Меню
Страницы
Пресс-центр
Аппарат акима
Деятельность
Документы
Контакты
Онлайн-приемная
Аппарат акима
Деятельность
Пресс-центр
Документы
Все материалы
ЖКХ
Сводная таблица замечаний и предложений по отчету о возможных воздействиях для ТОО «Alina holding» (План горных работ на добычу осадочных горных пород
02 июня 2025

Сводная таблица замечаний и предложений по отчету о возможных воздействиях для ТОО «Alina holding» (План горных работ на добычу осадочных горных

пород: мраморизованных известняков месторождения Ушбулак и Участка-1

месторождения Ушбулак в Таласском районе Жамбылской области Республики Казахстан)

 

Дата составления сводной таблицы: 30.05.2025 г.                     

Место составления сводной таблицы: Департамент экологии по Жамбылской области МЭГПР РК

Наименование уполномоченного органа в области охраны окружающей среды: Департамент экологии по Жамбылской области МЭГПР РК

Дата извещения о сборе замечаний и предложений заинтересованных государственных органов: 08.05.2025 г.

Срок предоставления замечаний и предложений заинтересованных государственных органов: 08.05-21.05.2025 г.

Замечания и предложения заинтересованных государственных органов:

 

Заинтересованный государственный орган

Замечания и предложения

1

Департамент экологии по Жамбылской области КЭРК

 

1.                 В целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу необходимо соблюдать следующие мероприятия:

– исключения пыления с автомобильной дороги (с колес и др.) и защиты почвенных ресурсов предусмотреть дороги с организацией пылеподавления. Кроме того, предусмотреть мероприятия по пылеподавлению при выполнении буровых, взрывных, вскрышных и земляных работ

– организация пылеподавления способом орошения пылящих поверхностей;

– при перевозке твердых и пылевидных отходов транспортное средство обеспечивается защитной пленкой или укрывным материалом согласно п. 23 санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления», утвержд. приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года №ҚР ДСМ-331/2020;

- внедрение оборудования, установок и устройств очистки, по утилизации попутных газов, нейтрализации отработанных газов, подавлению и обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ и их соединений в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения;

- установка катализаторных конверторов для очистки выхлопных газов в автомашинах, использующих в качестве топлива неэтилированный бензин с внедрением присадок к топливу, снижающих токсичность и дымность отработанных газов, оснащение транспортных средств, работающих на дизельном топливе, нейтрализаторами выхлопных газов, перевод автотранспорта, расширение использования электрической тяги;

- проведение работ по пылеподавлению на горнорудных и теплоэнергетических предприятиях, объектах недропользования и строительных площадках, в том числе хвостохранилищах, шламонакопителях, карьерах и внутрипромысловых дорогах;

- внедрение и совершенствование технических и технологических решений (включая переход на другие (альтернативные) виды топлива, сырья, материалов), позволяющих снижение негативного воздействия на окружающую среду;

- строительство, модернизация постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха с расширением перечня контролируемых загрязняющих веществ за счет приобретения современного оборудования и внедрения локальной сети передачи информации в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и его территориальные подразделения;

2. При выполнении операций с отходами учитывать принцип иерархии согласно ст.329 и 358 Экологическому кодексу Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI (далее – Кодекс), а также предусмотреть альтернативные методы использования пустых пород и отходов производства и потребления.

3. Предусмотреть в соответствии с пунктом 9 статьи 222 и подпункта 1) пункта 9 раздела 1 приложения 4 к Кодексу внедрение экологически чистых водосберегающих, почвозащитных технологий и мелиоративных мероприятий при использовании природных ресурсов, применение малоотходных технологий, совершенствование передовых технических и технологических решений, обеспечивающих снижение эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду.

4. В соответствии статьи 212 Кодекса засорение водных объектов запрещено, в этой связи при пользовании водными объектами предусмотреть мероприятия по охране водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли, почву, недра или атмосферный воздух). А также, в соответствии с требованиями ст. 112, 115 Водного кодекса РК от 9 июля 2003 года №481 необходимо соблюдать ограничения правил эксплуатации, предохраняющие водные объекты от загрязнения, засорения, истощения.

5. Использование подземных или непосредственных поверхностных вод в ходе осуществления планируемой деятельности осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование в соответствии с требованиями ст. 66 Водного кодекса РК от 9 июля 2003 года №481.

6. По твердо-бытовым отходам предусмотреть сортировку отходов по морфологическому составу согласно подпункта 6) пункта 2 статьи 319, статьи 326 Кодекса, а также учесть приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 «Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности». Также указать, то что оператор объекта должен заключать договора, согласно пункта 1 статьи 336 Кодекса с субъектами предпринимательства для выполнения работ (оказания услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов имеющих лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

7. В соответствии с пп.5) п.4 ст. 72 Кодекса представить обоснование предельных количественных и качественных показателей физических воздействий на окружающую среду (тепло, шум, вибрация, ионизирующее излучение, напряжение электромагнитных полей и иных физических воздействий).

8. Предусмотреть соблюдения экологических требований предусмотренные статьями 209, 210, 211, 225, 237, 327, 395 Кодекса.

9. Для ликвидации последствий недропользования оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, должна быть проведена работа по приведению земельных участков в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и (или) здоровья людей, охрану окружающей среды и пригодное для их дальнейшего использования по целевому назначению, в порядке, предусмотренном земельным законодательством Республики Казахстан в соответствие с пунктом 2 статьи 145 Кодекса.

10. Для сохранения историко-культурного наследия обеспечить организацию охранной зоны в размере 40 метров от внешней границы в соответствии с приказом Министерства культуры и спорта РК от 14 апреля 2020 года №86.

11. При возникновении аварийной ситуации, в результате которой происходит или может произойти нарушение установленных экологических нормативов, оператор объекта безотлагательно, но в любом случае, в срок, не более двух часов с момента обнаружения аварийной ситуации обязан сообщить об этом в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и предпринять все необходимые меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, вплоть до частичной или полной остановки эксплуатации соответствующих стационарных источников или объекта в целом, а также по устранению негативных последствий для окружающей среды, вызванных такой аварийной ситуацией.

12. Транспорт, агрегаты должны быть в исправном рабочем состоянии, двигатели должны быть выключены в случае простоя спецавтотехники, автомобилей.

13. На стр. 19 представленного проекта отчета о возможных воздействиях (далее – проект) приводятся сведения о том что, вскрышные породы складируются во внутреннем отвале вскрышных пород и часть вскрышных пород попутно может быть использована на подсыпку дорог. На основании ст. 329 Кодекса предусмотреть в обязательном порядке применение принципов иерархии в отношении отхода – вскрышной (пустой) породы для собственных нужд, а также вовлечение ее в дорожное строительство.

14. На стр. 27 представленного проекта необоснованно приводятся сведения об отсутствии попадания ГСМ на поверхностные и подземные воды, с учетом того что, на стр. 19 проекта есть сведения об объектах, построенных ТОО «Alina holding» за время проведения добычных работ на месторождении Ушбулак: АЗС (площадь 300 м2) и стр. 42 проекта: заправка карьерной техники (бульдозера, погрузчика, экскаваторов, автосамосвалов производится на карьере, привести в соответствие согласно пп. 8) п. 1 приложения 2 к Инструкции по организации и проведению экологической оценки, утвержденной приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30 июля 2021 года № 280 (далее – Инструкция).

15. В разделе 6.3 «Земли (в том числе изъятие земель), почвы (в том числе включая органический состав, эрозию, уплотнение, иные формы деградации)» представленного проекта не приведены сведения о воздействиях на земельные ресурсы и почвы, т.к. намечаемая деятельность предусматривает буровзрывные работы, необходимо оценить соответствующее воздействие согласно пп. 3) п. 1 приложения 2 к Инструкции. В вышеотмеченном разделе предусмотреть экологическую оценку земель с учетом экологических критериев оценки земель согласно Приказа и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 1 июля 2021 года № 228.

16. Необходимо предоставить документы в установленные сроки согласно п. 16 ст. 73 Кодекса. Если подписанный протокол общественных слушаний не представлен услугодателю до истечения срока устранения замечаний, выдается заключение по результатам оценки воздействия на окружающую среду с выводом о недопустимости реализации намечаемой деятельности в соответствии с п.6 главы 2 Приложения 4 к приказу Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 июня 2020 года № 130.

17. В соответствии с п.2 ст.77 Кодекса составитель отчета о возможных воздействиях, инициатор несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан, за сокрытие полученных сведений о воздействиях на окружающую среду и представление недостоверных сведений при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

18. В соответствии с п.2 ст. 208 Кодекса транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают негативное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке (техническому осмотру) на предмет их соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

19. В соответствии с п. 2 ст. 238 Кодекса недропользователи при проведении операций по недропользованию, а также иные лица при выполнении строительных и других работ, связанных с нарушением земель, обязаны:

1) содержать занимаемые земельные участки в состоянии, пригодном для дальнейшего использования их по назначению;

2) до начала работ, связанных с нарушением земель, снять плодородный слой почвы и обеспечить его сохранение и использование в дальнейшем для целей рекультивации нарушенных земель;

3) проводить рекультивацию нарушенных земель.

20. Соблюдать экологические требования при проведении операций по недропользованию, предусмотренных ст. 397 Кодекса.

21. Согласно п. 1 ст. 12 Закона РК «О растительном мире» от 2 января 2023 года №183-VII ЗРК, охране подлежат растительный мир и места произрастания растений. Согласно п.2 ст. 7 Закона РК «О растительном мире» физические и юридические лица обязаны: 1) не допускать уничтожения и повреждения, незаконного сбора дикорастущих растений, их частей и дериватов; 2) соблюдать требования правил пользования растительным миром и не допускать негативного воздействия на места произрастания растений; 3) не нарушать целостности природных растительных сообществ, способствовать сохранению их биологического разнообразия; 4) не допускать в процессе пользования растительным миром ухудшения состояния иных природных объектов; 5) соблюдать требования пожарной безопасности на участках, занятых растительным миром; 6) не нарушать права иных лиц при осуществлении пользования растительным миром.

22. Согласно п. 3 ст. 238 Кодекса при проведении операций по недропользованию, выполнении строительных и других работ, связанных с нарушением земель, запрещается:

1) нарушение растительного покрова и почвенного слоя за пределами земельных участков (земель), отведенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан под проведение операций по недропользованию, выполнение строительных и других соответствующих работ;

2) снятие плодородного слоя почвы в целях продажи или передачи его в собственность другим лицам.

23. Согласно п. 8 ст. 238 Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить мероприятия по:

1) защите земель от водной и ветровой эрозий, селей, оползней, подтопления, затопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления, биогенного загрязнения, а также других негативных воздействий;

2) защите земель от заражения карантинными объектами, чужеродными видами и особо опасными вредными организмами, их распространения, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, а также от иных видов ухудшения состояния земель;

3) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления;

4) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

5) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

24. В соответствии со ст. 397 Кодекса проектные документы для проведения операций по недропользованию должны предусматривать меры по применению методов, технологий и способов проведения операций по недропользованию, обеспечивающих максимально возможное сокращение площади нарушаемых и отчуждаемых земель.

Субъекты, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, указанную в пунктах 1 и 2 ст. 12 Закона Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» обязаны осуществлять с соблюдением требований, в том числе экологических, обеспечивающих сохранность и воспроизводство животного мира, среды его обитания и компенсацию наносимого и нанесенного вреда, в том числе и неизбежного.

Также, субъекты, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, указанную в пунктах 1 и 2 ст. 17 Закона Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» и ст. 237 Кодекса обязаны по согласованию с уполномоченным органом в области охраны, воспроизводства и использованию животного мира предусмотреть мероприятия по сохранению среды обитания и условий размножения объектов животного мира, путей миграции и мест концентрации животных, а также обеспечиваться неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания диких животных.

25. Запрещается введение в эксплуатацию зданий, сооружений и их комплексов без оборудования техническими и инженерными средствами защиты животных и среды их обитания согласно пункту 2 статьи 245 Кодекса, а также предусмотреть на линиях электропередач птицезащитные устройства.

26. Предусмотреть озеленение санитарно-защитной зоны не менее указанного процента площади для соответствующего класса опасности, с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки, при невозможности выполнения указанного удельного веса озеленения площади СЗЗ (при плотной застройке объектами, а также при расположении объекта на удалении от населенных пунктов, в пустынной и полупустынной местности), допускается озеленение свободных от застройки территорий и территорий ближайших населенных пунктов, по согласованию с местными исполнительными органами, с обязательным обоснованием в проекте СЗЗ. согласно пункта 50 параграфа 1 главы 2 санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека» Утверждены приказом исполняющий обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 января 2022 года № ҚР ДСМ-2, а также предусмотреть уход и охрану за зелеными насаждениями в соответствии с подпунктами 2) и 6) пункта 6 раздела 1 приложения 4 к Кодексу

 

2

Аппарат акима Таласского района

Талас ауданы әкімі аппараты, «Alina holding» жауапкершілігі шектеулі серіктестігінің (2025 жылғы 06 мамырдағы №KZ57RVX01351849) белгіленіп отырған қызмет туралы өтінішіне Қазақстан Республикасы Жер кодексінің талаптарын қатаң сақтауды, пайдалануға берілетін жердің экологиялық, санитарлық және басқа-да заң талаптарының нормаларын қатаң сақтауды назарыңызға салады.

 

3

Управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Жамбылской области

 

Ескертулер мен ұсыныстар ұсынылмаған

Замечания и предложения не представлены

 

4

Управление земельных отношений акимата Жамбылской области

Қазақстан Республикасының Экология кодексінің талаптарына сәйкес 06.05.2025 жылғы № KZ57RVX01351849 «Alina holding» ЖШС-нің Жамбыл облысы Талас ауданындағы Үшбұлақ кен орнының және Үшбұлақ кен орнының 1-учаскесінің мәрмәрленген әктастарын: шөгінді тау жыныстарын өндіруге арналған тау-кен жұмыстарының жоспары туралы өтініші бойынша Қазақстан Республикасының Жер Кодексінің  (бұдан әрі-Кодекс) 71, 71-1 баптары бойынша жер учаскелерiн iздестiру жұмыстары үшiн заңдастыруды және Кодекстің 139, 151 баптары негізінде жердi қорғаудың мақсаттары мен мiндеттерiн назарға алуды, сондай-ақ, Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрінің 2015 жылғы 6 мамырдағы № 379 «Жерге орналастыру жобасын әзірлеу жөніндегі жерге орналастыру жұмыстарын орындау қағидаларын бекіту туралы» бұйрығы негізінде Жерге орналастыру жобасында берілетін (өзгеретін) жер учаскесінің алаңы, оның шекарасы және орналасқан орны, бөгде және шектес меншік иелері немесе жер пайдаланушылар, сондай-ақ жер учаскесінің ауыртпалықтары мен сервитуттары айқындауды ұсынамыз. Сонымен қатар, Жайылым туралы Заң аясында елді мекенге қажетті жайылымдарға қатысты жерлерді тыйым салуды ұсынамыз.

Сондай-ақ «Alina holding» ЖШС  қарастырып отырған жер учаскесі Кодекстің 26 бабына және басқада ҚР Заң нормаларына сәйкестендіруді ескеру ұсынылады.

 

5

Департамент санитарно-эпидемиологического контроля

Ескертулер мен ұсыныстар ұсынылмаған

Замечания и предложения не представлены

6

Шу-Таласская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов

Шу-Таласская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов рассмотрев отчет о возможных воздействиях от ТОО "Alina holding" (от 06.05.2025г. № KZ57RVX01351849) сообщает следующее.

Намечаемая деятельность предусматривается план горных работ на добычу осадочных горных пород: мраморизованных известняков месторождения Ушбулак и Участка-1месторождения Ушбулак в Таласском районе Жамбылской области.

В радиусе 500 м водных объектов нет. Согласно правил установления водоохранных зон и полос (приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 18 мая 2015 года № 19 -1/446) размер водоохранной полосы принимается 35-100 метров, водоохранной зоны – 500 м. Т.е. участок находится вне водоохранных зон и полос.

