Лого

Меню

Страницы

Статья

Касательно изменений в системе обязательного социального страхования

Система обязательного социального страхования (система) в Казахстане является дополнительной формой социального обеспечения работающего населения.

Система основана на принципе ограниченной солидарности - уплата социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) производится за работающее население. При этом получателями социальных выплат являются лица, за которых поступили социальные отчисления в ГФСС и у которых наступил случай социального риска.

Согласно законодательству, система охватывает следующие социальные риски:

- утрату трудоспособности;

- потерю кормильца;

- потерю работы;

- беременность и роды, усыновление (удочерение) новорожденного ребенка (детей);

- уход за ребенком по достижении возраста полутора лет.

Важно понимать, что социальные выплаты не являются зара-ботком работника, это форма социальной поддержки в период наступления социального риска.

Таким образом, социальные выплаты предназначены для решения социальных вопросов, исключая возможность обогащения отдельных недобросовестных лиц за счет системы.

В настоящее время по республике система охватывает более 6,8 млн. человек, по итогам 2024 года социальные выплаты получили порядка 1,4 млн. чел. на сумму 958 млрд. тенге.

В структуре выплат основная доля приходится на выплаты, связанные с материнством и детством. Ежегодно на эти цели расходуется более 82% от общего объема выплат из Фонда.

При этом, предусмотрены две долгосрочные социально-значимые выплаты - по случаю утраты трудоспособности и потери кормильца. Помимо долгосрочных выплат существует поддержка при потере работы.

Напомним, что ранее проверочными мероприятиями ГФСС были установлены факты «фиктивных» трудовых отношений, когда субъекты предпринимательства не подтвердили трудовые отношения с обратившимися за назначением социальных выплат по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами.

Во многом, причинами подобных фактов явилась распространенная практика искусственного завышения дохода отдельными беременными женщинами перед наступлением социального риска по беременности и родам (перед датой выдачи листа временной нетрудоспособности по беременности и родам) посредством уплаты социальных отчислений от нескольких плательщиков за одни и те же периоды, при отсутствии фактических трудовых отношений.

Принятые изменения предусматривают:

- ограничение среднемесячного дохода до 7 МЗП при расчете размера социальной выплаты по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами вне зависимости от количества работодателей;

- исключение из расчета социальных выплат по случаям потери дохода в связи с беременностью и родами, ухода за ребенком социальных отчислений, уплаченных после даты наступления социальных рисков.

Реализация данных изменений призвана уменьшить возможность искусственного завышения застрахованного заработка и обеспечения социальной справедливости.

Дополнительно сообщаем, что для женщин, чей реальный среднемесячный доход превышает установленный лимит, предусмотрена возможность получения дополнительных выплат. Согласно Трудовому кодексу РК, работодатель может оплачивать отпуск по беременности и родам с сохранением средней заработной платы — за вычетом суммы, выплаченной из ГФСС. Это может быть предусмотрено трудовым или коллективным договором, и если такого положения нет, работник вправе инициировать его включение в данные документы (пункт 3 статьи 71 Социального кодекса и пункт 4 статья 99 Трудового кодекса).

 

 

 

Филиал АО «ГФСС» по Павлодарской области

 

Дата публикации
05 мая 2025
Дата обновления
20 июня 2025
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
17 декабря 2025
Видеокурс по вопросам обеспечения избирательных прав лиц с инвалидностью
Информация
11 декабря 2025
В чем преимущества добровольных пенсионных взносов?
Информация
11 декабря 2025
Инвестируются ли добровольные пенсионные взносы? Можно ли их переводить управляющим инвестиционным портфелем?

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Термины и обозначения
Политика конфиденциальности
Правила размещения информации на интернет-портале открытых данных
Концепция развития искусственного интеллекта на 2024 – 2029 годы
Концепция цифровой трансформации
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК