Об утверждении Правил проведения секторального анализа с целью установления целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде

 

Об утверждении Правил проведения секторального анализа с целью установления целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде

 

В соответствии с пунктом 7 и подпунктом 2) пункта 19 Положения об Агентстве по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – Агентство) ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые Правила проведения секторального анализа с целью установления целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде.
  2. Департаменту экономической концентрации и контроля государственных предприятий Агентства в установленном законодательством порядке обеспечить размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства.
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства.
  4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Председатель

 

С. Жумангарин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждены

приказом Председателя Агентства

по защите и развитию конкуренции

Республики Казахстан

от                  2022 года

 

 

Правила проведения секторального анализа состояния с целью установления целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде

 

Глава 1. Общие положения

 

  1. Правила проведения секторального анализа с целью установления целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде разработаны в соответствии с пунктом 7 и подпунктом 2) пункта 19 Положения об Агентстве и применяются при проведении секторального анализа с целью установления целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде (далее – секторальный анализ).
  2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
  • КАТО – классификатор административно-территориальных объектов;
  • ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;
  • индекс Герфиндаля-Гиршмана – индекс оценки степени монополизации рынка.
  • предприятие – государственное предприятие, товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, в том числе национальный управляющий холдинг, национальный холдинг, национальная компания, учредителем, участником или акционером которого является государство, а также дочернее, зависимое и иное юридическое лицо, являющиеся аффилированным с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
  1. В настоящих Правилах принимаются следующие допущения:
  • секторальный анализ проводится на основе четырехзначных кодов ОКЭД 4;
  • предприятия анализируются на основе привязки к населенному пункту, в котором локализовано предприятие отрасли, согласно коду по КАТО;
  • расчёт индекса Герфиндаля-Гиршмана проводится косвенным методом согласно данным по уплаченным налогам из налоговой базы по юридическим лицам.
  1. Секторальный анализ проводится для приоритезации секторов (отраслей) экономики для дальнейшей приватизации предприятий.

                   При проведении секторального анализа в качестве исходной информации используются данные из:

                   1) реестра государственного имущества;

                   2) статистического бизнес-регистра;

                   3) налоговой базы по юридическим лицам.

 

 

Глава 2. Порядок проведения секторального анализа

 

  1. Проведение секторального анализа включает следующие этапы:

1) объединение наблюдений по предприятиям в связке «КАТО-ОКЭД4» для привязки к населенному пункту, в котором локализовано предприятие отрасли.

Например, связка «населенный пункт-отрасль» по отрасли «передача электрической энергии» в городе Алматы кодируется следующим образом:

«750000000-3512»

где:

750000000 – КАТО г. Алматы;

3512 – ОКЭД отрасли.

2) проведение расчетов основных показателей:

доля государственного участия в налогах сектора в отдельном населенном пункте

 

степень монополизации сектора в населенном пункте.

Для расчета концентрации предприятий в отраслях экономики используется индекс Герфиндаля-Гиршмана, который рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов:

 

где:

Di – выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на товарном рынке;

n – общее количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке.

Индекс может варьироваться от 0 до 1. При этом, значение в 0,1800-1 является высококонцентрированным, 0,1000-0,1800 – умеренно концентрированным и <0,1000 – низкоконцентрированным.

Однако, в условиях отсутствия данных по объёму реализации товара хозяйствующих субъектов в открытом доступе, прямой расчёт невозможен. Для этих целей для расчёта индекса используются данные по уплаченным налогам согласно налоговой базе по юридическим лицам Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

Таким образом, индекс Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается по следующей формуле:

 

 

3) составление матрицы категоризации связок «КАТО-ОКЭД» по двум показателям:

доля участия государства в налогах отрасли отражается по вертикальной оси (Y);

индекс Герфиндаля-Гиршмана отражается по горизонтальной оси (X).

Пороги для выделения квадрантов матрицы:

по доле государственного участия – 35% (α)

по индексу Герфиндаля-Гиршмана – 0.1800 (β)  

Например, матрица категоризации связок «населенный пункт-отрасль»

 

индекс Герфиндаля-Гиршмана

β =0.1800

α =35%

 

 

4) определение категорий отраслей.

  1. По итогам проведения матричного анализа выделяются четыре категории предприятий.

Категория 1 – локальные государственные монополии - связки «КАТО-ОКЭД» с высокой долей предприятий в налогах (>35%),
и высоким HHI (>0.18).

Для этой категории применяются следующие решения.

В отношении предприятий, входящих в группы национальных управляющих холдингов и осуществляющих деятельность в коммерческих секторах, наиболее предпочтительным методом приватизации будет публичное размещение на фондовом рынке для развития финансового рынка.

В отношении крупных и средних предприятий, занятых в сфере предоставления общественно значимых услуг в крупных населенных пунктах, в которых существует высокая коммерческая привлекательность сектора, предпочтительным является инструмент аукциона по продаже государственной доли. После осуществления продажи обеспечивается антимонопольный мониторинг за деятельностью компании.

В отношении предприятий, оказывающих общественно значимые услуги в небольших населенных пунктах, применяется метод «управляющий контракт» в рамках Закона Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» (далее – Закон).

Использование этого метода позволит сохранить контроль над активами за государством и потенциально повысить эффективность деятельности предприятия за счет передачи в частное управление.

Категория 2 – значительное участие предприятий, низкая степень монополизации - связки «КАТО-ОКЭД» с высокой долей предприятий в налогах (>35%), и низким HHI (<0.18).

Выход государства из предприятий данной категории проходит
на условиях, препятствующих созданию частной монополии. Для этой категории применяются следующие решения:

передача в частный сектор путем заключения управляющего контракта для предприятий, не требующих дополнительных инвестиций и/или оказывающих общественно значимые услуги социального характера,
в соответствии с Законом;

заключение соглашения на условиях частной финансовой инициативы для предприятий, нуждающихся в дополнительных инвестициях
и оказывающих общественно значимые услуги в соответствии с Законом.

Категория 3 – незначительное участие предприятий, низкая степень монополизации - связки «КАТО-ОКЭД» с низкой долей предприятий в налогах (<50%), и низким HHI (<0.18).

Выход государства из данной категории представляется оптимальным
и не несет за собой значительных издержек. Для этой категории применяются следующие решения:

  • для предприятий со 100 % (стопроцентным) участием государства продажа государственного пакета через аукцион. В случае отсутствия интереса
    со стороны рынка – ликвидация предприятия;
  • для предприятий с мажоритарной долей государства частное размещение по продаже или передаче в управление с обязательством последующего выкупа государственной доли со стороны частного миноритарного партнера;
  • для предприятий с миноритарной долей государственного участия продажа государственной доли частному мажоритарному партнеру по рыночной стоимости. В случае отказа частного партнера от выкупа – инициирование процесса ликвидации предприятия.

Категория 4 – локальные частные монополии - связки «КАТО-ОКЭД» с низкой долей предприятий в налогах (<50%), и высоким HHI (>0,18).

Участие государства в этих секторах незначительное. Высокий уровень монополизации частными предприятиями показывает коммерческую привлекательность сектора. Для этой категории применяются следующие решения:

  • продажа государственной доли в предприятиях субъектам рынка;
  • в случае отсутствия коммерческого интереса со стороны субъектов рынка инициация процесса ликвидации предприятия.

 

 

Глава 3. Заключительное положение.

 

  1. По результатам проведенного секторального анализа готовится заключение, которое подписывается руководителем соответствующего структурного или территориального подразделения антимонопольного органа, ответственного за проведение секторального анализа.

 

 

 

приказ
Дата публикации
21 июня 2022