Лого

Меню

Страницы

Статья

Взаимодействие доменных имен и фирменных наименований с товарными знаками.

Столкновение фирменных наименований с товарными знаками является актуальной темой на протяжении всего действия правовой системы интеллектуальной собственности и в настоящее время продолжает набирать обороты.

Столкновение же доменных имен с товарными знаками зародилось в эпоху бурного развития Интернета. Сегодня трудно представить жизнь без Интернета. Когда-то созданные различные сайты производителей и услугодателей, социальные сети для общения людей, сегодня являются крупнейшими торговыми площадками с миллиардными оборотами.

В настоящее время, благодаря курсу руководителей страны, Республика Казахстан является конкурентоспособной, экономически развитой страной, пользующаяся большим авторитетом на мировой арене.

Государственная политика в сфере интеллектуальной собственности является неотъемлемой частью экономического развития любой страны, в связи с чем очень важно соблюдать баланс интересов предпринимателей и требований норм законодательства.

В этой связи внимания заслуживают ситуации столкновений доменных имен и фирменных наименований с товарными знаками, которые являются предметом рассмотрения судебными органами.Для начала обратимся к понятиям указанных объектов, приведенным в законодательных актах Республики Казахстан, что поможет определиться с тем, что они собой представляют.

Доменное имя – символьное (буквенно-цифровое) имя, служащее для идентификации областей,

которые являются единицами административной автономии в сети Интернет, в составе вышестоящей по иерархии такой области (Закон Республики Казахстан «Об информатизации»). Иными словами, доменное имя - это уникальный адрес, по которому открывается сайт в интернете.

Фирменное наименование – это наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возникающее с момента его регистрации в Национальном реестр бизнесидентификационных номеров. (Гражданский кодекс Республики Казахстан). Наименование юридического лица включает в себя его название и указание на организационно-правовую форму. Оно может включать в себя дополнительную информацию, предусмотренную законодательством.

Товарный знак - это обозначение, зарегистрированное в соответствии с настоящим Законом или охраняемое без регистрации в силу международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан, служащее для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических или физических лиц. (Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров»). Таким образом, каждый из указанных выше объектов является в той или иной степени обозначением, где доменное имя — это обозначение адреса сайта, фирменное наименование — это обозначение юридического лица, товарный знак - обозначение товаров и услуг.

Однако не каждое такое обозначение является средством индивидуализации, поскольку, согласно пункту 3 статьи 961 Гражданского кодекса Республики Казахстан, «К средствам индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг относятся:

1) фирменные наименования (здесь и далее фрагменты норм выделены нами – А.Н.);

2) товарные знаки (знаки обслуживания);

2-1) географические указания;

3) наименования мест происхождения товаров;

4) другие средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательными актами».

При этом к другим средствам индивидуализации участников гражданского оборота, принимая во внимание изученные нормативно-правовые акты, доменное имя не относится. Тем самым, все три указанных объекта являются обозначениями, однако только фирменное наименование и товарный знак относятся к средствам индивидуализации. Говоря об экспертизе товарных знаков, следует отметить, что поиск по фирменным наименованиям не проводится, поскольку для установления сходства до степени смешения необходимо определять однородность товаров и услуг.

Фирменное наименование, в свою очередь, не предусмотрено классификацией товаров и услуг, вместо этого применяется общий классификатор видов экономической деятельности - национальный классификатор на уровне пяти знаков, который устанавливает порядок классификации и кодирования видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов (ОКЭД), который может включать неопределенные виды деятельности.

 Статьей 6 Закона Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров», предусмотрены абсолютные основания для отказа в регистрации. Так, «Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

            1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров (услуг) определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) указывающих на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта;

 3-1) представляющих собой международные непатентуемые наименования лекарственных средств;

6) имеющих прямую описательную связь с товарами или услугами, для обозначения которых они используются.

При этом указанные обозначения могут быть использованы как неохраняемые элементы товарного знака, если они не занимают в нем доминирующего положения. То есть, товарному знаку может быть предоставлена правовая охрана, если неохраноспособные элементы не доминируют.

Из этого следует вывод, что фирменное наименование и доменное имя могут быть зарегистрированы в составе товарного знака, с дискламацией неохраноспособных элементов.

На практике зачастую имеют место столкновения фирменных наименований и товарных знаков.

Споры возникают как в ходе регистрации фирменного наименования, так и регистрации товарного знака, элементы которых сходны, что приводит к путанице потребителей относительно производителей товаров или услугодателей.

