Компетенция прокуратуры по рассмотрению обращений

 

 Компетенция прокуратуры по рассмотрению обращений

 

Обращения в социально-экономической сфере

           Обращения на действия (бездействие) и решения государственных органов, не регулируемые уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях

1..При угрозе необратимых последствий (для жизни, здоровья людей и безопасности страны);

2. О нарушениях прав неограниченного круга лиц или лиц, неспособных самостоятельно себя защитить (в силу физических, психических и иных обстоятельств);

3..О вмешательстве в деятельность субъектов частного предпринимательства со стороны государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Указанные категории рассматриваются прокурорами только в случаях:

- нарушения законности или угрозы их наступления в деятельности правоохранительных и специальных государственных органов;

- обжалования решения и действия (бездействие) уполномоченного административного органа либо его должностных лиц.

Если поступившее обращение (к примеру, на действия и решения центральных и местных исполнительных госорганов)                      не соответствует вышеуказанным критериям, то они подлежат направлению напрямую в уполномоченные органы, за исключением обращений субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны госорганов.

 

Обращения по надзору за законностью судебных актов по гражданским и административным делам

Обращения, связанные с применением норм Гражданского процессуального кодекса и Административного процедурно-процессуального кодекса (жалобы на судебные акты по гражданским и административным делам)

 

Подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре:

- жалобы на вступившие в законную силу судебные акты по гражданским делам, предусмотренным ч.2 ст.54, ч.2 ст.435 ГПК, в пределах 6-ти месячного срока (ч.1 ст.436 ГПК) обжалования (затрагивающие интересы государства, когда требуется защита неограниченного круга лиц, общественных интересов или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать, а также когда необходимость участия прокурора признана судом) после реализации заявителем права на обращение в кассационную инстанцию;

- жалобы на постановления кассационной инстанции по административным делам, предусмотренным ч.2 ст.31 АППК (вытекающие из налоговых, таможенных, бюджетных отношений, отношений в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду; об обжаловании действий (бездействия) государственных судебных исполнителей при исполнении исполнительных документов о взыскании с государства и в доход государства; о защите избирательных прав граждан и  общественных объединений, участвующих в выборах, республиканском референдуме; когда административный акт, административное действие (бездействие) могут ограничить права, свободы и законные интересы лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту, или неограниченного круга лиц; когда необходимость участия прокурора признана судом), в пределах 3-х месячного срока обжалования  после реализации заявителем права на обращение к Председателю Верховного Суда.

Не подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре:

- жалобы по делам, находящимся в производстве судов, а также на не вступившие в законную силу решения судов независимо от категории спора (подлежат направлению в суды);

- ходатайства о принесении протестов на судебные акты по гражданским делам, не предусмотренным ч.2 ст.54 ГПК                 (по частно-правовым, корпоративным спорам и т.п.);

- ходатайства о принесении кассационных протестов по гражданским делам, предусмотренным ч.2 ст.54 ГПК до реализации заявителем права оспаривания судебных актов в Верховный Суд (ч.4 ст.442 ГПК);

- ходатайства о принесении протестов на вступившие в силу судебные акты, включая постановления Верховного Суда, по административным делам, не предусмотренным ч.2 ст.31 АППК;

- в случае пропуска срока (ч.1 ст.436 ГПК – 6 месяцев;                  ч.3 ст.169 АППК – 3 месяца) на подачу ходатайств на вступившие в законную силу судебные акты;

- жалобы на действия судей (направляются по подведомственности в суды).

Обращения по надзору за законностью судебных актов

по делам об административных правонарушениях

Обращения, связанные с применением норм Кодекса «Об административных правонарушениях» (жалобы на судебные акты по делам об административных правонарушениях)

 

Подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре следующие ходатайства:

- о принесении протестов на вступившие в законную силу судебные акты по делам об административных правонарушениях, по которым было реализовано право самостоятельного обжалования постановлений в суд кассационной инстанции.

- при наличии оснований к пересмотру, предусмотренных в ч.5 ст.851 КоАП (в случаях, когда: исполнение принятого постановления может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан; принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами, уполномоченными органами (должностными лицами) норм права).

Не подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре ходатайства, если заявителями не реализовано право самостоятельного обжалования постановлений суда либо отсутствуют основания к их пересмотру, предусмотренные ч.5 ст.851 КоАП (направляются в Верховный Суд).

Обращения по вопросам исполнительного производства

Обращения, по вопросам исполнительного производства

Подлежат рассмотрению в органах прокуратуры, если исполнение судебных актов затрагивает права и интересы:

-         неограниченного круга лиц;

-       лиц (или их представителей) которые не могут себя защитить (дети с ограниченными возможностями, дети-сироты, оставшиеся без попечения,  инвалиды 1-й группы, недееспособные и другие);

-       общественные и государственные интересы                              (не относятся субъекты квазигосударственного сектора,                                 за исключением случаев, когда взыскание связано с бюджетными деньгами, выделенными на реализацию госпрограмм).

