Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса

Об утверждении Методических рекомендаций

по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса

 

 

В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 195-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса.
  2. Управлению правового обеспечения Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) в течение десяти календарных дней после подписания настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Руководителя аппарата Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.
  2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

 

Утверждены
приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции
Республики Казахстан
от                  2022 года

 

 

Методические рекомендации

по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса

 

 

Глава 1. Общие положения

 

  1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к системе мер субъекта рынка по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства посредством разработки и внедрения внутреннего акта антимонопольного комплаенса.

При разработке и внедрении внутреннего акта антимонопольного комплаенса конкретного субъекта рынка могут учитываться особенности отрасли, внутренней структуры, потребности субъекта рынка, учитывая возникающие в его деятельности риски нарушения антимонопольного законодательства и иных параметров.

  1. В настоящих методических рекомендациях используются следующие понятия:

1) антимонопольное законодательство – законодательство Республики Казахстан в области защиты конкуренции, основанное на Конституции Республики Казахстан, нормах Предпринимательского кодекса (далее – Кодекс) и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;

2)_антимонопольный орган – центральный государственный орган и подчиненные ему территориальные подразделения, осуществляющие государственные функции по защите и развитию конкуренции;

3) внутренний акт антимонопольного комплаенса – внутренние документы, предусматривающие методы, способы оценки рисков, порядок организации работ субъектом (субъектами) рынка по управлению рисками совершения нарушений антимонопольного законодательства (далее – антимонопольный комплаенс).

К внутренним документам могут быть отнесены:

Инструкция по соблюдению антимонопольного законодательства сотрудниками субъекта рынка;

Инструкция по взаимодействию с антимонопольным органом при выполнении им своих полномочий;

Инструкция по организации внутреннего мониторинга за соблюдением сотрудниками антимонопольного комплаенса;

Типовая форма отчета по итогам оценки комплаенс-рисков деятельности субъекта рынка.

Правила торговой практики (торгово-сбытовой политики), иные внутренние акты, регулирующие взаимодействие субъекта рынка с иными лицами.

Указанный перечень носит рекомендательный характер. Субъект рынка определяет перечень необходимых документов в соответствии со своей организационной структурой и направлением деятельности;

4) риски нарушения антимонопольного законодательства – сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения и (или) устранения конкуренции;

5) корпоративное управление рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий;

6) уполномоченное подразделение (должностное лицо) – лицо, определяемое субъектом рынка, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением;

7) орган управления – орган (исполнительный орган, совет директоров, наблюдательный совет и т.п.), осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.

 

 

Глава 2.  Этапы разработки и внедрения антимонопольного комплаенса

 

  1. Разработка и внедрение антимонопольного комплаенса может включать следующие этапы:

1) формирование комплаенс-политики;

2) распределение ответственности;

3) оценку комплаенс-рисков;

4) создание механизмов управления рисками;

5) обеспечение исполнения принятых мер;

6) внедрение комплаенс-контроля;

7) оценку эффективности антимонопольного комплаенса.

 

 

Глава 3Содержание мероприятий по разработке и внедрению антимонопольного комплаенса

 

Параграф 1. Формирование комплаенс-политики

 

  1. При формировании комплаенс-политики определяются цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса.
  2. Целями и задачами антимонопольного комплаенса являются:

внедрение системы мониторинга и контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в политику корпоративного управления рисками;

соблюдение принципов состязательности, добросовестности, законности, соблюдение законных прав субъектов рынка и потребителей при осуществлении субъектом рынка своей деятельности;

заблаговременное выявление комплаенс-рисков, связанных с возможным нарушением антимонопольного законодательства;

активное и оперативное реагирование на возможные нарушения антимонопольного законодательства;

предотвращение возможных катастрофических убытков из-за нормативного правового несоответствия;

создание конкурентных преимуществ в своей деятельности;

управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;

создание системы внутреннего реагирования, мониторинга и контроля за соблюдением антимонопольного законодательства сотрудниками субъекта рынка;

обеспечение информированности сотрудников субъекта рынка о требованиях антимонопольного законодательства, действующей системе антимонопольного комплаенса и об ответственности за нарушения.

