На протяжении последних лет в Казахстане реализуются последовательные меры, направленные на повышение инвестиционной и туристической привлекательности для иностранцев при сохранении достаточного уровня миграционного контроля.
Геополитическое положение нашей страны в центре Евразийского континента определяет масштабные миграционные процессы на её территории.
Между странами Центрально - Азиатского региона с одной стороны (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан), Российской Федерацией и Казахстаном с другой стороны, сформировался Евразийский транзитный коридор, который является одним из крупнейших в мире.
Справочно: Ежегодно через Казахстан транзитом следует от 2,7 до 4,2 млн. граждан Центрально-Азиатского региона, или от 10% до 16% экономически активного населения.
В этом году в Казахстан въехало свыше 1 млн. иностранцев. 90% - это граждане стран СНГ, в т.ч. из Узбекистана – 423 тыс., России – 332 тыс., Кыргызстана – 91 тыс. и Таджикистана – 34 тыс., Беларусь-19 тыс.
Из стран дальнего зарубежья прибыло 88 тыс. чел., большинство - граждане Турции (35 тыс.), Германии 12 тыс., Китая (6,5 тыс.), и Индии (2,4 тыс.).
Справочно: До пандемии ежегодно въезжало более 6 млн. иностранцев, транзитом - около 3-х млн.
Данные процессы влияют на формирование миграционной политики Казахстана, направленной на:
- создание благоприятных условий, позволяющих мигрантам реализовать свой человеческий, экономический и социальный потенциал;
- укрепление человеческого капитала;
- улучшение качества жизни граждан, содействуя, тем самым, их вкладу в обеспечение устойчивого развития на национальном уровне.
Эти принципы обозначены Стратегией развития «Казахстан-2050», Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 года, Планом нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ и рядом других программных документов.
Справочно: Разработка основных направлений государственной политики в области миграции населения и организация её осуществления входит в компетенцию Правительства РК (ст.8 Закона РК «О миграции населения» от 22.07.2011г.).
Уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в области миграции населения в пределах компетенции, является Министерство труда и социальной защиты населения РК.
Реализация государственной политики в области гражданства, миграции и беженцев, межведомственной координации, мониторинг, анализ и регулирование миграционных процессов осуществляется Министерством внутренних дел РК.
Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 года предусмотрено «упрощение процедур миграционного контроля и оформления виз» (инициатива 3.35).
Нами продолжена работа по совершенствованию миграционного законодательства, упрощению визового режима, порядка оформления приглашения, въезда и регистрации пребывающих иностранцев, модернизации визово-миграционного портала (ВМП).
Во-первых - мы упростили порядок пребывания иностранцев в стране.
В соответствии с законодательством, действовавшим до 2020 года, иностранцы в течение 5 дней после въезда в Республику Казахстан обязаны были оформить регистрацию в органах внутренних дел.
При этом регистрация иностранцев, въезжавших по визам, а также граждан 57 стран, которые въезжали на срок до 30 дней в безвизовом порядке (перечень таких стран определён постановлением Правительства от 21 января 2012 года № 148), оформлялась при пересечении Государственной границы.
Другие иностранцы оформляли регистрацию в подразделениях миграционной службы либо через визово-миграционный портал в сети интернет.
При этом мы не утратили миграционный контроль за их пребыванием, так как обязанность об информировании миграционной службы о находящихся у них иностранцах возложена на принимающую сторону.
Справочно: Физические и юридические лица могут уведомить о пребывающем у них иностранце через интернет (визово-миграционный портал) либо предоставить уведомление непосредственно в органы внутренних дел.
Для пребывания более одного месяца оформляется разрешение на временное проживание (работа, учеба, воссоединение с семьей, постоянное проживание, лечение и бизнес ).
При этом сам иностранец в органы внутренних дел не обращается.
Справочно: Ранее для пребывания в погранзоне требовался специальный пропуск который оформлялся в течении 7 рабочих дней по согласованию с органами национальной безопасности.
Во-вторых, шире используются возможности интеграции информационных систем государственных органов, что позволило автоматизировать и максимально упростить процедуру оформления электронной визы, а также внедрить электронный формат приглашения по оформлению иностранцам однократных деловых и частных виз.
Справочно: Физическим или юридическим лицом оформляется приглашение, номер которого после согласования с КНБ (в течение 3 дней), приглашающим лицом направляется иностранцу для самостоятельного оформления визы Казахстана на портале.
Справочно: Ранее первоначально гостиницы ставили постояльцев в своей системе и затем посредством визово-миграционного портала направляли уведомления в органы внутренних дел.
На сегодняшний день уже оформлено и выдано в аэропортах г.Нур-Султан, Алматы и Актау по прилету 2904 визы иностранцам в бюджет поступило около 88 млн. тенге.
Справочно: На первоначальном этапе нами открыты визово-миграционные пункты по выдаче виз в аэропортах гг. Нур-Султан и Алматы, в ближайшее время данная практика распространится на все международные аэропорты Республики Казахстан.
Так, при выявлении нарушения на пункте пропуска, сотрудник пограничной службы может сам принять решение о мере административного взыскания в соответствии с санкцией, предусмотренной Адм.кодексом. При этом иностранец не снимается с рейса и имеет возможность убыть из Казахстана.
Справочно: Раньше иностранца-правонарушителя сотрудники ПС КНБ вынуждены были снимать с рейса для оформления административного материала и направления его в суд. Это отрицательно сказывалось на имидже страны, его туристической и инвестиционной привлекательности.
Принятые меры способствуют повышению имиджа нашей страны, её туристической и инвестиционной привлекательности.