Заключение
по итогам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке
услуг предоставления доступа к электронным торговым площадкам в целях розничной реализации товаров
г. Астана декабрь 2023 года
Департаментом финансовых рынков Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее - Департамент) проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг предоставления услуг предоставления доступа к электронным торговым площадкам в целях розничной реализации товаров за период с 2021 по 2022 годы и первое полугодие 2023 года.
Анализ проведен в соответствии со статьей 196 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и Методикой по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденной Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 27 июля 2023 года № 11 (далее - Методика).
Для выполнения анализа были использованы информация Бюро национальной статистики, Комитета государственных доходов Министерства финансов, субъектов рынка.
Деятельность электронных торговых площадок регулируется Законом «О регулировании торговой деятельности» (далее - Закон).
В соответствии с подпунктом 58 статьи 1 Закона электронная торговая площадка – это интернет-ресурс, обеспечивающий инфраструктуру участникам электронной торговли, в том числе заключение договоров между ними на оказание работ и услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Согласно пункту 2-1 статьи 29-1 Закона инфраструктура электронной коммерции на электронной торговой площадке включает в себя:
Согласно данным Бюро национальной статистики в 2022 году основная доля (57% или 1,1 трлн. тенге) в общем объеме электронной торговли товарами (1,9 трлн. тенге) приходится на электронные торговые площадки, что указывает на наличие высокого спроса на их услуги.
Вместе с тем, розничная реализация товаров в Республике Казахстан посредством электронных торговых площадок осуществляется в соответствии с условиями публичного договора, с которыми продавцы соглашаются при регистрации на электронной торговой площадке.
При этом, взимание платы (комиссия) за услуги электронных торговых площадок, рассматриваемых в настоящем анализе, предусмотрена для продавцов.
С учетом этого, наименование услуги определено как «услуги предоставления доступа к электронным торговым площадкам в целях розничной реализации товаров».
Между тем, услуги цифровых сервисов по размещению объявлений о продаже товаров, а также социальные сети не могут являться взаимозаменяемыми поскольку данные виды цифровых платформ отличаются функциональным назначением (сделки по продаже товара совершатся непосредственно на электронной торговой площадке) и не соответствуют вышеуказанным свойствам инфраструктуры электронных торговых площадок, рассматриваемых в настоящем анализе.
Более того, стоимость услуг электронных торговых площадок формируются в процентном выражении в отличие от разовой платы указанных цифровых сервисов, что также указывает на отсутствие оснований включения в одну группу взаимозаменяемых услуг
Также, электронные магазины и цифровые сервисы государственных закупок, электронные торговые системы товарных бирж не рассматриваются в настоящем анализе поскольку такие цифровые платформы отличаются своим назначением (для госзаказа), способом продажи товаров (проводятся торги) и регулируются отдельным законодательством (законы о государственных закупках, недрах и недропользовании, товарных биржах и т.д.).
В соответствии с пунктом 17 главы 3 Методики, границы товарного рынка определяют территорию, на которой потребители приобретают товар или взаимозаменяемый товар, если его приобретение нецелесообразно за пределами данной территории по экономическим, технологическим и другим причинам.
Регистрация продавцов в электронной торговой площадке осуществляется дистанционно электронным способом и не требует посещения офисов.
С учетом этого, географическими границами данного рынка услуг определены - территория Республики Казахстан.
С учетом цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации временным интервалом исследования товарного рынка определен период с 2021 по 2022 годы и первое полугодие 2023 года.
В рамках анализа установлены следующие электронные торговые площадки, оказывающие платные услуги розничным продавцам, расположенных в Республике Казахстан:
Доля субъекта рынка на соответствующем товарном рынке определяется как отношение объема реализации субъектом рынка товара или взаимозаменяемых товаров в пределах границ рынка к общему объему соответствующего товарного рынка.