иные цели и задачи, направленные на соблюдение антимонопольного законодательства Республики Казахстан.

  1. При разработке и внедрении антимонопольного комплаенса субъекту рынка рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

заинтересованность руководства субъекта рынка в эффективности функционирования системы антимонопольного комплаенса, а также вовлеченность сотрудников субъекта рынка в реализацию положений антимонопольного комплаенса;

регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, а также постоянное совершенствование и повышение эффективности системы антимонопольного комплаенса.

обеспечение возможности реагировать на риски в режиме реального времени;

повышение квалификации и наем специалистов для продвижения комплаенс-политики;

сотрудничество и синхронизация усилий для выработки консолидированного взгляда на риски;

заинтересованность в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

приверженность обозначенным целям и задачам антимонопольного комплаенса;

обеспечение информационной открытости функционирования антимонопольного комплаенса.

Перечисленные принципы не являются исчерпывающими. Субъект рынка определяет принципы в соответствии со своей организационной структурой и направлением деятельности.

 

 

Параграф 2. Распределение ответственности

 

  1. Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса осуществляет руководитель, действующий в соответствии с законодательными актами и учредительными документами либо уполномоченное лицо, определенное решением руководителя, который:

распределяет ответственность должностных лиц;

определяет уполномоченное подразделение (должностное лицо) по разработке и внедрению антимонопольного комплаенса, его задачи и ответственность;

вводит в действие антимонопольный комплаенс, вносит в него изменения, а также принимает иные внутренние документы, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;

применяет предусмотренные законодательством Республики Казахстан меры ответственности за несоблюдение антимонопольного комплаенса;

рассматривает материалы и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;

осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.

  1. При определении уполномоченного подразделения (должностного лица) следует руководствоваться следующими принципами:

подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководителю;

достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).

  1. К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) могут относиться следующие функции:

подготовка и представление руководству проекта антимонопольного комплаенса, проекта акта о внесении в него изменений и (или) дополнений (в случае необходимости), а также иных внутренних документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

выявление рисков и вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства;

консультирование работников по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;

организация взаимодействия работников по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

отслеживание изменений в антимонопольном законодательстве;

разработка процедуры и организация внутреннего мониторинга за соблюдением сотрудниками антимонопольного комплаенса;

взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с осуществлением им своих функций (проведение анализа товарного рынка, расследования и прочее);

информирование руководителя о внутренних документах и (или) действиях сотрудников, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.

  1. Сотрудники субъекта рынка обязаны соблюдать требования антимонопольного комплаенса, сообщать об известных им признаках нарушения антимонопольного законодательства уполномоченному подразделению (должностному лицу), принимать участие в мероприятиях по внедрению и функционированию антимонопольного комплаенса.

 

 

Параграф 3. Оценка комплаенс-рисков

 

  1. Оценка комплаенс-рисков и корреляция бизнес-процессов осуществляются на регулярной основе, не реже одного раза в год.
  2. При проведении оценки комплаенс-рисков могут проводиться следующие мероприятия:

анализ устава и иных внутренних документов субъекта рынка;

анализ договоров, заключаемых с потребителями, поставщиками и (или) иными субъектами рынка;

анализ практики оказания услуг потребителям;

опрос сотрудников;

осуществление сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства (при наличии)

анализ практики осуществления антимонопольного контроля на соответствующем и смежном товарном рынке;

подготовка заключения и перечня рисков нарушений антимонопольного законодательства;

 размещение информация о результатах проведенной оценки комплаенс- рисков на сайте субъекта рынка (при его наличии);

анализ ценовой политики, системы скидок на предмет соответствия нормам антимонопольного законодательства;

анализ сайта, рекламных буклетов субъекта рынка;

анализ документов, связанных с участием субъекта рынка в ассоциациях;

подготовка отчета с основными выводами по итогам проведенной оценки комплаенс-рисков субъекта рынка и рекомендациями по их устранению.