Гражданском кодексом Республики Казахстан РК (пункт статьи 1020) установлено: «Если фирменное наименование одного юридического лица оказывается тождественным или сходным до степени смешения с товарным знаком (знаком обслуживания) другого физического или юридического лица и в результате такого тождества или сходства может ввести потребителей в заблуждение, то преимущество будет иметь средство индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания), исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого средства индивидуализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, имеет право требовать признания недействительной правовую охрану, предоставленную товарному знаку (знаку обслуживания) на однородные товары или услуги, или запрета на использование фирменного наименования».
В целом, приведенная норма включает два главных критерия:

            1) фирменное наименование и товарный знак должны быть тождественными или сходными до степени смешения;

2) приоритет средства индивидуализации.

Таким образом, если зарегистрированный товарный знак будет признан тождественным или сходным до степени смешения с фирменным наименованием, исключительное право на которое возникло раньше, юридическое лицо вправе обжаловать регистрацию товарного знака в уполномоченном органе. И наоборот, если товарный знак получил исключительное право раньше, чем фирменное наименование и обозначения являются тождественными или сходными до степени смешения, владелец товарного знака вправе требовать запрет на использование фирменного наименования. Отдельно стоит отметить, что сложность в рассмотрении конфликтов возникает ввиду того, что регистрация фирменного наименования занимает значительно меньшее время, чем товарный знак. К тому же статьей 38 Гражданского Кодекса Республики Казахстан определены критерии, по которым заявителю могут отказать в регистрации фирменного наименования.

Так, в наименовании юридического лица не допускается использование названий, противоречащих требованиям законодательства или нормам общественной морали; собственных имен лиц, если они не совпадают с именем участников либо если участники не получили разрешения этих лиц (их наследников) на использование собственного имени.

Как видно из указанных критериев, законодательство не предусматривает проверку на оригинальность в части сходства с другими фирменными наименованиями. Например, при наличии ТОО «Адал-NS» можно зарегистрировать ТОО «Aдал NS».

Столкновение доменных имен с товарными знаками встречаются реже. Говоря о них, следует еще раз подчеркнуть, что доменное имя, в отличие от товарного знака, не относится к объектам интеллектуальной собственности или средству индивидуализации на рынке.

Доменному имени не предоставляется правовая охрана в части защиты ее оригинальности.

Более того, законодательством Республики Казахстан не предусмотрено требований и обязанностей регистратора доменного имени по проверке на охраноспособность и нарушения третьих лиц. Регистратор доменного имени лишь проверяет данные:

1) достоверности и полноты информации, указанной в заявке;

2) доступности для регистрации запрашиваемого доменного имени к моменту подачи заявки;

3) соответствия запрашиваемого доменного имени

стандартам Интернет;

4) отсутствия запрашиваемого доменного имени в перечне зарезервированных доменных имен согласно законодательству;

5) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о запрете на использование регистрируемого доменного имени;

6) отсутствия в содержании запрашиваемого доменного имени информации, запрещенной законами Республики Казахстан.

Несмотря на то, что доменные имена не являются средством индивидуализации, судебные органы рассматривают такие споры через призму недобросовестной конкуренции.

В случае, если владелец доменного имени приобрел известность среди потребителей, широко использует название доменного имени, но не зарегистрировал товарный знак, то несмотря, что регистрация домена не устанавливает сама по себе права на его использование, само пользование может установить такое право.

В таком случае, суд рассматривает спор, исходя из приоритета регистрации, сходства обозначений, однородности товаров и услуг, и самое главное, наличие умысла на недобросовестное использование. Соответственно, если судом не будет установлены признаки недобросовестной конкуренции, правовая охрана товарного знака будет признана выше, чем доменного имени.

Таким образом, единственным способом защиты доменного имени, является его регистрация в качестве товарного знака. Подводя итоги, следует сделать следующие выводы:

На сегодня статус доменного имени в Казахстане является неопределенным, что не дает рассматривать его в свете средства индивидуализации на рынке и, как следствие, не дает ему защиту или возможности использовать исключительные права на доменное имя, что, как правило, порождает конфликты с владельцами товарных знаков и нарушает исключительные права их владельцев на использование зарегистрированного обозначения.

Споры, возникающие между владельцами товарных знаков и доменных имен, рассматриваются в судебном порядке, где окончательное решение принимается судом с учетом приоритета обозначения, наличия фактических обстоятельств, а также признаков недобросовестной конкуренции.

 

Департамент юстиции Павлодарской области

Дата публикации
17 декабря 2024
Дата обновления
17 декабря 2024
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
09 июня 2025
Информационные плакаты кандидатов в акимы Аксанского сельского округа
Информация
09 июня 2025
информационные плакаты кандидатов в акимы Бирликского сельского округа
Информация
09 июня 2025
информационные плакаты кандидатов в акимы Сатпаевского сельского округа

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации