Лого

Меню

Страницы

Статья

Местное самоуправление

Внедрение местного самоуправления в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с Концепцией развития местного самоуправления в два этапа.

В рамках первого этапа определены порядок проведения выборов акимов сел, деятельность схода и собрания местного сообщества, доходные источники органов местного самоуправления.

В рамках второго этапа с 1 января 2018 года на уровне городов районного значения, сел, поселков и сельских округов (далее — сельских округов) с численностью населения более 2000 человек внедрен самостоятельный бюджет, который определен как четвертый уровень бюджета, в нашем районе Успенский сельский округ перешел на IV уровень бюджета.

С 2020 года внедрение IV уровня бюджета прошло в остальных шести  сельских округах района.

Бюджет местного самоуправления формируется за счет переданных 5-ти видов налогов (индивидуальный подоходный налог, не облагаемый у источника выплаты, физических лиц; налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на транспортные средства с физических лиц и юридических лиц), неналоговых поступлений (штрафы, доходы от коммунальной собственности, добровольные взносы и др.) и поступлений из районного бюджета.

Тем самым, налоги, оплачиваемые местными жителями остаются в сельском округе.

Местные налоги и трансферты из района поступают напрямую в бюджет МСУ. Они формируют основу расходов. Зачисление налогов непосредственно в собственный бюджет стало фактором увеличения доходной части.

Внедрение четвертого уровня бюджета МСУ позволило расширить финансовые возможности сельских округов, усилить роль населения в решении вопросов местного значения, повысить уровень ответственности и компетентности аппаратов акимов сельских округов, позволит укрепить финансовую основу сельских округов, эффективно распределять бюджетные средства в интересах населения и повысить качество жизни людей на селе.

Анализ текущей ситуации за 2020 год в районе показал, что наряду с положительными сторонами внедрения четвертого уровня существует ряд проблем сдерживающих развитие местного самоуправления. Несмотря на предлагаемые меры по усилению роли сходов и собраний населения, они пока только обсуждают, но не решают вопросы местного значения. Решения их носят только рекомендательный характер, поскольку не имеют обязательной силы для акимов.

Аким принимает решения и несет ответственность за развитие сельского округа, при этом важные решения он обязан предварительно объяснить представителям местного сообщества и выслушать их мнение.

 

Акимам сельских округов предоставлены полномочия по контролю за целевым использованием земельных участков, соблюдением правил благоустройства, озеленения и другими вопросами на соответствующей территории.

В целом аким остается наиболее значимым должностным лицом, имеющим властные полномочия на своем уровне.

На аппарат акима возложены функции исполнительного органа, обеспечивающего деятельность акима.

Учитывая то, что на уровне сельских округов отсутствует представительный орган, утверждение и уточнения бюджета МСУ осуществляется маслихатом района (проблемным вопросом остается длительность согласования и регистрации проекта решения маслихата о местных бюджетах) после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение возлагается на аппарат акима сельского округа В этой связи необходимо законодательно усилить роль местного сообщества путем наделения их полномочиями по принятию решений, в целях быстрого реагирования акимами сельских округов по вопросам использования коммунальной собственности распределению финансовых средств, предоставления населению через органы местного самоуправления реальной возможности самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения, усиления общественного контроля за работой местных органов власти, влияния граждан на ситуацию на местах.

При формировании доходной части бюджета нет доступа к базам данных уполномоченных органов, необходимых для полного охвата объектов налогооблажения и контроля уплаты налогов в четвертый уровень бюджета, в основном это база на транспортные средства.

Процесс развития местного самоуправления предполагает изменение законодательной базы и реальный рост гражданской активности местного сообщества.

Дата публикации
22 декабря 2020
Дата обновления
22 декабря 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

25 апреля 2024
Соблюдение санитарных требований при транспортировке хлеба и хлебо-булочных изделий
15 апреля 2024
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОГНЕТУШИТЕЛЯМИ !
15 апреля 2024
Берегите дом от пожара!

Социальные медиа

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития