Заключение по итогам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг предоставления доступа к электронным торговым площадкам в целях розничной реализации товаров

Заключение

по итогам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке

услуг предоставления доступа к электронным торговым площадкам в целях розничной реализации товаров

 

г. Астана                                                                                   декабрь 2023 года

 

  1. Общие положения

Департаментом финансовых рынков Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее - Департамент) проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг предоставления услуг предоставления доступа к электронным торговым площадкам в целях розничной реализации товаров за период с 2021 по 2022 годы и первое полугодие 2023 года.

Анализ проведен в соответствии со статьей 196 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и Методикой по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденной Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 27 июля 2023 года № 11 (далее - Методика).

Для выполнения анализа были использованы информация Бюро национальной статистики, Комитета государственных доходов Министерства финансов, субъектов рынка.

 

  1. Определение критериев взаимозаменяемости товаров

Деятельность электронных торговых площадок регулируется Законом «О регулировании торговой деятельности» (далее - Закон).

В соответствии с подпунктом 58 статьи 1 Закона электронная торговая площадка – это интернет-ресурс, обеспечивающий инфраструктуру участникам электронной торговли, в том числе заключение договоров между ними на оказание работ и услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Согласно пункту 2-1 статьи 29-1 Закона инфраструктура электронной коммерции на электронной торговой площадке включает в себя:

  • внутренние требования электронной торговой площадки к участникам электронной торговли;
  • возможность безналичного расчета за товар (работы, услуги) с использованием банковских платежных систем;
  • организацию или координацию доставки товара (работы, услуги);
  • обеспечение взаиморасчетов между покупателем и продавцом, в том числе при возврате товара (работы, услуги);
  • предоставление возможности совершения договора купли-продажи, договора об оказании услуг посредством информационно-коммуникационных технологий путем обмена электронными документами или электронными сообщениями;
  • организацию разрешения споров, возникших между покупателем и продавцом, в том числе в рамках защиты прав потребителей;
  • внутренние процедуры по недопущению некорректных действий продавцов и (или) предоставление ими недостоверной информации покупателю для предотвращения незаконной торговли;
  • программное обеспечение, технические комплексы, обеспечивающие и сопровождающие электронную торговлю и работу электронной торговой площадки через защищенные каналы связи.

Согласно данным Бюро национальной статистики в 2022 году основная доля (57% или 1,1 трлн. тенге) в общем объеме электронной торговли товарами (1,9 трлн. тенге) приходится на электронные торговые площадки, что указывает на наличие высокого спроса на их услуги.

Вместе с тем, розничная реализация товаров в Республике Казахстан посредством электронных торговых площадок осуществляется в соответствии с условиями публичного договора, с которыми продавцы соглашаются при регистрации на электронной торговой площадке.

При этом, взимание платы (комиссия) за услуги электронных торговых площадок, рассматриваемых в настоящем анализе, предусмотрена для продавцов.

С учетом этого, наименование услуги определено как «услуги предоставления доступа к электронным торговым площадкам в целях розничной реализации товаров».  

Между тем, услуги цифровых сервисов по размещению объявлений о продаже товаров, а также социальные сети не могут являться взаимозаменяемыми поскольку данные виды цифровых платформ отличаются функциональным назначением (сделки по продаже товара совершатся непосредственно на электронной торговой площадке) и не соответствуют вышеуказанным свойствам инфраструктуры электронных торговых площадок, рассматриваемых в настоящем анализе.

Более того, стоимость услуг электронных торговых площадок формируются в процентном выражении в отличие от разовой платы указанных цифровых сервисов, что также указывает на отсутствие оснований включения в одну группу взаимозаменяемых услуг

Также, электронные магазины и цифровые сервисы государственных закупок, электронные торговые системы товарных бирж не рассматриваются в настоящем анализе поскольку такие цифровые платформы отличаются своим назначением (для госзаказа), способом продажи товаров (проводятся торги) и регулируются отдельным законодательством (законы о государственных закупках, недрах и недропользовании, товарных биржах и т.д.).

        

  1. Определение границ товарного рынка

В соответствии с пунктом 17 главы 3 Методики, границы товарного рынка определяют территорию, на которой потребители приобретают товар или взаимозаменяемый товар, если его приобретение нецелесообразно за пределами данной территории по экономическим, технологическим и другим причинам.

Регистрация продавцов в электронной торговой площадке осуществляется дистанционно электронным способом и не требует посещения офисов.

С учетом этого, географическими границами данного рынка услуг определены - территория Республики Казахстан.

 

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка

С учетом цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации временным интервалом исследования товарного рынка определен период с 2021 по 2022 годы и первое полугодие 2023 года.

 

  1. Определение состава субъектов рынка, действующих на товарном рынке

         В рамках анализа установлены следующие электронные торговые площадки, оказывающие платные услуги розничным продавцам, расположенных в Республике Казахстан:

  • ТОО «Kaspi Магазин»;
  • ТОО «Halyk Finservice» (Halyk Market);
  • ООО «Интернет Решения (Ozon);
  • ТОО «INDEX» (Forte Market);
  • ТОО «Jusan Mart» (Jusan Market);
  • ООО «Купишуз» (Lamoda);
  • ТОО «ИМВБКЗ (Wildberries);
  • Амазон (Amazon);
  •  
  1. Расчет объема товарного рынка и долей субъектов рынка на товарном рынке

Доля субъекта рынка на соответствующем товарном рынке определяется как отношение объема реализации субъектом рынка товара или взаимозаменяемых товаров в пределах границ рынка к общему объему соответствующего товарного рынка.

Расчет долей электронных торговых площадок по итогам 2021 года:

Наименование субъекта рынка

Доля, %

HHI*

 

1

ТОО «Kaspi Магазин»

97,2

9448

ООО «Интернет Решения» (Ozon)

0,05

0,0

2

ТОО «Jusan Mart» (Jusan Market)

1,17

1,4

3

ТОО «INDEX» (Forte Market)

0,86

0,7

4

ТОО «Halyk Finservice» (Halyk Market)

0,71

0,5

5

ООО «Купишуз» (Lamoda)

0,05

0,0

 

Итого

100%

9450

* индекс Герфиндаля – Гиршмана (ННI)

Согласно приведенным расчетам, субъектом рынка, занимающим доминирующее положение по итогам 2021 года, является ТОО «Kaspi Магазин» с долей свыше 35%.

Расчет долей электронных торговых площадок по итогам 2022 года:

Наименование субъекта рынка

Доля, %

HHI*

 

1

ТОО «Kaspi Магазин»

77,4

5 988

ООО «Интернет Решения» (Ozon)

0,1

0,01

2

ТОО «ИМВБКЗ» (Wildberries)

15,2

231,04

3

ТОО «Jusan Mart» (Jusan Market)

6,4

40,96

4

ТОО «INDEX» (Forte Market)

0,45

0,20

5

ТОО «Halyk Finservice» (Halyk Market)

0,5

0,20

6

ООО «Купишуз» (Lamoda)

0,03

0,00

 

Итого

100

6 260

* индекс Герфиндаля – Гиршмана (ННI)

Согласно указанной таблице, субъектами рынка, занимающими доминирующее положение по итогам 2022 года, являются ТОО «Каспи Магазин» и ТОО «ИМВБКЗ» (Wildberries) по совокупной доле более чем 50%.

 

Расчет долей электронных торговых площадок по итогам первого полугодия 2023 года:

Наименование субъекта рынка

Доля, %

HHI*

 

1

ТОО «Kaspi Магазин»

77,1

5943

ООО «Интернет Решения» (Ozon)

0,2

0,0

2

ТОО «ИМВБКЗ» (Wildberries)

17,2

295,5

3

ТОО «Jusan Mart» (Jusan Market)

4,5

20,4

4

ТОО «Halyk Finservice» (Halyk Market)

0,5

0,3

5

ТОО «INDEX» (Forte Market)

0,5

0,2

6

ООО «Купишуз» (Lamoda)

0,0

0,0

 

Итого

100

     6 260

* индекс Герфиндаля – Гиршмана (ННI)

Согласно приведенным расчетам, субъектами рынка, занимающими доминирующее положение по итогам первого полугодия 2023 года, являются ТОО «Каспи Магазин» и ТОО «ИМВБКЗ» (Wildberries) по совокупной доле более чем 50%.

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

В соответствии со значениями индексов Герфиндаля – Гиршмана (ННI) 1000 <ННI <2000 рынок услуг доступа продавцов товаров к электронным торговым площадкам за исследуемые периоды относится к высоко концентрированным товарным рынкам:

 

2021 год

2022 год

1 п. 2023 года

Коэффициент концентрации (CR), %

99%

97,13%

97,36%

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

Электронная торговая площадка одна из самых перспективных форматов электронной торговли. Осуществление данным видом деятельности требует значительных капиталовложений, при этом, административных ограничений нет (деятельность электронных торговых площадок не лицензируется).

 

  1. Заключение

Анализ проведен в целях определения уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение.

Наименование услуги определено: «услуги предоставления доступа к электронным торговым площадкам в целях розничной реализации товаров».

Географическими границами определены - территория Республики Казахстан.

Временной интервал анализа: период с 2021 по 2022 годы и первое полугодие 2023 года.

В состав субъектов рынка вошли 9 электронных торговых площадок, оказывающие платные услуги розничным продавцам, расположенных в Республике Казахстан.

В соответствии со значениями коэффициента концентрации исследуемый рынок услуг является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

         По итогам 2021 года ТОО «Каспи Магазин» занимает доминирующее положение с долей более чем 35%.

         По итогам 2022 года и 1 полугодия 2023 года ТОО «Каспи Магазин» ТОО «ИМВБКЗ» (Wildberries) занимают доминирующее положение по совокупной доле более чем 50%.

 

Директор Департамента                                                 А. Суюндиков

Дата публикации
22 февраля 2024