Не подлежат рассмотрению в органах прокуратуры:

- обращения по исполнительному производству о взыскании частных долгов и в пользу лиц, не подпадающих под вышеуказанные категории (направляются в уполномоченный орган);

- заявления о привлечении должников к уголовной ответственности за неисполнение судебных актов (направляются в органы внутренних дел и юстиции).

Обращения по надзору за законностью рассмотрения уголовных дел в судах

Обращения, связанные с применением норм Уголовно-процессуального кодекса (жалобы на судебные акты по уголовным делам, а также действия (бездействие) и решения следователя, прокурора по досудебным расследованиям), а также Уголовно-исполнительного кодекса 

 

        Подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре

ходатайства об опротестовании в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов, указанных в ч.1 ст.484 УПК (в кассационном порядке Верховный Суд рассматривает дела по ходатайствам на вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные судами первой инстанции, после их рассмотрения в апелляционной инстанции, протестам прокурора, а также на приговоры и постановления апелляционной инстанции), по которым допущены нарушения конституционных прав и свобод граждан либо неправильное применение уголовного и уголовно-процессуального законов при расследовании или судебном рассмотрении дела.

       Не подлежат рассмотрению органами прокуратуры  следующие обращения участников процесса:

         - об обжаловании действий (бездействия) и решения следователя, прокурора по уголовным делам, переданным с обвинительным актом в суд (ч.3 ст.305 УПК);

- о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по вопросам, связанным с исполнением приговора (п.2 ч.2 ст.484 УПК);

- о принесении кассационного протеста по уголовным делам, не соответствующие требованиям статьи 488 УПК, на основании статей 486, 489 УПК, не позднее трех рабочих дней с момента поступления в органы прокуратуры возвращаются без рассмотрения (лицу, подавшему ходатайство разъясняется его право на повторное обращение в Генеральную прокуратуру после устранения недостатков, послуживших основанием для возвращения ходатайства, или обращение непосредственно в Верховный Суд Республики Казахстан с ходатайством о пересмотре судебных актов в кассационном порядке);

- о принесении кассационного протеста на судебные акты, по которым истекли сроки кассационного опротестования, предусмотренные статьей 487 УПК (не позднее трех рабочих дней с момента поступления возвращаются без рассмотрения с соответствующим разъяснением закона).

Обращения по надзору за законностью исполнения наказания

Обращения, связанные с применением норм Уголовно-исполнительного кодекса (жалобы на законность содержания лиц, заключенных в учреждения уголовно-исполнительной системы и законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и др.) и на судебные акты, связанные с исполнением приговоров.

Подлежат рассмотрению в органах прокуратуры:

- о применении пыток и иных недозволенных мер воздействия на заключенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС);

-.о реабилитации жертв массовых политических репрессий;

- о несогласии с судебными актами (приговор суда первой инстанции, постановления судов первой и второй инстанции об условно-досрочном освобождении/замене неотбытой части наказания и переводе в учреждения минимальной безопасности, сокращении срока наказания и т.д.);

- законность содержания лиц, заключенных в учреждения УИС;

- по вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях УИС, подучетных и поднадзорных;

- законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

        Не подлежат рассмотрению органами прокуратуры  обращения, связанные с вопросами:

-.коммунально-бытового, вещевого, трудового обеспечения осужденных, качества и обеспечения питанием, обеспечения лекарственными препаратами, оказания медицинских услуг;

-.обеспечения начальным, средним, специальным и высшим образованием;

- нарушения правил и охраны труда;

-.выплаты пособий, пенсий, заработной платы и др. социальных выплат;

- перевода в учреждения УИС других регионов;

-.применения с нарушением закона наложенных дисциплинарных взысканий и поощрений;

-.несогласия с обысковыми мероприятиями (изъятие запрещенных предметов);

-.несогласия с условиями отбывания наказания в учреждениях, нарушения прав и обязанностей осужденных (предоставление свиданий, получение посылок, приобретение товаров, телефонные переговоры и т.д.);

- определения степени поведения;

- несогласия с ответами администраций учреждений;

- культурно-воспитательной работы;

- незаконных действий должностных лиц (за исключением пыток и иных недозволенных мер воздействия);

-.незаконных действий (бездействий) судебных исполнителей при исполнении судебных актов связанных с исполнением уголовных наказаний в виде штрафа и конфискации имущества;

-.нарушения порядка рассмотрения обращений учреждениями КУИС, регламентированного действующим законодательством.

 

Дата публикации
02 апреля 2022