Компетенция прокуратуры по рассмотрению обращений
Обращения в социально-экономической сфере |
|
Обращения на действия (бездействие) и решения государственных органов, не регулируемые уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях |
1..При угрозе необратимых последствий (для жизни, здоровья людей и безопасности страны); 2. О нарушениях прав неограниченного круга лиц или лиц, неспособных самостоятельно себя защитить (в силу физических, психических и иных обстоятельств); 3..О вмешательстве в деятельность субъектов частного предпринимательства со стороны государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Указанные категории рассматриваются прокурорами только в случаях: - нарушения законности или угрозы их наступления в деятельности правоохранительных и специальных государственных органов; - обжалования решения и действия (бездействие) уполномоченного административного органа либо его должностных лиц. Если поступившее обращение (к примеру, на действия и решения центральных и местных исполнительных госорганов) не соответствует вышеуказанным критериям, то они подлежат направлению напрямую в уполномоченные органы, за исключением обращений субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны госорганов.
|
Обращения по надзору за законностью судебных актов по гражданским и административным делам |
|
Обращения, связанные с применением норм Гражданского процессуального кодекса и Административного процедурно-процессуального кодекса (жалобы на судебные акты по гражданским и административным делам)
|
Подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре: - жалобы на вступившие в законную силу судебные акты по гражданским делам, предусмотренным ч.2 ст.54, ч.2 ст.435 ГПК, в пределах 6-ти месячного срока (ч.1 ст.436 ГПК) обжалования (затрагивающие интересы государства, когда требуется защита неограниченного круга лиц, общественных интересов или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать, а также когда необходимость участия прокурора признана судом) после реализации заявителем права на обращение в кассационную инстанцию; - жалобы на постановления кассационной инстанции по административным делам, предусмотренным ч.2 ст.31 АППК (вытекающие из налоговых, таможенных, бюджетных отношений, отношений в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду; об обжаловании действий (бездействия) государственных судебных исполнителей при исполнении исполнительных документов о взыскании с государства и в доход государства; о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, республиканском референдуме; когда административный акт, административное действие (бездействие) могут ограничить права, свободы и законные интересы лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту, или неограниченного круга лиц; когда необходимость участия прокурора признана судом), в пределах 3-х месячного срока обжалования после реализации заявителем права на обращение к Председателю Верховного Суда. Не подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре: - жалобы по делам, находящимся в производстве судов, а также на не вступившие в законную силу решения судов независимо от категории спора (подлежат направлению в суды); - ходатайства о принесении протестов на судебные акты по гражданским делам, не предусмотренным ч.2 ст.54 ГПК (по частно-правовым, корпоративным спорам и т.п.); - ходатайства о принесении кассационных протестов по гражданским делам, предусмотренным ч.2 ст.54 ГПК до реализации заявителем права оспаривания судебных актов в Верховный Суд (ч.4 ст.442 ГПК); - ходатайства о принесении протестов на вступившие в силу судебные акты, включая постановления Верховного Суда, по административным делам, не предусмотренным ч.2 ст.31 АППК; - в случае пропуска срока (ч.1 ст.436 ГПК – 6 месяцев; ч.3 ст.169 АППК – 3 месяца) на подачу ходатайств на вступившие в законную силу судебные акты; - жалобы на действия судей (направляются по подведомственности в суды). |
Обращения по надзору за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях |
|
Обращения, связанные с применением норм Кодекса «Об административных правонарушениях» (жалобы на судебные акты по делам об административных правонарушениях)
|
Подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре следующие ходатайства: - о принесении протестов на вступившие в законную силу судебные акты по делам об административных правонарушениях, по которым было реализовано право самостоятельного обжалования постановлений в суд кассационной инстанции. - при наличии оснований к пересмотру, предусмотренных в ч.5 ст.851 КоАП (в случаях, когда: исполнение принятого постановления может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан; принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами, уполномоченными органами (должностными лицами) норм права). Не подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре ходатайства, если заявителями не реализовано право самостоятельного обжалования постановлений суда либо отсутствуют основания к их пересмотру, предусмотренные ч.5 ст.851 КоАП (направляются в Верховный Суд). |
Обращения по вопросам исполнительного производства |
|
Обращения, по вопросам исполнительного производства |
Подлежат рассмотрению в органах прокуратуры, если исполнение судебных актов затрагивает права и интересы: - неограниченного круга лиц; - лиц (или их представителей) которые не могут себя защитить (дети с ограниченными возможностями, дети-сироты, оставшиеся без попечения, инвалиды 1-й группы, недееспособные и другие); - общественные и государственные интересы (не относятся субъекты квазигосударственного сектора, за исключением случаев, когда взыскание связано с бюджетными деньгами, выделенными на реализацию госпрограмм). Не подлежат рассмотрению в органах прокуратуры: - обращения по исполнительному производству о взыскании частных долгов и в пользу лиц, не подпадающих под вышеуказанные категории (направляются в уполномоченный орган); - заявления о привлечении должников к уголовной ответственности за неисполнение судебных актов (направляются в органы внутренних дел и юстиции). |
Обращения по надзору за законностью рассмотрения уголовных дел в судах |
|
Обращения, связанные с применением норм Уголовно-процессуального кодекса (жалобы на судебные акты по уголовным делам, а также действия (бездействие) и решения следователя, прокурора по досудебным расследованиям), а также Уголовно-исполнительного кодекса
|
Подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре ходатайства об опротестовании в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов, указанных в ч.1 ст.484 УПК (в кассационном порядке Верховный Суд рассматривает дела по ходатайствам на вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные судами первой инстанции, после их рассмотрения в апелляционной инстанции, протестам прокурора, а также на приговоры и постановления апелляционной инстанции), по которым допущены нарушения конституционных прав и свобод граждан либо неправильное применение уголовного и уголовно-процессуального законов при расследовании или судебном рассмотрении дела. Не подлежат рассмотрению органами прокуратуры следующие обращения участников процесса: - об обжаловании действий (бездействия) и решения следователя, прокурора по уголовным делам, переданным с обвинительным актом в суд (ч.3 ст.305 УПК); - о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по вопросам, связанным с исполнением приговора (п.2 ч.2 ст.484 УПК); - о принесении кассационного протеста по уголовным делам, не соответствующие требованиям статьи 488 УПК, на основании статей 486, 489 УПК, не позднее трех рабочих дней с момента поступления в органы прокуратуры возвращаются без рассмотрения (лицу, подавшему ходатайство разъясняется его право на повторное обращение в Генеральную прокуратуру после устранения недостатков, послуживших основанием для возвращения ходатайства, или обращение непосредственно в Верховный Суд Республики Казахстан с ходатайством о пересмотре судебных актов в кассационном порядке); - о принесении кассационного протеста на судебные акты, по которым истекли сроки кассационного опротестования, предусмотренные статьей 487 УПК (не позднее трех рабочих дней с момента поступления возвращаются без рассмотрения с соответствующим разъяснением закона). |
Обращения по надзору за законностью исполнения наказания |
|
Обращения, связанные с применением норм Уголовно-исполнительного кодекса (жалобы на законность содержания лиц, заключенных в учреждения уголовно-исполнительной системы и законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и др.) и на судебные акты, связанные с исполнением приговоров. |
Подлежат рассмотрению в органах прокуратуры: - о применении пыток и иных недозволенных мер воздействия на заключенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС); -.о реабилитации жертв массовых политических репрессий; - о несогласии с судебными актами (приговор суда первой инстанции, постановления судов первой и второй инстанции об условно-досрочном освобождении/замене неотбытой части наказания и переводе в учреждения минимальной безопасности, сокращении срока наказания и т.д.); - законность содержания лиц, заключенных в учреждения УИС; - по вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях УИС, подучетных и поднадзорных; - законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Не подлежат рассмотрению органами прокуратуры обращения, связанные с вопросами: -.коммунально-бытового, вещевого, трудового обеспечения осужденных, качества и обеспечения питанием, обеспечения лекарственными препаратами, оказания медицинских услуг; -.обеспечения начальным, средним, специальным и высшим образованием; - нарушения правил и охраны труда; -.выплаты пособий, пенсий, заработной платы и др. социальных выплат; - перевода в учреждения УИС других регионов; -.применения с нарушением закона наложенных дисциплинарных взысканий и поощрений; -.несогласия с обысковыми мероприятиями (изъятие запрещенных предметов); -.несогласия с условиями отбывания наказания в учреждениях, нарушения прав и обязанностей осужденных (предоставление свиданий, получение посылок, приобретение товаров, телефонные переговоры и т.д.); - определения степени поведения; - несогласия с ответами администраций учреждений; - культурно-воспитательной работы; - незаконных действий должностных лиц (за исключением пыток и иных недозволенных мер воздействия); -.незаконных действий (бездействий) судебных исполнителей при исполнении судебных актов связанных с исполнением уголовных наказаний в виде штрафа и конфискации имущества; -.нарушения порядка рассмотрения обращений учреждениями КУИС, регламентированного действующим законодательством. |