дискриминационные условия к потенциальным поставщикам, которые были направлены на устранение их участия в закупках.

Таким образом, изначально действия КТЖ-ГП совершались в интересах HILL Corporation.

Сумма монопольного дохода, подлежащего изъятию 624 млн. тенге.

В настоящее время, HILL Corporation и КТЖ-ГП обжалуют результаты расследования в рамках АППК.

При этом, решением СМАС города Астана итоги расследования признаны законными и постановлением СКАД судом города Астаны данное решение оставлено в силе (решение не вступило в законную силу, подана кассационная жалоба).

 

 

  1. Международное сотрудничество

 

Агентством ведется работа, направленная на укрепление международного сотрудничества с зарубежными антимонопольными ведомствами, как в рамках функционирования международных интеграционных объединений, так и на двусторонней основе.

С начала текущего года делегации Агентства приняли участие в следующих мероприятиях:

  1. 23 января 2024 года делегация под руководством Председателя Агентства, приняла участие в стартовом заседании первых руководителей антимонопольных органов стран Организации тюркских государств (ОТГ) в рамках создания Совета по конкуренции тюркских государств. Мероприятие прошло в городе Стамбул, где руководители антимонопольных органов обсудили вопросы, касающиеся будущей деятельности организации и ее долгосрочных перспектив.

Учитывая председательство Казахстана в ОТГ в текущем году,                      Главой государства было отмечено, что наша страна заинтересована в дальнейшем развитии ОТГ, а также перед Агентством стоит не менее важная задача по дальнейшему укреплению тюркской интеграции в рамках развития сотрудничества в области конкуренции;

  1. В период с 30 по 31 мая 2024 года делегацией Агентства во главе с Заместителем Председателя Самбетовым Б.К. принято участие в ряде мероприятий в г. Душанбе (Республика Таджикистан).

30 мая 2024 года состоялась первая встреча руководителей антимонопольных ведомств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где участники обсудили текущее состояние и перспективы сотрудничества.

Также в этот день прошло 42-ое заседание Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников СНГ.

31 мая 2024 года состоялось 56-ое заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), где, в том числе, обсуждались вопросы о деятельности антимонопольных органов государств-участников СНГ на отдельных рынках социально значимых товаров, а также о наиболее значимых событиях за текущий период.

В вышеуказанных мероприятиях приняли участие руководители и представители антимонопольных органов Азербайджана, Армении, Беларуси, Индии, Кыргызстана, Пакистана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также представители Исполкома СНГ, Евразийской экономической комиссии.

  1. 26 марта 2024 года текущего года Первый заместитель Председателя Агентства Ахметов Р.Н. принял участие в качестве спикера в ежегодной Встрече руководителей антимонопольных ведомств, организованной Региональным центром ОЭСР по конкуренции в городе Будапешт (Венгерская Республика).

При участии Председателя Комитета по конкуренции ОЭСР Фредерика Женни, представителя Европейского суда Марии Рантоу и профессора Бизнес-школы Мадрид Франциско Маркос главы антимонопольных ведомств обсудили актуальные вопросы взаимодействия антимонопольных органов с судебной системой и контроля за слияниями в странах Европейского союза и Центральной Азии.

  1. В период с 10 по 14 июня 2024 года прошла Неделя конкуренции ОЭСР 2024, организованная Комитетом по конкуренции ОЭСР.

Сотрудники Агентства приняли онлайн участие в ежегодном заседании Комитета по конкуренции ОЭСР и его рабочих групп № 2 и № 3.

Подготовлена обзорная информация Агентства (сontributions) к круглым столам ОЭСР по следующим темам:

- «Конкуренция и регулирование в сфере профессиональных услуг»;

- «Монополизация, создание защиты (Moat Building) и стратегии укрепления позиций (Entrenchment)»;

- «Стимулирование конкуренции в промышленной политике»;

- «Взаимосвязь между конкуренцией и конфиденциальностью».

  1. 8 августа 2024 года Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым осуществлен государственный визит в Республику Казахстан в г. Астана, в рамках которого подписаны ряд документов, затрагивающих межрегиональное сотрудничество (информация на сайте Акорды: https://www.akorda.kz/ru/prezidenty-kazahstana-i-uzbekistana-proveli-brifing-dlya-predstaviteley-smi-871746).

В частности, Председателем Агентства Маратом Омаровым и Председателем Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан подписан Протокол о сотрудничестве в области конкурентной политики.

Углубление двухстороннего сотрудничества между антимонопольными органами Казахстана и Узбекистана позволит осуществлять взаимный обмен опытом по выявлению и пресечению нарушений законодательства в области защиты конкуренции, проводить совместные исследования на товарных рынках, осуществлять повышение квалификации сотрудников, а также организовывать двусторонние встречи и мероприятия.

  1. 30 сентября текущего года в городе Ереван начал свою работу Евразийский экономический форум, посвященный 10-летию подписания Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Основная тема форума — «10 лет ЕАЭС: Перспективы и приоритеты».

Заместитель Председателя Агентства Ерлан Альжан выступил в качестве спикера на сессии блока по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии посредством видеоконференцсвязи.

В рамках указанной сессии Ерлан Альжан рассказал о законодательных изменениях в сфере конкуренции в Республике Казахстан и представил правоприменительную практику Агентства по регулированию цифровых рынков.

Участники сессии обсудили основные тенденции в развитии конкуренции в странах ЕАЭС и обозначили перспективы дальнейшего развития Евразийской экономической комиссии с целью обеспечения равных конкурентных условий на трансграничных рынках ЕАЭС.

Дата публикации
18 октября 2024