В период работ предусматривается водопотребление для питьевых и технических нужд. Потребности на питьевые и технические нужды будет осуществлятся за счет привозной воды.

Согласно п. 1 ст. 120 Водного Кодекса РК физические и юридические лица, производственная деятельность которых может оказать вредное влияние на состояние подземных вод, обязаны вести мониторинг подземных вод и своевременно принимать меры по предотвращению загрязнения и истощения водных ресурсов и вредного воздействия вод.

В соответствии с пунктом 7 статьи 125 Водного Кодекса РК, в водоохранных зонах и полосах запрещается строительство (реконструкция, капитальный ремонт) предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций без наличия проектов, согласованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и получивших положительное заключение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства (технико-экономических обоснований, проектно-сметной документации), включающей выводы отраслевых экспертиз.

При заборе воды из подземных и поверхностных источников и для сброса сточных вод согласно статье 66 Водного Кодекса РК необходимо оформить разрешение на спецводопользование.

Так же, нужно строго соблюдать требования пункта 1, 2 статьи 125 Водного Кодекса РК.

Дополнительно сообщаем, что согласно пункта 1 статьи 126 Водного Кодекса РК строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и других ресурсов, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые и иные работы на водных объектах или водоохранных зонах, влияющие на состояние водных объектов, производятся по согласованию с бассейновыми инспекциями.

 

7

Жамбылская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира

Жамбыл облыстық орман шаруашылығы және жануарлар дүниесі аумақтық инспекциясы 06.05.2025 жылғы № KZ57RVX01351849 "Alina holding" ЖШС-нің Жамбыл облысы Талас ауданындағы Үшбұлақ кен орнының және Үшбұлақ кен орнының 1-учаскесінің мәрмәрленген әктастарын: шөгінді тау жыныстарын өндіруге арналған тау-кен жұмыстарының жоспарына ұсынылған географиялық координаттары мемлекеттік орман қоры жерінен және ерекше қорғалатын табиғи аумақтардан тыс орналасқандықтан, ұсыныс ескертулер жоқтығын хабарлайды.

 

8

Департамент по чрезвычайным ситуациям Жамбылской области

Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрлігі Жамбыл облысы бойынша төтенше жағдайлар департаменті (бұдан әрі - Департамент) ҚР Экология және табиғи ресурстар министрлігі экологиялық реттеу және бақылау комитетінің Жамбыл облысы бойынша экология департаментінің 2025 жылғы 8 мамырдағы шығыс №1-3/480-И хатыңызды қарап, келесіні хабарлайды.

«Азаматтық қорғау туралы» ҚР Заңының 12-2-бабына сәйкес өнеркәсіптік қауіпсіздік саласындағы уәкілетті органға 06.05.2025 жылғы KZ57RVX01351849 «Alina holding» ЖШС - нің Жамбыл облысы Талас ауданындағы Үшбұлақ кен орнының және Үшбұлақ кен орнының 1-учаскесінің мәрмәрленген әктастарын: шөгінді тау жыныстарын өндіруге арналған тау-кен жұмыстарының жоспарына белгіленіп отырған қызметі бойынша қоршаған ортаға ықтимал әсерлер туралы функциялар мен өкілеттіктер берілмеген.   

Бұдан басқа, Департамент жоғарыда аталған саладағы қызмет түрлеріне рұқсат беру құжаттарын беруді жүзеге асыратын лицензиар болып табылмайды.

Осыған байланысты, 06.05.2025 жылғы KZ57RVX01351849 «Alina holding» ЖШС - нің Жамбыл облысы Талас ауданындағы Үшбұлақ кен орнының және Үшбұлақ кен орнының 1-учаскесінің мәрмәрленген әктастарын: шөгінді тау жыныстарын өндіруге арналған тау-кен жұмыстарының жоспарына белгіленіп отырған қызметі бойынша қоршаған ортаға ықтимал әсерлер туралы өтінішті Департаментпен келісу талап етілмейді.

 

Жамбыл облысының Төтенше жағдайлар департаменті Сізге, азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті органның аумақтық бөлімшесі болып табылғандықтан өз қызметін Қазақстан Республикасының азаматтық қорғау саласындағы заңнамасының талаптарына сәйкес жүзеге асырады.

Департамент өз құзыреті 06.05.2025 жылғы № KZ57RVX01351849 «Alina holding» ЖШС-нің Жамбыл облысы Талас ауданындағы Үшбұлақ кен орнының және Үшбұлақ кен орнының 1-учаскесінің мәрмәрленген әктастарын: шөгінді тау жыныстарын өндіруге арналған тау-кен жұмыстарының жоспарына белгіленіп отырған қызмет туралы өтінішіне келесідей ұсыныстар мен ескертулерді ұсынады.

Жамбыл облысы Табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар қауіп-қатерлер каталогындағы ақпаратқа сәйкес, қазіргі уақытта Талас ауданында тау-кен, металлургиялық және басқа да өнеркәсіп салаларындағы 4 кәсіпорын, сондай-ақ, 4 қауіпті өндірістік объектілер қызмет ететін кішігірім кәсіпкерлік субъектілері есепке алынған. Авариялар технологиялық процесстердің бұзылуына, механизмдердің зақымдануына байланысты туындап, адам өліміне әкелуі, олардың деңсаулығына, қоршаған ортаға және шаруашылық объектілеріне зиян келтіруі мүмкін.

8 кәсіпорында авариялар мен дүлей апаттардың, өндірістік зақымданулардың туындау қауіп-қатері аса жоғары. Бұл тізімге келесі кәсіпорындар кіреді: тау-кен өнеркәсібінде – 4 кәсіпорын ЖШС, «Талас инвест» ЖШС филиалы, «Қаратау» ТКӨК «Қазфосфат» ЖШС филиалы; «Қаратау– Су – Жылу Игилик» КМК (Талас ауданы Қаратау қаласының орталық  қазандығы); газ шаруашылығында - 1 кәсіпорын («Тараз газ терминал» ЖШС Жамбыл филиалы Қаратау газ учаскесі), Талас электр жүйелері, аудандық өндірістік телекоммуникация торабы.

Техногенді авариялардың туындауына жабдықтарды пайдалану жөнінде белгіленген ережелердің сақталмауы, технологиялық айналымның бұзылуы, жабдықты ұзақ мерзім пайдалану салдарынан істен шығуы себеп болуы мүмкін.

Аудан аумағында 2 ірі су қоймасы орналасқан: «Ақкөл» су қоймасы, сыйымдылығы 264,0 млн. м³ және «Жартас» су қоймасы, сыйымдылығы 5,3 млн. м³ және Аса мен Талас өзендері.

Су қоймаларының бөгеті бұзылған кезде жалпы көлемі 1,12 мың м2 Ақкөл ауылымен Қаратау қаласының  аймақтары су басып қалуы мүмкін. Толқынның жарып жағуы нәтижесінде аймақтың Қаратау қаласымен Ақкөл ауылдық округінің, халық саны 10,0 мың адамды су басып қалуы мүмкін.

 

 

Управление культуры и развития языков акимата Жамбылской области

Жамбыл облысы әкімдігінің мәдениет және тілдерді дамыту басқармасы 06.05.2025 жылғы № KZ57RVX01351849 «Alina holding» ЖШС-нің Жамбыл облысы Талас ауданындағы Үшбұлақ кен орнының және Үшбұлақ кен орнының 1-учаскесінің мәрмәрленген әктастарын: шөгінді тау жыныстарын өндіруге арналған тау-кен жұмыстарының жоспарына ықтимал әсерлер туралы есеп бойынша қоршаған ортаға әсерді бағалауды жүргізу бойынша өтінішімен танысып, төмендегіні хабарлайды.

Қазақстан Республикасының «Тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану туралы» Заңның 30-і бабына сәйкес тарихи-мәдени мұра объектілерін анықтау бойынша археологиялық барлау жұмыстар жүргізілу қажет.