Расчет долей электронных торговых площадок по итогам 2021 года:
№ |
Наименование субъекта рынка |
Доля, % |
HHI* |
1 |
ТОО «Kaspi Магазин» |
97,2 |
9448 |
ООО «Интернет Решения» (Ozon) |
0,05 |
0,0 |
|
2 |
ТОО «Jusan Mart» (Jusan Market) |
1,17 |
1,4 |
3 |
ТОО «INDEX» (Forte Market) |
0,86 |
0,7 |
4 |
ТОО «Halyk Finservice» (Halyk Market) |
0,71 |
0,5 |
5 |
ООО «Купишуз» (Lamoda) |
0,05 |
0,0 |
|
Итого |
100% |
9450 |
* индекс Герфиндаля – Гиршмана (ННI)
Согласно приведенным расчетам, субъектом рынка, занимающим доминирующее положение по итогам 2021 года, является ТОО «Kaspi Магазин» с долей свыше 35%.
Расчет долей электронных торговых площадок по итогам 2022 года:
№ |
Наименование субъекта рынка |
Доля, % |
HHI* |
1 |
ТОО «Kaspi Магазин» |
77,4 |
5 988 |
ООО «Интернет Решения» (Ozon) |
0,1 |
0,01 |
|
2 |
ТОО «ИМВБКЗ» (Wildberries) |
15,2 |
231,04 |
3 |
ТОО «Jusan Mart» (Jusan Market) |
6,4 |
40,96 |
4 |
ТОО «INDEX» (Forte Market) |
0,45 |
0,20 |
5 |
ТОО «Halyk Finservice» (Halyk Market) |
0,5 |
0,20 |
6 |
ООО «Купишуз» (Lamoda) |
0,03 |
0,00 |
|
Итого |
100 |
6 260 |
* индекс Герфиндаля – Гиршмана (ННI)
Согласно указанной таблице, субъектами рынка, занимающими доминирующее положение по итогам 2022 года, являются ТОО «Каспи Магазин» и ТОО «ИМВБКЗ» (Wildberries) по совокупной доле более чем 50%.
Расчет долей электронных торговых площадок по итогам первого полугодия 2023 года:
№ |
Наименование субъекта рынка |
Доля, % |
HHI* |
1 |
ТОО «Kaspi Магазин» |
77,1 |
5943 |
ООО «Интернет Решения» (Ozon) |
0,2 |
0,0 |
|
2 |
ТОО «ИМВБКЗ» (Wildberries) |
17,2 |
295,5 |
3 |
ТОО «Jusan Mart» (Jusan Market) |
4,5 |
20,4 |
4 |
ТОО «Halyk Finservice» (Halyk Market) |
0,5 |
0,3 |
5 |
ТОО «INDEX» (Forte Market) |
0,5 |
0,2 |
6 |
ООО «Купишуз» (Lamoda) |
0,0 |
0,0 |
|
Итого |
100 |
6 260 |
* индекс Герфиндаля – Гиршмана (ННI)
Согласно приведенным расчетам, субъектами рынка, занимающими доминирующее положение по итогам первого полугодия 2023 года, являются ТОО «Каспи Магазин» и ТОО «ИМВБКЗ» (Wildberries) по совокупной доле более чем 50%.
В соответствии со значениями индексов Герфиндаля – Гиршмана (ННI) 1000 <ННI <2000 рынок услуг доступа продавцов товаров к электронным торговым площадкам за исследуемые периоды относится к высоко концентрированным товарным рынкам:
|
2021 год |
2022 год |
1 п. 2023 года |
Коэффициент концентрации (CR), % |
99% |
97,13% |
97,36% |
Электронная торговая площадка одна из самых перспективных форматов электронной торговли. Осуществление данным видом деятельности требует значительных капиталовложений, при этом, административных ограничений нет (деятельность электронных торговых площадок не лицензируется).
Анализ проведен в целях определения уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение.
Наименование услуги определено: «услуги предоставления доступа к электронным торговым площадкам в целях розничной реализации товаров».
Географическими границами определены - территория Республики Казахстан.
Временной интервал анализа: период с 2021 по 2022 годы и первое полугодие 2023 года.
В состав субъектов рынка вошли 9 электронных торговых площадок, оказывающие платные услуги розничным продавцам, расположенных в Республике Казахстан.
В соответствии со значениями коэффициента концентрации исследуемый рынок услуг является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.
По итогам 2021 года ТОО «Каспи Магазин» занимает доминирующее положение с долей более чем 35%.
По итогам 2022 года и 1 полугодия 2023 года ТОО «Каспи Магазин» ТОО «ИМВБКЗ» (Wildberries) занимают доминирующее положение по совокупной доле более чем 50%.
Директор Департамента А. Суюндиков