  1. 13. Перечень рисков включает:

организационные риски - риски, связанные с внутренней организацией работы субъекта рынка (ошибки менеджмента и (или) сотрудников субъекта рынка, несовершенство системы внутреннего контроля и пр.);

производственные риски – риски, связанные с производством товаров, работ, услуг, в процессе которого возникают проблемы нерационального использования сырья, необоснованного роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства;

рыночные риски - риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры (риск финансовых потерь из-за снижения цены товара, работы, услуги, риск снижения спроса на продукцию, валютный риск, риск потери ликвидности и пр.);

финансовые риски - риск вероятности возникновения неблагоприятных финансовых последствий (потери дохода, невыполнение обязательств контрагентом, риск невозврата кредита, дебиторская задолженность и пр.).

  1. 14. При формировании таблицы рисков может быть указан размер суммарных затрат, которые придется понести в случае несоблюдения антимонопольного комплаенса (штрафы, потеря доверия со стороны клиентов и конкурентных преимуществ, недостаточный эффект от цифровых и иные стратегических инициатив).
  2. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным подразделением (должностным лицом) по уровням, к примеру, как в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
  3. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, оцениваются причины и условия их возникновения и определяется механизм управления рисками.

 

 

Параграф 4. Создание механизмов управления рисками

 

  1. Система управления рисками, так называемый риск-менеджмент может включать в себя:

регламентацию процедур, препятствующих соблюдению антимонопольного законодательства (к примеру, документооборота, закупок, заключения договоров, рассмотрения жалоб и претензий, взаимодействия с антимонопольными органами); 

ознакомление работников с документами, регламентирующими антимонопольный комплаенс и с изменениями антимонопольного законодательства;

соблюдение целей и задач антимонопольного комплаенса, а также достижение ключевых показателей;

стимулирование работников к правомерному поведению и соблюдению требований антимонопольного комплаенса;

проведение обучающих тренингов антимонопольным требованиям и процедурам антимонопольного комплаенса;

разработку инструкций, отнесенных к внутренним документам по соблюдению антимонопольного законодательства и обеспечение их применения работниками;

проверку внутренних документов на соответствие антимонопольному законодательству;

мониторинг соблюдения сотрудниками требований антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;

корректировку взаимоотношений со сторонними лицами:

проявление должной осмотрительности при выборе партнеров по бизнесу;

использование в контрактах комплаенс-оговорок (инструментов гарантий, заверений, конфликта интересов) и др.

 

 

Параграф 5. Обеспечение исполнения принятых мер

 

  1. По итогам внедрения механизма управления рисками разрабатываются и применяются меры, направленные на их снижение.
  2. Обеспечение исполнения разработанных мер по снижению рисков и принятия решений в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения достигается посредством:

ознакомления работников (под роспись) с внутренними документами по антимонопольному комплаенсу;

включения условий об ознакомлении с внутренними документами по антимонопольному комплаенсу в трудовой договор (соглашение);

         размещения информации о принятии (применении) антимонопольного комплаенса на сайте субъекта рынка (при его наличии);

  1. Мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства осуществляется один раз в год уполномоченным подразделением (должностным лицом).
  2. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства может включаться уполномоченным подразделением (должностным лицом) в отчет об антимонопольном комплаенсе.

 

 

Параграф 6. Внедрение комплаенс- контроля

 

  1. Внедрение системы комплаенс-контроля осуществляется субъектом рынка для создания эффективных механизмов по выявлению и анализу рисков нарушений антимонопольного законодательства.
  2. Система комплаенс-контроля включает:

национальное законодательство (Кодекс, законы и подзаконные нормативные акты);

внутренние документы субъекта рынка (положения, инструкции, процедуры и т.д.);

рассмотрение признаков антимонопольных нарушений (при наличии);

проведение аудита антимонопольного комплаенса;

поощрение и защита от преследования лиц, сообщивших о признаках антимонопольных нарушений;

 составление матрицы рисков с практическими рекомендациями по их минимизации;

проведение тренингов и обучающих семинаров для сотрудников субъекта рынка;

проведение тестирования персонала на предмет знания внутренних документов по антимонопольному комплаенсу и бизнес-процессов;

совершенствование на постоянной основе комплаенс-системы;

консультационные услуги по вопросам антимонопольного законодательства.