Аталған Заңның 36-бабына және ҚР 2003 жылғы 20 маусымдағы Жер кодексінің 127-і бабына сәйкес тарихи-мәдени сараптама қорытындысының негізінде шешім қабылданады.

Тарихи-мәдени сараптаманы тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану саласындағы қызметті жүзеге асыратын, тарих және мәдениет ескерткіштеріндегі ғылыми-реставрациялық жұмыстарды және (немесе) археологиялық жұмыстарды жүзеге асыру жөніндегі қызметке лицензиясы бар жеке және заңды тұлғалар жүргізетінін назарларыңызға жеткіземіз.

 

 

Управление ветеринарии акимата Жамбылской области

Ескертулер мен ұсыныстар ұсынылмаған

Замечания и предложения не представлены

Жұртшылықтан ұсыныстар, сұрақтар мен ескертулер түскен жоқ

Предложений, вопросов и замечаний от общественности не поступало

ЖКХ
О конкурсе на занятие вакантной должности директора  Многопрофильного государственного коммунального предприятия на праве хозяйственного ведения «Талас – таза су» акимата Таласского района
02 июня 2025

 

 

КГУ отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Таласского района объявляет  конкурс на занятие вакантной должности директора  Многопрофильного государственного коммунального предприятия на праве хозяйственного ведения «Талас – таза су» акимата Таласского района  (1 единица).

Конкурс проводится в соответсвии с приказом  Министра национальной  экономики Республики Казахстан от 02 февраля 2015 года №70 «Об утверждении Правил назначения и проведения аттестации руководителя государственного предприятия, а также согласования его кандидатуры».

Место нахождения: 080800, Республика Казахстан, Жамбылская область, Таласский район, город Каратау, улица А.Шейн №47 .

Основное направление деятельности предприятия:

1) оказание технических услуг организациям, предприятиям, учреждениям и гражданам по эксплуатации водопроводных и канализационных сетей;

2) Ремонт и техническое обслуживание механического оборудования (ремонт и техническое обслуживание двигателей, ремонт и техническое обслуживание насосов, компрессоров и аналогичного оборудования, ремонт клапанов, ремонт и техническое обслуживание гидравлического оборудования; ремонт зубчатых передач и элементов привода)

3) техническое обслуживание систем водоподготовки/ система очистки воды/ водозаборного и аналогичного оборудования;

4) передача тепловой энергии организациям, предприятиям, учреждениям;

5) производство тепловой энергии автономных котельных;

6) производство тепловой энергии тепловыми сетями;

7) оказание различных жилищно-коммунальных услуг организациям, предприятиям, учреждениям и населению;

8) иная деятельность, не запрещенная действующим законодательством Республики Казахстан.

Требование к участникам конкурса: Образование высшее в сфере технических наук, технология, промышленное и гражданское строительство, экономика, производства и юриспруденция, не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях по специальности.

Профессиональная квалификация знание Конституции Республика Казахстан, Гражданского кодекса Республика Казахстан (Общая и Особенная части), законов Республики «О борьбе корруппцией», «О государственном имуществе», «О государственных секретах», нормативных правовых актов Республика Казахстан, регулирующих отношения в сфере деятельности данного предприятия.

Для участия в конкурсе необходимые документы в течение 15 календарных дней после опубликования данного объявления в районной газете «Талас тынысы», принимаются по адресу: город Каратау, улица А.Шейн №47 КГУ «Отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Таласского района»   Тел: 8 (72644) 4-01-13.

Лицо, претендующее на участие в конкурсе, представляет в сроки, указанные в объявлении о проведении конкурса, следующие документы:

1) заявление об участии в конкурсе;

2) резюме на государственном и русском языках;

3) автобиографию, изложенную в произвольной форме;

4) копии документов об образовании;

5) копию трудовой книжки (при ее наличии) или трудового договора, либо выписки из приказов о приеме и прекращении трудового договора с последнего места работы;

6) справку о состоянии здоровья по форме, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 "Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6697).

Участник конкурса может представить дополнительную информацию, относительно его образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки (копии документов о повышении квалификации, присвоении ученых степеней и званий, научных публикации, а также рекомендации от руководства с предыдущего места работы и т.п.).

Дата проведения конкурса: 11.06.2025 год.

Место  проведения  конкурса: Республика Казахстан, Жамбылская область, Таласский район, город Каратау, улица А.Шейн №47 .

 

 

 

 

Пенсионные накопления казахстанцев достигли 22,75 трлн тенге
20 мая 2025

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

 

Пенсионные накопления казахстанцев достигли 22,75 трлн тенге

 

Объем пенсионных накоплений казахстанцев на 01.04.2025 г., складывающихся из взносов, поступающих на их счета, и инвестиционного дохода, составил 22,75 трлн тенге, продемонстрировав рост за год на 3,86 трлн тенге или на 20,5%.

Пенсионные накопления за счет обязательных пенсионных взносов (ОПВ) составили на 1 апреля 2025 года 21,76 трлн тенге, показав рост за 12 месяцев на 19,3%. 

Сумма пенсионных накоплений по обязательным профессиональным пенсионным взносам (ОППВ) составила 653,83 млрд тенге, демонстрируя рост за 12 месяцев на 9%.

Наибольший прирост за год (39,5%) показали накопления по добровольным пенсионным взносам (ДПВ), которые на 1 апреля 2025 года составили 8,19 млрд тенге.

На 01.04.2025 г. сумма пенсионных накоплений за счет обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР), поступающих с 1 января 2024 года на пенсионные счета вкладчиков (получателей), составила 329,12 млрд тенге.

Поступления

Прирост накоплений обеспечивается за счет входящих потоков в виде пенсионных взносов и инвестиционного дохода. При этом в виде взносов на индивидуальные и условные счета вкладчиков за 3 месяца 2025 г. поступили средства в размере 762,22 млрд тенге (рост на 22,2% или на 138,62 млрд тенге по сравнению с показателем прошлого года).

На индивидуальные пенсионные счета (ИПС) по учету ОПВ с начала года на 01.04.2025 г. поступило 630,91 млрд тенге (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем ОПВ увеличился на 13,3%), ОППВ – 35,31 млрд тенге (рост на 22,4%), ДПВ – 809 млн тенге (рост на 14,8%). Взносы за счет ОПВР за первые 3 месяца 2025 г. составили 95,18 млрд тенге.

Выплаты и переводы

Выплаты по всем видам взносов и переводов в страховые организации из ЕНПФ за 3 месяца 2025 года составили 371,44 млрд тенге, что превышает объем выплат прошлогоднего показателя на 92,5% или на 178,47 млрд тенге.

Большую часть выплат составляют единовременные пенсионные выплаты (ЕПВ) на улучшение жилищных условий и лечение – 219,10 млрд тенге.

Выплаты по возрасту на 01.04.2025 г. увеличились за 12 месяцев на 23,10% и составили 56,40 млрд тенге. Стоит отметить, что сумма средней ежемесячной выплаты по графику из ЕНПФ в связи с достижением пенсионного возраста составила 35 638 тенге.

С начала года по 01.04.2025 г. также осуществлены выплаты по наследству – 16,63 млрд тенге, выплаты в связи с выездом на ПМЖ за пределы РК – 8,46 млрд тенге, выплаты лицам с инвалидностью – 801,25 млн тенге, выплаты на погребение – 2,63 млрд тенге. В страховые организации переведена сумма в размере 67,43 млрд тенге.

 

Количество ИПС

Общее количество пенсионных счетов в ЕНПФ на 1 апреля 2025 года составило 17,44 млн единиц (рост за 12 месяцев - 1,66 млн единиц или 10,5%). При этом количество ИПС вкладчиков (получателей) в ЕНПФ на 1 апреля 2025 г. составило 12,54 млн единиц, из них: 11,17 млн - по ОПВ, 729,35 тыс. - по ОППВ, 446,65 тыс. - по ДПВ.

Количество условных пенсионных счетов в ЕНПФ, на которых учитываются сведения о поступивших ОПВР в соответствии с законодательством Республики Казахстан, составило 4,91 млн единиц.