  1. Комплаенс-контроль осуществляется не реже одного раза в год независимым экспертом либо независимым подразделением субъекта рынка (служба комплаенс-контроля), либо иным способом в порядке самодиагностики путем проведения плановых и внеплановых проверок.
  2. Результаты контроля фиксируются в актах проверок с указанием выявленных обстоятельств, собранных доказательств и решения, принятого по итогам контроля.

 

 

Параграф 7. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса

 

  1. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса осуществляется не реже одного раза в год органом управления.

Функции органа управления могут быть возложены на консультативно-совещательный орган субъекта рынка.

  1. Эффективность функционирования антимонопольного комплаенса определяется достижением ключевых показателей, утверждаемых субъектом рынка.
  2. Ключевые показатели – это критерии результативности и продуктивности деятельности субъекта рынка.

Результативность определяется расчетом динамики различных коэффициентов, например снижения количества нарушений, текущего уровня риска по сравнению с уровнем на момент внедрения мер комплаенса, количества претензий и жалоб и т.д.

Продуктивность комплаенса определяется соотношением достаточности принимаемых субъектом рынка мер и минимально необходимых затрат. Продуктивной признается система, которая предотвращает нарушения антимонопольного законодательства при оптимальных затратах усилий и ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), без вреда для законных интересов субъекта рынка.

  1. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования акта антимонопольного комплаенса может включаться в отчет об антимонопольном комплаенсе.
  2. Отчет об антимонопольном комплаенсе может содержать информацию:

о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

о разработке плана мероприятий по совершенствованию реализуемых мер и оптимизации производственных, финансовых, человеческих ресурсов;

иную информацию о функционировании антимонопольного комплаенса.

  1. Отчет об антимонопольном комплаенсе может представляться на рассмотрение в орган управления уполномоченным подразделением (должностным лицом) не реже одного раза в год
  2. Отчет о функционировании антимонопольного комплаенса может быть размещен на официальном интернет-ресурсе субъекта рынка (при его наличии).
  3. Утвержденный отчет об антимонопольном комплаенсе используется антимонопольным органом при формировании годового отчета о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности.
  4. Результатом эффективного внедрения антимонопольного комплаенса будут являться:

принятие всех, зависящих от субъекта рынка, мер по соблюдению законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции и достижению целей и задач антимонопольного комплаенса;

предотвращение и минимизация санкций применительно к субъекту рынка со стороны антимонопольного органа;

распознавание и предупреждение рисков несоблюдения требований антимонопольного законодательства или внутренних документов субъекта рынка;

повышение эффективности деятельности субъекта рынка и его конкурентоспособности.

 

Приложение

к Методическим рекомендациям

по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса

 

 

Уровни рисков нарушения антимонопольного законодательства

 

Уровень риска

Описание риска

Низкий уровень

 

отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности субъекта рынка,

отсутствие вероятности получения предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, уведомления о наличии в действиях (бездействии) признаков нарушения антимонопольного законодательства, возбуждения административного дела, привлечения к административной ответственности с наложением штрафа и (или) вынесением предписания

Незначительный уровень

вероятность получения предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, уведомления о наличии в действиях (бездействии) признаков нарушения антимонопольного законодательства

Существенный уровень

вероятность проведения расследования нарушений антимонопольного законодательства

Высокий уровень

вероятность возбуждения административного дела, привлечения к административной ответственности с наложением штрафа и (или) вынесением предписания 

 

приказ
Дата публикации
05 марта 2022