 

Вся актуальная информация о статистических данных по пенсионным активам размещена на сайте enpf.kz в разделе «Статистика и аналитика».

 

ЕНПФ создан 22 августа 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан. В соответствии с пенсионным законодательством ЕНПФ осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, а также зачисление и учет добровольных пенсионных взносов, сформированных за счет невостребованной суммы гарантийного возмещения по гарантируемому депозиту, перечисленной организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан", обеспечивает осуществление пенсионных выплат. Также Фонд осуществляет учет целевых активов и целевых требований, учет и зачисление целевых накоплений (ЦН) на целевые накопительные счета, выплат ЦН их получателю на банковские счета, учет возвратов ЦН в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан в рамках программы «Национальный фонд – детям». (Подробнее на www.enpf.kz).

 

Если собрались на ПМЖ в другую страну – не забудьте забрать пенсионные накопления!
20 мая 2025

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

 

Если собрались на ПМЖ в другую страну – не забудьте забрать пенсионные накопления!

 

      Напомним, что правом на пенсионные выплаты из ЕНПФ в связи с выездом на ПМЖ за пределы Казахстана могут воспользоваться иностранцы и лица без гражданства, выехавшие на ПМЖ за пределы страны, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ за счет обязательных, обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОПВ, ОППВ) и добровольных пенсионных взносов (ДПВ) если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

      Для оформления выплат необходимо подать документы в ЕНПФ. Есть 3 способа подачи:

  1. Можно лично обратиться в офис ЕНПФ;
  2. Представитель (поверенное лицо) иностранца или лица без гражданства может лично обратиться в офис ЕНПФ с пакетом документов.
  3. Можно отправить необходимые документы на почтовый адрес одного из областных (региональных) филиалов ЕНПФ.

      Информируем, что на сайте ЕНПФ размещен перечень необходимых документов в зависимости от способа их подачи в ЕНПФ, требования к их оформлению, а также бланки заявлений и образцы их заполнения, образец доверенности. Предварительно проверить направляемые документы на пенсионные выплаты из ЕНПФ можно, воспользовавшись электронной услугой ЕНПФ «Предварительная проверка документов на выплату».

      При получении документов, ЕНПФ запрашивает сведения из информационных систем государственных органов Казахстана о наличии у обратившегося иностранца или лица без гражданства документов, удостоверяющих личность гражданина Казахстана, либо вида на жительство иностранца в Казахстане, либо удостоверения лица без гражданства, выданного уполномоченным органом Республики Казахстан, и их действительности. Если указанные документы не действительны в связи с выездом обратившегося иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства либо аннулированием иностранцу или лицу без гражданства разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан, либо в связи с утратой гражданства Республики Казахстан, выходом из гражданства Республики Казахстан, ЕНПФ осуществляет пенсионную выплату в течение 10 рабочих дней со дня приема либо поступления в ЕНПФ документов.

       Обращаем Ваше внимание, что выплата пенсионных накоплений осуществляется только на актуальный банковский счет самого получателя, даже если получателем пенсионных выплат является недееспособное/ограниченно дееспособное совершеннолетнее лицо. Выплата пенсионных накоплений на банковский счет законного представителя (опекуна/попечителя), а также поверенного лица не допускается. Таким образом, человек, оформляющий ПМЖ в другой стране, не может передать свои пенсионные накопления своим близким родственникам или иным лицам.

       Пенсионные выплаты переводятся ЕНПФ на банковский счёт получателя, реквизиты которого указаны в заявлении: в национальной валюте – при перечислении на банковские счета, открытые в банках второго уровня или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, на территории Казахстана; в долларах США, в евро, в фунтах стерлингов или в российских рублях – при перечислении на банковские счета, открытые в иностранных банках за пределами Республики Казахстан.

         

Консультационные услуги ЕНПФ можно получить посредством мессенджеров (чат-бота в WhatsАpp и Viber по номеру +7 777 000 14 18), call-центра по номеру 1418 (звонок по Казахстану бесплатный), на корпоративном сайте enpf.kz, а также на официальных страницах ЕНПФ в социальных сетях Instagram, Facebook, ВКонтакте, Х (Twitter), Telegram, Одноклассники.

ЕНПФ создан 22 августа 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан. В соответствии с пенсионным законодательством ЕНПФ осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, а также зачисление и учет добровольных пенсионных взносов, сформированных за счет невостребованной суммы гарантийного возмещения по гарантируемому депозиту, перечисленной организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан", обеспечивает осуществление пенсионных выплат. Также Фонд осуществляет учет целевых активов и целевых требований, учет и зачисление целевых накоплений (ЦН) на целевые накопительные счета, выплат ЦН их получателю на банковские счета, учет возвратов ЦН в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан в рамках программы «Национальный фонд – детям». (Подробнее на www.enpf.kz).

 

Актуальные вопросы о ЕНПФ
20 мая 2025

Актуальные вопросы о ЕНПФ

 

Выплаты пенсионных накоплений из ЕНПФ по графику: как рассчитываются и куда обращаться

 

  1. Кто имеет право на выплаты пенсионных накоплений по графику?

 

Ежемесячные пенсионные выплаты по установленному графику из ЕНПФ в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан осуществляются   лицам, имеющим пенсионные накопления за счет ОПВ и (или) ОППВ в ЕНПФ:

  • достигшим пенсионного возраста (мужчины – 63 года, женщины – 61 год);
  • с инвалидностью 1 или 2 группы, установленной бессрочно;
  • достигшим 55 лет, при наличии уплаченных в их пользу ОППВ в совокупности

 не менее 84 календарных месяцев на момент обращения за пенсионной выплатой, при условии прекращения трудовой деятельности на работах с вредными условиями труда либо при переводе на другую работу, исключающую воздействие вредных факторов (далее – лица, достигшие 55 лет, за которых уплачены ОППВ в совокупности не менее 84 календарных месяцев), в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

 

  1. Как рассчитываются выплаты по графику?

 

Рассчитываются выплаты по графику следующим образом: в первый год получения выплат сумма пенсионных накоплений умножается на ставку выплат пенсионных накоплений 6,5% и делится на 12. В последующие годы размер ежемесячной пенсионной выплаты увеличивается на ставку индексации пенсионных выплат в размере 5%. При этом ежемесячная пенсионная выплата из ЕНПФ осуществляется в размере не менее 70% от прожиточного минимума (далее - ПМ), установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в 2025 году ПМ - 46 228 тенге), за исключением лиц, достигших 55 лет, за которых уплачены ОППВ в совокупности не менее 84 календарных месяцев.

            Для получателей определенных категорий: лиц с инвалидностью 1 или 2 групп, установленных бессрочно, а также, лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих пенсионные накопления, сформированных за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов в совокупности не менее шестидесяти месяцев, Методикой предусмотрены поправочные коэффициенты, повышающие размер ежемесячной пенсионной выплаты. Для лиц, удовлетворяющих более чем одному из вышеуказанных условий, применяется поправочный коэффициент с наибольшим значением.

Если сумма пенсионных накоплений на дату осуществления выплаты из ЕНПФ не превышает двенадцатикратный размер минимальной пенсии, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (в 2025 году 753 252 тенге = 62 771х12), выплата осуществляется единовременно.

Поправочные коэффициенты не применяются в отношении лиц, достигших 55 лет, за которых уплачены ОППВ в совокупности не менее 84 календарных месяцев.

 

  1. Куда и когда обращаться за выплатой пенсионных накоплений из ЕНПФ?

 

            Для назначения пенсионных выплат из ЕНПФ за счет обязательных видов пенсионных взносов в связи с достижением пенсионного возраста, а также назначения базовой и солидарной пенсии из государственного бюджета получателям необходимо своевременно обращаться в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (ЦОН) по месту жительства. Сделать это можно за 10 дней до наступления пенсионного возраста. Все виды пенсионных выплат производятся со дня обращения. При этом днём обращения считается день регистрации заявления и необходимых документов в ЦОНе при условии, если получатель достиг пенсионного возраста, если он обратился раньше - днем обращения считается день достижения пенсионного возраста. Особенно важно своевременное обращение для получения выплат из бюджета, для назначения которых требуется проверка трудового стажа по представленным получателем документам. 

  1. Куда необходимо обращаться лицам с инвалидностью, имеющим пенсионные накопления в ЕНПФ?

        

          За выплатой пенсионных накоплений в связи с установлением инвалидности необходимо обращаться в подразделения ЕНПФ либо через личный кабинет на сайте (enpf.kz) или в мобильном приложении ЕНПФ с использованием электронной цифровой подписи.

          Обращаем внимание, что в ЕНПФ для лиц с инвалидностью организовано выездное обслуживание. При этом осуществляется предварительная консультация, в том числе проверка на возможность получения услуг дистанционно, без выезда.

 

  1. Куда необходимо обращаться лицам, достигшим 55 лет, за которых уплачены ОППВ в совокупности не менее 84 календарных месяцев

Пенсионные выплаты за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов лицам, достигшим 55 лет, за которых уплачены ОППВ в совокупности не менее 84 календарных месяцев, назначаются посредством оказания проактивной услуги в рамках назначения специальной социальной выплаты либо при обращении с заявлением в Государственную корпорацию с представлением документа, удостоверяющего личность, а также сведений о банковском счете.

В случае, если указанное лицо имеет пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, то данному лицу могут быть назначены дополнительно пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет обязательных пенсионных взносов при наличии его согласия на их получение.

 

  1. Какие мероприятия осуществляет ЕНПФ в отношении пенсионеров, не обратившихся за пенсионными выплатами?

         Будущим пенсионерам (потенциальным получателям), чьи номера телефонов зарегистрированы в базе мобильных граждан еgov, с номера 1414 за 2 месяца до достижения пенсионного возраста направляется SMS-уведомление о возможности своевременного обращения в ближайшее отделение Государственной корпорации для получения услуг по назначению пенсионных выплат со ссылкой на перечень документов на сайте egov.kz. То есть государственными органами для оформления пенсионных выплат в предусмотренные сроки осуществляется рассылка соответствующих уведомлений, так как за пропущенный период выплаты не назначаются.

         Также стоит отметить, что в целях оказания проактивной услуги по осуществлению пенсионных выплат из ЕНПФ лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим пенсионные накопления за счет ОПВ и (или) ОППВ в ЕНПФ и не обратившимся за их выплатой, ЕНПФ проводит ежегодную сверку совместно с Государственной корпорацией на предмет наличия у данных граждан назначенных пенсионных выплат по возрасту и (или) государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств.  По результатам ежегодной сверки при выявлении лиц, у которых имеются назначенные пенсионные выплаты за счет бюджетных средств, ЕНПФ осуществляет им пенсионные выплаты в рамках соответствующего соглашения, заключенного с Государственной корпорацией, т.е. беззаявительно.

 

 

 

 

 

 

 

11,49 млн долларов США использовали молодые казахстанцы в рамках программы «Национальный фонд - детям»
20 мая 2025

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

11,49 млн долларов США использовали молодые казахстанцы в рамках программы «Национальный фонд - детям»

 

По состоянию на 1 мая 2025 года c 1 февраля 2024 года исполнено (переведено уполномоченным операторам для зачисления на банковские счета заявителей) 97 615 заявлений на сумму более 11,49 млн долларов США. Из них в целях улучшения жилищных условий исполнено 56 937 заявлений на сумму более 6,70 млн долларов США, для оплаты образования40 678 заявлений на сумму порядка 4,79 млн. долларов США. Напомним, что получатель целевых накоплений (ЦН) вправе использовать всю сумму или ее часть, остаток неиспользованной суммы остается на целевом накопительном счете (ЦНС).

 

Самыми популярными субцелями использования средств на улучшение жилья стали: пополнение вклада в жилищные строительные сбережения для дальнейшего накопления (исполнено 55 539 заявлений на сумму около 6,55 млн долларов США), внесение первоначального взноса для получения ипотечного жилищного займа на приобретение жилища – 442 заявления на сумму порядка 49,94 тыс. долларов США, приобретение жилища в собственность по гражданско-правовым сделкам (окончательный расчет) – 370 заявлений на сумму более 38,57 тыс. долларов США.

Самыми популярными субцелями в рамках оплаты образования стали: оплата образовательных услуг организаций образования, расположенных на территории Республики Казахстан, долями (за каждый академический период или учебный год) или в полном объеме единовременно (за весь срок обучения) (исполнено 35 617 заявлений на сумму порядка 4,24 млн долларов США), пополнение образовательного накопительного вклада по договору об образовательном накопительном вкладе (исполнено 3 789 заявлений на сумму более 412,21 тыс. долларов США), оплата образовательных услуг зарубежных организаций образования долями (за каждый академический период или учебный год) или в полном объеме единовременно (за весь срок обучения) (исполнено 1 067 заявлений на сумму более 114,96 тыс. долларов США).  

          С подробной информацией о выплатах целевых накоплений в целях улучшения жилищных условий и (или) оплаты образования в разрезе уполномоченных операторов и регионов можно ознакомиться на сайте enpf.kz.

 

Напомним, что согласно программе «Нацфонд - детям» 50% инвестиционного дохода Национального фонда Республики Казахстан раз в год распределяется между детьми-гражданами Республики Казахстан, которые родились в 2006 году и позднее. За 2023 год всем получателям ЦН начислено по 100,52 долларов США, за 2024 год – по 129,38 долларов США. Детям, которым за 2023 год поступили первые средства из Нацфонда, за исключением лиц 2006 года рождения, в текущем году начислен инвестиционный доход в размере 3,04 доллара США. В результате целевые накопления ребенка, родившегося в 2006 году, составляют 100,52 долларов США, родившегося в 2007 году – 232,94 доллара США.

Совершеннолетние граждане должны самостоятельно получать информацию о своих ЦН посредством их личного кабинета на интернет-ресурсах ЕНПФ либо электронного правительства, чтобы затем обратиться к уполномоченному оператору для открытия банковского счета в долларах США и подачи онлайн-заявления на выплату ЦН для улучшения жилищных условий и (или) оплаты образования.

 

Ознакомиться с условиями программы, получить инструкции, ответы на интересующие вопросы можно на сайте kids.enpf.kz и на YouTube-канале БЖЗҚ ЕНПФ. Также отметим, что видеоинструкция о реализации программы «Национальный фонд – детям», алгоритме действий до и после наступления совершеннолетия ребенка размещена на YouTube-канале БЖЗҚ ЕНПФ по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=HHQNAxfskX8.

 

 

ЕНПФ создан 22 августа 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан. В соответствии с пенсионным законодательством ЕНПФ осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, а также зачисление и учет добровольных пенсионных взносов, сформированных за счет невостребованной суммы гарантийного возмещения по гарантируемому депозиту, перечисленной организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан", обеспечивает осуществление пенсионных выплат. Также Фонд осуществляет учет целевых активов и целевых требований, учет и зачисление целевых накоплений (ЦН) на целевые накопительные счета, выплат ЦН их получателю на банковские счета, учет возвратов ЦН в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан в рамках программы «Национальный фонд – детям». (Подробнее на www.enpf.kz).

Как получить наследуемые накопления из ЕНПФ
20 мая 2025

 ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

 

Как получить наследуемые накопления из ЕНПФ

 

            Пенсионные и целевые накопления (начисляемые несовершеннолетним гражданам РК в рамках программы «Национальный Фонд - детям») являются собственностью физического лица, на имя которого открыт счет в ЕНПФ. Соответственно, данные накопления наследуются.

При этом до вступления в права наследования членам семьи умершего лица, имеющего накопления в ЕНПФ за счет обязательных пенсионных взносов (ОПВ) и (или) обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ), и (или) добровольных пенсионных взносов (ДПВ), может быть осуществлена единовременная выплата на погребение за счет ОПВ, ОППВ, ДПВ умершего лица в пределах размера 94-кратного месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, но не более имеющихся средств на счете умершего лица. В случае, если остаток накоплений на счете умершего лица после единовременной выплаты на погребение составит сумму, не превышающую размера минимальной пенсии, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, данный остаток выплачивается как выплата на погребение членам семьи умершего.

Сумма накоплений за счет ОПВ, ОППВ и ДПВ, оставшаяся после единовременной выплаты на погребение, наследуется в порядке, установленном законодательством.

            Обращаем внимание, что законодательством Республики Казахстан (далее – РК) не предусмотрена выплата на погребение за счет целевых накоплений.

Согласно Гражданскому кодексу РК для получения наследуемых пенсионных и (или) целевых накоплений наследник должен по месту открытия наследства подать заявление нотариусу или уполномоченному законом должностному лицу о принятии наследства. Стоит учесть, что сделать это необходимо в течение шести месяцев со дня открытия наследства, т.е. в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя. 

Вместе с тем, для упрощения процедуры наследования накоплений, а также оптимизации взаимодействия между Министерством юстиции Республики Казахстан, Республиканской нотариальной палатой и ЕНПФ заключен Договор о взаимодействии государственной информационной системы «Единая нотариальная информационная система «Е-нотариат» (ЕНИС) и информационной системы ЕНПФ. В рамках этого договора с февраля 2019 года нотариусы при наличии зарегистрированного в ЕНИС наследственного дела направляют в режиме онлайн запросы в ЕНПФ для получения сведений об остатках и о движениях денег на счетах умерших лиц, без направления письменных запросов, что оптимизировало оформление выдачи свидетельства о праве на наследство. После получения свидетельства о праве на наследство наследник вправе предоставить необходимый пакет документов, в любое отделение ЕНПФ. Кроме личного обращения, документы на получение выплат по наследству можно предоставить через поверенное лицо или по почте.

            В случае, если документы, представленные в ЕНПФ, в том числе свидетельство о смерти лица, имеющего накопления в ЕНПФ и умершего за пределами Республики Казахстан, свидетельство о праве на наследство выданы иностранными организациями и учреждениями, а также нотариальные действия в части свидетельствования верности копии документа с оригиналом, подлинности подписи получателя выплат на заявлении, удостоверения доверенности производятся в иностранном государстве,, то данные документы должны быть переведены на государственный либо русский язык и легализованы, за исключением случаев, когда иное установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

            Если получателем единовременной выплаты на погребение или наследником умершего лица, имеющего накопления в ЕНПФ, является иностранец, в том числе поверенное лицо наследника/законный представитель получателя, то в качестве документа, удостоверяющего личность получателя/поверенного лица/законного представителя, в ЕНПФ представляется заграничный паспорт, также переведенный на государственный либо русский язык и при необходимости нотариально засвидетельствованный и легализованный, за исключением случаев, когда иное установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

            После предоставления пакета необходимых документов, ЕНПФ осуществляет выплаты накоплений в установленные законодательством сроки.

            Обращаем внимание, что с перечнем необходимых документов для оформления заявлений о назначении выплат в связи со смертью (на погребение или наследникам) можно ознакомиться на веб-сайте ЕНПФ. Кроме того, процедура подачи документов наследниками для получения накоплений продемонстрирована на you-tube канале ЕНПФ.

 

ЕНПФ создан 22 августа 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан. В соответствии с пенсионным законодательством ЕНПФ осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, а также зачисление и учет добровольных пенсионных взносов, сформированных за счет невостребованной суммы гарантийного возмещения по гарантируемому депозиту, перечисленной организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан", обеспечивает осуществление пенсионных выплат. Также Фонд осуществляет учет целевых активов и целевых требований, учет и зачисление целевых накоплений (ЦН) на целевые накопительные счета, выплат ЦН их получателю на банковские счета, учет возвратов ЦН в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан в рамках программы «Национальный фонд – детям». (Подробнее на www.enpf.kz).

 

 

 

 

 

 

 

Личный кабинет - наиболее удобный способ контролировать свои накопления
20 мая 2025

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Личный кабинет - наиболее удобный способ контролировать свои накопления

 

Размер выплат из ЕНПФ напрямую зависит от суммы накоплений, которые формируются благодаря регулярным и полноценным взносам. Сумма взносов, поступающих ежемесячно на счета, увеличивается за счет инвестиционного дохода, а также служит подтверждением трудового стажа с 1998 года, необходимого для расчета как общего стажа участия в пенсионной системе, так и размера базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств.

ЕНПФ напоминает о важности контроля корректности расчетов, особенно, если взносы удерживаются из заработной платы. Все эти меры помогут убедиться, что накопления граждан в ЕНПФ находятся в полном порядке и обеспечат достойную пенсию в будущем.

На сегодняшний день каждому лицу, имеющему счет в ЕНПФ, предоставлен доступ к личному кабинету на официальном сайте enpf.kz или в мобильном приложении ЕНПФ. Этот сервис позволяет удобно и быстро отслеживать состояние своих накоплений и получать актуальную информацию о всех операциях на счетах. Процедура регистрации в личном кабинете проста и доступна даже для тех, кто впервые сталкивается с подобными сервисами.

Получение информации о состоянии счетов через личный кабинет - это самый удобный, надежный и оперативный способ контроля своих пенсионных накоплений. Сервис работает в режиме онлайн круглосуточно (24/7), что позволяет получать актуальную информацию в любое время и из любой точки мира.

Кроме того, информация о состоянии счетов доступна не только через личный кабинет на сайте ЕНПФ, но и через портал egov.kz или мобильное приложение электронного правительства. Это дает дополнительные удобства для пользователей, предпочитающих взаимодействовать с государственными сервисами через единые платформы.

Статистика: с начала 2025 года по состоянию на 1 марта было выдано 5,4 млн выписок со счетов ЕНПФ, из которых более 4,4 млн (или 82%) — в электронном виде. Это демонстрирует растущую популярность цифровых сервисов и высокий уровень доверия граждан к онлайн-формам получения информации.

Важно отметить, что переход на электронные платформы значительно снижает вероятность ошибок при получении информации и упрощает взаимодействие с ЕНПФ.  Благодаря этому вкладчики могут своевременно принимать меры в случае выявления проблем с перечислением взносов и возникновении вопросов. Также это позволит наиболее точно представить объективную картину личных сбережений и заблаговременно предпринять действия по увеличению пенсионного капитала.

Контроль, осуществленный вкладчиками сегодня, позволит им быть уверенными в своем будущем!

 

 

ЕНПФ создан 22 августа 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан. В соответствии с пенсионным законодательством ЕНПФ осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, а также зачисление и учет добровольных пенсионных взносов, сформированных за счет невостребованной суммы гарантийного возмещения по гарантируемому депозиту, перечисленной организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан", обеспечивает осуществление пенсионных выплат. Также Фонд осуществляет учет целевых активов и целевых требований, учет и зачисление целевых накоплений (ЦН) на целевые накопительные счета, выплат ЦН их получателю на банковские счета, учет возвратов ЦН в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан в рамках программы «Национальный фонд – детям». (Подробнее на www.enpf.kz).

 

 

 

 

 

 

 

Более 16,5 млн услуг оказано ЕНПФ с начала 2025г.
20 мая 2025

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

 

Более 16,5 млн услуг оказано ЕНПФ с начала 2025г.

 

Единый накопительный пенсионный фонд продолжает активно предоставлять широкий спектр услуг, направленных на поддержку и информирование своих клиентов. В период с 01.01.2025г. по 31.03.2025г. оказано населению порядка 16,5 млн услуг. Из общего количества оказанных услуг с начала года - более 7,0 млн проведено в электронном формате, в автоматическом – более 9,0 млн. Таким образом, доля услуг, оказанных в автоматическом, электронном и удаленном форматах составила 98,4% от общего количества. В очном формате было оказано порядка 262,7 тыс. услуг, в том числе непосредственно в офисах Фонда более 255,0 тыс.

Напомним, что все пенсионные счета открываются в ЕНПФ автоматически при поступлении первого взноса. Также автоматически начисляются целевые требования и целевые накопления участникам программы «Нацфонд – детям».

Всего за отчетный период общее количество открытых в автоматическом режиме индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) по всем видам пенсионных взносов, включая условные пенсионные счета (УПС, открываемых в результате перечисления ОПВР работодателем), и целевых накопительных счетов (ЦНС, в рамках программы «Нацфонд-детям») составило 627,6 тыс.

По-прежнему самой популярной услугой является получение выписки с индивидуального пенсионного счета, условного пенсионного счета (УПС), а также целевого накопительного счета (ЦНС). С начала года с ИПС, УПС, ЦНС было выдано порядка 7,7 млн. выписок, из которых более 6,4 млн. - в электронном виде и более 1,1 млн в автоматическом режиме. ЕНПФ напоминает, что получение информации о состоянии счетов через личный кабинет - это самый удобный, надежный и оперативный способ контроля своих пенсионных накоплений. Сервис работает в режиме онлайн круглосуточно (24/7), что позволяет получать актуальную информацию в любое время и из любой точки мира. Также информация о состоянии счетов доступна не только через личный кабинет на сайте ЕНПФ, но и через портал egov.kz или мобильное приложение электронного правительства. Это дает дополнительные удобства для пользователей, предпочитающих взаимодействовать с государственными сервисами через единые платформы.

Кроме получения выписки в личном кабинете на сайте и в мобильном приложении вкладчики (получатели) имеют возможность воспользоваться такими услугами, как внесение изменений и дополнений в свои реквизиты, получение справки о наличии счетов, подача заявления о назначении пенсионных выплат в связи с установлением инвалидности 1 или 2 группы бессрочно или по добровольным пенсионным взносам, отслеживание статуса заявления на выплату, перевод части накоплений управляющим инвестиционным портфелем (УИП), прогнозный расчет будущей пенсии с помощью пенсионного калькулятора и т.д. в режиме 24/7 в любой точке мира.

На изменение реквизитов за январь-февраль 2025г. было принято более 38,4 тыс. заявлений, из них более 35,5 тыс. – в офисах Фонда.

Обращаясь за той или иной услугой к специалистам ЕНПФ, вкладчики, как правило, получают дополнительные консультации и советы по формированию сбережений. В рамках информационно-разъяснительной работы проведено более 10,2 тыс. выездных презентаций, на которых присутствовали порядка 212,0 тыс. человек. В средствах массовой информации были размещены более 11,2 тыс. материалов по сообщениям ЕНПФ.

Количество поступивших обращений вкладчиков и получателей по каналам обратной связи составило порядка 165,8 тыс.

Напомним, что любая компания может подать заявку на проведение презентации и консультаций по вопросам накопительной пенсионной системы с выездом в офис, для чего нужно просто позвонить в call-центр по номеру 1418 или обратиться через сайт или мобильное приложение Фонда.

Консультационные услуги ЕНПФ можно получить посредством мессенджеров (чат-бота в WhatsАpp и Viber по номеру +7 777 000 14 18), call-центра по номеру 1418 (звонок по Казахстану бесплатный), на корпоративном сайте enpf.kz, а также на официальных страницах ЕНПФ в социальных сетях Instagram, Facebook, ВКонтакте, X(Twitter), Telegram, Одноклассники.

 

ЕНПФ создан 22 августа 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан. В соответствии с пенсионным законодательством ЕНПФ осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, а также зачисление и учет добровольных пенсионных взносов, сформированных за счет невостребованной суммы гарантийного возмещения по гарантируемому депозиту, перечисленной организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан", обеспечивает осуществление пенсионных выплат. Также Фонд осуществляет учет целевых активов и целевых требований, учет и зачисление целевых накоплений (ЦН) на целевые накопительные счета, выплат ЦН их получателю на банковские счета, учет возвратов ЦН в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан в рамках программы «Национальный фонд – детям». (Подробнее на www.enpf.kz).

 

 

Визит делегации Республики Таджикистан в АО «Единый накопительный пенсионный фонд»
20 мая 2025

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

 

Визит делегации Республики Таджикистан

в АО «Единый накопительный пенсионный фонд»

 

24-25 апреля 2025 года состоялся ознакомительный визит делегации Республики Таджикистан (далее – РТ) в Единый накопительный пенсионный фонд.  Мероприятие прошло при содействии Всемирного Банка.

В составе делегации были представители Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве РТ (АССП), Агентства инновации и цифровых технологий при Президенте РТ (АИЦТ), Группы реализации «Проекта модернизации социальной защиты и экономической интеграции» при Министерстве здравоохранения и социальной защиты населения РТ (ГРП). Во встрече также участвовали представители Национального Банка РК, Министерства труда и социальной защиты населения РК, АО «Государственный фонд социального страхования», АО «Центр развития трудовых ресурсов», Всемирного банка и ЕНПФ. 

В приветственном слове Председатель Правления АО «ЕНПФ» Жанат Курманов поблагодарил участников встречи за внимание к пенсионной системе Казахстана,  рассказал о ее основных компонентах и выразил надежду на продуктивное сотрудничество специалистов двух стран.

В свою очередь глава таджикской делегации – директор АССП РТ Абдурахмон Халимзод поблагодарил казахстанских коллег за возможность ознакомиться с передовым опытом построения пенсионной системы и уровнем ее цифровизации. Он отметил  важность внедрения цифровых технологий во все сферы жизни и особенно в область пенсионного и социального обеспечения, подчеркнув, что это является одной из приоритетных стратегических задач в Таджикистане в настоящее время.

Во время семинара начальник Управления АССП в г. Душанбе Усмонали Сироджов рассказал о системе социального и пенсионного обеспечения РТ. В настоящее время в Таджикистане пенсионный возраст для мужчин наступает в 63, для женщин в 58 лет. Пенсионные выплаты рассчитаны на 180 месяцев (15 лет), что соответствует средней продолжительности жизни в стране. Страховая и Государственная пенсии назначаются по возрасту, по инвалидности и по потере кормильца. Страховая пенсия состоит из пенсионных взносов, уплаченных страхователями за застрахованных лиц (25% от заработной платы служащих государственных учреждений и 20% - работников негосударственных учреждений). Также пенсия назначается детям до 18 лет, лишившимся отца или матери.

Целью визита таджикской делегации является знакомство с пенсионной системой Казахстана, с особым фокусом на ее накопительные компоненты, а также передовой опыт нашей страны в сфере цифровизации систем пенсионного и социального обеспечения.

Таджикской делегации была презентована комплексная информация о системе социального и пенсионного обеспечения в Казахстане в целом и накопительном компоненте в частности. Были презентованы такие темы, как развитие культуры планирования пенсии, администрирование индивидуальных пенсионных счетов, виды пенсионных выплат, раскрыты вопросы инвестирования пенсионных накоплений.  При этом особое внимание было уделено роли цифровизации в реализации этих направлений, обеспечению  кибер-безопасности, развитию онлайн-сервисов, предоставляемых как ЕНПФ, так и другими участниками накопительной системы Казахстана (уполномоченные операторы (БВУ), компании по страхованию жизни, управляющие инвестиционным портфелем и др.). Благодаря развитию современных технологий и тесной интеграции с базами данных государственных структур с соблюдением всех мер информационной безопасности на сегодняшний день оцифрованы практически все услуги, оказываемые ЕНПФ населению. Цифровизация делает пенсионную и социальную систему Казахстана более прозрачной, удобной и гибкой, а также обеспечивает высокий уровень пользовательского опыта для всех категорий граждан. Это отметили специалисты социальных организаций Таджикистана, а также представители Всемирного Банка.

 

 

ЕНПФ создан 22 августа 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан. В соответствии с пенсионным законодательством ЕНПФ осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, а также зачисление и учет добровольных пенсионных взносов, сформированных за счет невостребованной суммы гарантийного возмещения по гарантируемому депозиту, перечисленной организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан", обеспечивает осуществление пенсионных выплат. Также Фонд осуществляет учет целевых активов и целевых требований, учет и зачисление целевых накоплений (ЦН) на целевые накопительные счета, выплат ЦН их получателю на банковские счета, учет возвратов ЦН в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан в рамках программы «Национальный фонд – детям». (Подробнее на www.enpf.kz).

 

 

 

 

 

 

 

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации